Его смерть и воскресение исполняют Св. Писание; надо обратиться и уверовать в Него, чтобы исполниться Духом Св. и избежать осуждения Божия (см проповедь Петра в Деян). Простое поучение, обращающее людей к вере (см 2, 22–40), дополняется после крещения более глубоким учением, к к-рому первые хр–не проявляют такое усердие (2, 42). Некоторые слушатели со стороны удивляются новизне этого учения (см 17, 19 сл.), евр. власти тревожатся вследствие его успеха и пытаются запретить преподавать его людям, не получившим нормального образования книжников (4, 13; см 5, 28). Но напрасно: после того как это учение распространилось в Иудее, оно было обращено к широким массам всего греческого мира. Оно отождествляется со (18, 11), со с Оно находит доступ к сердцам, потому что с ним сила Духа Св. (2, 17 слл), чье помазание остается на хр–нах и научает их всему ( ). 3 . И тот же Дух Св. Своими (см ) вызывает в Церкви, наряду с Апостолами, других наставников, помогающих им в деле евангелизации: «дидаскалов», катехизаторов, обязанность к-рых закреплять и развивать содержание Евангелия в молодых общинах ( ; ). В то же время учение систематизировалось, создавалось правило веры ( ). В эпоху пастырских посланий оно приняло уже традиционную форму ( слл). Когда вере начинают угрожать ложные или соблазнительные учения ( ; ; ; сл, 24), распространяемые лжеучителями ( ; ), одной из главных забот пастырей становится сохранение и распространение подлинного учения. AB & PG – > воспитание – Закон – знать – молоко 3 – мудрость – новый III 1 – Откровение – Параклет 2 – предание – притча – проповедовать – Слово Божие – тайна НЗ II 1 – увещевать – ученик – харизмы II 2 Читать далее Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания/под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с. |
Новозаветная песнь любви сравнительно с «Пиром» Платона и «Песнью песней»: Актовая речь проф. М. Д. акад. Митрофана Муретова. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1903. - 92 с.; 26 см. - Отт. из 11 и 12 «Богослов. вестн.» за 1903 г. Отзыв о переводе песней св. Романа проф. П. И. Цветковым/Проф. М. Д. Муретов. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, собств. тип., 1903. - 39 с.; 24 см. - Отт. из 1 и 2 «Богослов. вестн.» за 1903 г. Родословие Христа: (Матф. 1, 1-17, Лук. 3, 23-38): Экзегет. исслед. проф. М. Д. акад. М. Д. Муретова. - М.: Унив. тип., 1904. - 140 с.; 25 см Древнееврейские молитвы под именем апостола Петра с приложениями: О литературных особенностях творений ап. Петра и О значении термина «katholikos»/[Соч.] Митрофана Муретова, проф. Моск. дузов. акад. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1905. - 170 с.; 24 см Проект устава православных духовных академий/[Соч.] Засл. орд. проф. Моск. духовной акад. Митрофана Муретова. - Б. м.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, собств. тип., 1906. - 44 с.; 25 см Эрнест Ренан и его Жизнь Иисуса/Проф. М. Д. Муретов. - Спб.: Тип. Монтвида, 1907 (обл. 1908). - III, 428 с.; 24 см. - Прил. к журн. «Странник». 1907, февр.-дек.; 1908 янв.-дек. Эрнест Ренан и его Жизнь Иисуса/Проф. М. Д. Муретов. - Спб.: Тип. Монтвида, 1907. - 428 с. - Отт. из журн. «Странник» за 1907-8 г. Критические замечания на книгу проф. Мищенко: Речи ап. Петра в книге деяний апостольских. С прил.: 1) Об апостольском соборе (Деян. 15 гл.) и 2) Об отношении христиан к мирской власти (Деян. 4, 19-20 и 5, 29 в связи с Матф. 22, 15-21, Римл. 13, 1-10 и 1 Петр. 2, 13-20)/Проф. М. Д. Муретов. - Сергиев Посад: Тип. Св.-Троицкой Сергиевой лавры, 1911. - 78 с.; 24 см. - Отт. из «Богослов. вестн.» за 1911 г. - Без тит. л. Протоиерей Сергий Константинович Смирнов, профессор, инспектор и ректор Имп. Московской духовной академии/М. Д. Муретов, проф. - Сергиев Посад: Тип. Иванова, 1914. - 138, 2 с., 1 л. портр.; 26 см Новый завет, как предмет православно-богословского изучения/М. Д. Муретов. - Сергиев Посад: Тип. Св.-Тр. Сергиевой лавры, 1915. - 74, с.; 24 см. - Отт. из «Юбил. сб. имп. Моск. духовной акад.» |
