Великий пост Портрет-икона «Преподобный Серафим Саровский». Конец XIX - начало XX века. Серафимо-Дивеевский монастырь. Святая Православная Церковь еще со времен апостольских совершенно точно и ясно говорит: «Кто не постится в святую Четыредесятницу, тот да будет отлучен от Церкви» (Апостольское правило 69). А между тем кто теперь среди нас соблюдает пост? Даже в религиозных, даже в церковных семьях совсем забыли об этой краеугольной заповеди христианской. И это не со вчерашнего дня. С того момента, когда двести лет назад в православную, крепко сколоченную, прочно обоснованную русскую жизнь ворвались чужие струи, первое, что поспешили нарушить наши соблазненные новыми веяниями предки, была заповедь Церкви о посте. И преподобный Серафим Саровский сто с лишним лет назад, видя ясным духовным оком эту червоточину в русской душе, несмотря на наружное великолепие, мощь и славу Русской державы тогда, недвусмысленно говорил: «Россия гибнет, потому что русские люди перестали соблюдать пост». «Просвещенные люди» XX века отнеслись к этим словам как к чудачеству праведного старца, как к доказательству его узости и неразвитости. Несмотря на все встряски и переоценки, и среди нас многие к этим словам любимого святого склонны относиться так же. А между тем они глубочайшим образом серьезны и совершенно истинны. Православная Россия не погибла бы, всего кровавого ужаса наших дней не было бы, если бы русские люди не забыли пост. Вдумаемся в смысл нашей жизни не с привычной земной, телесной точки зрения, а с Божией — вечной. Для чего мы живем? Чтобы наследовать вечность. Чтобы мы созрели до способности ее наследовать. Для этого наша душа облечена в тело, а телу для жизни дается пища. Все это в плане Божием подчиняется одной цели — служить величайшему процессу, для которого сотворена и существует вся вселенная. Пища служит телу, тело служит душе, а душа повинуется Богу, Церкви и тем возвращает себе богоподобие, делается сонаследником Небесного Царства, соцарем с Богом (см.: Откр 5, 10). И вот весь этот Божий план, весь этот вселенский процесс нарушается, если иерархия переставляется, если душа начинает служить телу, тело начинает работать только для пищи, творя из нее кумира, ничем не ограничивая ее велений.

