Перед последним целованием тела, первенствовавшим в службе Иеродиаконом Митрофаном читано было при гробе всему народу вслух духовное завещание покойного Преосвященного, состоявшее в следующих словах: Духовное завещание Слава Богу о всем! Слава Богу, яко мене создал по образу Своему и по подобию! Слава Богу, яко мене, падшего, искупил! Слава Богу, яко о мне недостойном промышлял! Слава Богу, яко меня, согрешившего, на покаяние призвал! Слава Богу, яко мне подал слово Свое святое, яко светильник, сияющий в темном месте, и тем, меня на путь истинный наставил! Слава Богу, яко очи мои сердечные просветил! Слава Богу, яко подал мне в познание святое имя Свое! Слава Богу, яко банею крещения грехи моя омыл! Слава Богу, яко показал мне путь к вечному блаженству! путь же есть Иисус Христос , Сын Божий, Который о Себе глаголет: Аз есмь Путь, Истина и Живот. Слава Богу, яко согрешающего мене не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои! Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего! Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях! Слава Богу, яко при бедственных и смертных случаях мене сохранял! Слава Богу, яко мене от врага диавола защищал! Слава Богу, яко мене лежащего восставлял! Слава Богу, яко мене печалящегося утешал! Слава Богу, яко мене заблуждающегося обращал! Слава Богу, яко мене отечески наказывал! Слава Богу, яко мне объявил страшный Свой суд, да того боюсь и каюсь за грехи моя! Слава Богу, яко объявил мне вечную муку, и вечное блаженство, да тоя убегну, а сего поищу! Слава Богу, яко мне недостойному подавал пищу, которой немощное мое тело укреплялось; подавал одежду, которою нагое мое тело покрывалось; подавал дом, в котором я упокоивался! Слава Богу и о прочих Его благих, которые мне, к содержанию и утешению моему, подавал! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дыхал! Слава Богу о всем!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Слава Богу, яко согрешающаго мене не погубил, но по Своей благости потерпел согрешения мои! Слава Богу, яко показал мне прелесть и суету мира сего! Слава Богу, яко помогал мне в многоразличных искушениях, бедах и напастях! Слава Богу, что при бедственных и смертных случаях мене сохранял! Слава Богу, яко мене от врага диавола защищал! Слава Богу, яко мене лежащаго возставлял! Слава Богу, яко мене печалующагося утешал! Слава Богу, яко мене заблуждающаго обращал! Слава Богу, яко мене отечески наказывал! Слава Богу, яко мне объявил страшный Свой суд, да того боюся и каюся за грехи моя! Слава Богу, яко объявил мне вечную муку и вечное блаженство, да тоя убегну, а сего поищу! Слава Богу, яко мне недостойному подавал пищу, которою немощное мое тело укреплялось; подавал одежду, которою нагое мое тело покрывалось, подал дом, в котором я упокоивался! Слава Богу и о прочиих Его благих, которыя мне к содержанию и утешению моему подавал! Столько я от Него получил благодеяний, сколько дыхал! Слава Богу о всем! (5:374–375). Каким образом можно постоянно воссылать Богу благодарность Каким образом преблагому Богу, Благодателю нашему и Промыслителю, за вся Его к нам благодеяния должно нам благодарить, зде представляется. Куды ни посмотрим, куды ни обратим очи и ум наш, везде имеем довольные случаи благость Божию прославлять. В нощи смотришь на небо чистое, звездами аки бисером украшенное, и между звезд луну сияющую, – тебе сия служат: благодари «Сотворившему луну и звезды во область нощи» ( ). Возсиял день; солнце лучи свои по всей вселенной распустило, – тебе свет его сияет: благодари «Сотворшему солнце во область дне» ( ). Облака дождь кропят, – тебе кропят: благодари «Одевающему небо облаки и Уготовляющему земли дождь» ( )...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

