При святом Иоанне Златоусте (IV в.), много сил отдавшем тому, чтобы достичь единообразия в богослужениях, всенощное бдение получило чинопоследование, весьма близкое настоящему. В VIII и IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые вошли в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Всенощное бдение представляет собой соединение трех служб: великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа. Великая вечерня в соединении с утреней совершается накануне воскресных дней и на все праздники с бдением, за исключением тех дней, когда всенощная должна начинаться великим повечерием (Типикон, гл. 2-я и указания последований великих праздников; см. также Минею и Триодь). Великую вечерню положено совершать в соединении с литургией святого Василия Великого на Страстной седмице – в Великий четверг и Великую субботу, также в навечерия (сочельники) праздников Рождества Христова и Богоявления (если эти навечерия не совпадают с субботой или воскресеньем); в соединении с литургией святого Иоанна Златоуста – в праздник Благовещения, когда он приходится на седмичные дни Великого поста, и в понедельник, вторник, среду и пятницу Страстной седмицы, а также всегда в соединении с литургией Преждеосвященных Даров (см. Типикон – последование служб 25 декабря, 6 января, 25 марта, Великого четверга и субботы, а также в Минее и Триоди на указанные дни). Великая вечерня совершается и самостоятельно: накануне праздников с полиелеем после Фомина воскресенья до Недели мясопустной. На сырной же седмице и в седмичные дни Святой Четыредесятницы на праздник с полиелеем совершается вседневная вечерня; на воскресные и другие дни, когда положено совершать бдение, но по причинам, предусмотренным Типиконом (см. гл. 7), его не бывает; на праздник Преполовения и на 1 и 13 сентября; в первый день Пасхи и во все дни Пасхальной седмицы; в Фомино воскресенье; в вечер Господних праздников: Рождества Христова, Богоявления, Преображения, Пятидесятницы (после литургии) и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня; в сочельники (навечерия) Рождества Христова и Богоявления, когда они совпадают с субботой или воскресеньем (после литургии святого Иоанна Златоуста ), и в Великую пятницу, если в этот день нет праздника Благовещения (см. Типикон, гл. 7; в Служебнике, Часослове, Псалтири следованной, в последованиях Триоди и Минеи).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тебе надлежит быть бдительным защитником Православия, хранить верность данной ныне архиерейской присяге, канонам и правилам, созидать и беречь церковное единство, памятуя слова святителя Иоанна Златоуста, который говорит: «Имя Церкви есть имя единства и согласия, а не разделения». На тебя возлагается забота о спасении людей. Вдумайся, ведь за каждого из них пострадал и пролил кровь на кресте Сын Божий. Ты обязан иметь неустанное попечение о всех этих людях —о клире и пастве вверенной тебе епархии.  При этом помни, что миссия Церкви не должна ограничиваться лишь стенами храма. А посему иди к страждущим и обездоленным, иди к осиротевшим и забытым всеми, иди к отчаявшимся и потерявшим смысл жизни. Иди сам и веди за собой других, ибо христианин без любви и добрых дел подобен меди звенящей и кимвалу бряцающему, как говорит о том святой апостол Павел (см. 1 Кор 13:1). Да запечатлеются в сердце твоем слова Спасителя: «Милости хочу, а не жертвы» (Мф. 9:13). Сегодня, как мы видим и знаем, мир, лежащий во зле (см. 1 Ин. 5:19), предлагает людям совсем иные, ложные «ценности». С сожалением приходится говорить о том, что многие люди, находясь под ежедневным информационным воздействием, теряют способность критически оценивать навязываемые стереотипы поведения и то, что происходит в реальной жизни. И сегодняшние грозные события, связанные с насильственными действиями вблизи нашего отечества, являются яркими тому примером. Современные люди нередко нравственно дезориентированы и духовно расслаблены. Цивилизация потребления подобно библейскому идолу Молоху (см. Лев. 18-20; 3 Цар. 11:7) требует новых жертв и таковыми, увы, становятся наши молодые современники. Чтобы остановить это страшное жертвоприношение, ты, как и другие наши архипастыри и пастыри, должен учить и призывать молодежь хранить верность Богу и Церкви, любить Отечество и ближних, быть в послушании у родителей и с почтением относиться к старшим. Не ослабевай в усердии и сам, духом пламеней (см. Рим. 12:11), говори и не умолкай, ибо Господь будет с тобою, и никто не сделает тебе зла (см. Деян.18:9-10).

http://patriarchia.ru/db/text/3649892.ht...

