И действительно, проведя субботу в покое по иудейскому обычаю ( Лк.23:56 ), Мария Магдалина в глубокое утро следующего дня с немногими подругами спешит с ароматами ко гробу Спасителя ( Мф.28:1 ; Ин.20:1 ; Мк.16:1–2 ). Ни мрак ночи, ни уединенное положение гроба Господня близ страшной Голгофы, ни страх иудейский – ничто не могло удержать благочестивых жен от выполнения долга любви: они спешат ко гробу с одной мыслию скорее помазать ароматами тело Господа. Когда затем они нашли камень гроба отваленным, и Мария Магдалина возвестила об этом апостолам Петру и Иоанну, а они побывали у гроба и в недоумении отошли от него и возвратились ( Лк.24:11 ), Мария Магдалина одна стояла у гроба и горько плакала ( Ин.20:11 ). За эту-то пламенную любовь, какой, по-видимому, не имели и самые близкие ученики Господа, Мария Магдалина удостоилась первой из всех последователей Господа, раньше самих апостолов ( Мк.16:9 ), видеть Воскресшего и благовестить о Нем ученикам Его; лишь Богоматери, по преданию, Воскресший Господь явился еще прежде. Вместе с другими благочестивыми подругами своими и во главе всех их Мария Магдалина перешла в историю христианской Церкви с именем Мироносицы – именем, свидетельствующим о великом подвиге любви и усердия их к Господу. Явившись первой благовестницей воскресения Христова в тесном кругу апостолов, Мария Магдалина, затем, как свидетельствует предание (см. Чет. Мин. 22 июля), оставила дом, друзей и отечество и посвятила жизнь свою трудам благовестия. С проповедью о воскресении Христовом, с благоговестием евангельским, она обтекла многия страны, между прочим посетила Рим. Здесь она получила доступ в императорский дворец Тиверия, которому поднесла красное яйцо – символ возрождения человечества кровию и воскресением Христа, – с проповедью о воскресении Христовом и вообще искупительном деле Его. Из Рима прибыла в Ефес к Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову и здесь с Апостолом апостольски трудилась до самого честного своего преставления и была погребена при входе в ту пещеру, в которой после семь ефесских отроков почти три века почивали чудесным сном.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

После Ефеса апостол Павел посетил ряд городов, но, как кажется, эти события в Книге Деяния изложены не очень точно. В небольшом отрывке (Деян.19:21–22) Лука, предполагаемый автор Деяний, рассказывает о планах апостола Павла отправиться в Македонию и Ахаи. (т.е. в Коринф), затем в Иерусалим, и, наконец, в Рим (см. Рим. 15:22; 15:28). Ниже сообщается, но тоже довольно бегло, что апостол Павел посетил Македонию и Грецию (Деян.20:1–3). У нас очень мало сведений о том, как перемещался апостол Павел во время третьего путешествия. Некоторые недостающие сведения мы можем почерпнуть из Посланий к Коринфянам. Когда апостол Павел вновь вернулся в Ефес, там произошло волнение, о котором апостол Лука рассказывает довольно подробно; ювелиры, зарабатывающие на почитании богини Артемиды Ефесской, испугались конкуренции со стороны апостола. К театру направилась толпа восклицавших: «Велика Артемида Ефесская». Властям города удалось успокоить волнения (Деян.19:23–40). В Троаде (порт на Эгейском море) апостол Павел собрался в обратный путь. Во время беседы апостола с братьями, которая продолжалась поздно ночью, один юноша упал из окна. Апостол Павел его оживил (Деян.20:7–12). Продолжив свой путь, он остановился в Милете, еще одном порту на Эгейском море, располагавшемся недалеко от Ефеса. Там апостол Павел произнес длинную речь перед пресвитерами, которых он призвал из Ефеса (Деян.20:17–38). В этой прощальной речи апостол сказал «об узах и скорбях», которые его ожидали. Он заклинает пресвитеров: «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» (Деян.20:28). Здесь слово «блюстители», передающее греч, πσκοποι, еще не означает епископов в том смысле, в каком этот термин употребляется со II века до наших дней, а обозначает пресвитеров. Сравнив стихи 1:5 и 1:7 в Послании к Титу, можно сделать тот же вывод. К вопросу об иерархии в Новом Завете мы еще вернемся. Весьма содержательная речь апостола завершается молитвой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/poslani...

