7. Свиток 4QXIIf (4Q81). Сохранился в виде 5 фрагментов, к-рые содержат (с лакунами) отрывки текста из книг: Ионы 1. 6-8, 10-16 и Михея 5. 1-2. На основании почерка датируется ок. 50 г. до Р. Х. Фрагмент свитка 4Q79. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим) Фрагмент свитка 4Q79. I в. до Р. Х. (Музей Израиля, Иерусалим) 8. Свиток 4QXIIg (4Q82). Сохранился в виде 249 фрагментов, к-рые содержат следующие отрывки текста: Ос 2. 1-5, 14-19, 22-25; 3. 1-5; 4. 1, 10-11, 13-14; 6. 3-4, 8-11; 7. 1, 13-16; 8. 1; 9. 1-4, 9-17; 10. 1-14; 11. 2-11; 12. 1-15; 13. 1, 6-8 (?), 11-13; 14. 9-10; Иоиль 1. 12-14; 2. 2-13; 4. 4-9, 11-14, 17, 19-20; Ам 1. 3-15; 2. 1, 7-9, 15-16; 3. 1-2; 4. 4-9; 5. 1-2, 9-18; 6. 1-4, 6-14; 7. 1, 7-12, 14-17; 8. 1-5, 11-14; 9. 1, 6, 14-15; Авд 1. 1-5, 8-12, 14-15; Иона 1. 1-9; 2. 3-11; 3. 1-3; 4. 5-11; Мих 1. 7, 12-15; 2. 3-4; 3. 12; 4. 1-2; 5. 6-7; 7. 2-3, 20; Наум 1. 7-9; 2. 9-11; 31-3, 17; Авв 2. 4 (?); Соф 3. 3-5; Зах 10. 11-12; 11. 1-2; 12. 1-3. Датируется посл. третью I в. до Р. Х. Текст свитка содержит большее количество matres lectionis, чем МТ, в некоторых случаях содержит признаки особой кумран. орфографии (суффикс «» вместо «», 2 раза аффикс «» вместо «»). 9. Свиток Mur XII (Mur 88). Содержит текст следующих отрывков из книг М. п.: Иоиль 2. 20; 2. 26-4. 16; Ам 1. 5-2. 1; 7. 3-8. 7; 8. 11-9. 15; Авд 1. 1-21; Иона 1. 1-4. 11; Мих 1. 1-6. 7; 6. 11-7. 18; Наум 1. 1-3. 19; Авв 1. 3-2. 11; 2. 18-3. 19; Соф 1. 1; 1. 11-3. 6, 8-20; Агг 1. 1-2. 10; 2. 12-23; Зах 1. 1-4. Датируется нач.- 1-й пол. II в. по Р. Х. Орфография и текст близки к МТ, так что его считают важнейшим свидетельством протомасоретского текста М. п. Кроме того, следующие рукописи представляют собой небольшие фрагменты отдельных книг М. п.: неопубликованный Ms Schøyen 4612/1 (50-100 гг. по Р. Х., фрагменты текста Иоиль 4. 1-4, публикация намечена на 2016 г.), 4Q168 (или 4QpMi; 30 г. до Р. Х.- 20 г. по Р. Х., фрагменты Мих 4. 8-12; см. Allegro. 1968. P. 36. Pl. XII); 5QAmos (или 5Q4; фрагменты Ам 1. 2-5; см. Milik. 1962. P. 173-174).

