По аналогии с использованием сновидений Богом, человеческими мыслями манипулировали и Божьи враги. Древние полагали, что если Божьи ангелы служат посланниками, передающими во сне слово Божье, то дурные ангелы, посланники сатаны, могут передавать дурные сны. Иову и его современникам в Месопотамии и Греции казалось, что «ночные видения» доносятся «духом» с «нераспознаваемым видом», который «проходит над» человеком, вызывает «ужас и трепет» и от которого «ухо принимает нечто» ( Иов.4:12–16 ). Выражение «ужасы в ночи», означающее ночные кошмары, присутствует в перечне проявлений духовного зла ( Пс.90:5 ). В амулетах и магических формулах (см. МАГИЯ ), написанных заклинателями того времени, упор делался на предотвращении ночных кошмаров заклинанием бесов не возвращаться. Сексуальные сны рассматривались как выражение бесовского насилия (ср. Товит 6:14 ). Такие тексты, как Пс.90 и 120, доставляют утешение и успокаивают страхи, заверяя в неусыпной защите Бога. Сновидение как обман со стороны сил зла . Некоторые сновидения отнюдь не безобидны. Они бывают страшными и пугающими ( Иов.7:14 ). Неправильно истолкованное пророком видение либо исходило от лживого духа ( 3Цар.22:22–23 ), либо представляло собой обман ( Иер.23:16, 27, 32 ). «Ибо терафимы говорят пустое, и вещуны видят ложное и рассказывают сны лживые» ( Зах.10:2 ). На этом фоне сновидения выглядят самообманом (ср. Иуд.1:8 , о людях, грезящих во сне). Сновидения как нечто нереальное, пустое или эфемерное . Бог действительно может говорить через сновидения, но не все сновидения исходят от Бога. Многие из них просто отвлекают внимание и смущают. В библейские времена люди не относили все сны к сверхъестественной категории. Такое понимание выражается в метафорах, приравнивающих сновидения к чему-то иллюзорному или пустому. Братья Иосифа насмехались над «сновидцем» и подозревали, что эти сны порождаются лишь самомнением Иосифа ( Быт.37:19–20 ). Врагов Израиля не следовало бояться: они «как сон» ( Ис.29:7 ). При возвращении на Сион люди чувствовали себя «как бы видящими во сне» ( Пс.125:1 ). Позавидовав сначала благосостоянию нечестивых, псалмопевец затем приходит к пониманию, что их временный успех заканчивается внезапным крушением и делает их самих столь же иллюзорными, как «сновидение по пробуждении» или как «мечты» ( Пс.72:20 ). Сирах (Книга Премудрости Иисуса, Сына Сирахова) пренебрежительно относился к сновидениям: ворожба, приметы и истолкования снов – все это глупости, фантазии, подобные тем, которые возникают у женщины, вынашивающей ребенка ( Сир. 23:36 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

О Себе Самом Иисус Христос учил как о лице, на котором и чрез которого были исполнены все ветхозаветные обетования и пророчества, т.е. как о Мессии или Христе. В первый раз Иисус Христос прямо указал на Себя, как на Мессию или Христа, в беседе с самарянкою ( Ин.4:25–26 ); затем в назаретской синагоге, прочитав несомненно мессианское место из книги пророка Исаии ( Ис.61:1–2 ), Он прямо отнес его к Себе ( Лк.4:16–22 ). В другой раз, в Иерусалиме, обличая ожесточенное неверие иудеев в Него, Он употребил против них их же собственное оружие. «Испытайте писания, – сказал он им, – ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне... Если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне» ( Ин.5:39–47 ). И простой народ говорил об Иисусе Христе: «Это истинно тот Пророк, Которому должно придти в мир» ( Ин.6:14 ), «Он точно пророк», «Это – Христос» ( Ин.7:40, 41 ). После Своего воскресения из мертвых Иисус Христос уже подробно, начав от Моисея, из всех пророков изъяснял Апостолам сказанное о Нем во всем Писании ( Лк.24:27 ) и, следовательно, учил о Себе, как о предвозвещенном пророками. В частности, Иисус Христос учил о Себе, как об Искупителе падшего человечества, т.