Гуго Гроций полагал, что она составлена во время Зоровавеля, и даже по повелению его, не представляя на это других оснований, кроме указаний в 12, 11 на единого пастыря , под коим он разумел первого правителя иудеев во возвращении из плена вавилонского. 21 Генгстеньерг, Геферник, Кейль и другие, по некоторым местам (8, 3. 4. 10, 4. 8, 9. (, 16. 3, 16. 5, 7.4, 1–3. 7, 1. 10, 16–19. 20 и др.) книги заключая, что современное её происхождение положение народа еврейского было весьма печальное и тяжёлое, каким оно могло быть, по их мнению, во время персидского владычества, и, кроме того, находя некоторое сродство с книгою прор. Малахии (напр. 5, 5 слич. Малах. 2, 7; 7, 16 . слич. Мал. 3. 7; 5, 3 – 5 . слич. Мал. 1, 8. 14 и друг.), утверждали, что книга Екклезиаст написана в веке Ездры и Неемии, и написана с целью утешить и одобрить Израиля, угнетённого персидским владычеством, вдохнуть мужество к перенесению сурового настоящего и надежду на лучшее будущее. 22 Розенмиллер, Де-Ветте, Кнобель, Герцфельд, Мейр, Бунзен , особенно Евальд, Ельстерг и Вайгинг относили происхождение нашей книги к концу персидского владычества или началу македонского, на том основании, что бедственное положение еврейского народа, представляемое нашею книгой, более соответствует этому времени, чем первой половине персидского владычества ( Ездр. 9, 8.9 ), – что в книге Екклезиаст заметно уже зарождение еврейских сект, фарисейства (4, 17 – 5, 6), саддукеизма (7, 2 – 6) и ессеизма (9, 2), с направлением которых она борется, – что в книге Екклезиаст вместо духа пророческого, который давно исчез, выступает дух свободного исследования, сомнения и пытливости, дух школьного формализма, книжничества (слч. 12, 12) и проч. 23 Шенкель , находя в 10, 16 указание на последние годы Птоломея I Лаги (285–283), который за два года до своей смерти передал правление младшему сыну свою Птоломею Филадельфу, чьим нарушил право первородства и возбудил мщение в ближайшем наследнике престола Птоломее Кенаннессе, относит происхождение нашей книги к этому времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Filare...

У Пророка Исаии ( Ис.9:6, 11:9 .) обетованному Спасителю между прочими дарами приписываются и Дары Учителя, как: «Дух премудрости и разума, Дух совета, Дух ведения.» ( Ис.11:2 ) «Господь Господь дает Мне язык научения, еже разумети, егда подобает рещи слово: положи Мя утро утро, приложи Ми ухо, еже слышати ( Ис.50:4 ) ... Κто в вас бояйся Господа? Да послушает гласа Отрока Его. ( Ис.50:10 )» – «Се свидетельство во языцех дах Его. ( Ис.55:4 )» – «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати пленником отпущение, и слепым прозрение, ( Ис.61:1 )» и проч. слч. ( Лк.4:18 ). 2) Пророк Исаия неоднократно называет Обетованного Спасителя светом языков и всего мира, и под. «И ныне доме Иаковль, приидите, пойдем Светом Господним. ( Ис.2:5 )» – «Людие ходящии во тме вядеша Свет велий: живущии во стране и сени смертней, Свет возсияет на вы. ( Ис.9:2 )» – «Аз Господь Бог призвах Тя в правде; и удержу за руку Твою, и укреплю Тя, и дах Тя в завет рода (Израилева), во свет языков, отверсти очи слепых. ( Ис.42:6 )» – «Светися, светися Иерусалиме, прииде бо твой Свет, и слава Господня на тебе возсия ( Ис.60:1 )» ( Деян.13:47 . слч. Ис.60:19 ). II. Евангельская История изображает Иисуса Христа великим и несравненным Учителем и Просветителем мира. 1) Иисус Христос имел многих учеников и предлагал им учение свыше принесённое; поучал их как пред всеми, так и в уединении ( Ин.3 ). Он Сам Себя называл единственным Учителем или Наставником: «ниже нарицайтеся наставницы: един бо есть Наставник ваш Христос» ( Мф.23:10 . слч. Ин.13:13 ), и проповедовал, что Он должен учить: «Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя благовестити нищим... нроповедати пленным отпущение, и слепым прозрение... проповедати лето Господне приятно ( Лк.4:18–19 ). – Он же (Иисус) рече к ним (народом), яко и другим градовом благовестити Ми подобает Царствие Божие: яко на се послан есмь ( Лк.4:43 ). Аз на сие родихся, и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину, и всяк, иже от истины, послушает гласа Моего» ( Ин.18:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 . Апостол Павел в послании к Евреям с разных сторон изображает первосвященничество Христово: ( Евр.2:17 ) «Должен бе (Иисус) по всему подобитися братии, да милостив будет и верен Первосвященник в тех, яже к Богу. – ( Евр.3:1 ) Разумейте Посланника и Святителя (Первосвященника) исповедания нашего Иисуса Христа. – ( Евр.4:14–15 ) Имуще убо Архиереа велика, прошедшаго небеса, Иисуса Сына Божия, да держимся исповедания. Не имамы бо Архиереа не могуща спострадати немощем нашим, но искушена по всяческим по подобию, разве греха. ( Евр.5:5–6 ) Христос не Себе прослави быти Первосвященника, но Глаголавый к Нему: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя. Якоже и инде глаголет: Ты еси Священник во век, по чину Мелхиседекову (слч Евр.7:21 ). ( Евр.7:26 ) Таков нам подобаше Архиерей, преподобен, незлобив, безсквернен, отлучен от грешник, и вышше небес бывый» (слч. Евр.8:1–6, 9:11–14, 26–28, 10:21 ). Иисус Христос называется Священником по чину Мелхиседекову, но не по чину Ааронову, для показания превосходства Его первосвященнического служения. 1) В Св. Писании не упоминается ( Быт.14:18 ) ни о роде Мелхиседека, ни о начале, ни о конце его жизни, ни о предшественнике, ни о преемнике его ( Евр.7:3 ): потому история Мелхиседека представляет образ Иисуса Христа, Первосвященника вечного ( Евр.7:24 ). Также, Мелхиседек был вместе Священником и Царём ( Быт.14:18 ), и его названия – Мелхиседек Царь Салимский (с еврейского) означают: царь правды, царь мира ( Евр.7:2 ): и Иисус Христос есть вместе Первосвященник и Царь ( Лк.1:32 ), Царь правды ( Ин.18:37 ; Евр.1:8 ) и мира ( Быт.49:10 ; Ис.9:6 ; Лк.2:14 ; Ин.14:27 ). Св. Григорий Богослов учит, что Иисус Христос, называется «Мелхиседеком, как рождённый без матери по естеству высшему нашего, и без отца – по естеству нашему, как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: род же Еги кто исповесть? ( Ис.53:8 ); как Царь Салима, то есть мира, как Царь правды, и как приемлющий десятину от Патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

устав службы но Триоди Постной и Цветной, 5. каноны: св. Отцам и Живоначальной Троице; 6. чин службы вел. Субботы, Пасхи и Благовещения; 7. Каноны: неседальное пение Богородице; канон: многими содержим напастьми; служба сладчайшему Иисусу; на исход души; молитвы ко св. Причащению – и пр. Это то, что впоследствии назвали Псалтирью с возследованием, но – особого состава. Список с Киприановой Псалтири хранится в библиотеке Волоколамского монастыря. Отзыв Нила Полева о Киприановой Псалтири в Словаре Митр. Евгения 2, 38. 166 Летоп. у Карамз. 5. пр. 137. По летоп. (у Карамз. 4. пр. 373) в 1348 г. мая 26 дня при гробе Свят. Петра исцелилась девица, имевшая скорченные руки; в 1351 г. – женщина, два года не владевшая ногами. В договорной грамоте 1448 г. Князья поставляют свидетелями «великих чудотворцев Святителя Николу и св. Петра Митрополита» (Собр. Госуд. Грач. 134–154). Перенесение мощей Свят. Петра стали праздновать, именно 6 октяб., с 1473 г., когда перестроен был Собор Успенский. 167 См. о чудесах Соф. Bp. 1, 265. Собор 1547 г. не считал нужным вносить имена их в число тех, которым не праздновали. 