II. Первые пустынножители Павел и Антоний Во время гонения Диоклетианова множество христиан, слишком робких, чтобы идти на мучение и мученичество, но слишком твердых в вере, чтобы отречься своих убеждений, удалились в пустыни, где тираны не могли их преследовать. Бог внушил им такое переселение, чтобы они могли послужить учреждению жизни отшельнической. Ему благоугодно было даровать миру, извращенному идолопоклонством, пример христиан, доводивших до совершенства подвиги во всех добродетелях. В противоположность человеку чувственному, плотскому, взирающему только на этот мир и полагающему все свое благополучие в наслаждениях чувственных», Богу угодно было проявить человека, мыслящего только о мире будущем, презирающего все, что язычество учило любить страстно и ценившего только наслаждения духовные. Первый из удалившихся от Мира, чтобы посвятить жизнь свою Богу, был молодой Египтянин именем Павел. Шестнадцати лет от роду 693 он получил в наследство от родителей значительное состояние; жил он в нижней Фиваиде со своей сестрой, уже замужней; получил он тщательное воспитание, изучал литературы греческую и египетскую и отличался любовью к Богу и кротостью. Когда началось гонение Дециево, ему было двадцать три года. Сначала удалился он в загородный, очень уединенный дом, но зять его, желавший наследства, хотел на него донести, не взирая на слезы жены своей, умолявшей пощадить брата. Павел, предупрежденный о злобных против него намерениях, удалился в пустыню, чтобы там дождаться окончания гонения. Мало-по-малу он достиг горы, при подошве которой находилась обширная пещера, прикрытая камнем. Из любопытства, он вошел туда и очутился в просторной горнице, освещенной сверху, и над которой наклонила ветви свои старая финиковая пальма. Из горы истекал ручей и после недальнего течения исчезал в земле. Павел нашел там молотки и формы, служившие фальшивым монетчикам при царствовании Клеопатры и Антония. Он избрал эту пещеру себе в жительство. Старая пальма доставляла ему пищу и одеяние. Он перестал думать о возвращении в мир и провел всю жизнь свою в молитвах.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Апрель 9 апреля 1868 г. 9 апреля 1868 г. Благодарю Всемилостивого Спасителя моего, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно Божественную литургию и причаститься неосужденно Божественных и Животворящих Его Таин, умиротворившего и укрепившего меня духовно и телесно. Радоница. Поминаний было 140 списков. 1-й класс – то есть 1-ю перемену, в VI классе прослужил. На 2-й – в V классе читал слово на Святую Пасху митрополита Григория 36 и Католическую мессу. Мног мир исполняющим закон Твой, Господи! Благо работать Тебе, Господи! А удовлетворять стремлениям греховного сердца нашего – пагубно. Беспокойство, страх, огонь, теснота, бесчестие лица, ожидание суда грозного. Если бы свой повенчал, то более от души бы пожелал добра молодым. Так говорила мне одна женщина родственница, увидев, что брак шурина венчал не я, а посторонний священник. Да, я должен всякого венчать, как своего родного, как желал бы, чтобы венчали меня. Я так много тебе одолжен, ты так много для меня сделал, что я не могу ни в чем отказать тебе, не могу обидеться, оскорбляться на тебя, хотя бы ты и жестоко поступал со мною. Так говорят облагодетельствованные благодетелю. Кто же у нас больший благодетель, как не Господь Иисус Христос , создавший, искупивший, промышлявший непрестанно о нас? И откажемся ли мы исполнять Его святые заповеди, в исполнении которых состоит долг наш, наша благодарность к Нему? И так как Он никаких даров от нас не требует, яко Бог, все содержащий, и вместо Него повелел нам отдавать