Священное событие, воспоминанию которого посвящена служба Святой Пятидесятницы, — сошествие на апостолов Святого Духа — описано во 2й главе книги Деяний Апостольских. Во время Своей жизни на земле Спаситель неоднократно предсказывал ученикам пришествие Утешителя, Духа Истины, Который обличит мир о грехе, о Правде и о Суде, наставит апостолов на всякую истину и прославит Христа (см.: Ин.16:7-14 ). Перед Вознесением Спаситель повторил апостолам Свое обещание послать Утешителя: вы примете Силу, когда сойдет на вас Дух Святый ( Деян.1:8 ). После Вознесения ученики Христовы пребывали в молитве, часто собираясь вместе. В их число входили не только одиннадцать апостолов и избранный на место Иуды Искариотского апостол Матфий, но и другие ученики: в Деяниях упоминается, что на одном из собраний присутствовало около ста двадцати человек ( Деян.1:16 ). Среди них были также служившие Спасителю женщины, Пресвятая Богородица и братья Спасителя. На упомянутом собрании был сопричислен к апостолам Матфий. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, при наступлении дня Пятидесятницы, апостолы пребывали в совместной молитве. Внезапно послышался шум, и появились разделяющиеся огненные языки, которые почили на каждом из них. Апостолы исполнились Святого Духа и стали говорить иными языками ( Деян. 2:4 ). Можно полагать, что дар Святого Духа получили не только двенадцать апостолов, но и другие ученики и Пресвятая Богородица (так, например, святитель Иоанн Златоуст в Беседах на Деяния пишет, что Святой Дух «сошел и на все сто двадцать человек» 3 ). В момент снисхождения огненных языков апостолы находились в доме — видимо, в той же горнице на горе Сионской, которая упомянута выше в книге Деяний (1:13) (как некоторые полагают, в этой же горнице имела место и Тайная Вечеря). Получив благодать Святого Духа, ученики стали говорить на разных языках, так что, когда они вышли из дома и стали обращаться к людям с дерзновенной проповедью, представители различных народов (а в эти праздничные дни в Иерусалиме было множество паломников из разных стран) могли слышать свою родную речь. Иные же (видимо, не знающие других языков, кроме арамейского) насмехались над ними и говорили, что они напились вина. Время дня, в которое было схождение Святого Духа, можно определить по словам апостола Петра, который, отвечая на подозрения о пьянстве, говорил: они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня ( по современному счету девять часов утра ).

http://azbyka.ru/sluzhba-v-nedelyu-svyat...

