Птицы как пища . Птиц можно было легко содержать и употреблять в пищу. Соломон и Неемия упоминают о птицах среди блюд, которые подавались им на стол ( 3Цар.4:23 ; Неем.5:18 ). Тот факт, что в приведенных в Лев. 11 и Втор.14 списках фигурируют запрещенные для употребления в пищу птицы, подразумевает существование съедобных птиц. Упоминание о молодых птицах среди жертвоприношений тоже свидетельствует об их съедобности, ибо приемлемое для Бога разрешено и Его народу ( Быт.15:9; 9 раз в Левит). Птицы были жертвоприношениями бедных ( Лев.12:8 ; Лк.2:24 ) и в то же время пищей бедных, так как «две малые птицы» продавались всего за ассарий ( Мф.10:29–31 ), а пять – за два ассария ( Лк.12:6–7 ). Вероятность разграбления птичьих гнезд с находящимися там яйцами и птенцами обусловливала ограничения в рамках поручения о разумном распоряжении творением ( Втор.22:6 ). Птицы как дичь. Повседневные наблюдения птиц, вырванных из естественной среды обитания, ставших предметом купли-продажи и продуктом питания, способствовали развитию образа птицы как жертвы. Давид сокрушался, что Саул преследует его, «как гоняются за куропаткою по горам», сравнивая себя с заурядной дичью, в частности, с такой птицей, которая предпочитает убегать от охотника, а не улетать ( 1Цар.26:20 ). Древние посвящали много времени и сил ловле птиц и проявляли в этом деле большую изобретательность (см. ОХОТА ). Разнообразие еврейских слов, обозначающих сеть, силок, западню, ловушку, тенета, петлю и так далее, не уступает аналогичному ряду английских синонимов ( Иов.18:8–9 ) и указывает на существование тщательно отработанной системы с использованием широкого набора приемов. Одним из этих приемов была засада в укромном месте, ибо «в глазах всех птиц напрасно расставляется сеть» ( Притч.1:17 ). В других случаях использовалась приманка в виде таких же птиц ( Сир. 11:30 ). Зловещий подтекст образа «сети ловца» ( Пс.90:3 ) воспринимается даже в современном воображении. Некоторых птиц обмануть очень легко, поэтому с ними сравнивается опрометчивый человек, который, подобно птице, безрассудно кидается в силки ( Притч.7:23 ). Вместе с тем, эти хитроумные приемы иногда не приносят успеха, что позволило псалмопевцу заявить: «Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих» ( Пс.123:7 ). Имея в виду явную неудачу человека полностью подчинить себе птиц, Даниил в словах о том, что Бог даровал Навуходоносору птиц небесных, высказывал в гиперболической форме мысль или намек, что царь присвоил себе божественные прерогативы ( Дан.2:38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

История еврейского народа открывается призванием Авраама из среды всех нечестивых обитателей земли, для того чтобы он был носителем религиозной истины и хранителем обетования о грядущем искуплении человечества. Таким образом, только в будущем можно полагать и идеалы семейной жизни евреев; а действительная их жизнь полна была многих неустройств и далеко отошла от пути к идеалу семейного счастья. Отсюда даже у ближайших потомков Авраама мы видим многобрачие [Нахора ( Быт.22:23 ), Исава ( Быт.28:8 ), Иакова ( Быт.29:15–29 )], наложничество [Валла и Зельфа у Иакова Быт.29:14–30:24 )] и сложившийся по особым условиям жизни евреев принудительный (левиратный) брак ( Быт.38 ). Несчастная судьба этого народа в Египте, а позднее общение его с развращенными язычниками Ханаанской земли, конечно, не служили к улучшению их нравов. Законодательство Моисея предложило в свое время ряд мер к смягчению этих нравов, ограничило исключительные права мужа и отца и указало жене и матери право на заслуженные ими почет и уважение ( Исх.20:12 ; Исх.21:5,17 ; Лев.19:3 ; Лев.20:9 ; Втор.27:16 ), так как участие женщины в деле искупления определено было с самого начала ( Быт.3:15,20 ), ограничило стеснительные требования левиратного брака ( Втор.25:7–10 ), упорядочило развод ( Втор.24:1–4 ), а в известных условиях и запретило его (втор.22:13–29). Позднее же брачное право евреев оказалось в полной зависимости от ухищренных раввинских толкований и потеряло патриархальную простоту и законную определительность. В таком виде оно встретилось и с новозаветным учением. Основная причина, извратившая брачную жизнь, коренится