Книга открывается тем, что Бог исповедует Свою любовь к Своему народу. А Богу в ответ – суровый упрек: «В чем явил Ты любовь к нам?» (Мал. 1: 2). Такое вот нестерпимо резкое начало разговора. Затем следует малоприятное и неизбежное выяснение отношений. Хорошо известно, что всё познается в сравнении. И недовольным своей жизнью и Божиим Промыслом Бог советует – оглядеться, посмотреть на судьбу соседних родственных народов. Объективное сравнение показывает, что не всё так уж плохо у народа Божия. И слава Богу. Разговор продолжается, теперь спрашивает Господь: «Если Я Господь , то где благоговение предо Мною?.. Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, и говорите: “чем мы бесславим Тебя?”» (Мал. 1: 6, 7) Вот извечная религиозная проблема – от времен Каина и доныне. Люди приносят Господу в дар абы что: на Тебе, Боже, что мне негоже. Недоброкачественный хлеб, неблагоговейные молитвы… Господь задает риторический вопрос: «Поднеси это твоему князю; будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя?» (Мал. 1: 8) Как мы стоим перед Богом? Что предлагаем Ему в жертву? Какой ждем от Него ответ? К высокому начальству мы относимся почтительнее, чем к Богу, а ведь Бог – самое наивысшее начальство, Царь царствующих и Господь господствующих. От Него зависит жизнь всех нас. Кроме того, по книге пророка Малахии, Бог выговаривает человеку, который приносит жертвы, внешне безукоризненные и благопристойные. За что же выговаривает? За то, что дома он издевается над женой. Со слезами прибегает помолиться в храм жена, опостылевшая мужу. Принесенные мужем умилостивительные жертвы пополам со слезами обиды оказываются неприятны Богу (см.: Мал. 2: 13–16). Еще Господь указывает на людей, которые вообще в храмовых службах и в делах благочестия не видят никакого прока. Они убеждены, что их корыстные махинации и хитроумное нарушение заповедей – верный путь к успеху и благополучию. В своем тесном кругу эти люди шутливо рассуждают, что раз «нехорошие дела» делают их такими успешными – значит злодейства угодны Богу, ведь успех-то человеку Бог обеспечивает. На их кощунственные ухмылки отвечает Господь: «Вы прогневляете Господа словами вашими и говорите: “чем прогневляем мы Его?” Тем, что говорите: “всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа, и к таким Он благоволит” или: “где Бог правосудия?”» (Мал. 2: 17).

http://pravoslavie.ru/67549.html

Мк.1:2 . как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. ( Мал.3:1 ). Мк.1:3 . Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему ( Ис.40:3 ). Пророки – это особенные, благочестивые люди, в древнем еврейском народе, которых Господь посылал открывать людям Свою волю и исполнял Духом Святым так, что они могли предсказывать будущее ( 2Пет.1:21 ). У пророков. Евангелист приводит вслед за сим предсказание двух пророков Иудейских Малахии и Исаии. Се Аз (вот Я) посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, иже уготовит (который приготовит) путь Твой пред Тобою. Это – слова пророка Малахии об Иоанне Предтече ( Мал.3:1 ), их отнес к Предтече Сам Господь Иисус Христос ( Мф.11:10 ). Иоанн именуется Ангелом за его как бы ангельскую, почти бесплотную жизнь и за возвещение и указание им грядущего Христа. Иоанн уготовлял путь Господень тем, что своей проповедью и крещением приготовлял иудеев к принятию Мессии. Глас вопиющего в пустыни и пр. Это – слова пророка Исаии о Иоанне Крестителе ( Ис.40:3 ), их относит к себе сам Иоанн ( Ин.1:23 ). В этих словах под Господом разумеется Мессия, Иисус Христос , явившийся освободить людей из плена греха, проклятия и смерти, подобно, например, освобождению иудеев из Вавилонского плена; под вестником – Иоанн Предтеча, предвозвещавший пришествие Христово и приготовлявший Иудеев к принятию Его, как Царя, Мессии своего. Выражения: Я посылаю Ангела Моего, который приготовит путь Твой, и глас вопиющего в пустыни, приготовьте путь Господу, прямыми сделайте (правы творите) стези (Ему) Его, взяты от обычая, когда царь, предводительствуя войском и находясь в походе, посылал вперед вестников, чтобы объявлять приближение его, приготовлять все нужное для него и устроить дороги. Приготовьте путь Господу, т. е. будьте готовы к новой благодатной жизни по заповедям Господа – Спасителя; прямыми сделайте стези Его, т. е. понимайте закон ветхозаветный не по букве его, а по духу – по внутреннему духовному смыслу его. (См. объяснен. Мф.3:3 .).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

