В день прославления иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша» митрополит Горловский и Славянский Митрофан совершил Божественную литургию в храме в честь этого образа в городе Шахтёрск. По окончании литургии владыка обратился к собравшимся с архипастырским словом. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа! Христос воскресе! Сегодня мы молимся перед чудесным образом Матери Божией. Нам это необходимо и важно. Одна из проблем, с которой мы живём – это духовная слепота, которая не даёт нам увидеть ни себя самих, ни Бога. Мы не всегда видим самих себя, какие мы есть, и Бога не всегда видим и понимаем Таким, Какой Он есть. Эта слепота связана с грехом, с нравственной стороной человеческой жизни. Сын Божий пришёл в мир, стал человеком для того, чтобы открыть нам глаза, но люди, которые рядом с Ним находились и слышали Его слово, иногда так и оставались слепы. Не всегда даже присутствие Божие рядом с человеком помогает ему прозреть. Не всегда, даже находясь рядом с Самим Христом, слепой становится зрячим. Не все слепые прозрели и не все, кто слышал слово Христово, потом изменились, потому что это слово осталось в их сердце. Духовная слепота – это проблема. Бог пришёл в мир не для того, чтобы нас судить и наказывать. Он никому Себя не навязывает, никого не заставляет насильно следовать за Собой. Точно так же Он и не прячется от тех, кто Его ищет, не отвергает тех, кто к Нему идёт, и не отворачивается от тех, кто к Нему обращается и за Ним хочет следовать. Но что делать в той ситуации, когда грех ослепил человека, когда человек из-за этого греха перестаёт видеть и понимать, что с ним происходит? Это болезнь, это несчастье. Духовная слепота, когда человек не хочет следовать за Христом, когда он не хочет слышать и видеть Христа – это препятствие, которое мешает нашей встрече с Богом. Бог не может для человека сделать то, чего сам человек не хочет, чтобы с ним сделал Бог. Так происходит с человеком, когда он одержим, например, недугом пьянства. Всем вокруг очевидно, что он болен. Семья разрушается, таланты, способности теряются, здоровье разрушается, ничего хорошего нет. Это очевидно всем, кроме самого человека, который этим недугом страдает. Он говорит, что у него всё хорошо.

http://pravoslavie.ru/103647.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Духовная слепота и большевизм наших дней Актуальное слово архиепископа Аверкия (Таушева) в Рождество Христово 1957 года 19.01.2023 2472 Время на чтение 20 минут Фото: Из интернет-источников От редакции : Николай Каклюгин прислал в редакцию проповедь известного архиерея Русской Зарубежной Церкви Аверкия (Таушева) со своим вступлением. Прислал в качестве отклика на мою статью «Смиряемся: нам долго ещё придётся жить с Лениным, Артёмом, Дзержинским». Как понятно из вступительной статьи Николай Владимирович оппонирует мне, занимает позицию борьбы с «православными сталинистами» и т.п. Тем не менее, я посчитал уместным опубликовать этот текст, и не только из-за свойственной мне терпимости к мнению моих оппонентов. На мой взгляд, проповедь владыки Аверкия, как раз подтверждает мою позицию, чего не понял Н.Каклюгин. Во-первых, владыка обращается к русской эмиграции, у которой он видит заражение большевизмом, а вовсе не только к советским людям. Во-вторых, он призывает не идеализировать дореволюционную Россию, чем сплошь и рядом занимаются «православные антисоветчики», с которыми я полемизирую, в том числе и по этому вопросу. В-третьих, владыка недвусмысленно говорит, что «большевизм это – духовная зараза, которой начало болеть наше русское общество еще задолго до революции 1917», о чём и я постоянно пишу. И, наконец, в-четвёртых, и это самое главное, владыка Аверкий с тревогой пишет, что «большевизм уже повсюду торжествует свою духовную победу – далеко за пределами СССР – и в других странах и в рядах самой нашей русской эмиграции, будто бы борющейся с ним». Под большевизмом он явно понимает то богоборчество, которое полностью захватило сейчас Запад, т.е. современная содомизация, сатанизм Запада – это и есть, если продолжить мысль Владыки, современный большевизм. Вот с этим большевизмом и нужно бороться, а вовсе не с «красными патриотами», памятниками Ленину, Мавзолеем, к чему нас зовут «православные антисоветчики». Так что мне остаётся поблагодарить Николая Каклюгина за то, что он нашёл публикацию столпа русской церковной эмиграции архиепископа Аверкия (Таушева), который полностью подтверждает мои мысли. Гл. редактор Русской народной линии Анатолий Дмитриевич Степанов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/19/du...