См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Олеся Алиева , горнолыжница, многократная чемпионка России, инструктор благотворительного проекта «Лыжи мечты» (программа реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья с помощью занятий горными лыжами)//Фома. - – июнь 2016. – С.98. – (рубрика « Эпилог »). Одиноким не предоставляется? Где искать смысл жизни человеку без семьи . Разговор с протоиерем Павлом Великановым , настоятелем Пятницкого подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры, главным редактором портала Богослов.ru. Беседовала Дарья Баринова . Фото Ксении Фоломкиной, Натальи Макаренко//Фома. - – июнь 2016. – С.16-19. - (рубрика « Вопрос номера: Нужны ли Богу одиночки »). Отвечает инокиня Евгения ( Сеньчукова ), пресс-секретарь епархиального управления Якутской и Ленской епархии. Квест одиночества, или Как я пришла к монашеству. Фото Анны Гальпериной//Фома. - – июнь 2016. – С.20-23. – (рубрика « Вопрос номера: Нужны ли Богу одиночки »). Школа «Фомы. Именины: Анна. [Иллюстрированная информация: Значение имени; Дата; Святая благоверная княгиня Анна Кашинская (1280-1368) – о ней ; Дни памяти святой благоверной княгини Анны Кашинской; Другие известные святые с именем Анна; Интересные факты ]. Город Кашин. Фото начала ХХ века. Иконы и другие иллюстрации//Фома. - – июнь 2016. – С.24-25. - (рубрика « Школа “Фомы”. Именины »). ВЕРА (раздел). – С.26-49. Александр Ткаченко . «Освяти руку ударом». Почему Иоанн Златоуст призывал бить богохульников? Фото Владимира Ештокина//Фома. - – июнь 2016. – С.26-28. – (раздел « Вера »). Патриарх Кирилл. Всегда ли побеждает сильнейший? Из слова после Литургии в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Саранске 18 октября 2015 года . Заголовок дан редакцией. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси//Фома. - – июнь 2016. – С.29. – (раздел « Вера »). Коротко: Мысли. Писание. Притчи. Истории. Фото с сайта деревенскийуголок.рф. и фото.: Архимандрит Гавриил (Ургебадзе). 1980-е гг. Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики//Фома. - – июнь 2016. – С.30-31. – (раздел « Вера », рубрика « Коротко »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-6-158-...

Более тысячелетия отделяет шедевр Андрея Рублева от первых изображений Святой Троицы в христианском искусстве. За это время ее иконография претерпела немалые изменения, связанные с формулированием догматического учения о Святой Троице, изначально занимавшим центральное место в христианском богословии. Появление в церковном искусстве изображения явления праотцу Аврааму трех ангелов, сцены угощения их под дубом Мамврийским (Гостеприимство Авраама) и жертвоприношения Авраама (см. Быт. 18, 1–8) было связано с тем значением, которое получило это библейское событие в творениях святых отцов. Иконография сюжета развивалась под влиянием богословского толкования. Некоторые авторы, например святые Иустин Философ, Ириней Лионский, Иоанн Златоуст, считали, что старцу Аврааму явился Бог в сопровождении двух ангелов. Другие понимали происшедшее как явление Самой Троицы — Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа (святители Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский). Догмат о единосущии Лиц Пресвятой Троицы стал одним из главных вопросов, обсуждавшихся на I и II Вселенских Соборах, на которых был принят Символ веры. Эта же тема отражена в памятниках изобразительного искусства IV–VI веков, где ангелы предстают в виде прекрасных юношей, сидящих за столом в ряд, с нимбами и в одинаковых одеждах, что показывает их «равночестность». Даже когда в сцене встречи Троицы Авраамом фигуру центрального ангела, в соответствии с трактовкой Иоанна Златоуста, выделили сиянием, за столом его изобразили так же, как и остальных (базилика Санта-Мария-Маджоре, Рим, 1-я половина V века). В древнейший период в сюжете «Святая Троица» ангелы не имеют крыльев, что можно объяснить библейским повествованием, где явившиеся Аврааму путники названы мужами, а о бесплотных существах говорится только в рассказе о Лоте. Возможны и иные объяснения, поскольку в других композициях (Благовещение, Явление Архангела Михаила, Видение небесной лествицы Иакову) в раннехристианском искусстве служители Бога также бескрылы, а начиная с V века изображение крыльев у небесных посланников становится общепринятым.

http://e-vestnik.ru/analytics/ikona_svya...