– пророчество словесе Господня, Син. – пророческое слово Господа ( Зах. 9, 1; 12, 1 ; Мал. 1, 1 ), Венск. – пророческое изречение Господа ( Зах. 9, 1 ), пророческое слово Господа ( Зах. 12, 1 ), изречение слова Господня ( Мал. 1, 1 ). Из сопоставления различных переводов слова иврит вполне правилен следующий вывод: «Палестинская традиция (таргум и Иероним) стоит за «бремя», разумея под ним пророческое прещение, возвещение несчастья. Александрийская же традиция (LXX) за более общее по своему значению «видение», «слово», «получение слова» (Тихом, с. 142). О значении и употреблении терминов иврит и λμμα см. в конкордакциях и словарях: Mandelkern’a, Фюрста (Fuerstius Jul., Librorum sacrorum veteris tcstamenti Concordantiae Hebraicae atque Chaldaicae. 1840. Lipsiae), Гезения (Ges.-WB.), Хэча и Редпата (Edwin Hatch a. Henry A. Redpath, A Concordance to the Septuagint and the other Greek Versions of the Old Testament. Oxford. MDCCCXCV) и Шлейснера Novus Thesaurus philologico-criticus V. Testamenti. 1820 – 1821, Lipsiae); а также Reinke, Die messian. Weissagungen... IV, 2. Giessen, 1862. Ss. 172–174; ZatW 1881. S. 14 u. Anm, и др. 79 В. Изложение содержание второй части Первое пророчество Отдел I (глл. 9–10) а) (Зах. 9, 1–10) В первых десяти стихах главы 9 пророк изображает падение могущества языческих царств, окружающих Израиля; явление Царя мира на Сионе, при Котором всякая военная сила потеряет свое значение, и основание Им духовного мессианского царства. 1. Начало 1 ст.: бремя слова Господня на землю Хадрах можно считать общим заглавием к следующим стихам, в которых изображается бедственная участь языческих царств. Но что же такое «Хадрах»? Среди множества толкований этого выражение как в буквальном, так и в символическом значении, нет ни одного такого, которое можно бы считать бесспорным. В смысле буквальном, т. е. в значении собственного имени страны или города, принимают название Хадрах из отцов Церкви св. Кирилл Алекс. и бл. Феодорит. По св. Кириллу, «земля Адраха есть страна, лежащая к востоку, с которою в соседстве находится и Имаф...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