долги любви и благодарности братьям нашим, например бедным, которые Его члены, – то не пощадим нашего достояния для бедных, будем уделять ежедневно лепты для них и этой добродетели милостыни будем держаться до гроба, да милостива обрящем Господа в день Суда. Суете работаем усердно, много и долго, а Господу Богу – мало, холодно, лениво и торопливо. Службы совершаем поспешно, а на вечеринках, в театрах, клубах и пр. готовы ночи просиживать. Высунул голову из вагона и глаз засорил – не зевай, в сторону не смотри, особенно там, где сильное стремление ветра и пыли. На воде безопасно. Так и в духовном отношении: не зевай, когда служишь Богу, не развлекайся сторонними мыслями, иначе мысленный ветер – злой дух, засорит мысленное око, – к Богу единому зри.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

ВНИМАНИЕ (см. также НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ) В чем состоит внимание Всякое беззаконие, делом, или словом, или помышлением совершаемое, есть безчиние пред Богом, и Ему досадительно, и нам вредно; «внимай себе». Блудодействуеши ли делом или помышлением, крадеши ли и похищаеши, обманываеши ли, льстиши, лжеши, злословиши ли, хулиши ближняго, и прочия беззакония твориши ли, – пред очесами Божиими безчинствуеши и потому безстыдно поступаеши пред Божиим величеством, и Тому досаждаеши, и себе вредиши. Разсуждай сие. Возводиши к Богу сердце твое в молитве? Но не оскверняеши ли сердца твоего злыми и скверными помышлениями, и не держиши ли гнева на ближняго твоего? «внимай себе». Воздеваеши руце твои к Богу?.. Но не оскверняеши ли их граблением, хищением и прочею неправдою? «внимай себе» (5:297). Называешься христианином, но твориши ли дела, христианину приличныя? «внимай себе». – Бога исповедуешь: но почитаеши ли Бога доброю совестию? «внимай себе». – В крещении святом отреклся ты Сатаны и всех дел его злых, но не обратился ли паки в след его злым и развращенным житием? «внимай себе». Обещался ты тамо верою и правдою служить Христу, Сыну Божию: но помниши ли и храниши ли обеты твои? «внимай себе» (5:296–297). Наблюдать, в каком духовном состоянии находится душа Слышим часто, что люди людям в различных случаях говорят: «Осмотрись». Христианине, Который Бога исповедуешь, и слышишь слово Его святое, и знаешь что будет грешникам вечная мука, и праведным вечная жизнь! тебе наипаче прилично сказать слово сие: «Осмотрись». Отреклся ты сатаны и всех злых дел его на крещении: не обратился ли паки к нему злым и развращенным житием своим? «Осмотрись!» Обещался ты и присягал тогда работать верою и правдою Христу Господу, умершему за тя и воскресшему: но вместо того не работаеши ли греху и миру? «Осмотрись! Всяк творяй грех, раб есть греха» ( Ин. 8, 34 ). «Не возможно Богу работати и мамоне» ( Мф. 6, 24 ). Омылся ти тогда, освятился, оправдался именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего; но не осквернился ли и не оскверняешися ли паки беззаконными делами? (4:185).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Глава 4 1–3. Предложение самарянами участия в построении храма и отказ иудеев. 4–10. Враждебные действия самарян против иудеев. 11–16. Список письма, отправленного Рехумом и Шимшаем к персидскому царю. 18–22. Ответное послание царя. 23–24 Приостановка работ в храме. 1Ездр.4:1 .  И услышали враги Иуды и Вениамина, что возвратившиеся из плена строят храм Господу Богу Израилеву; 1Ездр.4:2 .  