У князя Изяслава, повествует пр. Нестор, был первым из бояр Иоанн». Это отец пр. Варлаама, знаменитый полководец Ян Вышатич, известный военными подвигами против Половцев 282 , как и брат его Путята 283 . Отец Яна и Путяты Вышата был в силе при в. к. Ярославе 284 . Ян Вышатич был не только искусный полководец, но и рассудительный христианин, умевший вразумлять людей подобных волхвам 285 . Пр. Нестор, пользовавшийся сведениями его для летописи, называет его добрым и смышленным 286 . Пр. Феодосий, будучи игуменом, любил Яна и жену его Марию, так как они, говорит Нестор, жили по заповедям Господним и любили друг друга 287 . Не дивно, что сын таких родителей был добрый молодой человек. Он часто приходил к пр. Антонию и Никону слушать наставления их и сердце его разгоралось любовию к Господу. Наконец, он «решился, повествует Нестор, жить в пещере, презрев все в жизни сей и ни во что вменив славу и богатство. Сердца его коснулось слово Господне, «яко удобь есть вельбуду сквозе иглине уши проити, нежели богату в Царство Небесное внити» ( Мф.19:24 ). Он объявил намерение свое одному Антонию. «Хотел бы я, отче, говорил он, если Богу угодно, быть монахом и жить с вами». Старец говорит ему: «доброе хотение, сын мой, и мысль благодатная; но берегись, чадо, чтобы богатство и слава мира сего не возвратили тебя назад. Когда Господь сказал: никто же, возложь руку на рало и зря вспять, управлен есть в Небеснем ( Лк.9:62 ); то и монах, возвращающийся к мирской мысли и пекущийся о мирском, не может достигнуть жизни вечной». И о многом другом старец беседовал с молодым человеком и сердце его еще более возгорелось любовию к Богу. Молодой человек пошел домой. На другой день, одевшись в светлую и славную одежду, сел на коня и поехал к старцу. Отроки окружили его, а другие вели коня, богато убранного. Так он пышно проехал к пещере отцов. Когда же они выпили и поклонились ему до земли, как прилично вельможе, то и он поклонился им до земли. Потом, сняв с себя боярскую одежду, положил пред старцем; представил и коня убранного и сказал: «вот, отче, все красивые прелести мира сего; что хочешь, то и делай с ними; поскольку я, презрев все это, хочу быть монахом и жить с вами в пещере сей, и уже не возвращусь в свой дом». Старец ему говорит: «смотри, сын, кому обещаешься? чьим хочешь быть воином? Ибо вот невидимо предстоят ангелы Божии, приемля обещание твое. Когда придет отец твой, он повлечет тебя отселе насилием власти, и мы не можем помочь тебе; смотри же, не явишься ли ты пред Богом лжецом и отступником?» Молодой человек сказал ему: верую в Бога моего, отче, что если отец мой начнет и мучить меня, не послушаю его в том, чтобы возвратиться в мир. Прошу тебя, отче, скорее постричь меня». Тогда пр. Антоний повелел великому Никону постричь его и облечь в монашескую одежду. Сей, по обычаю совершив молитвы, постриг его в иноческий чин, облек его в черные одежды и наименовал его Варлаамом».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Если бы человек знал, какие муки его ожидают, то согласился бы всю жизнь прожить в мучениях Лучше здесь всякое бедствие терпеть; лучше во всякой болезни тяжчайшей чрез все житие страдать; лучше оковану в смрадной темнице чрез весь век сидеть, биение и раны принимать, по вся дни умирать, в огне гореть, когда сие возможно будет; лучше наконец все, сколько на свете могут быть, беды, в едино собравшияся, с благодарением терпеть, когда воли Божией угодно будет, нежели блаженной лишитися, и попасться в неблагополучную вечность. Ибо здесь, какое бы не приключилося страдание, какоенибудь утешение имеет, и смертию окончевается: тамо страдание лютое, страдание без всякаго утешения, страдание не токмо словом, но и умом непостижимое страдание, которое всегда будет, но никогда не скончается (2:251). Размышления о вечных мучениях дают истинное ПОКАЯНИЕ Поверь несумненно и твердо, что будет вечная мука грешникам, не кающимся истинно и не имеющим сердечныя во Христа веры. Утвердися в том, и, как огнь в пещи видиши, так смотри умным оком на вечный огнь, и тогда все новое в сердце твоем