— О каких событиях Священной истории напоминают нам первые три дня Страстной седмицы? — Великий Понедельник — это воспоминание о проклятии смоковницы (см.: Мф. 21, 19–20; Мк. 11, 12–14) и о ветхозаветном патриархе Иосифе, судьба которого — прообраз последних дней земной жизни Сына Божиего (см.: Быт. 37–50). Во Вторник мы слушаем евангельское чтение и песнопения о десяти девах (см.: Мф. 25, 1–13). Темы Понедельника и Вторника вводят нас в атмосферу тех дней, когда Господь вошел уже в Иерусалим и учил, проповедовал в Иерусалиме. Наконец, Великая Среда — это две противопоставленные темы, два человека, поступки которых полярны: грешница, омывшая и помазавшая ноги Христа (см.: Мф. 26, 6–13, Лк. 7, 37–50) и предатель Иуда. — Значит, в эти дни мы призваны задуматься о том, что нельзя нам не приносить доброго плода; что нужно всегда быть готовыми встретить Жениха и иметь для этого довольно масла в своих духовных светильниках. Наконец, мы должны задуматься о любви ко Господу, о любви, за которую прощаются грехи. И вот, с этим багажом мы вступаем в Великий, или, как говорят в народе, Чистый Четверг… — Четверг — это день Вечери Господней, день установления Евхаристии. С первых веков христианства этот день празднуется особо. Наше стремление причаститься Святых Таин в этот день — это стремление причаститься вместе с апостолами. Однако тема Тайной Вечери — хотя и господствующая, но не единственная тема богослужения Великого Четвертка (Четверга). Три другие темы, отраженные в его песнопениях (тропарях, хвалитных стихирах, стихирах на стиховне) и евангельском чтении — это умовение Господом ног учеников (см.: Ин. 13, 3–10), Гефсиманское борение Христа (Мф. 26, 36–46; Лк. 22, 39–46; Мк. 14, 32–41) и, наконец, предательство Иуды. Уже не помысл, о котором мы вспоминали в Среду, а действия, завершившиеся лицемерным лобзанием (см.: Лк. 22, 48). Кондак этого дня — «Хлеб прием в руце предатель, сокровенно тыя простирает и приемлет цену Создавшаго Своима рукама человека и неисправен пребысть Иуда раб и льстец». Чин умовения ног совершается в этот день, как правило, епархиальным архиереем, и в нем участвует двенадцать священников епархии. А в Литургии Великого Четверга, которая служится по чину Василия Великого, тема Евхаристии, безусловно, занимает главное место. Песнопение «Вечери Твоея тайная днесь, Сыне Божий, причастника мя приими, не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда…» поется многократно: вместо Херувимской песни , во время причащения духовенства, причащения мирян и затем — вместо «Да исполнятся уста наша хваления Твоего, Господи».

http://pravmir.ru/ne-ryiday-mene-mati-zr...

Христос говорит о том, что Царство Небесное принадлежит нищим духом (см.: Мф.5:3 ), изгнанным за правду (см.: Мф.5:10 ), детям (см.: Мф.19:14 ), о том, что Царство Его не от мира сего ( Ин.18:36 ). Обращаясь к ученикам, Спаситель увещевает их: Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство ( Лк.12:32 ). Таким образом, Царство Божие уже даровано, уже осуществляется в жизни христиан. Через веру во Христа и следование Его заповедям люди приобщаются к тому Царству Божию, полнота которого будет реализована после Второго Пришествия Спасителя, но которое тем не менее уже незримо присутствует в Церкви, составляя сердцевину ее бытия». митрополит Иларион (Алфеев) «Евангелие говорит нам, что Царство Божие прежде всего внутри нас самих. Если мы не можем найти Царства Божия внутри себя, если мы не можем встретить Бога внутри, в своих глубинах, то очень маловероятно, чтобы мы Его встретили где-то вне себя. Когда первый космонавт Гагарин возвратился из “космоса” и сделал свое знаменитое заявление, что Бога в небесах он не встретил, один московский священник заметил, что “если Вы не встретили Его на земле, Вы никогда не увидите Его на небесах”. Если я не могу соприкоснуться с Богом, так сказать, под собственной кожей, в том маленьком мире, которым я являюсь, то очень маловероятно, что даже встретив Его лицом к лицу, я Его узнаю. Святой Иоанн Златоустый сказал: “Найди дверь своего сердца, и ты увидишь, что это дверь в Царство Божие” . Поэтому обращаться надо внутрь себя, а не наружу – но особым образом. Речь не о том, чтобы прибегнуть к самоанализу; я также не имею в виду, что внутрь надо идти приемами психоанализа или психологии. Это не путешествие в сущность моего собственного “я”; это путь через, сквозь мое “я”, чтобы из собственных глубин вынырнуть там, где Бог есть, где Бог и мы встретимся». митрополит Сурожский Антоний «С самого начала Своей проповеди Господь наш Иисус Христос первое место отводит Царству Небесному: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ).