“Трех великих свидетелей имеет о себе пророк — священство, пророчество, мудрость”, — таким представлялся блаженному Феодориту святой праведник 3 . Святитель Иоанн Златоуст, сравнивая пророка Иеремию и апостола Петра, находил в обоих непоколебимость “среди всех волнений”, крепость и несокрушимость 4 . Взирая на девственную жизнь святого Иеремии, блаженный Иероним называет его евангельским мужем 5 . Эти качества надлежало сочетать в себе юному пророку, нареченному именем Иеремия, который происходил из города Анафоф, что означает повиновение и таким образом говорит о повиновении пророка своему Богу 6 . Ныне на месте Анафофа находится селение Аната. Помимо того, что город был выделен среди окружающих городов и передан левитам (см. Нав 21:18), он был известен и тем, что в нем некогда проживали Евиезер — один из тридцати семи знатных вождей при царе Давиде (2 Цар 23:27), священник Авиафар (3 Цар 2:26) и Иегу — воин Давида (1 Пар 12:3). Отец Иеремии Хелкия был из потомственных священников. Библия весьма кратко упоминает о родственном окружении пророка. Блаженный Иероним передает, что “Хелкия и Селлум были родные братья, сын Хелкии — Иеремия, сын Селлума — Анамеел” 7 . Святитель Ипполит Римский называет еще дочь священника Хелкии именем Сусанна (ср. Дан 13:2–3), которой “приходился братом пророк Иеремия” 8 , но сообщению Святителя мы больше нигде не находим подтверждений. Блаженный Иероним имя пророка (ирмейаху) трактует как высота Господня 9 . Другие источники, толкуя это имя как Бог возвышает или Бог ниспровергает, предполагают, что оно могло символизировать молитву родителей пророка о судьбе их несчастных соплеменников, а также надежды на сына. Родители “воспитывали Иеремию в духе уважения к законам Моисея и, возможно, познакомили его с учением Исаии и других пророков предыдущего столетия” 10 . Появление на свет Иеремии, около 650 г. 11 , выпало на богоборческую эпоху Иудеи, что предначертало его крестный жизненный путь 12 . Библия свидетельствует о том, что Иеремия был освящен Богом еще прежде своего рождения (Иер 1:5). Потомственное священство — то будущее, которое должно было ожидать Иеремию. Однако Бог распорядился по-иному. О судьбе Иеремии блаженный Феодорит размышляет так: “Избрание сделано не вопреки справедливости, потому что предшествовало оному ведение. Бог познал, и потом освятил, а знает Он все прежде, нежели приходит сие в бытие” 13 .

http://pravmir.ru/prorok-ieremija-v-svya...

  Татьяна Медведева 29 апреля 2018 г. 14:45 В этом году исполнилось 20 лет со дня обретения мощей святой блаженной старицы Матроны Московской. Как известно, ее мощи находятся в Покровском монастыре Москвы. О том, как были обретены мощи святой, как восстанавливался монастырь, о современной жизни обители " Журналу Московской Патриархии " рассказала игуменья Феофания (Мискина). Pdf-bepcuя. иерей Сергий Петров Татьяна Медведева 2 января 2018 г. 10:16 В Издательском совете Русской Православной Церкви прошел круглый стол «Герой и подвижник в современной литературе». Председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент и писатели- лауреаты Патриаршей премии обсудили успехи и проблемы современной христианской литературы, а также задачах православного писателя.  Татьяна Медведева 21 декабря 2017 г. 18:40 В интернете появился новый портал о православной литературе «Правчтение», посвященный книгоизданию. Он создан сотрудниками Издательского совета Русской Православной Церкви. На ресурсе представлены 59 издательств, как церковных, так и светских, которые постоянно дополняют свои каталоги, информируя читателей обо всех книжных новинках. Татьяна Медведева 26 апреля 2017 г. 13:45 Мы продолжаем разговор о современной русской словесности (см. начало) . О тенденциях в современной русской литературе, раскрытии в ней православной тематики, судьбе «толстых» журналов размышляет лауреат Патриаршей премии поэт Юрий Кублановский. Татьяна Медведева 19 августа 2016 г. 13:15 Мы начинаем публикацию бесед с лауреатами и номинантами Патриаршей литературной премии. В центре внимания – современная проза, поэзия и публицистика, а также другие жанры русской словесности. Нашим первым собеседником стал писатель Александр Сегень, лауреат Патриаршей литературной премии 2015 года, автор романов и повестей - «Державный. Государь Иван Третий», «Поп», «Московский Златоуст» (книга о святителе Филарете (Дроздове)) и др. Татьяна Медведева 1 августа 2016 г. 15:10 18 мая в Храме Христа Спасителя прошла торжественная церемония награждения лауреатов 2016 года. О соработничестве Русской Православной Церкви и писательского сообщества и просветительских проектах рассказывает председатель Издательского совета митрополит Калужский и Боровский Климент.