5. О поклонении Богу Поклонение Богу есть служение Богу: также как и служение Богу есть поклонение Богу. Однако, поклонение кому-либо не есть служить кому-либо. Одно – поклонение другое поклонение кому-либо. Первое означает служить, второе же – чтить. В Святом Писании поклонение Богу означает служить Богу. Самарянка, говорящая о служении своих отцов, говорит: Отцы ее поклонялись. Иудеи говорили, что в Иерусалиме – место, в котором подобает поклоняться Богу, т.е. службу приносить Богу: значит, слова Господа «грядет час, егда истинные поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною» показывают, что возрожденные водою и духом, послужат Богу духом и истиною. 6. Каково в духе и истине служение? В Духе и истине служение есть на Тайной Вечере прообразованная жертва Бога Слова, принесшего Себя в жертву непорочную Богу и Отцу за жизнь и спасение мира. Она есть истинное поклонение, благоприятное служение, которое святые Апостолы, принявшие от божественного слова и исполняющие Его заповедь сие творите, т.е. посредством этого в духе истине служения служить Богу, сие служение приносили Богу и Отцу и передали верным, как единую благоугодную жертву триипостастному Богу, о сем служении говорил Господь Самарянке, которой открыл характер истинного служения. Когда Господь говорил Самарянке, что скоро приходит время истинного поклонения, т.е. в духе и истине служения, таинственно предвозвестил Он ей Свою жертву за спасение мира и оставление грехов человеков, жертву, единую могущую оставлять грехи, и которую предпоказал Иудеям, и прообразовал в Тайной Вечере, чтобы ученики Его сию по заповеди Его, как жертву таинственную приносяще, сию единую на тайной святой трапезе совершали, которую и жертвенником Св. Апостолы называли, – так передали они называть святую трапезу, на которой жрется Агнец Божий, вземляй грех мира.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Вот таким образом мы обсудили вопрос о пользе Его заступничества, благодаря которому Он дарует нам вечное спасение. А это приводит меня к необходимости остановится на третьей части наших рассуждений. Глава III. О людях, которые приходят к Богу через Христа Третья часть этой книги имеет целью показать тех людей, которые заинтересованы в заступничестве Христа и являются как раз теми людьми, которые приходят через Него к Богу. О них сказано коротко и определенно: они являются теми, кто приходит к Богу, приходит к Богу через Христа: «Посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр.7:25). людях, которые неправильно приближаются к Богу Сначала небольшой комментарий, связанный с порядком слов в части стиха, который мы взяли для «приходящих чрез Него к Богу». люди, идущие к Богу, но не через Христа; и эти люди не включены в этот текст и не имеют части в привилегиях, которые даны тем, кто приходит к Богу через Него. Таким образом приходили к Богу иудеи, а именно, иудеи, неверующие во Христа, как говорится о них в Писании, что они «имеют ревность по Боге, но не по рассуждению» (Рим.9:30–33; 10:1–4). Эти иудеи не покорились Христу и праведности Божией и думали прийти к Богу через свои дела, благодаря самим себе, ибо они считали себя народом Божьим. Но они не достигли спасения по благодати, ибо она (то есть благодать) приводит ко спасению только во Христе. Для таковых людей личность и служение Христа были камнем преткновения. Поэтому о Него они преткнулись и разбились, хотя на самом деле были теми, кто шел к Богу ради жизни. как есть люди, которые идут к Богу, но не через Христа, в равной степени есть и такие, которые идут ко Христу, но не приходят через Него к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=688...

