23 Книга Праведного, или Книга Доблестного. 24 В современной Библии эти книги, обнимающие ЯЭС и В в совокупности составляют Тору (Пятикнижие) и сборник Первых Пророков, т. е. Исторические книги ВЗ. 25 Профетизм — от греч. профетес, пророк. 26 Все дни памяти пророков указываются по старому стилю. 27 См. §15 28 Амос, отец пр. Исайи, «не был, как многие думают, третий из двенадцати пророков, а другой, и они пишутся у евреев различными буквами» (бл. Иероним. Толк. на пр. Исайю. Кн. 1. Твор., т. 7, с.6). Имя отца Исайи произносилось как Амоц. 29 «После исторической истины все должно быть понимаемо духовно» (Бл. Иероним. Твор., т. 7, с.4). 30 То есть благоденствие. 31 О значении этого пророчества см. ниже §28 32 В Септуагинте слово «Эвед» передано существительным «Пайс», которое переводится как дитя, сын, молодой слуга (отрок). Точно также назван Христос в речи ап. Петра (Деян 4,27, согласно древнейшим рукописям), несомненно, в связи с гимнами Эведа в Кн. Исайи (по переводу LXX). 33 В синод. переводе Кн. Ездры названа 1-й, т. к. в него включены неканонические 2-я и 3-я Кн. Ездры. 34 См. Еп. Питирим Волоколамский. Основные принципы современного богословского исследования в их развитии с конца XIX века. БТ, 1970, в. 5. 35 Семь столбов Дома Премудрости означают полноту совершенства. 36 Следует отметить, что первоначально храмы св. Софии посвящались «Христу, Премудрости Божией» (ср. 1 Кор 1,24). 37 Иез 14,14. Даниил, упомянутый у пророка, — легендарный финикийский царь-мудрец. 38 Это не относится к Ангелу Господню как образу Богоявления. 39 Иисус Сирахов для краткости часто именуется просто Сирахом. 40 Симон жил около 200 года до Р.Х. 41 Или Праведного Учителя. 42 Хилиазм — учение о тысячелетнем Царстве Божием на земле. Этот взгляд разделяли многие ранние Отцы Церкви. 43 Синодальный перевод «воззрят на Него» менее точен. 44 Гесиод (VIII в. до Р.Х.) делил историю на золотой, серебряный, медный и железный века — в соответствии со степенью их упадка. 45 3-я гл. Дан лежит в основе ирмосов утрени (7-8 песни). |
Существенной принадлежностью двора было Медное море и десять передвижных подстав с умывальницами. Справа и слева вход украшали два медных столпа по восемь локтей высоты, которые в 3-й книге Царств и 2-й Паралипоменон названы Воаз и Иахин. Возможно, это были гигантские светильники, увенчанные чашечками для елея. В святом стоял жертвенник, на котором возжигался фимиам, десять золотых семисвечников и десять столов. На одном из них находилось двенадцать хлебов предложения. В святое святых первосвященник мог входить только раз в год в день очищения. Здесь находился ковчег завета. О размахе строительных работ можно судить по тому, что восемьдесят тысяч хананеев были бессменно заняты высеканием и обтесыванием камней в горах, а семьдесят тысяч человек — доставкой. Каждение в Святая Святых Ветхозаветный храм был прообразом тайн новозаветных. Когда пророки предсказывали будущую славу Христовой Церкви, они указывали на обширность и великолепие храма Соломонова. Например, в видении пророка Иезекииля изображается слава новозаветного храма под образами храма Иерусалимского (см.: Иез, гл. 41–44). Сам Иисус Христос, предсказывая Свою смерть и воскресение, указывал на Иерусалимский храм как образ храма Своего тела (см.: Ин 2, 19). Храм Иерусалимский по отношению к Иисусу Христу был прообразом Его вочеловечения. Как храм устроен был по чертежу отца-строителя — царя Давида, — так воплотился Сын Божий согласно с волей Бога Отца. Великолепие и богатство храма символически указывают на сокровища