В Церкви происходит и еще нечто очень важное: мы не только научаемся Слову Божиему, мы не только можем корректировать свою жизнь, но силой Божественной мы можем реально разрушать свой грех. А если грех есть единственное средостение между человеком и Богом, то через это разрушение мы можем входить в непосредственное общение с Богом, соединяться с Ним. Как же это возможно? Как можно разрушить бездну наших грехов? Как можно испепелить все наше беззаконие? Какой силой можно обновить человека? Мы хорошо знаем, что даже самые современные средства медицины неспособны обновить человека — они могут справиться с недугом, но не могут вернуть человеку молодость, не могут продлить жизнь настолько, насколько долго человек хотел бы жить. Какой же силой упраздняются эти страшные духовные болезни, которые присутствуют в нас и разрушают нашу душу? Силой Божественной. Это происходит в Таинстве Церкви. Святой апостол Павел назвал Церковь таинственным Телом Христовым (см. Ефес. 1:22-23). Нам трудно понять, что это означает, но ясно, что это не просто образ. Тело Христово — это не метафора, это реальность. И когда Церковь, община верующих людей, собирается вместе со своим епископом или священником и вместе совершает Таинство Тела и Крови Христовых во Святой Евхаристии, когда благодатью Святого Духа по молитвам Церкви хлеб и вино становятся вместилищем невместимого Бога, тогда видимым образом является Таинство Церкви Таинство Тела и Крови Господа и Спасителя. Вот почему святой Симеон Новый Богослов, великий византийский мыслитель, и назвал Святую Евхаристию Таинством Святой Церкви. В Церкви небесное соединяется с земным непостижимым для нашего ума образом. Физически хлеб и вино становятся Телом и Кровью Спасителя. Подобно тому, как в Богочеловеческой Личности были соединены человеческая и Божественная природы, так в Церкви соединяются Божественное и человеческое, земное и небесное, временное и вечное. И Церковь это не человеческое только сообщество, но это Богочеловеческий организм. И когда мы, наученные в Церкви Слову Божиему, соединенные с Господом молитвой, очищенные покаянием, вкушаем Тело и Кровь Христовы, то разрушаются наши грехи, ибо в Таинстве Святого Причащения совершается очищение душ наших. Мы причащаемся во оставление грехов и в жизнь вечную .

http://patriarchia.ru/db/text/1096223.ht...

О тех Ефесянах, которые стали христианами, написал святой Павел: «Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, — свои Богу, чада Божии, — бывши утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» (Ефес 2:19–20). Наша Церковь вся стоит на краеугольном камне — Господе Иисусе Христе, весь мир христианский держится на этом святом чистом Камне, «на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Ефес 2:22). Строится храм, Божий храм, и в этом храме все вы малые кирпичи, малые камни. И каждый из вас, участвуя в построении храма Божия, храма любви Христовой, станет и сам храмом Божиим, ибо в вас будет жить Сам Дух Святой. 23 ноября 1952 г. Прочтите толкования: Святитель Лука Крымский Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев) Святитель Феофан Затворник Схиархимандрит Авраам (Рейдман) Проповедь 24-ой Недели по Пятидесятнице «Христос есть мир наш» Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святой апостол Павел говорит о Господе нашем Иисусе Христе: «Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем» (ст. 14–16). Такова первая фраза сегодняшнего апостольского чтения, слышанного нами за Божественной литургией. Подобно тому как апостол Иоанн Богослов говорит: «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8), святой апостол Павел о Господе Иисусе Христе говорит: «Он есть мир наш» (ст. 14). Такие слова мог сказать только тот человек, который опытно переживал общение с Господом Иисусом Христом. Он отождествляет это духовное ощущение, мир, с его Источником, потому что, когда человек чувствует в себе пребывание Господа Иисуса Христа, обещавшего: «Я приду и вселюсь в того, кто заповеди Мои исполняет» (см. Ин. 14, 23), он видит, что Господь есть не просто миротворец, но Он несет мир в Себе и есть сам этот мир.

http://bible.predanie.ru/nedelya-24-aya-...