IX. О поклонении Богу Истинными поклонниками должны называться те, которые воздают Богу поклонение, наиболее сообразное с природой как поклоняемого, т.е. Бога, так и поклоняющихся, т.е. людей. Нельзя поэтому утверждать, что поклоняться Богу должно только духом (Он есть Дух), а телом не должно (Он бестелесен). Поклонение должно быть сообразно не только с природой Того, Кому кланяются, но и с природой того, кто кланяется (всякое дыхание хвалит Господа, и, конечно, каждое так, как по природе ему свойственно). Душа и тело человека произошли от Господа и вместе пользуются Божиими дарами, следовательно, вместе они должны и поклоняться Богу, благодарить Его: 1Кор.6:20 . Вся жизнь человека должна быть служением Богу: 1Фес.5:17 ; Рим.12:1 . Правда, в составе человека душа важнее тела: тело без духа мертво: Иак.2:26 ; но поклоняться Господу мы должны и духом и телом: 1Кор.6:15:19 . Примеры поклонения духовно-телесного дал нам Сам Господь: Лк.22:41:44 ; Бог требовал и принимал такое поклонение: Мф.4:10:28:9 ; Лк.17:16–18 . Телом поклонялись и наставляли им служить Богу и апостолы: Еф.3:14 ; Деян.20:36 ; 1Тим.2:8 . Из Откровения мы видим, что и в потустороннем духовном мире существует как бы телесное Богопоклонение: Откр.4:10–11 . Наконец, припомним евангельский рассказ о поклонении Богу фарисея и мытаря, из которых первый молился внутренне, сам в себе: Лк.18:11 , а второй выражал свою молитву во внешних действиях: ст.13. Кто из них оправдан? Отвергающие внешнее Богопоклонение сами себе не верны: ведь они читают же молитвы вслух, наклоняются, коленопреклоняют, руки прикладывают к груди, отсюда ясное доказательство, что человек, заблуждающийся умом, хотя и отрицает теоретически телесное Богопочитание, вопреки природе, но на практике выполняет то, что отрицает. Итак, истинные поклонники Богу это те христиане, которые поклоняются Богу в духе, т.е. в душевном расположении к Богу, в молитве и покаянии, и истине, т.е. в истинной вере во Христа, принесшего за нас в жертву Богу Тело и Кровь Свою и заповедавшего нам «творить эту тайную жертву в Его воспоминание» ( Лк.22:19 ). Ибо всякий раз, – по слову апостола, – когда мы едим хлеб сей и пьём чашу сию, смерть Господню возвещаем ( 1Кор.11:28 ), т.е. приносим истинную навеки, достаточную жертву Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Избрание Израиля Богом из среды всех народов земли и было именно этим приближением его к Богу. Как род избранный, взятый в удел Богом, и в силу этого народ святой, Израиль был любим Богом, как Его собственный народ, близок к Богу, призван служить Ему одному и являться среди народов всего мира царством священников. Вся история израильского народа представляет одно непрерывное доказательство близости к нему Бога: Господь открывает израильтянам свою волю, спасает его от врагов, многоразличными средствами воспитывает его и т. д. С другой стороны, и в сознании народа было живо чувство своей близости к Богу. Весь народ призван был к участию в храмовом богослужении, которое состояло главным образом в принесении жертв Богу. Правда, жертвы приносились чрез посредство особых лиц, но и народ принимал участие в жертвоприношении и чрез вкушение жертвенного мяса – «святыни великой», становился «участником жертвенника». Но и помимо такого служения Богу чрез посредство видимых действий и лиц — служения, недоступного никому, кроме израильского народа — в среде последнего постоянно сохранялось сознание своей особой близости к Богу и возможности служить Ему духовно и непосредственно. Самое внешнее служение Богу поставляется в необходимую связь со служением духовным и признается спасительным только при наличности последнего. Затем, ветхозаветному человеку указывается и положительная возможность и долг особого духовного служения Богу, такого служения, в котором бы он являлся истинным священником, приносящим в жертву Богу себя самого чрез Боговедение и повиновение Богу, лучшее жертв, а также чрез любовь к ближним, выражающуюся в делах милосердия. Таким образом, мы видим, что все Израильтяне призывались к священническому служению Богу, только служение это носило не общественный, а личный характер: каждый духовно должен был служить Богу от своего лица.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4062...

