Автор выражения – римский государственный деятель, оратор и писатель Цицерон (Марк Туллий Цицерон, 106–43 до н. э.), который часто употреблял эти слова в своих речах против Катилины, организатора заговоров против законных властей Рима. Ироническая форма возмущения упадком общественной морали. О времени и о себе Из первого вступления к поэме «Во весь голос» (1930) Владимира Владимировича Маяковского (1893–1930): Я сам расскажу о времени и о себе. Употребляется в прямом смысле (в порядке предварения рассказа мемуарного характера). О дивный новый мир см. Прекрасный новый мир. О доблестях, о подвигах, о славе Из названного по этой строке стихотворения (1908) Александра Александровича Блока (1880–1921 ): О доблестях, о подвигах, о славе, Я забывал на горестной земле, Когда твое лицо в простой оправе Передо мной сияло на столе. Употребляется обычно шутливо о теме предстоящего разговора. О друг мой, Аркадий, не говори красиво Из романа (гл. 21) «Отцы и дети» (1862) И. С. Тургенева (1818–1883): «Посмотри, – сказал вдруг Аркадий, – сухой кленовый лист оторвался и падает на землю; его движения совершенно сходны с полетом бабочки. Не странно ли? Самое печальное и мертвое – сходно с самым веселым и живым». – «О друг мой, Аркадий Николаич! – воскликнул Базаров. – Об одном прошу тебя: не говори красиво». Иронически: приглашение говорить кратко, ясно, по существу, без ненужного пафоса. О если б без слов сказаться душой было можно! Из стихотворения «Как мошки зарею…» (1844) поэта Афанасия Афанасьевича Фета (1820–1892). Иносказательно о невозможно выразить словами сложные, противоречивые чувства. О закрой свои бледные ноги! Моностих (однострочное стихотворение) поэта Валерия Яковлевича Брюсова (1873–1924), написанный в 1894 г. в подражание латинским образцам, в частности, однострочным стихам римского поэта Авсония. Поэт Вадим Шершеневич в своих воспоминаниях «Великолепный очевидец» (глава «Брюсов-мастер») пишет: «Когда я однажды спросил у Брюсова о смысле этих стихов, он мне рассказал (возможно, это была очередная мистификация, которые очень любил Брюсов), что, прочитав в одном романе восклицание Иуды, увидевшего «бледные ноги» распятого Христа, захотел воплотить этот крик предателя в одну строку, впрочем, в другой раз Брюсов мне сказал, что эта строка – начало поэмы об Иуде, поэмы, позже уничтоженной автором».

http://azbyka.ru/fiction/enciklopediches...

костромской иконописец, деятельность к-рого прослеживается по документам 1670-1689 гг., возможно, являлся учеником ярославского мастера Севастьяна Дмитриева Башки ( Кочетков. Словарь иконописцев. С. 340). В 1670 г. его вызвали в Москву для написания местных икон для дворцовой ц. Нерукотворного образа Спасителя; в следующем году он участвовал в росписи Успенского собора Ростова и в создании для него икон (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 10. 13556), писал иконы для царя вместе с Гурием Никитиным и др. своими земляками (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 15477). В марте 1673 г. был вызван в Москву в составе костромской артели и поступил на службу в Оружейную палату Московского Кремля в качестве кормового иконописца 2-й статьи (Там же. Ч. 10а. 14052, 14095). В 1676 г. он снова участвовал в создании икон («деисусов и праздников») и расписывал стены в ц. Нерукотворного образа Спасителя во дворце (Там же. Ч. 11а. Т. 2. 16069), в том же году, согласно царскому указу, стал получать жалованье в числе др. костромских иконописцев ( Брюсова. 1984. С. 316). В июле 1679 г. выполнил иконы для ц. Покрова Пресв. Богородицы с. Измайлова. Участвовал в росписи ц. прор. Илии в Ярославле (1680; его имя содержится в летописи на юж. стене храма) и Троицкого собора Ипатиевского мон-ря в Костроме вместе с Гурием Никитиным (1684). Костромские мастера во главе с Василием К. и Василием Осиповым расписывали Преображенский собор Новоспасского монастыря в Москве (1689; Она же. 1982. С. 257-260), после смерти Никитина оба иконописца возглавили костромскую артель. В. Г. Брюсова приписывает Василию К. авторство клейм Феодоровской иконы Божией Матери в чудесах Гурия Никитина (КГОИАХМЗ, кон. XVII в.; см.: Там же. С. 134-144), обнаруженной в 1960 г. С. И. Масленицыным в ц. Нерукотворного образа Спасителя на Запрудне в Костроме (реставрирована Н. В. Дунаевой в 1969). Брюсова также предполагает, что Василий К. мог принимать участие в создании еще одного списка Феодоровской иконы Божией Матери (КГОИАХМЗ, кон. XVII в.) в качестве ученика Гурия Никитина, выполнившего «доличное» письмо (Там же. С. 144). Иван

