Итак, мы узнаем прежде всего из слова Божия, что Бог есть Дух.. Сам Иисус Христос в беседе с самарянкою сказал: Дух есть Бог ( Ин.4:24 ). Следовательно, Бог не имеет телесного образа, не имеет плоти и костей и видеть Его глазами нельзя. Но вы спросите: как все изображают Бога на иконах в видимом образе, – и само Свящ. Писание приписывает Ему телесные члены, напр., сердце, очи, уши, руки? На это нужно сказать, братие, что на иконах Бог изображается не в существе Своем, как будто бы Он на самом деле имеет тело, а в том виде, в каком Ему угодно было являться людям в известное время, напр., Аврааму Бог являлся в виде трех странников, Пророку Даниилу – в виде старца ветхого денми; Дух Святой являлся в виде голубя при крещении Спасителя. Спаситель принял на Себя нашу плоть, жил между людьми, как человек, и в этом виде изображается на иконах. Что же касается выражений Св. Писания, в которых Богу как бы приписываются телесные члены, то в данном случае Свящ. Писание применяется к обыкновенному языку человеческому, к нашим понятиям, а понимать эти выражения надобно духовным и высшим образом: сердце Божие значит благость, или любовь Божию, очи и уши значат всеведение, руки – всемогущество. Так напр., Моисей говорит о Боге: десница Твоя, Господи, прославися в крепости: десная Твоя рука, Господи, сокруши враги ( Исх.15:6 ). Здесь правая рука, приписываемая Моисеем Богу, означает силу Божию, всемогущество Божие. – Если, братие, Бог есть Дух, то мы должны поклоняться и служить Ему духом. Наше внешнее богопочтение тогда будет угодно Богу, когда будет сопровождаться внутренним, напр., наша внешняя молитва – поклоны, крестное знаменье – тогда будет угодна Богу, когда будет сопровождаться молитвою в сердце, в душе. Иисус Христос, сказав, что Бог есть Дух, дал вместе с этим наставление, как должно поклоняться и молиться Богу. Дух есть Бог , и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися, сказал Он. По слову св. Давида, истинная жертва Богу дух сокрушен сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит ( Пс.50:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Псалом 76 Пс.76:1 . В конец, о Идифуме, псалом Асафу. НАДПИСАНИЕ В Еврейском тексте: Начальнейшему певцу Идифуму, псалом Асафов. СОДЕРЖАНИЕ Дух Святый устами Давида, или псалмопевца Асафа, преподает здесь общий образец молитвы от лица бедствующия церкви, которая, будучи и в самых лютейших гонениях, обеты свои возсылает к небу. Отсюду явствует, что здесь изображается скорбь не одного какого-либо частнаго человека, но стенание и плач избраннаго народа. Между тем Пророк научает, чтобы мы, унывающии во искушениях, дух обращали к созерцанию чудесных Божиих дел и сим укрепляли веру и надежду свою на Бога. Пс.76:2 . Гласом моим ко Господу воззвах, гласом моим к Богу, и внят ми. Пс.76:3 . В день скорби моея Бога взысках рукама моима, нощию пред ним, и не прельщен бых: отвержеся утешитися душа моя. Здесь не простая жалоба приносится к Богу как некоторые толковники мнят, аки бы Пророк удивлялся тому, что Бог, Который прежде милостивно внимал молитвам его, ныне не слышит их, и что он без успеха призывает Его. Нам вероятнее мнится, что он глаголет здесь или о настоящей скорби своей, или воспоминает о прошедших бедствиях. Но первое мнение приличнее месту сему. Пророк объявляет, коликою печалию был он объят при настоящих бедственных обстоятельствах. Но, во-вторых, повествует, что он не на воздух произносил свой вопль, как многие, не терпя болезней, безразсудно делают, но прямо к Богу глас свой обращал, когда нужда исторгла вопль, аки бы сказал: когда я взывал, то глас мой к Богу возносился, а не на воздух изливался. Потом показывает, что он в прилежном молении не ослабевал, хотя и часто надлежало вопли повторять. Сугубое повторение имени Божия служит к подтверждению веры его, а союз – и – полагается вместо наречия винословнаго – «ибо»: аки бы сказал – я взываю к Богу, ибо Он милостив и внимателен ко мне. В следующем стихе яснее изображает, коль бедственно и долговременно было страдание церкви. Ибо когда говорит, что он в день скорби искал Бога и руки свои нощию простирал к Нему, то сие разделение означает безпрерывное продолжение времени. Последния слова стиха должно разуметь так, что душа Пророка хотя никакого утешения ко облегчению страданий не обретала, однако он не преставал простирать рук своих к Богу. Ибо искать Бога днем и нощию не что иное есть, как непрестанно молиться. И потому часто случается, что те, которые таким образом ищут, обретают Бога, Котораго чрез умозрение или чрез чтение обрести не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Klement...