12. Готов отражать силу силою. Симон Петр, имый нож, извлече его и удари архиереова раба, и уреза ему ухо десное (Иоан. 18, 10). По преобразовании его Благодатию 1. Мыслит единственно о том, что Божие. Призвавше их (апостолов, начальники иудейские), заповедаша има: отнюдь провещавати, ниже учити о имени Иисусове. Петр же и Иоанн отвещавше к ним реста: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите! (Деян. 4, 18-19). Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (5, 29). Яко камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом 2, 5). Господа Бога осветите в сердцах ваших (3, 15). Тому слава, и держава во веки веков (5, 11). 2. Является мудрым и поучает мудрости. Видяще Петрово дерзновение и Иоанново, и разумевше, яко человека некнижна еста и проста, дивляхуся; знаху же их, яко со Иисусом беста (Деян. 4, 13). Подадите в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же Сия бо сущая в вас, и множащаяся, не праздных, ниже бесплодных сотворят вы в Господа нашего Иисуса Христа познание 1, 5-8). 3. Слушается одного гласа Божия. Не ухищренным баснем последовавше, сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия онаго 1, 16). Не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати (Деян. 4, 20). 4. Силен верою и чудодействует. Рече Петр (хромому): сребра и злата несть у мене: но еже имам, сие ти даю: во имя Иисуса Христа Назорея, востани и ходи! И емь его за десную руку, воздвиже; абие же утвердистеся его плесне и глезне, и вскочив ста, и хождаше (Деян. 3, 6-8. См еще 5, 3-10; 9, 34; 39-41). 5. Смирен и все относит к силе Божией. Мужие Израильтяне, что чудитеся, или на ны что взираете, яко своею ли силою или благочестием сотворихом его (хромого) ходити? (Деян. 3, 12). Симон Петр, раб и посланник Иисус Христов, равночестную нам получившим Благодать 1, 1). Старцы иже в вас молю, яко старец сый 5, 1). Возлюбленнии, молю, яко пришельцев и странников (2, 11), друг другу повинующеся, смиренномудрие стяжите: зане Бог гордым противится, смиренным же дает Благодать (5, 5). Да о всем славится Бог Иисус Христом (4, 11). |
18:21, 22). Готов отражать силу силою. Петр, имый нож, извлече его и удари архиереова раба, и уреза ему ухо десное (Иоан. 18:10). По преобразовании его Благодатию Мыслит единственно о том, что Божие. их (апостолов, начальники иудейские), заповедаша има: отнюдь провещавати, ниже учити о имени Иисусове. Петр же и Иоанн отвещавше к ним реста: аще праведно есть пред Богом вас послушати паче, нежели Бога, судите! (Деян. 4:18—19). Повиноватися подобает Богови паче, нежели человеком (5, 29). камение живо зиждитеся в храм духовен, святительство свято, возносити жертвы духовны, благоприятны Богови Иисус Христом (1 Петр. 2:5). Господа Бога осветите в сердцах ваших (3, 15). Тому слава, и держава во веки веков (5, 11). Является мудрым и поучает мудрости. Петрово дерзновение и Иоанново, и разумевше, яко человека некнижна еста и проста, дивляхуся; знаху же их, яко со Иисусом беста (Деян. 4:13). в вере вашей добродетель, в добродетели же разум, в разуме же воздержание. — Сия бо сущая в вас, и множащаяся, не праздных, ниже бесплодных сотворят вы в Господа нашего Иисуса Христа познание (2 Петр. 1:5—8). Слушается одного гласа Божия. ухищренным баснем последовавше, сказахом вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, но самовидцы бывше величествия онаго (2 Петр. 1:16). Не можем бо мы, яже видехом и слышахом, не глаголати (Деян. 4:20). Силен верою и чудодействует. Петр (хромому): сребра и злата несть у мене: но еже имам, сие ти даю: во имя Иисуса Христа Назорея, востани и ходи! И емь его за десную руку, воздвиже; абие же утвердистеся его плесне и глезне, и вскочив ста, и хождаше (Деян. 3:6—8. См еще 5, 3—10; 9, 34; 39—41). Смирен и все относит к силе Божией. |
