40); более о нем ничего не известно, равно как неизвестно и то, по каким побуждениям и по какому поводу пригласил он Господа разделить с ним и его единомышленниками (ст. 49) трапезу. Он, как видно (ст. 39), довольно сильно заражен был предрассудками фарисейскими, но может быть не в той степени, как другие, старался сблизиться с великим учителем и Господь, может быть, в надежде на его еще большее обращение к здравому учению от предрассудков фарисейских, не отверг его приглашения, но принял оное. Не оказал ли ему Господь какое-либо благодеяние, как можно заключать отчасти из дальнейшего ( Лк.7:41–42, 47 ), и не в благодарность ли за это он и вознамерился предложить Господу трапезу? Господь после, перед своими страданиями, возлежал также на вечери в доме Симона прокаженного в Вифании ( Мф.26 и дал.). Не одно ли и то же это лицо, ставшее из-за оказываемых ему Господом благодеяний мало-помалу из фарисея одним их близких к Спасителю? Правда, та вечеря в Вифании, а это в каком-то городе Галилейском, как надобно предполагать; но этот Симон мог переселиться в Вифанию со временем, особенно когда разорвал связь с фарисеями отечественного города, сделавшись последователем Спасителя. Лк.7:37–38 . «Женщина»: та же, по преданию, которая после еще помазала Господа миром в Вифании ( Мф.26 и дал. и парал.) – «Того города»: какого – неизвестно. Не Магдалы ли, если принять мнение, что то была Мария Магдалина, что она была грешница, потом обуреваемая злыми духами, которых изгнал из нее Господь ( Лк.8:2 . ср. Мк.16:9 ), и она благодарность Господу теперь свидетельствовала таким трогательным образом, за что и получила отпущение грехов. – «Грешница»: в особенном частном смысле (ср. Ин.8:7 ). «Алавастровый сосуд»: см. прим. к Мф.26:6–7 . – «Став позади у ног Его»: см. прим. к Мф.26:6–7 . – «Начала обливать ноги Его слезами» и пр.: при входе в дом сандалии с ног снимали и омывали ноги, каковое омовение считалось выражением гостеприимства и приязни. – «Целовала»: выражение любви и преданности.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Лк.11:37–38 . «Фарисей просил Его к себе обедать»: подобное этому см. Лк.7и прим. «Хотя Господь знает недоброжелательство фарисеев, однако же обедает с ними, по тому самому, что они были лукавы и нуждались в исправлении. Ибо для того Он обедает с ними, чтобы иметь повод к улучшению нравов их» (Феофил.).– «Не умыл рук перед обедом»: об омовении рук перед вкушением пищи см. прим. к Мф.15и Мк.7:4 . Фарисей удивился этому тем более, что Христос перед тем только что был среди народа, прикосновение к которому, по мнению фарисеев, требовало после того омовения. Этот обычай – омывать руки перед обедом и после – произошел вероятно от того, что на Востоке обыкновенно не употребляли ложек, вилок и пр., а брали кушанья рукой из общего блюда. Собственно предосудительного в этом обычае умывать руки не было, но фарисеи сделали из него религиозный предрассудок, что не редко и обличал Господь. Лк.11:39 . «Господь сказал ему» и пр.: обличительные на фарисеев изречения, весьма сходные с теми, какие помещены ев. Матфеем в длинной обличительной речи против фарисеев, сказанной Господом незадолго до его страданий (гл. Мф.23 ). – Евангелист Матфей об этом обеде у фарисея не упоминает. Господь, часто обличавший фарисеев, вероятно, иногда повторял при подобных обстоятельствах изречения свои против них. Вероятно и то, что ев. Лука, не сообщающий грозной речи Спасителя против фарисеев, помещенной у ев. Матфея, заимствовал из нее некоторые изречения и вложил их в уста Господа, при обличении Им фарисеев, за обедом у фарисея, о котором он один повествует. – «Ныне вы, фарисеи»: ныне – не в противоположность лучшему древле, ибо ниоткуда не видно, чтобы Господь одобрял фарисейство прежних родов; это слово – «ныне» стоит здесь как общее неопределенное выражение в смысле вот, да, и т. п. – «Внешность чаши и блюда» и пр.: см. прим. к Мф.23:25 . У ев. Матфея противоположение внешнего чаши и блюда внутреннему, содержащемуся в них; у ев. Луки противоположение внешнего чаши – внутреннему душевному состоянию самих фарисеев; общий смысл впрочем один и тот же: внешность чаши чиста, а то, что в ней, приобретено хищением и неправдой, которыми заражена душа (внутренность) фарисеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