168 О Кн. Алексадре «егда вложиши тело святое его в раку, иконом же Севостьян М. Кирилла приступл и хотя разняти руку его, да вложить Митрополит грамату душевную, он же сам, яко жив сущи, распростер руку свою и взя грамату от руки Митрополита». Соф. Вр. 1, 274. 172 О Троицкой Лет. у Карамз. 2. пр. 261. слч. 9. пр. 80. Субботы мясопустной не видно в Летоп., но она, без сомнения, была субботою поминовения: такова же она по Студийскому уставу. Слч. Дебольского: Дни Богослужения, 3, 31–98. 173 Дебольский (3, 103. 104) субботы 2-й, 3-й, 4-й, недель Вел. поста причислил к родительским. Но это совсем не родительские субботы, а такие дни Вел. поста, в которые одни, сообразно с древнею строгостью покаяния великопостного, позволялось поминать умерших. Митр. Киприан писал игум. Афанасию: «если по наступлении Вел. поста случится кому преставиться среди недели, то, пав над ним, предать гробу, но правления никакого, даже и панихиды (великой), до вечера пятницы, в субботу же поминание, то же делать по всем пятницам Вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Блаж. Иероноим, в подробном изследовании пререкаемого предмета, между прочим, писал: «Ты спрашиваешь: как называть братьями Господа тех, которые не были родными братьями Его? Знай, что в Божественных Писаниях наименование брата употребляется в четырех значениях: Иногда братьями называются братья в собственном смысле, по рождени, как то: Исав и Иаков, двенадцать Патриархов, Апостолы Андрей и Петр, Иаков и Ин.н; иногда в обширном смысле, по происхожденнию от одного родоначальника, и вот все Иудеи называются братьями между собою. Втор.15:12. 22:1. 2 . Рим.9:3 . Иногда в смысле близкого свойства называются братьями сродники, как это видно из книги Быт.13:8 , где Авраам и Лот названы братьями, тогда как Лот не был собственно братом Авраама, будучи сыном брата его Аррана (слч. Быт.12:4, 5, 14:14–16 ); и в другом месте Иаков называется братом Лавана, Быт.29:15 , тогда как Иаков был сыном сестры Лавана Ревекки, жены Исаака (слч. гл. 28 и 29, также 36 и 37 ст. 31-ой гл.). Иногда в обширнейшем смысле братьями называются все люди, 1) поскольку есть между ними единение духовное, напр. се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? ( Пс.132:1 . Также: Пс.21:23 . Ин.20:17 .), и 2) поскольку все, происходя от одного прародителя, соединены узами родства по природе, напр. Ис. 9:19. 65: 5 и 20. 1Кор. 5:11 . и др. безчислен. Теперь избирай: в каком из сих значений принять Евангельское наименование братий Господних. В первом и собственном нельзя; ибо не позволяет Писание, поскольку не именует их ни детьми Марии, ни детьми Иосифа. Во втором – обширном нельзя; ибо странно было бы нанменование не многих только Иудеев братьями, когда в том обширном смысле всех Иудеев следовало бы равно наименовать братьями. В четвертом обширнейшем нельзя: ибо 1. по духу ближайшими к Иисусу Христу были все Апостолы, которых Он удостоивал высших наставлений, и к которым вместе с другими слушателями и исполнителями слова Божия относилось сказанное: кто есть Мати Моя? и кто суть братия Мои? И простер руку Свою на ученики Своя, рече: се мати Моя и братия Моя ( Мф.12:48, 41 ).); и 2. по природа человеческой вообще все, люди братия; потому опять странно было бы слышать: се братия Твоя ищут Тебе. Остается таким образом одно значение, которое мы поставили на третьем месте, именно: должно принимать наименование братьев Господних, в значении близких только сродников, а не братьев единоутробных, подобно тому, как изъясняем иаименование братьями Лота с Авраамом, Иакова с Лаваном, подобно и следующему наименованию Сарры сестрою Авраама: истинно сестра ми есть по отцу, а не по матери ( Быт.20:12 ), то есть, дочь брата моего, а не сестра» 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Rzhani...

