В мае 1828 г. еп. Игнатий (Семёнов) был переведен на новоучрежденную Олонецкую кафедру, вместе с ним в Петрозаводск выехал В., 2 апр. 1829 г. стал членом духовной консистории. 1 июля 1829 г. В. был рукоположен во иеромонаха, 7 сент. определен инспектором и учителем словесных наук и греч. языка в Олонецкую ДС. Близость его к еп. Игнатию вызвала «зависть и недоброжелательство», и 24 окт. 1833 г. В. был переведен на должность инспектора и учителя философии в Вятскую ДС; дважды он исполнял обязанности ректора Вятской ДС (15 янв. 1834 - 11 марта 1835 и 16 мая 1838 - 20 окт. 1840). 9 марта 1834 г. назначен настоятелем Верхочепецкого слободского Крестовоздвиженского мон-ря Вятской губ. с сохранением должности инспектора ДС. 15 июля 1834 г. возведен в сан архимандрита, 17 апр. следующего года стал членом Вятской духовной консистории. 13 нояб. 1836 г. В. определено быть инспектором Астраханской ДС, но этот перевод по каким-то причинам не состоялся. 6 окт. 1837 г. В. получил благословение Синода за пожертвование в пользу Верхочепецкого мон-ря, 14 сент. 1840 г.- за усердное прохождение должностей по Вятской ДС. 30 сент. 1840 г. назначен ректором Иркутской ДС и настоятелем Вознесенского мон-ря, 5 февр. следующего года - членом духовной консистории. При В. велось строительство нового здания ДС. В 1843 г., переходя Ангару, В. провалился под лед, после чего заболел воспалением легких и ревматизмом. 19 дек. по состоянию здоровья был уволен со службы в уч-ще. 14 апр. 1844 г. перемещен настоятелем в нижегородский Макариев Желтоводский мон-рь, 31 янв. 1852 г.- в Кириллов Белозерский мон-рь. Состоял членом кирилловского духовного правления (с 30 июля 1852), цензором проповедей по городу (с 27 окт. 1853), благочинным церквей города (с 22 июня 1854), членом комиссии по составлению описи б-ки и древнего архива Кирилло-Белозерского мон-ря (с 15 окт. 1854). 28 марта 1857 г. определен в Юрьев новгородский мон-рь с назначением членом консистории, с апр.- благочинный новгородских монастырей, с нояб.- член новгородского епархиального попечительства о бедных духовного звания и директор попечительного об-ва о тюрьмах. Еще будучи настоятелем Кирилло-Белозерского монастыря, подавал прошения об уходе на покой.

http://pravenc.ru/text/154185.html

Слободской. Крестовоздвиженский монастырь. Сортировка: Карта и ближайшие объекты Слободской Крестовоздвиженский Богоявленский монастырь   Слободской Крестовоздвиженский монастырь больше не существует. Часть монастырской стены, ворота, фундаменты церквей - все, что от него осталось. Разрушен прекрасный архитектурный ансамбль, существовавший в Слободском. Многие исторические здания города еще можно вернуть - монастырь потерян безвозвратно, он никогда не будет восстановлен. Стоит ли возвращаться к истории того, чего больше нет? Видимо, стоит, потому, что монастырь этот являлся частью истории России, его основал выдающийся деятель русской церкви преподобный Трифон Вятский. Русские монастыри в XVI - XVIII вв. были центрами культурной и хозяйственной жизни, особенно важную роль играли они на окраинных землях русского государства, населенных языческими племенами, которые, благодаря монастырям, приобщались к христианской цивилизации. Русские, жившие на Вятке, попадали под влияние местных обычаев, поэтому монастыри были здесь своеобразной духовной уздой, объединяющей Россию. Хорошо известна начальная история монастыря, описанная С. Васильевым, А. Вештомовым, иеромонахом Стефаном. В 1580 году Трифон встретил в Кае слобожанина Ивана Витязева, который пожаловался на падение нравов в Вятской земле, на духовную неустроенность. Слобожане уже срубили церковь для будущего монастыря, Иван Грозный отвел под него земли, но освятить будущий монастырь было некому. В 1580 году Трифон прибыл в Слободской, но первый вятский монастырь решили основать в главном городе наместничества - Хлынове. Успенский Хлыновский монастырь был основан в том же 1580 году, первую его церковь перевезли из Слободского по Вятке - ту самую, которую построили слобожане для своего монастыря, но