1 Совершающего все по изволению воли Своей. Воля Божия объемлет все. 1 запечатлены. Подобно неизгладимому следу, оставляемому царской печатью, Дух Святой это сокровенный знак Божией собственности на Его народе. обетованным Святым Духом. По словам Иисуса ( Лк. 24,49 ), Дух Святой является обетованием Отца. Это обетование распространяется на язычников наравне с иудеями на основании их веры во Христа ( Иез. 36,26.27 ; Иоил. 2,28 ; Ин., гл. 14 16; Деян. 1,4–5; 2,33.38.39 ; Гал. 3,14;4,6 ). 1 залог. Дарование Духа не только исполнение обещания Божия пребывать со Своим народом, но и залог того, что Бог приведет Свой народ к конечному наследию. Дар Духа порука и предвкушение славы будущего века ( Рим. 8,18–23 ). удела Его. Ветхий Завет учит, что Бог выбирает некий народ Себе в наследие ( Втор. 32,9 ; Пс. 32,12 ), выкупает его из рабства и делает Своей собственностью ( Исх. 19,5 ; Втор. 7,6 ). Павел прилагает это понятие к язычникам наравне с иудеями (ср. 1Пет. 2,9 ). 1 Посему и я, услышав о вашей вере. См. Введение: Время и обстоятельства написания. Служение Павла в ефесской церкви продолжалось более двух лет, хотя к моменту написания послания прошло, возможно, лет пять как он покинул Ефес. Ясно, что ефесская община значительно выросла с тех пор. С другой стороны, упоминание людей, о вере и любви которых он лишь слышал, можно расценить как указание на то, что послание было адресовано многим общинам (вне Ефеса), которые Павел не посещал. 1:19–23 В этих стихах суть новозаветного учения о воскресении и воцарении Иисуса. Более того, привносят два важных момента в новозаветное понимание воскресения Иисуса и положения верующих. Во-первых, Павел говорит здесь, что та же сила, которая воскресила Иисуса из мертвых, действует в верующем (2,4.5; 3,16.17). Во-вторых, что Христос поставлен выше всего, «главою Церкви» (ст. 22). Христос не только занимает самое высокое положение во вселенной, Он имеет его как представитель верующих ( Кол. 3,3 ; Еф. 2,6 ) и правит вселенной в интересах (ради) Своей Церкви. Этическое учение послания сосредоточено на истине, что власть дается ради служения.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Папий Иерапольский Предисловие. Сведения о Папии и совокупный обзор дошедших фрагментов Папий был епископом фригийского города Иераполя, расположенного близ перекрестка дорог из Антиохии сирийской в Ефес и из Атталии памфилийской в Смирну. Поскольку имя Папий являлось распространенным во Фригии, он мог быть уроженцем этой страны. О жизни его практически ничего не известно. Фотий называет его мучеником (фр. 17), но это сведение не подтверждается другими свидетельствами. Возможно, Фотий спутал Папия Иерапольского с пергамским мучеником, о котором повествует Chron. Pasc. 1237 К тому же в другом месте Фотий как будто не считает кончину Папия мученической, в отличие от смерти Мефодия (фр. 22). Большинство свидетельств (фр. 1; 5; 6; 9; 12–14; 16; 18–20) называет Папия учеником апостола Иоанна Богослова и товарищем Поликарпа Смирнского . Евсевий, правда, в ЦИ (в отличие от своей же Летописи, дошедшей в переводе-переложении Иеронима) пытается представить дело несколько иначе (фр. 6), будто бы Папий был слушателем не Иоанна Богослова, а другого «пресвитера» Иоанна, но в данном случае можно сомневаться в чистосердечности Евсевия, имевшего здесь свои интересы (о них см. далее), хотя и такая версия не исключена. О времени составления Изъяснений (или, по другой версии, Изъяснения) речений Господних – по-видимому, единственного (фр. 3, 1) сочинения Папия 1238 – мнения ученых расходятся. Если раньше сочинение Папия датировалось 140 г., то сейчас указывается приблизительно 110 г. От сочинения Папия дошли лишь небольшие фрагменты. Однако прежде, чем говорить о значении их, необходимо ответить на самый важный вопрос – что же представляло из себя утерянное произведение? Сочинение состояло из пяти книг (фр. 3; 5; 7; 14; 19; 23). Очевидно, что возможны разные варианты ответа на вопрос, чем же оно являлось. Теоретически можно было бы предположить, что Папий сам составил своего рода Евангелие, основываясь на недошедших логиях (изречениях Господа). Однако по целому ряду соображений и доказательств такая гипотеза не выдерживает критики.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