http://pravoslavie.ru/2933.html

Гавриила, схимонахиня В 1950-е гг. работала в тутаевском храме псаломщицей. Святитель Афанасий дал ей наставление: «О судьбах будущего монашества было открыто, что последние монахи и по жизни своей будут как миряне, но что подвиги их будут равны подвигам древних отцов. Это сказано о наших временах. Мы плохие монахи, мы все время в мирской обстановке, у нас мысли мирские, мирские поступки. Но то, что мы в наше лукавое время, при всех наших немощах и грехах, не стыдимся нашего христианского звания и не стыдимся нашего монашеского чина – это одно, – я верю, вменится нам в подвиг, равный подвигам древних отцов-пустынножителей. Только при этом у нас должны быть еще два качества: смирение и любовь. Чтобы в сердце нашем не было и тени злобы или вражды, даже по отношению к врагам нашим. Немощи немощных носите, а не себе угождайте» (20 февраля 1954 г.) 223 . 1. Не позднее 22 октября 1954 г. Преосвященнейший Владыка Святый! Прошу Вашего благословения и св[ятых] молитв. Очень мне хотелось получить лично благословение от вашей святой десницы... но что поделаешь, нет на то Божиего благосл[овения] и Вашего разрешения, потому что я, великая грешница, недостойна принять лично благословение от Вас, Владыка Святый! Очень тяжело слушать, как неверующие, отпавшие от православной веры, глумятся над религией и верующим. Очень жаль Вас, Великий Страдалец Христов, что Вас оскорбляют и томят столько лет. Велика мзда ваша на Небесех, а я, великая грешница, не удостоилась пострадать за имя Христа, не была выслана, хотя много пережила среди неверных, а теперь, Владыка Святый, как ваше благословение, что-то страшно служить при храме Божием, все раздоры, неприятности, все священнослужители только заняты славой и сребролюбием, а не выполнением церков[ных] служб и уставов св[ятых] Отцов. Как мне себя вести, прошу вашего благос[ловения] и совета. Теперь вот я приняла великий Ангельский Образ, а как выполнить эти данные мной обеты среди Мира? Во время молитвы мысли никак не удержишь, чтобы все парило к Богу – душа, ум и сердце. В церкви во время богосл[ужения]: шум, разговоры, а в квартире соседи то и дело ходят, развлекают своими разными пересудами, а не пустить их нельзя. Они начальствующие над нами, и я очень скорблю об этом. Храм Божий оставить – боюсь Бога и служить страшусь, как бы не попасть в сети антихриста. Прошу Вас, Святый Владыка, дайте мне благой совет в моих недоумениях, душа наболела много разных недоумений. Конечно, Вы сами все знаете, все душевные болезни людей, в особенности монашествующих. Посылаю Вам немного гостинчиков, покушайте во славу Божию, и носки – чтобы Вам было потеплей. Затем благословите и простите меня, что я Вас беспокою своим вопросом, и не забудьте меня, многогрешную, в своих св[ятых] молитвах. Ост[аюсь], великая грешница сх[имонахиня] Гавриила.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Готовность служить людям — это готовность к встрече личности священника с личностью кающегося. ЖМП 11 ноябрь 2018 /  21 января 2019 г. 14:20 Исповедь — зона риска для пастыря Исповедь — это основное и иногда единственное место и время встречи священника с кающимся человеком. Именно здесь искусство диалога, слышания и слушания, понимания и сострадания востребовано как никогда. Священнику необходим трезвый и опытный ум, знание психологии и понимание духовных основ жизни личности, чтобы сохранить собственный душевный мир и помочь ближнему. Как это сделать, советует известный православный психолог, преподаватель факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова и ректор Института Христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.  PDF-bepcuя. Готовность служить людям — это готовность к встрече личности священника с личностью кающегося. С такой встречи всё и начинается — отношения, доверие, духовный путь, духовное водительство. Но в основе всего — особое отношение священника к человеку. Это отношение педагога, отца, друга, судьи и защитника одновременно. Но священническое служение этим не ограничивается, есть главное — и оно таинственно и вдохновенно. Чтобы стать тем, кто за человека предстоит Церкви и Богу, требуется вобрать в душу и сознание всё, что накопил духовный опыт отцов и традиции. Однако немалую помощь в этом может оказать и современная практика жизневспоможения (термин, заменяющий «психотерапию»). Тень здорового сомнения В первую очередь, не все, что говорят на исповеди, можно принимать на веру. Люди могут быть не всегда адекватны. Важно поставить себе задачу отделить то, что имеет отношение к исповеди, от того, что подлежит сомнению. Но священник не всегда может быстро понять и разобраться в том, что имеет, а что не имеет отношения к исповеди, что достоверно, а что нет, но тень здорового сомнения священнику требуется всегда. Вовсе не из презумпции недоверия кающемуся, а из здоровой осторожности. Задача заключается в том, чтобы переспросить, ­удостовериться: речь идет о грехе или речь идет о сомнении, речь идет о какой-то сомнительной идентификации замысла, поступка, мысли. И это требует, разумеется, внимательного отношения к кающемуся. Когда этот вопрос исходит из опыта, тогда гораздо легче, но начинающему священнику очень трудно бывает отделить одно от другого. То есть здесь здоровое сомнение бывает по-настоящему необходимо.

http://e-vestnik.ru/church/ispoved__zona...

