ж., издававшийся с июля 1858 по 5 нояб. 1877 г. в С.-Петербурге еженедельно. В 1858-1865 гг. назывался «Домашняя беседа для народного чтения». В 1858 г. вышло 18 выпусков, к-рые в 1860 г. были переизданы в одном томе, в 1859-1876 гг.- по 52 выпуска в год, в 1877 г.- 45 выпусков. Основателем, редактором-издателем журнала и автором большинства материалов (в основном анонимных) был В. И. Аскоченский . Он поставил цель «крепко стоять на твердой почве святого Православия и народности русской», противостоять «духу века сего», обличал и высмеивал проявления атеизма, маловерия, либерализма и безнравственности в науке, лит-ре, общественной и гос. жизни. Издание отличалось острой полемичностью и нравоучительностью. Во вводном слове («Два-три слова ради знакомства с читателями» (1858. Вып. 1)) редактор обещал читателям, что за них будет «вычитывать из книг то, что пригодно» для них, и рассказывать им как умеет. Сначала мн. назидательные рассказы и поучения (о пьянстве, божбе, срамословии и т. п., жизнеописания подвижников благочестия) были адаптированными пересказами из опубликованных брошюр и сборников, др. периодических изданий. С 1859 г. Аскоченский вел библиографический раздел, с выпуска 20 за 1860 г. появилась регулярная публицистическая рубрика «Блестки и изгарь», заполненная почти исключительно его злободневными заметками. Критике подвергались не только светские и церковно-общественные издания и деятели либерального толка (см.: «Аномалии в мире литературном» (1859. Вып. 43. С. 407-424), отзыв о свящ. И. С. Беллюстине «Хульник в рясе» (1877), ст. «Гранаты под цифрами, начиненные порохом лжи» о книге проф. Д. И. Ростиславова «Опыт исследования об имуществах и доходах наших монастырей» (1877. Вып. 1) и др.), но и церковные офиц. и академические издания. Помимо публицистики Аскоченский опубликовал в «Д. б.» свою драму «Марфа Посадница» (1870. Вып. 1. С. 17-30; Вып. 2. С. 65-75; Вып. 3. С. 102-117; Вып. 4. С. 137-162), неск. десятков стихов и басен (некоторые были подписаны криптонимами или псевдонимом В. Незамай), сатирические очерки, религиозно-нравственные рассказы (напр., «Записки звонаря» (1861. Вып. 6. С. 109-111; Вып. 7. С. 133-135; Вып. 8. 151-152; Вып. 9. С. 169-171; Вып. 10. С. 194-195; Вып. 12. С. 233-234; Вып. 13. С. 253-255; Вып. 15. С. 323-325; Вып. 16. С. 347-350)) и переводы (напр., с польск. языка трагедии «Карпатские горцы» И. Корженёвского (1877. Вып. 4, 15-17, 19)), церковно-краеведческие исследования.

