Подобно, как и живописец не изглаждает начального очертания (– эскиз), но проявляет и дополняет его» 406 ; наконец γ) тем, чтобы заменить (νταναπληρωσαι; для понятия срав. Кол. 1:24 ) в нем обветшавшее и истлевшее ( Евр. 8:13 ) новым и нестареющим. И Господь так действительно поступил с обрядовой или вообще с внешней стороной ветхозаветного закона ( Евр. 8:6–13; 9, 10:1–9 и др.) Так и живописец хотя и не изглаждает начального очертания, однако же его εκν 407 уже не есть то, что было «σκι». «Закон был приноровлен к смертным людям, а Новый Завет обещает нам вечную жизнь. Посему тот закон справедливо состарился, а этот всегда пребывает новым 408 . «И, следовательно, Ветхий Завет (закон срав. выше) не просто заменен новым, но и отменен как устаревший, как бесполезный» 409 : б) пророков вообще α) тем, чтобы исполнить условленное законом, требованием воли Божией, и сопряженное с исполнением его обетования. И Он действительно исполнил его – ближе всего на Себе (–Я), как сотворившем (ποισας, Гал. 3:12 ) закон и за то получившем жизнь Гал. 3:12 ; Лев. 18:5 ), а затем и на верующих в Него, как оправдавшего их перед проклятием закона за не исполнение его ( Гал. 3:10 ) и по этой только вере также получивших жизнь (праведный верой жив будет, Гал. 3:11 ; – Рим. 1:17  из Авв. 2:4 ), чтобы Ему через то быть Первенцем из мертвых ( 1Кор. 15:20,23 ), – подателем жизни из мертвых не только благодатной (сн. Рим 6:2  и дал. Еф. 4:22–24 ; Кол. 2:10–15 ), но и вечной по бессмертию души телом ( 1Кор. 15 ; то и другое см. Иоан. 5:24  и парал.) 410 ; в частности, β) тем, чтобы исполнить на Себе и (в связи с предшествующим) на верующих во Имя Его, составляющих из своей совокупности ( церковь ) тело Его (срав. особенно Кол. 2:9–17 ), все ветхозаветное пророчество, как частное выражение понятия обетования, пророчество, как предуказание (прообразование) и как предсказание (прямое пророчество) 411 . Ибо пророчество есть лишь развитие обетования. Основанием и объемлющим все частности, источником которого служит первообетование о Семени, имевшем стереть главу змия, ( Быт. 3:15 ), через искушение первозданного ко греху внесшего в мир смерть ( Ин. 8:44 ; Апок. 12:9 ; Рим. 5:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

д. (Св. Златоуст и бл. Феофилакт несколько иначе объясняют это название – второ-первая: «иудеи всякий праздник называли субботой, ибо суббота значит покой. Часто праздник встречался в пятницу, а эту пятницу, ради праздника, называли субботой. Потом собственно субботу называли второ-первой, как вторую после предшествовавшего иного праздника и субботы». Феофил., ср. Злат. 2, 181). Таким образом Спаситель с учениками своими шел засеянными полями в ту субботу, которая была первая по втором дне Пасхи, случившемся в этот год в субботу, и в которую надлежало по закону приносить первый сноп жатвы, сноп потрясения. До этого дня не позволялось вкушать от новых плодов ничего ( Лев.23:14 ), а потому ученики Господа не нарушали этого закона, растирая колосья и вкушая зерна их в этот день; но фарисеям, следившим за Господом и Его учениками, это действие их показалось нарушением субботы (см. прим. к Мф.12 и дал.).– «Сказали им: зачем вы делаете» и пр.: по сказанию ев. Матфея и Марка, фарисеи обратились к Господу, указывая Ему на незаконный, по их мнению, образ действий учеников; смысл вопроса этим не изменяется, оборот же речи ев. Лука допускает здесь такой же, как и несколько выше– Лк.5:30 .– «Взял хлебы предложения»: не самовольно взял, но выпросил их у первосвященника, и взял, когда тот отдал ему их ( 1Цар.21:1–6 ). Лк.6:6–11 . Об исцелении сухорукого ев. Лука повествует совершенно согласно с ев. Марком, оба полнее ев. Матфея и, по-видимому, несколько не согласно с ним. (Соглашение их см. в прим. к Мк.3 и дал., ср. прим. к Мф.12 и дал.). – «И в другую субботу»: может быть и вероятно следующую за второ-первой субботой. – «Правая рука»: частность, принадлежащая только сказанию ев. Луки, что сухая рука у того человека была правая, т. е. нужная по преимуществу, которой обыкновенно большей