Печатаемые ниже письма Смарагда (Крыжановского), архиепископа Рязанского († 1863, XI, 11), доставлены нам в подлиннике родственником его, профессором Киевской Духовной Академии Николаем Феодосиевичем Мухиным 1 , и нами имеют быть переданы в библиотеку С.-Петербургской Духовной Академии, где будут находиться в числе рукописей академического собрания под А 11/368. Адресат называется в них только по имени и отчеству, но все убеждает с несомненностию, что это есть Пелагея Васильевна Карташова-Шеншина 2 . Она была дочерью Малоархангельского (Орловской губ.) дворянина и помещика Карташова, родилась 30 июля около 1817 г. и семнадцати лет выдана замуж за (имевшего тогда лет 40) ветерана 12-го года, штабс-капитана артиллерии Александра Алексеевича Шеншина, помещика села Кривчикова (в 35 верстах к югу от орла и в 7 в. от г. Кром) 3 , Кромского уезда, Орловской губернии, при чем из двух в последней родов Шеншиных-Мценских и Кромских – вошла во второй. А. А. Шеншин скончался в Орле в 1864 году и погребен в своем имении Кривчиков, которое досталось его жене, но – наряду с этими 100 десятинами – она владела еще 200 десятин в Мценском уезде, а потом – по смерти своего брата – получила имение в Малоархангельском уезде. Пелагея Васильевна Шеншина умерла 64 лет, в 1881 году, и похоронена тоже в Кривчикове. Женщина некрепкого здоровья (см. стр. 125) и не богатая (стр. 131), – она была очень религиозна и потому приобрела доброе знакомство с архиепископом Орловским (с 12 ноября 1844 г.) Смарагдом, который питал расположение ко всей этой семье, принимал членов её у себя в Орле и сам иногда навещал их имение, хотя больше бывал и летами часто гащивал в с. Шахове (Кромского уезда, в 6 верстах от Кривчикова), где великою его поклонницей была тамошняя помещица Елизавета Андреевна Мовчан, вдова действ. Ст. советника (умершая ранее П. В. Шеншиной) 4 . П. В. Шеншина глубоко чтила Смарагда и особенно любила его торжественные служения, почему, бывая в Орле, старалась жить по близости к собору и посещала все архиерейские службы. Дружественные отношения продолжались с Шеншиными и по переводе (5 июня 1858 г.) Смарагда в Рязань, о чем свидетельствуют публикуемые нами письма. Пелагея Васильевна не редко наезжала в Рязань и здесь даже жила в особом помещении архиерейского дома. Она была в этом городе достаточно известною фигурой и слыла там почему-то под именем «Княгини». Обычно её визиты в Рязань бывали неожиданными и кратковременными. Только в 1863 г. пребывание затянулось долго, и Пелагея Васильевна непосредственно находилась при самой смерти Смарагда и закрыла ему глаза, но вынуждена была экстренно уехать из Рязани и при погребении не присутствовала. Это была преданная почитательница всей личности Смарагда, особо восторгавшаяся его всегда привлекательными службами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Библиография Пути византийского богословия Кроме общих руководств и пособий, указанных в моей книге: Восточные отцы UV-ro века, см. еще K. Krumbacher, Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl. Munchen 1897; богословский отдел обработан A. Ehrhard " ом. Книга давно устарела, но остается незамененной и потому незаменимой. Патрология Rauschen " a вышла в 1931 новым изданием y Гердера, в обработке Altaner " ä Patrologie, Die Schriften der Kirchenvater und ihr Lehrgehalt. – К постановке христологической темы срв. из старых книг: J. Bach, Dogmengeschichte des Mittelalters vom christologischen Standpunkte, Bd I, Wien 1873; из новейшей литературы – H. M. Reiton, A study in Christology, with preface by A.C. Headlam, Lond. 1917; P. Galtier, De Incarnatione et Redemptione, P. 1925. – Акты Ефесского собора и другие документы по истории несторианского спора в новом издании под ред. Ed. Schwartz " a, – Acta conciliorum occumenicorum, t. I, vol. 1–5, 1924–1930. В том же издании акты V-ro собора (t. IV, vol. 2, 1914). Деяния других соборов y Mansi. Русский перевод соборных деяний в издании Казанской