Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРЛААМ (до 1035 - до 1067/74), прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 19 нояб., 10 окт. - в Соборе Волынских святых, 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских), игум. киево-печерский. Сведения о В. находятся в Житии прп. Феодосия Печерского, в Киево-Печерском Патерике и в вошедшей в ПВЛ (под 1051 г.) повести «Что ради прозвася Печерский монастырь». Основание кн. Изяславом Ярославичем Димитриевского мон-ря и постановление игуменом прп. Варлаама. Радзивиловская летопись. XV в. Л. 92 об. (БАН. 34.5.30) Основание кн. Изяславом Ярославичем Димитриевского мон-ря и постановление игуменом прп. Варлаама. Радзивиловская летопись. XV в. Л. 92 об. (БАН. 34.5.30) В. был сыном боярина Иоанна, состоявшего на службе у киевского кн. Изяслава Ярославича (1054-1078, с перерывами). В поздней печерской традиции, нашедшей отражение в печатных патериках и близких им текстах (Патерик, или Отечник Печерский. Л. 91 об.), Иоанн отождествлялся с Яном Вышатичем, киевским тысяцким в 1089 г. (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 208), к-рый к тому же считался внуком новгородского посадника Остромира, т. е. кровным родичем княжеской династии. Однако это отождествление, вошедшее и в научную историографию (см., напр.: Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 63-64), едва ли состоятельно по хронологическим соображениям, излагаемым ниже. Будучи молодым, но уже женатым человеком, В. познакомился с прп. Антонием Печерским Печерским, стал часто приходить к нему для беседы и со временем решился поселиться вместе с ним в пещере. Прп. Антоний принял В., поручив прп. Никону Великому , имевшему сан священника, совершить над В. монашеский постриг (впрочем, не без предостережения о возможных последствиях - вероятно, крутой нрав боярина Иоанна был достаточно известен в Киеве). Вскоре в Печерском мон-ре с именем Ефрем принял постриг любимый княжеский управляющий. Разгневанный Изяслав Ярославич приказал привести к себе прп. Никона и велел ему расстричь своих приближенных, угрожая в противном случае разорить мон-рь. Преподобный отказался со словами: «Несть лепо отвратити воинь от Царя Небеснаго» ( Абрамович. С. 33-34). Гнев князя укротила его жена, дочь польск. кор. Мешко II (1025-1034, с перерывом), к-рая напомнила ему, что конфликт польск. кн. Болеслава I с монашеством привел к большим бедам (имеется в виду временный распад Древнепольского гос-ва в сер. 30-х гг. XI в.). Тогда попытку возвратить сына силой сделал отец В. Он со своими слугами напал на пещеру, выволок оттуда юного подвижника и насильно доставил домой, в Киев. Однако стойкое сопротивление юноши заставило Иоанна смириться и отпустить сына назад в пещеру.