http://pravenc.ru/text/2561750.html

В священных песнопениях этого дня из ветхозаветных праведников называются по именам следующие: Аарон (1-й ветхозаветный первосвященник, брат прор. Моисея), Аввакум (см. 2 дек.), Авдий (см. 19 нояб.), Авель (сын Адама, убитый своим братом Каином), Авраам (см. 9 окт.), Аггей (см. 16 дек.), Адам (праотец, первый человек, созданный Богом), Азария (см. 17 дек.), Амос (см. 15 июня), Анания (см. 17 дек.), Анна (см. 9 дек.), Варак (вождь Еврейский, – см. Суд. 4–5 ), Гедеон (судия Еврейского народа), Давид (см. 26 дек,), Даниил (см. 17 дек.), Деввора (судившая Израилю, – см. Суд. 4–5 ), Ева (праматерь всех людей, созданная Богом, жена Адама), Елеазар (2-й ветхозаветный первосвященник, сын Аарона), Елиссей (см. 14 июня), Енос (допотопный патриарх, – см. Быт.5:6–11 ), Енох (допотопный патриарх, – см. Быт.5:18–24 ), Есфирь (праведная, супруга Персидского царя, спасшая евреев от избиения, – см. Есф.1–10 ), Захария (см. 8 февр.), Захария (см. 5 сент.), Илия (см. 20 июля), Исаак (ветхозаветный патриарх, сын Авраама), Исаия (см. 9 мая), Иаиль (поразившая Сисару, – см. Суд.4–5 ), Иаков (ветхозаветный патриарх, сын Исаака, внук Авраама), Иезекииль (см. 21 июля), Иеремия (см. 1 мая), Иессей (отец царя Давида), Иеффай (судия Еврейский, – см. Суд.11; 12:1–7 ), Иисус Навин (см. 1 сент.), Иов (см. 6 мая), Иона (см. 22 сент.), Иосиф прекрасный (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Вел. понедел.), Иосия (царь Иудейский, – см. 4Цар.21:26; 22; 23:1–30 ), Иуда (один из 12 сынов патр. Иакова, – см. Быт.49:3–12 ), Иудифь праведная (евреянка, спасшая свой город от врагов убиением Олоферна, – см. вн. Иудифь.1–16 ), Левий (один из 12 сынов патр. Иакова), Малахия (см. 3 янв.), Мариам (сестра Моисея, – см. Исх.2:1–8, 15:20–21 , Чис.12; 20:1 ), Мелхиседек (священник, царь Салимский, современник Авраама, – см. Быт.14:18–20 ), Мисаил (см. 17 дек.), Михей (см. 14 авг.), Моисей (см. 4 сент.), Наум (см. 1 дек.), Нафан (пророк ветхозаветный, современный царю Давиду, – см. Сир.47:1 ), Ной (патриарх, спасенный с семейством во время потопа, – см. Быт.5–9 ), Олда, или Олдама, пророчица (при Иудейском царе Иосии, – см. 4Цар.22 ), Ор (сотрудник Моисея, – см. Исх.17:10–12; 24:14 ), Осия (см. 17 окт.), Рахиль (жена ветхозаветного патр. Иакова), Ревекка (жена ветхозаветного патр. Исаака), Руфь (Моавитянка, праматерь царя Давида, – см. кн. Руф.1–4 ), Сампсон (обладавший необычайной силой, судия Еврейский, – см. Суд.13–16 ), Самуил (см. 20 авг.), Сарра (жена ветхозаветного патр. Авраама), Сим (сын Ноя, спасенный от потопа), Сиф (сын Адама, см. Быт.5:3–5 ), Соломон (царь Еврейский), Софония (см. 3 дек.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   Книга Апокалипсис ярче и нагляднее других книг Священного Писания раскрывает драму борьбы зла с добром в истории человечества и показывает полное торжество Добра и Жизни.    В синодальном переводе: «и на земле, как на небе».    Вспомним слова мудрого Гамалиила, давшего совет иудеям не преследовать учеников Христовых (Деян. 5:38-39).    Написавшего со слов Петра Евангелие, называемое «от Марка». Марк не состоял в числе 12-ти апостолов.    Эти предметы, показанные Моисею на Синайской горе, употреблялись также и в ветхозаветном храме.    Добровольные «скопцы» ради Царства Небесного, см. об этом: Мф. 19:12; Откр. 14:1-5. В Церкви этот подвиг нередко осуществлялся в монашестве.    Или Моисея и Илию. Известно, что Енох и Илия были взяты на Небо живыми (см. Быт. 5:24; 4 Цар. 2:11).    Некоторые предполагают, что во времена антихриста Иерусалим станет столицей всемирного государства. При этом приводят экономическое обоснование такого мнения.     «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4:19) — говорил апостол Павел галатским христианам.    Это была первая революция во вселенной!    (Быт. 3:14; Мк. 9:29). Следует вспомнить, что многие усердные христиане уже с первых веков переселялись в пустыню в буквальном смысле, покидая шумные города, полные соблазнов. В отдаленных пещерах, скитах и лаврах они все свое время отдавали молитве и богомыслию и достигали такой духовной высоты, о которой современные христиане и представления не имеют. Монашество расцвело на Востоке в IV-VII веках, когда в пустынных местах Египта, Палестины, Сирии и Малой Азии образовалось множество обителей, насчитывающих сотни и тысячи монахов и монахинь. С Ближнего Востока монашество перекинулось на Афон, а оттуда — в Россию, где в дореволюционное время насчитывалось более тысячи монастырей и скитов. Таблица 1 Перечень важнейших событий, царей и пророков (все даты указаны до Рождества Христова) Израильские цари Иудейские цари Пророки События Ахав 875—853 Иосафат 876—851 Илия Рост Финикии Охозия 876—851 Иорам 851—842     Иорам 851—842 Охозия 843—842 Елисей 850—879   Ииуй 842—814 Гофолия 843—836     Иоахаз 814—797 Иоас 836—796 Иоиль Рост Ассирии Иоас 797—781 Амасия 796—782 Иона   Иеровоам 782—740 Азария 782—737   Основание Рима Менаим 740—737 Осия     Факей 737—733 Иофам 737—735     Осия 733—722 Ахаз 735—725   Падение Израиля 722   Езекия 725—696 Исаия Михей, Наум 730-690 Осада Иерусалима 700   Манассия 696—639   Гонение на пророков   Аммон 641—639 Софония, Аввакум     Иосия 639—608 Иеремия Падение Ниневии 606   Иоаким 608—597 Авдий     Иехония 597       Седекия 597—586 Иезекииль Падение Иерусалима 586     Даниил Вавилонское пленение     Аггей Падение Вавилона 539     Захария Кир Персидский 559—529 Возвращение из плена 536 Дарий I, Восстановление Храма     Малахия 475 Указ Артаксеркса, 446 Седмины Даниила Ездра собирает Священное Писание 420—425

