Доктрина оправдания верой К оглавлению Основополагающая тема: Искупление через Христа Тема «искупления через Христа», проходит красной нитью через Новый Завет, христианское богослужение и христианское богословие. Основная мысль заключается в том, что Бог достиг искупления греховного человечества через смерть Христа на кресте. Этого искупления нельзя было достичь каким либо другим способом. Термин “сотериология” используется в трудах по христианскому богословию для обозначения целого ряда идей и образов, связанных с искуп лением, достигнутым через смерть и воскресение Христа. Можно выделить пять основных компонентов этого ряда: 1. Образы победы. Христос одержал победу над грехом, смертью и злом через Свой крест и воскресение. Благодаря своей вере верующие могут раз делить эту победу и претендовать на нее как на свою собственную 2. Образы измененного юридического статуса. Благодаря Своей покорнос ти на кресте Христос достиг прощения для грешников. Грешники могут быть очищены от своих грехов и оправданы в глазах Божиих. Они освобождаются от наказания и получают статус праведности перед Богом. К этим понятиям Принадлежит термин «оправдание» 3. Образы измененных личных отношений. Человеческий грех несет с со бой отчуждение от Бога. «... Бог во Христе примирил с Собою мир... « (2 Кор. 5. 19), делая возможными обновленные отношения между Собой и чело вечеством. Точно так, как люди, отчужденные друг от друга, могут соеди ниться через прощение и примирение, те, кто далеко отошел от Бога, могут приблизиться к Нему через смерть 4. Образы освобождения. Те, кто находятся в плену угнетающих сил зла, греха и страха смерти, могут быть освобождены через смерть Христа. Точно так, как Христос освободился из плена смерти, верующие, благодаря вере, могут освободиться от оков греха и прийти к жизни во всей ее полноте. К этим понятиям принадлежит термин «искупление» 5. Образы восстановления целостности. Те, кто расчленены грехом, могут достичь целостности через смерть Христа на кресте. Благодаря Своему кресту и воскресению Христос может излечить наши раны и исцелить нас, восстанавливая нашу целостность и духовное здоровье. К этим понятиям принадлежит термин «спасение». «Оправдание» является звеном этой цепи сотериологических терминов, используемым для описания христианского опыта искупления через Христа.Оно приобрело особое значение во времена Реформации, частично благодаря новому интересу к писаниям Св. Павла, в которых оно занимает заметное место (особенно в Посланиях к Римлянам и Галатам). Сам термин «оправдание» перестал быть знакомым в религиозном контексте и поэтому требует некоторого объяснения. Русское слово «оправдание» является попыткой пе редать сложную ветхозаветную идею о «праведности перед Богом». В центре программы реформ Лютера лежал вопрос о том, как грешники могли быть оправданы. Свое обсуждение этого вопроса мы начнем с рассмотрения значения слова «благодать»