После скучных наставлений иудейских книжников, рассуждающих, главным образом, насчет правильного исполнения различных религиозных обрядов, проповедь Иоанна Крестителя пронеслась по Иудее, как струя свежего воздуха. Жители Иерусалима, Иудеи, и даже Галилеи и Самарии толпами устремились услышать живое и вдохновенное слово пророка Божия. Еще за 700 лет до Р. Хр. знаменитый пророк Исаия предсказал в своей книге о проповеди Иоанна Крестителя. Исаия называет пророка Иоанна “Гласом, вопиющем в пустыне” ( Ис. 40:3 ),который должен был “приготовить путь Господу, сделать прямыми стези Его.” Предсказал также об Иоанне Крестителе последний ветхозаветный пророк Малахия, живший лет за четыреста до Р.Хр. Он называет Иоанна Ангелом Господним, говоря от лица Божия: “Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною. И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета (Мессия), Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф” (“Ангел” – по-гречески значит вестник, Мал. 3:1–2 , см. также Мал. 4:5 , Мк. 1 и Мф. 11:14, 17:12 ). Призывом “ покаяться ” пророк Иоанн внушал евреям необходимость глубоко осознать неправильность своих поступков , осудить свою греховную жизнь и начать новую, основанную на заповедях Божиих. Слово “каяться” – memanoin – по-гречески означает “переменить образ мыслей,” начать смотреть на жизнь по-новому. При этом, пророк Иоанн настаивал, чтобы покаяние было искренним , всецелым, сопровождалось исправлением себя и добрыми делами . “Сотворите плод, достойный покаяния,” – говорил пророк иудеям. На часто задаваемый вопрос “что делать” пророк отвечал: “У кого две одежды, тот дай неимущему,” иными словами: делайте добро, помогайте нуждающимся. Мытарей (сборщиков податей) пророк убеждал не требовать налогов, больше положенных. Воинов учил никого не обижать, не клеветать и довольствоваться своим жалованием. Однако, не все иудеи приходили к пророку с жаждой услышать живое слово Божие и намерением исправиться. Некоторые приходили к нему из праздного любопытства, или чтобы придраться к какому-нибудь его неосторожному слову и обвинить пророка перед властями. К недоброжелателям пророка принадлежали иудейские книжники и фарисеи, которые завидовали славе пророка и боялись потерять свой авторитет среди народа. Они гордились знанием закона, своей обрядовой “праведностью,” на простых же и некнижных людей смотрели с презрением. Пророк Иоанн, видя лицемерие и злобу иудейских начальников, их нежелание обратиться к Богу, обличал их открыто и весьма строго, говоря: “Порождения ехидны! (род ядовитой змеи). Кто внушил вам бежать от будущего гнева (Божия)?”

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В греч. переводах - ревизиях Септуагинты (см. Ziegler, ed. 1984. P. 328), возникших в первых веках по Р. Х., имя Малахия интерпретировалось как имя пророка (Мал 1. 1: Μαλαχου - форма род. пад.). Одним из 12 пророков называет М. сщмч. Ириней Лионский ( Iren. Adv. haer. IV 17. 5). Впервые относительно подробные сведения о прор. М. приводятся в псевдоэпиграфе «Жития пророков», написанном на греч. языке между I и V вв. по Р. Х. (см.: Prophetarum vitae. 1946. P. 30, 45; комментарий: Schwemer, ed. 1997. S. 634-636; о произведении см.: Satran. 1995). В нем указывается, что пророк род. в месте под названием Софа вскоре после возвращения (иудеев) из плена. C юности он вел непорочную жизнь, и за его благочестие его прозвали Μαλαχ, что означает «ангел/вестник» (γγελος). Все, что он изрек в пророчестве, повторил явившийся в тот же день ангел Божий. Умер М. («присоединился к своим отцам») еще в юности на собственном поле. Это предание нашло отражение в творениях Псевдо-Епифания (De Vitis Prophetarum. XXII//PG. 43. P. 411-414), Псевдо-Дорофея Тирского (Prophetarum vitae. 1907. S. 36) и в др. сочинениях 2-й пол. I тыс. по Р. Х. (краткий обзор различных редакций «Житий пророков» см. в: Satran. 1995. P. 9-16; их тексты - в изд.: Prophetarum vitae. 1907). Большинство исследователей отмечают, однако, поздний и легендарный характер этой традиции (см., напр., Hill. 1998. P. 17). В раввинистической традиции преобладала т. зр., согласно к-рой Малахия было именем собственным пророка, одного из членов «Великого собрания» (подробнее о раввинистической интерпретации Книги прор. Малахии см.: Neusner. 2007). Согласно Вавилонскому Талмуду (Сота 48b; Йома 8b), М. вместе с Аггеем и Захарией являются последними пророками, после смерти к-рых Св. Дух отошел от Израиля (см. также: Бава Батра 14b, где они называются «завершением пророков»). В талмудическом трактате Мегилла (15a) приводится дискуссия раввинов о том, как следует понимать имя Малахия. При этом указывается на то, что большинство мудрецов считает его именем собственным пророка, известного вместе с Аггеем, Захарией, Даниилом и др. пророками во 2-й год царствования персид. царя Дария. В этом же трактате (3a) приводится мнение раввина Йермии (по др. данным, Хийи бар Аббы) о том, что М. вместе с Аггеем и Захарией упоминаются в Книге прор. Даниила (Дан 10. 7) в качестве спутников Даниила.