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

И другие народы не были пренебрежены и оставлены Богом, и для этих народов пророки еврейские были посланниками Божиими. Пророки действуют на более широкой арене, чем Палестина, их речи и дела имеют в виду благо не одного Израиля; пророки распространяли сверхъестественное откровение и вне истинной Церкви. У пророков мы находим речи, касающиеся почти всех стран и народов Востока: Вавилона (см.: Ис. 13, 1–14; Иер. 50, 1–51, 64); Моава (см.: Ис. 15, 1–9; 16, 6–14; Иер. 27, 3; 48, 1–47; Ам. 2, 1–3); Дамаска (см.: Ис. 17, 1–18, 7; Иер. 49, 23–27); Египта (см.: Ис. 19, 1–25; Иер. 46, 2–24; Иез. 29, 2–16, 19; 30, 4–26; 31, 2–18; 32, 2–32); Тира (см.: Ис. 23; Иез. 27, 2–36; 28, 2–10, 12–19); Сидона (см.: Иез. 28, 21–24); Идумеи (см.: Иер. 27, 3; 49, 7–22; Иез. 35, 2–15; Авд. 1, 1–21); филистимлян (см.: Иер. 47, 1–7); аммонитян (см.: Иер, 49, 1–6; Ам. 1, 13); Кидара и царств Асирских (см.: Иер. 49, 28–33); Елама (см.: Иер. 49, 34–39); Халдеи (см.: Иер. 50, 1–51, 64); Ефиопии, Лидии и Ливии (см.: Иез. 30, 4–26); земли Магог, князей Роша, Мешеха и Фувала (см.: Иез. 38, 2–23; 39, 1–15); Ниневии (см.: Иона 3, 1–9; Наум. 1, 1–3, 19), многих городов и народов касаются речи пророков Софонии (см.: 2, 4–15), Захарии (см.: 9, 1–10) и Даниила. Приведенный, хотя и неполный, перечень достаточно доказывает, что пророчества о других странах и для других народов не были случайными и исключительными явлениями; нет, эти пророчества — существенный элемент деятельности пророческого института. Да и Сам Бог говорит Иеремии, что Он поставил его пророком не для народа, а для народов (см.: Иер. 1, 5). А этот факт в свою очередь подтверждает наше положение, что пророчество, как оно выступает в книгах Ветхого Завета, было представительством Бога на земле. Священство было религиозно-народным представительством, и оно было строго национально. Сверхнациональность ветхозаветного священства и всего вообще культового закона в Библии выражена только в виде пожелания для будущих времен (см.: 3 Цар. 8, 41–43; Ис.