потом решили пожаловать первому общевятскому монастырю. В 1588 году слобожане сами обратились к патриарху Иову с просьбой о создании своей обители, - Успенский монастырь был слишком далеко, и вступительный вклад в него назначили высокий, желающим уйти от мира слобожанам он был не по карману. В то же год пришла благословенная грамота, по которой строителем монастыря назначался иеромонах Иосиф из Казани. Поставили Богоявленскую церковь. Трифон с учеником своим Досифеем отправился собирать подаяние на монастырь в Сольвычегодск. Вернувшись в Слободской, Трифон освятил Богоявленскую церковь и развернул строительство монастыря, поставили ограду, келии, ворота, а над воротами - церковь Архистратига Михаила (1610 год). Настоятелем монастыря стал иеромонах Досифей. Все постройки монастыря были деревянные, до наших дней сохранилась только надвратная церковь Михаила Архангела. Обители Трифона скоро получили значение святынь для всего Вятского края.

http://sobory.ru/article/?object=03203

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1 Трифонов Успенский, в Вятке, основан в 1580 г.; ныне второклассный. [VI, 437.] Архимандриты Св. Трифон , основатель, с 1580. Оставил настоятельство после 1602 г. В последнее время был «архимандрит,» а до того именовался «строитель» и «игумен», † 8 окт. 1612. Святой с 1684. Иона Мамин , 1602–1630. Герасим перев. из Чердынского Богословского в 1631, по 1633; перев. в Новгородский Юрьев. Иосиф , в 1633 и 34. Герасим опять определён 13 апр. 1635; упом. 1636, 37. Александр , 1643–50. Иоаким , 1650–53. Моисей , 1654, в дек. (sic) 1657. Сергий , в мар. 1659–72. Иов , в окт. 1673. Иоиль , 1676–79. Александр , 1679–1711. Парфений , 1713–21. Иоиль . с 1721. Пафнутий † около 1738. ? Лаврентий , 1738. Павел , 1739 и 40. Даниил , 1741–43. Иоасаф Потемкин перев. из Велико-Богословского, 1745–48. Никон , 1754 и 55, уволен (без места член консистории до 1759). Давид перев. из Верхочепецкого? 1755–64, перев. в Богоявленский. Софоний Македонский 1764 перев. из Богоявленского Слободского и † 25 июня. Андрей , 1764–72. Поликарп Павловский в 1772 перев. из Смоленского Троицкого, а 28 авг. 1774 – в Вяжицкий. Транквиллин 27 авг. 1774 перев. из Троицкой Печерской пустыни; † 1776. Кирилл , в 1777–96. Лаврентий Далматов 7 июня 1800 перев. в Курский Знаменский. Мисаил , 1800–17, перев. Устюжский Архангельский. Иустин 1817 перев. из Устюжского Архангельского; до 1824. Феофилакт , 1825–29. Иероним , 1829–35. Никодим , 1835–42. Амвросий , 1842–69. Указом 23 янв. 1868 велено управлять викариям. 2 Богоявленский, а с 1775 Крестовоздвиженский, близ города Слободского, основан около 1600 г.; в 1769 соединён с ним Верхочепецкий; ныне 3-го класса. [III, 407,533.] Строители Иоасаф , основатель, около 1600. Антоний , 1607. Иоасаф , 1615. Иона (игум.) 3 дек. 1632. Дионисий , 1636–42. Иов , 1645. Киприан , 1646, 47, 61–63. Иоасаф , 1667–69. Игумены Киприан , 1670–77. Иоиль , 1684. Иосиф , 1687–1705. Иларион , 1710. Парфений , 1711–13. Викентий , 1714. Архимандриты

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Харьков. Покровский мужской монастырь. Церковь Озерянской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Сей храм является одним из старейших сооружений в Харькове и только лишь уцелел из-за строительства в 50-х годах XVII столетия пограничной крепости, с которой начинался город. Воздвигнут храм в 1689 году, но имена основателей неизвестны. В основании храма находится подклеть, окруженный открытой аркадой. В подклете расположены однопрестольные два теплых храма: Крестовоздвиженский высотой В 6 метров перекрытый крестовыми сводами и другой – во имя трех святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова. На верхнем этаже возвышается однопрестольная летняя церковь в честь Покровы Пресвятой Богородицы. В подвале под храмом устроена усыпальница, в которой хоронили представителей местной знати. Колокольня, возведенная одновременно с церковью, была первоначально связана галереей (большим коридором). В плане колокольня восьмиугольная, по высоте