Преподобный Силуан Афонский: Я никогда не прихожу к людям, не помолившись о них В 1938 году на Афоне умер человек. Он был предельно прост — русский крестьянин, который пришел на Афон двадцати с небольшим лет и пробыл там около полувека. Он пошел на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Матерь Божия обещала заступиться за всякого, молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. 24 сентября, 2010 В 1938 году на Афоне умер человек. Он был предельно прост — русский крестьянин, который пришел на Афон двадцати с небольшим лет и пробыл там около полувека. Он пошел на Афон, потому что прочитал в брошюре о Святой Горе, что Матерь Божия обещала заступиться за всякого, молиться за всякого, кто будет служить Богу в тамошних обителях. Жил на земле человек, муж гигантской силы духа, имя его Силуан. Он долго молился с неудержимым плачем: «Помилуй меня,» но не слушал его Бог. Прошло много месяцев такой молитвы, и силы души его истощились; он дошел до отчаяния и воскликнул: «Ты не умолим!» И, когда с этими словами в его изнемогшей от отчаяния душе что-то надорвалось, он вдруг на мгновение увидел живого Христа; огонь исполнил сердце его и все тело с такой силой, что, если бы видение продлилось еще мгновение, он умер бы. После он уже никогда не мог забыть невыразимо кроткий, беспредельно любящий, радостный, непостижимого мира исполненный взгляд Христа, и последующие долгие годы своей жизни неустанно свидетельствовал, что Бог есть любовь, любовь безмерная, непостижимая. О нем, этом свидетеле Божественной любви, предстоит нам слово. Афонский схимонах отец Силуан (мирское имя — Семен Иванович Антонов) родился в 1866 году в Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. На Афон приехал в 1892г, в мантию пострижен в 1896 г.; в схиму — в 1911г.. Послушание проходил: на Мельнице, на Каламарейском метохе (владение Монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Русике, в Экономии. Скончался 24 сентября 1938 года. Эти немногочисленные факты почерпнуты из формуляра Афонского монастыря.

http://pravmir.ru/nikogda-ne-prixozhu-k-...

Принесите Господу миро Все мы извратили свои пути. Мужчины перестали служить Богу честно, каждый на своём месте, а женщины считают долгом уклониться от служения мужчине, как слуге Божьему. В результате страдают все… 28 апреля, 2012 Все мы извратили свои пути. Мужчины перестали служить Богу честно, каждый на своём месте, а женщины считают долгом уклониться от служения мужчине, как слуге Божьему. В результате страдают все… Завтра Православная Церковь празднует память святых жен-мироносиц . Известно, что у православных именно этот день, а не пресловутое 8 марта, считается женским днём. Почему же именно так, и в чём принципиальная разница? А всё дело в том, что именно, какие качества мы выделяем в богатой женской природе для восхваления, а в данном случае и для почитания, потому что эти святые, благочестивые качества в женах-мироносицах приобрели личное, выплавленное и выкованное в скорбях и трудах звучание. Итак, если мы совсем коротко, по существу, сопоставим два этих женских праздника, то увидим, что в основе первого – 8 марта — лежит принцип гордости, освобождения от традиции, а с точки зрения веры — и Закона. Он, в свою очередь, отсылает нас к первоначальным событиям человеческой истории, когда сластолюбие и любопытство, преступное забвение послушания и благоговения повлекло за собой страшные, катастрофические изменения в человеческой природе, да и в природе вообще. Мы знаем о наказании за это страшное падение, и одним из условий этого наказания стало правило подчиненности женского начала мужскому. Трагические страницы истории, трагический «доветхий» завет Бога с отпавшим человеком. И отменить этот завет, конечно, никто не властен. Да, мы провозглашаем в эти святые дни радость утверждения Нового Завета Бога с человеком. Завета примирения, соединения в любви, но этот Новый Завет не исключает многих последствий и условий завета первого. Так, мы не перестаём страдать, умирать в этой жизни… мы не избавлены от необходимости совершать свой, порой мучительный и трудный, выбор.