( Мф. 10:30 ). «Вам же и власи главнии вси изочтени суть.» Слч. ( Иак. 1:17 ). ( 1Тим. 6:17 ). г) Бог промышляет о благочестивых и нечестивых: «яко солнце Свое сияет на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф. 5:45 ). д) Особенно же, преимущественное Божие промышление о человеке раскрывается в действиях Божественного попечения о спасении рода человеческого, каковы: всеобщее призывание человека на путь спасения ( Иез. 18:23 ). ( 1Тим. 2:4 ), совершение спасения чрез Иисуса Христа и предложение спасения во Иисусе Христе всем верующим в Него. ( Ин. 3:16 ). ( Мф. 11:28 ), ( Мф. 28:19 ). Примеры особенного Божия попечения об избранных Священное Писание представляет нам в назидание множество примеров особенного попечения небесного Промыслителя об избранных Его. У кажем только на некоторые. Праведного Ноя с семейством Бог сохранил от погибели во время потопа в ковчеге, который, долгое время невредимо носившись по водам, по управлению Божию остановился на горах Армении ( Быт. 7:18 ), ( Быт. 8:4 ). Праведный Авраам всецело предавал себя управлению и попечению Божию, когда по повелению Промыслителя оставил своё отечество и род свой, и единородного сына своего решился заклать в жертву Богу. И рука Божия всегда была с Праведником, укрепляла его среди всех искушений и избавляла от бедствий ( Быт. 12:1 ), ( Быт. 22:2 ). По Божию попущению Иосиф был продан братьями и отведён в Египет: но Вышний Промысл особенным попечением управил обстоятельства к достижению Своих мудрых целей, о чём сам Иосиф говорил своим братьям: ныне убо не скорбите, ниже жестоко вам да явится, яко продасте мя семо: на жизнь бо посла мя Бог пред вами ( Быт. 45:5 ). Вы совещасте на мя злая: Бог же совеща о мн во благая, дабы было якоже днесь, и препиталися бы людие мнози ( Быт.50:20 ). Моисей, после нескольких месяцев по рождении, был брошен в ковчежце при водах Нила: но, действием небесного Промысла, его находит дочь Фараонова и, не зная путей Промысла, отдаёт его, для выкормления, самой его матери ( Исх. 2:3 ), ( Исх. 2:8 ), слч. ( Деян. 7:21 ), ( Евр. 11:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-p...

388 Три весьма древние – Туровский Борисоглебский, Новогродский Лаврашевский, Гродненский Борисоглебский. Затем Минский Вознесенский, с 1490 г., Слуцкий Троицкий, прежде 1489 г. (Акт. Зап. Рос., 1. 94. Ист. Акт. 1, 525), Слуцкий Ильинский прежде 1515 г., Кобринский Спасский прежде 1512 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 79.). В 16 веке устроены Николаевский на р. Морочь, существовавший уже в 1539 г. (Библ. Обществ. Ист. 27.), Грозовский Богословский 1585 г., Грозовский Николаевский, Друйский Благовещенский, Новодворский, Купятицкий, Пинский Лещ. Пинский св. Варвары девичий прежде 1580 г., Браславский на оз. Неспише прежде 1581 г. Ист. Иерархии о многих зап. монаст. ничего не знает. См. Вилен. грам. 2, 124. Грамоты в Ист. унии стр. 70. 94. 99. 113, 114. 129. 165. 190. 195. 199. 202. 217. 219. 268. 286. 299. 311. 422. Ист. Акт. 1. 525. Акт. Зап. Рос. Т. 3. 118. 129. 389 Самые древние – Аврамиев, Смядынь Борисоглебский. Смоленские общежительные Троицкий и Спасский прежде 1506 г. (Акт. Зап. Рос. 1, 370), Св. Духа прежде 1509 г. (Акт. Ист. 1, 525.), Св. Арханг. Михаила прежде 1486 г. (Акт. Зап. Рос. 1. 84.), Колочский с 1415 г. Черенский Троицкий, основанный еп. Мисаилом ок. 1470 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 3. 101). Рославский Спасский прежде 1560 г., Смоленский Николаевский прежде 1609 г. (Акт. Ист. 1, 518. 174. 293. Ист. Иер.) 390 Грамотой 20 янв. 1582 г. отданы были иезуитам в Полоцке православные полоцкие монастыри: «св. Спаса на р. Полоте, св. Иоанна Предтечи на острове р. Двины под замком (основанный кн. Андреем Ольгердовичем †1399 г. Акт. Зап. Рос. Т. 1, 27.), св. Михаила Городецкий (основанный прежде 1509 г. Акт. Ист. 1, 525.), св. Петра в полоцком замке (основанный Кн. Михаилом †1385 г. Акт. Зап. Рос. 1, 27.); мон. Воскресения Господа нашего, в замке, иначе называвшийся Мотенецким, мон. Козмы и Дамиана, мон. св. Николая на Лучне (основ. еп. Симеоном в 13 в.) См. грамоту у Стебельского Zyw. ss. Evphros. и Par. 2. 