Скачать epub pdf Положение честной ризы Пресвятой Богородицы             «Придя в дом Петров, Иисус увидел тещу его, лежащую в горячке, и прикоснулся руки ее, и горячка оставила ее; и она встала и служила им». Сколько людей лежат с высокой температурой, вызывают врачей, пьют лекарства, записываются к специалистам. А здесь даже не сказано, просила ли теща Петра у Бога, чтобы Он ее исцелил. Он пришел, дотронулся до ее руки, и сразу температура у нее прошла. Миллионы болящих на земле – почему же Господь исцеляет только некоторых? Ответ в маленьком эпизоде из Евангелия, который умещается в три с половиной строчки: «она встала и служила им». Если бы каждый больной человек, встав с одра болезни, начинал Богу служить, тогда бы Господь исцелял его сразу. А так приходится людям болеть до тех пор, пока в них не произойдет что-то такое важное для их души. В результате болезни человек много думает, пересматривает свою жизнь, страдает и этим свою душу очищает. Именно поэтому Господь устроил, что перед смертью человек, как правило, болеет тяжело и долго. Чтобы ему полежать, подумать, как он жил, что он делал, вспомнить свои грехи, покаяться перед Богом, помолиться. Но часто у людей не бывает уже ни сил, ни возможности, ни желания служить Богу. Поэтому после долгой болезни Господь забирает душу: хоть она и очистилась страданием, но сделать этот человек уже ничего не может. Жизнь большинства людей проходит впустую, потому что смысл человеческого бытия в прославлении Бога. Каждый из нас рождается для того, чтобы служить Богу тем дарованием, которым наградил его Бог. У кого руки золотые, у кого голова светлая – и всем этим он должен Богу служить: и сердцем, и головой, и руками. Но в силу того, что человеческий ум помрачился от греха, человек начинает служить себе, все старается для себя. Бывает, что некоторые для семьи стараются, но таких мало, в основном и здесь для себя: жена мне должна подчиняться, для меня все делать, а если не так, то, значит, она плохая; дети должны обязательно слушаться; что мне в голову ни придет, они должны тут же исполнять. А сам ты что детям дал? Ничего – ни воспитания, ни образования, ни учения добру, только требуешь: ты это сделал? ты это сделал? И в результате человеческая жизнь проходит впустую, теряется самый главный ее смысл, потому что Господь сказал: кто будет для себя стараться, для себя что-то приобретать, тот все потеряет, а кто, наоборот, будет делать для Бога, тот приобретет все – весь мир, всю вселенную.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