Беседа 21 «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть». ( Матф. 6:24 ) Изъяснение 6:24–27. Двоякий вред богатства. – Можно быть богатым, но не служить мамоне. – Почему богатство названо мамоной. – Христос запрещает заботу о житейских нуждах. – Удобоисполнимость заповеди. – Почему эта заповедь кажется невыполнимой. – Щедрая милостыня – путь к полному нестяжанию. 1. Видишь ли, как Христос мало-помалу удаляет пристрастие к настоящим благам, и, предлагая обширное слово о презрении богатств, ниспровергает владычество сребролюбия? Он не удовлетворился тем, что сказал прежде, хотя говорил много и сильно; но присоединяет и другие побуждения, более грозные. Что может быть поразительнее теперь произнесенных слов, если богатство, в самом деле, может отлучить нас от служения Христу? И что вместе вожделеннее, если, презирая богатство, можем иметь истинное расположение и любовь к Христу? Что всегда говорил, то и ныне скажу: именно, подобно искусному врачу, показывающему, что от невнимания его советам происходит болезнь, а от повиновения здравие, Христос тем и другим, т. е., пользой и вредом, побуждает слушателей к повиновению словам Своим. Итак, смотри, как Христос, уничтожая препятствие, указывает и устраивает нашу пользу. Не потому только, говорит Он, вредно для вас богатство, что оно вооружает против вас разбойников и совершенно помрачает ум ваш; но преимущественно потому, что оно, делая вас пленниками бездушного богатства, удаляет вас от служения Богу, и, таким образом, вредит вам и тем, что делает вас рабами вещей, над которыми вы должны господствовать, и тем, что не позволяет служить Богу, которому всего более вы должны служить. Как прежде показал Он двоякий вред для собирающих богатство на земле – и тот, что собирают богатство там, где тля тлит, и тот, что не собирают его там, где стража самая безопасная, так и теперь показывает двоякий вред – и тот, что богатство удаляет нас от Бога, и тот, что оно порабощает маммоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Беседа 21. О левирате Сегодня мы продолжаем наши беседы на радио «Радонеж» по 22-й главе Евангелия от Матфея. Мы рассмотрим две темы: вопрос О левирате (23–30) и вопрос О Боге живых (31–33). В контексте вопроса о левирате мы коснемся такого пагубного явления, как гражданский брак. Но прежде всего мы вспомним прошедшую беседу, в которой мы говорили о необходимости наличия радостного чувства в деле исполнения Закона Божия. Мы рассмотрели отрывок из Книги Второзакония (28, 47–51), где главной причиной наказания иудеев выставляется следующее: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца… будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь». Отсутствие радости и веселья в библейских текстах преимущественно означает потерю или ослабление веры в Мессию (Христа), то есть Евангелие. Ибо само греческое слово «евангелие» переводится, как «добрая весть», «благая весть», «благое слово», или «радостное известие». Поэтому слова «за то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца», надо понимать в контексте слова «Евангелие». И действительно, невозможно исполнить Закон Божий без Радостной Вести, воспринятой сердцем: что наши грехи искуплены Кровью Иисуса Христа, и мы не просто прощены или помилованы – мы «оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева (то есть гнева божественной заповеди – О.С.)» ( Рим.5:9 ); ибо нарушение Закона Божия вызывает правосудный и справедливый гнев Божий. Иудеи и оказались под гневом Создателя, потому что, стремясь исполнить Моисеев Закон своими собственными силами, они не уповали с радостью и весельем на Добрую Весть (Евангелие) о Мессии – Христе Иисусе, за что и оказались в галут – изгнании. Причем, Электронная Еврейская Энциклопедия сообщает: «Этим термином обычно обозначается период со времен разрушения Второго храма», который, как известно всему христианскому миру, был разрушен в наказание за неприятие Радостной Вести о Христе Иисусе. Подлинная Радость (Евангелие) была отвергнута, и теперь исполнение Закона Божия не являлось уже источником счастья и благополучия. Сказано: «За то, что ты не служил Господу Богу твоему с веселием и радостью сердца, при изобилии всего, будешь служить врагу твоему, которого пошлет на тебя Господь [Бог твой], в голоде, и жажде, и наготе и во всяком недостатке; он возложит на шею твою железное ярмо, так что измучит тебя» ( Втор.28:47–48 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