1Пар.2:33 .  Сыновья Ионафана: Пелеф и Заза. Это сыновья Иерахмеила. 1Пар.2:34 .  У Шешана не было сыновей, а только дочери. У Шешана был раб, Египтянин, имя его Иарха; 1Пар.2:35 .  Шешан отдал дочь свою Иархе [рабу своему] в жену: и она родила ему Аттая. 1Пар.2:36 .  Аттай родил Нафана, Нафан родил Завада; 1Пар.2:37 .  Завад родил Ефлала, Ефлал родил Овида; 1Пар.2:38 .  Овид родил Иеуя, Иеуй родил Азарию; 1Пар.2:39 .  Азария родил Хелеца, Хелец родил Елеасу; 1Пар.2:40 .  Елеаса родил Сисмая, Сисмай родил Саллума; 1Пар.2:41 .  Саллум родил Иекамию, Иекамия родил Елишаму. Потомство Есрома. 1Пар.2:9 .  Сыновья Есрома, которые родились у него: Иерахмеил, Арам и Хелувай. Имя Рам в новозаветных родословиях произносится Арам ( Мф.1:3,4 ; Лк.3:33 ), а Хелувай – иная форма имени Холев ( 1Пар.2:18 ) и Хелув ( 1Пар.4:11 ). 1Пар.2:10 .  Арам же родил Аминадава; Аминадав родил Наассона, князя сынов Иудиных; 1Пар.2:11 .  Наассон родил Салмона, Салмон родил Вооза; 1Пар.2:12 .  Вооз родил Овида, Овид родил Иессея; 1Пар.2:13 .  Иессей родил первенца своего Елиава, второго – Аминадава, третьего – Самму, 1Пар.2:14 .  четвертого – Нафанаила, пятого – Раддая, 1Пар.2:15 .  шестого – Оцема, седьмого – Давида. 1Пар.2:16 .  Сестры их: Саруия и Авигея. Сыновья Саруии: Авесса, Иоав и Азаил, трое. 1Пар.2:17 .  Авигея родила Амессу; отец же Амессы – Иефер, Измаильтянин. Поколение Арама, первая из трех, происшедших от Есрама, линий. Ее поставление на первом месте в достаточной мере и степени объясняется происхождением из нее Давида. Потомки Арама до Иессея, отца Давида, исчисляются и в кн. ( Руфь.4:19–21 ) с тем лишь различием, что при имени Наассона в ней нет замечания кн. Паралипоменон: «князь сынов Иудиных». Это последнее указывает на книгу Числа ( Чис.1:7,2:3,7:12 ), из которых видно, что Наассон был начальником колена Иудина при выходе евреев из Египта. Так как между Есромом, современником переселения евреев в Египет ( Быт.46:12 ) и Наассоном, современником Моисея, протекло не менее 430 лет (см. Толковая Библия , I т., комментарии к ( Исх.12:40–41 )), то есть полное основание думать, что в этот период времени сменилось более двух поколений (Арам и Аминадав), т.к. между Есромом и Наассоном пропущены посредствующие звенья. Равным образом и для эпохи между Моисеем и Давидом недостаточно четырех поколений (Салмон, Вооз, Овид, Иессей).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Люди различаются не только степенью своей греховности, но и степенью способности увидеть  свои грехи и принести за них покаяние. В Евангелии мы видим множество примеров того, как люди, которые были великими грешниками, получали от Господа прощение. Это и женщина грешница, которая пришла и помазала миром ноги Спасителя (см. Лк. 7. 37-38), и разбойник, который исповедал Господа на кресте, сказав: «Вспомни обо мне, когда придешь в Царствие Свое». И Христос ответил ему: «Сегодня же будешь со Мной в раю» (см. Лк. 23. 