Скачать epub pdf Братия спросили некогда великого авву Антония: чем может человек угодить Богу? Авва отвечал: «Исполнение закона и дела любви суть предметы, самые богоугодные. Исполняет же закон тот, кто непрестанно славословит Бога в чистых помыслах, возбуждающих воспоминание о Боге и тех благах, которые Он обещал нам и даровал уже на самом деле, а также приводящих на память и величие оных благ. Ибо из сего воспоминания рождается в душе человека постоянная любовь к Богу, по заповеди Писания: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души и от всея силы твоея ( Втор. 6:5 ). В Писании сказано еще: имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже ( Пс. 41:2 ). Итак, мы непременно должны совершать и исполнять сей закон в отношении к Богу, дабы и над нами оправдалось оное изречение апостола: кто ны разлучит от любве Божия; скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч? ( Рим. 8:35 )». Однажды еще спросили братия святого Антония: если кто-нибудь скажет: «Я ничего не приму от братии и им также не дам ничего, для меня довольно своего собственного», – то как нам, отец наш, принимать подобные мысли? Великий авва отвечал им: «Дети мои! Такой человек, о котором вы говорите, – жестокосерд и имеет душу зверскую. Ибо каким образом в настоящем мире он хочет провести всю свою жизнь без дел милосердия? Нет! О таком человеке должно думать, что он не имеет никаких благ». Вопрос: как должен всякий служить своим братиям? Святой старец ответствовал: «Братия, желающие служить своим братиям, должны служить им так же, как рабы служат своим господам и как послужил Господь апостолу Петру. Хотя Он был Владыка и Творец его, однако не возгнушался послужить ему. В сем случае Господь показал, что столь же немилосердны те, кои отказываются от предлагаемой им услуги и никому не позволяют, подобно апостолу Петру, послужить себе, как и те, кои сами стыдятся служить своим братиям; почему они и не будут иметь части с Господом, как Он же сказал Петру ( Ин. 13:8 ). Ибо Сам Господь научил нас взаимно служить друг другу».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Veliki...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Лекции по истории Церкви Лекции по истории Церкви, прочитанные отцом Валентином Асмусом в ПСТГУ. Асмус доводит свои лекции до Крещения Руси. Асмус пишет о сути истории Церкви: «Человеческий элемент, человеческая сторона в Церкви имеет свое положительное значение и свою предназначенность. Однако человек — существо свободное. Человек не только служит Богу всей душой, иногда он восстает против Бога, подобно нашим прародителям. Человек иногда заблуждается. Думая служить Богу, он уклоняется от путей Божиих и становится, фактически, противником Божиим. Поэтому человеческий элемент в Церкви иногда играет и негативную роль. Церковь свята, потому что свят Бог. И Церковь имеет все для того, чтобы освящать каждого из людей, кто хочет истинно служить Богу. Но этой святости Церкви, которую мы утверждаем как верующие христиане, по видимости противоречит то, что в жизни христиан открывается много несовершенств, много грехов, много слабостей, много лжи и т. д. И мы не можем выбрасывать из круга нашего рассмотрения также и различные уклонения верующих людей от путей Божиих, иначе история Церкви была бы не полна». Валентин Асмус Лекции по истории Церкви ЛЕКЦИЯ 1 Человеческий элемент, человеческая сторона в Церкви имеет свое положительное значение и свою предназначенность. Однако человек — существо свободное. Человек не только служит Богу всей душой, иногда он восстает против Бога, подобно нашим прародителям. Человек иногда заблуждается. Думая служить Богу, он уклоняется от путей Божиих и становится, фактически, противником Божиим. Поэтому человеческий элемент в Церкви иногда играет и негативную роль. Церковь свята, потому что свят Бог. И Церковь имеет все для того, чтобы освящать каждого из людей, кто хочет истинно служить Богу. Но этой святости Церкви, которую мы утверждаем как верующие христиане, по видимости противоречит то, что в жизни христиан открывается много несовершенств, много грехов, много слабостей, много лжи и т. д. И мы не можем выбрасывать из круга нашего рассмотрения также и различные уклонения верующих людей от путей Божиих, иначе история Церкви была бы не полна. Самые распространенные пособия к изучению церковной истории:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

БЕСЕДЫ, ПОУЧЕНИЯ, ПРОПОВЕДИ О ЖИЗНИ ДУХОВНОЙ (Беседа 1 февраля 1998 года. Аудиозапись.) Как нам победить зло? Любовью! Когда я был молодым монахом, меня мучил вопрос: «Почему тот, кто искренне ищет Бога, столько страдает? Почему так терзается? Не могу больше, Господи!» Лег: во сне вижу себя на возвышенности, вижу, как с востока на запад движется войско, – не земное, а Небесное. Все равны по чину и только один идет впереди всех на шаг. Поют: За Царя Славы, За Царя Небесного Мы борьбу ведем За победу над злом. Запел и я (с ними): За Царя Славы, За Царя Небесного Мы борьбу ведем За победу над злом. Как нам зло победить? Любовью ! За Царя Славы, За Царя Небесного Мы борьбу ведем За победу над злом. Желание служить Богу с самого детства Желание служить Богу появилось во мне с самого детства; с детских лет я понимал, что здесь, на земном шаре, вся жизнь – служение. Родители служат детям, дети – родителям, все служат друг другу. Тогда во мне родилось желание служить Богу, потому что Он – Родитель всего человечества и всей вселенной и служить надо Тому, Кто выше всех. Я хотел этого еще ребенком, сказать об этом родителям я тогда не мог – знал, что не получу благословение, но, став совершеннолетним, я пошел в монастырь. Моя мама умерла задолго до этого, но отец был жив и сначала не соглашался, но все-таки, когда я попросил у него, отца моего, благословения на принятие монашества, он благословил меня, и слава Богу за это. Цель христианской жизни – смирение У меня было желание познать цель нашей земной жизни. Сущность жизни не открыта, и невозможно познать, что такое жизнь, но меня интересовало, что было целью жизни людей, преданно служивших Богу. Еще давно, в юные годы, я листал творения святых отцов и старался понять их внутреннее состояние; они сами описывали то, что интересовало людей, ищущих Бога. Мы живем внешней жизнью, видим, как течет жизнь, но каждая личность живет и особенной внутренней жизнью. А меня интересовала внутренняя жизнь тех, кто жил на земле совершенной жизнью и был прославлен Богом и в вечности, и здесь, на земле. И тогда я узнал, что совершенство христианской жизни – в смирении. Монашеское служение человеческому роду

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Vitovni...