1. Достаточно вчера показало нам начало путешествия праведника, как велико было его любомудрие, за которое он удостоился от Бога столь великого обетования. Далее, ободрившись, он прошением и молитвою, которую вознес к Богу всяческих, доставил не малое поучение всем нам, если бы только захотели мы подвигнуться к подражанию добродетели праведника. И подлинно, дивиться надобно, как он, зная всемогущество Обетовавшего и слыша от Него столь великие обетования, при всем том решился просить не великого и чрезвычайного чего-нибудь, но просил, как вчера вы слышали, только того, что могло быть ему достаточным для насущного пропитания, что могло служить ему для прикрытия тела, дал еще обет посвятить Богу десятую долю всего, что он от Него получит, если Бог дарует ему, как обещал, возвратиться в землю свою! Во всем он выказывает свое благочестие, признает Бога подателем всех благ и научает нас Ему одному воздавать за все благодарение. Праведник, зная преизбыточество неизреченного человеколюбия Божия и рассуждая о том по благодеяниям, оказанным отцу его, был уверен, что и ему Бог подаст многое изобилие; хотя он ничего из этого не просит у Господа и не позволяет себе даже упоминать о том в молитве, однако обещанием посвятить Богу десятую долю всего показал, как твердо уповает он во всем на могущество Обетовавшего. Для того и Сам Бог, беседуя с ним, говорил: «Аз есмь Бог Авраама и Исаака отца твоего, не бойся» ( Быт.28:13 ). Размысли, говорит, что и патриарх пришел в эту землю странником, никому неведомым, но достиг такой славы, что ныне о нем все говорят. Подумай и об отце твоем, как он, родившись у отца в крайней старости, столько возвеличился, что стал предметом зависти для жителей страны этой. И ты ожидай того же и, отложив всякий страх, всякое беспокойство, продолжай свое путешествие. Рассуждая таким образом, праведник не смотрел на свое тогдашнее положение (потому что он ничего не имел у себя, – да и как мог иметь, будучи одинок и вынужден предпринять далекий путь?), но очами веры уже предусматривая свое будущее благосостояние, он показывает свойственную ему благопризнательность (к Богу). Еще ничего не получив, он уже дает обет Богу, признавая обетование Господне вернее и самого обладания благами: ведь не столько мы должны полагаться на то, что видим и что держим в своих руках, сколько на обетования Божии, хотя бы они и не в скором времени приходили в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А.Г. Долженко Скачать epub pdf Почему нельзя служить маммоне? Говоря о невозможности служения двум господам, Иисус Христос сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» ( Матф.6:24 ). Своими словами Иисус Христос отрицает одновременное поклонение силам Добра и зла, Богу и злому духу, Свету и тьме, праведности и греху. Почему отрицая поклонение греху, Иисус Христос из всех видов греха, особенно порицает служение маммоне? Рассмотрим, какую роль играл культ маммоны в языческом обществе. Как уже говорилось, маммона представляет собой языческое божество, символизирующее в странах древнего Ближнего Востока неправедное богатство. Но маммона не просто языческое божество неправедного богатства. За этим идолом стоит противостоящий Богу злой дух. Эта мысль доказывается тем фактом, что Иисус Христос противопоставляет маммону, как языческое божество, Богу, и тем самым дает понять, что это лжебожество, противостоит Богу, и что за ним стоят духи зла (ложные боги), цель которых отвернуть идолами (лжебогами) внимание людей от истинного Бога. «Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» ( 1Кор.8:5–6 ). «Но тогда, не знав Бога, вы служили богам, которые в существе не боги» ( Гал.4:8 ). «Ибо все боги народов – идолы, а Господь небеса сотворил» ( Пс.95:5 ). А отвернув внимание людей от Истины, погубить их через греховные поступки. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» ( 1Пет.5:8 ). А поклонение этому языческому божеству направляет человека на определенные поступки. Поклоняясь маммоне, человек вместо соблюдения заповедей Божиих и собирания небесных сокровищ, собирал богатства земные и добивался земных сокровищ неправедными путями, проявляя такие греховные качества как алчность, стяжательство и накопительство. Как же языческое божество могло влиять на человека? Дело в том, что в восточных странах в честь этого, и других языческих божеств, строились храмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

Беседа 33 Евр.12:28–29 .  Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий. 1. Как в другом месте (апостол) говорит: «видимое временно, а невидимое вечно» ( 2Кор.4:18 ), и отсюда заимствует утешение в бедствиях, которым мы подвергаемся в настоящей жизни, так точно он поступает и здесь, и гово­рит: «будем хранить благодать», т.е. будем благодарить Бога, будем твердыми. Мы должны не только не роптать в настоящих бедствиях, но и воздавать Богу величайшую благодарность за них ради благ будущих. «Которою будем служить благоугодно Богу», т.е., тогда мы и служим благоугодно Богу, когда за всё благодарим Его. «Все делайте, – говорит, – без ропота и сомнения» ( Флп.2:14 ). Какие бы дела ни совершал человек ропщущий, он уни­жается и теряет награду, подобно израильтянам, – а вы знаете, какому подверглись они наказанию за ропот. Потому не роп­щите, говорит (апостол). Невозможно служить благоугодно (Богу), не воздавая Ему благодарности за всё – и за искушения, и за утешения. «С благоговением и страхом», т.е., не будем говорить ничего дерзкого, ничего безстыдного, но станем благоустроять себя так, чтобы заслужить уважение; это и значат слова: «с благоговением и страхом... Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» ( Евр.13:1–2 ). Смотри, как (апостол) заповедует им хранить то, что уже было у них, и не прибавляет ничего другого; он не сказал: будьте братолюбивы, но: «Братолюбие между вами да пребывает»; не сказал: будьте страннолюбивы, как будто они не были такими, но: «Страннолюбия не забывайте», – потому что это могло слу­читься от скорбей. Далее прибавляет то, что особенно могло ободрить их: «ибо через него некоторые, – говорит, – не зная, оказали гостеприимство Ангелам». Видишь, какая честь, какая польза? Что значит: «не зная»? Угостили (ангелов), сами не зная того. За то Авраам и удостоился великой награды, что угостил ангелов, не зная, что они – ангелы; а если бы он знал, то это было бы нисколько неудивительно. Некоторые думают, что (апостол) разумеет здесь и Лота и о нём говорит это. «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть» ( Евр.13:3–5 ). Заметь, как часто он говорит о целомудрии. И прежде говорил: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость»; и ещё: «чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца» ( Евр.12:14, 16 ); и теперь говорит: «блудников же и прелюбодеев судит Бог». При том везде с запрещением соединяет угрозу наказания, и – обрати здесь внимание – как именно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