в первородном грехе и наказании за него. Действие последствий этой причины у других народов, лишенных особенных попечений, какими пользовался народ еврейский, было еще более разительно. Довольно указать, что ученые исследователи так называемой первобытной культуры человечества не находят в ней даже следов первоначального божественного установления брака (см. напр. свод суждений в энцикл. слов. Брокгауза под словом Брак) и готовы отказаться от мысли, что этой культуре предшествовало бытие непорочных счастливых супругов в раю. О нравственности язычества времен, когда явилось христианское учение о браке, достаточно свидетельства ап. Павла ( Рим.1:24,26–31 ). Очевидно поэтому, что христианское учение о браке не могло быть усвоено человечеством сразу и непосредственно, особенно когда это учение стали принимать не в силу убеждения, а по обычаю и закону, и что действие сего учения в христианском обществе уподоблено должно быть действию закваски, о которой говорит евангельская притча ( Лк.13:21 ), и в настоящем историческом моменте еще не достигло законченности.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

II. Первосвященническое служение Иисуса Христа. Иисус Христос совершил наше спасение не только Божественным Своим учением, но преимущественно первосвященническим Своим служением, Своими крестными страданиями и смертию, как Агнец непорочный, принесши Себя в жертву за грехи мира. Истина эта представляется господствующею во всем Св. Писании Ветхом и Новом Завете. В Ветхом Завете она прообразована была жертвами, которых начало восходит к самому началу рода человеческого, которые имели умилостивительную и очистительную силу ( Евр. 9:22 ), но которые сами по себе, без отношение к жертве Христовой, не могли иметь такого действие ( Евр. 9:9, 10, 10:1–4 ). Сюда в особенности относятся: Агнец пасхальный ( Исх. 12 ) и жертва, приносимая в день очищение ( Лев. 16 ); и потом истина эта предсказана и раскрыта пророками. Она изображается в псалмах Давида ( Пс. 21, 101, 109 ); у прор. Исаии, гл. LIII. «Той... язвен бысть за грехи наши, – пишет пророк, – и мучен бысть за беззаконие наши, наказание мира нашего на Нем, язвою Его мы исцелехом. Вси яко овцы заблудихом: человек от пути своего заблуди, и Господь предаде Его грех ради наших» ( Ис. 53:5, 6 ). Подобн. обр. о Мессии, как священнике, примирителе и искупителе говорится и у других пророков (см. напр. Иер. 31:34, 33:6, 8, 15, 16 ; Дан. 9:24–26 ; Зах. 3:8, 9, 6:12, 13, 12:10–14, 13:7 ). В Новом Завете предтеча называет Его Агнцем Божиим, Который берет на Себя грехи мира ( Ин. 1:29, 36 ). Сам Иисус Христос говорит о Себе, что Он пришел не для того, чтобы служили Ему, но чтобы служить и отдать душу Свою для искупление многих ( Мф. 20:28 ), что Он есть добрый пастырь и душу Свою полагает за овцы ( Ин. 10:2, 14, 15 ), что Он есть хлеб жизни, сшедший с неба; ядущий хлеб этот будет жить в век; и хлеб этот, который Он даст, есть плоть Его, которую Он даст за жизнь мира ( Ин. 6:48–51 ); и во время тайной вечери, преподавая хлеб ученикам Своим, сказал: «приимите, ядите, сие есть тело Мое», и преподавая чашу сказал: «пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф. 26:26–28 ; сн. Лк. 22:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В Новом Завете мы видим свидетельства ясного понимания периода созревания плода, даже с разбивкой по месяцам. Когда Иоанн взыграл во чреве Елисаветы во время посещения беременной Марии, мы видим свидетельство отклика на присутствие Бога даже со стороны нерожденного – ясный признак человечности утробного плода. Помощь при родах оказывали, по-видимому, родственницы и соседки (Руфь; 1Цар.4:20 ) или повивальные бабки ( Быт.35:17; 38:28 ; Исх.1:15–21 ). Выполнение такой совместной церемонии было, несомненно, источником их силы и единения. Еврейские женщины, вероятно, пользовались подобием родильных столов – двумя камнями, на которые они садились или вставали на колени. Новорожденного купали, растирали солью и пеленали ( Иез.16:4 ; Лк.2:7 ). Вскоре после этого соседки или родители давали ребенку имя ( Руф.4:17 ). Религиозные обряды, совершавшиеся над ребенком, выводили его из чисто женского общества, и он попадал к мужчинам. Мальчиков на