смутное время



 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Благословение преподобного Иринарха / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Святые, подвижники благочестия 26 269 просмотров Распечатать Поделиться Нравится Благословение преподобного Иринарха Об одном малоизвестном, но очень важном эпизоде Смутного времени Юрий Крестников Эрнст Лисснер. Изгнание поляков из Кремля Четыреста лет назад российская государственность подверглась неслыханным до тех пор потрясениям, поставившим ее на грань исторического бытия. Только всенародное покаяние и массовый героизм русских людей, соединение духовного и ратного подвигов позволило России вернуться на Богом предназначенный путь, путь исполнения ею своей исторической миссии – сохранения православной веры. Сегодня мы обращаемся к событиям начала XVII в., чтобы, руководствуясь духовным опытом преодоления той Смуты, одолеть смуту нынешнюю. Знаковыми, ключевыми фигурами того судьбоносного времени были старец Иринарх и князь Димитрий Пожарский, а пересечение их жизненных путей стало перекрестием, знаком которого явился крест – благословение преподобного Иринарха, данный князю. Именно этим крестом было положено начало освобождению России от смуты, начало умиротворению страны, а само имя монаха-подвижника ( Иринарх – начальник мира, греч. ) возвысилось до великого ... текст полностью ...
Русские монастыри в Смутное время / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... 933 просмотров Распечатать Русские монастыри в Смутное время Осада Троице-Сергиевой Лавры. В. П. Верещагин 1891 г. Термин «Смутное время», обозначающий события русской истории 1598–1613 годов, был принят историками XVIII–XIX веков. В советский период его отвергли как «дворянско-буржуазный», предложив взамен «крестьянскую войну и иностранную интервенцию», что, безусловно, не соответствует полноценному определению этого периода. На протяжении последних 20 лет понятие «Смута» постепенно возвращалось в лексикон ученых и исследователей и к сегодняшнему дню вновь стало общеупотребительным. Но, кроме того, события начала XVII века в России предлагается называть также гражданской войной, вследствие того что в них были задействованы практически все социальные группы и слои, что, по нашему мнению, вполне обоснованно. «Смута», как объясняет «Толковый словарь» В. Даля, это – «возмущение, восстание, мятеж, крамола, общее неповиновение, раздор между властями». В русской истории этим словом обозначают период между окончанием правления династии Рюриковичей и началом правления династии Романовых. О «Смутном времени» по отношению к современности говорили также после захвата власти ... текст полностью ...
Почему Пожарский отказывался возглавлять ...Искать в Источникеfoma.ru
... народного единства – это, в первую очередь, память о подвиге русского народа, выбросившего в 1612 году из Москвы иноземных захватчиков. Та давняя драгоценная победа придала слову «единство» несколько толкований. Вспоминая те события, историки чаще всего обсуждают военно-политическое, религиозное и нравственное единство русского народа. Но есть еще одно толкование, о котором говорят не столь часто. Лидеры земского освободительного движения должны были встать выше той роли, которую с юных лет предопределило их происхождение. В старомосковском обществе считалось благом, когда всякий человек наилучшим образом выполнял свой долг, полученный от Бога, не выходя за рамки того, кем он был по крови, по рождению. На выскочек смотрели косо. Однако само перекошенное время потребовало от главных людей земского движения как будто… встать на цыпочки и дотянуться до ролей, им в принципе не предназначенных, до ролей, которые должны были играть люди, стоящие гораздо выше них в общественной иерархии. Тот же Козьма Минин, торговец, провинциальный выборный староста, занялся работой, которая предназначалась тогда исключительно для дворян. А князь Дмитрий Пожарский, дворянин из захудалого рода ... текст полностью ...