е. что согласно ветхозаветным пророчествам, Он должен пострадать и умереть в наказание за грехи людей, для примирения грешников с Богом, для дарования людям средств ко спасению и вечному блаженству. «Сын Человеческий не для того пришел на землю, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф.20:28 ); кровь Его пролита за многих во оставление грехов ( Мф.26:28 ); Он пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:10 ), призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф.9:13 ). В беседе с Никодимом И. Христос изложил это учение о Себе в следующих словах: «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесу быть Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин.3:14, 15 ). Еще раньше Самого И. Христа учил о Нем, как об Искупителе всего человечества Иоанн Предтеча. Указывая на И. Христа своим ученикам, он говорил о Нем: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» ( Ин.1:29, 36 ). Впоследствии это учение согласно проповедовали все Апостолы, утверждая, что Бог послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши ( 1Ин.4:10 ), что поэтому кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха ( 1Ин.1:7 ). См. еще 1Пет.1:2, 19, 2:21, 3:18, 5:1 . Рим.3:25, 5:9, 10:10, 16, 11:25, 27 . Еф.1:7, 2:13 . Кол.1:14, 20 . Евр.2;14, 9:12, 14:20, 26, 10:19, 13:12. 20 . Гал.3:13, 4:5 . Откр.1:5, 5:9, 7:14 . 2Кор.15:6 . 1Тим.1:15 . 2Тим.4:18 . Тит.3:5 . Самого Иисуса Христа Апостолы часто называли прямо Спасителем мира, Спасителем нашим, Спасителем всех людей ( 1Ин.4:14 . Иуд.1:25 ; 2Пет.1:1, 11, 2:20, 3:2, 18 . Еф.5:23 . Флп.3:20 . 1Тим.1:1, 2, 3, 4:10 . 2Тим.1:10 . Тит.1:3, 4, 2:10, 13, 3:4, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Гал.5:20 вражды, завиды, рсти, распри, соблазны, (αρετικς, hereticus) – еретик. Тит. 3:10 – рицайс. (ρμς, Hermes) – Гермес: Меркурий. Деян.14:12 Нарицах же уб варнав пала же Ермогенъ Ермогенъ (ρμογνης, Hermogenes) – Гермоген, один из Азийских христиан, сопутствовавший апостолу Павлу, но потом его оставивший. 1Тим.1:15 нихже фгеллъ и Ермъ Ермъ (ρμς, Hermes) – Герм, один из семидесяти апостолов, епископ Филиппопольский. Некоторыми отцами и учителями Церкви приписывается этому Ерму книга «Пастырь». Но, по исследованию ученого Муратория, оказывается, что автор книги «Пастырь» был хотя и Герм, но не этот, а другой, брат Римского епископа Пия Рим.16:14 флегонта, (φθινοπρινος, eparcidus) – осенний: засохший, увядший. Иуд. 1:12 древеса безплдна. Еси Еси см. Есмь. (το σλ, Esli) – Еслимов. Имя Еслима упоминается в родословии у Луки. Лк.3:25 [ снъ] см. Есмь. см. Есмы Есмы см. Есмь. Есмь Есмь – есть. Здесь собраны еще следующие формы: Прочие же формы см. выше, под быти, и ниже, под суть, сый, и пр. Мф.1:20 дха ста. 1:23 сказаемо. 2:2 гд рождейс. 2:5 писано 2:6 ничимже менши 3:3 сей бо 3:11 3:17 сей Снъ мой. 4:3 Снъ 4:4 писано 4:6 Снъ – писано бо 4:7 писано 4:10 писано бо 5:3 тхъ 5:10 тхъ 5:11 блжени 5:13 соль земл. 5:14 свтъ 5:21 повиненъ сд. 5:22 повиненъ сд – повиненъ сонмищ – повиненъ геенн гненнй. 5:23 на пт. 5:29 уне бо т 5:30 уне бо т 5:34 пртолъ 5:35 – градъ 5:37 5:43 речено 5:45 иже 5:48 совершенъ 6:1 иже 6:9 иже 6:13 тво 6:21 идже бо сокровище ваше. 6:22 Свтильникъ тл ко. 6:23 тма 6:2.5 болшн 6:26 лчша ихъ 7:3 7:9 вас. 7:12 законъ. 7:14 мал ихъ 7:21 иже 8:9 члвкъ 8:13 вровалъ 8:26 страшливи 8:27 кто сей. 8:29 пришелъ 9:5 что бо 9:13 что 9:15 съ ними 10:10 достоинъ бо 10:11 достоинъ 10:26 ничтоже бо 10:31 лчши 11:3 ты ли грдый. 11:6 блажен 11:10 Сей бо немже писано. 11:14 той 11:16 Подобенъ дтемъ.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Giltebran...