На другой стороне те, кто находит Его С. слишком странными (6, 60) и не может их слышать (8, 43) и кто из–за этого не принимает С. Б. и отвергает Христа – таковых в последний день будет судить само С. Иисуса (12, 48), ибо С. это не от Него, но от Отца (12, 49; 17, 14) и С. Его есть (17, 17). Следовательно, определить свое отношение к С. Иисуса, к Нему Самому и к Богу – одно и то же. Следуя принятому решению, ч-к или начинает жить духовной жизнью, основанной на вере, уповании и любви, или же оказывается отброшенным во тьму мира зла. 1 . Действие Слова Божия. – Деян. и посл. Апостолов показывают, как С. Б. продолжает в мире сем дело спасения, предпринятое Иисусом. Это С. в меньшей степени обозначает ряд «слов Учителя», сохраненных и повторяемых учениками (см ; ), чем саму Благую Весть, возвещаемую в христианской Апостольское служение посвящено существенным образом С. ( слл; 6, 2, 4), к-рое должно быть возвещено, чтобы прозвучать во всем мире (8, 4, 25; 13, 5; 18, 9 сл.; ). Это – искреннее служение, к-рое не «повреждает слова Божия» ( ), служение мужественное, проповедующее С. Б. «с большой смелостью» ( ; ). Однако это С. само по себе есть сила Церкви отождествляется с его возрастанием ( ), и даже цепи, к-рые сковали Апостола, не могут сковать С. Б. ( ). Оно есть «Слово спасения» ( ), «Слово жизни» ( ), верной Слово ( ; ; ), оно «живо и действенно» ( ). Все эти выражения подчеркивают его действие в сердцах верующих. И они обязаны С. Б. своим возрождением при условии, что веруют в него при ( ; ; см ). Т. обр. |
X, 11. 242 Евр. I, 1. 2. 243 Иоан. XVII, 3. 244 Римл. I, 25. 245 Ср. лат. перевод в изд. Hopperi: nec divisionem ullamn admittens. 246 См примеч. 18 и 19 (…). 247 Исх. XX, 4. 248 Второз. IV, 12. 15. 16. 2. Кор. III, 6. 249 Второз. IV, 19. 250 Ср. примеч. 26. 251 Исх. XX, 3. Второз. V, 8. 9. Вместо: … Аз есмь Господь Бог твой у св. И. Дамаскина стоит: … Второз. XII, Исх. XXXIV, 13. 14. 17. 252 Второз. IV, 12. Деян. XVII, 29. 253 Т.е., св. Григорием Назианзеном; см. его Orat.39 (Lequ., примеч.). 254 Ефес, IV, 13. 14. … Галат. III, 25. 255 См. примеч. 30. 256 Филипп. II, 6. 7… 257 У св. И. Дамаскина стоит един.ч. (…=поклонения), которое лучше перевести множественным (как, например, в лат.переводе у Lequ. И чрез это смысл места будет выражен яснее, и существо дела не только не проиграет, но несколько Для сказанного выше о значении страстей Христовых ср.прим.53–е к 3–му слову. 258 Быт. XXIII, 7. 9. … Ср. Деян. VII, 16. 259 Быт. XLVII, 31. 10…; XXXIII, 3… 260 Иак. I, 17. 261 Дионисий Ареопагит, сар. 5, де div. nom. (см. у Lequ.). 262 Дальше следующее в тексте отрицание: … излишне: ср. 102–е пр. 3–го слова. 263 Дальше следующее в тексте отрицание: … излишне: ср. 102–е пр. 3–го слова. 264 Orat. 2 de Theologia (см. у Lequ.). 265 Римл. I, 20. 266 … (см. у. Lequ.). 267 X, 1–4. 268 Исх. XXXIV; 28. Евр. IX, 4. 269 Псал. CXXXI, 7. 270 Быт. XXXIII, 3. 271 Быт. XLVII, 7…; XXIII, 7. 272 Исх. XXV, 18. 273 Евр. VIII, 5. Исх. XXV, 40. 274 Евр. X, 1. 275 Еккл. |