премудрости и разума в Иисусе Христе (см.: Кол 2, 3). Освящение храма состоялось в седьмой месяц (афаним) еврейского календаря. Как и при освящении скинии, явилось облако — зримый образ славы Господней. Царь Соломон обратился ко Господу с молитвой стоя лицом к храму (это вошло в обычай: где бы ни был израильтянин, он обращался при молитве лицом к храму). Во время освящения храма Соломон молился на медном амвоне высотой в три локтя, поставленном среди двора, воздев руки к небу и преклонив колени. Молитва царя была исполнена высоких чувств и твердого упования на Бога: Господи Боже Израилев! нет подобного Тебе Бога на небесах вверху и на земле внизу; Ты хранишь завет и милость к рабам Твоим, ходящим пред Тобою всем сердцем своим. Да будут очи Твои отверсты на молитву раба Твоего и на молитву народа Твоего Израиля, чтобы слышать их всегда, когда они будут призывать Тебя (3 Цар 8, 23, 52). |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАМНЕСИС [греч. νμνησις - воспоминание], термин, обозначающий в литургике одну из частей анафоры . В НЗ этим словом передано евр. (память). Литургическое употребление термина «А.» обусловлено тем, что Господь Иисус Христос, устанавливая на Тайной вечере таинство Евхаристии , сказал: «Сие творите в Мое воспоминание [ες τν μν νμνησιν]» (Лк 22. 19). В отличие от употребления термина «А.» язычниками (поминовение умерших), к-рое встречается и в христ. текстах, в библейском и литургическом языке «воспоминание» обозначает живую связь Бога и человека; термин и однокоренные с ним слова могут обозначать память Бога о Его народе и о данных ему обетованиях (Исх 32. 13), к-рую Он обещает сохранять и в будущем (Лев 26. 45), даже несмотря на отступление народа от Него (Иез 16. 58-60); память Израиля о Боге и о заключенном с Ним завете (Втор 8. 18), о Его имени (к-рое уже само по себе является воспоминанием о Боге - Исх 3. 15), о сотворенных Им чудесах и знамениях (1 Пар 16. 12), о Его заповедях (Числ 15. 39); богослужебные предметы и праздники установлены Богом, чтобы Его народ помнил о Нем; приношение пшеничной муки совершается для того, чтобы Бог вспомнил о принесшем (Лев 2. 1-2) (L. Ligier, C. Giraudo). Воспоминание событий прошлого, т. о., является обоснованием реальности происходящих в настоящем обращения к Богу и Его ответа (см. Память ). Все оттенки смысла слова «воспоминание» необходимо учитывать при толковании заповеди Христовой «Сие творите в Мое воспоминание», к-рая понимается как предписание совершать приношение хлеба и вина в Евхаристии, вспоминая Христа (и тем самым являя Его присутствие среди Его Церкви), и причащаться Его Тела и Крови; ап. Павел добавляет, что это приношение имеет также значение провозглашения Смерти и Воскресения Господа (1 Кор 11. 26) (L. Ligier). В связи с анафорой термин «А.» впервые встречается в «Диалоге с Трифоном иудеем» мч. Иустина Философа († 166), к-рый пишет, что приношение Евхаристии является воспоминанием («А.») страданий Господа и благодарением Богу (гл. 41, ср. гл. 117, см. также гл. 67 его «1-й Апологии»; Hänggi, Pahl. P. 68-74; рус. пер.: СДЛ. Т. 1. С. 40-44). |
