Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 7. Регинон Прюмский. «Хроника» с продолжением (начало X в. и после 973 г.) Регинон, известный хронист, а также автор сочинений по теории музыки и каноническому праву, был аббатом Прюмского монастыря (Prüm, несколько севернее Трира) в 892–899 гг., затем перебрался в Трир, где и умер в 915 г. Здесь им и была написана «Хроника», доведенная до 906 г. и ставшая весьма популярной в раннесредневековых Франции и Германии. С 907 по 967 г. труд Регинона был продолжен анонимом, который в современной науке практически единодушно отождествляется с первым магдебургским архиепископом Адальбертом (968–981) (см. 6), а до того, в 961–962 гг., – миссийным епископом для Руси, история которого изложена в «Продолжении Регинона» весьма детально (Wattenbach, Holtzmann 1. S. 166–168). Распространенная датировка работы продолжателя Регинона над своим трудом началом 968 г. вряд ли верна; точнее было бы говорить о периоде после 973 г. (Назаренко 1993. С. 101–102). Для продолжателя Регинона характерен общеимперский кругозор, который и обусловил достоинства его сочинения как одного из лучших в латиноязычной историографии X в. Оригинал «Продолжения хроники Регинона» утрачен, но, как считается, непосредственной копией с него является хранящийся в Мюнхенской государственной библиотеке cod. Monacensis 6388 (X в.). Издания: Главное издание «Хроники» вместе с продолжением – Ф. Курце: Regin. 1890; ему в общем следуют издания Р. Pay: Regin. 1971. Р. 180–318 (Регинон), Cont. Reg. Издание фрагментов, касающихся Восточной Европы, с подробным комментарием (к которому и отсылаем читателя за деталями) см.: Назаренко 1993. С. 105–107. Переводы: На немецкий язык: Regin. 1939; Forts. Regin.; Regin. 1971; Cont. Reg. (a latere); перевод фрагментов «Продолжения», касающихся Руси: Свердлов 1. С. 37–38; фрагментов как «Хроники», так и «Продолжения», касающихся Восточной Европы: Назаренко 1993. С. 107–109 (для настоящей хрестоматии этот перевод заново сверен с изданием Ф. Курце).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 4. «Раффельштеттенский таможенный устав» (904/6 г.) Документ, получивший в науке название «Раффельштеттенского таможенного устава», представляет собой не торговый устав города Раффельштеттена (о его местоположении см. примеч. 2), как часто по недоразумению считается, а собрание мытных (таможенных) правил, действовавших на территории владений маркграфа Ар(и)бона, которые охватывали Баварскую восточную марку и лежащий к западу от нее графский округ Траунгау (земли по Дунаю между реками Инн и Энс); свое название памятник получил в связи с тем, что совещание восточнобаварской знати, на котором обсуждался устав, происходило в Раффельштеттене. Устав был утвержден восточнофранкским королем Людовиком IV и по упоминанию в нем исторических лиц датируется временем между концом 902 и первой половиной 907 г., вероятнее всего – 904/6 г. Документ сохранился в единственном достаточно позднем списке 1254/65 г. в составе вкладной книги епископии в Пассау (Staatsarchiv München, Litteralien des Hochstifts Passau 203. Fol. 58v), но аутентичность рукописной традиции не подлежит сомнению, хотя под пером копииста (копиистов) и возникли отдельные очевидные дефекты. Будучи наиболее ранним из сохранившихся в полном виде документов такого рода (о «Раффельштеттенском уставе» в контексте дипломатики каролингского времени см.: Fichtenau 1971. S. 108–109; Johanek 1982. S. 87–103; о таможенном деле при Каролингах: Despy 1976), устав представляет исключительную ценность и для историка Руси, так как содержит самое древнее из точно датируемых свидетельств о международной активности древнерусских купцов. Характерно, что это свидетельство происходит с территории Баварского Подунавья, с которым связан также и ряд более поздних данных о торговле с Русью (см. 51, 54–56, 59). Издания: Памятник издавался и комментировался неоднократно. Научно-критическим изданием, к которому так или иначе восходят все последующие, является: MGH Сарр. 1897. Т. 2/A. Boretius, F. Krause. 