http://pravenc.ru/text/2561704.html

Раннехристианские источники свидетельствуют о том, что основными аспектами учения о Евхаристии были: – вера в тождество Даров, над которыми прочитана евхаристическая молитва , подлинным Телу и Крови Христовым (см., напр., 1Кор 10:16 ; сщмч. Игнатий Богоносец . Послание к Смирнянам. 7; мч. Иустин Философ . 1 Апология. 66; сщмч. Ириней Лионский . Против ересей. IV. 31. 3–5, V. 2. 3); – исповедание Евхаристии как приобщения к Крестной Жертве Спасителя (см., напр., 1Кор.11:26 ) и поэтому как единственной и полной замены всех ветхозаветных жертв (см., напр., Дидахе.14; мч. Иустин Философ . Диалог с Трифоном иудеем. 41; сщмч. Ириней Лионский . IV. 29. 5; ср.: Евр. 7–9 ; Мал.1:10–11 ); – осмысление Евхаристии как залога единства Церкви в Теле Христовом (см., напр., 1Кор.10:17; 12:12–31 ; Дидахе. 9–10; сщмч. Игнатий Богоносец . Послание к Смирнянам. 8; сщмч. Киприан Карфагенский . Послание 63, к Цецилию. 12); – вера в Евхаристию как в дар бессмертной жизни (ср.: Ин.6:26–54 ; сщмч. Игнатий Богоносец . Послание к Ефесянам. 20) и благодарение за познание этой и других тайн Божественного домостроительства спасения (см., напр., Дидахе. 9–10). Эти богословские темы и во все последующие эпохи остались центральными в учении Церкви о Евхаристии. Тело и Кровь Христовы в Евхаристии Православное богословие однозначно утверждает тождественность Евхаристических Тела и Крови Христовых историческим, то есть тому Телу, которое Господь Иисус Христос принял в Воплощении, и той Крови, которую Он пролил на Кресте. В Таинстве действием Святого Духа хлеб и вино становятся истинными и реальными Телом и Кровью Воплощенного Сына Божия Господа Иисуса Христа. Эта истина основывается как на Божественном Откровении, так и на святоотеческом предании. Святоотеческое предание единогласно утверждает истину, согласно которой мы причащаемся Тела и Крови Господа Иисуса Христа, которые Он принял в Воплощении. Это та Плоть, которая была распята на Кресте, умерла, воскресла и вознесена одесную Отца. Сщмч. Игнатий Богоносец убеждал христиан чаще собираться для Евхаристии, ибо через нее «низлагаются силы сатаны» 6 . Он предостерегал первых христиан от еретиков, не признающих, «что Евхаристия есть плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, которая пострадала за наши грехи, но которую Отец воскресил по Своей благости» 7 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