почувствуеши. Тогда истинное покаяние, воздыхание и молитва внутрь тебе породится; тогда не много будешь говорити, но всегда внимати себе, и пред Богом часто падать со смирением и воздыхати, и из глубины сердца глаголати: «Господи, помилуй, Господи, пощади, Господи, избави, имене Твоего ради!» (5:282–283). Памятование о вечных муках и о Царствии небесном удерживает от грехов Вечная мука и царствие небесное да подвигнет нас ко избежанию от греха, яко ради греха человек лишается вечныя радости и блаженства, и попадается в вечное, тяжчайшее мучение, с диаволом и аггелами его (1:109). Помышляющий о вечных муках безопасен на пути ко спасению (1:246; см. СПАСЕНИЕ , 978). Мучения вечные усиливаются отчаянием Умножить страдание в осужденных и сильно отяготить, и нестерпимую тоску, страх и ужас некий соделает отчаяние милости Божия вечное; то есть, что от того страшнаго бедствия и страдания, в которое НЕРАДЕНИЕМ попалися, никогда не свободятся, но во веки в нем страдати будут. Зде в мире сем коль тяжкое бы и продолжительное ни было страдание; однакож, оканчивается или прежде смерти, или неотменно смертью: тамо никогда не окончится. О, вечность злополучная! коль горька и память твоя и страшна! Вечность – начало без конца (5:47).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

4. Но праведник не захотел и подумать ничего такого, но, отринув всякий подобный помысл, об одном только и старается, как бы прекратить готовую вспыхнуть ссору и, придумав безобидный способ разлуки, избавить дом свой от всякого беспокойства. «Не се ли 282 , – говорит, – вся земля пред тобою есть, отлучися от Мене: аще ты на десно 283 , аз на лево; аще ты на лево, аз на десно». Смотри на кротость праведника. Показывая Лоту на деле, что он делает это не по своей воле и не по желанию отделиться от него, но вследствие ссоры и для того, чтобы не было в доме постоянной брани, смотри, как он (Авраам) своими словами укрощает горячность Лота, предоставляет ему полную свободу выбора и предлагает всю землю, говоря: «не се ли вся земля пред тобою?» Какую ты захочешь, ту и бери себе; а я с великим удовольствием возьму ту, которую ты оставишь мне. Велико любомудрие праведника! Ни в чем не хочет он быть в тягость своему племяннику. Так как, говорит он, делается то, чего я не хотел, и так как для прекращения ссоры необходимо нам разлучиться, то я оставляю тебя свободным в выборе и даю тебе полную волю – взять себе ту землю, какую почтешь лучшей, а остальную оставить мне. Сделал ли бы кто и для равного себе по возрасту брата то, что патриарх сделал для племянника? Если бы даже и сам он наперед сделал выбор, и себе взял лучшую часть, а Лоту уступил только остальное, то и в этом случае не великое ли он сделал бы дело? Но он, желая и показать величие своей добродетели, и исполнить желание юноши, чтобы от разлуки их не произошло никакого повода к неудовольствию, предоставляет Лоту полную свободу и говорит: «Се вся земля пред тобою, отлучися ты от Мене», и какую (землю) хочешь, возьми. Испытав такую кротость (со стороны Авраама), племянник должен бы был со своей стороны оказать почтение патриарху, и ему, а не себе, предоставить право свободного выбора. Таков ведь обычай у всех нас, – людей, что, когда увидим, что наши противники хотят вступить в спор с нами за что-нибудь и усиливаются занять первое место, мы не соглашаемся понести унижение и не уступаем им; а когда увидим, что они уступчивы и ласковыми словами предоставляют нам полную свободу, то, как бы стыдясь великой их кротости, мы и спорить перестаем, и, наоборот, предоставляем им всю власть, хотя бы противник наш, по-видимому, был и ниже (нас).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