четырехъярусная с подвалом. Своим видом она напоминает оборонную башню. В 1709 году по указанию российского императора Петра I, посетившего Харьков, крепость была расширена в северном направлении, и Свято-Покровский храм оказался внутри ее территории. Окружавший до этого земельный участок церковь принадлежал изюмскому и харьковскому полковнику Феодору Шидловскому. На участке находилось несколько небольших деревянных жилых и хозяйственных построек и было начато недалеко от храма строительство большого двухэтажного каменного дома с подвалом. В 1709 году владение домом перешло к назначенному харьковским полковником Лаврентию Шидловскому (племяннику Ф. Шидловского), а участок с садом и находящимися к ним строения был отдан князю Кантемиру. В 1726 году по инициативе епископа Белгородского Епифания (Тихорского) и генерал-губернатора Слободской Украины князя М.М. Голицына был создан Свято-Покровский мужской училищный монастырь с Славяно-греко-латинской школой, позже преобразованный в Харьковский Коллегиум. Последний был крупнейшим центром просвещения Слободской Украины до начала XIX века. Свято-Покровская церковь при этом в 1729 году стала монастырской и коллегиумской. В начале ее отремонтировали, украсили внутри, а затем снабдили церковной утварью. В 1732 году на колокольне поместили колокол весом 1,6 тонны. 

http://sobory.ru/article/?object=04013

Христофор, епископ Вятский и Слободской (Эммауский Фёдор Максимович) Родился в 1795 году в селе Эммаус Тверской губернии в семье священника. В 1804 году, по смерти отца, был отправлен в Тверскую духовную семинарию. В 1813 году учитель Тверской духовной семинарии иеромонах Амвросий (Орнатский) , принимавший живое участие в судьбе сироты Фёдора, будучи переведён в Новгородскую духовную семинарию, взял его с собой и содержал в семинарии на свой счёт. В 1815 году архимандрит Филарет (Дроздов ; † 1867, память 19 ноября/2 декабря), ректор Санкт-Петербургской духовной академии, ревизовал Новгородскую духовную семинарию и по ревизии избрал Фёдора Эммаусского, как одного из лучших воспитанников, в число студентов, предназначавшихся к поступлению в Санкт-Петербургскую академию. Во время обучения в академии (с 1815 по 1819 годы) находился под непосредственным руководством архимандрита Филарета (Дроздова) и знаменитого гебраиста Г.П. Павского († 1863). 9 августа 1819 года окончил академию со степенью кандидата богословия. 15 августа 1819 года назначен на должность учителя гражданской истории и французского языка в Киевскую духовную семинарию. 12 октября 1824 года перемещён в Орловскую духовную семинарию. В августе 1825 года рукоположен во священника к Георгиевской церкви в городе Волхове. В 1826 году определён присутствующим Волховского духовного правления. 29 июля 1828 года возведён в сан протоиерея и назначен благочинным. В 1831 году переведён в город Орёл к Крестовоздвиженской церкви. С 21 сентября 1833 года – смотритель Орловских уездных и приходских училищ. 9 декабря 1833 года пострижен в монашество. 9 октября 1834 года определён присутствующим Орловской духовной консистории. 28 октября 1834 года возведён в сан архимандрита и определён настоятелем Волховского Оптина Троицкого монастыря. В 1835 году уволен от училищной должности. 23 марта 1836 года назначен настоятелем Трубчевского Спасского Чолнского монастыря и продолжал управлять Волховским монастырем (из-за недостатка настоятелей).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Алексий, архиепископ Сарапульский и Елабужский [Кузнецов] Николай Николаевич – богослов, церковный деятель. Родился в семье священника Санкт-Петербургской епархии. Учился в Александровском лицее, в Александро-Невском духовном училище и в Санкт-Петербургской духовной семинарии. В 1902 г. окончил Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия за сочинение «Нравственный смысл юродства и столпничества», переработанного впоследствии в магистерскую диссертацию. В 1902 г. назначен помощником инспектора Иркутской духовной семинарии; в 1903 г. – преподавателем русского языка Устюжского духовного