http://sedmitza.ru/lib/text/441732/

Византия Византия (Βυζντιον) в классическую эпоху представляла мегарскую колонию на европейской стороне Босфора, основанную в 658 году и имевшую великое торгово­промышленное значение, в силу своего положения на узком проливе между Черным и Мраморным морями, близ всемирно известной бухты Золотого Рога. В первые века христианской эры В., хотя и считалась второстепенным городом, однако по-прежнему имела, по своему положению, большие выгоды и преимущества, сравнительно с другими городами греческого востока. Эти выгоды вполне оценил император Константин Великий , который в 330 году перенёс в В. столицу Римской империи, назвав её Константинополем и Новым Римом; украсил её новыми храмами и дворцами, а также произведениями искусства, которые были свезены туда со всех концов греческого востока, привлёк сюда многочисленное население и вообще сделал центром гражданской и церковной жизни греко-римского мира. С того времени термин «Византия» перестал служить реальным наименованием древней мегарской колонии. В средние и особенно в новые века этот термин стал прилагаться ко всей восточно-греко-римской империи, за время её существования от императора Константина Великого (324–337 г.) и преимущественно от эпохи императора Юстиниана I (527–565 г.) и до завоевания Константинополя османскими турками в 1453 году, причём, наряду с наименованием «В.», в науке получило право гражданства и название «Византийская империя», в приложении к тому же государству. Насколько оправдывается научно-историческими основаниями этот вновь введённый в научный оборот термин, видно из представленного ниже анализа понятия византинизм, обозначающего целую группу новых культурных явлений, развившихся на почве Византийской империи. I. Византийское государство . История византийского государства, в интересах наилучшего её рассмотрения, с удобством может быть разделена на следующие девять периодов: 1) период до Юстиановский (330 – 518 г.), 2) век Юстиниана и его приемников (518 – 610 г.), 3) династия Ираклия и эпоха борьбы с мусульманством (610 – 717 г.), 4) династия Исаврийская и эпоха иконоборства (717 – 867 г.), 5) расцвет империи во время династии Македонской (867 – 1025 г.), 6) упадок государства (1026 – 1081 г.), 7) век династий Комнинов и Ангелов (1081 – 1204 г.), 8) империя в Никее (1204 – 1261 г.), 9) восстановление византийской империи при Палеологах и падение её (1261 – 1453 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Сортировать по Исключить новости Троица: Фундамент христианства …Именно это молчание объясняет тот факт, что до середины II века в богословском словаре христианства не было даже самого термина «Троица». Он попросту не был нужен. 3 июня, 2012 …Именно это молчание объясняет тот факт, что до середины II века в богословском словаре христианства не было даже самого термина «Троица». Он попросту не был нужен. Если человека, имеющего начатки богословского образования, попросить назвать одно-единственное слово, заключающее в себе суть христианской веры, то в большинстве случаев ответом будет слово «Христос». И наш собеседник не допустит никакой ошибки, ведь Христос действительно является той Личностью, которая объединяет в себе все грани христианства как религии. Он – и Творец, и Спаситель, и Искупитель в глазах верующих в Него людей. Но сегодня в сознании обывателя (в том числе и верующего) Христос превращается в своеобразную «техническую фигуру», играющую роль скорее только Учителя и Наставника, но не Источника Жизни Вечной. Более того, история знает примеры христианских сообществ, которые, сохраняя формальную христианскую принадлежность, открыто отрицают божественное достоинство Христа. И здесь приходит понимание того, что фундаментом, на котором зиждется уникальное христианское богословие, этика и эстетика, является вера в Святую Троицу – Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа. Как совместить несовместимое? Иногда человек сталкивается с ситуацией, когда он не может выразить чувства, наполняющие его сердце. И вовсе не потому, что эти чувства неполноценны, а просто потому, что нет слов. Любые слова оказываются недостаточными для того, чтобы в полной мере показать палитру эмоций, переживаний, ощущений. И тогда остается одно – трепетное молчание у порога великой тайны. Именно такое молчание охватывает  церковных писателей, когда они касаются вопроса о Святой Троице. Именно это молчание объясняет тот факт, что до середины II века в богословском словаре христианства не было даже самого термина «Троица». Он попросту не был нужен, поскольку сознанию верующих людей хватало знаменитой евангельской фразы «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин. 14: 11), которая была фундаментом веры в божественность Спасителя.