http://pravoslavie.ru/5840.html

Приношение израильтян для скинии. Миниатюра из Псалтири Елизаветы Тюрингской. XIII в. (Национальный археологический музей, Чивидале-дель-Фриули. Cod. CXXXVII. Fol. 120v) (Исх 32-34) - это описание падения, за к-рым следуют отвержение народа Богом, покаяние и восстановление завета. Во время пребывания Моисея 40 дней на горе народ израильский, опасаясь, что их предводитель больше не вернется, упросил Аарона изготовить им бога, к-рый бы, по его словам, «шел перед нами» (т. е. повел бы израильтян за собой - Исх 32. 1). Аарон отлил статую тельца (или быка, традиционно служившего на Востоке символом муж. силы), переплавив принесенные народом золотые серьги, и учредил затем праздник Господу, образом Которого (или Его присутствия) отныне должен являться золотой телец. Тем самым израильтяне нарушили предписание 2-й заповеди (20. 4, 23). В гневе Бог повелевает Моисею спуститься с горы, обещая уничтожить «жестоковыйный» народ (32. 7-10), но ходатайство Моисея отводит Божий гнев от народа. Сойдя с горы и увидев ритуальное пиршество, Моисей в гневе разбивает скрижали завета, что означает расторжение завета, и, превратив тельца в прах и смешав его с водой, заставляет народ выпить этот раствор, что, возможно, является ритуальным актом, подчеркивающим разрушение идола ( Durham. 1987. P. 430). Моисей поручает собранию левитов предать отступников смерти: они убили 3 тыс. чел. и тем самым оказались достойны стать священниками Господа (Исх 32. 29). Моисей стремится вымолить прощение за преступление Израиля, в ответ Господь посылает Своего Ангела, к-рый будет возглавлять шествие народа по пустыне (32. 34; 33. 1-3). В знак отчуждения народа от Бога за его преступление Моисей установил вне стана шатер, к-рый стал местом встречи с Богом, ее видимым образом был спускавшийся ко входу в шатер облачный столп (33. 7-11). Моисей просит Господа явить ему знак прощения и благоволения, в ответ Господь обещает, что проведет Свою славу и провозгласит Свое имя пред ним (33. 19); Моисей будет стоять в расщелине скалы и увидит Господа, но только «сзади», т. о., что Его Лик будет сокрыт (33. 22-23). В новом откровении Господь Сам провозглашает Свои атрибуты, или свойства, в виде 8 эпитетов (34. 6-7), к-рые вошли впосл. в тексты, посвященные восхвалению Его деяний (см., напр.: Иоил 2. 13; Иона 4. 2; Наум 1. 3; Пс 85. 15; 102. 8; 144. 8; Неем 9. 17).

http://pravenc.ru/text/1237705.html

В сев. стороне монастырского комплекса устроена смотровая площадка с видом на озеро (в 1925-1954/55 здесь находилась колокольня). С др. сторон храм окружают конаки, гостиница, трапезная и игуменский корпус с 2-ярусной башней (все постройки XIX в.). Близ Н. О. м. находятся 2 церкви XIV в.- Богородицы Пештанской и Богородицы Захумской - и неск. источников, вода к-рых считается целебной: св. Петки, святых Афанасия и Язма (последний, согласно легенде, благословил основатель обители). Лит.: Златарски В. Н. Към историята на мънастиря Св. Наум в Македония//Македонски преглед. Ckonje, 1924. Год. 1. Кн. 2. С. 1-14; Милетич Л. Към фреските на манастира «Св. Наум»//Там же. 1925. Год. 1. Кн. 3. С. 29-38; Снегаров И. История на Охридската архиепископия. София, 1932. Т. 2. С. 426-430; он же. Манастирът «Св. Наум» при Охридското езеро: Произход, развитие и културно значение. София, 1972; Коцо Д. на археолошки на црквата на манастирот Св. Наум//Зборник на Археолошкиот мyзej, 1957-1958. Ckonje, 1958. С. 56-80; Кънчов В. Пътуване по долините на Струма, Места и Брегалница: Битолско, Преспа и Охридско. София, 1970. Т. 1. С. 475-478; Николовски А. Манастир Св. Наум. Охрид, 1975; Целакоски Н. Npeдahuja и старите печати на манастирот Св. наум//Лихнид: Годишен зб. на народниот мyзej во Охрид. Охрид, 1983. С. 13-25; он же. Манастирот Св. Наум Охридски: 1100 години, летопис. Охрид, 2005; он же. Летописот на манастирот Св. Наум: Нови прилози. Охрид, 2015; Балевски М. Балканските политички прилики и дипломатските битки за манастирот Св. Наум. Ckonje, 1984; Наум Охридски: Зб. радова. Охрид, 1985; Грозданов Ц. Св. Наум Охридски. Ckonje, 1995, 2015; Поповска С. Ами Буе и Joзeф Милер за манастирот Св. Наум Охридски//Гласник на Институт за национална ucmopuja. Ckonje, 1995. Год. 39. Бр. 1/2. С. 143-150; Пауновска Б. 1100 години на охридскиот манастир Св. Наум Чудотворец//Св. Наум Охридски: Живот и дело: Зб. на трудови од науч. собир. Ckonje, 2006. С. 31-33; Д. Македонски манастири. Ckonje, 2009. С. 13-21; 1100 години од на св. Наум Охридски: Зб. на трудови од науч. симпозиум. Охрид, 2011; Ангеловска-Панова М. Македонски цркви и манастири. Ckonje, 2015. С. 258-267; Кузман П. Археолошки сведоштва за дejhocm на св. Климент Охридски во Охридскиот регион//Slovne. Moscow, 2016. Vol. 5. N 2. P. 136-178.