http://pravmir.ru/prinesjite-gospodu-mir...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 14 (27) апреля Священноисповедник Александр Орлов Священноисповедник Александр родился в 1878 году в селе Макковеево Касимовского уезда Рязанской губернии в семье учителя Самыловской церковноприходской школы Василия Евдокимовича Орлова. Вскоре после рождения сына Василий Евдокимович был рукоположен во диакона к Покровскому храму в селе Макковеево. Окончив церковноприходскую школу и духовное училище, Александр с 1905 года стал служить псаломщиком в Покровской церкви в родном селе. В 1919 году он был рукоположен во диакона к этой церкви. Диакон Александр часто посещал известную в тех краях подвижницу, жившую в деревне Анемнясево Касимовского уезда, блаженную Матрону ; она и посоветовала ему рукополагаться во иерея к находящемуся в четырех километрах от Анемнясева храму. В январе 1932 года архиепископ Рязанский Иувеналий (Масловский)  рукоположил диакона Александра во священника ко храму великомученицы Параскевы в селе Шеянки Касимовского района, и с этого времени он стал духовником блаженной, которой было тогда шестьдесят два года; отец Александр приходил к ней служить в большие праздники молебны, причащал ее раз в полтора месяца, иногда соборовал. В семь лет Матрона заболела оспой и полностью лишилась зрения, а когда ей было десять лет, ее несправедливо и жестоко наказала мать; девочке явилась Царица Небесная и утешила ее. Матрона рассказала об этом видении матери, и та с еще большей жестокостью избила ее. С этого дня девочка не могла ни ходить, ни сидеть, а только лежать и терпела много скорбей от близких родных, все утешение находя в молитве к Богу. За этот чрезвычайный подвиг, терпение и смирение Господь оделил ее дарами прозорливости и исцелений, и со временем по ее молитвам стали утешаться и исцеляться многие люди. Блаженная с большим почтением и любовью относилась к духовенству и монашествующим, как к людям, имеющим сугубое служение Богу, а отца Александра любила в особенности. Изнемогая в течение многих лет от болезней, однажды она почувствовала себя особенно нездоровой и, предчувствуя близость кончины, попросила почитать канон на исход души; по окончании она с грустью и в раздумье сказала, что не так уже она теперь жалеет людей, как жалела раньше, что вся земная жизнь отдаляется от нее, уходит. «И уже никого мне теперь не жалко, никого не жалко, – несколько раз повторила блаженная, – только отца Александра немножечко, немножечко жалко».

http://fond.ru/kalendar/381/aleksandr/

Скачать epub pdf Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего игумена Зосимы, основателя Соловецкого монастыря 300 Прошел год после кончины преподобного Савватия, и пожелал Человеколюбец Бог возродить то место, на котором преподобный провел в подвигах многие годы, чтобы труды угодника Божьего не остались в забвении. И захотел Бог еще больше прославить остров Соловецкий, как предсказано было ангелами той женщине карельской: «Это место благоволил Бог избрать для устроения иноческого жительства». И Божьей волей и молитвами Пречистой Богородицы сбылось это предначертание. В одной деревне, называемой Шунга, у богатых и благочестивых родителей был сын по имени Зосима. С юных лет имея ангельский нрав, избегал он детских забав. Прежде родители его жили в Великом Новгороде, а потом поселились в деревне ближе к морю. Ибо на море хотел Бог прославить угодника своего. Отрекся Зосима от мира и жил отшельником. И как олень стремится на источник вод, так желал он найти место пустынное, чтобы уединиться и в молитвах наедине с Богом беседовать. И размышлял он так: «Я лишь наполовину отрекся от мира, только словами. В Писании же сказано: «Не за слова дается награда, но за дела» и «Не слушающие закон спасаются, но исполняющие его» 301 . А я постоянно