частью действуют во всех делах. – «Зная помышления их»: притом и прямой вопрос, предложенный ими Господу (по сказанию ев. Матфея), обнаружил для Него ясно их мысли – то есть, Господь, как всеведущий Сердцеведец, видел лукавые помышления фарисеев, с которыми они наблюдали за Его действиями, и видел лукавство этого вопроса, который они предложили Ему по этому случаю, и в ответе своем уловил словом мнимых хитрецов слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Продолжается угроза священникам. Бог угрожает им, что не только проклянет их и их благословения, но отвергнет самые жертвы с крайним позором. По закону, священники от жертвенных животных получали плечо, челюсти и желудок ( Втор. 18:3 ; Лев. 7:32 ). Имея в виду это постановление, Господь угрожает отнять у священников плечо 20 ; след. угрожает отнять и жертвы, от коих они получали это плечо. Я «отлучу», – говорит Господь, – »вам рамо», т. е. Я лишу вас плеча жертвенных животных, вы более не будете приносить жертв и получать от них части, вам назначенные. Мало сего, Я предам вас крайнему позору, какому подвергается тот, кому в лице бросают помет или кал – «требухи» 21 (Бл. Феодор.). Я раскидаю, – говорит Господь, – помёт на лица ваши, помёт жертвенных животных, приносимых в дни праздников ваших, т. е. Я с позором отвергну вас вместе с жертвами за то, что вы оскорбляете Меня, принося Мне в жертву животных слепых, хромых, больных и даже краденых. «И прииму вы вкупе» 22 , т. е. а для этого Я возьму вас вместе с жертвами и выброшу, как выбрасывают навоз, отвергну вас с бесчестием, соделаю презренными у народа (ст. 9). Мал.2:4 . И уразумеете, яко Аз Господь послах к вам заповедь сию, еже быти завету Моему к Левитом, глаголет Господь Вседержитель. С Евр.: «И вы узнаете, что Я дал эту заповедь для сохранения завета Моего с Левием, – говорит Господь Саваоф». Т. е. когда вы будете отвержены, опозорены, тогда, находясь в унижении, вразумленные наказаниями, поймёте, – говорит Господь, – что Я дал вам заповедь о священстве и о жертвах через раба Моего Моисея, не напрасно, а для того, дабы завет, заключенный Мною с Левием или с Левитским коленом, оставался твердым и непоколебимы, т. е. чтобы священство, Мною учрежденное, было в том виде, в каком передано колену Левиину, чисто и непорочно, а с ним сохранялись и продолжались в надлежащем виде и жертвоприношения (См. Лев. 20:22, 26, 21:6, 8, 22:2, 19–22, 32 ; Чис. 8:6–20, 18:1, 2, 29, 30, 25:12, 13 ; Сир. 45:7, 29 ). Мал.2:5 . Завет Мой бе с ним жизни и мира, и дах ему боязнию боятися Мене и от лица имене Моего устрашатися ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

Лк.18:9 .  Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу: Притча о мытаре и фарисее находится только у евангелиста Луки. Целью притчи, несомненно, было несколько понизить сознание собственного достоинства среди учеников Христа («избранные» – стих 7) и научить их смирению. Их и нужно понимать под теми, которые слишком высоко ставили свою праведность и унижали других. К фарисеям же Христос не мог обратиться с притчей, в которой прямо выводится фарисей. Притом фарисей, выведенный в притче, вовсе не показался бы фарисеям заслужившим осуждение от Бога: его молитва должна была им казаться совершенно правильной. Лк.18:10 .  два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. «Вошли» – точнее: «поднялись» ( νβησαν). Храм стоял на горе. «Фарисей»(см. комментарии к Мф.3:7 ). «Мытарь» (см. комментарии к Мф.5:46 ). Лк.18:11 .  Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: «Став». Молились иудеи обыкновенно стоя ( Мф.6:5 ). «Сам в себе». Эти слова по русскому тексту, согласному с Textus receptus, относятся к слову «молился» и обозначают молитву «про себя», не выраженную громко. По другому чтению, слово это относится к слову «став» (И. Вейс) и будет указывать на то, что фарисей не хотел приходить в соприкосновение с такими людьми, как мытарь. Последнее мнение, впрочем, едва ли можно принять, потому что этого не допускает смысл греческого выражения (здесь поставлено не καθ´ αυτν, а πρς αυτν). «Боже! благодарю Тебя». Фарисей начинает молитву как должно, но сейчас же переходит к осуждению ближних и к возвеличиванию себя самого. Это не Бог дал ему силы совершать добрые дела, а он сам все сделал. «Этот мытарь» – правильнее: «вон тот, мытарь!» – выражение презрения. Лк.18:12 .  пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Кроме отрицательных качеств, какие приписал себе фарисей выше (он – не грабитель, не обидчик, не прелюбодей), он говорит теперь о своих положительных заслугах пред Богом. Вместо того чтобы поститься один раз в году – в праздник очищения ( Лев.16:29 ), он, подобно другим набожным иудеям, постится еще два дня в неделю – во второй и пятый (ср. Мф.6:16 ). Вместо того чтобы давать на нужды храма только десятину от прибыли, получаемой ежегодно в стаде, или от плодов ( Числ.18:26 ), он дает десятину от «всего», что получает – с самых, например, мелких трав ( Мф.23:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Если разведшиеся не вступали затем во второй брак, то могли снова соединиться как муж и жена (2–4 ст.). В противном случае вторичный брак разведенных супругов не допускался. Втор.24:5 .  Если кто взял жену недавно, то пусть не идет на войну, и ничего не должно возлагать на него; пусть он остается свободен в доме своем в продолжение одного года и увеселяет жену свою, которую взял. Ср. Втор 20.7 . Втор.24:6 .  Никто не должен брать в залог верхнего и нижнего жернова, ибо таковой берет в залог душу. Жернова ручной мельницы – необходимая принадлежность повседневного житейского обихода на Востоке. Справедливо предположить, что узаконение, конкретно выраженное на примере ручной мельницы, распространялось и на другие предметы первой необходимости в хозяйстве. Втор.24:7 .  Если найдут кого, что он украл кого-нибудь из братьев своих, из сынов Израилевых, и поработил его, и продал его, то такого вора должно предать смерти; и так истреби зло из среды себя. Ср. Исх. 21.16 . Втор.24:8 .  Смотри, в язве проказы тщательно соблюдай и исполняй весь [закон], которому научат вас священники левиты; тщательно исполняйте, что я повелел им; См. Лев.13–14 . Втор.24:9 .  помни, что Господь Бог твой сделал Мариами на пути, когда вы шли из Египта. Чис.. 12 Втор.24:10 .  Если ты ближнему твоему дашь что-нибудь взаймы, то не ходи к нему в дом, чтобы взять у него залог, Втор.24:11 .  постой на улице, а тот, которому ты дал взаймы, вынесет тебе залог свой на улицу; Подчиняясь чувству алчности, кредитор при входе в дом должника мог бы взять в залог такую вещь, стоимость которой далеко превышает кредит. Втор.24:12 .  если же он будет человек бедный, то ты не ложись спать, имея [у себя] залог его: Втор.24:13 .  возврати ему залог при захождении солнца, чтоб он лег спать в одежде своей и благословил тебя, – и тебе поставится сие в праведность пред Господом Богом твоим. Ср. Исх. 22.25–27 . Тяжелый верхний плащ, без которого можно обойтись днем, является существенно необходимым ночью как средство защиты от холода, у бедняка – единственное. Совершенно запрещается брать в залог всякую одежду у вдовы (ст. 17).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Действия злых духов на души людей Злые духи исполнены ненависти к Богу и ко всему доброму, лукавства и злобы; стремятся внести всюду беспорядок, беззаконие, зло. Они овладевают душой человека ( Ин.13:2 ) и действуют на нее невидимо, злобно, влагают худые мысли, нечистые желания и чувствования; они лукаво действуют и чрез людей, разными средствами располагая их противодействовать вере и спасению других людей. Трезвитеся, бодрствуйте, зане супостат ваш диавол, яко лев рыкая ходит, иский кого поглотити ( 1Пет.5:8 ). Апостол Павел научает верующих облещись во всеоружие Божие для побеждения демонских искушений, которые он называет разжженными стрелами лукавого ( Еф.6:16 ). Священное писание, отцы и учители церкви, сама Церковь в своих наставлениях и священнодействиях представляют нам диавола завистником благополучия и самым опасным врагом людей. Но Церковь , согласно св. писанию и преданию, вместе с сим