253. Р. 250–252; назовем также некоторые другие наиболее самостоятельные или доступные издания: Luschin von Ebengreuth 1897. S. 404 (факсимиле); Lampel 1902. S. 22–23 (без вводной части, с конъектурами); Schiffmann 1916. S. 479–480 (новая рубрикация, а также ряд конъектур); MMFH 4. S. 114–119/L. Havlík; QuDVG. S 14–18; RQuLinz. S. 69–71; Назаренко 1993. С. 62–64 (с учетом и оценкой всех предлагавшихся конъектур).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несколько позднее появляются свидетельства о еще одной древнерус. митрополии с центром в Переяславле Русском (под 1089 г. Повесть временных лет (ПВЛ) упоминает свт. Ефрема Переяславского, освятившего кафедральный собор арх. Михаила, как митрополита - «бе бо преже в Переяславли митрополья» - ПВЛ. 1996. С. 88; прп. Нестор Летописец в Житии прп. Феодосия Печерского нач. XII в. сообщает, что скопец Ефрем по возвращении из К-поля «поставлен бысть митрополитомь в городе Переяславли» - Успенский сборник XII-XIII вв. С. 86; см. также послание «Леона, митрополита Переяславля на Руси», видимо предшественника Ефрема на кафедре - РИБ. Т. 36. Вып. 1. С. 74). Одновременное существование 3 митрополий на Руси (несомненно санкционированное К-полем), по мнению большинства исследователей, было обусловлено фактом существования т. н. триумвирата Ярославичей - старших сыновей блгв. кн. Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого ( 1054). Поскольку двое младших Ярославичей, Вячеслав и Игорь, умерли к 60-м гг. XI в., на Руси сложилось троевластие Киевского кн. Изяслава (признаваемого братьями сюзереном), Святослава (Николая) Ярославича , кн. Черниговского, и Всеволода (Андрея) Ярославича , кн. Переяславского. Первым соображение о связи политической и церковной систем управления во время троевластия Ярославичей высказал М. Д. Присёлков , посчитав, что 2 новые митрополии возникли к 1059 г. ( Присёлков 1939. С. 104-105). Л. Мюллер, не учитывавший работы Присёлкова, полагал, что Черниговская митрополия возникла при черниговском кн. Мстиславе (Константине) Владимировиче (1024-1036) ( M ü ller. 1959). Этого не исключал и Я. Н. Щапов , но вслед за Присёлковым и А. В. Поппе он считал более вероятным, что Черниговская митрополия была учреждена после 1054 г. ( Щапов. 1989. С. 60). По гипотезе К. Цукермана, Черниговская митрополия возникла по инициативе Святослава Ярославича во время княжения в Киеве бывш. полоцкого кн. Всеслава Брячиславича , в 1068-1069 гг. пришедшего к власти в результате восстания киевлян, а Переяславская - только после прихода Святослава к власти в Киеве в 1073 г. при поддержке брата, Всеволода Переяславского. Согласно А. В. Назаренко , учреждение 2 митрополий произошло на рубеже 60-х и 70-х гг. XI в., скорее всего в 1069-1070 гг., вскоре после вторичного вокняжения в Киеве Изяслава. С этого момента, по мнению исследователя, «триумвират Ярославичей» уже не был связан со старшинством Киевского князя, а предполагал их паритет, одним из проявлений которого стало учреждение митрополий в стольных городах Святослава и Всеволода (см.: Назаренко. 2007; Он же. 2009). Тем не менее в старейшем Успенском списке «Сказания...» в сообщении о перенесении мощей в 1072 г. упоминаются только 2 митрополита - Киевский и Черниговский, а Переяславский владыка Петр называется епископом (по предположению Назаренко, существование митрополии в Переяславле на время прерывалось; данный вопрос остается дискуссионным, см.: Цукерман. 2008; Назаренко. 2009. С. 239-245).