«Какой же ты профессор, если не знаешь “Отче наш”?» (+ВИДЕО) Бизнесмен Теймураз Кристинашвили о пути к Богу Священник Георгий Максимов Может ли ребенок, в душе которого знакомство с Новым Заветом произвело настоящий переворот, переубедить отца – ученого мужа и ярого атеиста? Вероятнее всего, нет, но противостоять – может. О своем пути к Богу, о том, как смиренная молитва монахини победила озлобленность больного человека, о чудесах и «странных» событиях в своей семье, а также о том, как бизнесмену войти в Царство Божие, рассказывает Теймураз Кристинашвили – гость программы телеканала «Спас» «Мой путь к Богу». «Прочитав Новый Завет, я испытал такое чувство родства с Богом!» Священник Георгий Максимов: Здравствуйте! В эфире передача «Мой путь к Богу». Сегодня у нас в гостях Теймураз Александрович Кристинашвили. Православный человек, бизнесмен. Хотя грузинский народ, как и русский, является православным по культуре и истории, но советский период внес свои коррективы, и многие были оторваны от веры в наших народах. Не могли бы вы рассказать, была ли религиозна ваша семья и как вы начали свой путь к Богу? Теймураз Кристинашвили: Спасибо, отец Георгий. Действительно, были времена, когда грузином мог именоваться грузин, который был православным, если же он не был православным, то таким людям именоваться грузинами было нельзя. Но те времена канули в Лету, и мы родились и воспитаны были в советский период. Мой папа был научным сотрудником, весьма образованным. Надо отметить, что образование не всегда человеку служит добрую пользу. И вот этот критический взгляд на всё, недоверие, которые иногда порождает образованность, ему были весьма свойственны. То же могу сказать и про свою маму. Она была преподавательницей. В общем-то, вся семья была научного толка, и вопросы веры вообще не поднимались у нас. Я учился в физико-математической школе, посвящал все свое свободное время занятиям: основным, факультативным, еще каким-то. И мое знакомство с Церковью и приобщение меня к ней случилось одновременно и просто, и необычно. Учитель физики однажды страшно по секрету – это были все-таки 1980-е годы – подарил мне… Новый Завет. И я очень хорошо помню тот момент, когда стал верующим человеком. Я читал Новый Завет… Это была еще ксерокопия, слова еле читались, не всегда правильно. Мне попался синодальный перевод. И вот я его прочитал. И когда я закончил последнюю главу Апокалипсиса, я вдруг испытал такое чувство родства с Богом! Я хорошо помню этот момент, потому что именно тогда стал верующим человеком. Я вдруг обнаружил то, чего мне, весьма юному, не хватало и без чего было сложно жить.

http://pravoslavie.ru/96884.html

Скачать epub pdf Глава IV Иер. 4:2 . И клянешися: живет Господь во истине. Никто пусть не находит в этом оправдания для клятвы, а помнит (сказанное) в Евангелии: слышасте, яко речено бысть древним: не во лжу кленешися. Аз же глаголю вам не клятися всяко ( Мф. 5:33–34 ). То сказано было прежде Евангелия несмысленным, приводимым от идолов, не умевшим любомудрствовать, не касавшимся небес? не достигшим совершенного возраста. Иер. 4:3 . Сия же ( τδε) глаголет Господь мужем Иудиным и обитателем Иерусалимлим. Безопасностью города служит не крепость постройки, не величина камней, а добродетель жителей; равным образом и предательство города (зависит) не от слабости построек, а от порочности граждан. Иер. 4:3 . Поновите себе поля и не сейте на тернии. Пророк убеждает сделать с душами то, что делается в земледельческих работах: души, вследствие небрежности в прошлое время, производившие зло и бесплодные дела, повелевает возделать плугом учения, так как (душа) не может просто принять божественное семя, не выбросив наперед терний. Поэтому говорится: уклонися от зла и сотвори благо ( Пс. 36:27 ). Возделайте, говорит, ваши души, совершенно уничтожьте воспоминание об идолах, – это именно называет терниями, – то есть удалите идолов и затем обратитесь к Богу и придите в храм. Сказал же это метафорически, заимствовав выражение от того, что делают земледельцы. Не сейте на тернии значит: отвергнув служение идолам, приходите в храм. Иер. 4:4 . Обрежитеся Богу вашему и обрежите жестосердие ваше, мужие Иудины и обитающие во Иерусалиме. Разве говорит об этом обрезании? Нет, а об обрезании в душе, так как то не есть обрезание Богу, (почему) не сказал бы: обрежитеся Богу. И иной сказал бы, что мы обрезываемся, – как же нет его ( ατο) 34 ? Не хочу обрезания, совершаемого другим, а