http://pravenc.ru/text/178795.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОФЕЙ (Малицкий Иоанникий; 1727, Чернигов - 2.09.1799, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Сведений о раннем периоде жизни не сохранилось. Киевский митр. Евгений (Болховитинов) и В. И. Аскоченский считали, что И. окончил Черниговский коллегиум, иером. Макарий (Булгаков ; впосл. митрополит Московский) и Черниговский архиеп. Филарет (Гумилевский) - Киево-Могилянскую академию. На основании неких документов из архива Святейшего Синода А. В. Белгородский предположил, что И. обучался в Воронежской ДС. Затем по приглашению наместника иером. Кирилла (Ляшевецкого) И. прибыл в Троице-Сергиеву лавру . После назначения в авг. 1758 г. архим. Кирилла на Воронежскую кафедру вместе с ним отправился в Воронеж, где в том же году принял монашество. В 1759 г. в сане иеромонаха И. стал членом Воронежской духовной консистории, был определен кафедральным проповедником, затем преподавателем риторики и логики, а также 1-м префектом Воронежской ДС. Иерофей (Малицкий), митр. Киевский и Галицкий. Портрет. XVIII в. Иерофей (Малицкий), митр. Киевский и Галицкий. Портрет. XVIII в. В связи с переводом Воронежского еп. Кирилла на Черниговскую кафедру И. в окт. 1761 г. также отправился в Чернигов. В сер. 1762 г. назначен настоятелем (в сане игумена) Домницкой обители (см. Рождества Пресвятой Богородицы монастырь с. Домница Менского р-на Черниговской обл.) и членом Черниговской духовной консистории. Возвел в мон-ре новые каменные постройки: храм, ограду и хозяйственные службы. Благотворителями мон-ря в этот период были представители фамилии Безбородко, дружба с к-рыми в дальнейшем отразилась на судьбе И. Во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в 1771 г. в южнорус. землях, подал прошение Черниговскому еп. Феофилу (Игнатовичу) о разрешении перенести чудотворную Домницкую икону Божией Матери из мон-ря в г. Березна для молитвы о спасении города. В этом прошении И. напоминал, что во время морового поветрия 1738 г. образ обнесли вокруг города и «единственно Ея предстательством спаслись». После получения разрешения еп. Феофила святыню с крестным ходом, сопровождаемым коленопреклоненными молебнами, пронесли по улицам города, и эпидемия отступила. В 1772 г. И. был назначен наместником черниговского Борисоглебского кафедрального мон-ря. 2 авг. 1774 г. возведен в сан архимандрита и стал настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Составил опись монастырских имений, в 1786 г. переданных в казну. 20 апр. 1786 г., оставаясь настоятелем, И. был назначен первым ректором Черниговской ДС, образованной на базе Черниговского коллегиума.

http://pravenc.ru/text/293762.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН БОСОЙ (Расторгуев Иван Иванович; 1799, г. Зарайск Рязанской губ.- 12.12.1849, Киев), юродивый, подвижник благочестия. Имел жену и дочь. Уже в зрелом возрасте он покинул Зарайск, странствовал по св. местам. В нач. 40-х гг. XIX в. пришел в Киев. На территории одной из усадеб Верхнего города ископал пещерку и затворился в ней, чем привлек внимание не только почитателей, но и полиции. Вскоре переселился в Нов. Строение, проживал в доме капитана Протасова. Носил вериги, зимой и летом ходил босиком, в одном халате из нанки (хлопчатобумажной ткани, как правило буровато-желтого цвета). Обладая даром предвидения, рассказывал посещавшим его паломникам о предстоящих событиях. Собирал милостыню, к-рую затем отдавал для оказания помощи странникам и нищим. В сборе пожертвований от богатых горожан ему содействовали киевский губернатор И. И. Фундуклей и ректор КДА архим. Димитрий (Муретов) . При помощи благотворителей в 1848 г. снял у причта Андреевской ц. находившийся в ее основании 2-этажный дом, где принимал и кормил до 500 чел. в день, выдавал бедным и странникам одежду и обувь, содержал небольшую больницу и оплачивал работу лекаря. Сам жил здесь