дух. академии (с 1859 года) сделан чаще с латинского перевода, чем с греческого подлинника, очень неточен и ненадежен. – Ο Нестории: F. Loofs, Nestoriana, Halle 1905; F. Nau, Le livre d " Heraclide de Damas, traduit en francais, P. 1910; сирийский текст издан P. Bedjan 1910; срв. рецензию Mason, J. Th. St. XV. 1913–1914; J.F. Bethune-Baker, Nestorius and his teaching, 1908; L. Fendt, Die Christologie des Nestorius, 1910; M. Jugie, Nestorius et la controverse nestorienne, P. 1912 (Срв. A. d " Ales. Autour de Nestorius, Rech. Sc. rel. V. 1914); F. Loofs, Nestorius and his place in the history of Christian doctrine, Cambridge 1914; срв. A.C. Headlam, Nestorius and Orthodoxy, The Church Quarterly Review, 160, 1915 July; См. Nestorius и Nestorienne (eglise) в Diet, de la theologie cathol.; A. d " Ales, Le dogme d " Ephese, P. 1931 (срв. мою рецензию, «Путь» 33, 1932); A.B. Карташев, Ha путях к Вселенскому собору, П.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

С большим запозданием дошла до нас – друзей и современников Л. П. Карсавина весть о его смерти на Уральско-Сибирской каторге уже в 1952 году, 12/VII. Довольно подробные сведения о последних годах лагерной жизни Л. Пл-ча в зауральской тундре сообщены по письмам оттуда и записям очевидцев, живших с ним в лагерях, или только навещавших его там (см. Ватиканское изание Orientalia Chr-na, 1958, «Vom Leben u. Sterben eines russichen Metaphysikers. Em verspatetes Nachruf auf Leo Karsavin 12 VII 1952»). При всей скудости и сухости этих сообщений, а может быть, – совершенно ненароком, именно через эту житийную лаконичность, мы потрясаемся, встречаясь тут неожиданно для нас именно с Карсавинской феноменальностью. Она так бросается в глаза, так покоряет нас, что мы невольно как бы слышим окрик, раздавшийся к Моисею из купины горящей: «иззуй сапоги твои ибо место, на котором ты стоишь, место – святое». Мы видим уже просветленного Льва Платоновича. Дошедшее до нас посмертно-житийное изображение лагерно-арестантской жизни Л. Пл-ча радует, прямо чарует нас своей верностью основным чертам его выдающейся личности, известной нам еще с молодых лет. Я помню, как в годы первой мировой войны (1914–1917 г.) проф. СПБ Унив-та И. М. Гревс (историк – медиэвист) мне говорил: «из всех моих учеников я первым по талантливости ставлю Г. П. Федотова . Но, конечно, выше всех сравнений я считаю сверхдаровитого Карсавина». Лично я начал встречаться с покойным Л. Пл-вичем, как секретарь ист.-фил. факультета Высш. Жен. Курсов. До революции это было женское отделение историко-фил. фак-та СПБ Ун-та с почти целиком входящим в него составом университетских профессоров и доцентов. Лев Пл. – при посещениях Имп. Публ. Библиотеки, стал заглядывать и ко мне. Я был тогда библиотекарем. В этот период он писал свой докторский труд: «Средневековое мировоззрение». Я был на его диспуте. Возражатели упрекали Л. Пл-ча за отрыв от более конкретных тем и за попытку «объять необъятное». Но именно к этому то «необъятному» и потянулась его душа. Он изжил общеуниверситетскую агностическую внерелигиозность и потянулся к положительной средневековой музыке души, дышавшей Богом, естественно, как воздухом. Мне достопамятно деликатное признание в этом самого Л. Пл-ча. Если не ошибаюсь, это было уже летом – осенью 1914 г., когда грянула война. Л. Пл-ч зашел ко мне в богословское отделение перед моим уходом в 4 часа. Разговаривая, мы тихо шагали вместе при хорошей солнечной погоде мимо Гостиного Двора в направлении к Казанскому Собору. Он как то вызывающе изливался о своих неудержимых «карабканьях» на скалу веры, к огню и свету. Я – ему: «дай Вам Бог поскорее опалить в этом огне Ваши крылышки». Он – мгновенно, со сдержанным порывом, заглядывая сбоку мне в лицо, с обычным улыбчивым выражением, отчеканил: «да я уже и опалил»... Я был радостно взволнован этой драгоценной искренностью. Не хотел уже от волнения продолжать разговора, достигшего многознаменательного завершения...