Смутное время | Словарь | Православие.ByИскать в Источникеpravoslavie.by
... время Митрополит Иоанн (Снычев) 12 декабря 2011 1685 Смута - Трагические события русской истории, происходившие в период от смерти Иоанна IV Васильевича Грозного (1584) до воцарения на русском престоле Михаила Федоровича Романова (1613) . В 1601 митр. Ростовский Иона объявил патриарху и царю, что в Чудовом московском монастыре «недостойный инок Григорий хочет быть сосудом диавольским». И действительно, молодой сын стрелецкого сотника Юрий Отрепьев, принявший по пострижении имя Григорий, вел себя на редкость странно. Проявляя большие способности, — шутя Отрепьев усваивал то, что другим не давалось, — он в то же время вольничал в делах веры, вызывая этим подозрение в ереси. Но главное, в моменты откровенности он говаривал монастырской братии, что со временем непременно будет царем на Москве. Годом позже, по рассмотрении дела, Борис Годунов велел дьяку Смирному-Васильеву отправить Григория за ересь на Соловки или в Белозерские пустыни — на покаяние. Однако при пособничестве другого дьяка, свойственника Отрепьевых, Евфимьева, Григорий вместо отправки на далекий неласковый север бежал в Литву. Чем только не пришлось ему там заниматься: якшался с сектантами-анабаптистами, ... текст полностью ...
Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах -Искать в Источникеprihod.ru
... История СМУТНОЕ ВРЕМЯ. НАЧАЛО ДИНАСТИИ РОМАНОВЫХ На Иване IV Грозном (†1584) прервалась в России династия Рюриковичей. После его смерти началось Смутное время. Итог 50-летнего царствования Ивана Грозного был печален. Бесконечные войны, опричнина, массовые казни привели к невиданному хозяйственному упадку. К 1580-м годам огромная часть ранее процветавших земель запустела: по всей стране стояли заброшенные деревни и села, пашни зарастали лесом и бурьяном. В результате затяжной Ливонской войны страна потеряла часть западных земель. Знатные и влиятельные аристократические кланы стремились к власти и вели непримиримую борьбу между собой. Тяжелое наследство пришлось на долю преемника царя Ивана IV – его сына Федора Ивановича и опекуна Бориса Годунова. (У Ивана Грозного оставался ещё один сын-наследник - царевич Дмитрий Угличский, которому на тот момент было 2 года) . Борис Годунов ( 1584-1605 ) Борис Годунов После смерти Ивана Грозного на престол вступил его сын Фёдор Иоаннович. Новый царь был не способен управлять страной (по некоторым данным он был слаб здоровьем и умом) и находился под опекой сперва совета бояр, затем своего шурина Бориса Годунова. При дворе началась ... текст полностью ...
Вечность в смутное время - "Вода живая". Журнал о ...Искать в Источникеaquaviva.ru
... 3 ноября 2017 Типичное заблуждение: Октябрьская революция, да и вообще всякая революция — это то, что происходит одномоментно, разделяя своим жестоким настоящим отсталое прошлое и прогрессивное будущее. Или прекрасное прошлое и апокалиптическое будущее. В общем, революция — это то, что вот прямо сейчас изменит весь уклад жизни, переформатирует психологию субъекта и все, какие только возможно, объективные обстоятельства. Конечно, это не так. За любым поступком стоит социальная закономерность — типовое, характерное воспроизведение одних и тех же свободных поступков. Да, люди свободны, но свободны в рамках определенного набора жизненных решений, и к тому же ограничены поступками других, столь же свободных, людей. Этих поступков очень много, и естественным образом они выстраиваются в закономерную цепочку, которая, нет, не с необходимостью, а с очень высокой вероятностью ведет к понятному, читаемому результату. Социальный взрыв 1917 года имел свои причины. Например, историк Сергей Нефёдов считает, что основной из них было аграрное перенаселение: земли в европейской части России не хватало, она не могла прокормить растущее население. Собственно «излишки» этого населения ... текст полностью ...
«Русская акция» Чехословацкого правительства и ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... беженцы стали называть себя эмигрантами. В истории России одним из первых примеров политической эмиграции считают бегство в Литву князя Андрея Михайловича Курбского 30 апреля 1564 года [2]. Но до начала ХХ века политическая эмиграция из Российского государства никогда не приобретала массового характера. Например, в XIX — начале XX века эмиграция из России имела преимущественно экономический или религиозный характер. Ситуация изменилась в 1917 году. Уже после Февральской революции и отречения императора Николая II от престола некоторые россияне стали покидать родину, чтобы переждать «смутное время» за рубежом. Это были, прежде всего, семьи аристократов, приближенных ко двору. После прихода к власти большевиков в октябре 1917 года масштаб эмиграции значительно увеличился. Но основная масса беженцев покинула Россию после краха белого движения и завершения гражданской войны в конце 1920 года. Это были, прежде всего, военнослужащие, состоявшие в добровольческих, казачьих, анархистских и других военных формированиях. Вместе с ними родину покидал медицинский персонал, члены различных политических организаций, представители местных органов власти и их семьи. Среди беженцев ... текст полностью ...