«Иисуса Христа» (см. Мф.1:1 ). «Сына Божия». Если евангелист Матфей, писавший свое Евангелие для христиан из иудеев, должен был показать им, что Христос происходит от праотцев иудейского народа – Давида и Авраама ( Мф.1:1 ), то евангелисту Марку как писавшему свое Евангелие для христиан из язычников не было надобности в подобном указании. Он прямо называет Христа Сыном Божиим – конечно, в смысле исключительном, как Единородного от Отца (см. Мф.16:16 ). Но если Евангелие, которое далее Марк предлагает своим читателям, исходит от Сына Божия, то оно, как бы говорит он, должно иметь непререкаемый авторитет для всех 3 . Мк.1:2 .  как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Мк.1:3 .  Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему. Мк.1:4 .  Явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Эти три стиха представляют собой один период. «Согласно (союзу «как» в лучших греческих кодексах соответствует частица καθς, а не ς, как в нашем кодексе Receptus) с предсказаниями пророков Малахии ( Мал.3:1 ) и Исаии ( Ис.40:3 ), предсказавшими о пришествии Предтечи Мессии 4 , который подготовит народ иудейский к принятию Мессии, явился Иоанн, крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для отпущения грехов». Таким образом, явление Иоанна не было чем-то совершенно неожиданным, оно давно уже было предсказано. Пророчество Малахии об Иоанне Предтече (см. комментарии к книге пророка Малахии) евангелист приводит раньше, чем пророчество Исаии, более древнего пророка, конечно, потому, что первое пророчество с большей определенностью говорит о пришествии Предтечи – Мессии, чем второе. Замечательно, что пророчество Малахии евангелист Марк приводит не по подлиннику и не по переводу Семидесяти, который в этом случае довольно точно повторяет мысль и выражение подлинника, а следует в этом месте евангелисту Матфею. Вместо выражения подлинного текста «пред лицем Моим» евангелист Матфей, а за ним и Марк, читает: «пред лицем Твоим». Следовательно, по переводу обоих евангелистов Бог у Малахии обращается к Самому Мессии с предсказанием о послании перед Его пришествием особого Ангела или предвестника – Предтечи. У пророка же содержится обращение Иеговы к иудейскому народу.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Содержание I. Бог объявляет войну Едому (ст. 1–14) А. Бог смиряет гордый Едом (ст. 2–4) Б. Бог обрекает на разграбление процветающий Едом (ст. 5–7) В. Неизбежен Божий суд над Едомом (ст. 8–10) Г. Безразличен жестокосердый Едом к бедствиям Иудеи (ст. 11–14) II. Бог обещает установить новый нравственный порядок (ст. 15–21) А. День, когда Бог воздаст всем народам (ст. 15–18) Б. Народ Сиона восстановит и расширит свои владения (ст. 19,20) В. Возвысится Сион над горами Едома в царстве Господа (ст. 21) Глава 1 1 Видение. Это не обязательно зрительный образ, скорее откровение. См. ком. к Мих. 1,1 . Так говорит Господь Бог. Бог открывает Свой замысел через пророка (ср. 2Пет. 1,21 ). Его суровость объясняется непреклонностью высшего Судии. Едоме. Вражда между Едомом и Израилем восходит еще ко временам патриархов. Бог благословил Исаака и Ревекку двумя сыновьями, Исавом и Иаковом ( Быт. 25,21–26 ; ср. Мал. 1,2–4 ; Рим. 9,10–13 ). Личное соперничество между Иаковом и Исавом ( Быт. 27 ), родоначальниками израильтян и едомитян, перешло в затяжную вражду ( Исх. 15,13–15 ; Чис. 20,14–21; 24,18 ; 1Цар. 14,47 ; 2Цар. 8,13.14 ; 3Цар. 11,14.15 ; 4Цар. 8,20–22; 14,7 ). Едом символизирует всех врагов народа Божиего ( Ис. 63,1–6 ). весть услышали мы... «вставайте, и выступим против него войною!» Пророк усматривает божественный промысел в том, что народы сообща выступают против Едома. Господь Бог незримо направляет их действия. Видение Авдия не случайно: это знак, что пророчество будет исполнено. 1 в расселинах скал. Неприступные горы Едома служили естественными укреплениями и обеспечивали защиту от внешних врагов. 1 как орел... среди звезд. Побежденному иудейскому народу Едом казался неодолимым, но Бог внушает им, что никакое земное могущество не спасет от Его высшего правосудия. 1:7 Справедливость в том и заключается, что Едом, нанесший «брату Иакову» удар в спину, сам предан союзниками. 1 Феман. Имя одного из потомков Исава использовалось и как название народа Едома. 1:11–12 Моральный долг Едома требовал сражаться вместе с Иаковом против захватчиков; вместо этого он «был как один из них». Тем самым Едом доказал, что он верен лишь одному правилу идти к цели, невзирая на духовные обязательства. Семена нравственного упадка Едома посеяны еще праотцем Исавом, для которого блага земной жизни были важнее обетованного царства Божия (см. Быт. 25,29.34; 26,34.35; 27,46 28,1). В новозаветном богословии Едом воплощает дух «мира» ( 1Ин. 2,15–17 ), гонителя Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