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

2417. Одинцов М. И. ХХ век в российской истории: государство и религиозные организации//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 59–62. 2418. Сомин Н. В. А. В. Карташев о взаимоотношении Церкви и государства//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 159–162. 2419. Трофимчук Н. А. Государственно-церковные отношения: проблемы и пути их решения//ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 338–343. 2420. Филиппов Б. А. Церковь в правовом государстве//ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 110–117. 2421. Фирсов С. Л. Синодальная модель церковно-государственных взаимоотношений//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 70–80. 2422. Цыпин В. , прот. Взаимодействие Церкви и государства: Канонические принципы и историческая действительность//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 49–63. 2423. Шпиллер В. Д., прот. Из доклада министру иностранных дел и вероисповеданий Болгарии по вопросу об отделении Церкви от государства (авг. 1945). Докл. Комиссии по отделению Церкви от государства по вопросу гражданского брака. К вопросу о брачно-правовой реформе//БСб. 1997. 1. С. 79–141. 2424. Щипков А. В. Церковно-общественные отношения и проблемы государственного регулирования//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 81–86. См. также 617, 1644. Церковные искусства Общие вопросы 2425. Артемьев А. В. Живопись церковная и светская в наши дни//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 89–93. 2426. Барская Н. А. Современные представления о художнике и личность древнерусского иконописца//РЧ, 7-е: Христианство и культура. 1999. С. 40–57. 2427. Киселев М. Религиозная тема в русской живописи в эпоху тоталитаризма: (С. М. Романович, А. А. Рыбников, B. В. Каптерев)//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 434–440. 2428. Лаевская Э. Л. Место изобразительного искусства в христианской культуре//Страницы. 1997. Т. 2. 1. C. 109–112. 2429. Ратнер Л. Светское и религиозное в изобразительном искусстве//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 112–116. 2430. Филаткина А. И. «Общество любителей духовного просвещения» и его деятельность по изучению церковного искусства//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 242–248. См. также 1656, 2721. Общая история искусства

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

протоиерей Валентин Асмус Протопресвитер Александр Дмитриевич Шмеман (13.09.1921–13.12.1983) родился в г. Ревеле, в семье офицера Лейб-Гвардии Семеновского полка. В 1928 г. покинул Эстляндию и после краткого пребывания в Белграде поселился в 1929 г. в Париже. Семья, принадлежавшая к высшему кругу, хранила православные устои. Рояль, на котором любила музицировать мать, на Великий пост запирался на ключик. Александр Дмитриевич с раннего детства прислуживал за богослужением, в дальнейшем был иподиаконом митрополита Евлогия (Георгиевского). В 1940 г., через два месяца после прихода немцев в Париж, Александр Дмитриевич поступил в Свято-Сергиевский Богословский институт, стал одним из последних слушателей прот. Сергия Булгакова . Одно время слушал также лекции в Сорбонне. Из профессоров Института был близок к архим. Киприану (Керну) , с которым познакомился еще до поступления в Институт и в чей приход был назначен после рукоположения во священника в 1946 г., и к А. В. Карташеву , сделавшему его своим преемником в преподавании истории древней и Восточной Церкви (когда в 1945 г. Александр Дмитриевич получил степень кандидата и остался при Институте профессорским стипендиатом). Литературные плоды этого периода деятельности о. Александра – книги «Исторический путь Православия» (3-е изд. Париж, 1989) и « Церковь и церковное устройство» (Париж, 1949), статьи о византийской теократии – «Судьба византийской теократии» и «Догматический союз» (Православная Мысль. Вып. 5, 6. Париж, 1947–48). В этих последних работах о. А.Шмеман совершенно справедливо указывает на «несомненное единство и согласие всей византийской традиции в утверждении религиозной природы и миссии Царства». Наконец, о. Александр делает перевод еще не изданного трактата святителя Марка Эфесского «О воскресении» (Православная Мысль. Вып. 8. Париж, 1951). Но, по-видимому, все эти публикации – только части задуманных им больших трудов – курса по истории византийской Церкви IX–XV вв., монографии о св. Марке Эфесском и исследования о византийской теократии (см. автобиографическую заметку о. А.Шмемана в «Вестнике РХД». Париж, 1984. 141. С. 21–24).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Asmus...