Гал. 5:22. 1592 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 809С. 1593 6, 10, 31; Ср.: 2, 15, 68. 1594 Афанасий Александрийский, Житие святого Антония, 10 — PG 26, 860А. 1595 Евр. 11:32. 1596 Иоанн Синайский, Лествица, 25 — PG 88, 996А. 1597 Там же, 26 — 1033В. 1598 Там же. 1599 Диадох Фотикийский, Главы, 89 — Е. Des Places, Sources Chretienne, v. 5, p. 149. 1600 2 Кор. 3:11. 1601 2 Кор. 3:18. 1602 Григорий Богослов, Слово 40, 5 — PG 36, 364В. 1603 Григорий Богослов, Слово 44, 3 — PG 36, 609ВС. 1604 Ср.: Евагрий Понтийский, Деятельные главы к Анатолию, 70 — PG 40, 1244А; Нил Синайский, О различных лукавых помыслах, 18 — PG 79, 1221В. 1605 Иоанн Синайский, Лествица, 7, 57–PG 88, 813 С. 1606 Цитата не идентифицируется. 1607 Т. е. апостолы. 1608 Тропарь Крещения Господня. 1609 Припев 9–й песни канона на утрени Пятидесятницы. 1610 Евр. 12:1. Св. Григорий Палама имеет в виду мучеников. 1611 Буквально: «священный список» (ιερς κατλογος). 1612 Ин. 14:21–23. 1613 Иоанн Дамаскин, Homilia in transfigurationem domini, 12, PG 96, 564B. 1614 Ис. 6:1. 1615 На самом деле в видении Иезекииля (Иез. 1:1–28), упоминаются не колесницы, а колеса (τροχο). Колесницы же (ρματα) упоминаются в видении Захарии (Зах. 6:1–3). Однако, у некоторых отцов, которым, очевидно, и следует Палама, говорится про видение Иезекиилем «херувимской колесницы» (см., например: Иоанн Златоуст, Толкование на Пс. 76:4; Макарий Египетский, Духовные беседы, 1). 1616 Мф. 3:16; Мк. 1:10; Лк. 3:22; Ин. 1:32. 1617 Цитата не идентифицируется. 1618 Григорий Богослов, Слово 41, 5 — PG 36, 436А. 1619 Ср.: 3, 1, 2. 1620 В гл. 9. 1621 Великая Лавра преп. Афанасия на Афоне. Поделиться ссылкой на выделенное Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя |
90 Многие книги Ветхого Завета начинаются, правда, с , например, Иов. 1:1 ; Суд. 1:1 ; 2Цар. 1:1 ; Иез. 1:1 ; Есф. 1:1 , – но это не уничтожает того положения, что евреи ни одной книги не начинали с союза потому что форма в историческом слоге сделалась таким непременным членом, что забывая её происхождение из сокращённого из , , в , совершенно не примечали, что в этой же форме заключается и союз . Но совершенно в ином виде представляется положение начального слова 1Ездр. 1:1 . Здесь стоит не , где союз окончательно сливается с относящимся к нему членом в одно слово, а где союз этот резко отделяется от этого члена и каждому мог представляться, как отдельный, независимый от него член предложения. Но так не начинается, как мы сказали, ни одна из священных книг и потому-то этот vav advesat. неопровержимо доказывает, что начальные стихи 1 кн. Ездры – в ней не первоначальны. См. 91 стр. 154 Кейль и Эйхгорн 161 стр. и 585 стр.) объясняли этот пропуск ошибкой переписки, но после сам Кейль отказался от этого объяснения; см. 34 стр. V т. Вообще нужно заметить, что слово «сыновья» часто упоминается в кн. Паралипоменон не в собственном его смысле; им означается или вообще потомство в нескольких поколениях или даже места, бывшие во владении известных родов (ср. 1Пар. 4 гл.). 159 С признанием этих имён за собственные имена лиц несоединимо упоминание в числе их двух женских имён (Фамна и Агаливама) и имён несомненно местностей, как Ела, Пинон, Тенан и Мивцар. – См. Keil und Delitzsch.V т. 38 стр. 169 Из этих мест видно, что у Иессея кроме Давида было семь сынов, а Давид был восьмой. В кн. Паралипоменон же перечисляются семь сынов. По мнению Кейля и Цокклера один из сыновей пропущен здесь потому, что не оставил после себя потомства. Keil und Delitzsch 5 т. 42 стр. и 8 т. 41 стр. 175 В первой половине 18 ст. еврейский текст очень неясен и даёт повод к различному пониманию этого стиха; в тексте LXX, к которому склоняется и Кимхи, Иериоф представляется женой или наложницей Халева, но далее не говорится ни об одном сыне её, а слово , сыны её, указывает на то, что прежде названа только одна жена Халева. Блаж. Иероним, не соблюдая также полного соответствия еврейскому тексту, переводит: «родил Иериоф», представляя её таким образом дочерью Халева, от которой произошли перечисляемые затем потомки. К этому склоняется, по-видимому, и Кейль Сотт. V. 43–44 стр.) но не неосновательно предположение тех, которые догадываются, что имя Иериоф есть имя отца или матери Газувы и что вместо нужно читать – , жена его, дочь Иериофа. |