и пришли они к Зоровавелю и к главам поколений, и сказали им: будем и мы строить с вами, потому что мы, как и вы, прибегаем к Богу вашему, и Ему приносим жертвы от дней Асардана, царя Сирийского, который перевел нас сюда. «И усльшали враги Иуды и Вениамина». Из ст. 2 видно, что врагами Иуды и Вениамина писатель называет самарян. О происхождении самарян см. примеч. к 4Цар 17 . Узнав о начавшейся постройке, самаряне пожелали принять в ней участие и с просьбой об этом обратились к Зоровавелю и к главам поколений. Мотивом своей просьбы самаряне выставили то, что они прибегают к Богу иудейскому и приносят ему «жертвы от дней Асардана, царя сирийского». По мнению некоторых исследователей, таковы и действительно были мотивы просьбы самарян: самаряне желали служить Иегове. Однако последующий образ действий самарян показывает, что выставлявшиеся ими религиозные мотивы не были искренними и главными. В своих жалобах персидскому царю самаряне вовсе не упоминают о религиозных чувствах и ясно высказывают взгляд на иерусалимское предприятие, как на акт политический. Вероятно, и сами они изъявляли желание принять участие в постройке храма, главным образом, по мотивам политическим, имели в виду воспользоваться тем покровительством, которое оказывали иудеям персидские цари и извлечь из него для себя выгоды. «От дней Асардана, царя сирийского». Асарданом в данном месте, вероятно, называется ассирийский царь Ассаргадон (681–668), который, по свидетельству клинописи (Schrader. Keil. Bibl. II, 215), после победы над сидонским царем отправил колонии на финикийское побережье. Часть колонистов могла поселиться и в самарийской области, почему самаряне называли себя иногда сидонянами (Иуд.Древн. 12:5, 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 8 Евр.8:1 . Глава же о глаголемых: Оглавлением и как бы сжатым, кратким изложением всего сказанного о Христе будет то, что сейчас будет сказано Апостолом. Или же: слово «глава» употреблено вместо: самое важное. Такова имамы первосвященника, иже седе одесную престола величествия на небесех. Предстояние Богу прочих священников свойственно рабам. Сей же, совершив дело домостроительства, совоссел, как Сын, «одесную». Такое выражение употребил Апостол для того, чтобы показать Его близость к Отцу. Престолом величествия Апостол назвал царское и превышнее успокоение и блаженное пребывание на небесах. Евр.8:2 . Святым служитель Это относится к Нему по человечеству и к совершению Им нашего спасения. Или иначе святыми он назвал небеса, которые в дальнейшей речи он назовет и истинной скинией. А так как Апостол уже сказал о священнике и о жертве, и назвал Христа священником превысшим священников иудейских, как по естеству Его, так и по жертве, Им совершенной; то у иудеев естественно мог родиться вопрос, a где же храм Его? Чтобы предупредить такой вопрос, Апостол указывает и храм. и скинии истинней, Ибо скиния еврейская была только образом истинной скинии. Посему, как священники еврейские, служа в скинии прообразовательной, ходатайствовали пред Богом за народ: так Христос на небе совершает ходатайственное за нас священнослужение, как уже сказано было выше. юже водрузи Господь, а не человек. Преобразовательную скинию Моисей устроил при посредстве Веселиила ( Исх.31:2 ); небо же сотворил Господь: ибо «словом Господним, – говорит Писание, – небеса утвердишася» ( Пс.32:6 ). Евр.8:3 . Всяк бо первосвященник, во еже приносити дары же и жертвы, поставляем бывает: темже потреба имети что и сему, еже принесет. Если обязанность священников – приносить Богу дары и жертвы, то и Христу, как первосвященнику, необходимо было иметь нечто такое, что Он мог бы принести Богу Отцу, как (жертвенное) приношение. По сему-то Он и воспринял на Себя плоть, которую и принес в жертву. Евр.8:4 . Аще бы бо был на земли, не бы был священник, сущым священником приносящым по закону дары.

http://azbyka.ru/otechnik/Evfimij_Zigabe...