училища; в 1904 г. – помощником смотрителя Белозерского духовного училища. Вскоре пострижен в мантию, рукоположен во иеромонаха. В сентябре 1904 г. назначен преподавателем гомилетики Новгородской духовной семинарии; в июле 1906 г. – преподавателем гомилетики Ярославской духовной семинарии. Участвовал в политической полемике с деятелями Союза русского народа в местной ярославской прессе, за что в 1907 г. определением Святейшего Синода был освобожден от духовно-учебной службы как «оказывающий крайне вредное влияние в политическом отношении». Недолго служил в Урмийской миссии (Иран). В 1909 г. Алексий назначен преподавателем обличительного богословия, истории и обличения старообрядчества и сектантства Томской духовной семинарии; с июля 1911 г. – смотрителем Лысковского духовного училища В 1913 – 1914 гг. исполнял обязанности смотрителя Коломенского духовного училища; в 1916 г. назначен инспектором Вифанской духовной семинарии, в том же году возвращен настоятелем коломенского Богоявленского монастыря. В 1913 г. представил в Санкт-Петербургскую духовную академию на соискание степени магистра богословия сочинение «Юродство и столпничество: Религиозно-психологическое исследование», удостоенное искомой степени по отзывам профессоров А А. Бронзова и Н. И. Сагарды. В декабре 1916 г. хиротонисан во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. С 20 марта 1917 г. – епископ Сарапульский, викарий Вятской епархии, епископ Слободской, викарий Вятской епархии и настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря. С 1919 г. – епископ Сарапульский и Елабужский. В декабре 1931 г. назначен временно управляющим Свердловской епархией. В феврале 1932 г. арестован и приговорен к 3 годам заключения в концлагерь, которые отбывал на строительстве Беломоро-Балтийского канала. С ноября 1933 г. занимал Пензенскую кафедру, а с марта 1934 г. – Тобольскую. В 1935 г. назначен архиепископом Сарапульским и Елабужским. Расстрелян по приговору тройки НКВД Удмуртской АССР от 15 ноября 1938 г.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=164...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФАНАСИЙ (ДРОЗДОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архиеп. Афанасий (Дроздов) Афанасий (Дроздов) ( 1800 - 1876 ), архиепископ б. Астраханский и Енотаевский В миру Дроздов Александр Васильевич, родился в 1800 году в с. Умриненково (Умриненки) Белевского уезда Тульской губернии в семье священника. Племянник свт. Филарета (Дроздова) . По окончании Белевского духовного училища и Тульской духовной семинарии поступил в Московскую духовную академию . 6 декабря 1823 года пострижен в монашество с наречением имени Афанасий. Постриг был совершен в Троице-Сергиевой лавре . 18 декабря того же года рукоположен в сан иеродиакона . 20 октября 1824 года окончил курс академии со степенью магистра богословия и оставлен при академии бакалавром по классу Свящ. Писания. 21 ноября того же года рукоположен во иеромонаха . В 1828 году, ревизуя Костромскую семинарию, о. Афанасий обратил внимание на выдающиеся способности А. В. Горского и взял его с собой в Лавру, где юноша, не окончивший семинарского курса, поступил в Московскую духовную академию. 23 августа 1828 года назначен ректором Пензенской духовной семинарии и возведен в сан игумена . С 16 сентября 1828 года - настоятель Слободского Крестовоздвиженского монастыря в сане архимандрита . С 17 июля 1829 года - ректор Костромской духовной семинарии При его назначении Филарет (Дроздов) писал Костромскому епископу о своем племяннике: " ...Примите сего Афанасия; он показал себя добродетельным и довольно сведущим в науках. Но по молодости пылок и нуждается в усмирении и в увещевании смотря по нужде... " . С 27 июля того же года - настоятель Костромского Богоявленского монастыря . В 1836 году был вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения, в столице по поручению Синода занимался переводом Кормчей книги . В декабре 1837 года утвержден ректором Рязанской духовной семинарии и настоятелем Рязанского Преображенского монастыря .