http://pravenc.ru/text/1841700.html

Ап. Андрей Первозванный. Икона. 1669 г. (ГММК) Ф. Е. упоминается в числе иконописцев, участвовавших в 1657 г. в возобновленной росписи Архангельского собора Московского Кремля ( Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 104). В царской грамоте от 15 янв. 1660 г. о вызове иконописцев для завершения работ в Архангельском соборе по формулировке «Федор Евтихиев с товарыщи да брат его» ( Забелин. 1850. С. 27) Ф. Е. можно характеризовать как ведущего среди иконописцев-устюжан. Однако из грамоты Унковскому следует, что на тот период Ф. Е. жил «по городом в хоронах» и избегал вызовов в Москву, воеводе надлежало исправить положение, «тотчас» выслав иконописца из Ярославля. Это государево распоряжение от февр. вступало в противоречие с царской же грамотой от 1 марта 1660 г., в к-рой Ф. Е. по настоятельной просьбе игумена монастыря разрешалось написать иконы для Антониева Сийского мон-ря после пожара 1659 г. В итоге иконы для обители писал Богдан Зотиков. Несмотря на то что в мон-ре находилась икона «Св. Иоанн Предтеча» с дарственной надписью Ф. Е.: «Сею икону дал по себе в дом чудотворцу Антонию устюжник Федор иконник Усолец» (50-е гг. XVII в., Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник), а в Сийский иконописный подлинник вошли прориси с икон его письма (см.: Успенский А. И. Царские иконописцы. Т. 2. С. 110; Брюсова. 1985. С. 27), утверждать, что иконописец работал там, нельзя. Тем не менее в Москву Ф. Е. прибыл только в авг. 1662 г.; судя по работам, выполненным в этот 2-летний период, известно только, что он был оставлен в Ярославле до окончания написания икон для ц. прор. Илии (см. оборот царской грамоты от 10 февр. 1660 - Забелин. 1850. С. 38-39). В Ярославль после пожара 1658 г. Ф. Е. «с женою и детьми» прибыл по приглашению Скрипиных, строителей и благотворителей ц. прор. Илии, имевшей придел в честь Покрова Пресв. Богородицы, вероятнее всего, что именно для этой церкви он писал «двери царские и местные иконы и деисусы». Ряд икон местного и праздничного рядов этого храма связывают с работой Ф. Е. ( Болотцева. 1984. С. 125; Брюсова. 1985. С. 44-45).