http://pravenc.ru/text/154149.html

С сер. XIV в. в источниках начинают поименно упоминаться члены митрополичьего военно-служилого двора, ведавшего судом и управлением от имени митрополита. Среди бояр и слуг в XIV в. встречаются и выходцы из Византии (напр., Михаил Щербатый Гречин). На Руси в отличие от Болгарии, Молдавии и Валахии далеко не все из них сумели сохранить высокий служебный статус для своих потомков. В основном митрополичьи бояре, стольники, дьяки и слуги упоминаются в связи с исполнением ими посольских поручений (в К-поле, Новгороде или Галиче), что отмечено в рус. летописях и греч. актах К-польского Патриархата. В кон. XIV в. в Сев.-Вост. Руси нек-рые митрополичьи бояре одновременно были монахами (напр., Андрей (Ослябя)) (см. ст. Александр (Пересвет) и Андрей (Ослябя) Радонежские ). При епископских дворах такие служебные назначения среди вотчинников были распространены еще в XV в. (напр., в Ростовской епархии). М. о. в Сев.-Вост. Руси делилась на адм. округа, во главе к-рых со 2-й пол. XIV в. были десятинники. До этого времени, как свидетельствуют записи свт. Феогноста, митрополиты нередко сами объезжали территорию М. о. в Сев.-Вост. Руси, где собирали положенную им десятину ( Присёлков, Фасмер. 1916). Размеры этих округов не были равными. В ряде случаев они могли достигать площади уездов, станов или «более мелких территориальных единиц» ( Флоря. 2007. С. 93). Возможно, подобное неравенство в размерах округов отражает первоначальную плотность их населения. Во 2-й четв.- сер. XV в. ключевые должности в управлении митрополичьим домом занимали представители черного духовенства, к-рые были дворецкими, казначеями и нередко становились митрополичьими наместниками в важнейших городах Руси (напр., они известны во Владимире-на-Клязьме, Вильно, Киеве, Новгородке-Литовском, Кричеве, Галиче и др.), где возглавляли штат светских слуг. Так, обвиненный в нач. янв. 1396 г. в отравлении Киевского вел. кн. Скиргайло (Иоанна) Ольгердовича выходец со Св. Горы Фома (Изуфов) держал у свт. Киприана наместничество у Св. Софии на митрополичьем дворе (ПСРЛ. Т. 32. С. 71, 147; Т. 35. С. 65, 72, 90, 101-102, 138, 159, 186, 207, 228). Настоятель нижегородского Благовещенского муж. мон-ря архим. Малахия Философ стал митрополичьим наместником во Владимире-на-Клязьме ( Гранстрем Е. Э. Чернец Малахия Философ//АЕ за 1962 г. М., 1963. С. 69-70; Кучкин В. А. Подделки действительные или мнимые?// Он же. Волго-Окское междуречье и Нижний Новгород в средние века. Н. Новг., 2011. С. 216, 217, 222). В авг. 1404 г., приехав в Киев, свт. Киприан «наместника своего Тимофея архимандрита и слуг своих тамошних поима и отосла на Москву, и постави тамо наместника своего Феодосия, архимандрита Спаскаго; сице же и слуг своих избра, повеле им на Киеве быти со архимандритом наместником его» ( Присёлков. 1950. С. 458).

http://pravenc.ru/text/2563400.html

Согласно Житию прп. Стефана и обеим редакциям Сказания, родители Г. владели землями на Махре в Переяславской земле. Гавриил в отрочестве осиротел (возможно, его родители умерли во время эпидемии в 1353). Через нек-рое время его духовным наставником стал поселившийся поблизости прп. Стефан, к-рый начал здесь строительство мон-ря. В обители юноша овладел грамотой. После того как Гавриилу исполнилось 18 лет, прп. Стефан постриг его в монашество, все имущество новоначальный инок отдал мон-рю. Между 1363 и 1365 гг. Суздальский еп. Алексий по просьбе прп. Стефана рукоположил Г. во иерея. Активная деятельность прп. Стефана вызвала озабоченность соседних землевладельцев братьев Юрцовских, опасавшихся, что их родовая дер. Юрцово может отойти мон-рю. Юрцовские пригрозили прп. Стефану и Г. расправой, после чего иноки были вынуждены оставить Махрищский мон-рь и уйти в Вологодскую землю. Уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря в источникахне датирован. Встречающаяся в лит-ре дата - ок. 1370 г. (см., напр.: Соснина Е. В. Прп. Стефан Махрищский и Троице-Сергиева лавра//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и дух. жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 76) - вызывает сомнения. Известно, что прп. Стефана в Махрищском мон-ре посещал прп. Сергий Радонежский. Это могло случиться ок. 1372 г., когда прп. Сергий был вынужден из-за разногласий с братией покинуть Троице-Сергиев мон-рь ( Кучкин В. А. Сергий Радонежский//ВИ. 1992. 10. С. 75-92), или ок. 1373 г., когда митр. св. Алексий вызвал преподобного в Москву из киржачского в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-ря . Следов., уход прп. Стефана и Г. из Махрищского мон-ря мог состояться вскоре после 1372-1373 гг. Через нек-рое время подвижники обосновались вблизи р. Сухоны у Юрьева протока, в пределах Ростовской епархии. Здесь прп. Стефан и Г. поставили крест, затем построили деревянные храмы во имя Св. Троицы, вмч. Георгия, в честь Благовещения Пресв. Богородицы, а также трапезную и кельи. Вскоре к ним присоединился местный землевладелец Константин Дмитриевич (во 2-й редакции Сказания он назван «простолюдином»). Сначала он стал послушником, научился грамоте и письму и в 23 года принял постриг в Авнежском мон-ре с именем Кассиан, завещав обители все имущество. После богослужения и молитвы обычным делом подвижников было выкорчевывать лес и засевать освободившуюся землю. Вскоре в мон-ре собралась братия, и он получил известность. Вел. кн. св. Димитрий Иоаннович Донской прислал в обитель «милостыню доволну и книги своя». Через нек-рое время он вызвал прп. Стефана в Москву. Покидая Авнежский мон-рь, святой поставил Г. игуменом, а К. келарем. (Согласно 2-й редакции Сказания, прп. Стефан, Г. и К. вместе прожили в Авнежском мон-ре 35 лет, т. е. приблизительно до 1407-1408. Однако, исходя из дат смерти вел. кн. Димитрия Донского - 19 мая 1389 - и прп. Стефана - 1406,- эти сведения нельзя признать достоверными; речь может идти не более чем о 10 годах пребывания прп. Стефана на Авнеге.)