восьмой день обрезали ( Лк.1:59 ). Согласно закону, женщина после родов некоторое время находилась в изоляции. Роженица считалась нечистой в течение семи дней после рождения мальчика и четырнадцати дней после рождения девочки ( Лев.12:1–5 ). Она не выходила из дома тридцать три или шестьдесят шесть дней до принесения жертвы очищения в святилище ( Лев.12:6–8 ; Лк.2:22–24 ). Такие законы, по всей видимости установленные Богом для защиты женщин в их самый уязвимый период, контрастируют с грубыми обычаями соседей Израиля. Например, некоторые хананейские религии требовали принесения первенцев в жертву богам плодородия. Израильтяне же любили и защищали своих первенцев и посвящали их служению Богу. Их Бог бережно относился к человеческой жизни. Так же вели себя хорошие матери. В Писании показаны как жестокие, так и благожелательные и заботливые матери и бабушки (см. ВЛАСТОЛЮБИВАЯ МАТЬ, ЖЕНА ). Мы видим примеры матерей, которые убивают своих детей ( 4Цар.11:1 ; 2Пар.22:10 ) и даже едят своих детей ( 4Цар.6:28–29 ; Плч.2:20; 4:10 ). Но в целом даже самые дурные матери склонны действовать на благо своих детей. Мы можем счесть, что Ревекка была не права, предав своего мужа и сына Исава, но она стремилась устроить судьбу своего любимого сына Иакова. В Писании нет образов принесения своих детей в жертву матерями, которые мы видим в греческом мифе о Медее. Избиение невинных младенцев было делом мужчин – фараона или Ирода. Когда умерли египетские дети, израильтяне получили возможность защищать своих детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Евангельская Этика является Этикой Нового Союза между Богом и человеком и поэтому не может рассматриваться лишь как продолжение ветхозаветной Этики . Господь Иисус Своей властью переоценивает и преобразует нравственные заповеди Ветхого Завета (см. статью проповедь). Одни из них Он сохраняет, другие дополняет, а некоторые упраздняет. Он подтверждает заповедь о браке ( Быт.2:24 ; Мф.19:5 ), о чистоте сердца ( Пс.23:4 ; Мф.5:8 ), о смирении ( Пс.50:19 ; Мф.11:29 ), о правде и справедливости ( Ис.33:15 ; Мф.5:6 ), o милосердии ( 2Цар.22:26 ; Лк.6:36 ). Любовь к ближнему, по слову Христову, является одной из двух главных заповедей ( Лев.19:18 ; Мк.12:28 сл.), но понятие «ближний» в Евангелии не тождественно «добропорядочному» соплеменнику или единоверцу, а включает всякого человека ( Лк.10:25 сл.). Более того, этим человеком может быть и тот, кто причинил зло ( Мф.5:43–48 ). В Нагорной проповеди Иисус углубляет заповеди Декалога «не убий» и «не прелюбодействуй», указывая, что даже гнев и нечистые помыслы являются грехом ( Мф.5:21–30 ). Немалое число принципов ветхозаветной Этики Евангелием полностью упраздняется. Вместо требования соблюдать клятву ( Исх.20:7 ) оно призывает к правдивости, для которой клятва не нужна и даже оскорбительна ( Мф.5:33–34 ). Юридический принцип «око за око, зуб за зуб», оправдывающий месть, заменяется законом прощения ( Мф.5:38 сл.). Допускаемый в Ветхом Завете развод ( Втор.24:1 сл.) приравнивается к прелюбодеянию ( Мф.5:31–32 ). Христос отменяет и деление пищи на чистую и нечистую ( Мф.15:11 ). Евангельская Этика предполагает абсолютную ценность каждой человеческой души ( Мф.18:10 сл.). Бог является для людей любящим Отцом ( Лк.15:11 сл.), из чего вытекает идея человеческого братства. Христос не учит о человеке как о существе добром от природы. Грех коренится в его сердце ( Мк.7:20–23 ) и делает человека своим рабом. Путь избавления от греха есть путь к свободе ( Ин.8:31–36 ). Первый шаг на этом пути – покаяние. С призыва к нему и начинает Христос Спаситель Свою проповедь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ). Когда Он говорит, что пришел призвать не праведников, но грешников ( Мф.9:13 ), Он имеет в виду людей, которые, подобно мытарю из притчи ( Лк.18:10 сл.), сознают свою греховность. Не случайно этот мытарь противопоставлен самодовольному фарисею, человеку, считающему себя праведным. Формально он не нарушал заповедей, но по существу оказался дальше от Бога, чем мытарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Составленные ими исторические произведения и назидательные рассказы носят название Аггады ( ´γδχ) или Гаггады ( χγδχ) Как на образец довольно чистой галахи и возвышенной аггады, можно указать на многие места из книги Иисуса сына Сираха. Здесь – наряду с увещаниями, убеждениями и побуждениями исполнять закон – заключается и прямое развитие постановлений закона Моисея, напр., об обязанностях к священнослужителям ( Сир.5:31–34 ; ср. Исх.29:26,28 ; Лев.7:23–36 ), к рабам Сир.7:21–23 ; ср. Исх.21:2 . Втор.15:12 ), детей к родителям ( Сир.44:15 ; ср. Быт.5:22–24 ) и др. Но и начало аггады проглядывает довольно ясно в той же книге, в особенности в последней части ее, исторической, начиная с 44-й главы, напр., о Ное ( Сир.44:16 ), Моисее ( Сир.45:1 …), Аароне ( Сир.45:7 ) и др. Полное развитие галахи мы, конечно, видим в Талмуде; а господство аггады – главным образом в книгах апокрифических, в особенности в апокалипсических. Галахический и аггадический элементы мы встречаем и в новозаветных книгах. Укажем примеры галахи: а) посвящение своего имущества Богу освобождает от обязанности кормить родителей ( Мф.15:5–6 . Мк.7:11 ), б) заповеди относительно субботы ( Лк.6:9 , Лк.13:14 , Лк.14:3–6 ; Мк.2:23–24 , Мк.3:2–4 ), в) относительно принятия пищи ( Мф.13:2 ; Кол.2:21 ), г) относительно клятвы ( Мф.23:15–22 ) и мн. др.; для примеров аггады см. 1Кор.10:4 ; 2Тим.3:8 ; Евр.9:4 . Иак.2:23 и др. 7) Значение книжников в истории иудейского народа. Значение книжников в истории иудейского народа громадное. Они первые подметили религиозное возрождение народа благодаря плену. Они укрепили и развили до высших пределов стремление народа к знанию и исполнению закона. Если закон вследствие их деятельности стал душой жизни народа, то сами они были нервами жизни. Они были носителями и выразителями того национального самосознания, которое пробудилось у народа после плена. Они, вообще, руководили всем развитием и всей жизнью народа. И Иисус Христос до известной степени признал законность, а след., и полезное значение деятельности книжников, как руководителей народа:… «Все, что они (т.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Ряд евангельских притчей имеет близкие параллели с раввинистическими (ср., напр., притчу о потерянной драхме в Лк 15. 8-10 и Мидраш Рабба на Песн 1. 1, 9; притчу о блудном сыне в Лк 15. 11-32 и Мидраш Рабба на Втор 2. 24; притчу о виноградарях в Мк 12. 1-9 и Мидраш Рабба на Еккл 5. 10; притчи о брачном пире и о 10 девах в Мф 22. 1-14 и 25. 1-13 и Вавилонский Талмуд. Шаббат 153а; см.: Flusser. 1981), но зачастую с прямо противоположными выводами (ср., напр. притчу о работниках в Мф 20. 1-16 и Сифра на Лев 26. 9). Раввинистические притчи однозначны и содержат более подробные толкования; почти всегда они связаны с конкретным стихом из Свящ. Писания. В отличие от Евангелий в Талмуде и мидрашах часто встречаются басни (Вавилонский Талмуд. Берахот 61b; использование образов животных как аллегорий имеет место уже в 1 Енох 37-71). Ряд притчей довольно краткие (Мишна Авот. 2. 15; ср.: Лк 10. 2). По сравнению с раввинистическими притчи Христовы адресные, часто содержат парадоксы, неожиданный финал, переворачивающий представления слушателей о Боге и об отношениях между людьми. Богословское содержание - самая главная отличительная черта евангельских притчей (прежде всего обилие притчей, посвященных Царству Небесному, что нехарактерно для раввинистической традиции). Особую категорию среди логий Иисуса Христа составляют речения от 1-го лица («Я есмь»), к-рых больше всего в Евангелии от Иоанна и к-рые не имеют аналогов ни в греко-рим., ни в раввинистической традициях. Параллели с ними можно найти лишь в словах, произносимых Богом в ВЗ (напр.: Исх 3. 14; 8. 22). Др. характерная евангельская лит. форма - «длинные» речи. Среди них встречаются как «чистые» монологи (Ин 5. 19-47), так и монологи, обрамленные диалогом (Ин 15. 1 - 16. 15; 16. 16-30), драматические диалоги (Ин 4. 7-27), полемические диалоги (Ин 7. 14-24). Иногда речи начинаются как диалоги, но затем развиваются в монологи (Ин 3. 1-21, 26-36; 13. 31-14. 31). «Длинные» речи представлены в основном в Евангелии от Иоанна (в Евангелии от Луки, где прямая речь составляет 68% текста, «длинные» речи почти отсутствуют). Впосл. эта форма получила развитие в апокрифических Евангелиях.