http://pravmir.ru/troica-fundament-xrist...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В Пакистане верховный суд вынес «эпохальное решение» против дискриминации христиан Суд повелел именовать их «масихи» (мессианцы) и запретил застарелые уничижительные кастовые прозвища ЛАХОР. В Пакистане верховный суд вынес «эпохальное решение» против дискриминации христиан – в частности, повелел именовать их «масихи» (мессианцы) и запретил застарелые уничижительные кастовые прозвища, сообщает fides. «Слова имеют огромный вес, – напомнили правозащитники в суде. – Иные слова подобны пулям, способным убить, а есть слова, дарующие жизнь, надежду и утешение. Слова обладают силой, и в сообществе или нации они способны формировать менталитет, строить отношения сограждан, глубоко влиять на культуру общества». Правоведы и юристы учли эти справедливые доводы. Верховный суд Пакистана вынес решение «всеобщего характера» по иску христианской общины в провинции Хайбер-Пахтунхва, которое многие считают историческим, революционным и даже эпохальным. Этим решением суд обязал национальные и государственные (на уровне штата) учреждения срочно заменить в документации и устном обращении термин «эсаи»/«исаи» на «масихи» в отношении «христианских общин и всех граждан христианской веры». Эта мера «призвана подчеркнуть решительные перемены в плане признания и уважения культурной и религиозной самобытности христианских общин», по мнению правозащитников. Подобная правовая мера давно назрела – уже многие годы христианские общины Пакистана активно выступали за использование уважительного термина «масихи» в официальных государственных документах и сообщениях. Застарелый термин «эсаи» в отношении христиан имеет уничижительный оттенок, восходящий к древней кастовой дискриминации (что-то вроде «исусики» в вольном переводе) Нынешнее нововведение в языке демонстрирует стремление властей отстаивать и культивировать религиозную терпимость, приятие и равноправие граждан, защищать права меньшинств, и в особенности бороться с «традицией унижения и отверженности» отдельных граждан. Тем самым государственные учреждения отстаивают и внедряют принцип равенства граждан, закрепленный в конституции страны.

http://sedmitza.ru/text/10327115.html

Сортировать по Исключить новости БлАговест, а не благовЕст. Как на самом деле нужно произносить церковные термины 15 сентября, 2019. Татьяна Гартман ВероисповЕдание, пОслушник и просфорА – срочно переучивайтесь! Церковная лексика в русском языке особенная. И мы очень часто произносим эти слова неправильно, хотя литературная норма предписывает только одно ударение. Филолог, учитель и видеоблогер Татьяна Гартман объясняет, как говорить по-русски правильно, в книге «Речь как меч», которая этой осенью вышла в издательстве «Бомбора».  От двух до пяти «Воцерковленный послушник и его духовник христианского вероисповедания любят древнюю иконопись и постоянно читают Апокалипсис». Попробуйте прочесть это простое предложение. А теперь, не подглядывая через абзац, посчитайте ошибки. Нужно так: «ВоцеркОвленный пОслушник и его духовнИк христианского вероисповЕдания любят древнюю Иконопись и постоянно читают АпокАлипсис». Этот тест я проводила у ста человек, и все участники прочитали его с ошибками. Количество неправильных ударений было разное: от двух до пяти, как у Корнея Чуковского. А все потому, что церковная лексика в русском языке особенная. Слова этой тематики часто произносятся не так, как, на наш взгляд, должны бы произноситься. Не так, как удобно языку и приятно уху. А что самое интересное, именно в этих словах, как правило, нет вариантов: литературная норма всегда предписывает только одно ударение. Евангелие от… Одно из главных слов христианской тематики — Евангелие, часть Библии, содержащая повествование о жизни и учении Иисуса Христа. Хотя и нечасто, но все-таки в этом слове несколько раз была замечена ошибка: некоторые говорят ЕвангЕлие. Конечно, это неверно, а правильный вариант звучит с ударением на А — ЕвАнгелие. Это слово пришло в наш язык из древнегреческого, где оно означает «благая весть, благовестие, воздаяние за добрую весть». Еще одна часть Библии называется АпокАлипсис (а не АпокалИпсис) — единственная пророческая книга Нового Завета, в которой предсказывается конец мира. В переводе с греческого это слово означает «откровение». Сейчас АпокАлипсис (с прописной буквы) чаще употребляется в переносном значении — конец света.