Из потомков его Св. Писание в особенности представляет нам семейство Ламеха, праправнука Каина, давая видеть в нем пример и как бы сокращение различных их склонностей и пороков. Ламех был двоеженец, и слова его к женам его, произнесенные им, по мнению некоторых, в оправдание своего многоженства, принимать ли их за признание в совершенном уже убийстве, или, как другие полагают, за угрозу только мщением тому, кто осмелился бы оскорбить его, показывают в нем бесстрашие, дерзость и нечестие ( Быт.4:23–24 ). Из сынов его один, по имени Иовил, был изобретателем кочевой жизни в шатрах при стадах своих; другой, Иувал, был изобретателем музыки; еще один, Фовел, был изобретателем искусства производить работы из меди и железа; сестра его Поема почитается изобретательницей женских рукоделий, и, может быть, была изобретательницей и женских нарядов и украшений ( Быт.4:19–22 ). Среди развращения нравов, которому предавались потомки Каина, неудивительно, если свет веры между ними затмился, обетование Божие об Избавителе забыто, богослужение обратилось в пустые обряды, и они дошли до того, что презирали начальства, злословили высшие власти и бесстрашно предавались своему растлению и всякому нечестию ( Иуд.1:8–11 . 2Пет.2:10–12 ). С течением времени потомки благочестивого племени отделились от потомков Каина: первые стали называться сынами Божиими, а потомки Каина отличены именем сынов человеческих ( Быт.4:26, 6:2 ). Но впоследствии различные эти поколения стали смешиваться между собою. Сыны Божии, прельстившись красотой дочерей человеческих, стали брать их себе в замужество; чрез это пороки, господствовавшие в первых, стали распространяться и между последними; наконец, все люди испортились и вся земля растлилась пред Богом ( Быт.6:1–2, 5, 11–12 ). См. Библ. Ист. М. Филар. и Св. Ист. В. 3. Богосл. Сн. Слов. Яцк. и Благ.: Авель и Каин. Keil и Del. на Быт. р. 76–78. Herz. VII. р. 211. Zell. 1. р. 762–763. б., Чис.24:22 : Βερ; Cin; Ве ръ. – Имя собственное кенеян. См. Кенен. Здесь Валаам, пророчествуя о судьбе их, говорит: «Но разорен будет Каин, и недолго до того, что Ассур уведет тебя в плен». Это по иным значило, что при Ассирийском плене кенеяне имели разделять участь вместе с израильтянами ( 4Цар.15:29 ). Но другие распространяют смысл сего пророчества на судьбу только Кенеян, не касаясь израильтян, которым возвещается в пророчестве другая судьба ( Чис.24:18–19, 24 ). Keil и Del. на кн. Чис. р. 341–342. в., Нав.15:57 : κεν; Accaïn; Акíмъ. – Из нагорных городов колена Иудина. Полагают, что это нынешний Июкин или Иакан, к юго-востоку от Хеврона. Keil и Del. на Нав. р. 135. Herz. XIV. р. 751. Читать далее Источник: Опыт библейского словаря собственных имен/[Соч.] прот. П. Солярского. Т. - Санкт-Петербург : Тип. Ф.Г. Елионского и К°, 1879-1887./Т. 2: [Ж-М]. - 1881. - 674 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Solyarsk...