158. Акт. Зап. Рос. Т. 3. 137, 143. Эти монастыри упоминаются и в жалобе полочан 1544 г. (Акт. Зап. Рос. Т. 2. 234.), из которой видно, что Предтечевым, Михайловским и Воскресенским заведовали архимандриты; Петровым и Никольским – игумены. Далее известны Витебские монастыри: Предтечев девичий прежде 1553 г. (Акт. Зап. Рос. 3. 12), Марков и Невельский Троицкий 16 века. Онуфриев общежительный в 15 вер. от Мстиславля основ. кн. Симеоном Лугвенем (†1399 г.), Мстиславский пустынный св. Богородицы прежде 1499 г. (Акт. Зап. Рос. 1. 43. 82. 177. 215. 217. стр. 570. «Владыце Полоцкому того игумена Пустынскаго не судити». Слч. Ист. Акт. 5, 368, Ист. Унии 165. 166. 190. 216. 328. 334. 350. 423). Мстиславский Николаевский нагорный прежде 1507 г. Могилевский Спасский прежде 1578 г. (Акт. Зап. Рос. 3. 94. 88. 152).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Питая искреннее почтение и любовь к родителям, дети – a) Должны быть всегда скромны, кротки и искренни пред своими родителями. Ни одно оскорбительное для родителей слово не должно выходить из уст доброго сына или дочери. А иже злословит отца своего или матерь, смертию да умрет, заповедал Бог в законе Моисеевом ( Исх.21:17 ). Око ругающееся отцу и досаждающее старости матери, да исторгнут е вранове от дебрия, и снедят е птенцы орли ( Притч.30:17 ). Коль хулен оставляяй отца, и проклят Господем раздражаяй матерь свою ( Сир.3:16 ). б) Должны быть покорны и послушны к родителям, и внимательны ко всем их наставлениям. Во всех сколько-нибудь важных случаях должны просить совета и согласия родительского, доколе будут находиться под их попечением; должны дорожить их советами и тогда, как уже выйдут из-под воспитания. К сему обязывают детей – и самая естественная их зависимость от родителей во всех нуждах физических и нравственных, и Св. Писание. Чада, послушайте родителей своих во всем; сие бо угодно есть Господеви, учит апостол ( Кол.3:20 ). – Чада, послушайте своих родителей, о Господе: сие бо есть праведно ( Еф.6:1 . Слч. Притч.1:7–8, 4:1 и слд. Кол.3:20 ). в) Должны быть признательны и благодарны к родителям, – чему поучает Иисус Христос Своим примером ( Иоан.19:26 ). Апостол Павел пишет: аще кая вдова чада или внучата имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, и взаем воздаяти родителем: сие бо есть благоугоно пред Богом ( 1Тим.5:4 ). г) Должны быть всегда готовы со всем усердием помогать родителям во всех их нуждах, и особенно во время болезней и преклонных лет. Это будет наилучшим выражением признательности и благодарности детей к родителям, как учит Мудрый; чадо! заступи в старости отца твоего, и не оскорби его в животе его ( Сир.3:12 ). д) Должны быть почтительны к родителям и при их немощах или недостатках. Мудрый сын Сирахов учит: аще и разумом оскудеет, прощение имей, и не обезчести его всею крепостию твоею. Милость бо отча незабвена будет, и противо грехов присозиждется тебе. В день скорби твоея воспомянет тя: якоже лед от зноя, тако растают греси твои ( Сир.3:13–15 ). Если недостатки родителей могут быть исправлены, то дети, с сыновнею покорностью и благоразумием, могут увещевать своих родителей ( 1Тим.5:1 ), а если сего не могут достигнуть, то должны молиться о них Богу, чтобы Он Сам Своим благим промышлением исправил их и направил на путь истины и спасения. Наконец