Дневник 1860–1861 гг. 1861 г. Пироги – враги. Верно. Слово преосвященного Филарета в Неделю 4-ю Великого поста о посте 1 . Заметь чрезвычайную поучительность слова! Пресвятую Богородицу со всеми святыми помянувше, сами себе, и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим. Для чего помянувши Пресвятую Богородицу со всеми святыми? – Для того, чтобы мы тверже предались Господу: они предали себя Господу (се, Раба Господня [ Лк. 1, 38 ], говорила Дева Ангелу) и спаслись; предадим себя мы – и спасемся. Еще для того, чтобы напомнить всем, что они молятся все за нас и сильно содействуют своими богоугодными молитвами нашему спасению, только бы сами не ленились. Да не лениви будем, душами... ослабляеми [ Евр. 12, 3 ]. Крупицы от трапезы Господней. Сам недостойно пользуясь бесчисленными дарами Господними – духовными и вещественными, по крайней мере с веселием сердца, а не с печалью принимай туне 2 ядущих хлебы твоя, и сие будет вменено Владыкою в очищение грехов твоих, в явление правды Божией над тобою. Не по праву, думаешь, ест брат твой хлеб твой, – а ты по праву ли ешь хлеб Божий? Ах! Если судить по правде, то никто из нас по праву не пользуется Божьими дарами, а только по милости, единственно по милости. О, самолюбие наше! О, слепота наша! Во оце 3 брата видим всегда один сучец, когда дело касается нашей собственности, а у себя не видим и целого бревна. Брат не стоит, по нашему мнению, и того, и другого, и третьего, а сами всего стоим. Такие, подумаешь, мы великие, совершенные, многодельные, многополезные члены Церкви и общества; в самом же деле – грешнейшие всех, ничтожнейшие, ленивые, бесполезные члены! О, гордость! Гордость! Гордость! О, слепота самолюбия! Считай себя недостойным всех даров Божиих – и сочтешь ближнего всегда достойным даров Божиих, данных тебе! До сих ли пор ты не считаешь все земное суетою? Доселе ли не научился надеяться на единого Господа, по Писанию: всяким словом, исходящим из уст Божиих, жив будет человек [ Мф. 4, 4 ]? Доселе ли сердце твое прильпе 4 к земным стяжаниям и к тленной яди? 5

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Митрополит Владимир усиливал церковную борьбу с сектами, с гнездившимися особенно в Москве. Когда баптисты на Всемирном Конгрессе в Филадельфии в 1911 году с участием 32-х делегатов и от русских баптистов постановили немедленно открыть самую беспощадную борьбу в России против Православной Церкви,  сражаться против военной и церковной систем  в России, порвать их и приготовить для огня , когда на осуществление этого плана русские баптисты получили, главным образом от англо-американцев, огромные деньги и тотчас после конгресса устроили в Москве в сентябре 1911 г. свой " Всероссийский съезд " , чрез который повели самую широкую пропаганду своих замыслов, митрополит Владимир решительно восстал против такого покушения на Церковь Православную. Но опекавший баптистов П. Столыпин не дремал… Срочно от Столыпина прикатили в Москву на казенный счет чиновники Департамента духовных дел при Министерстве внутренних дел и приняли под свою усиленную защиту баптистский съезд. Прикатил в Москву и сам директор Департамента духовных дел Харузин 1 с целью " нажать " на митрополита Владимира… Этот " нажим " происходил в моем присутствии в покоях митрополита Владимира, куда я срочно был вызван для " объяснений " … Не забуду я этой сцены, когда Харузин высокопарно именем Столыпина " отчитывал " митрополита Владимира, а последний, выслушав Харузина, в свою очередь предложил ему такую " духовную баню " , от которой Харузин не знал, куда и деваться.  Нет уж , - заканчивал свою речь митрополит Владимир, -  оставьте меня по своему разумению блюсти вверенное мне Христом стадо; я сам знаю, что это за лютые волки в овечьей шкуре нагрянули с Американского Конгресса в Москву. Меня не только удивляет, а глубоко опечаливает ваша правящая слепота и, скажу больше, - ваша намеренная слепота насчет этих врагов Церкви и Родины. Вы все там в Петербурге потонули в разных компромиссах, за ними вы не видите России, вы гибель ей несете… А я не хочу этого; я хочу умереть с чистой совестью пред Христом и Родиной. Мне с вами идти не по дороге… Бог вам Судья !… И митрополит Владимир на прощание, прослезившись, перекрестил Харузина.-  Упрямый старик ,- сказал после этой " духовной бани " Харузин о митрополите Владимире и из покоев Святителя отправился с авансами разных благ к вождю баптистов на съезде Голяеву 2 . Что говорил Харузин Голяеву, - об этом сам Голяев поведал баптистам на том же съезде:  В лице директора Департамента духовных дел Харузина правительство заявило, что не хочет стеснять нас !… Однако, если не " правительство " , то православный народ в Москве дал такой мощный отпор баптистам, что те вынуждены были поскорее закрыть съезд и выехать из Москвы.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3470...

     Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие братья и сестры, сегодня в Евангелии мы слышали об исцелении двух слепых в Капернауме. Они следовали за Господом и (взывали) кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! Господь не сразу исцелил их. И они, будучи слепы, но не ослабевая в своей решимости, еще какое-то время следовали за Ним, прежде чем были исцелены. Когда же Господь некоторое время спустя пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» То есть исцелить их. Они говорят Ему: «Ей, Господи!» Тогда Он коснулся глаз их и сказал: «По вере вашей да будет вам». И открылись глаза их. Святые видят в образе слепых наши души, когда они живут вне исполнения заповедей Божиих. В этом случае, хотя человек много знает и непрестанно бывает в беспокойстве о многих делах и заботах, но совершенно не видит своего состояния, нечувствителен ко всему духовному, бездействен и беспечен в отношении к делам Божиим и к делу своего спасения. Он не чувствует и опасности своего положения, ему и на мысль не приходит, что нужно в чем-то изменяться и искать спасения. Он в полной, ничем не нарушаемой уверенности, что живет в правильных порядках, что и нечего желать, что так всему и необходимо оставаться, как оно есть. Такое ослепление происходит в душе человека от невнимания к себе: человек не знает себя потому, что никогда не входил в себя и не думал о себе и своем нравственном, духовном состоянии. Большею частью ослепление поддерживается некоторыми сложившимися мнениями, убеждениями относительно себя. По словам святых, «человек сам по себе составляет некоторую сеть помышлений, [постоянно] закрывающих его от себя самого». Пусть эти помышления – только самые легкие предположения, но уму порой некогда с отчетливостью разобрать их; когда их правоту и истину в силу сложившихся, порой греховных, страстных привычек подтверждает сердце. Так, преподобный Паисий приучал людей обращать особое внимание на мысли, которыми они себя окружают, говоря, что очень многое в жизни зависит от той мысли, которой человек руководствуется, показывая, насколько искаженной становится жизнь тех, кто окружил себя недобрыми мыслями. При этом недобрые мысли – недовольства, обиженности, обделенности, подавленности, превозношения, заносчивости – одолевают, «душат», ослепляют человека. «Самая тяжелая болезнь нашей эпохи – это суетные [недобрые] помыслы мирских людей».

http://pravoslavie.ru/114407.html

Легойда Владимир: диалоги с детьми Непустое время или диалоги с Лизой, Аней и Ромой. 7 — 5 — 3. Такой у них сейчас возраст: у Лизы, Ани и Ромы. Ежедневно они нас радуют, печалят, смешат-веселят и огорчают, вдохновляют и пугают. Иногда пугающе вдохновляют. Такая жизнь. И часть ее сегодня предлагаю вам. Заголовки мои. Правда жизни — детская. Без цензуры. Автор: ЛЕГОЙДА Владимир. Церковный и общественный деятель, журналист, педагог, специалист в области культурологии, политологии и религиоведения, кандидат политических наук, профессор кафедры международной журналистики, профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (У) МИД России, главный редактор журнала «Фома», председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата (первый в истории Русской Православной Церкви мирянин, назначенный на этот пост). 7 — 5 — 3. Такой у них сейчас возраст: у Лизы, Ани и Ромы. Ежедневно они нас радуют, печалят, смешат-веселят и огорчают, вдохновляют и пугают. Иногда пугающе вдохновляют. Такая жизнь. И часть ее сегодня предлагаю вам. Заголовки мои. Правда жизни — детская. Без цензуры.    О здравии   Лиза (в 3 года 8 мес) — на утренней молитве: Господи, спаси и помилуй папу, маму, бабушку, дедушку, Аню (сестру), Дусю (любимую куклу) и всех моих кукол. Аминь!   Про Красную шапочку   Лиза рассказывает сказку про Красную шапочку: …А Серый Волк все подслушал и решил всех съесть: и Красную шапочку, и бабушку… И колобка.   Устами младенца   Лиза: Бывает слепота телесная, а бывает духовная. Если ты ослеп только телесной слепотой, то можно спастись молитвой и делая добрые дела. Но если ты ослеп сразу духовной и телесной слепотой, то от телесной спастись уже нельзя, так как ты не можешь молиться. Аня: Лиза, папа не слепой! Лиза:  Да я не про папу… Я: А что же делать, если ослеп духовно и телесно? Лиза: А уже ничего не сделаешь: ты не можешь почитать Бога, ты начинаешь служить многим богам. Ты стал, как язычник. Я: Э-э-э, ясно, спасибо. Лиза: Ладно, папа, я пошла. Если что-то непонятно — ты меня зови.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