http://pravenc.ru/text/200105.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ Учреждение в составе царского двора, давшее название художественной школе (кон. 30-х - 40-е гг. XVII в.- 1-я треть XVIII в.) в московском искусстве позднего средневековья; 1-й музей в Москве, в наст. время находится в составе Музеев Московского Кремля (см. в ст. Московский Кремль ), крупнейшее собрание исторических драгоценностей, гос. регалий и художественных сокровищ, происходящих из царской и патриаршей казны. Фундаментом для изучения истории О. п. стали публикации архивных документов, осуществленные А. Е. Викторовым, И. Е. Забелиным , Г. Д. Филимоновым. Деятельность О. п. как художественного центра представлена в работах А. И. Успенского, который освещал вопросы состава художников, объема их работ, социального и материального положения. Значимость церковных произведений мастеров О. п., демонстрировавших высокую степень развития как художественной, так и духовной жизни своей эпохи, долгое время не признавалась советскими историками искусства, хотя они отдавали первенство этой школе в распространении в Московской Руси XVII в. портретного жанра в европ. формах. В 80-х гг. XX в. к изучению деятельности школы О. п. и ее мастеров обратилась В. Г. Брюсова. Она буквально заполнила лакуну в истории рус. живописи, в т. ч. и благодаря открытию имен выдающихся мастеров. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. растущий интерес к школе О. п. как среди искусствоведов и историков, так и среди коллекционеров объясняется желанием осмыслить ее роль в художественной и духовной жизни страны в период Нового времени, оценить количество и степень сохранности произведений. Своим наименованием О. п. обязана деятельности мастеров, создававших или украшавших предметы вооружения, в т. ч. парадные. Художники О. п. как «государевы» мастера, т. е. как участники различных производств, организованных при царском дворе, упоминаются в документах с кон. XVI - нач. XVII в., напр. Стефан Арефьев, Истома Савин и его потомки Назарий и Никифор, Прокопий Чирин. Большая часть сохранившихся произведений мастеров О. п. досмутного периода в наст. время известна только благодаря заказам представителей наиболее состоятельных и близких ко двору родов, таких как Годуновы или Строгановы.

http://pravenc.ru/text/2581581.html

Рубрики Библиография. «Фома» – апрель 2019 21 мин., 16.04.2019 Поделиться 1-я страница обложки. Иллюстрация на обложке - ночное, усыпанное звездами небо, в которое с земли направлена антенна радиотелескопа («Ночной телескоп», Владимир Тупоршин). Надпись: ОДИНОЧЕСТВА НЕТ есть просто проблемы со связью. Внизу страницы написано: Разбираемся, откуда эти проблемы берутся и как их преодолеть. См. материалы рубрики «Вопрос номера. Одиночество»  (С.16-23). Пролог :   Николай  Туроверов . «Еще весь лес такой сквозной...» . Стихотворение. 1965//Фома. - – апрель 2019. – С.2. – (рубрика «Пролог» ). Содержание : С.3.   Даты месяца : Даты месяца: апрель //Фома. - – апрель 2019. – С.4-5. - (рубрика « Даты месяца »). Представлены: 7 апреля. Благовещение. [Краткая информация о празднике дополнена текстом стихотворения Валерия Брюсова « Ты была единая от нас.. .»]. Фото Олега Варова/Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. - С.4; 22 апреля. Начало Страстной седмицы . Ил.: Василий Верещагин. «Ночь на Голгофе». - С.4; 1 апреля. 210 лет назад родился Николай Гоголь . [Цитата из письма Н. В. Гоголя В. Г. Белинскому в ответ на критическую статью о книге «Выбранные места из переписки с друзьями»]. Ил.: Профиль Н. В. Гоголя. Силуэт. - С.4; 28 апреля. Пасха Христова . [ Митрополит Сурожский Антоний. Из проповеди на Пасху 1976 года ]. Ил.: Картина художника Павла Рыженко «Пасха». - С. 5. Колонка главного  редактора: Владимир  Легойда . О пользе прыжков в высоту. [Вера — это добродетель воли. Волевые усилия, которые необходимо затратить для того, чтобы стать христианином, жить Евангелием, выполнять кажущиеся невыполнимыми заповеди, автор сравнивает с прыжками в высоту. Высокая планка заставляет максимально напрягаться. Чем выше стоит планка, тем сильнее ты стремишься ее перепрыгнуть. Сама вера делает это твоей потребностью. «Если мы не можем сказать себе, что живем Евангелием, то не можем и отказаться от необходимости понуждать себя к жизни по нему. Каким бы безнадежным взятие этой высоты нам самим ни казалось»]. Фото свящ. Игоря Палкина. Ил.: Непревзойденный рекордсмен по прыжкам в высоту с шестом Сергей Бубка, на Играх доброй воли в Москве, 8 июля 1986 года. Фото Валерия Зуфарова и Яшара Халилова/Фотохроника ТАСС//Фома. - – апрель 2019. – С.6-7. – (рубрика « Колонка главного редактора »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-192-...