http://e-vestnik.ru/persons/id9575/

Из вышеприведенных текстов Священного Писания видно, что в некоторых случаях о едином Боге сказано во множественном числе. Вторая группа свидетельств указывает конкретно на троичность Лиц. В книге Бытия (18:1–3) есть повествование о том, как Бог явился Аврааму у дубравы Мамре в виде трех странников, которым Авраам, по словам блаженного Августина , поклонился как Единому. Впрочем, некоторые святые отцы, такие как святой мученик Иустин Философ , святитель Иларий Пиктавийский , блаженный Феодорит и святитель Иоанн Златоуст , полагали, что возле Мамврийского дуба Аврааму явилась только Вторая Ипостась Пресвятой Троицы – Сын Божий, в сопровождении двух ангелов. Другие же отцы, такие как святитель Афанасий Великий , святитель Василий Великий , блаженный Августин , полагали, что Авраам удостоился видения всей Пресвятой Троицы. К свидетельствам этой же группы святители Афанасий Великий , Василий Великий и некоторые другие отцы относят и троекратное воззвание к Богу Серафимов, которое описано в книге святого пророка Исаии: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!» ( Ис. 6:3 ). При этом пророк слышал голос Господа, Который вопрошал: «Кого Мне послать? И кто пойдет для Нас?» ( Ис. 6:8 ). Ссылаясь на этот отрывок, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов поясняет, что в тот момент пророк Исаия видел славу Сына Божия и говорил о Нём (см. Ин. 12:41 ), а святой апостол Павел указывает, что пророк слышал глас Святого Духа, посылавшего его к израильтянам (см. Деян. 28:25–26 ). Таким образом, исходя из восприятия ветхозаветного текста новозаветными авторами, можно говорить о том, что в книге пророка Исаии идет речь о воспевании Серафимами всей Пресвятой Троицы. Третью группу составляют свидетельства о конкретных Лицах Святой Троицы. Так, об Отце и Сыне отдельно говорится в книге Псалмов: «Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» ( Пс. 2:7 ). В другом месте сказано: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня... из чрева прежде денницы... рождение Твое» ( Пс. 109:1, 3 ). Отдельно о Третьем Лице Святой Троицы говорится в книге пророка Исаии: «И ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его» ( Ис. 48:16 ); «Почиет на Нём (т. е. на Мессии – прим. авт.) Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» ( Ис. 11:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