14–21 Само название Вавилон впервые появляется после 39:7, и в то время как в еврейском оригинале ст. 14 не вполне ясен, основной упор в отрывке делается на недвусмысленном обещании великого исхода, во время которого Божьи чудеса в пустыне (19–20) превзойдут даже чудеса в Красном море (16–18). И вновь это обещание основано на завете (отметим ссылку на отношения в ст. 14–15 и на избранность в ст. 20в–21). Чтобы узнать об окончательном исполнении этого обетования, следует обратиться от скромного возвращения из Вавилона в VI и V вв. до н. э. (хотя эти события, безусловно, не нужно терять из виду) к тому исходу, который совершит Сын Человеческий в Иерусалиме ( Лк. 9:31 ; ср.: 1Кор. 10:4,11 ), что и станет единственным оправданием всего сказанного здесь и в других отрывках. См. также: гл. 35 и 40:3–5. 43:22–28 Отвергнутое милосердие. 22 –26 Страшно огорчительным ответом на страстное обращение Бога был равнодушный зевок. Никакой самый резкий отказ не мог быть хуже этого; однако это же и предоставило возможность провести глубокое сравнение между религией как бременем (23б–24а) и религией как благодарностью и уважением (23а) к Тому, Кто понес бремя (24б–25; ср.: 46:3–4), Кто вновь предложил рассмотреть дело в открытом суде (26; ср.: 41:1). 27 Праотец твой в данном контексте – это, вероятно, Иаков, поскольку израильтянам напоминают о том, что у них не слишком много поводов для хвастовства, не считая их предков или духовных вождей (ходатаев). 28 Последний удар смертелен, потому что в смысле заклятия и поругания здесь употреблено еврейское слово herem, которое обычно оставлялось для таких объектов Божьей кары, как Иерихон или амаликитяне, с которыми никакой компромисс был уже невозможен. Это одно из самых резких выражений в еврейском языке. 44:1–28 Живой Господь и Его свидетельство о Себе. 1–5 Частично закрытый вопрос вновь приоткрывается характерным Л ныне (см. коммент. к 43:1), удивляя подтверждением призвания неблагодарного Израиля в качестве раба и избранного (1; повторяется в ст. 2) в сочетании с любовным обращением Иешурун (в оригинале «честный»; ср.: Втор. 33:5 , но также Втор. 32:15 ; ср. с Ис. 42:19 ) и продолжая обещать свершение еще более удивительных событий. Излияние Духа (3) напоминает нам о новом завете, как в Иер. 31:31–34 ; Иез. 36:26–27 ; Иоил. 2:28–29 , а в ст. 5 в исповеданиях преданности Богу звучат нечасто встречающиеся предвестия грядущего обращения язычников, как в Пс. 86:4–6 (где, тем не менее, их «переписывает» Господь). Эти новые потомки (3) Израиля будут отмечать течение животворящей воды Божьей, подобно тому, как ряд деревьев отмечает русло реки (3–4). В Книге Деяний прослежена часть этого живого потока через иссохшую землю. |
б. Плачь пророка о Тире. Иез.27 . в. Проречение на князя Тирского и на Сидон, с обещанием возвращения Израиля. Иез.28 . 4) Видение первое-надесять на Фараона царя Египетского. Гл. 29, ст. 1 до 17 ( Иез.29:1–16 ). 5) Видение второе-надесять на Египтян, где: а. Разрушение царства чрез царя Вавилонского. Иез.29 :17с до конца. б. Суд на них и союзников. Гл. 30, от ст. 1 до 20 ( Иез.30:1 – 19). 6) Видение третье-надесять о сокрушении мышцы царя Египетского. Иез.30 :20с до конца. 7) Видение четвертое-надесять на Фараона, Иез.31 . 