114 Аскетические опыты. Т. I. С. 446—447 115 Аскетические опыты. Т. I. С. 117 116 Аскетические опыты. Т. I. С. 115 117 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 322. Прпп. Иоанн Лествичник и Исаак Сирин предостерегают до принятия духовной силы читать книги, чуждые правоверия, так как это помрачает ум немощных и наиболее вооружает на нас духа хулы (Лествица. С. 233; Слова подвижнические. С. 282—283). 118 Аскетические опыты. Т. I. С. 121—122, 244. Приношение современному монашеству. С. 69. Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 396, 642 119 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 206 120 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 423 121 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 324—325 122 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 324 123 Собрание писем свт. Игнатия, еп. Кавказского. С. 556—558 124 «Не все разумные в слове, — учит пресв. Илия Екдик, — разумны и в духовных деланиях; но все разумные в духовном разумны и во внешнем» (Цветособрание//Добротолюбие. Т. 3. С. 424—425). О том же говорит прп. Исаак Сирин: «Иное слово действенное, и иное слово красивое. И без познания вещей мудрость умеет украшать слова свои, говорить истину, не зная ее, и толковать о добродетели, хотя сам человек не изведал опытно дела ее. Но слово от деятельности — сокровищница надежды; а мудрость, не оправданная деятельность, залог стыда (Слова подвижнические. С. 7). Свв. Макарий Великий и Исаак Сирин уподобляют человека, ведущего речь о духовном без опытного усвоения добродетели, тому, кто, находясь в пустыни и томясь жаждой, придумывает источник воды и воображает себя пьющим, тогда как не имеет этого в действительности (Духовные беседы. С. 154, 415; Слова подвижнические. С. 7—8). 125 Аскетические опыты. Т. I. С. 155 126 Аскетические опыты. Т. I. С. 268 127 Аскетические опыты. Т. I. С. 279. «Кто ходит в своей воле, — предостерегает прп. Антоний Великий, — тому Бог ни в чем не подаст помощи, но оставит его демонам, которые будут витать в сердце его день и ночь, и не дадут ему возыметь ни в чем никакого покоя… Кто повинуется отцам своим, тот господу повинуется, и кто Господу повинуется, тот и отцам своим повинуется» (Наставления//Добротолюбие. Т. 1. С. 56—57, также с. 49, 123, 124). Едва ли не все святые отцы говорят о крайней необходимости руководителя в духовной жизни, о том, что жизнь по своей воле — путь к прелести, что невозможно нисколько преуспеть без поминовения отцам. «Ложное знание, — учит прп. Иоанн Пророк, — состоит в веровании своему помыслу, что дело точно таково, как кажется. Кто желает избавиться сего, пусть не верит ни в чем своему помыслу. но вопрошает обо всем своего Старца» (Руководство к духовной жизни. С. 251. О том же смотри Лествицу. С. 16—17, 34, 217).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3185...

201 . Что мне сказать о Ионафане, брате его? Он, с маленьким отрядом сражаясь против царских войск, был покинут своими и, оставшись лишь с двумя, продолжил сражение, отбросил врага, а своих воинов-беглецов сделал соучастниками своей победы 281 . 202 . Вот военная доблесть, которой присуще достойное и подобающее! Она предпочитает смерть позорному рабству. А что мне сказать о страданиях мучеников? 282 И чтобы не ходить далеко – разве мальчики Маккавеи не одержали над гордым царем Антиохом триумф, не меньший, чем их предки? И те были вооружены, а эти победили без оружия. Стояла непобедимая когорта из семи юнцов, окруженная царскими легионами, мучители утомились терзать их, но мученики не ослабели. У одного сорвали с головы кожу, исказилось лицо, но укрепилось мужество; а другой, когда ему приказали высунуть язык, чтобы отсечь его, сказал: «Господь слышит не только говорящих, Он услышал и молчащего Моисея. Он лучше слышит молчаливые мысли Своих чад, чем голоса всех остальных. Ты боишься плети моего языка и не боишься бича моей крови? Но и у крови свой голос, вопиющий к Богу, как вопияла кровь Авеля 283 ». 203 . Что мне сказать о матери, с радостью смотревшей на гибель своих детей и на их победу? Она внимала голосам умирающих, как сладкому пению, порожденному прекраснейшей кифарой ее чрева, слышала в чадах благочестивое звучание, приятнее всех струн лиры. 204 . Что я скажу о двухлетних младенцах 284 , получивших победную пальмовую ветвь раньше, чем они познали мир? Или о святой Агнии 285 , оказавшейся в страшной опасности? Ей угрожала потеря или целомудрия, или жизни, но она сохранила целомудрие и предпочла бессмертие спасению. 