Тем не менее, я, конечно, признаю то простое благо от реформы, которое сводится к восстановлению свободы канонического самоуправления церкви и независимости ее от вредной опеки государства. Да, я признаю, что этой опекой “церковное сознание подавлялось” и “церковным силам закрывался выход к новому творчеству” (стр. 43). Но я признаю это, можно сказать, последним из последних. Я не могу этого не признать вслед за всей русской иерархией, которая двести лет воздыхала под бременем “Духовного регламента”. Из этих воздыханий, лишь изредка попадавших под перо, можно составить большую книгу. Когда же появилась возможность обнаружить эти воздыхания, они полились рекой, в чем приняли участие и некоторые из иерархов, подписавших данное “Окружное послание”. Так было в 1905 г.: см. официальное издание Св. Синода – четыре фолианта “Отзывов епархиальных архиереев о церковной реформе” (СПб, 1906 г., всего – 1960 стр.). В официальной “Сводке” из этих отзывов (СПб, 1906 г.) мы читаем: “Самостоятельная деятельность парализована близким решающим участием государственной власти в делах церкви и отсутствием средств для проведения своих решений в жизнь. Лишившись основного канонического строя, Российская Православная Церковь не могла уже сохранить тех проявлений церковной жизни, которые вытекают из основного начала – соборности. Для освобождения православной российской церкви от того неканонического и крайне стеснительного состояния, в котором она находится в наше время, необходимо возвратить ей утерянное начало соборности”. За год перед тем митрополит Петербургский Антоний [Вадковский] 1 , приглашенный в особое совещание Комитета Министров (на основании Высоч. Указа от 12 декабря 1904 г.) по вопросу о подавленности церковного сознания, сдержанно по форме, но глубоко по существу, выражался так: “Не благовременно ли устранить или хотя бы в несколько раз ослабить ту постоянную опеку и тот слишком бдительный контроль светской власти над жизнью церковной и над деятельностью церковного правительства, который лишает церковь самостоятельности и инициативы и, ограничивая область ее ведения почти одним богослужением и исправлением треб, делает ее голос совсем неслышным ни в частной, ни в общественной жизни? Не следует ли поэтому предоставить православной церкви большей свободы в управлении ее внутренними делами, где бы она могла руководиться, главным образом, церковными канонами и нравственно-религиозныыми потребностями своих членов и, освобожденная от прямой государственной или политической миссии, могла бы своим возрожденным нравственным авторитетом быть незаменимой опорой православного государства?” ( Н.Д. Кузнецов . “Преобразования в Русской Церкви”. М., 1906. С. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «ВЕК» общественно-политический и религиозно-философский еженедельный журнал, издавался в С.-Петербурге с 12 нояб. 1906 по 9 июля 1907 г. Редакторы журнала - В. А. Никольский (с нояб. 1906), А. В. Попов (с апр. 1907). Имел приложения - ж. «Церковное обновление» и «Библиотека «Века»» (серия брошюр, издававшихся 1 раз в 2 недели). Тираж «В.» составлял: 1500 экз. в кон. 1906 г., более 3 тыс. экз. в янв. 1907 г., 4200 экз. в июне 1907 г. Журнал был создан как орган «Братства ревнителей церковного обновления» («Группы 32-х священников», см. Союз церковного обновления ), основанного в 1906 г. либерально настроенными правосл. священниками Константином Аггеевым , Николаем Боголюбским , Иоанном Егоровым и др. По замыслу Никольского, издание должно было способствовать завоеванию политических свобод и проведению экономических преобразований в стране, отделению Церкви от гос-ва, демократизации церковной жизни и ее переустройству «на началах вселенского христианства» ( Никольский В. А. Христианская политика//Век. 1906. 1. С. 2). Кроме членов «Братства ревнителей церковного обновления» в журнале печатались Н. А. Бердяев , И. П. Брихничёв , С. Н. Булгаков , А. С. Глинка-Волжский, А. В. Ельчанинов , Д. С. Мережковский , В. В. Розанов , В. П. Свенцицкий , Д. В. Философов , В. Ф. Эрн и др. В нояб.