Закрыть itemscope itemtype="" > Родной батюшка 28.12.2005 480 Время на чтение 9 минут Протоиерей Евгений Федорович Пелешев - батюшка знаменитый на всю Печерскую округу. Его знает и стар, и млад, он уже пятьдесят лет в сане, пятьдесят лет исповедует, причащает, венчает, окормляет, утешает свою многочисленную паству. А несколько лет назад отец Евгений написал интереснейшую книжку о насельниках Свято -Успенского Псково -Печерского монастыря, рядом с которыми выполнял свои послушания. Получился такой " монастырский бестселлер " , книжку нигде не купить - раскупил народ православный. Батюшка внешне похож на генералиссимуса Александра Васильевича Суворова: седой хохолок, небольшая бородка, быстрый и веселый взгляд, шутки - прибаутки, легкая походка почти бегом, но есть твердость и любовь в каждом его шаге по этому бескрайнему полю людской радости и скорби, по этой трудной дороге к спасению. 26 декабря у батюшки именины, ему исполняется 75 лет в день пяти севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Информационная служба поздравляет дорогого нашего протоиерея Евгения Пелешева! Молится о милости Божией нашему батюшке в служении ко Господу, желает здравия: Многая лета! Мы предлагаем нашему читателю интервью с отцом Евгением, которое он дал Информационной службе Псковской епархии 17 декабря, на Варвару Великомученицу. Отец Евгений: Книжку Воспоминаний о насельниках Псково - Печерского монастыря наш Наместник Архимандрит Тихон (Секретарев) передал Святейшему Патриарху. Святейший прочитал и велел ее прочитать по православному радио " Радонеж " . Очень люблю Великомученицу, ведь тридцать лет я служу в ее церкви, Варваринской. А до этого двадцать лет в Залесье. Это, видимо, Промысел Божий, когда умер отец Петр, а он был чистый эстонец, тогда никого не нашлось, кто бы мог служить по - эстонски в церкви св. Варвары. Приход здесь сильный, сету много было. Наш Архиерей, тогда Владыка Иоанн (Разумов) назначил меня служить по - эстонски, а когда я поехал к уполномоченному оформляться, он кулаком по столу стукнул и говорит: " Так я и знал, хочется мне вас посадить " . Один из моих соседей ему доносил, что я хожу по домам и служу, тогда в 1975 году это было запрещено. Но он меня все равно зарегистрировал, раз Владыка назначил на приход. Итак, Слава Богу, все прошло спокойно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/1...

Иноческое келейное правило Скачать epub pdf Поучение о молитвенном правиле Избери себе правило, соответствующее силам. Сказанное Господом о субботе, что она для человека, а не человек для нее ( Мк. 2, 27 ), можно и нужно отнести ко всем благочестивым подвигам, а также и к молитвенному правилу. Молитвенное правило – для человека, а не человек – для правила: оно должно способствовать к достижению человеком духовного преуспеяния, а не служить бременем неудобоносимым (тягостной обязанностью), сокрушающим телесные силы и смущающим душу. Тем более оно не должно служить поводом к гордостному и пагубному самомнению, к пагубному осуждению и унижению ближних. “Предпочитаю,– сказал великий отец Матой, – непродолжительное правило, но постоянно исполняемое, продолжительному, но в скором времени оставляемому”. А такую участь всегда имеют молитвенные правила, несоразмерные силам: при первом порыве горячности подвижник выполняет их некоторое время, конечно, обращая больше внимания на количество, чем на качество, потом изнеможение, производимое подвигом, превосходящим силы, постепенно принуждает его сокращать и сокращать правило. Часто подвижники, безрассудно уставившие для себя обременительное правило, переходят от многотрудного правила прямо к оставлению всякого правила. По оставлении правила, и даже при одном сокращении его, непременно нападает на подвижника смущение. От смущения он начинает чувствовать душевное расстройство. От расстройства рождается уныние. Усилившись, оно производит расслабление и исступление, а от действия их безрассудный подвижник предается праздной, рассеянной жизни, с равнодушием впадает в самые грубые согрешения. “Не за оставление псалмов осудит нас Бог в день Суда Своего,– говорит святой Исаак Сирин ,– не за оставление молитвы, но за последующий оставлению их вход в нас бесов. Бесы, когда найдут место, войдут и затворят двери очей наших, тогда исполняют нами, их орудиями, насильственно и нечисто, с лютейшим отмщением, все воспрещенное Богом. И по причине оставления малого (правила), за которое (мы) сподобляемся заступления Христова, мы делаемся подвластными (бесам), как написано некоторым премудрым отцом: “Непокоряющий воли своей Богу, подчинится сопернику своему. Эти (правила), кажущиеся тебе малыми, соделаются для тебя стенами против старающихся пленить нас. Совершение этих (правил) внутри келлии премудро установлено учредителями Церковного Устава, по откровению свыше, для хранения жития нашего” (Исаак Сирин. Слово 71).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/inoche...