http://pravmir.ru/blagovest-a-ne-blagove...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Священное Писание и неканоничность Доклад Макарие-Калязинскому клубу 16.11.2023 208 Время на чтение 17 минут Фото: Из личного архива автора Дорогие друзья и уважаемые коллеги! Благодарю Анатолия Дмитриевича Степанова за возможность выступить перед вами с докладом по поводу эссе «Размышляя об Адаме из Эдема и не только…», выложенному Вконтакте 25 августа и 15 ноября . К началу подготовки доклада пришёл отзыв нашего коллеги, заведующего кафедрой религиоведения Курского государственного университета Владимира Михайловича Меньшикова, из которого он разрешил процитировать вот эти слова: «Прочитал Вашу книгу… Конечно, Ваш анализ – это далеко не канонический анализ. Как Вы знаете, есть каноническое изображение сюжетов Священного Писания – иконопись, а есть неканоническое – изобразительное искусство. Вы работаете не в каноническом жанре… в любом случае это очень интересное видение проблемы управления». Именно эти слова привлекли внимание к проблеме неканоничности в связи со Священным Писанием, что и отражено в названии доклада. Точнее, не к одной проблеме, а к трём. Первая касается неканонических терминов в обычном языке, вторая – жанров обращения к сюжетам Писания, третья, самая сложная – неканоничность (небоговдухновенность) некоторых текстов Писания. По-видимому, самым неканоничным в обычном языке является слово «воскресенье» в качестве обозначения дня недели, а также слова «неделя» в качестве обозначения семидневного цикла, а не одного из его дней перед понедельником. Не знаю, когда и почему великороссы, и только они, решили вне церковной ограды отказаться от употребления термина «седмица». Точнее, так: они решили пожертвовать этот количественный ветхозаветный термин, чтобы сохранить в обычном мирском языке качественный, можно даже сказать сакральный, термин «неделя». Почти во всех славянских языках неделей и сейчас называется последний день семидневного цикла. И только у славян есть чёткое разделение, если не противопоставление названий будничных дней («второй», «средний», «четвёртый», «пятый») и двух дней, имеющих отношение к Богу. Суббота – копия названия седьмого дня у иудеев: «день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…» (Исх. 20:10, 4-я заповедь Декалога). Неделя – просто перевод слова «суббота» («ша-баш»).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/16/sv...

Трудности, испытываемые современными канонистами в связи с определением икономии, обусловлены в том числе слабой формальной разработанностью понятия в византийскую эпоху2.   Значение термина «икономия» Первоначальное значение слова «икономия» — управление домом, ведение хозяйства. Подобное значение термина зафиксировано в ряде текстов Нового Завета (Лк. 12, 42; 1 Кор. 4, 2; Гал. 4, 2). В 16 каноне Трулльского Собора слово употреблено в значении «домостроительства»: семь диаконов, поставленных апостолами, исполняют «домостроительство для общей потребности» (τν οκονοµαν τς κοινς χρεας γχειρισθντες). В христианской литературе начиная с конца IV века за термином «икономия» закрепляется значение определенной юридической меры, состоящей в изменении церковного правопорядка с целью обеспечения условий спасения человека в текущих обстоятельствах. В таком смысле ради различения от множества других значений это понятие позже начинают распространять в словосочетание «церковная икономия» по образцу второго правила II Вселенского Собора3, где оно еще лишено указанного узкого значения. В целом в византийской христианской литературе не было создано систематического учения об икономии. Христианские авторы использовали это понятие в самом общем виде, часто вне строго юридического контекста, с преимущественным значением «целесообразного дейст-вия компетентной церковной власти»4. Святой Афанасий Великий в своем письме к епископу Руфиниану по поводу временно вступивших в общение с арианами клириков поясняет, что снисходительного отношения заслуживают те из них, кто был увлечен насилием и нуждой, и к тому же пошли на это «с неким благоусмотрением» (πως οκονοµικς)5, то есть имея в виду не соображения собственного благополучия, а интересы вверенного им служения. В письме к Аммуну, не используя понятия икономии, он достаточно точно описывает меру, которая позднее начинает квалифицироваться как церковная икономия: «Одно и то же в известном отношении и не вовремя непозволительно, а в другом отношении и благовременно — не воспрещается и дозволяется»6.

http://e-vestnik.ru/church/ikonomiya_kak...