1004 Кажется, что он был знаком с проповедями предшествующих пророков, особенно со служением Иеремии. Структура Книга пророка Авдия – самая короткая в Ветхом Завете, хотя она удостоилась серьезного внимания комментаторов. Ее главная и единственная тема – осуждение народа Едома и уроки для Израиля. Книга имеет простую структуру: 1 . Суд над Едомом – 114 2 . День Господа для всех народов – 1516 3 . Спасение и возрождение Израиля – 1721 Книга Авдия – не единственная пророческая книга, осуждающая Едом, но только в ней Едому посвящено главное место. Другие пророки называли Едом в числе других осужденных народов (см. Ис.34:517, 63:16 ; Иер.49:722 ; Плач 4:2122 ; Иез.25:1214, 35 ; Иоиль 3:19 ; Амос 1:1112 . См. также Мал.1:25 ). Книга Авдия 19 содержит много фраз похожих нате, что использовал Иеремия (49:722), что предполагает некоторую литературную связь между этими отрывками. Тем не менее, два текста имеют различный порядок фраз, а значит, они оба могли цитировать некое раннее устное пророчество против Едома. Есть в книге Авдия некоторые обороты, похожие на фразы из книги пророка Иоиля. Возможно, Иоиль («как сказал Господь», 2:32) цитирует Авдия (ст. 17). Жанр Книга Авдия соответствует пророческому жанру, который обычно называется «суд над народами». Авдий пользуется свойственным для пророческих книг совершенным временем глагола, чтобы уже сейчас нарисовать суд, который еще произойдет в будущем. Его стиль отличают живые поэтические образы и метафоры. Окончательное осуждение Едома завершается в последней части книги, где пророк вглядывается в будущие времена возрождения Израиля. Это говорит о том, что книга писалась, прежде всего, для Израиля, а суд над другими народами был в основе своей проповедью надежды для народа Божьего. Богословские Темы Власть Бога над всем миром и суд за нравственные преступления – главная тема книги Авдия. Все народы ответственны перед Богом за то, как они относятся к другим народам (см. Амос 1 ). Смертным грехом Едома была бесчеловечность по отношению к Иудее и Иерусалиму, которым к тому времени уже страдали от ожесточенных вторжений извне.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

М. Р. был женат на дочери рязанского кн. Глеба Ростиславича (предположение о том, что это был 2-й брак, а 1-й женой М. Р. была галицкая княжна, подтверждений не имеет), имел двоих сыновей, Мстислава (см. блгв. кн. Мстислав Мстиславич ) и Владимира. Большинство исследователей считало, что старший из сыновей - прославленный полководец Мстислав Мстиславич, но более вероятно старшинство Владимира: только о нем М. Р. перед кончиной просил позаботиться своего воеводу Бориса Захарьича. Эта просьба может свидетельствовать о том, что сын Мстислав либо был очень мал, либо появился на свет уже по смерти отца (в пользу 2-го варианта говорит отсутствие до XIII в. практики называть сына именем живого отца - Литвина , Успенский. 2006. С. 300-301, 304). Иногда еще одним сыном М. Р. считают торопецкого кн. Давида, упоминаемого в новгородском летописании под 1212 и 1225-1226 гг., но это мнение скорее всего ошибочно (см.: Домбровский. 2015. С. 526-533, 653-658). Почитание В киевской летописи кон. XII в. М. Р. посвящен обширный панегирический некролог. В нем говорится, в частности, что князь «всегда бо тосняшеться оумрети за Роускоую землю и за хрестьяны», что «не бе бо тое земле в Руси, которая же его не хотяшеть, ни любяшеть» и «плакашеся по немь вся земля Роуская, не може забыти доблести его» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 606-611). В позднейшей традиции М. Р. известен под прозвищем Храбрый; впервые оно фиксируется в перечне новгородских князей в Новгородской первой летописи младшего извода (сер. XV в.; НПЛ. С. 162). До XX в. память М. Р. чтилась в основном местно ( Филарет (Гумилевский). РСв. С. 339). В «Книге, глаголемой Описание о российских святых», известной в списках XVIII-XIX вв., упоминается, что «святый и благоверный князь Мстислав Ростиславич преставися в лето 6637 (1129 г.- дата ошибочна.- А. Г.)» (Описание о российских святых. С. 32). Согласно описи 1617 г., в Софийском соборе «на правой стороне гроб аспидной, в нем мощи благовернаго князя Мстислава Ростиславича новгородскаго» (Опись Новгорода 1617 г. М., 1984. Ч. 1. С. 32). Эта гробница М. Р., изготовленная из сланцевого плитняка, в наст. время находится на том же месте, в Рождественском приделе собора, между аркбутанами у юж. стены.

http://pravenc.ru/text/2564282.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010