Но не все ангелы искренне и постоянно возносят Отцу хвалу и славу. Многие из них взбунтовались против Бога. Они ведут борьбу с добрыми ангелами и пытаются совратить народ Божий с пути истинного. Некоторые из этих первых беззаконников брошены в место заточения, называемое Тартаром, где они ожидают Божьего суда ( 2Пет.2:4 ; Иуд.1:6 ). Остальные продолжают плести козни под руководством сатаны, о чьем падении образно рассказано в Иез.28 и Ис.14 . В конечном счете им не удастся осуществить свои злые замыслы. В рассказе о войне ангелов в Откр.12:7–12 показано, что дракон и его ангелы «не устояли». Их победил Михаил со своими ангелами. Конечная их судьба предопределена решением Бога искоренить в новом творении зло в любом его проявлении ( Откр.20:7–10 ). Ангелы Господни часто призывали и выдвигали освободителей Божьего народа, когда он подвергался той или иной форме рабской зависимости. Ангел Господень явился Моисею, призвав его освободить израильтян от египетского рабства ( Исх.3 ). Представ в человеческой плоти, ангел Господень «сел в Офре под дубом», где встретился с Гедеоном, дав ему поручение избавить народ Израиля от мадианитян ( Суд.6:11–17 ). В случае с Самсоном ангел Господень явился обоим его родителям, сообщив о предстоящем чудесном рождении сына бесплодной женщиной (см. ИСТОРИИ О РОЖДЕНИИ ). Он также сказал им, что ребенка надо воспитать назореем и что он спасет Израиль от руки филистимлян ( Суд.13 ). Ангелы играли также большую роль в провозглашении рождения Божьего Освободителя – Господа Иисуса Христа. Ангел Господень объявил о Его чудесном рождении Иосифу ( Мф.1:20 ); Гавриил сообщил радостную весть Марии ( Лк.1:26–38 ); ангел Господень в сопровождении воинства небесного возвестил об этом пастухам возле Вифлеема ( Лк.2:8–20 ). По ходу всей библейской истории народ Божий получал от ангелов водительство, помощь и ободрение. Именно поэтому, возможно, они названы «служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение» ( Евр.1:14 ). Именно ангел Господень не позволил Аврааму принести в жертву своего единственного сына Исаака и показал патриарху подходящую замену для жертвоприношения ( Быт.22:9–14 ). Затем ангел направлял слугу Авраама в поисках жены для Исаака ( Быт.24:7, 40 ). После освобождения от рабства, во время странствия по пустыне Бог обратился к Израилю со словами: «Вот, Я посылаю пред тобою Ангела хранить тебя на пути и ввести тебя в то место, которое Я приготовил» ( Исх.23:20 ). Псалмопевец так выражает понимание непрестанной Божьей заботы о Своем народе: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» ( Пс.33:8 ), или: «Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» ( Пс.90:11 ). Даниил и его товарищи, без сомнения, прекрасно осознали эту защиту после испытания огнем в раскаленной печи ( Дан.3:28 ) и затем, когда «Бог... послал Ангела Своего и заградил пасть львам» ( Дан.6:22 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Место прежнего жительства Товита в Палестине определяется выражением «из Фисвы, находящейся по правую сторону Кидия Неффалимова в Галилее выше Асира» (ст. 2). Упоминаемую здесь Фисву или, по Синайскому списку LXX, Фиву в колене Неффалимовом (в Вульгате имя Фисва опущено), след., на севере Палестины – позднейшей Галилее и к западу от Иордана следует отличать от Фесвы, родины пророка Илии ( 3Цap. XVII:1 ) – города на восточной стороне Иордана в Галааде (ср. Onomast, 517): может быть, именно для предупреждения смешения этих двух городов или ввиду малоизвестности той Фисвы, в которой жил Товит до переселения в плен, положение последнего города определяется (ст. 2) весьма подробно: она лежала по правую сторону, т.