же, в большом зале, в к-ром впосл. А. Н. Муравьёв устроил ц. во имя прп. Сергия Радонежского. Был похоронен на Щекавицком кладбище, могила не сохранилась. В июне 1850 г. по указу имп. Николая I богадельня И. Расторгуева была закрыта в связи с доносом о том, что в ней укрываются беглые крепостные (см.: Макаров А. Н. Малая энциклопедия киевской старины. К., 2002. С. 100-101; О н же. Киевская старина в лицах. XIX в. К., 2005. С. 790-791). Воспоминания о подвижнике в 60-х гг. XIX в. напечатал В. И. Аскоченский в ж. «Домашняя беседа». В 1873 г. иером. Евстратий (Голованский) издал в Киеве кн. «Игум. Вонифатий, основатель и строитель скита Феофании, принадлежащего к Киево-Златоверхо-Михайловскому монастырю, и наставник его Иван Босой, удивительный человек, юродивый». К. К. Крайний Рубрики: Ключевые слова: АНДРЕЙ ТОТЕМСКИЙ (1638-1673), Христа ради юродивый (пам. 10 окт. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых)

http://pravenc.ru/text/469836.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИЕВО-БРАТСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Киево-Братская икона Божией Матери. 70–90 гг. XVII в., 1-я пол. - сер. XVIII в. (НХМУ) Киево-Братская икона Божией Матери. 70–90 гг. XVII в., 1-я пол. - сер. XVIII в. (НХМУ) (празд. 10 мая, 2 июня и 6 сент.), чудотворная. Одна из главных святынь Киева, особо почиталась в XVII-XVIII вв. Списки К.-Б. и. и гравюры с ее изображением распространялись по всей Украине. Название иконы связано с киевским православным братством и Киево-Братским в честь Богоявления мон-рем на Подоле, где находился чудотворный образ. Согласно монастырскому преданию, 10 мая 1662 г. икона приплыла по Днепру из разоренного татарами Вышгорода, где была наместной (храмовой) в ц. святых Бориса и Глеба. Оставляя Вышгород, татары стали переправляться через Днепр, но их потопила поднявшаяся буря. Спастись смог лишь один татарин, ухватившись как за спасительный плот за икону Божией Матери. Икона остановилась напротив Братского монастыря и была с честью вынута монахами из воды. Татарин, испытав на себе действие Промысла Божия, уверовал во Иисуса Христа и принял крещение. Икона была поставлена в деревянной братской Борисоглебской ц. Самое раннее печатное воспроизведение предания об иконе - текст, размещенный на картуше внизу гравюры «Чудотворная икона Богородицы Братской» (1706) работы мон. Илариона (Мигуры) (оттиски неизвестны, медная доска хранится в отделе изобразительного искусства НБУВ; мон. Иларион (Мигура) неоднократно гравировал К.-Б. и., напр. в 1704 - панегирик архим. Гедеону (Одорскому)): «                                                   (1662)                                                                                                                                                                                 Нас Arcam curauit R: Hilarionnes Migura Metropolis Kiyoviensi Archidiacong. A 1706» ( Аскоченский. 1856. С. 346; см. также: Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 3. 1224). Текст на гравюре с указанной кириллицей датой - 1662 г.- приобрел значение документа, и приведенная в нем датировка обретения К.-Б. и. стала общепринятой.

http://pravenc.ru/text/1684331.html

Поселянин Е. На молитве в тишине и в буре. – Петроград, 1916. – С. 470. Поселянин Е. Стоятель за правду//Русский паломник. – 1915, 8. – С. 118–122. Козырев А. Краткие сведения о Павле, митрополите Тобольском. – 2-е изд. – Киев, 1880. Сулоцкий А. И., протоиерей. Тобольские и томские архипастыри, или Краткая История Тобольской и Томской епархии. – Омск, 1881. Сулоцкий А. И., протоиерей. Краткая История Тобольской и Томской епархии//Иркутские епархиальные ведомости. – 1881. – С. 435–436. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири: в 2 т. – 2-е изд. – СПб., 1886. – Т. 2. Щеглов И. В. Хронологический перечень важнейших данных из истории Сибири 1032– 1882 гг. – Иркутск, 1883. Андриевич В. К. Сибирь в царствовании императрицы Екатерины II. – Одесса, 1889, ч. 2. Макарий (Миролюбов) , епископ. Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М., 1858. – С. 97. См. также: Чтения в Обществе любителей истории и древностей российских. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911. – Т. 4, 6. – С. 351. Германов. На Афон и св. Землю. – М., 1912, ч. 1. – С. 37. Недосеков А. Последний Тобольский митрополит Павел Конюшкевич//Тобольские епархиальные ведомости. – 1882, неоф. ч., 23–24. – С. 475–489. Косаткин В. В., протоиерей. Монастыри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до начала XIX столетия. – Владимир, 1906. – С. 41. Злоско В., священник. Жизнь и чудеса св. Павла Конюшкевича, митрополита Тобольского и Сибирского, нетленно почивающего в усыпальнице Великой Церкви Киево-Печерской лавры. – Киев, 1908. Сырцов И. Я., протоиерей. Самосожигательство сибирских старообрядцев в XVII и XVIII столетии. – Тобольск, 1888. См. также: Тобольские епархиальные ведомости. – 1888, 7 и 8. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856. – Т. 2. – С. 59–62. Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 7 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 112. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 97.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

2 Из этих курсов для примера назовем принадлежащие: Reinhard’y (1823, 1 Bd), Ammony (1832, 1 Bd), Riegler’y (1836), Hirscher’y (1 Bd,1845), Probsty (1 Bd, 1848), Bittner’y (1855), Martin’y (1855), Schmidy (1861), Rothe (IV Bd, 1870), отч. Vilmar’y (1871), затем – Beck’y (1 Bd, 1882), Pruner’y (1883), Kübelю (l Th.., 1896), особенно Wuttke (1864, I Band) и мног. друг. (Schultz’y-1897...)... 3 Заглавие её см. выше (в 1-м примечан.). Здесь интересны страницы статьи: 384–388, примеч. на 389 4 Некоторые данные находятся также в опытах истории наших академий и семинарий, напр., в принадлежащих- И. А. Чистовичу , В. И. Аскоченскому, П. В. Знаменскому , С. К. Смирнову, А.Н. Надеждину и др. Все эти сочинения будут с» надлежащею полнотою названы нами в своем месте.– Чит., между прочим, Н. Г. Дебольского «0 высшем благе или о верховной цели нравственной деятельности» (Спб. 1886 г «Введение»: «0 некоторых учениях русской этики» (книга имеет отношение и к 1-му нашему примечанию). Чит. также Н. Кареева «Мысли об основах нравственности» Спб. 1895 г. Здесь интересна не самая книга, а «2-е приложение» к ней, содержащее «указатели», а иногда и характеристику «сочинений по этике», существующих на русском языке (некоторые из отмечаемых здесь сочинений относятся и к 1-му нашему примечанию)... 5 «Христ. Чтение» за 1868 г. ч. I; стр. 355: «Задача Нравственного Богословия, как науки» А. X. 10 Его-же «Из системы христианского нравоучения» (Киев, 1896 г.), стр 4. Ср. отчасти в «Опыте православного Нравственного Богословия» г. Ив. Пятницкого (Ставрополь, 1890 г.) стр. 1 «Предисловия»: «по Нравственному Богословию», говорит автор, «хотя мы и имеем несколько систем, но систем неудовлетворительных, не имеющих научного построения, научной постановки их вопросов, и отличающихся схоластическим направлением»... (вообще автор в «Предисловии» пользуется цитованною выше статьею А. Хрисанфа). Ср. также диссертацию H. П. Архангельского: «Задача, содержание и план системы православно- христианского нравоучения» (Симбирск, 1894 г.), стр. 3, 4. Чит. и друг. подобного же рода сочинения, вообще разделяющие вышеприведенные неутешительные отзывы о состоянии науки Нравственного Богословия в России в течение XIX-ro столетия и находящие возможным говорит разве об исключениях – не больше. 10а О других скажем ниже то, что находим нужным отметить.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