Глава V Вера и любовь в их взаимной связи и победе над миром (1–5). Свидетельство о Христе трех небесных и трех земных свидетелей (6–9). Внутреннее свидетельство верующего (10–13). Дерзновение верующего (14–15). Молитва о согрешающем брате (16–19). Основной член христианской веры – вера в Бога и в Господа Иисуса Христа; необходимость беречься от суеверия язычников (20–21). 1Ин.5:1 .  Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден, и всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него. 1Ин.5:2 .  Что мы любим детей Божиих, узнаём из того, когда любим Бога и соблюдаем заповеди Его. 1Ин.5:3 .  Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его; и заповеди Его не тяжки. Указанная выше ( 1Ин.4 ) Апостолом неразрывная связь любви к Богу и к ближнему здесь раскрывается и уясняется со стороны причины: Бог и верующие, которых Апостол именует рожденными от Бога, столь тесно и нравственно связаны между собою, что любовь к Богу, возродившему людей, должна влечь за собою и любовь к возрожденным Им людям. «Если мы родились от Него, то, без сомнения, должны оказывать должное и Родителю, т. е., любить и Родившего. Если же все мы, уверовавшие, родились от Него, то мы должны любить и друг друга и как братья, и как рожденные от Него» (Феофил). Далее (ст. 2–3) Апостол оттеняет ту мысль, что любовь непременно должна быть деятельною (ср. 1Ин.2:3, 3:18 ), и свидетельством действительности любви служит соблюдение заповедей Божьих, о которых Апостол здесь замечает, что они не тяжки, как и Сам Господь назвал иго Своих заповедей благим, и бремя их легким ( Мф 11:30 ), – в смысле, конечно, содействующей благодати по вере в искупительную силу крови Христовой (ср. 1Ин 1:7, 2:1, 2 ). «Заповеди Его не тяжки. Ибо что тяжелого в деле любви брата. Что, например, тяжелого в том, чтобы посетить узника в темнице, ибо повелевается не выпустить из темницы, что было бы трудно, а только посетить. И больного повелевается не освободить от болезни, а только посетить» (Феофил.). Быть может, говоря об отсутствии в заповедях Божиих тягостности по сравнению с благодатными средствами, данными людям в христианстве, Апостол имел в виду лжеучителей, оправдывавших свою нравственную распущенность ссылкою на трудность и мнимую невозможность исполнения заповедей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава V Продолжение наставлений общего характера (1–21). Наставления женам и мужьям (22–33) Еф.5:1–21 . В конце IV-й главы Ап. выяснил достаточно, что он понимает под «праведностью», к которой он призывал своих читателей ( Еф.4:24 ). Теперь он дает наставления касательно «святости» (см. тот же стих). Именно он предостерегает читателей от увлечения пороками, противными христианской святости ( Еф.5:1–10 ), а потом приглашает обличать эти пороки ( Еф.5:11–14 ), требуя, чтобы и сами христиане не подавали своим поведением повода к соблазну ( Еф.5:15–17 ). Наставления о христианской чистоте Ап. заключает приглашением читателей исполняться Духом Божиим ( Еф.5:18–21 ). Еф.5:1 .  Итак, подражайте Богу, как чада воз­люблен­ные, Еф.5:2 .  и живите в любви, как и Христос воз­любил нас и пред­ал Себя за нас в при­ноше­ние и жертву Богу, в бла­го­ухание при­ятное. Эти оба стиха представляют собою заключение к Еф.4:32 . В отношении друг к другу между христианами должны царить любовь и всепрощение. Примером для них, во-первых, должен быть Сам Бог, прощающий нам наши прегрешения (ср. Мф.5:45 и Мф.6:13–14 ), а потом – Господь Иисус Христос , Который по любви к нам принес Себя в «приношение» ( προσφορν), именно в жертвенное кровавое приношение ( θυσαν) для того, чтобы загладить грехи наши пред Богом (указание на искупительное значение смерти Христовой ср. Евр. 10:10 ). – «В благоухание приятное». Жертва Христова была вполне угодна Богу (ср. Лев.1:9 ). Еф.5:3 .  А блуд и всякая нечистота и любо­стяжание не должны даже имено­ваться у вас, как при­лично святым. Еф.5:4 .  