вижу перед глазами своими родителей и родственников, и друзей, и знакомых, и нахожусь среди них – в чем же тогда отказ мой от мира? Написано ведь: «Не любите мира, ни того, что в нем» 302 . Ведь невозможно одним оком смотреть на небо, а другим – на землю, и одному рабу служить двум господам: либо одного возлюбит, а другого возненавидит, либо одному станет усердствовать, а о другом не радеть, то есть нельзя служить и Богу, и мамоне» 303 . Об этом размышлял постоянно раб Божий Зосима в сердце своем и разгорался любовью к Богу во все дни и ночи, желая от мира уйти. И искал помощника себе в духовном подвиге. И в скором времени, по Божиему промыслу, встретил Зосима старца по имени Герман, который прежде с блаженным Савватием жил на острове Соловецком. И Герман в духовной беседе поведал ему об острове и о том, как блаженный Савватий на нем подвизался. И слушая его, возрадовался духом Зосима и просил Господа, возводя очи к небу: «Господи Владыко Человеколюбие! Наставь меня на путь, которым спасусь, Всемилостивый!» И тогда просветились его очи сердечные, и просил он у Германа разрешения идти вместе с ним на остров Соловецкий. Обратился же к нему с такими словами: «Говорит Давид Богоотец в песнях: «Спроси отца твоего и старцев твоих – и они скажут тебе» 304 , – и открыл Герману сокровенное желание сердца своего.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Скачать epub pdf Житие преподобного Иоанна Кущника 602 Память 15 января В Царьграде, в царствование Льва Великого 603 , жил один богатый и именитый военный сановник, по имени Евтропий, с женою Феодорою. У него было три сына, из которых двое были отданы на царскую службу и уже достигли на ней значительных чинов, третьего же младшего, по имени Иоанна, он отдал на обучение разного рода наукам. Будучи еще двенадцатилетним мальчиком, Иоанн весьма заметно выделялся из среды своих сверстников, так что даже сами учителя удивлялись его способностям и выдающемуся для юного возраста развитию. Но он преуспевал не только в мирском, но и в духовном любомудрии. Под благодатным действием на него Святого Духа, он рос кротким, незлобивым и скромным мальчиком и, по окончании уроков, проводил время не в играх, свойственных детскому возрасту, но в чтении святых боговдохновенных книг и в усердном посещении церковных богослужений. Его сердце было согрето любовью к Богу, и в его душе сильным пламенем начал разгораться огонь этой любви. В то время как Иоанн столь преуспевал в благочестии, случилось однажды одному иноку войти в дом, в котором учился блаженный. Увидев его, отрок спросил: – Откуда ты, отче, и куда идешь? – Я из обители «неусыпающих» 604 , – отвечал инок, – и иду в Иерусалим поклониться святым местам. С разгоравшимся сердцем Иоанн начал спрашивать его об иноческой жизни, о молитве и посте, о неумолкаемом пении и о других подвигах и трудах иноков. Инок, видя благочестие и рассудительность мальчика, подробно рассказал ему о всех обычаях и уставах своего монастыря. Иоанн, выслушав внимательно, что говорил инок, сказал ему: – Возвратишься ли ты, отче, снова в свой монастырь, или останешься в Иерусалиме? – Я имею, – отвечал инок, – приказание от своего игумена возвратиться и, поклонившись, если будет угодно Богу, святым местам, немедленно приду назад. Тогда Иоанн, взяв инока за правую руку, сказал: – У меня есть к тебе, отче, тайное слово. Затем отвел его в сторону и стал говорить: – Послушай меня, отец мой, – прошу тебя, – и окажи мне милость. У меня есть сильное желание оставить суетный мир и служить Христу. Но родители думают обо мне совсем иное. Любя меня больше старших братьев, они хотят доставить мне какую-либо высокую должность и женить меня. Я же, часто слушая в святой церкви слово Божье и сам читая святые книги, понял, что все мирское – суетно, и что полезно только одно – отрекшись