Ефес. II, 20. 222 У св. И. Дамаскина глагол стоит не в 3–м лице (действ. Залог., сослаг. 1–го вопр.), но, очевидно, во 2–ом лице (общаго залога, сослаг. 1–го аор.), так как дальше вместо: в нем (слав. Текст) у него читаем: в тебе. 223 Аввак. II, 4. Ср. Евр. Х. 38. 224 У И.Дамаскина: от тебя. 225 Иезек. XXXIII, 6. 8. 226 Псал. CXVIII, 46. 227 Галат. IV, 9. 228 Ср. Псал. LII,6. 229 См. подстр. Примеч у 230 Евр. XIII, 7. 232 Исх. XXIII, 22. Второз. VII, 6; XIV. 2; xxvi, 19 233 Разумеется: общество константинопольских христиан во главе с константинопольским Германом (Lequ.). 234 II, 5. 235 Во Второзаконии: наш, п.ч. там речь ведется от лица Моисея. 236 У св. И. Дамаскина: Господу Богу твоему покланяйся или будешь поклоняться (indic. fut. вм. imper. aor.). 237 Второз. VI, 4. 3. 238 Исх. XX, 3. 239 Ibid., 4. 240 Псал. XCVI, 7. 241 Иерем. X, 11. 242 Евр. I, 1. 2. 243 Иоан. XVII, 3. 244 Римл. I, 25. 245 Ср. лат. перевод в изд. Hopperi: nec divisionem ullamn admittens. 246 См примеч. 18 и 19 (…). 247 Исх. XX, 4. 248 Второз. IV, 12. 15. 16. 2. Кор. III, 6. 249 Второз. IV, 19. 250 Ср. примеч. 26. 251 Исх. XX, 3. Второз. V, 8. 9. Вместо: … Аз есмь Господь Бог твой у св. И. Дамаскина стоит: … Второз. XII, Исх. XXXIV, 13. 14. 17. 252 Второз. IV, 12. Деян. XVII, 29. 253 Т.е., св. Григорием Назианзеном; см. его Orat.39 (Lequ., примеч.). 254 Ефес, IV, 13. 14. … Галат. III, 25. 255 См. примеч. 30. 256 Филипп. II, 6. 7… 257 У св. И. Дамаскина стоит един.ч. (…=поклонения), которое лучше перевести множественным (как, например, в лат.переводе у Lequ. И чрез это смысл места будет выражен яснее, и существо дела не только не проиграет, но несколько Для сказанного выше о значении страстей Христовых ср.прим.53–е к 3–му слову. 258 Быт. XXIII, 7. 9. … Ср. Деян. VII, 16. 259 Быт. XLVII, 31. 10…; XXXIII, 3… 260 Иак. I, 17. 261 Дионисий Ареопагит, сар. 5, де div. nom. (см. у Lequ.). 262 Дальше следующее в тексте отрицание: … излишне: ср. 102–е пр. 3–го слова. 263 |
79 Очевидное развитие Деян.23:8 : «Ибо саддукеи говорят, что нет воскресения, ни Ангела, ни духа; а фарисеи признают и то, и другое» (ср. Мф.22:23 ). Современные исследователи сомневаются, что саддукеи не признавали существование ангелов, и предпочитают интерпретировать Деян.23:8 иначе, чем Ориген . См.: Bamberger B.J. The Sadducees and the Belief in Angels//JBL. 1963. 4. P. 433–435; Daube D. On Acts 23: Sadducees and Angels//JBL. 1990. 3. P. 493–497; Viviano B.T., Taylor J. Sadducees, Angels, and Resurrection (Acts 23, 8–9)//JBL. 1992. 3. P. 496–498. 80 Вопреки утверждениям его противников (Hier. Ер. 124, 3–4, 7:10, 14; Apol. contra Ruf. 1, 20; Just. ACO III. P. 211, 10–23; Phot. Bibl. cod. 8, 3b; cod. 117, 92a), Ориген всегда отрицал учение о переселении души в его традиционном варианте, подразумевающем среди прочего возможность её перехода в тела животных (например, РА 1:8, 4, СМ 11:17, 13:1–2; CJ 6:10, 64–11, 66, CC 1:13, 1:20, 3:75, 5:29, 8:30), но при этом в контексте выдвинутой им гипотезы множественности миров или эонов допускал возможность однократного воплощения души в каждом новом мире (РА 2:3, 4–5). См.: Dorival G. a-t-il la transmigration des dans les corps (A propos de PArch. 1:8, 4)//Origeniana secunda. P. 11–32; Bianchi U. Treatment of the Soul and the Debate over Metensomatosis//Origeniana quarta. P. 270–281; Maritano M. scritturistica di Origene contro i sostenitori della metensomatosi//Origeniana sexta. Leuven, 1995. P. 251–276; Maritano M. Argomenti «filosofici» di Origene contro la metensomatosi//Origeniana octava. Leuven, 2003. P. 503–536. 83 Из этой формулировки как будто бы следует, что Ориген считает Ирода Антипу, убившего Иоанна Крестителя, царем Иудеи, тогда как тот был тетрархом Галилеи и изначально не обладал правом казнить кого-либо на территории Иудеи, которой в тот период управляли римские наместники (но ср. при этом Лк.23:7–12 , где Пилат, узнав, что Иисус родом из Галилеи, сам отсылает его к Ироду Антипе). |