-дек. 1906 г. участие в редакционной работе принимал А. В. Карташёв . «В.» имел отделы: «Правительственный дневник», «За неделю», «Хроника», «Политическая летопись» и «Странички из записной книжки», в к-рых публиковались материалы на политические и общественно-церковные темы; с книжными новинками, публикациями в журналах и газетах знакомили отделы «Новости печати» и «Голоса печати»; события провинциальной жизни обсуждались в «Областном отделе»; в рубрике «Почтовый ящик» публиковались ответы на вопросы, к-рые присылали в редакцию журнала. Журнал уделял большое внимание освещению текущих событий общественно-политической жизни в России (деятельность Гос. Думы, военно-полевые суды, террористические акты, аресты революционеров и др.), к-рые рассматривались с либерально-христ. позиций. Общественно-политическим проблемам были посвящены статьи: В. Алова «Христианское сознание и военно-полевые суды» (1907. 5), Свенцицкого «Смертная казнь и Дума» (1907. 9), материалы В. В. Акимова, печатавшегося под псевдонимом В. Чембарский: «Правительство и выборы» (1907. 5), «Народ и Дума» (1907. 6), «Министры и народ» (1907. 10), серия статей Булгакова о деятельности Гос. Думы (1907. 10-12). О взаимоотношении политики и религии размышляли на страницах еженедельника священники К. Аггеев (Религия и политика//1907. 12) и И. Егоров (Соборность и парламентаризм//1907. 23).

http://pravenc.ru/text/150039.html

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь Культура и искусство 665. Иннокентий (Павлов), игум. Церковь и культурные сокровища Святой Руси//ЦиВр. 1991. 2. С. 72–79. 666. Кондратьева Т. В. А.: Карташев о влиянии Церкви на русскую культуру//АиО. 1998. 1(15). С. 391–396. См. также 2758. Христианство на Руси до 988 г. 667. Мумриков А., диак., Белицкая А. «Память и похвала» Мниха Иакова и «Корсунская легенда»: Две версии принятия христианства св. равноап. кн. Владимиром в памятниках рус. письменности XI-XIV вв./Пер., вступ. ст. и примеч.: диак. А. Мумриков, А. Белицкая//БТ. 1989. Сб. 29. С. 41–58. 668. Никон (Лысенко), архим. «Фотиево» крещение сла-вяно-россов и его значение в предыстории Крещения Руси/Иеродиак. Никон (Лысенко)//БТ. 1989. Сб. 29. С. 27–40. 669. Саратов И. Е. Следы ранних христиан нашего края [Юго-Восточная Украина]//BiP. 2000. 1. С. 137–151. См. также 1290; по ИУ: Кирилл Философ, Моравский, св.; Мефодий Моравский, свт. 988 г. – Крещение Руси См.: также: Празднование тысячелетия Крещения Руси (1988 г.) 895–901). 670. Августин (Никитин) , архим. Митрополит Евгений (Болховитинов) и эпоха Крещения Руси//ВестнЛДА. 1990. 1. С. 40–50. 671. Бибиков М. В. Когда была крещена Русь?: (Взгляд из Византии)//УЗ РПУ. 1998. 5. С. 24–31. 672. Иоанн (Экономцев), архим. Крещение Руси и внешняя политика Древнерусского государства/Свящ. И. Экономцев//БТ. 1987. Сб. 28. С. 102–111. 673. Лебедев Л., прот. О месте и времени крещения князя Владимира и киевлян//БТ. 1987. Сб. 28. С. 91–101. 674. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Крещение св. кн. Владимира и Русской земли//БТ. 1987. Сб. 28. С. 52–72. 675. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Установление христианства на Руси//БТ. 1987. Сб. 28. С. 33–51. 676. Филарет (Вахромеев), митр. Минский и Слуцкий. Установление христианства на Руси: [Докл. на Междунар. церк.-ист. конф., посвящ. 1000-летию Крещения Руси. Киев, 21–28 июля 1986 г. Сокращение]//ВРЗЕПЭ. 1988. 116. С. 97–115. 677. Юдин В. Д. К вопросу о времени и месте крещения св. Владимира и киевлян: (Очерк историографии)//БВ. 2000. [Т.] 2. Вып. 3 (1999). С. 61–74.