http://pravenc.ru/text/347622.html

вписанные. Их имена вписаны в «книгу жизни» ( Исх. 32,32.33 ; Пс. 68,29 ; Дан. 12,1 ; Мал. 3,16 ; Откр. 20,12 ). 4 духом. Возможно, имеется в виду Святой Дух, однако, скорее всего, эти слова относятся к процессу очищения (ср. 28,6). огня. Букв.: «сжигающим». Эта метафора означает Божий суд (1,31; 10,17; 30,27; 42,25). Через огонь, который очищает верных и поглощает неверных, Бог обретет Святой Сион. 4 сотворит. Это слово свидетельствует об искуплении, которое совершит Творец. Тот, Кто сотворил «небеса и пространство их, распростерший землю с произведениями ее» (40,26; 42,5; 45,12.18; 57,16), сотворит все заново ради Своего народа. Слава мессианского века будет дарована Богом, ее невозможно достичь усилиями суетного человечества ( Ин. 17,10.22.24 ). Сиона. См. ком. к 1,8. облако и дым... блистание пылающего огня. Образы Божиего покровительственного пребывания с избранным народом, как это было у Чермного моря ( Исх. 13,20–22 ), в скинии ( Исх. 40,34–38 ) и в пустыне ( Чис. 9,15–23 ). Здесь эти образы символизируют Божий покров над обновленной и освященной горой Сион (см. ком. к 2,2). Господь дарует Свое присутствие верному остатку. 4 шатер. Божия защита и покровительство (ср. Пс. 30,21 ). для осенения. Т.е. укрытие от зноя, осеняющее тенью. Глава 5 5:1–7 Слова о винограднике обретают свое осуществление в Иисусе Христе: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой виноградарь» ( Ин. 15,1 ). 5:1–6 Притча, значение образов которой раскрывается в ст. 7. Ср. Лк. 13,6–9 . 5 Возлюбленному моему. Т.е. Богу. 5 тернами и волчцами. Символы Божиего проклятия (7,23–25; 9,18; 10,17; 27,4; 32,13). Однако Бог волен обратить проклятие в благословение и заменить терны и волчцы кипарисом и миртом (55,13). 5 Господа Саваофа. См. ком. к 1,9. 5:8–10 Первое проклятие («горе») осуждение алчных. Земля собственность Господа ( Лев. 25,23 ), Он распределил ее между коленами Израилевыми, раздав в наследство каждой семье по уделу ( Чис. 33,54 ) и дав заповедь: «Не нарушай межи ближнего твоего» ( Втор. 19,14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Примечания. 8 По поводу слова трезвитесь см.: 1:3 и 4:7. Бодрствуйте: здесь примечательная параллель со словами Иисуса, обращенными к Петру ( Мф. 26:41 ; Мк. 14:38 ). Противник (греч. antidikos) – перевод евр. слова satan, которое использовалось для обозначения «противника душ», сатаны (напр.: Иов. 1:6 ). Здесь, как и в других местах, сатана – это тот, кто приносит страдания и провоцирует преследования, испытывая и, по возможности, разрушая веру детей Божьих. Петру было хорошо это известно (см.: Мф. 16:23 ; Лк. 22:31 ) Диавол – греч. слово, означающее «клеветник». В своем стремлении подорвать веру дьявол клевещет Богу на человека ( Быт. 3:1,4,5 ), а людям на Бога ( Иов. 1:9–11; 2:4,5 ). Выражение как рыкающий лев находит свою параллель в мысли, заложенной во фразе «обошел землю» ( Иов. 1:7; 2:2 ). 9 Противостойте: совет, аналогичный данному Иаковом (4:7), как вести себя с дьяволом (ср.: 6:11–17). Нельзя потворствовать плотским наклонностям своей натуры ( 1Тим. 6:11 ; 2Тим. 2:22 ). Словом твердою описывают сопротивление материала. Вера при этом не поможет быть поверхностной, потому что цель врага – путем преследований заставить человека отступить от веры. В Отк. 12:11 дается более развернутый совет по поводу того, как одерживать победу в таких испытаниях. В мире: имеется в виду по всему миру, что противопоставляется группе церквей в Малой Азии (1:1), к которым обращено послание. 