Митрополит Иларион: Невозможно совместить христианскую жизнь с жизнью по стихиям мира сего 30 июня, 2014. Митрополит Иларион (Алфеев) Мы не можем припасть ко Христу и служить Ему, одновременно служа мамоне, хотя искушение компромисса подстерегает нас на каждом шагу. 30 июня. ПРАВМИР. 29 июня 2014 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в столичном храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. После богослужения митрополит Волоколамский Иларион обратился к верующим с архипастырским словом, — сообщает Служба коммуникации ОВЦС : «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Господа Иисуса Христа о том, что человек не может служить двум господам, потому что, служа сразу двоим, он либо одного будет любить, а другого ненавидеть, либо одному станет усердствовать, а о другом нерадеть (см. Мф. 6,24). Этот пример можно наблюдать в жизни очень многих людей, когда те пытаются служить одновременно и Богу, и мамоне. Но Евангелие говорит однозначно: «Одного будешь любить, а другого ненавидеть». Служение мамоне означает рабство и зависимость от различных благ – материальных, таких как богатство, стяжательство, земные приобретения, или духовных, под которыми подразумеваются человеческие страсти и грехи. Мы не можем припасть ко Христу и служить Ему, одновременно служа мамоне, хотя искушение компромисса подстерегает нас на каждом шагу. Доказательством этого является жизнь очень многих людей, которые пытались пойти по такому пути, но у них ничего не получилось, ибо никто из нас не может одновременно быть добрым и злым, праведником и грешником. Если человек становится на путь богопочитания, на путь служения и верности Богу, то в своей жизни он должен быть готов отказаться от многого из того, что доступно другим, ибо в  той мере, в какой мы любим свои привязанности и служим им, мы ненавидим Бога.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-nev...

Сан - это святая тайна. Священнослужитель может складываться из диакона, пресвитера и епископа, но священство - это тайна. Когда я вступил в это служение, я не делаю разделений между епископатом, священством, пресвитерством, диаконством. Просто все они служат Богу и народу Божию. Мы знаем из истории, что когда выбирали первых епископов, священников, то их выбирает народ. Есть такая традиция. Конечно, теперь есть система в Православной Церкви и выбирает в конце-концов Синод. У нас тоже утверждает Синод, присутствует при этом, но прежде всего надо, чтобы согласовывалось с народом, будет ли священником или епископом тот или иной человек. Поэтому есть до сих пор еще такое, что иерей одевает облачение среди народа. Если народ не хочет, чтобы иерей служил Божественную Литургию, его не будут облачать. Все уйдут, не будет никого. Нам запрещено служить одному. Не может служить один клирик, пресвитер или епископ. Без народа ничего не бывает. Поэтому когда я вижу, что народ требует и хочет моего возвращения на пост и служение митрополита, архиепископа Праги, я готов это служение принять опять, но это все должно идти своим путем. Каноническим путем. Я отказался от этого служения, чтобы было добро и единство в Церкви. Мне юристы сказали, что я буду оправдываться 5 лет перед светским судом, если буду судиться с матушкой Рапцуновой , людьми находящимися около отца Фрейманна. Я, конечно, тогда не думал, что они через несколько дней скажут, что они про меня написали неправду, в результате которой требовали моего отстранения от служения на посту главы Церкви. Я думал, это будет длиться очень долго. Ясно, что в конце будет правовой суд, где будет сказано, что я ничего такого не сделал. Теперь ситуация другая, которой я совсем не ожидал. Я не ожидал, что будет это покаяние тех людей, которые выступили против меня. И я не думал, что народ выскажет своё мнение и желание видеть меня опять на прежнем месте. Я думал, что спокойно приду сюда, в преображенский монастырь и буду служить Богу и тем, кто будет к нам приезжать, прежде всего, монашествующим, буду учить, как один из профессоров Богословского факультета в Прешове, продолжать свое служение в рамках, о которых мы договорились во время моего свободного отступления от моего служения. Вы знаете, что это против канонов, но я остался митрополитом-архиепископом, но уже как бывший. Меня приглашают на разные конференции в разные места, я выступаю как профессор и как один из преподавателей богословского факультета и служу.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