http://drevo-info.ru/articles/13676611.h...

Дойдя до Саровской пустыни, Симеон остался там и прожил там пять месяцев, был на послушании в кухне и ходил на клирос, для исполнения обязанностей канонарха, так как обладал звучным, приятным тенором. Из Саровской пустыни он направился в Киев, зашел по пути в Глинскую пустынь и наконец добрался до Афона. Там он провел зиму в келье Сретения Господня. Возвращаясь с Афона, Симеон направился в Таврическую губернию к своему родственнику и, оставшись там, пробыл у него целый год, обучая детей. Оттуда Симеон перешел в новооткрытые скиты в Таврических горах и там, томимый, в течение двух лет, перемежающейся через два дня лихорадкой, едва не умер и с трудом мог прийти домой. Из прежней своей пещерной кельи он перешел в другую деревянную, выстроенную им уже на земле. Это было в 1862 году. Он не мог зарабатывать себе кусок хлеба не чем иным, как только одним уменьем – поучить детей из ближних деревень грамоте. Отказавшись от мира и возлюбив пустынную жизнь, Симеон, тем не менее, любил всех людей и помогал им чем мог, преимущественно своей молитвой; особенно же любил он Боговенчанного Самодержца земли Русской и всегда молился за него весьма усердно. В 1866 году, в ночь на 4 апреля, он не спал, молился, произнося непрестанно: «Господи, спаси царя». И уже после узнал, что 4 апреля было покушение на жизнь императора Александра Николаевича, но Господь, по Своей милости, спас драгоценную жизнь Государя. В 1870 году Симеон путешествовал в Иерусалим для поклонения гробу Господню и другим святым местам Палестины и оттуда вторично посетил святую Афонскую гору и жил там некоторое время. Но жить долго на Афоне он не мог, его влекло на родину, и отец Иероним, духовник Пантелеимонова монастыря, который любил Симеона за его доброту душевную и откровенность, благословил его, говоря: «Такова воля Божия, чтобы ты жил на своей родине, гряди с миром Божиим». Вернувшись домой, Симеон снова стал заниматься с детьми. В 1877 году, 23 февраля, на сорок седьмом году от роду, Симеон Петрович пострижен в монашество с именем Стефан. Через день его посвятили во иеродиакона, а на третий день рукоположили во иеромонаха. По слабости здоровья Стефан не мог долго служить, и через семь месяцев он был отпущен на покой от службы в Слободском Крестовоздвиженском монастыре, и начал жить в той же пустыньке, где прежде жил.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Екатеринославская епархия Екатеринославская епархия I. Исторический очерк . – Епархия учреждена 9 сентября 1775 г. в составе новооткрытых тогда губерний Новороссийской и Азовской, именовалась Славянскою и Херсонскою, кафедра была в Полтаве; в 1783 г., с присоединением Крыма, переименована в Екатеринославскую и Херсонско-Таврическую; в 1798 г. кафедра перенесена в Новомиргород и епархия наименована Новороссийскою и Днепровскою в 1803 г. переименована в Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую, кафедра перенесена в Екатеринослав; наконец, по выделении херсонской епархии, 9 мая 1837 года наименована Екатеринославскою и Таганрогскою. В первое время епархия обнимала собою огромное пространство земли. В 1795 г. от нее значительная часть отошла в новую епархию Подольскую и Брацлавскую, в 1799 г. – Слободско-украинскую (Харьковскую) епархию, в 1803 г. – в Полтавскую, в 1813 г. – в Кишиневскую. Первым архиереем был 1) Евгений (Булгарис), греко-болгарского происхождения, получивший образование в Падуанском университете; в сане иеродиакона был катехизатором греческой церкви в Венеции, ректором Янинской гимназии, затем ректором школ на Афоне, потом ректором патриаршей гимназии в Константинополе, с 1763 г. путешествовал по Европе с научными целями, в 1771 г. прибыл в Россию и 1 октября 1775 г., в Николаевском греческом монастыре в Москве, в присутствии Екатерины II, хиротонисан в архиепископа Славянской епархии. 