от мира, служить Христу в вашем иноческом образе. Заклинаю тебя Богом, Который хочет нашего спасения, чтобы ты взял меня при возвращении в свой монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Страдание святого мученика Потита Память 1 июля В царствование императора Антонина 4318 , когда повсюду было поднято гонение на христиан, в Сардинии 4319 проживал некий муж, придерживавшийся идолопоклоннического нечестия, по имени Гилас. У него был единственный сын, тринадцатилетний отрок, по имени Потит. Потит был вразумлен премудростью Бога, – совершающего Себе хвалу «из уст младенцев» ( Пс.8:3 ), – и просвещен благодатью Святого Духа настолько, что познал Творца своего и Ему Одному приносил свои молитвы и поклонения, бездушных же идолов гнушался. Умея читать книги, Потит нашел христианские божественные Писания и прочитавши их, исполнился духовной премудрости и разума. Удалившись тайно от отца к христианам, он принял святое крещение и отвращался от мерзостных идольских жертвоприношений. Гилас, отец Потита, заметив, что сын его не воздавал поклонения идолам, весьма опечалился и начал с нежностью увещевать его вместе с ним принести жертву богам. – Отче, – отвечал Гиласу на сии увещания святой отрок, – ты говоришь мне не добрые речи, приказывая принести жертву бесам! Если ты любишь меня, твоего сына, действительно отечески, то и советуй мне то, что спасает, а не губит душу. Я желаю, дабы и ты, познавши истину, отвратился от скверного заблуждения и стал служить Единому на небесах живущему и всё содержащему Богу, – Творцу всей твари! Отец, разгневавшись, заключил его в отдельную комнату и отдал приказание, дабы никто из домашних не осмеливался давать отроку ни хлеба, ни воды. – Посмотрим, – пригрозил он, – подаст ли тебе пищу и питие Бог твой, Которого ты почитаешь! Между тем святой отрок Потит, преклонивши колена, молился Богу, говоря так: – «Вступись, Господи, в тяжбу с тяжущимися со мною, побори борющихся со мною» ( Пс.34:1 ). Я желаю служить Тебе, Господу моему Иисусу Христу, изволившему снизойти с небес на землю ради спасения рода человеческого. Призри на молитву смиренного раба Твоего и укрепи меня в алчбе, как укрепил Ты вверженного в львиный ров пророка Твоего Даниила . Ты сказал в святом Евангелии Своем: «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся… Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» ( Мф.5:6,10 ). Итак, не оставь и меня, заключенного здесь и томимого голодом и жаждою за правду Твою!

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Служить Богу — без выходных О встрече с протоиереем Анатолием Раковичем из Парижа 2 августа, 2014 О встрече с протоиереем Анатолием Раковичем из Парижа Впервые отца Анатолия я увидела в храме во имя святого благоверного князя Александра Невского в Париже. Здесь он служит около пятидесяти лет. И спустя совсем недолгое время, я поняла, что многие, с кем я познакомилась в православной церкви на улице Дарю, пришли сюда именно за ним, а открыли для себя Бога. Причем этот приход в Париже — очень разношерстный, тут есть и эмигранты из России, и приезжие из других стран. Многие поездили по миру и осели, наконец, во Франции, а кто-то приехал во французскую столицу в командировку, — как и я. Его слово обращено и ко мне Когда я впервые пришла в храм во имя святого князя Александра Невского, как раз начиналась Божественная литургия. И слова: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа, ныне и присно и во веки веков», — слышанные мной уже столько раз, вдруг как-то особенно тронули. Тронуло чувство, с которым их произнес отец Анатолий. Я сразу ощутила, что верю ему совершенно… Очень хотелось познакомиться с ним, узнать о его жизни. После службы отец Анатолий пригласил меня в классную комнату, где обычно проходят уроки церковно-приходской школы, и… сам приступил