http://azbyka.ru/carstvo-bozhie-nebesnoe

Посему он явно преимуществует пред другими в полноте и законченности (см. Евангелие Луки 24:36–53 ). Однако, считая вознесение Господне уже выходящим из пределов земной жизни Иисуса Христа, теперь святой Лука кратко воспроизводит Евангельское сказание о нем, а потом говорит и подробно о нем. Здесь же замечательно, в особенности, указание на повеление Апостолам оставаться в Иерусалиме (для облечения силою свыше), как на данное Духом Святым. Блаженный Феофилакт о сем говорит: «как и Сам Господь, по смирению и приспособительно к слушателям, говорил: «Я Духом Божиим изгоняю бесов» ( Мф.12:28 ), так здесь «заповедав Духом» говорится не потому, что Сын имел нужду в Духе, но потому, что там, где творит Сын, там содействует и соприсутствует и Дух, как единосущный. Духом Святым должно было даваться сие в особенности потому, что оно касалось ожидания Духа Святого. Об избрании Иисусом Христом Апостолов говорится в Евангелии Луки (в 6-ой главе 12–16 стихах); ср. ( Мф.10:1–4 ). При вознесении Господнем были они все, кроме Иуды, т. е. в числе 11 ( Мф.28:16 ); ( Лк.24:33 ). Несомненно, Апостол не без цели говорит о призвании Апостолов, ибо он этим определяет понятие об Апостолах Христа, как именно избранных и призванных Христом. 34 Воскресение Христово имело в жизни Апостолов, а вместе и во всей Церкви, не меньшее значение, чем вознесение. А потому Апостол счел нужным упомянуть и о нем, хотя о нем, равно как и о явлениях воскресшего Христа, говорят все Евангелисты ( Мф.28:9–20 ); ( Мк.16:9:20 ); ( Лк.24:13–53 ); ( Ин.20:14–29; 21:1–23 ); ср. ( 1Кор.15:4–10 ). Примечательно и то, как здесь говорится о воскресении Христовом: по страдании Своем Христос явил Себя Апостолам живым. Таким образом, страданиям Христовым усвояется должное значение вместе со смертью , ибо жизнь Христова выставляется как противоположность смерти, причем для удостоверения в правильности сообщения упоминаются «многие верные доказательства» в событиях, бывших в продолжение 40 дней, так что никакая мысль о моментальном заблуждении не может иметь места.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

На границе Ветхого и Нового завета мы видим пример великого подвижничества в посте Крестителя Господня Иоанна ( Мк.1:6 ) и 84-летней пророчицы Анны ( Лк.2:36-37 ). В Новом Завете пост освящен самим Главой Церкви, Господом Иисусом Христом – личным примером строгого 40-дневного пощения в пустыне перед выходом на общественное служение и заповедью о посте ученикам ( Мф.6:16,18 ); в словах Спасителя раскрывается значение поста как орудия борьбы с дьявольскими искушениями: «сей же род [бесовский] изгоняется молитвою и постом» ( Мф.17:21 ). Постились и ученики Христа – апостолы и научали этому народ, о чем есть свидетельства Древней Церкви: «когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» ( Деян.13:2-3 ). Утверждая «естественность» поста в период, когда крестьянам итак есть было нечего, мы забываем, что постов-то в годовом круге четыре. Т.е. есть им должно было быть нечего и июне-июле (Петров пост), и в августе (на Успенский), и в Рождественский (Филиппов) пост с ноября по Рождество. Конечно, Великий, как и однодневные посты в среду и пятницу, – наиболее древнее церковное установление: его зачатки можно обнаружить еще в I в. (см. «Толковый типикон» М. Скабаллановича ). Слова Спасителя «когда отнимется у них Жених, и тогда будут поститься» ( Мф.9:15 ), возможно, были поняты апостолами как основание для пасхального поста, которым они ежегодно освящали день смерти Господней. Интересно, что даже в III в. Пасха была крестной, т.е. сводилась к посту (само это слово означало «пост»). До 40 дней Великий пост удлинился лишь в III в. (и то не везде; первоначально в Палестине, в Иерусалимской церкви) под влиянием практики оглашения – из желания постом и молитвою содействовать подготовке оглашенных к таинству Крещения. Памятники II в. говорят об обычае христиан поститься вместе с оглашенными (крещающих, в первую очередь, но по возможности и других – «Учение 12 апостолов»). Уже в начале IV в. св. четыредесятница распространилась повсюду.

http://azbyka.ru/post-kak-sredstvo-klass...