внушает, что Бог не попустит диаволу искусить нас выше сил наших ( 1Кор.10:13 ). Действия злых духов на тело Демоны могут действовать и на тело, более или менее чувствительным образом. Читаем в Евангелии, что Иисус Христос изгонял демонов из тех, которыми они овладевали, и что Он и Своим ученикам дал власть изгонять демонов ( Мк.16:17 ). Апостолы и исцеляли многих бесноватых, т. е. одержимых демонами ( Деян.16:16, 19:12, 15:16 ). Отцы первых веков пишут, что христиане изгоняли бесов, и ссылаются в этом на свидетельство язычников. И ныне встречаются одержимые бесами; Бог попускает это для испытания верных рабов своих, или для наказания грешников за какие-либо тяжкие грехи, а иногда и с той целью да явятся дела Божия ( Ин.9:3 ). Общение со злыми духами Входящие в общение с демонами посредством волшебства или иным образом тяжко согрешают. В ветхом завете волшебство, призывание злых духов и вопрошание умерших запрещены и осуждены как мерзости, как самые тяжкие преступления ( Втор.18:10–12 ; Лев.20:6, 27 ). Ветхозаветные пророки произносят страшные угрозы против волшебства. Новозаветная Церковь также строго воспрещает волшебства и волхвующих гадателей отлучает от себя (см. в книге правил Св. Апостолов и соборов в Алфавите слово волшебство). 2. О мире видимом

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

Цель данного исследования заключается в проведении исагогико-экзегетического анализа книги Руфь. Задачи исследования: 1 . Ознакомиться с историей изучения книги Руфь. 2 . Рассмотреть книгу Руфь используя данные исагогического раздела библеистики. 3 . Произвести экзегетический анализ книги Руфь. Структура исследования: данная работа состоит из оглавления, введения, основной части, заключения и списка литературы. I. История изучения книги Руфь Историю изучения книги Священного Писания следует начать с общих сведений биографического характера. Установить место и авторство книги не представляется возможным, но существует представление, что её написание связанно с расцветом династии Давида. Именно этот временной период принято считать временем написания книги Руфь. События в книге происходят примерно за столетие до начала царствования Давида, сорокалетний период его царствования определяется довольно обширно, от 1055 года до Р. Х., до 970 года до Р. Х 1 . В книге Руфь ведётся повествование об одной семье, которая покинула пределы Израильского царства, охваченного голодом, и отправилась в соседнее государство Моав (см. Руф. 1:1 ). Глава семейства Елимелех женил своих сыновей на девушках из моавитского народа и через некоторое время он и его сыновья скончались. Вдова Елимелеха Ноеминь и две её снохи, Орфа и Руфь, остались без мужей и вынуждены были отправиться в землю Израильскую (см. Руф. 1:6 ). По дороге Ноеминь убеждала снох покинуть её и возвратиться к своим родителям, чтобы найти себе новых мужей. Орфа уступила её настояниям и решила вернуться в родительский дом, полагая, что так у неё больше шансов вновь выйти замуж; на этом повествование о ней в книге заканчивается. Руфь поступила смело, оставшись с Ноеминью. Она не только решила покинуть свою страну и народ, но и принять веру в Истинного Бога Израиля (см. Руф. 1:16:17 ). Ноеминь и Руфь пришли в Израиль ко времени жатвы и воспользовались правом на сбор колосьев, пропущенных жнецами (см. Лев.23:22 , Втор. 24:19 ). Доверившись Богу, эти две женщины получили то, о чём не могли и подумать. Руфь пришла на поле Вооза, состоятельного родственника её бывшего свёкра, Елимелеха (см. Руф. 2:1:2 ). Она не старалась понравиться хозяину поля, но он дал приказания работникам, чтобы они оставляли больше колосков и предложил моавитянке принимать пищу вместе с работниками (см. Руф. 2:7:8 ). Узнав о бедственном положении Ноемини и Руфи, Вооз выкупил землю, которая принадлежала семье Елимелеха, и женился на Руфи, чтобы продолжить род её умершего мужа (см. Руф. 3:12,13, 4:13 ). Книга заканчивается перечислением родословной, восходящей к царю Давиду (см. Руф. 4:17–22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/isagogi...