205 . Не умолчим и о святом Лаврентии 286 , который, видя своего епископа Сикста, ведомого на мученическую казнь, заплакал, но не о его страдании, а о себе. Он повел речь: «Куда идешь ты, отче, без сына? Куда, святой отче, ты устремляешься без своего дьякона? Ведь ты никогда не совершал таинство без прислужника. Что тебе, отец, во мне не нравится? Неужели ты считаешь меня недостойным? Испытай, не окажется ли достойным тот, кого избрал ты себе в прислужники? Тому, кому ты доверил священнодействие Крови Господней и соучастие в таинстве, ты отказываешь в соучастии в твоей крови? Смотри, как бы не оказалось неверным твое суждение в то время, когда восхваляют твое мужество. Отказаться от ученика значит признать поражение своего учительства. А что, если выдающиеся и знаменитые мужи побеждают с помощью своих учеников, а не сами? Авраам принес в жертву сына, а Петр предназначил к тому Стефана 287 . И ты, отче, покажи добродетель свою в сыне! Принеси в жертву того, кого воспитал, чтобы ты, уверенный в своей правоте, получил венец в окружении благородной свиты!»

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

272. Добротолюбие. Ч. 2. 273. Добротолюбие. Ч. 2. 274. Добротолюбие. Ч. 2. 275. Глава 53 Ксанфопулов о безмолвии и молитве. Добротолюбие. Ч. 2. 276. О силах души смотри главы преподобного Филофея Синайского. Добротолюбие. Ч. 2. 277.  Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом (2 Кор. 6. 16). 278. Преподобного Пимена Великого спросили, что значат слова Писания: Причастник аз есмь всем боящимся Тебе и хранящим заповеди Твоя? — Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои (Пс. 118. 63). Преподобный отвечал: «Это говорит о Себе Святой Дух». Алфавитный патерик. 279.  Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое (Пс. 118. 32). 280. Издание Оптиной Пустыни 1847 года. 281. Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3. 282. Книга 1. О осьми умных видениях. Добротолюбие. Ч. 3. 283. Слово 27, гл. 10 и 11. 284. Слово 25, гл. 11. 285. Преподобный Кассиан. Книга 5. О духе чревообъядения, гл. 34. 286. Иов. 15. 15. 287. Совет святого Иоанна Лествичника. Лествица. Слово 7, гл. 10. 288. Vita sancti Pachomii, abbatis Tabennensis. Patrologie. Tom. LXXIII. 289. Мф. 7. 13. 290. Ин. 16. 33. 291. Ин. 15. 18, 19. 292. Ин. 16. 2, 3. 293.  …овец среди волков (Мф. 10. 16). 294.  Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению; управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещения; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключиться тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения (Сир. 2. 1–5, 6). 295.  Блаженны плачущие ныне… Горе вам, смеющимся ныне (Лк. 6. 21, 25). 296.  Я пришел призвать … к покаянию (Мф. 9. 13). 297. Святитель Тихон Воронежский. Келейное письмо 99, 15. 298. Лк. 23. 40, 43. 299.  …терпя недостатки, скорби, озлобления …и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле (Евр. 11. 37, 13).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

279. По этой причине святой Евфимий и называется Фессалоникийским, хотя отечеством его было совсем другое место. — Иаков. 280. После сего следует обширное обращение признательного ученика — архиепископа Василия, к учителю своему, святому Евфимию, но мы для краткости оставляем его. 281. Из Neon Leimonarion. 282. Да не покажется кому-нибудь странным, что преподобный отец наш Герасим обошел столько мест. Богоносный этот человек, говоривший с Давидом к Богу: светильник ногама моима закон Твой, и свет стезям моим (Пс. 118, 105), переходил из места на место отнюдь не вследствие какого-либо непостоянства или будто какой-нибудь заблудший: он ходил по воле и манию Божественному — от одних пользовался, а других сам пользовал. Читай повествование о преподобных Варнаве и Софронии, которым Пресвятая Богородица повелела путешествовать три года, чтобы они пересмотрели многие монастыри и в различных местах видели монашеское житие для лучшего и большего изучения иноческой жизни (Состав. сего жизнеописания). О Варнаве и Софронии повесть положена в Neon Leimonarion.; память их 18 августа. Смотри и в нашей Четьи Минее житие святого Мартиниана 13 февраля. 