В.В. Виноградов Злободневный ЗЛОБОДНЕВНЫЙ История церковнославянизмов в русском литературном языке мало изучена, хотя церковнославянской стихии в дореволюционной русской филологии придавалось очень большое значение как предмету исследования. Само понятие «церковнославянизма» остается до сих пор недостаточно определенным и дифференцированным. Разные хронологические пласты церковнославянизмов в составе русского литературного языка (в особенности нового периода) исторической лингвистикой почти вовсе не разграничены. Принципы семантического использования церковнославянизмов в разных стилях и в разные эпохи не описаны и даже не открыты. Именно вследствие этой семантической нерасчлененности разных типов церковнославянизмов, самый термин «церковнославянизм» в наше время иногда кажется предосудительным, иногда в него вкладывается чересчур широкое и общее содержание. С точки зрения современного литературного языка этот термин в большинстве случаев осмысляется в этимологическом плане. Он обозначает или источник, откуда то или иное слово, а обычно даже не слово, а его составные части вошли в национальный русский литературный язык, или же очерчивает основную область древнего применения слова. Во всяком случае, по большей части, он говорит об этимологии или о морфологической природе слова, но не об его семантической или стилистической истории и даже не о времени и среде возникновения самого данного слова. Так, многие элементы церковнославянского языка послужили в русском литературном языkeXVIII – ХХ вв. средством выражения передовой, революционной идеологии. Достаточно сослаться на роль славянизмов в языке Радищева, в языке декабристов и особенно в языке разночинно-демократической радикальной интеллигенции второй половины XIX b. В ряду слов, образовавшихся на основе церковнославянской лексики и фразеологии в cepeдuheXIX b., находится и слово злободневный. Оно представляет собою имя прилагательное к церковнославянскому выражению злоба дня. Это выражение, как часть библейской цитаты, вошло в историю русского языка вместе с церковнославянским переводом Евангелия (напр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИКОНОМИЯ Икономия [греч. οκονομα, букв. «домостроительство»], один из важнейших принципов церковного правотворчества, правоприменительной практики и душепопечения. В наст. время под И. понимается обычно отступление от безусловного и точного исполнения канонического порядка, осуществляемое по инициативе компетентной церковной власти с целью достижения условий спасения для членов Церкви в каждом отдельном случае. В более широком понимании И.- принцип приведения объективного правопорядка в соответствие с конкретными изменяющимися условиями. Она применима в вопросах, относящихся к церковной дисциплине, а также к церковному управлению и устройству и не затрагивающих при этом догматического учения Церкви. Термин В сочинениях языческих древнегреч. авторов термин οκονομα (от οκον νμειν - управлять домом) обозначал «домашние дела, хозяйство» ( Платон , Аристотель , Ксенофонт), а также процесс «распределения, устройства» ( Плутарх ). В НЗ это понятие продолжает использоваться в прямом значении «управления домом, ведения хозяйства» (Лк 12. 42; 1 Кор 4. 2; Гал 4. 2) и «управления городом» (Рим 16. 23). Особую важность для позднейшего, более технического употребления термина имеет притча о рассудительном домоправителе (φρνιμος οκονμος), совершавшем свое «управление» (οκονομαν) в духе снисхождения и мягкости и прощавшем заемщикам своего хозяина их долги (Лк 16. 1-8). В НЗ появляются и метафорические значения: 1) И. спасения рода человеческого Сыном Божиим (от воплощения до Его крестной Жертвы), совершающаяся в учрежденной Им Церкви (Еф 1. 10; Еф 3. 2-3) (см. ст. Домостроительство ); 2) духовное и нравственное управление Церковью, благовременное преподание таинств и возвещение слова истины (2 Тим 2. 15) (по этой причине апостолы и их преемники епископы именуются домостроителями (οκονμοι) Слова и Таин Божиих - 1 Кор 4. 1; Тит 1. 7; 1 Пет 4. 10). В святоотеческой письменности сохраняются использовавшиеся в древнегреч. лит-ре и в НЗ значения слова «икономия» и родственных терминов: домашнее хозяйство, управление городом, Божественное домостроительство спасения и в связи с этим - управление Церковью поставленными на это лицами, епископами и зависимым от них клиром ( Lampe. Lexicon. P. 940-943). Так, Феоф. 10 и IV Всел. 26 называют «экономом» (οκονμος) клирика, управляющего имуществом епископии, а Гангр. 8 говорит об этом должностном лице как «назначенном совершать икономию благодеяний» (πιτεταϒμνος ες οκονομαν εποιας) (ср. статьи Должности церковные , Эконом ). II Всел. 6 применяет оборот «икономствующие церквами» (κατ τν οκονομοντων τς Εκκλησας) по отношению к епископам, а Трул. 16 указывает, что 7 диаконов, поставленные апостолами, исполняли «домостроительство для общей потребности» (τν οκονομαν τς κοινς χρεας ϒχειρισθντες).