Глава 18 Павел в Коринфе (1–17). Отплытие его через Ефес в Иерусалим (18–23). Начало третьего апостольского путешествия (22–23). Аполлос Александрианин (24–28) Деян.18:1 .  После сего Павел, оставив Афины, при­шел в Коринф;: «Коринф» – знаменитейший в древности, большой торговый и богатый город, на перешейке между Эгейским и Ионийским морями, с двумя гаванями на восточной и западной стороне, резиденция в то время римского правителя – проконсула. Деян.18:2 .  и, найдя некоторого Иудея, именем Акилу, родом Понтянина, недавно при­шедшего из Италии, и Прискиллу, жену его, – потому что Клавдий по­велел всем Иудеям удалиться из Рима, – пришел к ним; «Иудей», именем «Акила», и жена его «Прискилла», – вероятно, еще не были тогда просвещены верою Христовою, и Павел остановился у них благодаря не одинаковости веры, а одинаковости ремесла. Впрочем, вероятно, вскоре все они были обращены в христианство апостолом (см. Деян.18:26 ). «Акила» – греческое произношение латинского имени Аквила; каково было еврейское имя его, неизвестно. «Родом Понтянина» – жителя Мало-Азийской провинции Понта, примыкавшей к Черному морю. Об изгнании иудеев из Рима, по указу императора Клавдия, говорит римский историк Светоний (гл. 25 жизнеописания Клавдия), сообщая, что поводом к этому были возмущения иудеев, производимые каким-то иудейским возмутителем, выдававшим себя за Христа. Когда, по смерти Клавдия, многие из изгнанных иудеев стали возвращаться опять в Рим ( Деян.28 и д.), и Акила с Прискиллою поступили также ( Рим.16:3 ). «Прискилла» – уменьшительное имя от латинского «Приска». Деян.18:3 .  и, по одинаковости ремесла, остал­ся у них и работал; ибо ремеслом их было делание палаток. «Делание палаток» – для путешественников, для военных надобностей и т. п. – было довольно обычным и выгодным ремеслом. Павел был обучен ему – по обыкновению того времени обучать детей своих какому-либо ремеслу, хотя бы это были дети богатых родителей, чтобы обеспечить им полную независимость в средствах пропитания. На эту независимость много раз ссылается Павел, как на одно из немаловажных условий успеха своей проповеди ( Деян.20:34 ; 1Кор.4:12 ; 1Сол.2:9 ; 2Сол.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вы есте соль земли. Yμες στε τ λας τς τς. Иларий выражает общеизвестное положение, когда говорит: sal, ut arbitror, terrae nullum est (т. e., соль для земли, полагаю, не имеет никакого значения). Предположение, что соль может употребляться для удобрения земли, (см. напр., Schanz, S. 172) ошибочно. Оно не может основываться на Лк. 14:35 , ибо здесь не в противоположность доброкачественной соли, но в противоположность другим испорченным веществам, кои могут употребляться для удобрения – это отрицается относительно испорченной соли. Под «землею» (ст. 13) и под «миром» (ст. 14) разумеется живущее на земле и мир наполняющее человечество ( Быт. 18:25 ; Ос. 1:2 ; Авв. 2:20 ; Зах. 12:12 и друг.). Следовательно, ученики Господа в их отношении к человечеству сравниваются c солью в ее обычном значении и употреблении. Здесь, как и в некоторых других случаях ( Мф. 6:22 ; Ефес. 5:23 ), употреблена – очевидно – сокращенная форма сравнения – в виду того, что предмет, с коим сравнивается предмет речи, известен каждому из повседневного опыта 1 . Соль, во 1-х, употребляется как приправа к пище, каковую она делает приятной, вкусной 2 ; во 2-х, некоторые предметы, особенно питательные вещества, соль предохраняет от гниения и порчи, сохраняет свежими и здоровыми. На свойстве соли предохранять от порчи основывалось и ее употребление при жертвоприношениях, в противоположность квасному и меду, вещества, которые нельзя было приносить в жертву, потому что они, хотя и делали пищу вкусной, но, вместе с тем, вызывали брожение и гниение ( Лев. 2:11–13 ; Иез. 43:24 ). Как предохранявшая от порчи, соль служила символом твердости и постоянства. Посему завет Бога с народом назывался заветом соли ( Лев. 2:13 ; Числ. 18:19 ; 2Пар. 13:5 ). Соль, как символ и даже орудие действия оздоровляющей чудесной силы Божией, употребил пророк Елисей, когда жители Иерихона жаловались ему на вредное действие тамошней воды ( 4Цар. 2:19–22 ). Особенное отношение учеников Господа к Нему и к Богу Отцу сообщает им такие свойства, благодаря коим они становятся способными – своим учением (проповедью Евангелия), обличениями (острота и едкость соли) и чистой, святой, неукоризненной жизнью – предохранять человечество от нравственного разложения и приводить его постепенно в такое состояние, чтобы оно являлось уже не предметом гнева и отвращения Божия ( Иер. 29:17 ), но приятными угодным приношением Богу ( Рим. 15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