42-43). Значит, рай — это и есть Царство Небесное. Но Царство Небесное — это не только реальность загробного мира. Оно начинается здесь, на земле. И мы уже на земле — прежде всего, в храме через Божественную литургию — приобщаемся к той любви, которая безмерно источается на каждого из нас от нашего небесного Отца. И когда божественный колокол зовет нас на службу, мы не должны думать, как тот блудный сын, что Бог не примет нас или, может быть, допустит только в качестве второстепенных людей. Нужно помнить: что бы мы ни делали и как бы ни согрешили, Господь всегда ожидает нас. Он всегда будет видеть в нас Своих сыновей и дочерей, даже если мы откажемся от Него как своего Отца. С этими светлыми чувствами будем приближаться к Великому посту, чтобы эти дни стали для нас временем покаяния, молитвы и духовного совершенствования. Всем вам, дорогие владыки, дорогие отцы, братья и сестры, желаю помощи Божией на том пути, по которому мы все вместе идем и на который нас поставил Сам Господь Иисус Христос, Который ведет нас в Царство Небесное и приобщает к нему уже здесь, на земле. Аминь». В тот же день в концертном зале Cadogan Hall состоялся концерт русской духовной музыки, на котором прозвучало произведение митрополита Волоколамского Илариона «Страсти по Матфею» в исполнении Московского Синодального хора и Русского лондонского оркестра (Russian Orchestra of London) под управлением заслуженного артиста России А. Пузакова. Партию Евангелиста на английском языке исполнил профессор Оксфордского университета Димитрий Кономос. Среди присутствовавших на концерте почетных гостей были митрополит Диоклийский Каллист (Константинопольский Патриархат), архиепископ Сурожский Елисей, архиепископ Керченский Анатолий, принц Майкл Кентский. Вступительное слово перед началом концерта произнес посол Российской Федерации в Великобритании А.В. Яковенко.

http://patriarchia.ru/db/text/3986780.ht...

Что же касается нереально большого числа погибших – некоторые исследователи считают, что сорок два в данном случае – просто некое символическое число; или что глагол, переведенный как «растерзали», можно перевести как «покусали», «поранили». То есть не все сорок два подростка погибли. Но в любом случае надо помнить, что любовь Бога к человеку не есть любовь бесконечно-неисчерпаемая и потому безразличная; что и в Новом Завете мы читаем о возмездии за грех , о Страшном суде, плаче и скрежете зубов (см.: Лк. 13, 28 ) – участи тех, кто останется за закрытыми дверями Царства Божия. – Продолжим разговор о чудесах Елисея. Он выручает из долговой кабалы семью умершего пророка, умножив оливковое масло в сосуде ( 4Цар. 4, 1–7 ). Он воскрешает маленького сына сонамитянки, родившегося по его молитвам (там же, 8–37). Елисей спасает от голодной смерти пророков Галгала, сначала сделав съедобной похлебку из ядовитых диких плодов, а затем накормил двадцатью хлебцами сто человек, «…и еще осталось по слову Господню» (там же, 38–44). Конечно, мы сразу вспоминаем евангельское чудо умножения хлебов! Почему чудеса Елисея так похожи на Христовы? – Начнем с того, что в Четвероевангелии описаны далеко не все чудеса, совершенные Господом за три года Его земного служения. Это не нуждается в доказательствах – Иоанн Богослов об этом говорит (см.: Ин. 21, 25 ). И евангелисты могли выбирать из этих чудес те, о которых они считали необходимым рассказать. Среди евреев существовало мнение, что Мессия должен повторить все чудеса Ветхого Завета. Вполне возможно, что евангелисты, отвечая народному представлению, описывают те чудеса, которые перекликаются с ветхозаветными. Чудо умножения хлебов – оно действительно было в Ветхом Завете, но Господь повторяет его неоднократно и с гораздо большей силой. Воскрешение мертвых мы видим во всем Ветхом Завете дважды – это совершает Илия и за ним Елисей, а затем Господь воскрешает мертвых. – Глава 3 Четвертой книги Царств: объединенное войско шаткого Израиля во главе с Иорамом, стойко хранящей веру отцов Иудеи во главе с Иосафатом и царя Едомского – вассала Иудеи – идет на моавитян, отказавшихся платить дань Израилю, и оказывается посреди безводной Едомской пустыни. Людям и лошадям грозит смерть от жажды. Иорам в панике; но твердый в вере Иосафат ищет пророка Божия, чтобы он подсказал выход. Елисей оказывается рядом… Значит, он шел с войском? С какой целью? Можно ли в этих событиях видеть миссию Елисея, направленную на раскаяние Израиля?