http://pravenc.ru/text/166842.html

Автор Жития свт. Петра, написанного в Москве в 1327 г., характеризует И. Д. как князя «милостива до святыих церкви и до нищих, самого горазда святым книгам, послушателя святых учений». В Житии рассказывается, что, когда после смерти свт. Петра от его гроба начали совершаться исцеления, И. Д. «написав те чудеса, и посла в град Володимерь ко святому сбору», после чего Ростовский еп. св. Прохор «нача чести чюдеса» во время службы, и «тако бо Бог просвети землю Создальскую, и град, зовомый Москву, и благовернаго князя Ивана». Известна «Похвала» И. Д., представляющая собой приписку к Сийскому Евангелию . В ней И. Д. изображен как могущественный и справедливый правитель, творящий правый суд, как князь, при котором на Руси установилась «тишина». По мнению большинства исследователей, памятник датируется 1340 г., последними месяцами жизни И. Д., а упомянутый в нем заказчик рукописи - старец Анания - это И. Д., принявший перед смертью схиму с этим именем (см., напр.: Мещерский. 1969; Романова А. А. Древнерус. календарно-хронол. источники XV-XVII вв. СПб., 2002. С. 56-58). Согласно др. т. зр., памятник был создан в февр. 1339 г., отождествление Анании с И. Д. маловероятно (см.: Каштанов С. М., Столярова Л. В. Древнейшее московское Евангелие и его двинской адресат//Средневековая Русь. М., 2004. Вып. 4. С. 252-298). В Житии прп. Пафнутия Боровского, созданном учеником святого архиеп. Вассианом II (Саниным ; † 1515), содержится рассказ прп. Пафнутия о видении, бывшем некой инокине в 1407 г. Инокиня скончалась во время эпидемии, через нек-рое время она ожила и рассказала о посещении загробного мира. В раю она видела И. Д., удостоенного Божьего благоволения за то, что он был милостив и щедр к нищим. Прозвище И. Д. Калита, встречающееся в источниках с кон. XIV в., означает «сумка, мешок с деньгами». По одной версии, в этом прозвище отразились рачительность и скупость князя, по другой - щедрость в раздаче милостыни (для чего, как предполагают, он всегда носил при себе «калиту»). Ист.: ДДГ. 1. С. 7-11; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950 (по указ.); ГВНиП. 84, 86; НПЛ (по указ.); Мещерский Н. А. К изучению ранней моск. письменности//Изучение рус. языка и источниковедение. М., 1969. С. 93-103; Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 414-417 [Житие свт. Петра]; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1; Т. 15. Вып. 1; Т. 18 (по указ.); Кучкин В. А. Издание завещаний моск. князей XIV в.//ДРВМ. 2008. 1(31). С. 95-108; 2(32). С. 129-132.