к расспросам. Ему, очевидно, было важно понять, с кем он беседует, и что мне от него нужно. Говорить о себе — меня предупредили — он не любит. Но о своем детстве отец Анатолий все же рассказал: — Мои родители — Иван Федорович и Наталья Артемовна Раковичи — были из Западной Украины, но я родился уже в Сталинграде, в 1937 году, в год начала второй пятилетки, массовых репрессий и гонений на Церковь. Когда мама понесла меня крестить (папа не присутствовал на крещении, так как мог потерять работу), комсомольцы бросали в нее камнями, чтобы запугать… Мама рассказывала, что спустя несколько лет, еще до войны, я очень сильно заболел — это и у меня осталось в памяти. В то время, конечно, было трудно лечить. Но мама пыталась, бегала куда могла, чтобы выходить меня, найти лекарства, но ничто не помогало. И как-то, возвращаясь домой в слезах, она встретила у дома старушку. «Что плачешь?», — спросила она у матери. Мама рассказала. И бабушка ей: «Глупая, пойди причасти его!». Так и сказала. Мама отнесла меня в храм, к Причастию. И вот мне уже 77-ой год идет…

http://pravmir.ru/sluzhit-bogu-bez-vyiho...

составитель Терещенко Т. Н. РАДОСТЬ Ежели многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие ( Деян. 14, 22 ), то справедливо нам иметь всякую радость, когда впадаем в искушения различные (прп. Моисей, 20). Первый день моего тезоименитства, бывший в 1821 году, радостен был мне до зела, ибо проведен он был в безмолвии посреди непроходимой пустыни, в молитве и во всенощном бдении, и воистину Пасху Господню в то время чувствовала в себе самой душа моя и Торжество Торжеств. Даруй, Боже, и вам нечто таковое обрести в душе своей в день Ангела, чего всеусерднейше желаю (прп. Антоний, 20). Радость бывает в нас от частого памятования о Боге по писанному: Вспомнил я Бога и веселился ( Пс. 76, 4 ) (прп. Антоний, 20). Содержание письма вашего показывает двоякое в вас расположение. Слова, что лишь усиленная молитва к Богу поддерживает вас, показывают, что вы усердная христианка. Другими же словами, что немощь душевная и телесная отчуждает вас от всех радостей и связей мирских и прочее, обнаруживается привязанность к миру. Но вы сами из евангельского учения должны знать, что никто не может служить двум господам: ибо либо одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне ( Мф. 6, 24 ). Итак, должно избирать: или искать удовольствий мирских и радостей земных, или только искать утешения и радости от Господа в свое время, наперед позаботившись о жизни христианской и житии по Его святым и животворным заповедям. Но для мира потребны люди здоровые. Вы же объяснили, что немоществуете телесно. K тому ж радости земные скоропреходящи, и утешения мирские не всегда надежны и верны, а большей частью обманчивы. Святитель Димитрий Ростовский говорит: «Лживый мир обещает утехи, а подает нам скорби, и беды, и несчастия; обещает злато, а подает блато 54 ...» Поэтому основательнее и надежнее искать утешений и радости только о Господе, особливо кто не обилует здоровьем телесным и мужеством душевным. Господь говорит в Евангелии: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем: и найдете покой душам вашим ( Мф. 11, 29 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Содержание Введение “Читаешь ли что дома, начинай это дело с кроткою сердечною молитвою, чтобы Бог вразумил и умудрил тебя в вере и благочестии и в тщательном прохождении твоих обязанностей; никогда не читай от праздности, для препровождения времени, этим ты унизишь слово, которое все должно служить нашему спасению, а не пустословию и средством к удовольствию и приятному препровождению времени; говоришь ли с ближними, говори разумно, осмотрительно, поучительно, назидательно; празднословия, как яда змиина, избегай, памятуя, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день Суда (Мф. 12, 36), т.