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Втор 15:1), светильник с семью лампадами (см. Зах 4:2), семь столпов мудрости в доме Соломона (см. Притч 9:1). 9. Таким образом, как ты видишь, здесь упоминается о невыразимой славе и провидении Божием. Я попытаюсь их показать, однако так, как мне это позволит мое малое понимание. Для того, чтобы восстановить этого [т. е. падшего] Адама через седмицу, а также прийти на помощь Своему творению, Бог совершает рождество Сына Своего Господа нашего Иисуса Христа. Итак, тот, кто научен в законе Божием и исполнен Святым Духом, да не презрит сердцем то, что ангел Гавриил благовествовал (см. Лк 1:28) Деве Марии в тот же день, когда змей обманул Еву; Святый Дух исполнил Деву Марию в тот день, когда Бог сотворил свет; Он обратился в плоть в тот день, когда Бог создал сушу и море; Он обратился в молоко в тот день, когда Бог сотворил светила; Он обратился в кровь в тот день, когда земля и вода принесли свои плоды; Он обратился в плоть в тот день, когда Бог воздвиг человека из земли; Христос родился в тот день, когда Бог образовал человека; Он пострадал в тот день, когда пал Адам, Он воскрес из мертвых в тот день, когда Бог сотворил свет. Он также исполняет Свое человечество числом семь: рождение, младенчество, отрочество, юность, время полного расцвета сил, зрелость [совершенный возраст], смерть. Он показывает Свое человечество иудеям следующими способами: когда Он алчет (см. Мф 4:2), жаждет (см. Ин 4:7), когда Он принимает пищу [и питие] (см. Лк 7:34), когда Он идет (см. Мф 4:18) и удаляется (см. Ин 6:15; Мф 4:12), когда Он спит на изголовье [корабля] (см. Мк 4:38). Смотри же, как Он возвещает о Себе им как о Господе, когда во время сильной бури на море стопами ходит по воде (см. Ин 6:18—19; Мф 14:22—23), ветрам повелевает (см. Лк 8:25), болящих исцеляет (см. Мф 12:15), хромых ставит на ноги (см. Мф 15:31), слепых просвещает зрением (см. Мф 15:31), глухих учит слушанию, а немых красноречию (см. Мк 7:37). 10. Как я уже упоминал, день содержит в себе число 12, разделен на две части: двенадцать часов дня и двенадцать часов ночи.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Деян.14:16 иже въ мимошедшы (παρχημναις) роды ставилъ б вс зыки ходити въ птехъ ихъ. 1Пет.4:3 мимошедшее (παρεληλυθς) врем волю зыческю творившымъ. 2Кор.9:2 к приготовис мимошедшаг лта (π πρυσι, ab anno superiore). Минвъ, Минвъ, (διαγενμενος, intercedens; παρελθν, accedens) – минувший: прошедший. Мк.16:1 минвшей сббт. Лк.12:37 и минвъ (παρελθν, подходя) послжитъ имъ. 17:7 минвъ (παρελθν) возлзи (пойди скорее, садись за стол). Деян.5:7 Бысть же к часмъ минвшымъ (διστημα, часа через три после сего) и жена – вниде. 25:13 же минвшымъ нкимъ. 27:9 Мног же времени минвш. Мирный Мирный см. Мрный. Миро Миро см. Мро. Миротворецъ Миротворецъ (ερηνοποις, pacificus) – миротворец. Мф.5:9 Блжени миротворцы: к снове наректс. Мирствовати Мирствовати (ερηνεειν, pacem colere) – жить в мире. 1Фес.5:13 мирствйте въ себ (будьте в мире между собою). Миръ Миръ (ερνη, рах) – мир (согласие, тишина). Мф.10:12 миръ дом сем. 10:13 миръ вашъ нань – миръ вашъ къ вамъ возвратитс. 10:34 Не мните, к воврещ миръ на землю – воврещ миръ, но мечь. Мк.5:34 ид въ мир. 9:50 и миръ имйте межд собою. Лк.2:14 слава въ вышнихъ бг, и на земл миръ. 2:29 нн пщаеши раба твоего, влко, по гл твоем, съ миромъ. 7:50 ид въ мир. 8:48 ид въ мир. 10:5 перве глаголите: миръ дом сем. 10:6 и аще уб бдетъ т сынъ мира, на немъ миръ вашъ. 12:51 к миръ дати на землю. 19:38 миръ на небес. 24:36 и глгола имъ: миръ вамъ. Ин.14:27 Миръ ставлю вамъ, миръ мой даю вамъ. 16:33 глахъ вамъ, да во мн миръ имате. 20:19 – и гла имъ: миръ вамъ. 20:21 миръ вамъ. 20:26 миръ вамъ. Деян.9:31 Цркви же по всей и и имх миръ. 10:36 блговств миръ хртомъ: сей всмъ гдь. 12:20 и умоливше власта постельника царева, прошах мира. 15:33 Пребывша же там врем, быста съ миромъ ко аплмъ. 16:36 нн убо идита съ миромъ. 24:3 многъ миръ улчающе тобою.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Giltebran...