283. А патриарх Константинопольский Кирилл в июне 1622 года соборною грамотою засвидетельствовал о нетлении мощей и святости преп. Герасима. См. «Летопись» арх. Арсения. Спб. 1880 г. 284. Есть отдельно напечатанная служба св. Герасима со сказанием о житии его. 285. С рукописи скита св. Предтечи 286. См. жизнеописание св. Евфимия, 21 марта. 287. Эту скуфью святого Игнатия купил у палачей один монах, служивший при церкви Пресв. Богородицы Кикку. 288. Из Neoz paradeisoz. 289. В М. Азии. 290. Из Neon Martirologon. 291. Из Neoz paradeisoz. 292. Память его 26 ноября. 293. Это было 14 октября 1289 г. М. Gedewn. Patriarcikoi Pinakez. 402. 294. Отказ от кафедры и некоторые письма св. Афанасия помещены в Patrol. Migne, t. 142. 295. 16 октября 1293 г. М. Gedewn. Patriarcikoi Pinakez. 402. 296. 23 апреля 1303 года («Летопись» арх. Арсения. 491). Во второе патриаршествование св. Афанасий рукоположил первосвятителя московского св. Петра митрополита.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2406...

(VII Всел. 7.) Толкование Некоторые якобы из благоговения или же из-за каких-то видений и ложных откровений, которые они видели во сне, строили в полях и виноградниках молитвенные дома в честь мучеников. Поэтому настоящее правило определяет, что если в этих молитвенных домах и алтарях не хранится целого тела или части мощей мучеников и если нет никакого древнего предания о том, что они когда-то там находились [ 281 ] , иными словами, если эти молитвенные дома не освящены на мощах мучеников и воздвигнуты без положенных молитв архиерея или иерея, в таком случае они, если возможно, должны быть разрушены. Если же толпа этому препятствует, то архиереям нужно вразумлять людей, чтобы они не устраивали благочестивых собраний в таких местах и не впадали в суеверие и заблуждение, считая, будто эти алтари построены по божественному откровению (ибо диавол, будучи тьмой, часто принимает вид Ангела света, по слову божественного Павла ( 2Кор.11:14 ), чтобы ввести в заблуждение человеческие души, прикрывшись видом и именем благоговения). И пусть не совершается там память мучеников, но, напротив, пусть эти святилища любыми способами отвергают и не воздают им благоговейного почитания. Смотри также VII Всел. 7. Правило 92 (84) Угодно было просить славнейших императоров о том, чтобы всеми мерами уничтожались остатки идолопоклонства: не только изваяния, но и все, что осталось в каких бы то ни было местах, в рощах или на деревьях. (Карфаг. 67.) Толкование И это правило, подобно 67-му, определяет, что должно просить императоров о том, чтобы по их повелению были уничтожены до основания все остатки идолопоклонства: как изваяния, так и идольские жертвенники, находящиеся в лесах, на деревьях и в других каких бы то ни было местах [ 282 ] . Правило 93 (85) Всеми епископами было провозглашено: если угодно будет на Соборе составить какие-либо грамоты, то составлять и подписывать их от имени всех пусть благоволит достопоклоняемый епископ, который занимает этот первенствующий престол. Толкование Настоящее правило определяет: всякий раз, когда появится нужда написать грамоты от Собора императору или любым другим лицам, пусть составляет и подписывает их от имени всех архиепископ и папа Карфагенский. Ибо всем епископам подписывать все соборные грамоты – это обременительно и трудно. Правило 94 283

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