Также сквернословие и пустословие и смехотвор­с­т­во не при­личны вам, а, напротив, бла­го­даре­ние; «Блуд» – наиболее распространенный в язычестве порок. «Не должны именоваться». Не только не должны существовать эти пороки, но и говорить-то о них христиане между собою не должны, чтобы не навести кого-либо из своих на дурные мысли. – «Сквернословие..». Это грехи языка. О «смехотворстве» (собственно: хорошее обращение – ευτραπελα) славянский наш перевод дает понятие очень определенное. Это есть «кощуны» или кощунство, т. е., по нашему, насмешки над священными предметами. (Слав. выражение «кощун» происходит от древнего слова «кощей», которое означало молодого человека из хорошего рода. Такие кощеи служили при дворах древних великих князей и, очевидно, в беседах между собою не стеснялись требованиями приличия...). Еще римский писатель Плавт подметил в ефесянах склонность к непристойным шуткам, и потому Ап. вполне основательно на этом пороке останавливает внимание своих читателей. – «Благодарение» – за все то, что верующие получили во Христе (см. Еф.2:11 и сл.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава V. Ступени просвещения Первым событием на исихастском пути является покаяние. Оно выражается в молитве о прощении грехов. Затем идет борьба со страстями, в ходе ее христианин нередко терпит поражения и просит Бога о прощении грехов, об укреплении в борьбе, одерживает отдельные победы и благодарит Бога за подкрепление и просит, чтобы божественная сила не оставила его наедине со злыми страстями. Мы видим, что с самого начала на исихастских ступенях присутствует молитва . Для исихастов молитва есть энергия, в которой соединяются человеческое и божественное действия. Поэтому молитва и в теле, и вне тела человека, внутри и вне временного мира. Покаяние и борьба со страстями побуждают человека молиться внимательнее и не от случая к случаю, а регулярно в коротких обращениях к Богу, ведь невидимая брань не утихает ни на минуту. Постепенно человек приобретает навык в молитве; так складывается традиция молитвы со своими методами. Что это значит в антропологическом смысле? Исихасты выработали навык покаянной молитвы, которая известна как молитва Иисусова. В отличие от протяженных молитвословий, молитва Иисусова не требует значительных временных затрат, она может быть произнесена в течение дня десятки и сотни раз, когда человек, борясь со страстями, обращается к Богу с раскаянием. В отличие от продолжительных молитв, краткая Иисусова молитва лучше усваивается человеком. Иисусова молитва может заключаться в пять слов: Господи Иисусе Христе, помилуй мя. Практику Иисусовой молитву исихасты связывают с тем, что апостол Павел предпочитает сказать пять слов с полным пониманием их смысла, нежели произносить тысячи непонятных слов ( 1Кор 14:19 ). Из пяти слов Иисусовой молитвы первые три содержат обращение к Сыну Божию, ставшему Сыном Человеческим (ср. с обращением к Богу), а в последних трех заключается личная просьба о помиловании (ср. с покаянием). Иисусову молитву называют краткословной молитвой. В ней может быть пять слов или больше, например восемь: Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Эта молитва предполагает текстуальную многовариантность 181 . Предельно краткая Ииусова молитва состоит из двух слов: Господи, помилуй 182 . Можно сказать, что практика Иисусовой молитвы делает покаянную молитву человека молитвенным помыслом 183 . Именно это служит подвижнику в борьбе со страстями. Исихасты борются со страстными помыслами, противопоставляя им собеседование с Богом, то есть молитвенные помыслы, которыми человек укрепляется для противодействия страстям. Рассматривая ступени борьбы со страстями и безмолвия, мы убедились, как мимолетный помысел может многократно появляться в уме человека и влиять на него не меньше, чем зрелый, выстраданный человеком замысел.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Serzhant...