е. к югу (при определении положения стран и местностей евреи за исходный пункт принимали восток, так что восточная сторона считалась передней, западная задней, южная правой и северная левой) от Кидия Неффалимова в Галилее выше Асира, κ δεξιν Κυδων ( Κοδως) τς Νεφθαλεμ ν τη Γαλιλαα υπερνω Ασρ. Под именем Кидия здесь разумеется город, который в еврейском тексте Библии называется Qedesch, у LXX Ka δς, или Κδες, у И. Флавия Κεδση, Κδαδα, Κδισα), именно, в отличие от городов этого имени в Иудином колене ( Hab. XV:23 ) и Иссахаровом ( 1Nap. VI:72 ), здесь Кидия или Кедес называется принадлежащим к Неффалимову колену галилейским городом. Это был один из главных и наиболее древних городов северной Палестины или Галилеи: упоминается уже в Телль-Амарнских письмах и египетских надписях: был столицей одного из хананейских царей, побежденных И. Навином ( Hab. XII:22 ), потом сделался жребием Неффалимовым ( Hab. XIX:37 ), был отдан левитам ( 1Nap. VI:72 ) и сделался местом убежища для невольных убийц ( Hab. XX:7, XXI:32 : в обоих этих местах он назван «Кедес в Галилее»), был родиною Вараха ( Cyд. IV:6 ); подвергся вместе с другими смежными городами опустошению при израильском царе Факее со стороны Феглаффелассара, царя ассирийского ( 4Цap. XV:29 ), но затем был заселен после пленения и упоминается в эпоху Маккавеев ( 1Mak. XI:63, 73 ). По И. Флавию, К. лежит в Верхней Галилее (Галилея северная или языческая, Uc. IX:1 ; 1Mak. V:15 ), между областью Тира и Галилеей (Древн. V, 1, 24, XVIII, 5, 6), представляя пограничную крепость тирян (Иуд. война, IV, 2, 3). См. Onomast, 583; у проф. Дроздова, с. 417–418; Толков. Библ. т. II, с. 327 и 516. Теперь на месте Кедеса, к северо-западу от Семахонитского озера, бахрат-ел-Хуле – древнего оз. Мером, находится небольшое селение Кадес со множеством древних саркофагов. Robinson, Palast. III, 622. Buhl, Geogr. d. alt. Palast., 8, 235.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

9. Протестанты учат, что при молитве покаяния Дух Святой сразу входит в человека без посредства Церкви и Её священства, вопреки учению Св. Писания ( Деян.8:14–18; 19:1–7 – см. гл. 14, абз. 8, 13, 35–36; Иез.9:4 ; Ис.66:18– 19 ; 1Ин.2:20,27 ; 2Кор.1:21–22 – см. гл. 14, абз. 45–54;) и всей древней Церкви (см. гл. 14, абз. 56, 59, 62–63, 66–69, 72–82), свидетельствующих о том, что Св. Дух подаётся верным через церковное таинство – апостольское (епископское) Руковозложение или Миропомазание. 10. Протестанты, вопреки учению Евангелия (см. гл. 15, абз. 7–28) и всей древней Церкви (см. гл. 15, абз. 30–63), отвергают реальность Причастия и учат, что это лишь символ (см. гл. 15, абз. 3), чем в принципе лишают себя возможности быть Церковью – Телом Христа. 11. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( Ин.20:21–23 , Мф.16:18–19; 18:18 ; Лев.16:20–22 – см. гл. 16, абз. 2–7) и учению всей древней Церкви (см. гл. 16, абз. 27–64), отвергают таинство Исповеди и само право священства отпускать людям грехи властью Христа. 