– «Я дам вам уста и премудрость»: выражение более усиленное, чем в параллельных местах и сохраненное одним только ев. Лукой. «Уста» – образное выражение силы и убедительноста речи; «премудрость» – дар, составляющий основание и источник этой силы и убедительность речи ( 1Кор.12:8 ), дар говорить мудро, соответственно времени, месту, обстоятельствам и пр.; уста и премудрость кратко – слово премудрости. – «Не возмогут противоречить» и пр.: говорится не безусловно, а относительно; противоречить будут (и противоречили действительно), но пересилить слова их не будут в состоянии все противящиеся Апостолам, – так будет сильно слово их. «От Меня, говорит, получите вместе и премудрость и благоречивость, так что все противящиеся, хотя бы соединились заодно, не возмогут противостоять вам ни по мудрости, т. е. силе мыслей, ни по красноречию и непогрешительности языка... Поэтому и священники удивлялись необычной мудрости Петра и Иоанна, зная, что они прежде были люди простые ( Деян.4:13 ). А Павлу Фест говорил ( Деян.26:24 ): с ума сошел ты, Павел; большая ученость доводит тебя до сумашествия» (Феофил.). – «Преданы также будете» и пр.: см. прим. к Мк.13:12–13 ; Мф.10:21–22 . – «Волос с головы вашей не пропадет»: вероятно, народное присловие, означающее особенное покровительство Божие избранным (ср. Лк.12:7 ; Мф.10:30 ); т. е. по связи речи: несмотря на все бедствия, какие вам, ученикам Моим, придется претерпеть за имя Мое, над вами будет постоянно особенное покровительство Божие, которое будет охранять жизнь вашу, необходимую для проповеди евангельской, – так очевидно будет охранять вас во всех обыденных путях жизни вашей, что даже мелочь – волос не пропадет с головы вашей. – «Терпением вашим спасайте души ваши» – выражение, то же означающее, что и параллельное ему в других евангелиях: «претерпевший до конца спасется»; см прим. |
Сн. Оп. Догм. Бог. еп. Сильвестра. II т. 115. 311 Главнейшее догматико-полемическое против ариан сочинение св. Илария, еп. г. Пиктавии (ныне – Пуатье): О Св. Троице (De Trinitate) – в 12 книгах. В русском переводе его нет. 313 На IV всел. соборе, по прочтении символов – Никейского и цареградского, отцы заметили: и этого мудрого и спасительного символа божественной благодати (т. е. символа как более пространного по сравнению с символом для совершенного уразумения и утверждения благочестия, потому что он в совершенстве учит, чему должно, об Отце и Сыне и Св. См Деян всел. соб. в рус. пер. IV т. 106 стр. по изд. 1865 г. – Отцы VI-ro всел. собора, по прочтении того же символа 318 и 150 отцов, изрекли: совершенного познания и утверждения православной веры достаточно сего благочестивого и православного символа божественной Деян. вс. соб. в рус. пер VI т. 469 стр. по изд. 1871 г. 314 Историческое обозрение учения о Св. Троице названных отцов и учителей церкви см. у еп. Сильвестра. Оп. Догм. Бог. II т. 133–137. 315 Во главе секты трибожников стояли Иоанн Аскуснаг – в Константинополе и Иоанн Филоппон – в Александрии (VI в.). Во главе же четыребожников явился монофизитский патриарх Дамиан, отчего они назывались еще дамианитами ( Макария м. Догм. Бог. I т. 12, 185 прим. – Еп Сильвестра. Догм. Бог II т 131). 316 На этом соборе даже составлен был такой анафематизм: кто в Духа Св. не верит или не будет веровать в исхождение Его от Отца и Сына и не будет исповедывать Его совечным Отцу и Сыну и равным Им, таковый Сн. Лебедева А. П. Оч. визант. |
|