http://pravenc.ru/text/2564982.html

А.В. Назаренко «Слово на обновление Десятинной церкви», или к истории почитания святителя Климента Римского в Древней Руси Источник Введение Свт. Климент Римский и Русь – тема, изученная неравномерно, местами же – просто слабо, несмотря на наличие ряда публикаций и исследований, в том числе самого последнего времени, посвященных различным ее сторонам (Мурьянов 1991. С. 69–143; 2003. С. 309–332; Карпов 1992. С. 86–111; 2007. С. 3–110; Верещагин 1993; 2001. С. 94–148, 467–484; Уханова 1998. С. 505–570; 2000а. С. 116–128; 20006; Clem. Nord. 2005; Albrecht 2010; и др.) 1 . Чаще всего о Руси речь заходит при обсуждении судьбы мощей свт. Климента, обретенных 30 января 861 г. в крымском Херсоне (форма названия, к тому времени вытеснившая более древнюю – Херсонес) Константином Философом, будущим прп. Кириллом и одним из славянских первоучителей. Часть их, проделав не до конца ясный путь, была доставлена самими свв. Константином – Кириллом и Мефодием в Рим, а часть осталась в Херсоне, откуда ее (вероятно, тоже частично) в 989/90 г. перенес в Киев, а затем положил в новопостроенной Десятинной церкви князь Владимир Святославич (978–1015) – святой равноапостольный креститель Руси. Тем самым разговор замыкается в рамках пусть и обширной, но все-таки специфической кирилло-мефодиевской проблематики, внутри которой прочно выделился особый свято–климентовский тематический блок. Не только древнерусские переводы XI–XII вв. памятников свято-климентовского круга, но даже и оригинальные сочинения, посвященные свт. Клименту и возникшие на Руси, рассматриваются, с теми или иными оговорками, как некий поздний побег от кирилло-мефодиевского ствола (Бегунов 1974. С. 26–46, особенно 44–46). Внешне естественное убеждение, будто «культ св. Климента на Руси, как и в других славянских странах, обусловлен его связью с кирилло-мефодиевской традицией» (Успенский 1998. С. 269), будто «почитание св. Климента, несомненно, представляет собой одно из ярких проявлений кирилло-мефодиевского влияния на Русь» (Карпов 2007. С. 8), будто «и на Руси, и в Slavia Orthodoxa в целом фигура св. Климента, папы римского, тесно ассоциировалась с деятельностью солунских братьев» (Литвина, Успенский 2010. С. 29) и т. п. – очень давнее (см., например: Мочульский 1887. С. 124–125) и утвердилось прочно. Собственно, ему даже и не было нужды утверждаться, настолько самоочевидным оно выглядит, несмотря на изредка высказывавшиеся сомнения (Франко 1905. С. 279; Уханова 2000. С. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Rimski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕЯСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ Русской митрополии К-польского Патриархата (XI-XIII вв.); центр - Переяславль Русский (ныне г. Переяслав-Хмельницкий, Украина), к юго-востоку от Киева. Точная дата учреждения П. е. неизвестна (1-е упоминание относится к 1072 г.); в соответствии с некоторыми источниками ее основание датируют как первыми годами после крещения Руси, так и временем после 1036 г. (смерть черниговского кн. Мстислава (Константина) Владимировича ) (А. В. Поппе ) или относят к эпохе киевского княжения Ярослава (Георгия) Владимировича Мудрого († 1054) (Я. Н. Щапов). В самом раннем (кон. 70-х гг. XII в.) из сохранившихся визант. перечней рус. епархий (notitia 13, по Ж. Даррузесу) П. е. значится на 6-м месте, входит во 2-ю группу епископий наряду с Владимиро-Волынской епархией , Ростово-Суздальской (см. Ярославская и Ростовская епархия ) и Туровской (см. Туровская и Мозырская епархия ) епископиями 4-8). Это дает относительно прочное основание отнести время учреждения П. е. к правлению Ярослава Мудрого, вероятно, это произошло после заключения русско-визант. мира 1045/46 г. (А. В. Назаренко) или в 1051 г., если понимать слова из проложного сказания об освящении ц. во имя св. Георгия в Киеве 26 нояб. митр. Иларионом о том, что Ярослав «створи въ ней настолование новоставимым еп(и)с(ко)п(о)м» ( Лосева О. В. Жития рус. святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 326-327), как относящиеся не ко всем впредь поставляемым епископам, а к таким, которых предстояло поставить сразу после освящения Георгиевской ц. (А. Ю. Виноградов). П. е. просуществовала до 1261 г., затем была объединена с новоучрежденной Сарайской епископией (см. Крутицкая кафедра ). Благодаря трудам А. В. Поппе выяснилось, что во 2-й пол. XI в. П. е. (наряду с Черниговской; см. Черниговская и Новгород-Северская епархия ) некоторое время была титулярной митрополией. Это связано с правлением на Руси 3 сыновей Ярослава Мудрого - Киевского кн.