Лекция. Ирина Языкова. XVI век: осень ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... эту икону в XVI в. Это невозможно было бы даже при Дионисии, в первой половине XVI в. Это совершенно невозможно при Рублеве, это невозможно было, конечно, в Византии. Если Сатане и давали какое-то маленькое место, то это всегда ад, ад поверженный. Это всегда разрушение ада, это всегда где-то на периферии иконы, а здесь – в центре. Ну и, конечно, парсуна. Это что-то среднее между иконой и портретом. Т. е. это портрет, написанный в иконном виде. Ну, мы видели с вами надгробную икону царя Василия, великого князя Василия III. Здесь вот Скопин-Шуйский, который тоже претендовал как раз в Смутное время на престол и был таким полководцем. Но она написана абсолютно… Это уже, конечно, XVII в., но это то, что идет из XVI в. Плод того, что икона разрушается. Здесь изображается человек. Углубление иконное сохраняется. Потому что все уже забыли, что такое ковчег. Над ним, правда, образ все-таки Спасителя. Скопин-Шуйский, слава богу, без нимба. Но вот эта иконная форма, в которую вложено новое содержание, или, так сказать, искаженное содержание, в предыдущей иконе, или как сказать, картинное содержание в той иконе, где Лука пишет, говорит о том, что действительно плоды XVI в. и в ... текст полностью ...
Мюнхен. В поисках мощей святых бессребреников ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... имеет серебряный позолоченный оклад, украшенный драгоценными камнями. Позднее была украшена речными жемчужинами из Баварии. В Мюнхене икона пребывает с 1580 г. История ее принесения в Баварию до конца не выяснена. Икона помещена в музее в одной нише вместе с ковчегом, на поверхности которого имеются барельефные изображения святых Иоанна Предтечи и Дионисия Ареопагита. Время изготовления ковчега – 1602 г. Ковчег с мощами (кисти правых рук обоих святых) принадлежал сначала Русскому царю Борису Федоровичу Годунову (1552—1605) , а позже его сыну – Федору Борисовичу (1589—1605) . В Смутное время ковчег оказался во владении Польского короля Сигизмунда III (1566–1632) , а в 1614 г. был им преподнесен в качестве подарка герцогу Баварии Вильгельму V Благочестивому (1548–1626) . В Мюнхене «московские» части мощей святых Иоанна Предтечи и Дионисия Ареопагита в 1-й половине XVII века были извлечены из русского ковчега и помещены в специально изготовленные в 1620–1630 гг. в Аугсбурге позолоченные серебряные реликварии-кубки, украшенные стеклом и эмалями. В настоящее время эти реликварии с мощами размещены в одной из стеклянных витрин «Камеры реликвий» в музее ... текст полностью ...
«Нации, в которых нет почитания отцов, обречены ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... князя Димитрия Донского. Хотя для российского мотосообщества подобное название является очень странным и непривычным, чем-то новым. И слава Богу! Это, конечно, не случайно, ведь как назовешь корабль, так он и поплывет. Святой князь Димитрий обладал всеми качествами настоящего русского человека с большой буквы. Государственный деятель, защитник своей страны, мужественный воин, который никогда не прятался на жестоких сечах за спинами своих ратников, справедливый правитель, он был любим народом за честность, простоту и открытость. И он был верным мужем и прекрасным отцом 12 детей. В наше смутное время это достойный пример для подражания. Дмитрий Донской – это еще и покровитель акции «Отцы России за многодетную семью». В 25 кафедральных соборах России пройдут молебны о благополучии российской семьи перед иконами святых благоверных князей Димитрия Донского и Евфросинии Московской. По окончании молебна глава региона или другое ответственное лицо передаст участникам акции флаг с гербом региона и такой, например, надписью: «Отцы Тюменской области за многодетную семью». Все флаги мы доставим в Москву в Государственный Кремлевский дворец на Международный форум «Многодетная семья ... текст полностью ...

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: смутное время
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"