http://pravenc.ru/text/икономия.html

IV. Письмо третье: Триединство «Троица единосущная и нераздельная, единица триипостасная и соприсносущная» – вот единственная схема, обещающая разрешить ποχ, если только вообще можно удовлетворить вопросу скепсиса. Лишь ее не расплавил бы пирронизм, если бы встретил ее осуществленной в опыте. Если вообще может быть Истина, то вот – путь к ней, притом единственный. Но проходим ли он на деле, не есть ли он лишь требование разума, – хотя и необходимое и неизбежное для разума, – это не ясно. Найдена единственная для разума возможная идея истины; однако не рискуем ли мы остаться с одною только идеею – вот вопрос. Истина есть несомненно то, что мы сказали о ней; но есть ли она вообще – мы того не знаем. Этот вопрос стоит на очереди. Но, прежде нежели идти вперед в исследовании нашего настоящего вопроса, поясню идею Триипостасного Бога, – о которой мы говорили доселе в терминах философских, – языком богословия. Идея единосущия, как известно, выражается термином μοοσιος, омоусиос. Около него и из-за него происходили, в существе дела, все тринитарные споры. Вглядеться в историю этих прений – значит обозреть все цвета и все оттенки, которыми окрашивалась идея, единосущия. Но я могу избавить себя от этого труда, сославшись на «Истории догматических споров». 55 Как известно, ни светская языческая письменность, ни письменность церковная до-никейская не знали различия между словами οσα и πστασις, впоследствии рассматривавшимися как termini technici; в философском словоупотреблении οσα безусловно приравнивалось к πστασις. Так было даже еще в V в. по Р. X. Есть все основания думать, что и отцы Первого Вселенского Собора принимали слова «ипостась» и «сущность» в качестве равнозначащих и совсем не имели в виду того различия между ними, которое было внесено позднейшею мыслию. Св. Афанасий Великий употребляет их как равнозначащие и, даже спустя 35 лет после Никейского Собора, он решительно утверждает в одном из посланий, что «ипостась есть сущность и не иное что обозначает, как самое существо». На одной почве с Афанасием стояло старое поколение никейцев. 56 А в конце IV-ro века бл. Иероним, в послании к папе Дамасу, определенно говорит, что «школа светских наук не знает иного значения слова ипостась, как только сущность (usian)». 57 Но известно также, что в позднейшем богословии тот и другой термин стали различаемы. Различаемы – да, но различны ли по содержанию? Несомненно, они различаемы друг относительно друга, подобно тому, как «правое» различается при соотношении с «левым»; и «левое» – с «правым», но, – спрашиваю, – различно ли их содержание безотносительно, о себе? Правильно ли утверждение, что один термин (ипостась, πστασις) означает индивидуальное, тогда как другой (сущность, οσα) – общее?

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010