такого, которое совершается нами самими, которого каждый сам господин. То производится другим, производится над телом; а это не таково. Видишь ли, что древнее (обрезание) (установлено) было по снисхождению? Не сказал бы: Богу вашему, если бы не хотел показать, что то было не для Бога, так как какая от него польза для добродетели? Что скажет здесь иудей? Видишь ли, что закон дает разуметь нечто иное? Достаточен ли он для спасения, если таково обрезание? Как только Новый (Завет) начал мало-помалу открывать двери, Ветхий сам собою утрачивал значение. Не Павел сказал об этом, иудей, не Петр издал закон. Сказал (это) Иеремия, которого почитаешь и ныне. Не из наших книг привожу это тебе; (впрочем), скорее и в наших, чем твоих; и новозаветные (книги) не более наши, чем твои, и ветхозаветные не менее чужды тебе: как тем не веришь, так и этим. Так отпал иудей от тех и других, а мы держимся тех и других, так как в обоих (Писаниях) – Дух (Божий).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Житие и страдание святых мучениц Минодоры, Митродоры и Нимфодоры Память 10 сентября Три девы – Минодора, Митродора и Нимфодора – принесли себя в дар Пресвятой Троице. Иные приносят дары Богу от своего имения, – подобно тому как некогда три восточных царя принесли Ему золото, ладан и смирну 5696 (см. Мф.2:11 ); девы же святые принесли Богу дары от внутренних своих сокровищ. Они принесли Ему вместо золота свои души, искупленные не тленным золотом, а честною кровию непорочного Агнца 5697 (см. 1Пет.1:19 ); вместо ладана принесли чистую совесть, говоря вместе с Апостолом: «Ибо мы Христово благоухание» 5698 ( 2Кор.2:15 ); вместо смирны принесли в дар Господу самое тело, отдавши его еще в непорочном девстве на раны за Христа. Святые девы твердо были убеждены в том, что Господь требует не временного богатства нашего, но нас самих, как некогда сказал Давид: «Ты – Господь мой; блага мои Тебе не нужны» ( Пс.15:2 ). Поэтому они и принесли в жертву Богу самих себя, как это ясно видно из святой их жизни и мужественных страданий. Святые девы родились в Вифинии 5699 . Сестры по плоти, они остались сестрами и по духу: ибо единодушно предпочли лучше служить Богу, нежели быть рабынями мира и всей его суеты. Желая же вместе с душою и тело сохранить не оскверненным и в совершенной чистоте соединиться с чистым Женихом своим, Христом Господом, святые девы последовали Его призыву: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас» ( 2Кор.6:17 ). Всего более возлюбив девическую чистоту и зная, как трудно сохранить эту чистоту среди народа, склонного к любодеянию и непрестанному греху, святые девы оставили людское общество и, отстранив себя от всего мира, поселились в уединенном месте. Подобно тому как воды речные, впадающие в море, лишь только сольются с морскими водами, тотчас теряют свою сладость и становятся солеными, – и чистота душевная, пребывая среди мира, не может не заразиться его сластолюбием. Так дочь Иакова, Дина, сохраняла свою девическую чистоту, пока не отдала себя в языческий город Сихем; но как только познакомилась с жившими в том городе дочерьми и вступила с ними в общение, тотчас погубила свое девство 5700 . Мир сей со своими тремя дочерьми – похотью плоти, похотью очей и гордостью житейскою 5701 (см. 1Иоан.2:16 ) – тот же Сихем и ни о чем другом не заботится, как только причинять вред тем, кто питает к нему любовь, как смола чернит прикасающихся к ней, так и мир делает почитателей своих скверными и нечистыми. Блажен посему тот, кто избегает мира, чтобы не запятнать себя его нечистотою; блаженны и сии три девы, бежавшие от мира и от злых его дочерей. Не очернили святых дев мирские скверны, и они остались чистыми, как белые голубки, летая на крыльях добродетели и Боговидения по горам и пустыням и желая найти приют, как в гнезде, в любви Божественной. Так у пустынников, живущих вне суетного мира, бывает одно только непрестанное стремление к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010