отв. ред. Д. С. Лихачев Воспоминание отчасти святыя горы Афонския «Воспоминание отчасти святыя горы Афонския, како наречена бысть Святая гора и коих вин ради тако прозвася» («Повесть о приходе пречистыя богородицы во Афонскую гору в данный ей жребий») – апокрифическое сказание о посещении Афона богородицей, в состав которого включен рассказ о посещении богородицей Лазаря четверодневного, перевод с греческого. Другой вариант перевода, принадлежащий Стефану Святогорцу, включен в книгу «Рай Мысленный» (Иверская типография, 1659, л. 4–7), а также опубликован Порфирием Успенским по рукописи сербского монастыря св. Павла (Восток Христианский, ч. 2, с. 129–131). Порфирий Успенский анализировал версию Стефана Святогорца, в то время как закрепившееся в русской рукописной традиции В. практически не исследовалось. В начале XVII в. В. было включено в собрание сочинений Максима Грека (ГБЛ, собр. Тр.-Серг. лавры, 200), что дало основание А. И. Иванову считать Максима его автором. Основной аргумент А. И. Иванова – использование сюжета о посещении богородицей Афона в двух других сочинениях, принадлежащих Максиму Греку , – в статье «Вопрошание известно от некоих, почто от тридневного воскресения Христова...» (по книге А. И. Иванова 278) и в «Изложении отчасти пребываниа и чина сущих во Святей горе святейших монастырей общих и глаголемых особных» (там же, 323). Однако первая часть «Вопрошания...» (ответ на вопрос об артусе и вариант сюжета о посещении богородицей Афона и Кипра) почти дословно совпадает с текстом другого сочинения начала XVI в. – послания Нила, епископа тверского об артусе. В. Г. Брюсова обосновывает принадлежность Нилу и заключительной части «Вопрошания...» (см.: Брюсова В. Г. Тверской епископ грек Нил и его послание князю Георгию Ивановичу//ТОДРЛ. Л., 1974, т. 28, с. 180–187). Таким образом, авторство Максима Грека по отношению к «Вопрошанию...» сомнительно, а следовательно, использование в нем сюжета о посещении богородицей Афона и Кипра не может служить аргументом для атрибуции Максиму В., как и беглое упоминание путешествия богородицы в «Изложении отчасти...» (см.: Синицына Н. В. Послание Максима Грека (1518–1519 гг.) Василию III об устройстве афонских монастырей//ВВ. М., 1965, т. 26, с. 128–129).

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/slovar...