«К людям надо идти, а не ждать их в храме». Темнота, пурга и уныние – но жители Чукотки потянулись к священнику Видят подрясник и напрягаются, как научить их улыбаться? 20 декабря, 2019 Видят подрясник и напрягаются, как научить их улыбаться? Священник Виктор Гелюта служит в поселке Беринговский на Чукотке после окончания Московской духовной академии. Полгода сплошная ночь, полгода – день. Он летел с мыслью, что сейчас приедет и сразу начнется миссионерская работа и массовый приход в Церковь тех, кто еще не пришел. Но в реальности все оказалось иначе. «Мне кажется, в таких дальних епархиях должна быть другая форма служения Богу. Служба – хорошо, важно, но люди не готовы к ней. Надо сначала регион воцерковить, а потом уже на службу идти. Люди живут в этом климатически непростом месте, да еще и работают на трех работах, пытаясь расплатиться с ипотекой! Да откуда им силы взять на богослужение, к которому не приучены и которое они не понимают?!» – говорит отец Виктор . – Как вас верующие встретили в поселке, и вообще – их много оказалось? – Когда еще мы жили в Анадыре, священники меня заранее настроили и охладили мою уверенность, что вот я сейчас приеду и отбою не будет от верующих, спустили на землю, можно сказать. Да и сам я уже в Анадыре увидел, что собор – большой, красивый, но в будни там вообще никого, да и по выходным, по сравнению с московскими и киевскими храмами, народу немного.  Как только я приехал, мы с женой, держа за ручки ребенка, прошлись по поселку. Люди увидели: новый священник приехал, подходили, что-то спрашивали. И я начал служить. Мне духовник отец Георгий благословил каждый день служить литургию, но совсем каждый день не получалось – служили пять раз в неделю. Жена пекла просфоры, пела и читала на клиросе, на литургии по будням молились втроем – дочка читала молитвы, которые знает.  Бывало, иногда заходили люди, староста старалась приходить – она привыкла: когда батюшка служит, она помогающая. Но я видел, что ей трудно, попросил приходить, только когда ей не сложно, мы сами справимся. Ведь она же еще и на работу ходила. Жена немного сокрушалась: для кого это все, для чего это все. Но я почувствовал: когда постоянно служишь – как-то день идет правильно, плодотворно. 

http://pravmir.ru/k-lyudyam-nado-idti-a-...