И Писание говорит: Хорошо человеку не касаться женщины (1 Кор. 7;1); однако же - не все вмещают слово сие, Господь сказал, но кому дано (Мф. 19;11). Представляя девство дарованием высоким и не для всех доступным, Господь никого не отстраняет от него, но тем самым еще более привлекает к нему любителей Божественных даров. Непорочное девство есть не иное что, как ангельское состояние, по слову Господа: Чада века сего женятся и выходят замуж; а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, они равны Ангелам (Лк. 20;34-36). Девственники здесь еще начинают быть тем, чем праведники будут в царствии Христовом. Они имеют многие преимущества перед вступившими в брак: свободные от мирских попечений, они могут всегда заниматься единым на потребу (см. Лк. 10;42). Так как их сердцу на земле нечем услаждаться, то они сильнее начинают любить Бога и пламеннее желать небесных благ. Как Ангелы, сильные крепостью, исполняют легко волю Господню, так и девственники, одаренные духовной силой, не боятся подвигов духовной жизни, скорбей и лишений. Потому и святитель Иоанн Златоуст сказал: " Девство может насадить в нас добрый корень, произращающий все блага: свободу, мужество, горячую ревность, пламенную любовь к небесному, презрение ко всему земному " . Хотя иногда жительство в девстве бывает тяжело для человека, - ибо такой человек не имеет помощи от супруга и подвергается искушению от диавола, - зато оно далеко превосходнее самой счастливой семейной жизни. Не столько тот будет ублажаем в будущем веке, кто, имея жену и детей, радуется здесь о своей благотворительности ближним, сколько тот, кто терпит лишение одинокой жизни и оскопляет себя ради царствия небесного (см. Мф. 19; 12). И преподобный Иоанн Карпафийский говорит верно: " Никогда более инока не ублажай мирянина, имеющего жену и детей, утешающегося благотворительностью многим и ничего не претерпевающего от бесов, - не почитай себя меньшим против него в благоугождении Богу. Хотя и не говорю, что ты живешь непорочно, проводя безбрачную жизнь; но если и немного дел совершаешь, все-таки скорбь душевная, и воздыхания, и сетование, и слезы твои приятнее Богу всех благоугождений мирского человека " . Потому не ублажай проводящих мирскую жизнь и не желай прилепиться к миру.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2014...

Антоний 24 января 2023, 19:34 Дорогие сестры Анна и Алла! Тут главное - мера, надобно избегать крайностей. Пьяную компанию в тёмной подворотне одинокой путнице лучше, пожалуй обойти вне зависимости от степени смелости: даже если наша героиня легко недобрых молодцев побьет, - окажется обвиняемой, а они - пострадавшими, положительно характеризующимися обремененными семьями гражданами. Помнится, был случай, когда некая девица пырнула здоровенным ножом таксиста-насильника, сама же оказала ему помощь и... пошла под суд (не помню, правда, чем дело кончилось). Это одна крайность. Другая - бояться собственной тени, видеть во всех преступников. Тут и до паранойи недалеко. Между этими крайностями лежит царский (царицын?) путь! :-) Алла 21 января 2023, 15:24 Антоний, вы так говорите, потому что вы мужчина) Женщинам приходится опасаться большего, чем представителям сильного пола. И подозревать плохой умысел чаще, чем вам. Потому что лучше перебдеть, чем недобдеть, и лучше увидеть в добропорядочном человеке преступника, чем в преступнике добропорядочного человека. И это я ещё смелая, а есть девушки, которые боятся любого мужчину, который приближается к ним на улице, когда вокруг безлюдно или когда темно. Анна 21 января 2023, 15:04 Добрый день! Не согласна с Антонием, что нужны факты. То есть, если бы они схватили девушку и совершили зло, только тогда их можно было бы подозревать. Да, девушка была безпечна, пройдя мимо мужчин и забыв о них, оставшись одна в безлюдном месте. Слава Богу! Поведение коня указало девушке на её безпечность и она вернулась кружным путём домой. А вот это факт, что девушка безопасно провела время одна в лесу. Возблагодарим за это Господа! Галина И. 18 января 2023, 17:36 Алексей Л.18 января 2023, 12:37. " Речь то о чрезмерном уповании на Бога, риском без нужды " . О чем я и говорю, читайте внимательней дальше. Есть разные мнения отцов Церкви о непростительных грехах, являющихся " хулой на Духа Святого " (Мф 12,31-32). Что касается " чрезмерного упования на Бога " или, по- вашему, " риска без нужды " , то согласно блж. Августину и св. Исидору, этот грех относится к человеку, сознательно продолжающему после покаяния вести грешный образ жизни и уповающему на Божье милосердие. См. Евр 10: 26-27. Тем более, непонятно, была ли прогулка по лесной дороге близ селения опасной для девушки, да еще без нужды. Что ж теперь, если разнорабочие, то преступники? См. коммент-й Антония.