Слова преосвященнаго Феофана. Напечатаны в Тамбовских Епархиальных Ведомостях за 1867 год, (с 15 февраля по 15 мая). Оттуда вышли и отдельно брошюрой, в 1887 году вновь изданной в Москве (8°. стр. 50), а в 1892 году, в Москве же, вышедшей вторым изданием (8°. стр. 52). Здесь помещено 7 слов преосв. Феофана, произнесенных частью в Тамбове, частью во Владимире. 426 В позднейших отдельных изданиях брошюры (1887 и 1891 годов) к сему сделано прибавление, представляющее собой выдержку из творений св. Исаака Сирина о мире, в виду оставшегося невыясненным в проповедях определения понятия о том, что такое мир (см. 2-е изд. 1892 г., стр. 50–52). 2) Некоторые предостережения православным христианам. Также слова преосв. Феофана (числом VII). Напечатаны в тех же Тамбовских Епарх. Ведомостях за 1867 год, 12–18 (15 июня-15 сентября). Эти слова в 1893 году собраны также в отдельную брошюру, под заглавием: О православии, с предостережениями от погрешений против него. Слова епископа Феофана, и изданы в Москве Афонскими иноками. Слова эти, подобно предшествующим, также по большей части из произнесенных во Владимире, а частью в Тамбове 427 . 3) Душа и Ангел не тело, а дух. Это, полемического характера, исследование было первоначально напечатано в Тамбовских Епарх. Ведомостях за 1867 год, и 1868 г., и отсюда оттиснуто было отдельной книжкой в небольшом числе экземпляров, а затем, по просьбе редактора-издателя Домашней Беседы В.И. Аскоченского 428 , быв исправлено и дополнено самим автором, перепечатано в этом журнале за 1869 г., в выпусках 1–15 и 18–21 под заглавием: «Душа и ангел не есть нечто телесное, а чистый дух». Наконец в 1891 году Афонскими иноками оно было напечатано в Москве отдельной книжкой, под своим первоначальным заглавием: Душа и Ангел не тело, а дух. (Против брошюры: Слово о смерти и прибавление к сему слову). 8° min. Стр. 210 Слово о смерти и Прибавление принадлежит перу известного аскета-епископа Игнатия Брянчанинова , скончавшегося 30 апреля 1867 года. Вопреки этим брошюрам, преосв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

В 1642 году митрополит Сильвестр присутствовал на Соборе православного духовенства в Яссах и участвовал в рассмотрении книги митрополита Киевского и Галицкого Петра (Могилы , † 1646). Труды: Дидаскалия, альбо наука о седми сакраментах. – 1637; 2-е изд. – 1653. О хиротонии. – 1652. Отчет о православных Киевских и Винницких школах и защита преподавания латинского языка (на польском языке). – 1635. Патерик Печерский. – 1635. (В конце книги имеется хронологический перечень православных митрополитов Киевских.) Литература: Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 187. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 1490, 1593, 1639–1643, 1674, 1675. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886. – Т. 12. – С. 111–112. Чистович И. А. Очерк истории Западно-русской Церкви: в 2 ч. – СПб., 1882–1884, ч. 2. – С. 132–136. Голубев. История Киевской духовной академии. – Киев, 1886, вып. 1. – С. 185–187, прилож. 80–86. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией: в 2 т. – Киев, 1856. – Т. 1. – С. 169–180. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. История Русской Церкви: в 5 пер. – 5-е изд. – М., 1888, пер. 4. – С. 74, 123, 136, 154, 254. Костомаров Н. И. Богдан Хмельницкий//Собрание сочинений Н. И. Костомарова . Историческая монография и исследования: в 8 т. – СПб., 1903–1906. – Т. 2. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Описание Киево-Софийского собора и Киевской иерархии. – Киев, 1825. – С. 180–186. Толстой М. В. Рассказы из истории Русской Церкви. – М., 1873. – С. 498, 501, 520, 570. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 4, 493, 498. Диев М. Я., протоиерей. Поверка иерархических каталогов Российских древних епархий с летописями и актами (рукопись архива Святейшего Синода). – 1853. – С. 180–181; 1859. – С. 539–254. Пекарский П. П. Представители киевской учености в половине XVII столетия. – СПб., 1862. См. также: Отечественные записки. – СПб., 1862. – Кн. 2, апрель.