«Небесная Владычица вела меня в жизни». Памяти архиепископа Клинского Лонгина Когда владыка чувствовал себя лучше, он шел служить. За службой всегда был очень сосредоточенным и радостным 3 октября, 2014 Когда владыка чувствовал себя лучше, он шел служить. За службой всегда был очень сосредоточенным и радостным Сегодня – 40 дней со дня смерти архиепископа Клинского Лонгина, постоянного представителя Русской Православной Церкви в Германии. О почившем владыке вспоминает ответственный редактор издательства Свято-Пафнутьева монастыря Денис Ахалашвили. Архиепископ Лонгин был не просто другом Свято-Пафнутьева монастыря, он был нам родным. Здесь – его духовный отец схиархимандрит Власий (Перегонцев), наместник монастыря архимандрит Серафим (Савостьянов), которого владыка Лонгин считал своим другом во Христе, братия, с которой он любил служить. В обители владыку Лонгина ждали во вторник вечером. Билеты на самолет были уже куплены. Владыка позвонил и сказал, когда его встречать. Он хотел отпраздновать Успение в храме Рождества Пресвятой Богородицы Боровского монастыря. Но Господь устроил так, что Святой праздник переселения Матери Божьей в святые обители архиепископ Лонгин встретил в месте покойном и злачном, что Господь приготовил для всех любящих Его, и там вместе с Пресвятой Богородицей и святыми помолится обо всех нас. Из Слова соболезнования Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: «Кончина владыки Лонгина – большая утрата для Русской Православной Церкви и лично для меня, ибо нас связывали узы теплого дружеского общения на протяжении многих десятилетий. У нас был общий духовный отец – приснопамятный митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим. От его руки мы в один год приняли монашеский постриг и посвящение в священный сан. То было время немалых испытаний для нашей Церкви, требующее мужества от тех, кто решил посвятить свою жизнь служению Богу и людям». По словам Его Святейшества, почивший архипастырь «всегда стремился служить с усердием, ответственно исполнял все возлагаемые на него священноначалием послушания» и в течение многих лет «достойно представлял нашу Церковь во взаимоотношениях с правительственными и общественными организациями и с другими христианскими конфессиями Германии».

http://pravmir.ru/nebesnaya-vladyichitsa...