http://pravenc.ru/text/2580012.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Покровские храмы Руси (Телепрограмма, 14.10.06) (комментарий в русле истории) Князь Андрей Боголюбский. Скульптор - М. Герасимов А. В. Назаренко Андрей Боголюбский Статья из II тома «Православной энциклопедии» Андрей Юрьевич Боголюбский (ок. 1120/25 — 29/30.06.1174, Боголюбово под Владимиром-на-Клязьме), св. блгв. (пам. 4 июля и 23 июня — в Соборе Владимирских святых), кн. владимиро-суздальский (1157–1174), 2-й или 3-й сын ростово-суздальского кн. Юрия Владимировича Долгорукого от 1-го брака, с дочерью половецкого хана Аепы Осеневича. Андрей Боголюбский был одной из ключевых политических фигур на Руси в 60–70-х гг. XII в., сыграв решающую роль не только в образовании на северо-востоке Руси могучего Владимиро-Суздальского княжества (на месте периферийной Ростовской отчины своего прадеда Всеволода Ярославича и деда Владимира Всеволодовича Мономаха), но и в оформлении и деятельном осуществлении принципиально новой политики, направленной на превращение Владимира-на-Клязьме в главный политический центр Руси, призванный заменить в этой роли древний Киев. Эта позиция Андрея Боголюбского отчетливо проявилась уже во время вооруженной борьбы его отца за киевский стол против своего племянника волынского кн. Изяслава Мстиславича в 1149–1154 гг., в которой Андрей Боголюбский выказал не только исключительную личную храбрость (в сражении под Луцком в 1149), но и миролюбие, пытаясь примирить Юрия с Изяславом. Свидетельством существовавших уже тогда далеко идущих замыслов Андрея Боголюбского служит то, что он дважды, в 1151 и 1155 гг., предпочел свой Владимирский удел выделенным ему отцом владениям на юге Руси (в частности, Вышгороду), причем в 1155 г. его отъезд из Вышгорода «без отне воле» сопровождался рядом весьма значимых действий: он увез во Владимир помимо вышгородского клира также меч св. Бориса (см. Борис и Глеб) и хранившийся в вышгородском жен. монастыре Богородичный образ, который под именем Владимирской иконы Божией Матери стал одной из наиболее почитаемых святынь Владимиро-Суздальской Руси, а затем Москвы и все-го Российского государства. Видимо, это снискало Андрею Боголюбскому популярность среди ростово-суздальского боярства, позволившую ему в 1157 г., после смерти отца, вопреки завещанию последнего в пользу младших сыновей от 2-го брака Михалка и Всеволода (см. Всеволод Юрьевич Большое Гнездо), занять росто-во-суздальский стол, после чего центр княжества из старой столицы Ростова и Суздаля — резиденции Юрия Долгорукого переместился во Владимир.