в) Идут на дела своего звания . Сеют, косят, жнут, куют, пишут, учат и проч. Если все это делается с любовью к Богу, то каждый удар молотка, каждый взмах косы, каждый почерк пера и т. д. есть уже поклонение: будет г) Воспитывают ли детей . Если воспитывают их благочестиво — увещаниями, исправлениями и примерами; если хотят усердно вести их опять к небу, от которого их получили, и дети слушают и принимают в себя доброе семя воспитания: то это — поклонение: детей приходити д) Мы приходим в соприкосновение с людьми . Если мы заботимся, чтобы при этом обращении не произошло ничего худого, радуемся с радующимися, утешаем печальных, помогаем угнетенным: то это поклонение Богу. е) Человек имеет великого врага , и этот враг — он сам со своей гневной раздражительностью, враждолюбием, завистью, ленностью и т. д. Если теперь человек мужественно борется с этим врагом — с самим собой, побеждает злые влечения, делает это перед очами Божьими: то это — поклонение Богу. ж) Каждый человек имеет страдания , один больше, другой меньше, один раньше, другой позже. Если человек с терпением и постоянством переносит страдания, если он страдает с любовью к Богу, чтобы приобщаться страстям Христовым: то это — лучшее поклонение Богу. з) Если, наконец, всякое добро , какое имеют, приписывают не себе, а благодати Божьей; если не ищут от людей похвалы и чести, а одному Богу воздают честь за всякое добро: то это — возвышенное поклонение Богу. Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи (Мф.4:10 ). Так мы можем и должны поклоняться Богу в 2. В Его делах. Но мы должны также поклоняться Богу в Его делах, в делах творения, искупления и освящения. а) Тут есть небо со своей привлекательной синевой, с мириадами звезд, с восходом и заходом солнца, со светящейся луной. Мы поклоняемся Богу в этих делах Его, если удивляемся Его величию и могуществу, если разумно взираем на небо, поражаясь величием небесных событий. Как многие еще никогда не поклонялись и не удивлялись в этом храме Божьем!

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

С ней ему легче исполнять вторую заповедь, то есть любовь к ближнему. То, что превыше всего, должно предпочитаться всему остальному и вызывать наибольшие усилия: второе будет, таким образом, следовать за первым. Но если кто-то пренебрегает первой и величайшей заповедью – любовью к Богу... и если такой человек хочет исполнить лишь внешнее попечение о второй – служение ближнему, то он не сможет исполнять здраво и чисто первую заповедь» 5077 . Но это тем не менее не означает, что любовь к ближнему должна в некотором роде поглощаться и растворяться любовью к Богу, – это могло бы, доведенное до предела, означать, что любви к Богу достаточно и она избавляет нас от любви к ближнему. Мы увидим, что любовь к Богу сама по себе предполагает и подразумевает любовь к ближнему и неотделима от нее. Как любовь к Богу несводима к любви к ближнему, так и любовь к ближнему невозможно свести к любви к Богу по той причине, что ближний как личность обладает автономией и существованием, которые призваны утвердиться, а не раствориться в Боге. И по благодати это навечно, так что любовь к ближнему не больше, чем любовь к Богу, не будет иметь конца 5078 , и как в одной, так и в другой «мы никогда не перестанем возрастать и в нынешнем веке, и в будущем» 5079 . Действительно, любовь сущностно едина по своей природе, началу и цели: это одна и та же любовь, которая имеет исток в Боге и имеет Его целью. Вот как пишет об этом преподобный Максим Исповедник : «[Мы питаем] любовь к Богу и любовь к ближнему не как разные, отделенные одна от другой, но как единую и тождественную самой себе [любовь], целиком, как долг Богу» 5080 . 3. Любовь к Богу Любовь к Богу не может быть сведена к чувству.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Эти законы поддерживали существование фамилий и племен и служили преградой против жадности богачей. 23–55 ст. Ни один Еврей по своему произволу распоряжаться своим земельным участком не мог. Его он мог только уступить на время (до года юбилейного). Всякий, покупавший землю, обязан был немедленно возвратить ее хозяину, если тот объявлял желание и находил средства ее выкупить. В вечное владение можно было покупать только дома в городах, стоявшие на земле общественной и не имевшие участков земельных, если то не будут дома Левитские. 