126. Мое прощальное послание к Вологодской пастве Долго ждал я воли Божией о себе. Постоянные болезни не давали мне возможности служить моей епархии так, как требовала того моя совесть, но я не решился упорно настаи­вать и на моем увольнении. Наконец, Святейший Синод благосклонно внял моей просьбе, и в 29 день мая Государю Императору было благоугодно утвердить его доклад о назначении меня постоянным членом Святейшего Синода с освобождением от управления епархией. Не без смущения приемлю столь высокое назначение, относя всецело это внимание высшей Власти к тому святому делу, коему я послужил, при помощи Божией в течение 33-х лет – служению Церкви Божией путем печатных моих трудов. Слава Богу за все! Если Господу угодно, чтобы я чем-либо послужил еще святой Церкви Его, то уже буду служить только словом печатным. А со своею Вологдою я уже прощаюсь, и вот мое последнее слово, обра­щенное к бывшей пастве моей, слово прощальное. Божией милостью, смиренный Епископ Никон – возлюбленным о Господе чадам Церкви Вологодской мир и Божие благословение! Шесть лет прошло, как я, многонемощный, волею Божией был призван служить спасению вашему в сане архиерея. Слава Богу, помогавшему мне в великом служении сем, посы­лавшему мне добрых сотрудников, подкреплявшему слабые силы и вразумлявшему меня в трудных обстоятельствах моего служения! Но в усилившихся в последнее время немощах моих вижу волю Божию, указующую мне иной путь служения святой Церкви Божией. Епар­хиальная служба стала мне не по силам. Пусть займет мое место более меня сильный и духом, и телом, и разумом, и опытом духовной жизни. По-человечески говоря – скорблю, что расстаюсь с паствою, которую полюбил от души: немного на Руси еще таких уголков, как епархия Вологодская, в коих еще живо ощущается веяние старой Руси, еще умеют люди православные жить по-православному, строить и украшать храмы Божии и хранить заветы отеческие. Но ныне время тревожное, время, когда мы, пастыри, должны бодро и неустанно стоять на страже: всюду рыщут волки хищные, еретики и раскольники, политические аги­таторы, а я слишком немощен стал, чтобы исполнить мой долг пастырский во всей полноте его требований. И я радуюсь, что на мое место грядет к вам архипастырь, более меня силь­ный и бодрый: помоги ему Господи восполнить то, чего я не мог или не сумел сделать для Церкви Вологодской!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Митрополит Иларион: Господь велит нам искать Царствия Небесного прежде всего 28 июня 2020 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Владыке Илариону сослужили клирики храма. На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую. По окончании богослужения Владыка обратился к верующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие отцы, братья и сестры! В этот воскресный день мы слышали в чтении из Евангелия от Матфея слова Господа Иисуса Христа о том, что человек не может служить двум господам. Он будет либо об одном заботиться, а о другом нерадеть, либо он станет угождать одному, а другим пренебрегать. «Не можете, – говорит Господь, – служить Богу и маммоне» (Мф. 6. 24), то есть одновременно служить и Богу, и материальному земному богатству. Слова эти Господь обратил к Своим ученикам, но они обращены и к каждому из нас. Они говорят не о том, что человек должен отрекаться от всякой земной собственности и жить в беспечности, лености и праздности. Господь Иисус Христос, призывая не заботиться о завтрашнем дне, вовсе не утверждает, что, например, родители не должны заботиться о детях, не думать об их пропитании, материальном благополучии, или же повзрослевшие дети не должны заботиться о своих престарелых родителях. Господь не призывает ни к беспечности, ни к лености, ни к пассивности. Он призывает к тому, чтобы мы на первое место ставили Бога и Царствие Небесное. А все остальное уже будет выстраиваться вокруг этого единственного стержня, на этом единственном основании, на котором Господь призывает нас созидать свою земную жизнь.

http://mospat.ru/ru/news/45503/

Служение Богу ...Не от всякого дар благоприятен Богу, но только от того, кто приносит от чистого сердца (свт. Василий Великий , 5, 198). Очистите сердца, чтобы плодоносить Духу и, став преподобными, прийти в состояние разумно петь Господу (свт. Василий Великий , 5, 219). Источник. ...Намеревающийся истинно последовать Богу должен отрешиться от уз житейского пристрастия; а сие достигается совершенным удалением от прежних нравов и забвением оных (свт. Василий Великий , 9, 90–91). Источник. Из совершаемого нами о Господе, иное совершается по душевному намерению и решению, а иное производится с помощью тела, или тщанием, или терпением. Посему, что зависит от душевного намерения и решения, тому сатана никоим образом воспрепятствовать не может; а в том, что приводится в исполнение с помощью телесной деятельности, Бог нередко попускает препятствия для испытания и обличения того, кто встречает препятствие... (свт. Василий Великий , 9, 296). Ты никогда не будешь щедрее Бога, хотя бы и пожертвовал всем, что имеешь, хотя бы отдал вместе с имуществом и самого себя, ибо и то самое, чтобы отдать себя Богу, человек получает от Него же. Сколько ты ни уплатишь Ему, все еще больше того будет оставаться на тебе, и ничего не дашь ты своего, поскольку все от Бога. И как нельзя опередить своей тени, которая постольку подвигается вперед, поскольку мы идем вперед, и всегда в равном расстоянии нам предшествует; как нельзя телу вырасти выше головы, всегда над ним возвышающейся, – так и нам невозможно превзойти дарами своими Бога (свт. Григорий Богослов , 13, 25). Источник. ...Никто не возможет служить Богу, разве только тот, кто всех совершеннейшим соделался в мире (свт. Григорий Нисский , 18, 375). Источник. Если хочешь в теле служить Богу, подобно бестелесным, старайся непрестанно иметь сокровенную в сердце твоем молитву... (авва Евагрий, 89, 633). Любовь Христова так одушевила его , что если бы ему предстояло терпеть для Христа и вечные наказания, он никогда не отказался бы и от этого, потому что он служил Христу не так, как (служим) мы, наемники, страшась геенны и желая Царствия (свт. Иоанн Златоуст , 44, 144).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010