http://pravenc.ru/text/469776.html

Отдельный сложный вопрос представляет соотношение редакций А и Б (по Яблонскому), или Второй и Первой Пахомиевских (по Клоссу). Предложенная Яблонским последовательность их появления была опровергнута в ряде работ (Зубов, прот. А. И. Просвирнин, В. А. Кучкин). По мнению Зубова и Клосса, обе редакции восходят к одному протографу ( Зубов. 1953. С. 154; Клосс. 1998. Т. 1. С. 165), а Кучкин показал, что список РГБ. Ф. 304/I. 746, относимый к редакции Б, представляет собой особую Пахомиевскую редакцию Жития, к-рая имела общий протограф с редакцией А и др. списками редакции Б (по Яблонскому) ( Кучкин. О древнейшем списке Жития Сергия Радонежского. 2002). Зубов высказал предположение, что редакция Д не могла возникнуть из редакции Г (по Яблонскому), т. к. эти редакции имеют общий протограф ( Зубов. 1953. С. 152-153). Шибаев указал, что Третья Пахомиевская редакция не является протографом для Четвертой, как до этого утверждал Клосс ( Шибаев. 2006. С. 56-57). По мнению Е. Э. Шевченко, П. Л. не был автором описания посмертных Чудес 1449 г. в составе Редакции с записью этих Чудес: в списке-автографе П. Л. (ГИМ. Син. 637) они не являются первоначальными и, возможно, были записаны прп. Мартинианом Белозерским или кем-то с его слов, а потом переписаны П. Л. ( Шевченко Е. Э. Прп. Мартиниан Белозерский и общерус. канонизация прп. Сергия Радонежского//Святые подвижники - основатели монастырей и книжные собрания этих обителей: к 700-летию прп. Сергия Радонежского: Мат-лы междунар. науч. конф. «IX Загребинские чтения». 2015. С. 59). Некоторые Пахомиевские редакции Жития прп. Сергия известны в разных вариантах, причем часть из них была создана, вероятно, самим писателем (ср. список РНБ. Соф. 1248, содержащий текст Жития прп. Сергия, переписанный П. Л. и характеризующийся, согласно Шибаеву, рядом отличий от Четвертой Пахомиевской редакции, к которой он может быть отнесен по классификации Клосса - Шибаев. 2006. С. 56; Он же. 2007. С. 293). Клосс впервые предпринял попытку классификации разновидностей редакций, а также указал промежуточные варианты (напр., соединение Четвертой и Пятой Пахомиевских редакций, компиляции Первой и Четвертой, Третьей и Четвертой Пахомиевских редакций, промежуточные варианты в рамках Четвертой Пахомиевской редакции и др.), однако эта классификация недостаточно хорошо разработана (см.