http://pravenc.ru/text/2564756.html

«Логовищем львов» Н. называет Ниневию, львами - ее царей, львятами - их сыновей, а пастбищем - их подчиненных (Наум 2. 11 - Theodoret. In Nahum. 2. 10; ср.: Theod. Mops. In Nahum. 2. 11). Помимо исторического смысла, образы льва символизируют здесь сатану, лишившегося с пришествием Христа своей добычи (ср.: Пс 57. 7; 1 Петр 5. 8 - Суг. Alex. In Nahum. 2. 11-12), а их добыча - сборище еретиков, состоящее из верующих, похищенных диаволом из Церкви Христовой ( Hieron. In Naum. 2. 11-12). IV. Преступления Ниневии и причина ее гибели (Наум 3). Ниневия как «город кровей и весь лживый» (Наум 3. 1 по LXX) становится для свт. Кирилла Александрийского прообразом Иерусалима, где проливалась кровь пророков (Мф 23. 37) и где произносились лжесвидетельства о Спасителе (Мф 12. 24 - Суг. Alex. In Nahum. 3. 1), а также служит образом мира, лежащего во зле (1 Ин 5. 19 - Hieron. In Naum. 3. 1-4). Слова Наум 3. 1 по LXX: «Горе созидающему дом свой в высоту» сопоставляются свт. Иоанном Златоустом со словами Спасителя: «Горе вам, богатые!» (Лк 6. 24) и вместе служат свидетельством оплакивания грехов, совершаемых из-за человеческой беспечности ( Ioan. Chrysost. In Ioan. 64. 4). Образ Ниневии под видом блудницы, к-рая, будучи украшена нарядами, «представляется смотрящим на нее очень привлекательной; но если она лишится своего одеяния, то окажется весьма безобразной» (Наум 3. 5-6), становится для свт. Кирилла Александрийского прообразом синагоги иудейской, которая, подвергнувшись божественному праведному наказанию за беззаконие против Христа, оказывается безобразной и «лишенной украшения божественных дарований» (ср.: Ос 2. 9-10 - Суг. Alex. In Nahum. 3. 5-6). По мнению Феодорита Кирского, слова Наум 3. 8 по LXX: «Приготовь долю, натяни струну, Аммон…» - обращены к Египту, к-рому повелевается праздновать разрушение Ниневии ( Theodoret. In Nahum. 3. 8). Свт. Кирилл Александрийский относит эти слова к Ниневии, тем самым говоря, что ее ожидает та участь («часть»), к-рую она ранее уготовила для др. стран. Слова «натяни струну» означают, что происходящее с Ниневией станет причиной пения и музыки (т. е. веселья) для стран, окружающих ее и претерпевших от нее унижения ( Суг. Alex. In Nahum. 3. 8-10). По мнению блж. Иеронима, «Но-Амон» (Наум 3. 8) означает Александрию и аллегорически обозначает народы Церкви, к-рая, если не будет внимать себе и со всей тщательностью охранять свое сердце, будет уведена в плен и станет оплакивать детей своих ( Hieron. In Naum. 3. 8-12). Феодор Мопсуестийский отвергает мнение комментаторов, полагавших, что в этом стихе может идти речь об Александрии. Учитывая, что свой труд он написал раньше блж. Иеронима, вероятно, в этом стихе может подразумеваться несохранившийся труд Оригена ( Theod. Mops. In Nahum. 3. 8).