«Евангелие грех прикрывает, немощь греховную врачует... благодать... верующим обещает» (3:6, см. ЕВАНГЕЛИЕ, 335). Утешительное восприятие Евангелия, в сердце содеваемое Св. Духом, и составляет спасающую веру (3:12, см. ВЕРА , 133). Евангелие – без него не может быть веры (3:10, см. ВЕРА, 155). Евангелие, как и закон, дан для спасения Что есть Евангелие, лучше познается из сравнения ЗАКОНА с ЕВАНГЕЛИЕМ. Правда что ЗАКОНА И ЕВАНГЕЛИЯ Творец един есть БОГ. И как ЗАКОН всем дан, и всех одолжает к совершенному ПОСЛУШАНИЮ, тако и ЕВАНГЕЛИЕ всем проповедати повелено, якоже писано есть: «проповедите Евангелие всей твари» ( Мк. 16, 15 ). И ХРИСТОС во Евангелии откровенный и всей твари проповеданный, всех к Себе призывает: «приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы» ( Мф. 11, 28 ). И как ЗАКОН на то дан был, чтоб человека совершенно его исполнившаго оправдать и спасти: «сотворивый та» (в законе писанная) «человек жив будет в них» ( Лев. 18, 5 ; Гал. 3, 12 ); тако Евангелия конец есть верующих оправдать и пр. (3:6). Отличие Евангелия от закона 1) ЗАКОН, т.е. писанный, дан был Моисеом (ибо на СЕРДЦАХ и у прародителей наших, Адама и Евы, написан был); «Евангелие» Христом бысть, якоже Евангелист святый писал: «закон Моисеом дан бысть: благодать же и истина Иисус Христом бысть» ( Ин. 1, 17 ). 2) «Закон дает заповеди, что делать и чего не делать должны мы: «ЕВАНГЕЛИЕ» проповедует отпущение ГРЕХОВ, БЛАГОДАТЬ Божию и заслуги Христовы. «Тако возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь, не погибнет, но имать живот вечный» ( Ин. 3, 16 ). 3) ЗАКОН учит, что делать и от чего отвращаться, но помощи к действию не подает. «ЕВАНГЕЛИЕ» обещает БЛАГОДАТЬ СВЯТАГО ДУХА, Которым на СЕРДЦАХ верующих написуется закон и действуется ( Иер. 31, 33 ). 4) ЗАКОН ГРЕХ показует, «законом бо познание греха» ( Рим. 3, 20 ); согрешившаго обличает, обвиняет, устрашает, гнев Божий возвещает Ему ( Рим. 4, 15 ), клятвою поражает его и осуждает ( Гал. 3, 10 ), но того не отнимает. ЕВАНГЕЛИЕ ГРЕХ прикрывает, НЕМОЩЬ греховную врачует, гнева Божия боящихся ободряет и утешает, БЛАГОДАТЬ и ВЕЧНЫЙ ЖИВОТ верующим обещает.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Другие же, особенно новейшие толковники, по тесной связи стихов 10 и 11, под дождем вольным разумеют не дождь различных чудесных даров евреям во время странствования их в Ханаане, но дождь в собственном смысле, который Бог милостиво посылал достоянию Своему, т.е. народу израильскому, поселившемуся в земле Ханаанской, во всякое время, и когда по случаю засухи народ этот изнемогал (и изнеможе), Господь снова посылал дождь и таким образом поддерживал изнемогающих, что и выражено словами псалма: ты же совершил еси e; подобно тому как и апостол от имени Христа Бога говорит: «Сила бо Моя в немощи совершается» ( 2Кор.12:9 ). Под словами животная Твоя разумеется тот же народ израильский, как и переведено с еврейского: «народ Твой обитал там». Израильтяне сравниваются здесь с стадом животных, пастырь которого – Бог. Этих животных Господь посредством величественных чудес поселил в ней, т.