8) Видение пятое-надесять, и во оном плачь о падении Египта. Иез.32:1–17 . 9) Видение шестое-надесять, в котором содержится падение Египта, по примеру других народов. Иез.32 :17с до конца. 10) Видение седьмое-надесять, где пророку бодрствовать приказывается. Гл. 33, ст.1 до 22 ( Иез.33:1–21 ). 11) Видение осьмое-надесять, где находится: а. Определение на Иудеев, Иерусалимлян и на сообщников в преселении. Иез.33 :22с до конца. б. Определение на пастырей и постановлен те на их место истинного пастыря, Иез.34 » 12) Видение девятое-надесять, где: а. Истребление горы Сеира и Идумеи. Иез.35 . б. Двойственное обещание о возвращении Иудеев в землю свою. Иез.36 . 13) Видение двадесятое, где находится прообразование избавления народа знаком воскресения мертвых, и соединение Иуды Израиля при Мессии совокуплением двух жезлов. Иез.37 . 14) Видение двадесять первое на Гога, где: а. Нападение Гога и Могога на землю Израилеву и погибель оных. Иез.38 . б. Погубление Гога и избавление народа. Иез.39 . В четвертой части пророчество о восстановлении Церкви, царства и народа чрез Христа Иез.40 до кон. где содержится видение двадесять первое и последнее, в коем находится: 1) Видение о новом храме, – гл. 40 до гл. 43 ( Иез.40–42 ), где представляется: а. Описание нового Иерусалима и храма, и измерение оного. Иез.40 . б. Продолжение описания храма, алтаря, дверей и окон. Иез.41 . в. Описание двора и внутренности восточных врат и проч. Иез.42 . 2) Видение о славе и употреблении храма, – гл. 43 до гл. 45 ( Иез.43–44 ), где: |
III. Случай Оный подали лжепророки во Иудеи и Халдеи, которые лжепророчествами своими о наступающем падении царства Вавилонского и избавлении Иудеев, мирно сдаться, как приказывал Иеремия, и всему народу покаяться препятствовали. Иер.28 :1с. IV. Содержание Оное почти тоже, какое Иеремии: ибо говорит о наступающем пленении Иудеев и о причинах оного, о избавлении пленных и о возвращении, о наступающих судьбах некоторым народам, о Христе Иисусе и Его Царстве. V. Конец Показать народу, что Навуходоносор и царство Вавилонское есть Божий бич против Иудеев, и потому как с терпением и покаянием сносить оный, так и во определенное время уничтожиться ему должно, и при сем вкупе случае везде Евангелие о Мессии и Его Царстве проповедует, и оным кающихся утешает. VI. Пророчества о Иисусе Христе Иез.34:23,24; 37:24 . VII. Разделение Сия книга состоит в четырех частях: В первой части содержится предисловие книги, или звание и первое видение пророка, – гл. 1 до гл. 10, ст. 16 ( Иез.1–10:15 ), где: а. Звания место, время, виновник Христос. Иез.1 . б. Самое звание. Иез.2 . в. Укрепление пророка, книгу снедающего. Гл. 3 до ст. 16 ( Иез.3:1–15 ). Во второй части видения пророка о истребление народа Иудейского, гл. 3, от ст. 16 до гл. 25 ( Иез.3:16; 4–24 ). Оных же видений числом шесть: 1) Видение по порядку второе – гл. 3 от ст. 16 до гл. 8 ( Иез.3:16; 4–7 ), где: а. Вторичное звание пророка. Иез.3 :16с до конца. б. Повеление, данное пророку описать осаду Иерусалима, и предъизобразить различными знаками беззаконие и бедствие народа. Иез.4 . в. Проображение наказания Иудеям острижением главы и брады. Иез.5 . г. Потребление горы Израильской. Иез.6 . д. Предсказание погибели царства Иудина. Иез.7 . 2) Видение третье, – гл.8 до 12 ( Иез.8–11 ), где: а. Мерзости, виденные в храме. Иез.8 . б. Благочестивые, знамение имевшие; прочие побиенные. Иез.9 . в. Огнь, внесенный в храм; слава Господа, храм оставляющего. Иез.10 . г. Пророчество против прельстителей народа, оставшегося во Иудеи, и обещание плененным благодати; Иез.11 . |