http://pravenc.ru/text/2579870.html

С XV в. южнослав. списки полного корпуса Поучений Д. Г. практически отсутствуют, исключение - рукопись НБКМ. 1204 (нач. XVI в.). Отдельные Поучения содержатся во множестве монашеских и четьих сборников XIV-XVIII вв. (неполный список таких сборников, включая рус. списки, см.: Христова. 2001. С. 45-46. Примеч. 66). На Русь списки среднеболг. перевода сочинений Д. Г. приходят, вероятно, во 2-й пол. XIV в. через болг. посредство в эпоху «второго южнославянского влияния». XIV в. датируются по крайней мере 5 рус. списков: ГИМ. Чуд. 14; РГБ. Троиц. 163, 164; ГИМ. Увар. 373, 374. Начиная с XV в. корпус Поучений Д. Г. постоянно переписывался в виде отдельных сборников или вместе с «Лествицей», сочинениями преподобных Симеона Нового Богослова , Исаака Сирина , Петра Дамаскина и др. в таких книжных центрах, как Троице-Сергиева лавра (списки XV в.), Соловецкий мон-рь (списки XVI-XVII вв.), Кириллов Белозерский мон-рь (списки XV-XVII вв.), Чудов мон-рь (списки XV в.) и др. В XVI в. Поучения Д. Г. были включены митр. Макарием в состав ВМЧ под 5 июня (РНБ. Соф. 1322: Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 116-117; ГИМ. Син. 995: Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 211-214 паг.]). И. Христова приводит перечень из 57 болгарских, сербских и русских списков полного корпуса Поучений Д. Г. ( Христова. 2001. С. 38-44): 14 принадлежат XIV в., 18 - XV в., 12 - XVI в., 11 - XVII в. и 2 рукописи - соответственно XVIII и XIX вв. Этот перечень может быть значительно дополнен, напр., следующими списками: ГИМ. Увар. 373, 374 (серб. XIV в.), 61 (рус. XV в.), 375, 881, 760 (рус. XVI в.) (описание см.: Леонид (Кавелин), архим. Систематическое описание славяно-российских рукописей собр. гр. А. С. Уварова. М., 1893. Т. 1. С. 156-162); РНБ. F. п. I. 42 (рус. кон. XIV - нач. XV в.; Калайдович К., Строев П. Обстоятельное описание славяно-российских рукописей, хранящихся в б-ке графа Ф. А. Толстого. М., 1825. С. 65), РНБ. Q. I. 210 (рус. XVI в.; Там же. С. 424-425); РГАДА. Мазур. Ф. 196. 780 (рус. сер. XV в.; Каталог славяно-русских рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА/Сост.: И. Л. Жучкова, Л. В. Мошкова, А. А. Турилов. М., 2000. С. 177); рус. список Виленской публичной б-ки (ныне б-ка АН Литвы). 61 (XV в.); болг. список Нижегородской научной б-ки. 17531 (кон. XIV в.), включающий Поучения Д. Г. (Л. 1-176) и Житие прп. Василия Нового 2-й южнослав. редакции (рукопись попала на Русь в XV в., в XVII в. находилась на Украине, в частности, согласно одной из помет 1661 г., в киевском Пустынно-Николаевском мон-ре; см.: Кучкин. 1972); списки ВМЧ; рукописи Кирилло-Белозерского собрания (см.: Прохоров. 1999): 7 рус. списков полного корпуса Поучений XV в. (РНБ. Кир.-Бел. 38/163, 24/1101, 101/1178, 22/1099, 11/2088, 387/503 (2-я пол.)); 5 - кон. XV - нач. XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 23/1100, 45/170, 46/171, 89/214, 122/247); 1 - XVI в. (РНБ. Кир.-Бел. 121/246); 1 - кон. XVI - нач. XVII в. (РНБ. Кир.-Бел. 109/234); 1 - 1645 г. (РНБ. Кир.-Бел. 129/254).

http://pravenc.ru/text/180299.html

592 Такое мнение высказывалось: Карамзин Н.М. Указ. соч. Т. 5. С. 47; Экземплярский А.В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1889. Т. 1. С. 115; Буганов В.И. Указ. соч. С. 247. 593 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 143–146; Т. 18. С. 131–133; Т. 4, ч. 1, вып. 2. С. 326–338; Т. 6. С. 98–103; Памятники литературы Древней Руси: XIV – середина XV века. М., 1981. С. 190–207 (текст Новгородской Карамзинской летописи). 596 Для этого свода характерно осуждение усобиц и идея единства русских князей, см.: Лурье Я.С. Две истории Руси 15 века. СПб., 1994. С. 116–117. 600 См., напр.: ПСРЛ. М., 1962. Т. 1. Стб. 200–201; HIЛ. С. 73–74. Подобное явление (так называемые «регифугии») было распространено во многих странах Европы (см.: Долманьош И. Политика личной безопасности и военной защиты великих русских князей в средневековье: Русские аналогии некоторым европейским «регифугиям»//Etudes historiques hongroises 1985 publées à l " occasion du XVI е Congrès international des Sciences Historiques par le Comité National des Historiens Hongrois. Budapest, 1985. Bd. 1). 601 В Московском княжестве вероятность применения такой тактики была закреплена в междукняжеских договорах: «Тако же и городная осада, оже ми, брате, самому състи в городее, а тобе ми послати из города, и тобе оставити своя княгини, и свои дети, и свои бояре. А будеть ми тобе оставити в города, [а самому] ехати ми из города, а мне, брате, оставити своя мати, [и свою братию] молодшюю, и свои бояре» (ДДГ. С. 38 – договор Василия Дмитриевича с Владимиром Андреевичем, 1390 г.). 604 Там же. Т. 4, ч. 1, вып. 2. С. 329 («...и потомъ приъха к ним в город некоторый князь Литовскии, именем Остеи, внукъ Олгердовъ»). 605 Утверждение, что Остей был приглашен в Москву городским вечем (Вернадский Г.В. Указ. соч. С. 271; Черепнин Л.В. Указ. соч. С. 639; Буганов В.И. Указ. соч. С. 248), опоры в источниках не имеет. В Повести Новгородской IV – Софийской I летописей горожане, «ставшие вечем», определены как «мятежники» и «крамольники», а про Остея сказано, что он, придя в Москву, усмирил мятеж (ПСРЛ. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 329; Т. 6. С. 99; Памятники литературы Древней Руси: XIV – середина XV века. С. 194). Это ясно свидетельствует, что Остей не был заодно с вечниками. Неясно, из каких оснований исходит В.А. Кучкин, полагая, что Остей был сыном Андрея Ольгердовича (История Москвы. Т. 1: XII-XVIII века. М., 1997. С. 56).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV–XIX в. По данным древнерусских синодиков//«Честному и грозному Ивану Васильевичу». К 70-летию Ивана Васильевича Левочкина. М., 2004. С. 35–40. Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы// Церковь , общество и государство в феодальной России. Сборник статей. М., 1990. С. 103–126. Кучкин В. А. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого //От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей к 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М., 2003. С. 407–419. Кучкин В. А. О роли Сергия Радонежского в подготовке Куликовской битвы//Вопросы научного атеизма. Вып. 37. М., 1988. С. 100–116. Кучкин В. А. Русские историки о Сергии Радонежском//Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 3. М., 1992. С. 5–6. Кучкин В. А. Свидание перед походом на Дон или на Вожу?//Наука и религия. 1987. 7. С. 50–53. Кучкин В. А. Сергий Радонежский//Вопросы истории. 1992. 10. С. 75–92. Кучкин В. А. Сергий Радонежский и «филофеевский крест»//Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 16–22. Кучкин В. А. Сергий Радонежский и борьба за митрополичью кафедру всея Руси в 70–80-е годы XIV в.//Культура славян и Руси. М., 1998. С. 353–360. Лаврентьев Г. Описание жизни и чудес преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Радонежского и всея России чудотворца. Составлял по древним сказаниям современников, русским летописям и другим историческим материалам Г. Лаврентьев. СПб., 1862. Лавров Д. П. В память пятисотлетия со дня блаженной кончины преподобного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. 25 сентября 1392–1892 г. О жизни св. преподобного Сергия Радонежского и о великих заслугах его и Троице-Сергиевой лавры Русскому государству в тяжкое время его исторической жизни. Речь, сказанная 25 сентября 1892 г. в Виленском пехотном юнкерском училище преподавателем русской гражданской истории в училище и истории и обличения русского сектантства и обличительного богословия в Литовской духовной семинарии Д. П. Лавровым. Вильна, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Алексия (12 февраля 1378 г.) (Кучкин. Сергий Радонежский. С. 87–88). О времени создания Спасо-Андроникова монастыря см.: Беляев. Древние монастыри. С. 188–190. Основанию Борисоглебского монастыря, ранняя история которого тесно связана со Спасо-Каменным под Вологдой, посвящена отдельная повесть, составленная в 1-й пол. XVI в.: Повесть о Борисоглебском монастыре (около Ростова) XVI в./Сообщ. Хр. Лопарева. СПб., 1892 (ПДПИ. Вып. 86); см. также: Ключевский. Древнерусские жития. С. 280–281; Словарь книжников. Вып. 2. Ч. 2. С. 222–223. Предание об основании Георгиевской пустыни прп. Сергием в 1365 г. вызывает сомнения в своей правдивости, поскольку некоторые исследователи оспаривают достоверность самого путешествия радонежского игумена в Нижний Новгород с поручением от свт. Алексия (Кучкин. Дмитрий Донской. С. 119–120; подробнее см. комм. Возможно, предание возникло в то время, когда пустынь была приписана к Троице-Сергиеву монастырю (Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877 [репринт: К¸льн—Вена, 1990]. Стб. 726. III. 688). В последнее время было высказано мнение о том, что речь в данном случае идет не о создании, а лишь о возобновлении существовавшего уже в сер. XIV в. монастыря, упоминаемого в духовных грамотах московских князей как «Богородица на Крутице» (Кучкин. Сергий Радонежский. С. 82–83; ср.: Беляев. Древние монастыри. С. 180–185). Предание о создании прп. Сергием второго монастыря на Дубенке имеет позднее происхождение (Кучкин. Сергий Радонежский. С. 89–90). Подробнее о прп. Сергии и начальной истории Троицкого монастыря см.: Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троице-Сергиева лавра. Сергиев Посад, 1892. О хронологии жития прп. Сергия и датировке в нем отдельных событий, изложенных прп. Епифанием Премудрым без прямой последовательности, см.: Кучкин. Сергий Радонежский. С. 75, 79. О ранней истории древнейших московских монастырей см.: Беляев. Древние монастыри. С. 152–215. О монастырях и монастырской жизни в Тверском княжестве XIV в.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

М., 1980. С. 181–195; Григорьев А.П. Золотоордынские ханы 60–70-х годов XIV в.: хронология правлений//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1983. Вып. 7. С. 20–32. 472 Там же. Т. 15, вып. 1. Стб. 74; Кучкин В.А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой//Куликовская битва. С. 62–64. 473 Григорьев А.П. Указ соч. С. 37–38, 41–43, 46–47; Кучкин В.А. Ханы Мамаевой Орды//90 лет Н.А. Баскакову. М., 1996. С. 118–120. 475 См.: Сафаргалиев М.Г. Указ соч. С. 124–133; Егоров BJI. Указ. соч. С. 191–192, 199–203; Григорьев АЛ. Указ. соч. С. 32–54. 477 См.: Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 226. 479 По мнению В.А. Кучкина, Василий отправился за ярлыком на великое княжение владимирское (Кучкин В.А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой. С. 66; Он же. Дмитрий Донской. С. 65). Это представляется маловероятным, так как к этому времени у Дмитрия Константиновича уже были союзнические отношения с Москвой, и все усилия он направлял на овладение Нижним Новгородом. 482 Ранее имели место только успешные оборонительные бои (Даниил Галицкий против Куремсы), победы (Дмитрия Александровича в 1285 г., Даниила Александровича в 1300 г., Михаила Ярославича в 1317 г.) над татарскими отрядами, сопровождавшими войска русских князей, избиение ордынских контингентов в ходе городских восстаний (Ростов – 1289 г., Тверь – 1327 г.). 483 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 87; Приселков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. 496 ДДГ. М.; Л., 1950. О дате грамоты см.: Кучкин В.А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой. С. 89–91. 501 По мнению А.И. Плигузова и А.Л. Хорошкевич, в конце 60-х – начале 70-х гг. «Дмитрий Московский задумал нечто подобное Куликовской битве», а «Ольгердово нашествие сорвало эти планы» (Плигузов А.И., Хорошкевич АЛ. Русская церковь и антиордынская борьба в XIII-XV вв. (по материалам краткого собрания ханских ярлыков русским митрополитам)// Церковь , общество и государство в феодальной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010