12. Большинство протестантов, вопреки ясной заповеди Апостола ( Иак.5:14–15 – см. гл. 17, абз. 2) и учению всей древней Церкви (см. гл. 17, абз. 7–9), отвергают и не совершают Елеопомазания. 13. Протестанты урезали Священное Писание, произвольно исключив из него 11 книг, вопреки Преданию ветхозаветных иудеев и древней христианской Церкви (см. гл. 20). 14. Протестанты, вопреки Св. Писанию ( 2Фес.2:15; 3:6 ; 1Кор.11:2 ; 1Тим.6:20 ; 2Тим.3:8 ; Иуд.9см. гл. 19, абз. 11–12), учению всей древней Церкви (см. гл. 19, абз. 15–22) и, что весьма забавно, вопреки своей же собственной практике (т.е., на деле они признают некоторые части Предания Церкви и имеют своё собственное предание – см. гл. 19, абз. 28–51) отвергают Священное Предание Церкви и само понятие «предание». 15. Протестанты не веруют во «Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь », в Её непобедимость, непрерывность и всеизвестность, утверждая, что «историческая Церковь » духовно умерла, бросившись при этом воссоздавать Церковь, на деле же учинив тысячи расколов и своих самозваных рукотворных церквей и деноминаций, чуждых и враждебных Христу (см. гл. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Вера достигает совершенства через поступки в вере, без дел вера мертва (см.: Иак. 2: 20–22). Согласно апостольским Посланиям, не всякие поступки дают человеку удел вечной жизни. Спасительными делами, прежде всего, являются изучение Священного Писания, стремление познать истину (см.: 1 Тим. 2: 4; 4: 16; 2 Тим. 3: 15), молитва («всякий, кто призовет имя Господне, спасется» – Деян. 2: 21), покаяние (см.: 2 Кор. 7: 10), милость и страх Божий в сердце (см.: Иуд. 1: 22–23), надежда на Бога (см.: Рим. 8: 24; 1 Фес. 5: 8), свидетельство о своей вере своими устами (см.: Рим. 10: 9–10), стойкость в вере (см.: Евр. 10: 39), сострадание и утешение друг друга во Христе (см.: 2 Кор. 1: 6–7), распространение проповеди о Христе в мире (см.: Иак. 5: 20). Как видно из этого перечня, не всякое дело приносит человеку спасение. Спасают те дела, которые совершены с верой или во имя Иисуса Христа. Добрые дела, конечно, возможны и без веры во Христа; высокие образцы поступков милосердия и сострадания можно найти и у атеистов, у которых закон совести твердо написан на сердце. Но это не вводит их в Царство Божие. С другой стороны, «уверенность в существовании Бога» тех, кто прочитал всю Библию «от корки до корки», не дает им спасения, как и тем, кто чрезмерно гордится своей праведностью или живет аморально. По апостолу Павлу, глубоко заблуждаются те, кто уповают на свою праведность (см.: Гал. 2: 16–20) или думают, что без Бога можно спастись. Невозможно вскарабкаться в райский сад незаметно от Бога, тайком перелезть через забор Эдемского сада, купить у ангелов билет суммой своих добрых дел. Только Христос может ввести в ограду Своего Небесного Царства, Он есть дверь (см.: Ин. 10: 9), и путь, и истина, и жизнь (см.: Ин. 14: 6). Нужно довериться Богу-Спасителю, вверить себя Ему, чтобы Он спас. Вверить себя Богу, довериться – это нравственные, а не интеллектуальные категории. В книге «Православное учение о спасении» архимандрита (а впоследствии – патриарха) Сергия (Страгородского) делается особый акцент на нравственности. Высшее благо человека заключается в святости, которая достигается не рядом отдельных заслуг, а нравственным поведением, отказом от греховного способа жизни.