е. услышат справедливый приговор Судии; учишь ли детей своих или чужих, обращай и это дело в служение Богу, уча их с усердием, занимаясь предварительно обдумыванием средств к обучению ясному, вразумительному, полному (по возможности) и плодотворному. Побеждай именем Господним и силою креста козни врага, который старается смутить, затмить, стеснить, расслабить тебя. Даже если ешь, пьешь или иное что законное делаешь, все делай во славу Божию”. Св. прав. Иоанн Кронштадтский Глава I Как всем умом и душою должно прилепляться к Богу, ЧТОБЫ достигнуть совершенства Я вознамерился сделать краткое, простое и ясное изображение того, как достичь совершенного, насколько это возможно, отвлечения сердца нашего от всех земных вещей, чтобы свободнее и проще прилепиться к Богу. Цель духовного совершенства есть любовь Божия; прилепляться к Богу человек обязан, поскольку иначе может лишиться блаженства. Доказывается же любовь к Богу исполнением заповедей и воли Божией, чтобы исключить и отречься от всего, что только противно существу и естеству любви. Поскольку грех производит таковое разлучение между Богом и человеком, то все люди, особенно желающие посвятить себя духовной жизни, должны жить по Евангелию, в пример другим, чтобы тем успешнее и быстрее достигнуть этой цели, исключая и отвергая все, что может препятствовать исполнению таковой любви. Если же мы таким истинным отвержением от всех творений воспарим к Богу, то точно можем тогда поклоняться Ему в духе и в истине

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2142...

Апрель 1877 г. 1 апреля. Пятница Светлой Недели. Впал я во многие грехи, окаянный: во-первых, в чревоугодие и пресыщение у Мар.Дм.Уваровой, поев много жирной, с большим количеством творогу и сметаны ватрушки, от чего расстроил желудок, а вследствие расстройства желудка я сделался с утра сегодня раздражителен, зол, подозрителен; в грубой форме ослушался протоиерея, пригласившего меня чрез служителя первенствовать в крестном ходу, его укорил заочно чрез сторожа: не ходил в крестный ход, а на панихиде и выносе был. Господи! Благодарю Тебя, что Ты услышал меня в квартире Федоровых, где была покойница Мария, и за малое умиление и покаяние в моей злобе даровал великое прощение, умирение, утешение. Я был озлобившись на протоиерея Трачевского за его леность и уклончивость от крестного хода около Гостиного двора. Согрешил ко Господу и пред братом моим Иоанном утром во время утрени и ныне во время обеда, возненавидев его ненавистью неправедною лица ради неблагообразного и безобразной кривоты, в которых он не виноват и которые не составляют греха и не могут служить действительною причиною ненависти, а должны служить причиною жалости и сострадания. Согрешил, возненавидев своего брата, коего должен любить, как себя, коего должен почитать и любить, как разумное создание Божие, как сочлена и члена Христова, как храм Святого Духа, как образ Божий, как сонаследника Христова. И ради чего же я омерзил и презрел и возненавидел его? Ради плоти – тленной, ничтожной, многострастной, лживой, прелестной, обманчивой, ради того, что скоро будет гноем и червями. Вот и засматривайся на лица, красящиеся белизною и румянцем и симметрию и правильностью частей, приятностью взора и улыбки. За то и будешь отворачиваться всякого некрасивого лица, рябого, изуродованного от природы или от болезни. И лица ради разрушишь весь закон Божий, состоящий в любви к каждому человеку, как к себе, и потеряешь благоволение Божие, до чего да не допустит никого из нас Господь Бог Своею благодатию, благостию и человеколюбием. Да стяжем любовь ко всем, а себя, своего ветхого человека, совершенно да возненавидим, ибо он непрестанно и мыслит, и чувствует, и желает, и творит противное Богу и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010