http://pravoslavie.ru/150455.html

Иисуса увели к Каиафе, а Пётр опять был спрошен: не из учеников ли Его и ты? (Ин 18:25). И он опять отрёкся. Пётр отрёкся от Иисуса Христа три раза, как Он и предсказал ему, клявшемуся в верности: истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды (Ин 13:38). Если Господь “рече”, то так и должно произойти. Какие же основания говорить о возможности Петра “нарушить” слово Спасителя и остаться Его верным свидетелем? Господь сказал: вы рассеетесь каждый… (Ин 16:32), все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь (Мф 26:31; Мк 14:27); но апостол Иоанн остаётся. Господь попускает подобные дерзновения. Он не принуждает любить Его, и даже не осуждает некоторых “нарушений” Своих повелений ради этой же любви, предполагающей абсолютную свободу выбора. Иисус не осудил слепых, которые после того, как Он, исцелив их, строго сказал смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той (Мф 9:30–31). Когда прокажённый, сказавший Христу: если хочешь, можешь меня очистить (Мк 1:40), после прикосновения к нему Спасителя стал чист, Иисус, посмотрев на него строго, тотчас отослал его и сказал ему: смотри, никому ничего не говори, но пойди, покажись священнику и принеси за очищение твое, что повелел Моисей, во свидетельство им. А он, выйдя, начал провозглашать и рассказывать о происшедшем, так что Иисус не мог уже явно войти в город… (Мк 1:43–45; см. ткж Лк 5:12–15). Господь не осудил “дерзновение” очистившегося, как и тех, кто привёл “глухого и косноязычного”, после исцеления которого Христос повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали (Мк 7:36). Принуждаемый не может быть совершенен в любви. Каждому из Апостолов была дана возможность поступать “в силу своей немощи”, в силу совершенства своей любви к Учителю. “Дерзновение” в Божественной любви перестаёт быть противоречием; у Бога — в Его любви — всё возможно. Иоанн не клянётся “душу положить” за Иисуса, но остаётся с Ним до подножия Креста; Пётр клянётся, но делает лишь несколько шагов за Христом, до двора первосвященнического; Фома, хотя и сказал — предсказал когда-то: пойдем и мы умрем с Ним (Ин 11:16), но “рассеялся” дальше всех.

http://pravmir.ru/apostol-foma-antinomii...

" Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа... не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов " (2:1-2) - " здесь апостол указывает на три источника сложившегося у солунян убеждения в близости " дня Господня " : дух, слово и послание. Под этим " духом " свв. Отцы понимают тот дух пророческий, который находил на некоторых христиан во время их молитвенных собраний, и они начинали воодушевленно говорить на разные темы, а нередко и пророчествовать, предрекая будущее. Но не всякая такая воодушевленная речь всегда от Духа Божия. Может быть и естественное воодушевление. Апостол и предупреждает, чтобы не верили речам о близости второго Пришествия Господня даже в том случае, если бы они исходили от лиц, известных своим пророческим даром. Это подобно тому, как он говорит галатам: " или Ангел с небес... " (1:8). Под " словом " здесь надо понимать, конечно, не слово Самого Господа, а слово, которое ложно приписывалось самому Павлу. Под " посланием " также разумеется какое-то послание, ложно приписанное св. апостолу, на что он сам указывает, говоря " как бы нами посланного " . " Яко уже настоит " , что значит: " будто уже наступает день Господень " . Грех солунян не в том, что они ожидали наступления " дня Господня " — ждать пришествия Господня надлежит всегда, по заповеди Самого Господа (см. Лк. 12:35-46), но нельзя самим определять этот день, момент наступления его, ибо это никому не известно, кроме одного Бога (Мф. 25:13; 24:36). " Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели " (2:3-5) — пока не придет отступление прежде и не откроется человек беззакония, сын погибели — антихрист, до тех пор и не наступит " день Господень " . Под " отступлением " здесь разумеется предсказанное Господом Иисусом Христом (Мф. 24:4-5; 11-15; 23-24 и др.) великое всеобщее отпадение от веры и крайняя степень развращения, несмотря на распространение Евангелия между всеми народами.