23-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 38, гл. 8, ст. 26–39; Апост. к Ефесянам, зач. 220, гл. 2, ст. 4–10). 1) Все темы 5-ой недели по Пятидесятнице (см. ст. 31–32). 2) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина приносить Богу благодарение по получении от Него какого-либо благодеяния и рассказывать всем безбоязненно о чудесах Божиих (ст. 39; Лк.17:15, 16 ). 3) Какого человека можно назвать мертвым при жизни? Грешника, который умер для добрых дел. Раскаявшийся же грешник, напротив, человек воскресший ( Ефес.2:5, 6 ). Из апостольского чтения ( Ефес.2:8, 9 ). Не следует гордиться добрыми делами: это действует в нас благодать Божия, а не мы. Кроме того, если мы видим свое доброе, то, значит, мы не видим бездны злого в себе; а следовательно, зрение наше помрачено и душа потемнела. Мы так далеки от Святого Образа Иисуса Христа, Которому должны подражать, что наше добро – ничто, ничтожная тень. «Мы – рабы неключимые». 24-я неделя по пятидесятнице (Евангелие от Луки, зач. 39, гл. 8, ст. 41–56; Апостол к Ефесянам, зач. 221, гл. 2, ст. 14–22). 1) Какую веру и надежду мы должны иметь на Бога, чтобы могли ожидать от Него себе помощи (ст. 41, 42, 44, 48)? Пример веры Иаира (ст. 41, 42). Пример веры кровоточивой жены (ст. 44, 48). 2) Касайтесь риз Господних. Ризы Божии – храм, святое богослужение, святое слово. Они хранят в себе силу исцеления. 3) Напоминание слушателям о том, что не должно стыдиться в болезнях как тела, так и души, обращаться за помощью (ст. 45, 47). Стыдиться же следует творить грех. 4) Христос примирил нас с Богом. Посему будем иметь мир со всеми людьми (ст. 17; Рим.12:18–21 ; Кол.3:12–14 ; Ефес.4:26 ; Пс.132:1–3 ). Будем миротворцами. Тот, кто сеет вражду, от диавола. Не передавайте злых речей ближнего о ближнем. Гасите вражду и свою и чужую в начале. Упустишь огонь – не потушишь. 5) Напоминание слушателям об обязанности каждого христианина стремиться к совершенству, к добродетели, чтобы сделаться достойным жилищем Святого Духа (ст. 21, 22; Мф.5:48 ; 1Кор.9:24, 25 ; Флп.3:12–14 ; Сол.4:3–5, 7).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/na-...

И действительно, Слово Божие прямо говорит: Внимайте убо себе и всему стаду, в немже вас Дух Святый постави епископы (см.: Деян.20:28 ; ср.: 1Кор.12:28–30 ; Ефес.4:11 ), что совершалось через возложение рук священничества (см.: 1Тим.4:14 ; ср.: 1Тим.5:22 ; Деян.6:6; 8:17; 13:3; 19:6 ; 2Тим.1:6 и др.). Вслед за Словом Божиим святые отцы всегда учили о благодати как краеугольном камне деятельности пастырской. «Все, что вверено священнику, – говорит св. Иоанн Златоуст , – есть единственно Божий дар; и, сколько бы ни преуспевало человеческое любомудрие, оно всегда будет ниже той благодати» (VIII, 591) 96 . «Возлагаются руки на человека, но все совершает Бог, и Его десница касается главы рукополагаемого» (IX, 138). Таково ясное учение Православной Церкви. Но в чем, собственно, заключаются эти пастырские дары? На этот вопрос Слово Божие отвечает как общим определением: Пасти Церковь Господа и Бога ( Деян.20:28 ), так и указанием частных видов служения, священнодействия, молитвы и руководства (см.: Мф.18:18; 28:19 ; Ин.20:22–23 ; Иак.5:14–15 ; Тит.1:5 ; 2Тим.2:2 ; 1Тим.5:22 и др.) Итак, говоря вообще, пастырям дается Божественный дар «пасения Церкви». А так как выяснилось, что сущность этого «пасения» заключается в едином благодатном посредничестве, «в священнодействии пред Богом спасения покорных» 97 , то, следовательно, для этого благодатные дары им и даются, то есть для сообщения, для передачи другим благодати в различных видах пастырского служения. Такую – самую общую – формулировку и дает св. Иоанн Златоуст . Пастырям, говорит он, «вверена власть действовать благодатными дарами» (VIII, 589. – Курс. авт.). Это значит, что человек, бывший доселе в ряду всех, действием Духа Святаго выделяется из них и поставляется как бы в середину между Господом и прочими людьми, становится именно посредником 98 . От Господа он получает дары и распоряжается ими для людей, совершая над ними таинства, молясь, руководя. Таково догматическое учение о Таинстве Священства. Но в ней можно различить две стороны: мистическую (таинственную) и психологическую (нравственную).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010