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Потебня одинаково должен быть дорог и теоретикам мысли и теоретикам искусства» (ib.). 4502 Слово это не мне одному пришло в мысль, – его употребляет и почтенный Редактор этого журнала в одном из писем ко мне. Пора дать ему путь в жизнь языка и научной мысли. 4503 Далее в таблице идет сбой нумерации, есть две строки под номером 121. Мы даем в правильной нумерации(Примеч. электронной редакции). 4506 Дионисий говорит: некоторые из бывших прежде меня отвергали эту книгу... Написал ее, говорили, Керииф и пр. По свидетельству Епифавия, так думали об Апокалипсисе именно алоги. 4508 И так лжет Ewald, когда говорит, что Христос представляется в Апокалипсисе отнюдь не столь возвышенно, как у Иоанна в Евангелии. 4509 Notiones totumque de summis Christianorum rebus sentiendi et cogitandi ambitum (differre), –говорит Ewald. 4510 Известно, что Дух Святой проявлялся во всех своих органах как Ветхого, так и Нового Завета соответственно личным особенностям этих духовных органов. 4511 Параллелизмы: 3:20–21. Слч. Ин. 17:21 , или 1Ин. 4:15 . Находим и в Апокалипсисе, как и в других писаниях Иоанновых особенно частое употребление частицы да (например, Ап. 2:10. 21; 3, 9. 11. 18; 13, 15. 16. 17; 16, 12. 15) Также употребляются выражения no сем о преемстве времени, как в Евангелии: 13:22. 5, 1. 6, 1. 7, 1. Ап. 1:19. 4, 1. 7, 1. 9. 15, 5, и связь настоящего времени глаголов с будущим (например, Ап. 2:5. Ср. Ин. 14:3 греч.). 4525 Надпись в сирском слово в слово: Revelatio, quae facta est super Jobannem Evangelistam a Deo in Pathmo insula, in quam in Pathmo insula, in quam jactus fuit a Nerone. 4531 Притом оно представляется определенным и обстоятельным: ибо у Иринея сказано, что к концу царствования «Дометианова» или «Дометиева» вышло откровение; а Иероним означает 14 год Доницианова царствования временем заточения Иоаннова. 4532 Критики (например, Guerike не без основания замечает, что если бы у Иринея стояло имя существительное собственное «Дометиана», то оно должно было бы по-гречески иметь член, как бывает при подобном сочинении слон: τς το Δομετινου ρχς. Потому находят более правильным понять это слово у Иринея Δομετινου , как прилагательное от Δομετις и значащее «Дометиев».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

172 См. вопросы Кирики и ответы Саввы в пр. 4. 5. 13. 23. Нифонта на стр. 179 (Памятники XII в. изд. Калийдовичем М. 1820). Новгор. 1. Лет. «В лето 6577 (1069) обретеся крест честный Володимир у св. Софии, котрый считали похищенным, тогда как в 1065 г. Всеслав Полоцкий обобрал все в Софийском храме. 173 Крест, устроенный пр. Евфросинией Княжной Полоцкой в 1161 г., шестиконечный (Описание и изображение при кн. Историч. Сведения о пр. Евфросинии. Спб. 1851). На серебряной медали св. Владимира в первой руке св. Князя крест четвероконечный (Калайдович в Летоп. Общ. Древн. Рос. Кн. 2 стр. 163). Крест устроенный в 1224 в Юрьеве польском – четвероконечный, он и ныне цел. На недавно открытых фресках Софийского собора крест в руке Мученицы шестиконечный, в руке Мученика пятиконечный. (См. Описание и снимки изображения в Журн. Мин. Нар. Просв. 1844 г. 1. слч. пр. 198). Кресты на мраморной гробнице В. У. Ярослава сына св. Владимира – четвероконечные. (см. изображение гробницы при описании Киево-Софийского Собора, Киев 1825). На золотой панагии Мученик в правой руке держит крест четвероконечный, крестик вырезанный из мрамора четвероконечный: то и другое найдено в Киеве и принадлежит домонгольскому времени. (см. О древностях найденных в Киеве в 1 кн. 3 ч. Трудов Общества Древн. Росс). На сосудах пр. Антония Римлянина – кресты четвероконечные. Снегирева Памят. Моск. Древности тетр. 3. Стр. 36. 175 Прибывшие из Константинополя художники для создания Печерсокго храма принесли мощи 7 мучеников: Артемия, Полиевкта, Леонтия, Акакия, Арефы, Иакова и Феодора. И мощи сии положены были в основание храма (Симон). В 1218 г. принесены были Кн. Константину мощи св. Лонгина сотника, св. Марии Магдалины (У Карамз. 3 пр. 179). О множестве мощей, собранных к тому времени в Константинополь из мест, собранных к тому времени в Константинополь из мест, захваченных Магометанами, см. Ducangil Constant. Christ. Lib. 3. с 14 также Путешествия Новгородца Стефана и других Русских в Царьград (изд. Сахарова 1886 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010