Иоанн-Конрад Ostermann, пастор бокумский (в графстве Маркском, в Вестфалии) имел двухъ сыновей. Старший, Иоанн-Христофор-Дитрих, прибыл в Россию и получил звание наставника дочерей Царя Иоанна Алексеевич а, Царевен: Екатерины Иоанновны, Анны Иоанновны (в последствии Императрицы) и Прасковии Иоанновны. Когда Царевна Екатерина Иоанновна выша за герцога Леопольда Мекленбург-Шверинского, герцог Леопольд пожаловал Остермана бароном, тайным советником и мекленбургским посланником при Российском Дворе. Барон Остерман пробыл в России до 1742 года, потом уехал в Германию, и там скончался бездетным. Младший брат его, Генрих-Иоанн-Фридрих, а в России Андрей Иванович (рождение 30 мая 1686 † 20 мая 1747), прибыл в Россию при Петре Великом, служил в посольском приказе, был советником Царской канцелярии; и за мир Нишадтский (заключённый им и графом Брюсом) пожалован, 30 августа 1721 года, Бароном Российского Царства и получил чин тайного советника. При Екатерине I пожалован действительным тайным советником, вице-канцлером, членом верховного тайного совета, воспитателем Царевича Петра Алексеевича, и получил Андреевскую лету. При Императрице Анне Иоанновне возведён, 28 апреля 1730 года, в Графское Российской Империи достоинство, и пожалован кабинет-министром, а при Иоанне Антоновиче был генерал-адмиралом. По восшествии на престол Императрицы Елисаветы Петровны, сослан в Сибирь, в Берёзов, где и скончался. – Муж истинно-гениальный, первый дипломат своего века, высокооценённый и Петром Великим и Фридрихом Великим, граф Остерман был, в эту эпоху, для России на поприще дипломатическом, тем самым, чем был Миних на поприщах военном и государственном: проницательный и дальновидный в изумительной степени, министр глубокомысленный, сановник безкорыстный, истинно-преданный своему новому отечеству, граф Остерман обезсмертил имя своё в летописях России. Он был женат на Марфе Ивановне Стрешневой (рождение 1698 † 24 февраля 1781); имел двух сыновей, Фёдора и Ивана, и дочь графиню Анну Андреевну (рождение 22 апреля 1724 года † 15 февраля 1769 года), за генерал-аншефом Матвеем Андреевичем Толстым (см. родословие Толстых).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла В. В. Вейдле Владимир Васильевич (1.03.1895, С.-Петербург - 5.08.1979, Париж), историк христ. искусства, лит. критик, поэт, публицист. В 1916 г. окончил историко-филологический фак-т С.-Петербургского ун-та. В 1918-1920 гг. являлся профессором Пермского ун-та, в 1921-1924 гг. преподавал историю средневек. искусства в Петроградском ун-те и Ин-те истории искусств. С июля 1924 г. в эмиграции. С 1925 г. преподавал в Православном богословском ин-те прп. Сергия в Париже, в 1932-1952 гг. профессор истории христ. искусства. Активно печатался в эмигрантских периодических изданиях («Вестнике русского студенческого христианского движения» (см. ст. «Вестник русского христианского движения» ), «Православной мысли» , «Современных записках», «Новом журнале» и др.), написал большое число статей, заметок и рецензий о рус. писателях и поэтах (А. А. Ахматовой, А. А. Блоке, И. А. Бунине, В. Я. Брюсове, Ф. М. Достоевском, А. С. Пушкине и др.). В 20-30-х гг. состоял в братстве Св. Софии, на его религ. взгляды оказал значительное влияние его духовник, председатель братства прот. Сергий Булгаков . С 1929 г. В. являлся членом Русско-франц. лит. об-ва в Париже. После второй мировой войны сотрудничал в качестве эксперта ЮНЕСКО с радиостанцией «Свобода» (Мюнхен), вещавшей на СССР. Кавалер франц. ордена за лит. заслуги. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем. Одной из ведущих тем в книгах и статьях В. является тема религ. сущности искусства и культуры в целом. Взгляды В. на эту проблему наиболее отчетливо выражены в кн. «Умирание искусства» (П., 1937). Исследователь делает вывод о том, что художественное творчество в XX в. утратило живую связь с бытием и находится в состоянии упадка, причины к-рого автор видит в утере художниками мировоззренческого единства и в отсутствии веры в «чудесное». Возрождение «чудесного» в искусстве возможно, по мнению В., только через возвращение к религии, к-рая питает собой художественное творчество, придавая ему духовное единство и смысл; для европ.