Любому христианину знакома знаменитая притча Спасителя о талантах (см. Мф. 25, 14–30). Что же можно понимать под евангельскими талантами? Чаще всего проповедники говорят о духовных дарах. Как пример для истолкования можно взять стихи из послания апостола Павла: Как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли, – в учении... (Рим. 12, 6–7). Далее апостол дает длинный перечень церковных служений, существовавших в первые века христианства. Вот они, евангельские таланты. Однако наши толкователи считают также, что здесь уместно говорить и о тех дарах Божиих, которые прямо не касаются духовной жизни. Условно их можно назвать светскими, или естественными. Например, это может быть математический или гуманитарный склад ума, умение сделать что-то искусное руками, особая восприимчивость к цвету или звуку, наличие материального богатства, организационный дар и вообще склонность к той или иной профессии. Об этих дарах пишет апостол Петр: Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил (1 Пет. 4, 10). «Апостол наставляет всех христиан служить всеми естественными и благодатными дарами благу и пользе ближних», – объясняет данное место «Толковая Библия» Лопухина. «Ибо не тот только должен делиться с неимеющим, кто имеет деньги, но и тот, кто имеет и прочие естественные дары», – объясняет тот же стих блаженный Феофилакт Болгарский. Подобное понимание встречается в церковных толкованиях на саму притчу о талантах. «Человек в этой притче означает Бога Творца и Промыслителя, Который рабам Своим, то есть всем человекам, дает различные дары, естественные и благодатные... Кроме даров благодатных, каждый человек получает от Бога дары естественные: разные средства и способы служить Богу и ближнему; кто – способностями и природными дарованиями, умом, наукой, искусством, житейской и духовной опытностью, кто – средствами денежными и др. Все эти дары Божии и подразумеваются в притче под именем талантов», – пишет святитель Филарет Московский.

http://pravoslavie.ru/103744.html

Мальчики начинают служить С 1955 года наша семья начала жить в построенном нами новом доме. Отец Владимир ежедневно чуть свет уезжал на службу в Лосинку, а я оставалась дома с четырьмя детьми и молоденькой няней Машей. Однако редко около меня было четверо моих малышей, обычно их было семь или восемь. Три племянника врывались к нам, как только приоткрывалась дверь в их старый дом. А там, в первой же проходной комнате, лежала моя старая свекровь, которой мы раза три в день приносили покушать. Малыши-племянники были ровесниками моим детям, никто из них еще не ходил в школу. Они не были озорниками, всегда слушались с первого слова, всегда старались вести себя так, чтобы я их не прогоняла. Но четверо моих детей, сын шофера Толя да трое племянников не могли соблюдать в доме желаемой тишины и порядка. Бывало, такой шум и возню поднимут, что голова кругом пойдет. Мой отец Владимир не переносил шума. Скажет: " А ну-ка, идите к себе " , - и сразу вместо восьми детей в доме останется четверо. Толю родители тоже забирали от нас, так как снимали в селе комнату. А от своих родных детей шума не было. Сима, всегда спокойный, тихо играл машинкой, девочки возились с куклами, а Коленька или строил что-то из кубиков, или начинал благоговейно " служить " . Он часто бывал в храме и, будучи очень впечатлительным, будто носил в себе желание продолжить дома то, что видел в церкви. Помня совет отца Алексея Мечева, мы не запрещали детям играть в богослужение, но и не подталкивали к этому. " Служба " начиналась у них с раннего младенчества. Мы видели следующее: ребенок едва ходить начал, еще не умеет говорить, не понимает речи взрослых, а уже " служит " Богу. Он держит в ручонке вертикально карандаш или палочку, заменяющую ему свечку, встает перед иконами и серьезно, сосредоточенно, не обращая внимания на членов семьи, начинает петь или, вернее, гудеть что-то похожее на " аллилуйя " или " помилуй! " . Потом малыш берет за шнурки свой башмачок и медленно, благоговейно раскачивает им, то есть " кадит " . И чем старше, тем больше он " служит " : обвязывается пеленкой, заменяющей ему фелонь, торжественно поднимает вверх длинную ленту, считая ее орарем. Рядом с Колей неизменно становился Сима и повторял все движения братца. И никогда ни одной улыбки при этом, ни баловства. Мы с отцом наблюдали только и радовались: дети изливают, как умеют, свои чувства перед Господом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1912...