42 ст. Обедневшего. Израильтянина не следовало покупать в рабы, но поддерживать его всеми средствами. К приобретенному путем выкупа из рабства еврею предписывалось относиться со снисходительностью и отпустить его в год юбилейный. Владеть рабами, как собственностью, позволялось только купленными у соседних народов... (Так далека была заповедь о любви в ветхом завете от христианской). Глава 27-я. Обеты и десятины Вся глава делится на две части. В первой – излагаются законы об обетах посвящения Богу, а во второй – законы о десятинах. Обеты посвящения Богу людей (1–8 ст.). В ветхом завете Богу посвящались люди. Такие, посвященные Богу, жили при скинии и были помощниками священникам и левитам при отправлении ими своих обязанностей. Мужчины рубили дрова, носили воду, смотрели за чистотой во дворе, помогали при жертвоприношениях и т. п. Женщины, посвятившие себя Богу, пряли, мыли, шили, расшивали золотом облачения и т. д. – все это делали ради скинии. Дети, посвященные Богу, поступали под руководство священников и обучались при скинии Закону Божию. Дозволялся, на случай необдуманно произнесенных обетов, выкуп, чтобы, не насилуя совести, могли люди исправить свои ошибки. 25 ст. Обеты посвящения Богу животных, домов и полей. Если посвящалось Богу животное, приносимое в жертву, то употреблялось по своему назначению. Если посвящалось животное, не приносившееся в жертву или дом, ненужный для скинии, то делалась оценка и производилась продажа. Вырученные деньги клались в сокровищницу скинии. Посвященные Богу поля принадлежали скинии только до юбилейного года. Она с них получала доход. Первородных животных посвящать Богу воспрещалось, ибо они принадлежали Богу по праву первородства.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

еврейского народа, Илия, выступил с замечательной обвинительной речью, посрамив жрецов идола и призвал евреев к Истинному Богу. познает народ сей, что Ты, Господи, (3Цар.18:37). В дальнейшем еврейский народ отказался от служения этому идолу, став служить Истинному Богу. удалили сыны Израилевы Ваалов и Астарт и стали служить одному (1Цар.7:4). видим ещё в древние времена, до прихода Иисуса Христа, у древних евреев остро ставился вопрос о том, какому господину служить, Богу или противостоящему Ему языческому идолу зла и обмана. Такая категоричность в отношении того, кому должен служить человек, сохраняется и в словах Спасителя можете служить Богу и потому что служение человека определяет его главную жизненную позицию и указывает на то, кому он посвятит всю свою жизнь. Или идеалам Добра, служа Богу, или стяжательству и алчности, поклоняясь маммоне. Иными словами Иисус Христос в этих кратких словах говорит о том, кем станет человек, служа Богу – праведником, или, служа маммоне – грешником. В разбираемых словах Иисус Христос имеет ввиду и мысль о том, что под маммоной понимается и любой другой (языческое божество или человек), противостоящий Богу, и являющийся Его противоположностью. христиане всегда служили только одному Богу. Так, например, первые христиане не допускали служения иным господам и даже расплачивались, за служение Богу, своей жизнью. В период раннего христианства при правлении цезарей (так называли римских императоров) в Римской империи существовал жестокий закон о служении императору. При его помощи проверяли всех граждан империи на лояльность в отношении служения богу-императору и государству. Согласно этому закону цезарь считался не только императором, но и богом. Этот закон проявлялся в том, что каждый гражданин Римской империи был обязан не меньше одного раза в год прийти в Рим, предстать в языческом храме перед жертвенником, посвященном цезарю, воскурить фимиам в честь императора, и сказать громогласно фразу: – Этот обряд возник из ложного философско-религиозного обоснования о том, что цезарь является воплощением бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2798...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010