10 Призыв сохранять стойкость согласуется с учением о том, что Бог сохранит нас на нашем пути. Поскольку Бог призвал нас разделить с Ним вечную славу во Христе, мы можем безоговорочно положиться на Него, веря, что Он беспрепятственно проведет нас через все преграды на пути к этой славе (см.: Флп. 1:6 ; 1Фес. 5:24 ; Иуд. 24 ). Вариант перевода «восстановит» вместо более широко принятого «совершит» представляется более предпочтительным: это обетование, а не молитва . Глагол «восстанавливать» ассоциируется с восстановлением, реконструкцией кораблей после сражения или бури. Укрепит (утвердит): (см.: Лк. 22:32 ) используется в первую очередь по отношению к физическим объектам и может означать фиксацию позиции; утвердит же относится скорее к твердости целей и намерений, тогда как фраза соделает непоколебимыми указывает на создание прочного основания. 11 Держава (греч. kratos, «сила», «могущество», от которого происходит прилагательное «крепкий», ст. 6) – особое слово, которое описывает всемогущество Божье, гарантирующее христианам преодоление всех препятствий на их пути. 5:12–14 Персональные приветствия

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " умерший " . 856  В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " Когда понял, что следует скорее радоваться, что Господь уже пригрел [его] на своем лоне " . 857 В Августанском и Фризенгенском кодексах добавлено: " ..., ибо благочестиво и радоваться Мартину и оплакивать его " . 858  Последнее предложение, взятое в скобки, отсутствует в Брешианском и Кведлибургском кодексах, а также в изданиях Момбриция и Гизелина. В Веронском кодексе после этих слов далее следует: " Его успение имело место за 3 дня до ноябрьских календ (т.е. 11 ноября - А.Д.) " , в Августанском кодексе конец предложения выглядит так: " ... прочитавшую, хранимую Христом " . И далее: " Который с Отцом и Святым Духом живет и правит, Бог во веки веков. Аминь " . 859 Впервые это письмо было издано Валузием на основе рукописи, находящейся в Тринити Колледже, Кентербери (В, 2, 35). 860 См.: Лк. 9:62. 861 Иез. 18:24. 862 Быт. 18. 863 Исх. 20:14. 864 Лев. 19,18. 865 Втор. 6:13. 866 Имеется в виду то, что родословная Иисуса восходит к Давиду и через него к Аврааму (см. Мф. 1:1-17). 867 Пс. 112:1. 868 Пс. 149:5. 869 Пс. 112:10 870 Ис.5:8. 871 Ср.: Мф. 22:13; 25:30. 872 Пс. 34:10. 873 Там же. 874 Публиканы - откупщики государственных налогов. По роду своей деятельности вызывали еще большую ненависть, чем простые сборщики податей. 875  В Кентерберийской рукописи после этих слов далее следует: “Окончено письмо пресвитера Севера к сестре своей Клавдии. Начинается письмо святого Севера к ней же о девстве”. 876 В издании Луки Холстения в “Приложении к спискам монашеских Уставов” (Париж, 1663. С. 8 и сл.) это письмо озаглавлено: “Увещевание св. Афанасия к невесте Христовой”. 877 Имеется в виду обряд пострижения. 878 Т.е. человек, созданный по образу и подобию Божьему, приносящий в жертву самого себя. 879 Рим. 12:1. 880 1 Кор. 6:17. 881 Ис. 56:5. О евнухах здесь говорится, конечно же, в духовном смысле. 882 Мф. 19:12. 883  Откр. 14:4. 884 Мф. 19:17. 885 1 Кор. 7:25. 886

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=757...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010