http://sedmitza.ru/lib/text/430643/

По слову святителя Василия Великого, епископ должен быть «опорой отечества, украшением Церкви, столпом и утверждением истины, твердыней веры во Христа, надежной защитой для своих, непреоборимым для сопротивных, стражем отеческих постановлений» (святитель Василий Великий. Письмо 28. К Неокесарийской Церкви). Сказанное сим богомудрым архипастырем в IV веке актуально и поныне. Но вместе с тем есть нечто, что отличает наш лукавый век от времени святителя Василия. Это огромное информационное давление, которому подвергаются наши современники. Разумеется, никто не призывает людей полностью отказаться от средств массовой информации, это невозможно для современного человека, и не требуется. Однако как важно оградить свое сердце от тлетворного воздействия лжи, от идей и образов неправедных и греховных, столь активно навязываемых ныне человеку, противостоять этим стихиям и не прельщаться красочно упакованными обманками, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27), как говорил Господь в одной из Своих последних проповедей перед Голгофскими страданиями, — вот одна из важных задач, которая сегодня стоит перед каждым христианином. Посему, вникая в обстоятельства времени , как о том пишет священномученик Игнатий Богоносец (см: св. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу), старайся ограждать клир и паству не только от злонамеренных волков в овечьих шкурах (Мф. 7:15), но и от сеющих смуту так называемых «правдолюбцев», высокомерно мнящих себя ревнителями Православия и лицемерно прикрывающих свои тщеславные устремления благовидными целями. Нелегок и труден сей путь. Но разве было легко нашим предшественникам? Вспомним того же апостола Павла. Сколько бед и скорбей надлежало ему претерпеть ради проповеди Евангелия. Призывая христиан стойко переносить трудности земной жизни, он указывает, что необходимо терпение, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное (Евр. 10:36), и далее ободряет верных такими замечательными словами: «Если терпим, то с Ним и царствовать будем» (2 Тим. 2:12).

http://patriarchia.ru/db/text/4307769.ht...

– «Равви»: Учитель, название заимствованное от иудейских учителей и прилагаемое учениками Господа к Нему в смысле высшем впрочем, так как они считали его не простым учителем, но Мессиею ( Мк.8:29 ).– «Не знал, что сказать»: см. прим. к Мф.17:4 . – «Они были в страхе»: ев. Матфей говорит, что они испугались, когда облако осенило Христа и они услышали голос из облака. Небольшое различие от этого сказания у ев. Марка объясняется очень легко. Чувство страха естественно овладело ими с самого начала этого чудесного события; высшая же степень обнаружения этого чувства последовала тогда, когда из облака последовал таинственный голос. Об этом последнем состоянии и замечает ев. Матфей, на что указывает и усиленное выражение его: «пали ниц и очень испугались»; Марк же замечает вообще о состоянии их духа во все время этого события, что они были в страхе, и замечает о сем по поводу слов, сказанных Петром в этом состоянии страха, откуда проистекли эти, по-видимому, странные слова первого между Апостолами по крепости духа. Из сказаний их выходит: во все время преображения ученики были в страхе; когда же увидели облако и услышали голос из него, очень испугались и от страха пали ниц. – «И, внезапно посмотрев вокруг»: после того, как Господь коснулся их и повелел встать и ободриться ( Мф.17:7 ), «никого», ни которого из явившихся не видели. – «И они удержали это слово»: сохранили точно повеление Господа, умолчали об этом событии до времени ( Лк.9:36 ). Усиленное выражение – «удержали» показывает, что они не без труда сохраняли заповедь умалчивать о сем дивном событии, явившем для них наглядно славу Господа их, – особенно перед другими учениками – друзьями их и товарищами, которые, без сомнения, спрашивали их о том, что было с ними наедине с Господом, который, оставив всех, благоволил только троих взять с собой. – «Что значит из мертвых воскреснуть»? Не разумели они не того собственно, что значить вообще воскреснуть из мертвых, – это они несомненно знали; но не понимали собственно того, что значит, что Он, их Господь и Мессия, должен из мертвых воскреснуть, когда, по их тогдашнему мнению, согласному с мнением народным Мессия не должен был и умирать (ср. Ин.12:34 ), – мнению, которого ученики держались долго, даже и тогда еще, когда Христос воскрес ( Ин.20:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010