е. в земле Ханаанской, которая, как текущая тогда медом и млеком, была приготовлена (уготовал еси) в славное отечество Израилю. Господь, по благости Своей, уготовал на ней и нищему потребное, так как дал и обилие плодов, и закон оставлять бедным останки на нивах и в виноградниках и им же предоставлять весь самородный плод седьмого лета (см. Втор.24:19–21 ; Лев.25:5–6 ). Пс.67:12–13 Господь даст глагол благовествующым силою многою: Царь сил возлюбленнаго, красотою дому разделити корысти. Отсюда начинается речь псалмопевца быстрая и лаконическая, до такой степени краткая, что дает одни намеки, по которым можно только догадываться о ее содержании. Слово глагол означает здесь не просто слово, а известие об одержанной над врагами победе, а также – победную песнь. Здесь (в ст. 12, 13) и говорится о победах, одержанных евреями при помощи Божией над врагами при Иисусе Навине и в период управления судей. Слово благовествующым указывает на тот обычай у евреев означенного времени, по которому избранные между ними девы и женщины на тимпанах (музыкальных орудиях) и с песнопениями прославляли победы над врагами и вместе с тем возвещали о них (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

1-я пол. 7-го ст. букв. с евр. читается «ненавижу хранящих» или «почитающих суеты лжи» (=пер. Амфилохия; ср. слав.-гр.-лат. хранщы вотщ; Ин.2:9 : xpahщiu и ложна), т.е. не люблю и отвращаюсь «приверженцев обманчивых сует» (Пумпянский), или тех людей, которые, вместо Бога, легкомысленно возлагают надежды свои на предметы ничтожные по своей сущности и силе, только напрасно увлекающие воображение, но не могущие сами по себе оказать никакой пользы и помощи. – К таким предметам принадлежат идолы и все вообще предметы ложных верований язычников ( Втор.32:21 ; Иер.2:5; 10:3, 8, 15; 16:19; 18:15 ; Пс.113:12–16 и др.), все суеверные человеческие средства ( Лев. 19:31; 20:2, 6, 27 ; 1Пар.10:13 ; Деян.8:9–11 ; Апок. 18:23 ; ср. Абен Езра у Rosenmülle. и толк. Иринея Архиеп. Пск.) и различные предметы земных привязанностей и надежд, как-то: богатство, слава, власть, сила и мудрость человеческая и т. п. ( Еккл.1:2 и дал.; Пс.38:6–7; 145:3–4 ; ср. св. Афанасия, бл. Август. Епагг. II; Златоуста на Пс.4:3 ). Сл.-гр.-лат. (=халд.) пер. разумели все это вообще, держав буквально евр. текста, только слово (шав) принимала в значении наречия – вотще (как Мал.3:14 и Иер.4:30 ), а глагол вм. 1-го л. (санэти) в отношении к псалмопевцу, читали во 2 л. (санэта)= возненавидлъ еси, в отношении к Богу, как продолжение 2-й пол. предшеств. стиха. Русск. пер.: ненавижу початателей суетных идолов – в последних своих словах есть объяснительный перевод и основывается на том, что выражение «суеты лжи» в таком именно смысле употребляется в кн. Ионы 2:9 и передается в сирском (numina falsa у Dathe) и у Кимхи (см. Сотт. Gejeri.) – Конец 8 ст. с евр. чит.: «узнал нужды (горесть) души моей»; гр.-лат.-слав. перевод: спслъ нждъ дш мою основан на том же чтении, но ведение Господом нужд души псалмопевца понимает практически, – в смысле божественного промышления и избавления (ср. Пс.1:6; 36:18–19; 137:6–7 ). – Начало 9 ст. в сл.-гр.-лат. нси мен затворилъ т. е. не заключил, не оставил в безвыходном положении, въ ркахъ – букв. соотв. еврейскому и точнее и картиннее изображает положение псалмопевца, чем в русск. пер. (=халд. и сирск.): не предал меня в руки врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010