О личности Захарии, сына Варахии ( Мф. 23:35 ) Прот. Вишняков. «Святой великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн» Ориген , святой Василий Великий , святой Петр Александрийский , святой Иоанн Златоуст , святой Епифаний и другие говорят, что Иисус Христос разумел здесь Захарию – отца Иоанна Крестителя. И действительно: 1) Спаситель в указанном месте ( Мф. 23:29–36 ), обличая иудеев за избиение прежде бывших пророков, приписывает эти злодеяния виновным в том отцам их; их же называет только сынами убийц, сочувствующими делам своих предков; а умерщвление Захарии, сына Варахиина, приписывает прямо тем людям, к которым обращает речь Свою, и представляет их самих виновниками этого убийства… Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмами жертвенником. 2) По церковному преданию, отец Захарии – родитель Предтечи – назывался Варахиею (Четьи-Минеи, сент. 5). Если святой Лука в месте, сходном по содержанию с разбираемым местом святого Матфея, употребляет имя Захарии без отеческого его названия ( Лк. 11:51 ), то он делает то же и при наименовании отца Предтечи (1:11). Между тем святой Матфей, говоря о том же, как и святой Лука, Захарии, прямо называет его сыном Варахии. Замечательно, что святой Матфей, повествовавший также и об Иоанне Крестителе (3), только раз, и именно здесь (23:35), назвал по имени его родителя. 3) Иисус Христос в рассматриваемом нами месте поставляет Захарию в числе пророков, и притом как бы последним из предвозвестивших о пришествии Спасителя мира и убитых самими иудеями (см. Деян. 7:52 ). Святому Захарии – отцу Предтечи действительно приписывается в Евангелии дар пророчества (Лк. 1и след.). Он же по справедливости может считаться последним из убитых иудеями пророков; ибо, хотя собственно последним ветхозаветным пророком называется и есть сын Захарии – Иоанн Креститель ( Мф. 11:13 ), но убийцами его были не собственно иудеи ( Мф. 21:26 ), а Ирод Антипа, правитель Галилеи ( Мф. 14:1–12 ). Следовательно, в указанном изречении Спасителя неудобно разуметь другого какого-либо Захарию, например Захарию, сына Иодая, умерщвленного иудейским царем Иоасом в Иерусалиме, во дворе Дому Господня, около 850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Святой Иоанн сказал золотые слова: «Не говори, что предан Церковью тот, кто предан; если бы он не оставил Церкви, то не был бы предан. Не говори, что он искал убежища и был предан; не Церковь оставила его, но он сам оставил Церковь; не в Церкви он был предан, но вне ее. Зачем он оставил Церковь? Ты хотел спастись? Тогда ты должен был держаться жертвенника» (Беседа, когда Евтропий, найденный вне церкви, был схвачен). Церковь – это всеобщая лечебница В-четвертых, вы, христиане, вынуждены ходить в церковь , потому что она всеобщая лечебница, где лечатся все грешники, получившие мысленные раны от дьявола. Подобно тому как получившим телесные раны приходится обращаться к врачу, чтобы вылечиться и не умереть, так и те христиане, страдающие от мысленных язв пороков и страстей, крайне нуждаются в помощи всеобщей лечебницы Церкви, где они могут показать свои раны духовнику и получить действенные лекарства и пластыри, дабы исцелиться. Ведь если они будут пренебрегать походом к врачу, тогда раны у них загниют и приведут к душевной и вечной смерти. Потому-то и сказал Златоречивый о Церкви: «Этот дом есть духовная лечебница, устроенная для того, чтобы в ней врачевали мы те раны, которые получаем отвне (в мире) (см.: Ин.2:5 )» (Беседа 2 на Евангелие от Иоанна). « Церковь Божия, – добавил он, – есть врачебница душ... и мы должны, подобно входящим в лечебницу, взять здесь приличные болезням нашим врачевства, и с ними уже выйти отсюда» (Беседа 22 на книгу Бытия). А потому, рассказывая притчу о человеке, попавшем в руки разбойников, Господь назвал Церковь гостиницей, то есть больницей (см.: Лк.10:34 ). Вот краткое изложение 140 этой притчи. Человек – это Адам и всякий грешник. Иерусалим, из которого он шел, – рай и добродетель. Иерихон – мир и грех. Разбойники – бесы. Раны – страсти. Самарянин – Христос. Елей и вино – человеколюбие и справедливость. Вьючное животное – человеческая природа нашего Господа. Гостиница – Церковь . Гостинник – Павел и другие апостолы и преемники апостолов архиереи и священники... а два динария – Священное Писание Ветхого и Нового Заветов. Христиане должны ходить в церковь с охотой, ибо она общая Мать для всех христиан Вы, христиане, должны ходить в церковь с большой охотой и рвением. Во-первых, потому, что Церковь – это общая Мать для всех православных, которая возродила их в купели святого Крещения и вскормила их словесным молоком благочестия, веры и Божественных таинств. И подобно тому как дети с большой охотой и любовью бегут к своей родной матери, так и христиане с чрезвычайной радостью, огромной любовью и непреодолимым желанием должны спешить в объятия их духовной матери, Святой Церкви, чтобы увидеть свою необыкновенно нежную мать и насладиться ее небесными благами. Поэтому божественный Иоанн Златоуст сказал: « Церковь есть мать своих детей, которая и их принимает, и чужим открывает недра» (Беседа о святом священномученике Фоке...). Церковь – общая обитель всех христиан

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010