http://sedmitza.ru/text/407444.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 30. Руперт из Дойца «Слово о святом мученике Пантелеимоне» (начало 1120-х гг.) Руперт (1075/80–1129/30), бенедиктинский монах в Люттихе (Льеже) и Зигбурге, с 1120 г. – аббат монастыря в Дойце (на правобережье Рейна, напротив Кёльна), был одним из самых известных и плодовитых богословов своего времени (его сочинения в «Латинской патрологии» Ж.-П. Миня занимают четыре полных тома: PL. Т. 167–170). Проявил себя Руперт и как агиограф: его перу принадлежит «Слово о св. мученике Пантелеймоне», в приложении к которому описано несколько чудес святого, совершившихся во времена, близкие ко времени создания «Слова». Например, чудо с «млеком и кровью» св. Пантелеимона (из ран мученика, по житийной традиции, источилась не только кровь, но и молоко), которые хранились в прозрачной ампуле в Константинополе и, не смешиваясь, ежегодно менялись местами; такая смена не произошла в 1091 г., что стало предзнаменованием кровопролитной битвы греков с печенегами (см. 22, примеч. 591). Среди подобных чудес помещено и чудо о «Харальде, короле народа Руси». «Слово» сохранилось в единственном списке второй половины XII в. из Кёльна (Historisches Archiv Köln, cod. Wallraf. 320). В отдельном виде эти «Чудеса св. мученика Пантелеимона» («Miracula S. Pantaleonis martyris») по списку ХII/ХIII в., хранившемуся в Главном государственном архиве в Дюссельдорфе и погибшему во время Второй мировой войны, были в свое время изданы болландистами в «Acta sanctorum», но анонимно, так как в Дюссельдорфском списке авторство Руперта не указано. Интерес Руперта к св. Пантелеимону объясним: в Кёльне св. Пантелеимона весьма почитали с середины X в., когда здесь был основан монастырь в его честь (см. примеч. 858); по просьбе настоятеля этого монастыря Руперт и написал свое «Слово». Издания: АА SS. 1729. Iulii t. 6. Р. 422 А-С (по Дюссельдорфскому списку); Coens 1937. Р. 265–266 (по Кёльнскому списку); Назаренко 2001а. С. 586–587 (по Кёльнскому списку с вариантами по Дюссельдорфскому).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 14. Петр Дамиани. «Житие блаженного Ромуальда» (около 1041/2 г.) Петр Дамиани (1007–1072), известный деятель Западной церкви, теоретик и практик пустынножительства, затем епископ Остии (близ Рима) и кардинал, был плодовитым писателем, сочинения которого (жития, послания, литургическая поэзия и др.) занимают два полных тома «Патрологии» Ж.-П. Миня (PL. Т. 144–145). «Житие блаж. Ромуальда» стало одним из первых, если не первым, сочинением Петра и было создано ок. 1041/2 или даже, возможно, ок. 1030 г. Петр был учеником знаменитого пустынника – как и Бруно Кверфуртский, и потому неудивительно, что в «Житии» присутствуют сведения о деятельности Бруно. Для историка Руси они представляют интерес тем, что являются одним из самых ранних вариантов апокрифического предания о св. Бруно-Бонифации как апостоле Руси. Издания: Petri Dam. Vita b. Rom. Переводы: На русский язык: Голубинский 1/1. С. 216–218; Назаренко 2001а. С. 340–341 (в обоих случаях – только «русский» фрагмент). Литература: Calamonieri 1978. Р. 147–210; прочую обширную библиографию о Петре Дамиани см.: Reindel 1976. S. 405–443; RFHMAe 9. Р. 135–139. 27. [Бонифаций 388 отправляется проповедовать Христа язычникам, но те не желают принимать его благовествование, хотя и опасаются убить его, помня, что после мученической кончины св. Адальберта множество чудес заставило народ славян принять христианство 389 .] Когда же досточтимый муж явился к королю Руси (Russi) и принялся настойчиво и неотступно проповедовать, король, видя его в простой одежде ходящего босиком, подумал, что святой муж произносит такое не ради веры, а скорее, чтобы собрать деньги. Поэтому он пообещал, что самым щедрым образом насытит его бедность всяческим богатством, если тот откажется от своего суесловия. Тогда Бонифаций немедленно вернулся на постоялый двор, облекся в подобающее самое драгоценное епископское облачение и в таком виде снова предстал во дворце перед королем. Король, видя его украшенным столь дорогими одеждами, сказал: «Теперь мы знаем, что к лжеучению тебя понудили не нужда и бедность, а незнание истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГЛЕБ ВСЕВОЛОДОВИЧ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Глеб Всеволодович (+ 1170 ?), князь Городенский , святой благоверный Память 6 июля Второй сын первого городенского князя Всеволод(к)а (не позднее 1117-1141/42) и Агафии, дочери киевского кн. Владимира Мономаха . Княжеский стол Всеволодка в Городне, вероятнее всего, следует видеть в совр. Гродно , в верховьях Немана; другие локализации - например, в низовьях Горыни - не учитывают наличия монументальных остатков древнерусского княжеского центра XII в. в неманском Гродно. Городенское княжество , вероятно, было создано Владимиром Мономахом между 1113 и 1117 гг. в целях военно-политической стабилизации пограничья с Литвой, а также для наступления на турово-берестейские владения его племянника кн. Ярослава Святополчича. Происхождение городенских князей неясно; закрепившееся в науке представление (идущее от В. Н. Татищева ), будто Всеволодко был сыном дорогобужского кн. Давида Игоревича , внука блгв. киевского кн. Ярослава Мудрого, скорее всего является недоразумением (см.: Назаренко; ср. возражения Плахонина). Глеб Всеволодович впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1144 г., когда он вместе со старшим братом Борисом участвовал в походе киевского кн. Всеволода Ольговича на Галич . Это значит, что, как и их отец, они скорее всего находились под верховной властью Киева. Городенским князем в это время был Борис. О месте княжения Глеба Всеволодовича можно строить предположения: возможно, им был Волковыск , позднее определенно входивший в Городенское княжество. Городенский кн. Борис участвовал в борьбе за киевский стол на стороне Изяслава Мстиславича против кн. Юрия Долгорукого (1149-1151), Глеб Всеволодович в этих событиях летописью не упоминается. В 1166 г. городенским князем под рукой блгв. киевского князя Ростислава Мстиславича назван Глеб Всеволодович (по приказу киевского князя он участвовал в походе к Каневу для охраны идущих «из Грек» русских купцов). Как и его младший брат Мстислав , князь Глеб выступил на стороне волынского кн. Мстислава Изяславича в борьбе за Киев (в 1167 и 1170), однако, он не принял активного участия в действиях. Возможно, этим обстоятельством объясняется тот факт, что после взятия Киева в феврале-марте 1170 г. Мстислав Изяславич заключил договор только с младшим братом князя Глеба - Мстиславом Городенским. Другим объяснением может служить предположение, что Глеба Всеволодовича к этому времени уже не было в живых (впрочем, при описании событий лета - осени 1173 летопись упоминает не названных по имени городенских князей - ). После 1170 года Глеб Всеволодович больше не упоминается в летописях.

http://drevo-info.ru/articles/27874.html

Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова 34. Теофил Пресвитер «О различных искусствах» (1111/40 г.) Трактат был написан, вероятнее всего, в северо-западной Германии, в пределах Кёльнской архиепископии (древнейшая, Венская, рукопись его принадлежала кёльнскому монастырю св. Пантелеимона). Наиболее основательными выглядят его датировка периодом 1111–1140 гг. и атрибуция – бенедиктинскому монаху и золотых дел мастеру Рогеру из Хельмарсхаузена (на Верхнем Везере), где в XII в. находилась одна из ведущих школ художественной обработки металлов и миниатюрной живописи (Dodwell 1961. Р. XVIII–XLIV; здесь прочая немногочисленная литература). Рогер обучался ремеслу в конце XI в. в монастыре Ставло, затем посетил Константинополь, после 1100 г. обитал в кёльнском монастыре св. Пантелеимона, откуда в 1107 г. или несколько позднее перебрался в Хельмарсхаузен; умер между 1125 и 1152 гг. В некоторых списках (British Museum MS Egerton 840A, первой половины XIII в., и Paris, Bibliotheque Nationale MS lat. 6741, 1431 г.) на месте упоминания о Руси стоит Tuscia, т. е. «Тоскана». Есть издания, предпочитающие именно это чтение (Theoph. Presb. 1874. Р. 9), но вряд ли основательно, так как четыре других списка, в том числе два древнейших (Wien, Nationalbibliothek MS 2527 и Wolfenbüttel, cod. Guelph. Gudianus lat. 2°69 – оба первой половины XI в.), дают чтение Ruscia; в двух остальных – Russcia и необычное Rutigia, что, очевидно, следует рассматривать как аллограф к распространенному в латинской средневековой письменности варианту имени «Русь» Rut(h)enia, вроде Rutuli или Ruteia (Назаренко 2001а. С. 42–45). Издания: Кроме названного выше издания A. Ilg’a 1874 г., см.: Theoph. Presb. 1863; Theoph. Presb. 1961; Theoph. Presb. 2000. Переводы: На немецкий язык: Theoph. Presb. 1874 (a latere), на английский язык: Theoph. Presb. 1961 (a latere); на французский язык: Theoph. Presb. 1863; на итальянский язык: Theoph. Presb. 2000; на русский язык: Теоф. Преев. С. 66–195 (перевод ненадежен и сделан отчасти с немецкого перевода F. Ilg’a 1874 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010