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Главное содержание книги святого Наума – это пророчество о падении и погибели Ниневии – столицы Ассирийского царства – угрожавшего всему Востоку, предсказание бедствий, которые праведный Господь наведет на этот город, и яркое изображение окончательного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. «Благ Господь, убежище в день скорби, и знает надеющихся на Него. Но всепотопляющим наводнением разрушит до основания Ниневию, и врагов его постигнет мрак» ( Наум.1:7–8 ). Пророчество святого Ионы (VIII в. до Рожд. Христова) о гибели Ниневии не было отменено, но лишь отсрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, избежали наказания, а затем снова обратились к прежним своим злым делам, видя, что на них не сбылось его пророчество. Этим они прогневали Бога и оскорбили его долготерпение. « Господь долготерпелив и велик могуществом, и не оставляет без наказания» ( Наум.1:3 ). «Горе городу кровей! Весь он полон обмана и убийства; не прекращается в нем грабительство» ( Наум.3:1 ). Увлекаясь страстями и совершая беззакония, ниневитяне любили только себя, а в отношении к другим руководились своим самолюбием и жестокостью. Ниневия различными хитростями и коварными договорами привлекала к себе народы, подчиняла своей власти. Израильское царство они окончательно разрушили при царе Салманассаре около 723 г. до Рождества Христова. Преемник Салманассара – ассирийский царь Сеннахирим вслед за тем совершил наступление на иудейское царство и подошел к Иерусалиму. В одну ночь Ангел Господень истребил многочисленное его войско ( 4Цар.19:35 ). Но иудейский народ со страхом ожидал новых нападений. Тогда-то и раздался голос пророка Наума: «бедствие уже не повторится», «более не буду отягощать» ( Наум.1:9, 12 ). Высказав Божественное определение о погибели Ниневии, пророк переходит к описанию исполнения этого грозного суда Божия. Перед его пророческим взором во всех подробностях совершается то, что в действительности исполнилось примерно через 100 лет. Он видит нападение на Ниневию сильного и могущественного войска ( Наум.2:13 ) вавилонян в союзе с мидянами, бегство и отведение в плен ее жителей, разграбление несметных сокровищ. «Несется конница, сверкает меч и блестят копья; убитых множество и груды трупов; нет конца трупам, спотыкаются о трупы их» ( Наум.3:3 ). Пережившие эту трагедию вздохнут от ужаса, и колени их будут дрожать ( Наум.2:10 ), как лист. Разрушение Ниневии будет окончательное, рана смертельна. Видящие ее падение возвеселятся и восплещут руками ( Наум.3:19 ), ибо они испытали на себе злобу Ниневии, а теперь являются свидетелями победы над злом и торжества справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В монументальном искусстве образ Н. также включается в пророческие циклы (мозаики пресбитерия собора в Чефалу. Ок.1154-1165; фрески в барабане ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге (80-90 гг. XII в.); роспись подпружных арок ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (XIII в.) и т. д.; в минологии (росписи нартекса кафоликона во имя Христа Пантократора мон-ря Высокие Дечаны (1338/39-1348); нартекса ц. св. Апостолов [св. Спаса], Печская Патриархия (1350); вост. арки ц. прав. Симеона Богоприимца в Зверином мон-ре (1467-1472); нартекса ц. свт. Николая в Гостинополье (ок. 1475). Изображение Н. иногда входит в состав пророческих чинов: напр., на иконах «Пророки Малахия и Наум» из иконостаса Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (ок. 1497, ГРМ); «Пророки Малахия и Наум» из иконостаса ц. арх. Гавриила Кириллова Белозерского мон-ря (1534, КБМЗ); «Пророки Гедеон и Наум» (посл. треть XVI в., ЯХМ); из Рождественского собора Саввина Сторожевского мон-ря (1649-1650); «Праотец Вениамин и прор. Наум» (XVII в., Саратовский гос. художественный музей им. А. Н. Радищева); «Пророки Моисей, Илия, Иеремия, Наум» из ц. Покрова в Филях (кон. XVII в., ЦМиАР); из ц. Преображения Спасо-Кижского погоста (1-я четв. XVIII в., ГИАМ «Кижи); из церкви в с. Селезениха (кон. XVIII в. Тверь. Гос. НИИР). Редко Н. изображается на иконах среди избранных святых (икона «Пророк Наум, святые ярославские князья Феодор, Давид и Константин, вмч. Феодор Стратилат и св. мученик Мамант», XVIII в. КГИАХМЗ) или в сложносоставных композициях (икона «Древо Иесеево», 2-я пол. XVII в., ГТГ). В иконописи известны и редкие примеры единоличных изображений Н. (икона ок. 1800, коллекция Питера Наума в Галерее Лестер, Лондон, За исключением надписей на свитках, воспроизводящих различные строфы из Книги прор. Наума, а также пророческих одеяний, характерных иконографических черт в изображении Н. нет. Он может быть представлен безбородым (в Россанском кодексе, на иконе из церкви в с. Селезениха) или с клиновидной бородой (на фресках мон-ря Дионисиат, XVI в.), с высоким лбом (в мон-ре Высокие Дечаны), с длинными волосами (ц. вмч. Георгия в Ст. Ладоге), в пророческой шапочке (на иконе «Пророки Гедеон и Наум» из ЯХМ), в одеждах (хитоне и гиматии) разных цветовых сочетаний. Наиболее часто встречается его изображение с короткой округлой бородой.