2. Они также желают, чтобы естество их, восседающее на херувимском престоле в лоне Отца, было поклоняемо и прославляемо нами, как поклоняется наше естество во Христе от них и от всякой зримой и незримой твари. Ещё они желают иметь ключи Царства Небесного (Мф 16:19) и сесть на двенадцати престолах (Мф 19:28), творя суд, как Христос, в День Судный и как будут судить рыбари. 3. Итак, я говорю: Херувимы и Серафимы желают иметь такую же близость ко Христу, какую имел [ученик], приклонившийся к груди Его (см. Ин 21:20), и какую женщины грешницы, возлившие миро [на главу Его], и умащать этим миром [ноги Его] (Мф 26:7; Мк 14:3; Лк 7:37–38). Я говорю тебе о том, что величием своим превышает всё; ведь Христос сказал, что когда [Сын Человеческий] придёт в День Судный, то силы небесные поколеблются (Мф 24:29) от страха и трепета перед Ним. Праведников же Он посадит их, и, подходя, станет служить им (Лк 12:37) 11 — Он, Который сотворил их. 4. Таковы столь великие блага, дарованные нам Христом, в которые Ангелы желают проникнуть, то есть войти. Вопрос 5 Вопрос. Почему Христос прославил и возлюбил наше естество паче ангельского? Ответ. 1. Некоторые желали [найти ответ на этот вопрос] в словах [Апостола]: Когда умножился грех, стала преизобиловать благодать (Рим 5:20). На это можно возразить, что тогда было бы куда больше спасённых бесов. Ведь в них более, чем в нас, преизобилует грех. 2. Поэтому послушай [апостола] Павла, поучающего тебя о способе Вочеловечивания Христа и о Его великой благости к нам. Ведь [Апостол] говорит, что [это есть] тайна, которую предназначил Бог прежде веков (1 Кор 2:7), то есть Пришествие и благость [Господа] к людям. 3. [Следует знать], что Бог расположен к человечеству паче всякой твари в двух отношениях: во-первых потому, что [чело­век] есть произведение Его собственных рук 12 и предызображение Его Домостроительства 13 , будучи, как и Христос, незримым и зримым, смертным и бессмертным живым существом; а во-вторых, потому что [Христос] стал человеком, сродным и единосущным, единоплеменным и единовидным с нами 14 .

http://pravmir.ru/voprosyi-i-otvetyi-sin...