Друже! Вы говорите, что живете не для себя, и что вам даже некогда лелеять свои думы и спознаться с эгоизмом. Благодарите же Бога за то, что Он дал вам много дела и тем отнял у вас возможность кружиться в вихре, который многих уносит в пучину зол. Ваша неволя есть великая милость Божия. Без чужого дела и без горнего приобучения к самоотвержению, вы могли бы сделаться замечательной своевольницей. Бог предвидел это и, любя в вас Свой образ и Своего Христа, с Которым вы сочетались в крещении, избрал и посвятил вас на трудное служение многим ближним вашим, и Сам дает вам силы служить им до забвения себя самой. Где же тут собственная заслуга? Нет ее, да и не надобно. Ибо мы тогда только бываем угодны Богу, когда Сам Он действует в нас и через нас, и Сам приносит нас в жертву ближним. Заслуг требуют люди, а Богу приятны одни святые чувствования наши, смирение и благоговение пред Ним, покорность воле Его, раскаяние в непослушании Ему и благодарение Ему за все. Так я говорю, потому что я не заражен ересью Пелагия, отрицавшего богоблагодатные действия в нас и через нас и поставлявшего спасение в правильном употреблении природных сил и в самодельщине, и потому что сам я – пленник Божий, слушаю, что Он говорит мне, иду, куда Он ведет меня, служу кому Он велит, делаю, что Он предуказывает, а сам только удивляюсь величию Его, славлю мудрость Его, боюсь суда Его, люблю благость Его и подчиняюсь действиям Его, за исключением тех, увы, нередких случаев, когда буйная волюшка, гордый разум и обманчивые страсти, заключив союз между собой, отвлекают меня от Бога, и за рубежом того царства, которое находится внутри нас, представляют мне свой фантастический рай и побуждают возделывать и хранить его; но и тогда я скоро примечаю прелесть и обман самолюбия, нечистоту и ничтожество всякой самодельщины, имеющей печать гордости, или клеймо тщеславия; и вижу вырастание волчцов и терний там, где, казалось, посажены были мною розы и лилии; примечаю и вижу это и снова прибегаю к Богу, и охочусь быть послушным орудием Его воли и Его действий, дозволяя себе только любить и благодарить Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Житие святителя Спиридона Тримифунтского Родиною дивного Спиридона был остров Сын простых родителей и сам простодушный, смиренный и добродетельный, он с детства был пастырем овец, а пришедши в возраст, сочетался законным браком и имел детей. Он вел чистую и богоугодную жизнь. Подражая – Давиду в кротости, Иакову – в сердечной простоте и Аврааму – в любви к странникам. Прожив немного лет в супружестве, жена его умерла, и он еще безпрепятственнее и усерднее стать служить Богу добрыми делами, тратя весь свой достаток на принятие странников и пропитание нищих; этим он, живя в миру, так благоугодил Богу, что удостоился от Него дара чудотворения: он исцелял неизлечимые болезни и одним словом изгонял бесов. За это Спиридон был поставлен епископом города Тримифунта в царствование Императора Константина Великого и сына его И на епископской кафедре он продолжал творить великие и дивные чудеса. Однажды на о. Кипре было бездождие и страшная засуха, за которою последовал голод, а за голодом мор, и множество людей гибло от этого голода. Небо заключилось, и нужен был второй Илия, или подобный ему, который бы отверз небо своею молитвою (3Цар. гл.17): таким оказался святой Спиридон, который, видя бедствие, постигшее народ, и отечески жалея погибающих от голода, обратился с усердною молитвою к Богу, и тотчас небо покрылось со всех сторон облаками и пролился обильный дождь на землю, не прекращавшийся несколько дней; святой помолился опять, и настало вёдро. Земля обильно напоена была влагою и дала обильный плод: дали богатой урожай нивы, покрылись плодами сады и виноградники и, после голода, было во всем великое изобилие, по молитвам угодника Божия Спиридона. Но через несколько лет за грехи людские, по попущению Божию, опять постиг страну ту голод. и богатые хлеботорговцы радовались дороговизне, имея хлеб, собранный за несколько урожайных лет, и, открыв свои житницы, начали продавать его по высоким ценам. Был тогда в Тримифунте один хлеботорговец, страдавший ненасытною жадностью к деньгам и неутолимою страстью к наслаждениям. Закупив в разных местах множества хлеба и привезши его на кораблях в Тримифунт, он не захотел, однако, продавать его по той цене, какая в то время стояла в городе, но ссыпал ею в склады, чтобы дождаться усиления голода и тогда, продав подороже, получить больший барыш. Когда голод сделался почти всеобщим и усиливался со дня на день, он стал продавать свой хлеб по самой дорогой цене. И вот, пришел к нему один бедный человек и, униженно кланяясь, со слезами умолял его оказать милость – подать немного хлеба, чтобы ему, бедняку, не умереть с голоду вместе с женою и детьми. Но немилосердный и жадный богач не захотел оказать милость нищему и сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010