преподобный Иоанн Лествичник 3. О ДОБРОДЕТЕЛЯХ И СТРАСТЯХ, – И О БОРЬБЕ С ПОСЛЕДНИМИ – ВООБЩЕ 1. Рассуждение есть верное постижение воли Божией во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи; оно бывает только в чистых сердцем. 2. Кто низложил первые три из главных страстей (тщеславие, сребролюбие, чревоугодие), тот низложил вместе и пять последних (блуд, гнев, печаль, уныние, гордость); но кто нерадит о низложении первых, тот ни одной не победит. 3. Все брани бесовские происходят от трех главных причин: или от нерадения нашего, или от гордости, или от зависти дьявола. 4. Правилом во всех случаях да поставляем по Богу совесть нашу (просвещенную верою и заповедями Господними), и узнавши, откуда веют ветры, по ее указанию да распростираем и ветрила. 5. Во всех деяниях, коими стараемся мы угодить Богу, бесы выкапывают нам три ямы: во первых борются, чтобы воспрепятствовать нашему доброму делу: во вторых, когда они в сем первом покушении бывают побеждены, то стараются, чтобы сделанное было не по Богу; когда же и в сем умышлении не получают успеха, тогда уже, тихо подкравшись к душе нашей, ублажают нас, как живущих Богоугодно. – Первому искушению сопротивляется ревность (о спасении) и попечение о смерти; второму – повиновение и уничижение, а третьему – всегдашнее укорение себя самого. «Сие труд есть пред нами, дóндеже внидет во святилище наше огнь» оный Божий ( Пс. 78, 16 ). – Тогда уже не будет в нас насилия злых навыков; «ибо Бог наш есть огнь поедаяй» ( Евр. 12, 29 ) всякое разжжение и движение похоти, всякий злой навык, ожесточение и омрачение, внутреннее и внешнее, видимое и мысленное. 6. Когда бесы одолеют душу, и свет ума помрачат, тогда не будет более в нас, окаянных, ни трезвенного внимания, ни рассуждения, ни ведения, ни стыда, но место их заступят: жестокосердие, нечувствие, нерассуждение и слепота. 7. Окрадение души есть, когда мы почитаем за добро, в чем нет добра, – оно есть неприметное лишение богатства, есть неведомое пленение души. «Убиение» души есть умерщвление словесного ума, впадением в непотребные дела (страха Божия, совести и чувства духовного подавление смертными грехами). «Погибель» души есть впадение в отчаяние после совершения беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobrot...

Поучение в тридцать первую неделю. Объяснение таинственного значения евангельской повести Событию, о котором ныне поведало Евангелие, святые отцы дают таинственное истолкование. Они видят в слепце, привлекшем к себе внимание и милость Богочеловека усиленными просьбою и воплем, образ молящегося грешника, молящегося неотступно и с плачем, получающего при посредстве такой молитвы прощение грехов и обновление души Божественною благодатью 219 . Все мы – грешники; все крайне нуждаемся в Божией милости. Грешники! Рассмотрим со вниманием, каким образом грешник получает при посредстве молитвы милость Божию. Господь наш Иисус Христос, повествует Евангелие, выходил из города Иерихона. За ним следовали ученики Его и множество народа. На пути сидел слепец, просил у прохожих милостыню. Услышав шум многочисленной толпы, он полюбопытствовал о причине народного собрания. