Это место Нового Завета (Еф.6:4) становится опорной точкой в педагогических вопросах, затрагиваемых христианскими писателями. Один из важнейших авторитетных источников предшествовавшего поколения, «Нравственные правила» святителя Василия Великого, указанные слова апостола представляет так: «Родители должны воспитывать детей в учении и наставлении Господнем с кротостию и долготерпением, и сколько зависит от них, не подавать никакого повода к гневу и скорби», — Василий Великий как обоснование для своих слов полностью приводит этот стих из послания к Ефесянам . Раннехристианские авторы подробно рассматривали тему духовного возрастания христианина, образование взрослого человека, но мало внимания уделяли образованию именно детей, ограничиваясь ссылкой на указанное место Нового Завета, а также ветхозаветные изречения. Короткие «правила» воспроизводили два тезиса: обучать и воспитывать детей должны, обязаны их родители (чаще — именно отец), и при этом это должно быть образование христианина, «в наставлении Господнем». Это положение можно увидеть на примере творений учеников апостолов. В «катехизической» части «Учения двенадцати апостолов» дается образец жизни христианина в миру и, в частности, отношения к детям. «Не отнимай руки от сына своего или от дочери своей, но от юности учи страху Божию» (Didache XII apostolorum, 4.9 ). Другие ученики апостолов немного подробнее рассматривали тему воспитания детей, также указывая на родителей как тех, кто обязан наставлять детей. Это, например, книга «Пастырь» Ерма, также включенная в «Писания мужей апостольских» (первая четверть второго столетия). В первой части «Пастыря» — книге «Видения» — Ерму объявляется о гневе Божием за грехи автора. «Впрочем, не ради тебя собственно гневается на тебя Господь, но за дом твой, который впал в нечестие И ты, любя детей, не вразумлял своего семейства, но допустил их сильно развратиться» (Hermas. Pastor I ). Здесь мы видим тему зависимости спасения христианина (то есть цели всей жизни) от качества воспитания его детей. При этом вина за развращенность детей возлагается именно на отца, как ответственное лицо в воспитании ребенка. В этом же видении Ерму предлагается и разрешение его вины: «…праведное слово, ежедневно внушаемое, победит всякое зло. Потому не переставай вразумлять детей своих…» (там же). Здесь также речь идет о поучении и наставлении детей их отцом, и это показано как путь спасения и христианина, и возглавляемого им дома. Это положение неоднократно повторяется в «Пастыре» Ерма (см. Hermas. Pastor I ).

http://bogoslov.ru/article/4912799

под ред. К.А. Максимовича Христианский Запад Под христианским Западом в подборке подразумеваются области, практически совпадавшие с территориями Западной Римской империи: Италия, Галлия, Германия, Иллирик, Британия (Ирландия), Испания, Северо-Западная Африка. Hermas. Pastor: Visiones. IL 4. 3 Monumenta. P. 41: Patres apostolici/Ed. Fr. X. Funk. Tubingae, 1901. Vol. 1. P. 430; IOsqq.). Пер. по изд.: Писания мужей апостольских. Рига, 1994 (в редакции). «Пастырь» Ерма – одно из наиболее ранних (II в.) свидетельств святоотеческой литературы о женщине Гранте, назидавшей в Риме вдов, которая упомянута наряду с четвертым римским епископом Климентом (88/92–97/101). Γρψεις ον δο βιβλαρδια και πμψεις £ν Κλμεντι και £ν Γραπτ. Πμψει ον Κλμης εις τς £ξω πλεις, κενω γρ Γραπτ δ νουθετσει τς χρας και τος ρφανος. Еры. Пастырь. Видения. II. 4. 3 [Слова старицы, обращенные к Ерму :] Ты же напишешь две книжки и одну отдашь Клименту, а другую – Грапте. А Климент отошлет во внешние города, ибо ему это предоставлено. Грапта же будет назидать вдов и сирот. Quintus Septimius Florens Tertullianus Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан Сочинения Тертуллиана (ок. 150/170 – ок. 230) содержат целый ряд свидетельств о вдовах (впрочем, как и о женщинах неортодоксальных общин, например, осмеливавшихся крестить), которые в Карфагене представляли собой определенную организацию. De praescriptione haereticorum. 3. 5 CLCLT: CPL 0005 SL 1 (éd. R. F. Refoulé, 1954). Пер. А. А. Столярова по изд.: Тертуллиан . Избранные сочинения. М., 1994. С. 107. Оригинальные тексты Тертуллиана , их издания, библиографию и подробную информацию об апологете см. на постоянно обновляемом ресурсе: The Tertullian Project 116 . Quid ergo si episcopus, si diaconus, si uidua, si uirgo, si doctor, si etiam martyr lapsus a regula fuerit? Ideo haereses ueritatem uidebuntur obtinere? О прещении против еретиков. 3. 5 Так что же, если епископ, диакон, вдова, дева, наставник или даже мученик отпадут от правила [веры] – неужели надо будет думать, что в ересях есть истина?

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Милостыня – 1) акт милосердия ; 2) добрые поступки, направленные на помощь ближнему , как результат христианской любви (к Богу и ближним); 3) предмет подаяния (деньги, вещи, книги и пр.). Что такое милостыня в христианском понимании? Для христианина милостыня – это не только (и не столько) социальное дело, сколько служение Богу. Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель выражает Богу. Верующий подаёт нищему буквально то, что ему «послал Бог» , ибо он относится к своему достатку как к дару, который получен по воле Бога; милостыня для христианина – это и форма исполнения двух важнейших заповедей – о любви к Богу и о любви к ближним, – и форма проявления этой любви. Помощь ближнему воспринимается религиозным человеком как неотъемлемая часть его служения Богу, наряду с храмовым богослужением , молитвой и аскезой . Заметим попутно: подача милостыни не ставит автоматически подающего выше, чем принимающего. Что говорится в Священном Писании о милостыне? Священное Писание непрестанно учит нас заботиться о нищих. См., например, Притч.3:27-28, 19:17 , Притч.21:13, 28:27 ; Мф.5:7, 6:1-4 , Мф.19:21 ; Мк.12:43-44, 10:21 ; Лк.6:30, 6:38, 14:13, 19:8 ; Деян.4:34, 20:35 и мн. др. Три вида милостыни Подобно телу , душа и дух человека требуют сообразной себе пищи и попечения о них, а потому, кроме вещественной милостыни, бывает милостыня душевная и духовная: Таким образом, милостыня в христианстве далеко не всегда связана с деньгами, имуществом и имущественной состоятельностью. Что такое милостыня постом? Такой вид милостыни вошёл в обычай древнемонашеской жизни – пост ради милостыни бедным. Подвижники-монахи поступали так, потому что они не имели ни денег, ни собственности. «Я научу тебя, какой пост есть совершенный и угодный Богу: воздерживайся от дурного слова, злой похоти, очисти сердце от всех сует; исполнивши сказанное, в тот день, в который постишься, ничего не вкушай, кроме хлеба и воды; и, исчисливши издержки, которые ты сделал бы в этот день на пищу, по примеру прочих дней, остающееся от этого дня отложи и отдай вдове, сироте или бедному» , – говорится в древней христианской книге «Пастырь» Ерма. Как правильно подавать милостыню?

http://azbyka.ru/milostynya

   Во что обращалось христианство этих «образованных» людей, можно видеть на примере одного из самых выдающихся гностиков того времени — Валентина. Гностик Валентин и о гностицизме вообще    Родился Валентин в Египте. В Александрии он начал свою деятельность (по свидетельству святого Епифания Кипрского). Здесь, в этом средоточии языческой и иудейской культуры и мысли, он получил, видимо, блестящее греческое образование. Около 140 года, при папе Игине (Гигине) он перебрался в Рим, где имел немалый успех: чуть было не сделался епископом (см. у Тертуллиана), но ему все же предпочли брата святого Ерма — святого епископа Пия.    В этом предпочтении Пия, видимо, сказался плод многолетнего пророческого служения Ерма, когда одна из древнейших Церквей удержана была на краю бездны. Ибо что оставалось христианского в учении Валентина? Почти одни только имена, оболочка христианского учения, в которую влилось совершенно чуждое содержание.    Для обличения и борьбы с Валентином и другими еретиками, которые умножились с середины II века и нахлынули в Рим, требовались иные дарования, чем дарования Ерма или его брата Пия. Потребовалась богословская глубина и ясность малоазийцев, которой не хватало у римлян (см., например, неясную притчу Ерма о Сыне Божием, «Пастырь», подобие пятое. Ерм, видимо, плохо усваивал то, что было богословского в наставлениях являвшегося ему Ангела).    На помощь Римской Церкви пришли святой Поликарп Смирнский и его ученики: святой Иустин Философ, святой Ириней Лионский и его ученик Николай и другие.    Опасность была велика. Самая жизненная задача всего направления гностицизма, блестящим выразителем которого был Валентин, была иная, чем в христианстве.    Гностицизм (от греческого «гносис» — знание) искал и давал «знание». Спасение, искупление, преображение человечества и мира, которое было средоточием дела Спасителя, у гностиков считались излишними и не имели должного места в их учениях. Судьба вещественного мира — неизбежная гибель, а не преображение. Человечество же, по их учению, разделялось на три рода людей, участь которых была также фаталистически предопределена их различною природою.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Углубляться в Откровение через жизненное усвоение его Истины, в соединении с Духом и жизнью, со Христом возвышаться превыше небес было трудно и требовало самоотверженного подвига жизни и мысли. Образованные мудрецы неохотно шли на эти подвиги. По этому пути шли и звали идти ученики Апостола Иоанна Богослова — малоазийские старцы и примыкавшие к ним христианские мыслители, мученики, множество девственников ( св. Иустин. I Апология. 14–16). Во II веке это был путь святого Игнатия Богоносца, святого Поликарпа, святого Иринея Лионского, Мелитона Сардикийского и многих других. На нем создавалось все, что было прочного, вечного, богоносного и в Церкви, и в человечестве. Но это был трудный, «узкий» путь Церкви. Значительная часть образованных христиан II века, особенно начиная с 30–40 годов, искала других, более легких путей.Обычные навыки языческой философской мысли, мистики, магии (и притом в их упадке) в том или ином соединении старались подвести под христианские формы жизни (см.: св. Ипполит. Philosophumen. 61) . А то, что из учения Христова и Его Церкви почему–либо не укладывалось в голову (и в жизнь) какого–либо мыслителя, то спокойно выбрасывалось. Евангелия, Послания того или иного апостола, Ветхий Завет — то по частям урезывались в самом тексте, то переиначивались в толковании до неузнаваемости, а иногда и вовсе выбрасывались целое Евангелие (и даже не одно, а три, как, например, у Маркиона), несколько Посланий и весь Ветхий Завет, смотря по «нужде», то есть по вкусу того или иного мыслителя. Во что обращалось христианство этих «образованных» людей, можно видеть на примере одного из самых выдающихся гностиков того времени — Валентина.   Гностик Валентин и о гностицизме вообще   Родился Валентин в Египте. В Александрии он начал свою деятельность (по свидетельству святого Епифания Кипрского). Здесь, в этом средоточии языческой и иудейской культуры и мысли, он получил, видимо, блестящее греческое образование. Около 140 года, при папе Игине (Гигине) он перебрался в Рим, где имел немалый успех: чуть было не сделался епископом (см. у Тертуллиана ), но ему все же предпочли брата святого Ерма — святого епископа Пия. В этом предпочтении Пия, видимо, сказался плод многолетнего пророческого служения Ерма, когда одна из древнейших Церквей удержана была на краю бездны. Ибо что оставалось христианского в учении Валентина? Почти одни только имена, оболочка христианского учения, в которую влилось совершенно чуждое содержание. Для обличения и борьбы с Валентином и другими еретиками, которые умножились с середины II века и нахлынули в Рим, требовались иные дарования, чем дарования Ерма или его брата Пия. Потребовалась богословская глубина и ясность малоазийцев, которой не хватало у римлян (см., например, неясную притчу Ерма о Сыне Божием, «Пастырь», подобие пятое. Ерм, видимо, плохо усваивал то, что было богословского в наставлениях являвшегося ему Ангела).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

168)  См., например: Правило кумранской общины. 4.2. 169)  Как будет обсуждаться ниже, в школе Ипполита катехумены на первом этапе не участвовали в литургии и ели специальный хлеб на агапах. 170)  Правило кумранской общины. 1.21–26. Проклятие Велиала: 2:4б–10, ср. упоминание “Велиара” в 2Кор.6:14–15. Ср. проклятия и благословения в ритуале возобновления завета во Втор.27–28; Неем.10:29. Отметим, что ветхозаветные проклятия обращены к людям, преступившим заповеди, а не к сатане. 171)  Тертуллиан. О душе. 35. Подробнее об отречении от сатаны как о расторжении завета см. с. 172, 203. 172)  Исследователи согласны в том, что авторы “Дидахе” и “Послания Варнавы” имели под рукой недошедший до нас катехизис, содержавший учение о Двух Путях. На учение о Двух Путях опирается также и сирийский документ IV в. “Апостольские постановления” (7.1–19). См. также Псевдо-Климент. Проповеди. 7.6–7. 173)  Ср. Послание к Диогнету. 5.6; Афинагор. Апология. 35. 174)  О крещении. 19; Ипполит. Комментарий на книгу Даниила. 13.15. См. P. Bradshaw. Diem baptismo sollemniorem: Initiation and Easter in Christian Antiquity. C. 140. 175)  Tractatus. 1.2.6. Этой ссылкой я обязан Е. Yarnold. The Awe–Inspiring Rites of Initiation. С. 11. Ср. Мк.9:18, 26 и параллели. 176)  См. об этом H.A. Kelly. The Devil at Baptism: Ritual, Theology and Drama. C. 81–160. 177)  Подробнее см. Шмеман А. , прот. Водою и Духом. С. 21–30. 178)  Мк.6:7, 13; Мф.1:7–8; Лк.9:1–2. 179)  Тертуллиан. О венке воина. 13; О зрелищах. 4–5. 180)  См. Послание Варнавы. 18.1–2; Пастырь Ерма. Заповеди. 6.2. 181)  Это обстоятельство кратко обсуждает G. Kretschmar (Recent Research on Christian Initiation. C. 28). Отметим следующую деталь: отдельного обряда сочетания со Христом, помимо вопросов и ответов при троекратном погружении, в “Апостольском предании” нет. 182)  Тертуллиан. О венке воина. 3; Апостольское предание. 37.1.4; Кирилл Иерусалимский. Слово огласительное. 13.3, 36; Иоанн Златоуст. Слово огласительное. 12.60. Печать креста, предохранявшая от бесов, также упоминается в апокрифе II в. История Иоанна, сына Заведеева. 2.36–37.

http://azbyka.ru/katehizacija/istorija-k...

264 Образ Невесты и её мистического брака с Христом ( Еф.5:23 и сл.) выражает тесный союз. Даже образ Дома, выстоянного из множества камней, краеугольным камнем которого Христос ( Еф.2:20 и сл.; ср. 1Пет.2:6 ), служит той же цели: многие становятся единым, и кажется, будто башня построена из одного камня (ср. Пастырь Ерма , III, 11, 6, 8). «Народ Божий» также следует понимать как органическое целое. Не следует придавать большое значение многообразию этих выражений. Ясно, во всех случаях основная идея и интенция одни и те же. 268 См. очерк Хомякова Церковь одна (английский перевод W.J. Birbeck, Russia and the English Church, (первое издание 1895), XXIII. р. 193–222. 270 См., например: Msgr Joseph Pohle, Eschatology. Adapted and edited by Arthur Preuss. (Herder Book Со., St Louis, Мо., & London, 1947), р. 2. 272 Вопрос, является ли искупительная миссия единственной причиной Воплощения, то произошло бы оно, если бы человек не согрешил, никогда не поднимался Отцами, за одним единственным исключением. Христианская весть с самого начала была вестью Спасения, и Христос всегда назывался Спасителем и Искупителем человечества и всего мира, освободившим Свой народ от рабства греху и тлению. Полагали, суть Спасения – в восстановлении сокровенного единства между Богом и человеком, а отсюда следует, что Искупитель должен быть одновременно и Богом, и человеком, ибо в противном случае прерванное общение не может быть восстановлено. Таким образом рассуждал св. Ириней, а позднее св. Афанасий и все авторы IV века, полемизировавшие с арианами. И только у преп. Максима Исповедника мы можем найти предположение, что Воплощение являлось частью изначального плана Творения и в этом смысле не связано с грехопадением (Quest. Ad Thalassium, 60 – PG ХС, 621; ср. Ambiqua, XCI, 1097, 1305, 1308 sq.). Ср.: замечания Ханса Урса Бальтазара, Kosmische Liturgie. Das Weltbild Maximus’ des Bekenners (нем. изд., с. 267–268; франц. изд. Paris, 1947, р. 204–205). См. также: Aloysius Spindeler, Cur Deo caro factum? Das Motiv der Menschwerdung und das Verhaeltnis der Erloesung zur Menschwerdung Gottes in den christologischen Glaubenskaempfen des vierten und fuenften christlichen Jahrhunderts (Forschungen zur Christlichen Literatur und Dogmengeschichte, herausgegeben von Erhard und Rirsch, XVIII, 2), 1938.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

  notes Примечания 1 Здесь и в аналогичных случаях сохранена авторская орфография. — Ред. 2 Св. Киприан Карфагенский. К Корнилию//Творения. Киев, 1891. Кн. 1. С. 283–284. 3 Симеон Новый Богослов. Слова. М., 1890. Вып. 2. С. 100 (далее: Слова. — Ред.). 4 Св. Василий Великий. Творения. СПб., 1911. Т. 1. С. 510. 5 Св. Димитрий Ростовский. Четий Минеи на 1 января. 6 2–й стих Аллилуария. — Ред. 7 Еп. Феофан. Толкование пастырских посланий св. апостола Павла. М., 1894. С. 311. 8 Пастырь Ерма//Писания мужей апостольских/Пер., введ. и примеч. прот. П. Преображенского. СПб., 1895. С. 166 (далее: Писания мужей апостольских. — Ред.). 9 Архимандрит Киприан (Керн). Евхаристия. Париж, 1947. С. 231 (далее: Евхаристия. — Ред.). 10 Цит. по: Черемухин П. А. Учение о Домостроительстве спасения в византийском богословии:(еп. Николай Мефонский, митр. Николай Кавасила и Никита Акоминат)//Богословские труды. 1964. 3. С. 185 (далее: Богословские труды. — Ред.). 11 Там же. С. 180. 12 Св. Игнатий Богоносец. К смирнянам//Писания мужей апостольских. С. 304–305. 13 См., например: Св. Исаак Сирии//Добротолюбие. М., 1895. Т. 2. С. 651, 659. Слова о сверхъестественном как не противоестественном, приводимые далее, взяты из кн.: Хилков Д. А. Письма. СПб., 1915. Вып. 1. С. 39–41, 101, 104. Об этом же писал священник Павел Флоренский в статье «О надгробном слове о. А. Мечева» (1923) (см.: Отец Алексей Мечев. Воспоминания. Письма. Проповеди. М.: Анонс, б. г. С. 359–382. Репринт. — Ред.). 14 Хилков Д. А. Указ. соч. С. 101. 15 Несколько видоизмененное высказывание Д. А. Хилкова: «Божественный акт приобщения к высшей жизни и называется таинством» (Хилков Д. А. Указ, соч. С. 39. — Ред.). 16 Там же. 17 Прот. Иоанн Кронштадтский. Моя жизнь во Христе. М., 1993. Ч. 2. С. 131 (далее: Моя жизнь во Христе). — Ред. 18 Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Послание к Ефесянам, 3//Творения. СПб., 1905. Т. 11, кн. 1. С. 26. 19 «Существо ея (любви. — С. Ф.) одно и для всех совершенно непостижимо, и для ангелов, и для людей, и для всякой другой твари, нам, может быть, еще неведомой» (Слова. Вып. 2. С. 5). Он же говорит, что «тварь — это тень Его в видимом» (там же. С. 427). См. также: Св. Василий Великий. Творения. М., 1911. Т. 1. С. 6–7. 20