(Из той же «Истории» о Юлиане, Тимофее и Элуре). Некие [люди] из числа тех, кто находит радость в беспорядках и возмущениях, донесли епископу Тимофею, что этого Юлиана подготовил выше названный Македоний, а также [сообщили] причину, по которой тот его подготовил. Прислужники [Тимофея] очень быстро привели [Юлиана] к нему [и] того начали заставлять в епископском доме ( ν τ πισκοπε) в присутствии светских властей ( πολιτικν ρχοντων) предать анафеме [постановления, принятые] на Халкедонском соборе. А старик, попросив [принести ему] иконы, изображающих усопших иерархов Константинополя, архиепископов Флавиана и Анатолия, благодаря которым Халкедонский собор стал могущественным, прокричал: «Если вы не желаете прекратить преследование [постановлений] святого выше названного собора, то предайте анафеме [и] иконы этих епископов и сотрите [их имена] со святых таблиц». (Кн. III, § LIV). (Из «Церковной истории» константинопольского историографа Феодора о константинопольском архиепископе Геннадии). Я кратко расскажу о другом [случае, произошедшим] с ним 275 , [случае] удивительном и страшном. У одного живописца, писавшего икону Господа Христа, усохли ( πψυκτο) руки. И говорили, что он писал икону по приказу некоего язычника [и] под именем Спасителя нарисовал [изображение человека, у которого] волосы с обеих сторон разделил так, чтобы они не закрывали глаз. А ведь таким образом дети язычников рисуют Зевса. [Тот язычник хотел поклоняться Зевсу, но так, чтобы] видевшие [это] думали, что он поклоняется Спасителю. (Кн. III, § LXXXII). (Из IV книги «Церковной истории» Феодора 276 ). При том же консульстве 277 , в месяце декабре, в двадцать пятый день произошло чудо страшное и небывалое, совершенно поразившее слух людей. [Был] некий человек по имени Олимпий, ухаживающий ( παραχορεων 278 ) за [конём]-иноходцем, [принадлежащим] руководителю арианского богослужения 279 Евфимию; [Олимпий], находясь в разогревательном [помещении] 280 в банях дворца Гелениан 281 и увидев среди моющихся людей, которые превозносили учение о Гомоусии 282 , сказал буквально следующее: «А что такое в действительности Троица? [Никто не знает этого наверняка, хотя] на какой стене она была бы не начертана 283 ?» И взяв в руку свои детородные органы ( ναγκαων), он сказал: «Смотри, я тоже имею троицу».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

Когда терпел кораблекрушение и занесен был в варварскую страну, тогда особенно прославился. Когда связанный взошел в судилище, тогда победил самого судию». По истине, якоже избыточествуют страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше ( 2Кор. 1:5 ). 282 Снова приступая к защите своего достоинства, Апостол опять испрашивает извинения в сказанном и указывает разные знамения своею апостольства. Ничимже бо лишихся первейших Апостол, говорит он. По изъяснению преосв. Феофана, «здесь мысль Апостола не та, чтоб показать, что он сам в себе, а та, чтобы напомнить им, каким он явился среди них. Причину представляет, почему они сами должны бы были защищать его пред другими и пред собою. Это должны бы вы сделать, говорит, потому, что я среди вас таким явился, каким мог явиться и кто-нибудь из первых Апостолов. Но сказавши так, Апостол подумал, как бы не стали его считать большим, нежели сколько он есть, и потому поспешил прибавить: аще и ничтоже есмь». Отмечая знамения апостолова, св. Иоанн Златоуст восклицает: «О, какую бездну заслуг выразил он в немногих словах. И смотри, что ставит на первом месте: терпение. Ибо признак Апостола – все переносить великодушно. И о терпении выразился кратко, одним словом; напротив, не одно слово употребил о знамениях, потому что они были произведены не его силою. Но представь себе, сколько ударов, сколько опасностей, сколько наветов, сколько браней, печалей выразил он одним словом: терпение! А словом: знамения не изобразил ли опять того, сколько им воскрешено мертвецов, сколько исцелено слепцов, сколько очищено прокаженных, сколько изгнано бесов?... А чтобы не сказал кто: хотя ты велик и сделал много, однако же не столько, сколько Апостолы в других церквах, Павел присовокупил: что бо есть, егоже лишистеся паче прочих церквей? Т. е. и вы в сравнении с прочими церквами причастны не меньшей благодати». 283 Возвращаясь к мысли о своем бескорыстии, Апостол, после извинения в том, что он ничего не брал от Коринфян, заявляет, что он не возмет от них ничего и впредь, так как он пришел не собирать с них, а им дать, как дает отец детям, по естественному закону снискивающий блага для потомства, за что дети должны любить родителей, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010