Теперь, мы идём по Иоанну, в прошлый раз смотрели 9-ю главу, притчу о Пастыре добром. И кажется, что же такое? Смотрите, Он говорит им притчу, взятую из быта – пастыри, пастухи всё время, и, смотрите, он говорит – 6-й стих: Сию притчу сказал им Иисус; но они не поняли, что такое Он говорил им. Вот закрыто понимание, как заслон какой. И только тогда, когда Господь им отверз ум к уразумению Писаний (см. Лк. 24:45 ), когда в день Пятидесятницы сошёл на них Дух Святый, – они стали иными людьми. Вот ключик нашёлся, и все недоумения как бы отошли в сторону. И Пётр – уже другой человек. В «Книге Деяний» это не Пётр из Евангелия, а Пётр после Пятидесятницы. Откуда у него такое красноречие? Откуда такое знание Писаний? Он приводит столько в первой же своей речи пророчеств, а результат? Все слушатели, сказано, умилились сердцем (см. Деян. 2:37 ). Вот какой был результат его первого выступления. И вопрос-то какой? – Что нам делать? – Что нам теперь делать-то? И ответ: Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа, и получите дар Святаго Духа (см. Деян. 2:38 ). А вот здесь говорит им притчу – кажется, ясную, взятую из действительности, которая им знакома: Сию притчу сказал (...) они не разумели, что такое Он говорил им (см. Ин. 10:6 ). Опять Иисус говорит: «Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их» ( Ин. 10:7–8 ). Лжемессии – их было столько, что и не перечесть, – и они, пользуясь таким напряжённым ожиданием Мессии, какое было в то время, использовали это настроение народа и находили тысячи последователей: Баркохба, Иуда Галилеянин, Февда, ещё какие-то! Вот они «мессии», и народ доверял им, шёл, жертвуя всем. Вплоть до того, что Баркохба требовал от своих последователей, чтобы отрубили себе третий палец – знак Завета. И давали рубить себе эти пальцы. А потом оказалось, что и этот – не Баркохба, не сын звезды, а как переименовали его, Баркасима – сын лжи. А он взял этот образ: восходит звезда от Иакова – из пророчества Валаама. Пророк, ложный пророк Валаам, произносит знаменитое пророчество: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова (см. Числ. 24:17 ). Вот восходит звезда..., он и взял этот образ. Баркохба – сын звезды. Оказался – сыном лжи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф. 26, 34; см.: Мр. 14, 27; Лк. 22, 34; Ин. 13, 38); Опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст Меня (Мф. 26, 23), Рука предающего Меня со Мною за столом (Лк. 22, 21). Тем не менее, анализ подоплеки греха Иуды и греха Петра приводят, в конечном счете, к противопоставлению этих евангельских персонажей, один из которых раскаялся, однако не покаялся в евангельском смысле «перемены ума» («метанойя») и, продолжая пребывать в греховном мраке, отчаялся и удавился, а другой – плакал горько (Мф. 26, 75) и, исполненный любви ко Христу, прибег к Его милосердию, покаялся, был прощен, получил Господне благословение, стал первоверховным апостолом и засвидетельствовал свою верность Господу мученической кончиной. Это говорит прежде всего о том, что между раскаянием Иуды и покаянием Петра существует кардинальная метафизическая разница. Раскаяние оказывается лишь муками нечистой совести, не ищущей и не чающей, однако, прощения, не верящей в Того, Кто имеет власть оставлять грехи, Кто взял на себя грех мира (Ин. 1, 29). Раскаяние, таким образом, может настичь и неверующего человека, но покаяние происходит исключительно перед лицом Господним, в преддверии приблизившегося Царства Небесного. Покайтесь; ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4, 17) – с этими словами Господь выходит на проповедь после искушения Его сатаною в пустыне. Главный вопрос, который Он задает отрекшемуся Петру, – это вопрос о любви: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? (Ин. 21, 15, 16, 17). И Петр отвечает на это исповеданием своей полной и совершенной любви к Господу, включающей в себя и личную сердечную всецелую преданность, и привязанность (это выражается глаголом «филео»). А поскольку Господь уже свидетельствовал о покаявшейся грешнице: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит (Лк. 7, 47), особый смысл приобретает и Его вопрос Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты меня больше, нежели они? (Ин. 21, 15). Так возникает особая «диалектика» любви и Божиего прощения: чем более человек любит Бога, тем более он сокрушается о своих грехах и приносит свое покаяние в них, но чем более ему прощает Господь, тем сильнее он Его любит. Без исполнения самой первой заповеди этот непрестанный и подвижный путь к Богу «застопоривается»: Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим (Мф. 22, 37). Таким образом, непреложным условием любви к Богу является покаяние в грехах, так же как условием покаяния становится любовь к Богу.

http://pravoslavie.ru/put/3083.htm

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010