5 мая 1779 г., «по любви к уединенно и научным занятиям», вышел на покой в Александро-Невскую лавру, где и скончался 27 мая 1807 г., на 91 году жизни («Странник» 1867 г. VII). За ним следовали преосвященные: 2) Никифор (Феотоки), архиепископ, 6 августа 1779 г. хиротонисан в Преображенском соборе в Петербурге в присутствии государыни, 28 ноября 1786 г. перемещен в Астрахань (см. очерк Астраханской епархии). 3) Амвросий (Серебренников); по окончании курса Московской славяно-греко-латинской академии был учителем и префектом ее, с 1782 г. – ректором Новгородской семинарии, в 1784 г. хиротонисан во епископа Олонецкого, 28 ноября 1786 г. назначен архиепископом Екатеринославским; 22 декабря 1789 г. получил звание местоблюстителя Молдовлахийской экзархии, в 1790 г. назначен членом Св. Синода, по случаю турецкой войны оставил епархию, в 1792 г. вернулся в Полтаву, где в 1792 г. и скончался, погребен в Крестовоздвиженском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ Фомич Сиков (1873, Вятская губ.- 27.06.1918, пос. Невьянский Завод, ныне г. Невьянск Свердловской обл.), сщмч. (пам. 14 июня и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. Из крестьянской семьи. Окончил полугодичный курс вятской центральной противораскольнической миссионерской муж. школы, предназначенной для обучения взрослых (от 25 до 35 лет) грамотных крестьян, получивших начальное образование или самостоятельно овладевших грамотой. С 1907 г. служил псаломщиком. Был рукоположен Вятским и Слободским еп. Филаретом (Никольским) во диакона. 9 сент. 1912 г. назначен на вакансию псаломщика в Иоакинфовскую ц. при поселке Висимо-Уткинского завода Верхотурского у. Пермской губ. 24 марта 1914 г. И. определен священником в Знаменскую ц. при поселке Верхнетагильского завода (ныне г. В. Тагил). 3 апр. того же года в Крестовоздвиженской ц. архиерейского дома Екатеринбургским и Ирбитским еп. Серафимом (Голубятниковым) рукоположен во иерея. И. наставлял и окормлял прихожан и паломников, которых в праздничные дни собиралось более 300 чел. В храме находилась издревле чтимая чудотворная икона Божией Матери «Знамение», именуемая также «Новгородская». В поселке проживало большое количество старообрядцев, чтивших чудотворную икону Божией Матери. К приезду И. в местной церковноприходской школе по причине плохой подготовки учащихся не проводили выпускных экзаменов, из-за отсутствия казенного ассигнования все учителя трудились бесплатно. И. был вынужден закрыть школу. Еп. Серафим объяснил И. важность работы церковноприходской школы в населенном старообрядцами поселке и упрекнул его в недостаточности принятых мер к ее сохранению. Объяснив причины, по к-рым школа была закрыта, И., возможно, удалось привлечь дополнительные средства к возобновлению деятельности церковноприходской школы. 27 нояб. 1914 г. за богослужением в Знаменском храме еп. Серафим в слове к прихожанам указал лишь на один недостаток - отсутствие своего хора (на архиерейской службе в храме пели приглашенные певчие), «впрочем у вас этот недостаток искупается усердием, с каким вы прославляете Божию Матерь» (Екатеринбургские ЕВ. 1914. 49. Отд. неофиц. С. 1096).

http://pravenc.ru/text/578425.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010