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Смык, поэт, прозаик, публицист, Москва Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target=" " > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Отправить Закрыть 5. Re: «Рукопожатные»… рукопожатный марш: http://goo.gl/cqHHG 4. Re: «Рукопожатные»… Зря либеральная интеллигенция мнит только себя по-настоящему прогрессивной, это не так, что и показало дело Pussy Riot. Апелляция либералов к мнению мировых " звезд " вообще абсурдна, см. http://grigory-panin.livejournal.com/742.html 3. Re: «Рукопожатные»… Среди «мракобесов», заметим, Валентин Распутин, Владимир Крупин, Олег Платонов, Валерий Хатюшин, Михаил Лемешев, Алексей Сенин, Николай Коняев, Нина Карташева… . Слава Богу, что есть в России такие люди, спаси и сохрани их, Господи! 2. Со свиным рылом в калашный ряд... Некоторым очень шустрым, но не очень воспитанным " товарищам " вовсе не обязательно лезть в те места куда их не просят и где им не рады.Им что места мало?У русского человека есть место в России куда бы они свой длинный нос не сунули?И Ваше одобрение тоже можете оставить при себе, как говорится : " мухи отдельно- котлеты отдельно " !Что Вам русские поэты!? 1. Re: «Рукопожатные»… Хотелось бы еще раз увидеть список либеральных мерзавцев, которых мы считали деятелями культуры. А относительно того, кому не подавать руки - об их ручонки пачкаться не каждый захочет1 Сообщение для редакции Закрыть Фрагмент статьи, содержащий ошибку: Отправить Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/20/ru...

З. порицал признание спасовцами (в частности, спасовцами малого начала и новоспасовцами) нек-рых таинств правосл. Церкви, писал, что они «у антихриста признают крещение святым, божественным и просвещенным» (О видении и знании Бога. 1915. Л. 58 об.), считал, что только самостоятельно совершенное над собой «крещение» может гарантировать истинность обряда в мире, все проявления к-рого заражены антихристом. Приход в мир антихриста З. считал «духовным», а не «чувственным», критиковал сторонников «чувственного» воцарения антихриста (О сотворении человека и о естественном христианском благородии. 1910. Л. 79-80). З. осуждал принятую у большинства спасовцев практику приема в согласие через отрицание ересей (спасовцы строго придерживались правила о невозможности повторного крещения; кроме того, они не имели св. мира для совершения миропомазания приходящих в согласие). По мнению З., тех, кто присоединялся к «роду верных», необходимо крестить, поскольку за пределами согласия все так или иначе заражены действием антихриста. С 1888 г. З. вел активную полемику со спасовцами-«отрицанцами» (спасовцами большого начала), последовательно сохранявшими практику приема в согласие через отрицание ересей. Неоднократно устраивал полемические споры-беседы в Толбе, в окрестных деревнях Карташиха, Пустынь, Мокрый Майдан и др., в Макарьеве во время ярмарки; разработал строгую процедуру собеседований, предполагавшую первоначальный устный этап, затем ответы на письменно поданные вопросы. З. имел неск. бесед (в 1901 и 1903) с «главным и нарочитым проповедником и учителем отрицанского общества» А. А. Коноваловым, с учеником последнего К. А. Кузнецовым (в 1897 и 1905), опровергал сочинения новоспасовца А. А. Комиссарова. З. преобразовывал беседы в полемические послания, к-рые переписывал, начиная с 1900-х гг. размножал на гектографе (отпечатанные на гектографе книги З. называл «мастичными») и «пускал их по всему миру... против неправо верующих людей» (описание ряда гектографов З. см.: Панич Т. В., Титова Л. В. Описание собрания рукописей ИИФиФ СО АН СССР. Новосиб., 1991. С. 137-139). Самокресты могли объединяться со спасовцами в противостоянии православной Церкви. В 1888 г. в Толбинское волостное правление было отправлено их совместное письмо с отказом платить сборы на устройство православного храма «и попу жалованье... за его требы». Это первое собственноручно написанное З. свидетельство его отказа от православной Церкви: «Мы не принадлежим к Великороссийской Церкви и не заимствуемся никакими таинствами». Письмо подписано как самокрестами, так и спасовцами из Толбы ( Клочкова. 1999. С. 228, 235).

http://pravenc.ru/text/182615.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010