http://pravoslavie.ru/65828.html

Где именно написано это послание, определить нет возможности за недостатком данных. Глава 1. Приветствие и вступление (1–3). Лжеучители: примеры Божия суда (4–8). Архангел Михаил (9). Дальнейшее изображение обольстителей (10–13). Пророчество Еноха и апостолов (14–19). Увещание (20–23). Заключительное славословие (24–25). 1 Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова, призванным, которые освящены Богом Отцем и сохранены Иисусом Христом: 2 милость вам и мир и любовь да умножатся. 1–2. Иуда: см. предисловие к посланию. – Раб Иисуса Христа: см. прим. к Иак. 1:1 .– Брат Иакова: праведного, первого епископа Иерусалимского (см. предисловие к посланию Иакова и Иак. 1:1 ; Иуд. 1:1 ). Делает это прибавление апостол, может быть, для того, чтобы отличить себя от Иуды Искариота и от другого известного ученика апостольского Иуды, прозванного Варсавою ( Деян. 15:22 ). Апостол Иаков праведный, по глубокому своему смирению, не пожелал сказать, что он брат по плоти (названный) его Учителя и Господа, а наименовал себя рабом Его. Так же поступил и брат его апостол Иуда, не назвав себя братом Христа по плоти и еще по смирению поставив себя и ниже брата своего Иакова, отдавая ему предпочтение пред собою. Может быть, указанием на апостола Иакова имелось в виду обратить особенное внимание читателей на послание, так как Иаков праведный пользовался особенным уважением в Церкви Христовой. – «По моему мнению, для настоящего апостола, достаточно было в доказательство своего достоинства, после того как назвал себя рабом Христовым, указать еще на родство свое с Иаковом, ибо Иакова все хвалили за его добродетель. Это обстоятельство должно было и этому апостолу доставить большее доверие от слушателей к учению слова» (Феофилакт). – Призванным: к вере во Христа, чрез проповедь Евангелия, из царства греха и смерти ( 2Сол. 2:14 ; Деян. 26:18 ) в Царство благодати и жизни, призванным как из иудеев, так и из язычников, без различия ( Рим. 8:28 ), которые вняли гласу божественному ( Ин. 6:44 ) и обратились от тьмы к свету и от заблуждения к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Глава 4 1–3. Предложение самарянами участия в построении храма и отказ иудеев. 4–10. Враждебные действия самарян против иудеев. 11–16. Список письма, отправленного Рехумом и Шимшаем к персидскому царю. 18–22. Ответное послание царя. 23–24 Приостановка работ в храме. 1Ездр.4:1 .  И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; 1Ездр.4:2 .  и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. «И усльшали враги Иуды и Вениамина». Из ст. 2 видно, что врагами Иуды и Вениамина писатель называет самарян. О происхождении самарян см. примеч. к 4Цар 17 . Узнав о начавшейся постройке, самаряне пожелали принять в ней участие и с просьбой об этом обратились к Зоровавелю и к главам поколений. Мотивом своей просьбы самаряне выставили то, что они прибегают к Богу иудейскому и приносят ему «жертвы от дней Асардана, царя сирийского». По мнению некоторых исследователей, таковы и действительно были мотивы просьбы самарян: самаряне желали служить Иегове. Однако последующий образ действий самарян показывает, что выставлявшиеся ими религиозные мотивы не были искренними и главными. В своих жалобах персидскому царю самаряне вовсе не упоминают о религиозных чувствах и ясно высказывают взгляд на иерусалимское предприятие, как на акт политический. Вероятно, и сами они изъявляли желание принять участие в постройке храма, главным образом, по мотивам политическим, имели в виду воспользоваться тем покровительством, которое оказывали иудеям персидские цари и извлечь из него для себя выгоды. «От дней Асардана, царя сирийского». Асарданом в данном месте, вероятно, называется ассирийский царь Ассаргадон (681–668), который, по свидетельству клинописи (Schrader. Keil. Bibl. II, 215), после победы над сидонским царем отправил колонии на финикийское побережье. Часть колонистов могла поселиться и в самарийской области, почему самаряне называли себя иногда сидонянами (Иуд.Древн. 12:5, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010