http://pravenc.ru/text/2564746.html

Ольга 11 января 2023, 20:40 Батюшка, Наум! Помолитесь, пожалуйста за меня грешную р. Б. Ольгу, простите все мои грехи вольные и невольные. Я каюсь! Простите, меня Господи, пожалуйста! Батюшка Наум, помолитесь, пожалуйста, что бы мне слух вернулся, так устала быть глухой! Простите, меня, Батюшка, пожалуцста. Татиана 8 августа 2019, 20:07 Отец Наум, помолись за меня многогрешную рБ Татиану и за мою маму рБ Валентину. Вера Чумакова 15 марта 2019, 19:49 Благодарю за статью . Испытала благодать , прочитав ее . Спаси и помилуй нас заблудших Господи !!! Помоги нам найти правильную дорогу . Благослови на праведные помыслы и поступки . Татьяна Чиркова 14 марта 2019, 19:04 Так тепло и хорошо стало на душе. Вячеслав Ермаков 11 марта 2019, 14:07 Отец Наум моли Бога о нас!!! Вячеслав Ермаков 11 марта 2019, 14:05 Прочитал аж на душе легче стало Спасибо Богу за всё Наталья 11 марта 2019, 11:30 О. Наум и мне помог в жизни. Мы приехали из Узбекистана.Мне, прихожане храма, в котором я стояла за ящиком, пообещали продать 2 комнаты в коммуналке. Я дала им аванс. А через некоторое время они передумали. У меня на руках 11-ти летний сын.Добрые люди подсказали.Мы, с сыном поехали в Лавру к о. Науму.Неделю стояли в очереди. Сын уже с монахами познакомился. На службу читать записочки бегал. А потом встретил о. Наума в притворе,тот пообещал на завтра, принять нас. Выслушав меня, о. Наум сказа, что это всё мирское. И всё решится. Этим он вселил в меня надежду. И я успокоилась и стала ждать.Всё решилось, как и обещал батюшка. Ольга Еланская 9 марта 2019, 18:59 Фотиния 21 декабря 2018, 23:33 Царствие небесное о.Науму, моли Бога о нас! Единожды я встретилась с о.НАУМОМ,еще школьницей в 9 классе! Привезла нас, детей, в Лавру игумения Ксения из монастыря Коломны, мы в 1992 году помогали востанавливать монастырь. Из всей нашей толпы, выбрал батюшка только троих, подарил нам подарки и матушка нас отвела к нему на беседу! Глупая была, ничего нужного не спрсила, но слова его запомнила на всю жизнь!Они мне помогли в выборе факультета, в семейной жизни и самое главное - не совершить смертного греха, сейчас у меня 5 деток! С 14 лет я помнила о батюшке, но так больше и не встретилась с ним( Слава Богу за все!!!

http://pravoslavie.ru/118035.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010