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Когда говорят о мужах апостольских, имеют в виду условно «второе» христианское поколение, имевшее непосредственное преемство от святых апостолов. К ним относят, например, священномучеников Игнатия Антиохийского , Климента Римского , Поликарпа Смирнского и др. Эти авторы с благоговением относились к книгам Нового Завета как к авторитетным источникам, отличая их от «менее важных» 238 , хотя по-прежнему именовали их обобщенно «Писанием», и наряду с ними почитали и другие книги: например, Послание Климента Римского , Послание Варнавы, «Пастырь» Ерма , «Дидахе». Как отмечалось в п. 7.2.4, в этот период у церковных писателей возникает тенденция использовать термин «Евангелие» для обозначения литературных произведений особого жанра, говорящих об Иисусе Христе. Но от этого времени не осталось ни одного точного, а не обобщенного, указания названия конкретного письменного документа, вошедшего в новозаветный канон, кроме Откровения Иоанна Богослова 239 . Тексты из новозаветных книг цитируются мужами апостольскими свободно в форме пересказа, парафраза, аллюзии, то есть в их творениях, возможно, в некоторой степени отразилось устное предание. 8.2.3. От эпохи борьбы с гностицизмом до Евсевия Кесарийского (вторая пол. II – первая пол. IV в.) В этой ситуации возникла неактуальная до тех пор потребность составить формальный перечень почитаемых книг. По-видимому, спровоцировал это представитель гностического течения Маркион (см. о нем п. 7.2.5). В то же время появились и многие другие маргинальные сообщества, которые имели собственные священные книги. Негодование церковного сознания по поводу отсутствия в каноне Маркиона книг, входящих теперь в Новый Завет, выражено в сочинении священномученика Иринея Лионского «Против ересей» (конец II в.), а также у Тертуллиана (рубеж U-III вв., сочинение «Против Маркиона»). Это говорит в пользу того, что для Церкви завершался процесс признания канонических книг. Об этом ярко свидетельствует тот факт, что священномученик Ириней – первый из святоотеческих авторов, который в своих сочинениях различными способами использует все книги Нового Завета (не перечисляя их названия). Исключительно важны рассуждения святого Иринея о разнице между еретическими и богодухновенными книгами, которые выражены у него в хронологически первом ясном указании на Четвероевангелие как на закрытый сборник, состоящий из четырех разных повествований (см. о нем п. 7.2.5).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

163 «Пастырь» Ерма . Видение второе, IV.//Писания мужей апостольских. Рига, 1992. – С. 204. Сходное с только что приведенным мнение о «предсуществовании» Церкви по отношению к миру мы находим и в другом памятнике раннехристианской письменности – в так называемом «Втором Послании Климента Римского к Коринфянам». Однако, в отличие от «Пастыря», здесь отсутствует мысль о цели сотворения мира как возникающего ради Церкви Кроме того, изложение Псевдо-Климента носит несколько гностический оттенок Утверждая, что первая – духовная – Церковь была сотворена еще прежде солнца и луны, древний автор говорит в то же время и о «парности» Церкви Христу, о некоей их «сизигии», что невольно заставляет читателя вспомнить о сизигиях эонов у валентиниан. Подробнее об этом см., например: Архиепископ Иларион (Троицкий) . Очерки из истории догмата о Церкви. М., 1997. – С. 102–104. 166 Квинт Септимий Флорент Тертуллиан . О плоти Христа//Квинт Септимий Флорент Тертуллиан . Избранные сочинения. М., 1994 – С. 172. В античной философской традиции издавна также проводились подобные параллели. Так, в одном из натурфилософских трактатов Гиппократовой школы «О седмицах» утверждается: «Земля устойчива и неподвижна, середина у нее каменистая в подражание костям, нечувственная и неподвижная природа, а то, что ее окружает, – человеческая плоть, рыхлое. Что в земле теплое и влажное – то костный и головной мозг человека, откуда исходит семя. Вода рек есть подражание жил и текущей в жилах крови: болота – мочевого пузыря и толстой кишки. Моря – жидкость, которая во чреве человека. Воздух то же, что дыхание в человеке». Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989. – С. 553. 167 Святитель Григорий Нисский . О душе и воскресении. Разговор с сестрой Макриной//Святитель Григорий Нисский . Творения. М., 1862. Ч. 4. – С. 212. Заметим, что, в отличие от большинства Отцов Церкви, святитель Григорий Нисский все же несколько скептически относился к идее человека как «микрокосма», написав известные слова о том, что тем самым человеку присваиваются качества комаров и мышей. (См.: Иже во святых отца нашего святителя Григория, епископа Нисскаго, Об устроении человека. СПб., 1995. – С. 50.). Однако одновременно и он призывает нас: «Обозревая вселенную уразумейте свое собственное естество. Что видишь на небе и на земле, что усматриваешь в солнце, что примечаешь в море, то да объяснит тебе и твое естество. Ибо и у нашего естества, по подобию с солнцем, есть восток и запад...» – Святитель Григорий Нисский . Точное истолкование Экклесиаста Соломонова. М., 1997. – С. 13.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010