Преподобный Евфимий родился от благочестивых родителей Местом его рождения и воспитания был Нижний Новгород. Когда он пришел в возраст, то родители отдали его в научение Божественных Писаний, и блаженный отрок вместе со сверстниками своими изучал их с большим прилежанием, причем совершенно чуждался детских игр. Имея склонность к молчанию и повинуясь во всем своим родителям, он часто посещал храмы Божии, где любил стоять, уединившись в темное место, чтобы никто не мог развлекать его беседами о тленных предметах мира сего и чтобы ему можно было с полным вниманием слушать пение и чтение церковное. Однажды он пришел в святой храм и услышал в Евангелии слова: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною и прочее ( Лк.9 и след.). Услышав эти слова, блаженный Евфимий решил отречься от благ мира сего и ушел в находившийся вблизи Нижнего Новгорода печорский монастырь Вознесения Господня 2347 , где от настоятеля этого монастыря, по имени Дионисия, и принял иноческое пострижение. Поступив в монастырь, Евфимий стал предаваться великим подвигам. При постоянном пении псалмов Давида день он обычно проводил в трудах, усердно исполняя различные монастырские работы, а ночью удалялся в пещеру и там со слезами возносил Богу всенощные моления. Эти подвиги блаженный инок совершал, повинуясь во всем наставнику своему, преподобному Дионисию. В дальнейшей жизни своей он дошел до такой степени подвижничества, что иногда всю ночь проводил без сна в молитве и подвергал себя такому подвигу часто. При этом он был настолько воздержен в пище, что употреблял ее в таком количестве, какое необходимо было для того, чтобы не изнемочь от голода, и не пил ничего другого, кроме воды, да и то только тогда, когда чувствовал сильную жажду. После сего наставником его ему было назначено послушание служить при пекарне. Здесь он еще более увеличил свои подвиги, так как постоянно носил воду и рубил дрова. Вскоре ему велено было служить в самой пекарне. Работая здесь, преподобный всегда приводил себе на память вечные мучения от неугасимого огня и язвительного червя. Часто, смотря на огонь, он говорил самому себе: «Терпи, Евфимий, чтобы чрез этот огонь ты мог избежать огня вечного».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Промысл Божий не имеет сослагательного наклонения. Что свершилось, то свершилось. От нашей человеческой воли зависит, что мы увидим в прошлом и отпразднуем в дне нынешнем: или столетие февральско-октябрьского клятвопреступного бунта 1917 года или столетие явления иконы Божией Матери «Державная» в подмосковном селе Коломенское в день отречения от престола Царя-страстотерпца Николая II Александровича. От этого выбора зависит будущее страны. Ибо Никто не может служить двум господам (...). Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 24). И хотя за прошедшие со дня Крещения Руси столетия правления Рюрико-Романовской династии царско-имперская позолота государства изрядно потемнела, но в русской истории есть подвиги и деяния всех ее граждан, от правителей до самого последнего верноподданного, которые служат нам примером для подражания. Как сказал в своем докладе на Международных Рождественских Чтениях 2017 года Святейший Патриарх Кирилл: «...главный урок, который должен быть вынесен нами из опыта минувшего века, заключается в том, что нельзя строить жизнь человека и общества без Бога». Прославлением святой Царской Семьи в сонме Новомучеников и Исповедников Церкви Русской ХХ века на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году было принесено покаяние за православный народ в грехе Бого и - цареотступничества. Это есть главный положительный урок событий столетней давности. Напомню, что буквально через несколько дней после того, как советские газеты сообщили об убийстве Государя Императора Николая II, умолчав при этом, что вместе с ним были зверски без суда и следствия замучены Его Августейшая супруга и Его невинные дети, Святейший Патриарх Тихон осудил это убийство уже не политического лидера страны, а в первую очередь человека и Помазанника Божьего, коим оставался и после насильственного отречения Царь Николай II. Устами своего первосвятителя Православная Церковь призвала народ русский к покаянию в грехе Бого и - цареотступничества, потому что знала и из Священных Писания и Предания, из многовекового исторического опыта, и из пророчеств русских святых и прозорливцев, что малая кровь безвинных царских мучеников повлечет за собой уже реки крови людей всех российских сословий.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/25/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010