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Император Павел I, введя в обычай жаловать духовенство орденами, пожаловал и владыке Афанасию (Вольховскому) Анненскую ленту, но, любя порядок, лишил его через год места и велел послать в один из малороссийских монастырей, помнится в Лубенский, где он и скончался. («Русская старина», 1871, октябрь, стр. 307–309.). Вопреки приведенному здесь мнению, напомним, что епископ Афанасий написал «Окружную грамоту к пастве» – труд, за который архиепископ Черниговский Филарет (Гумилевский) причислил его к писателям. Кроме того, Добрынин не учел того обстоятельства, что преосвященный Афанасий получил высшее образование, да еще в Киевской духовной академии, которая тогда особенно славилась. Так что он никак не мог остаться безграмотным. Достоверность сведений Добрынина и ценность его остроумных рассуждений чрезвычайно сомнительна. Труды: Окружная грамота к пастве. – М., 1795. Литература: Макарий (Миролюбов) . Описание Новгородского общежительного первоклассного Юрьева монастыря. – М. 1858. См. также//Чтения в Обществе истории и древностей российских. – М.. 1858. – С. 99. Горючко П. Афанасий (Вольховский), епископ Могилевский и Полоцкий. – Могилев, 1902. Павловский А. А. Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону. Составитель А. А. Павловс кий. – Нижний Новгород, 1907. – С. 548. Валентин (Ключарев), иеромонах. Юрьев Новгородский первоклассный монастырь и его описание. – Новгород, 1893. – С. 98–99. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 279. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 853. Григорович Н. И. Биография князя А. А. Безбородко//Русский архив. – 1874, 9. – С. 569–574. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1404. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 156.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ни словом не опроверг написанного им, хотя имел «сподручный журнал “Сын Отечества”», он же (Аскоченский) неоднократно писал ему лично, высказывая намерение не касаться личности архимандрита Феодора в статьях, прося предоставить возможность «разделаться только с панегиристом “Сына Отечества”» и потому виновным себя в возводимых на него обвинениях в притеснениях Феодора (Бухарева) не считает (см.: Аскоченский В.И. Тяжелое, нонеобходимое объяснение//Там же. 1871. 8 мая. С. 582–583). В 1877 г.Аскоченский заболел и последние полтора года провел в отделении для душевнобольных Петропавловской больницы С.-Петербург. Подробнее о В.И. Аскоченском см.: Минаков А.Ю. Аскоченский В.И.//ПЭ. М., 2001. Т. 3.C. 611. По поводу полемики с А.М. Бухаревым см.: Наместников А.В. Православиеи современность: Полемика архимандрита Феодора ( А.М. Бухарева ) и В.И. Аскоченского//Вестник Московского университета. Сер. 8: История.1999. С. 41–47. Бухарев Александр Матвеевич (в монашестве Феодор) (22.07.1822–02.04.1871) – русский богослов, философ, экзегист, публицист. Родился в семье диакона Тверской губернии. Окончил Тверскую ДС (1842) изатем МДА со степенью магистра богословия (1846); оставлен при Академии бакалавром по библейской истории и греческому языку, затем по Священному Писанию. 08.06.1846 г. пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха. С 1850 г. соборный иеромонах Донского монастыря в Москве.С 13.11.1852 г. экстраординарный профессор МДА. 26.08.1853 г. возведен в сан архимандрита, назначен помощником инспектора. С 31.08.1854 г. ординарный профессор КазДА по кафедре догматического богословия. С 22.09.1855 г. инспектор КазДА. С 10.01.1858 г. член СПбКДЦ. Был одним из немногих церковных деятелей, интересовавшихся проблемами христианизации общества. Выпустил сборник статей «О православии в отношении к современности, вразных статьях архимандрита Феодора» (СПб., 1860), за который подвергся жесткой критике и обвинениям в «еретичестве» со стороны В.И. Аскоченского (см. выше). К этой критике стали прислушиваться высшие церковные иерархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010