http://pravenc.ru/text/150033.html

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Николай (Ярушевич) Проповеди на Богородичные праздники " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Проповеди на Богородичные праздники "/> Слава (Празднование в честь иконы Божией Матери “Взыскание погибших”) Слово, сказанное в Воскресенской церкви, что в Брюсовском пер. г. Москвы, в праздник иконы Божией Матери “Взыскание погибших” Матерински помилуй нас, да славим Тя во веки. Эти слова мы слышали сегодня в одной из молитв нашей службы. В книге Деяний апостольских повествуется, что в речи, обращенной к начальникам иудейского народа, апостол Петр сказал: “…нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись” ( Деян.4:12 ). Он говорил об имени Господа Иисуса Христа. Другой первоверховный апостол Павел в Послании к Филиппийцам говорит об Иисусе Христе: “…Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы перед именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних…” ( Флп.2:9-10 ). Оба апостола единодушно говорят нам о том, что нет имени дороже, ближе, роднее сердцу верующего человека, нет имени выше, чем имя Иисуса Христа. О, конечно, и сердце каждого из нас говорит нам об этом! Господь Иисус Христос — это наш Учитель, проповедующий нам “глаголы вечной жизни” ( Ин.6:68 ). Он — наш Спаситель, взявший на Себя грехи всех людей, и значит, каждого из нас, и пострадавший за нас на конце Своего земного подвига. Он — Начальник нашей веры, и Основатель, и Глава той Церкви Христовой, к которой мы все имеем счастье принадлежать. Апостол Павел называет Церковь Христову телом, в котором каждый из нас является малым членом, а Глава этого великого духовного тела — Господь Иисус Христос (см.: Еф.1:22-23 ). Они наш нелицеприятный и Праведный Судия на последнем и Страшном Своем суде. Кто же может быть выше Его? Наша мысль стремится дальше. Чье же имя после Его имени может быть выше имени Той, Которая послужила нашему спасению и была Матерью Господа Иисуса Христа? Святая Церковь так и учит, так и исповедует, что для христианина, после имени Сладчайшего Господа, самым дорогим и близким именем является имя Преблагословенной Девы Марии.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРПОВЫ (Поповы), Феодор и Иван, кормовые иконописцы Оружейной палаты Московского Кремля. Сыновья Карпа Трофимова, свящ. ц. святых Космы и Дамиана в Ярославле. Феодор (род. в 1639), впервые упоминается в переписной книге Ярославля 1646 г. ( Брюсова. 1984. С. 318). Вместе с братом Иваном и сыновьями отмечен также в переписных книгах 1669 г.: «Во дворе Федор Карпов з братом иконописцы, у Федора детей сын Федор 5 лет, Леонтей 4 лет, бою бердыш» (ГАЯО. Ф. 582. Оп. 1. 355. Л. 303) - и 1671 г. (РГАДА. Ф. 210. Д. 13. Л. 52). Единородный сыне. Икона. После 1668 г. Иконописцы Феодор и Иван Карповы (?). (ГТГ) Единородный сыне. Икона. После 1668 г. Иконописцы Феодор и Иван Карповы (?). (ГТГ) Отец ярославского знаменщика Федора Федорова. Его имя встречается в документах архива Оружейной палаты 1660-1679 гг., он часто вызывался из Ярославля в Москву для иконописных дел. В 1660 и 1666 гг. он участвовал в росписи Архангельского собора Московского Кремля (Там же. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 6. 6867), в документах значится в 3-й статье. В 1661 г. работал в Кремле «в набережном терему, у государевых знамен и в Золотой палате» (Там же. 7588), в июне того же года был «у государева дворцового успенского и у черниговских иконописного починочного дела» (Там же. 7715). В 1665 г. продолжил работу в Золотой палате. В 1666 г. «был у стенного письма» в Новодевичьем мон-ре, в дворцовой ц. в честь Нерукотворного образа Спасителя и «у починки» зап. дверей Успенского собора в Московском Кремле. В документах иконописец значится уже во 2-й статье. По мнению В. Г. Брюсовой, наиболее характерным сохранившимся произведением братьев Карповых является иконостас Преображенского собора Спасо-Евфимиевского монастыря в Суздале (1666, ЦМиАР), хотя она и отмечает, что в его создании участвовали и др. ярославские иконописцы ( Брюсова. 1984. С. 121). В 1668 г. вместе с братом Иваном Феодор писал иконы для ц. свт. Григория Неокесарийского на Полянке в Москве (РГАДА. Ф. 396. Оп. 1. Ч. 9. 11829). К. приписывается икона «Единородный Сыне», к-рая находилась на правом клиросе придела свт. Тихона Амафунтского этой церкви (ныне в ГТГ, см.: Антонова, Мнева. Т. 2. С. 434-435).

http://pravenc.ru/text/1681153.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010