И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» (Иез.11:19-20,36:26-27). Содержание Книги пророка Иезекииля: видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению (Иез. 1-3 гл.); тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима (Иез. 4-24 гл.); обличительные речи против язычников — иудейских соседей (Иез. 25 гл.); жителей Тира (Иез. 26-28 гл.); стихи 13—19 28 главы относятся к дьяволу, олицетворением которого стал тирский царь (Иез. 28:13-19); пророчества о египтянах (Иез. 29-32 гл.); новые обязанности пророка после падения Иерусалима — утешать и подкреплять (Иез. 33 гл.); Господь — пастырь возрожденного Израиля (Иез. 34 гл.); о наказании Идумеи (Иез. 35 гл.); о возрождении Израиля (Иез. 36 гл.); оживление сухих костей — пророчество о воскресении мертвых (Иез. 37 гл.); апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога (Иез. 38-39); о новом вечном Царстве Божем и о новом храме (Иез. 40-48; см. Откр. 21 гл.). Пророчества последних 14 глав книги Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом евангелиста Иоанна Богослова. Им еще предстоит исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики. Книга пророка Даниила Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. В 4-й год царствования Иоакима, при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (в 606 г. до Р.Х.), юный Даниил попал в вавилонский плен. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Даниилу тогда было от 14 до 17 лет. В школе с ним учились три его друга: Анания, Азария и Мисаил. В течение нескольких лет им предстояло изучить местный язык и разные халдейские науки. |
И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять (Иез. 11, 1920; 36, 2627). Содержание Книги пророка Иезекииля: видение славы Господней и призвание Иезекииля к пророческому служению (Иез. 13 гл.); тринадцать обличительных речей против иудеев и символические действия, изображающие падение Иерусалима (Иез. 424 гл.); обличительные речи против язычников иудейских соседей (Иез. 25 гл.); жителей Тира (Иез. 26-28 гл.); стихи 13-19 28 главы относятся к дьяволу, олицетворением которого стал тирский царь; пророчества о египтянах (Иез. 2932 гл.); новые обязанности пророка после падения Иерусалима утешать и подкреплять (Иез. 33 гл.); Господь пастырь возрожденного Израиля (Иез. 34 гл.); о наказании Идумеи (Иез. 35 гл.); о возрождении Израиля (Иез. 36 гл.); оживление сухих костей пророчество о воскресении мертвых (Иез. 37 гл.); апокалипсические пророчества о врагах Церкви и об истреблении полчища Гога (Иез. 38-39); о новом вечном Царстве Божем и о новом храме (Иез. 4048; см. Откр. 21 гл.). Пророчества последних 14 глав книги Иезекииля, относящиеся к последним временам, имеют общие черты с таинственными видениями пророка Даниила и Апокалипсисом евангелиста Иоанна Богослова. Им еще предстоит исполниться. Толковать эти видения следует осторожно, учитывая, что в них содержится много символики. Книга пророка Даниила Пророк Даниил был знатного, может быть, даже царского рода. В 4-й год царствования Иоакима, при первом завоевании Навуходоносором Иерусалима (в 606 г. до Р.Х.), юный Даниил попал в вавилонский плен. С другими знатными юношами Даниила определили в школу для подготовки к службе при царском дворе. Даниилу тогда было от 14 до 17 лет. В школе с ним учились три его друга: Анания, Азария и Мисаил. В течение нескольких лет им предстояло изучить местный язык и разные халдейские науки. При поступлении этих иудейских учеников переименовали в Валтасара, Седраха, Авденаго и Мисаха. |
| |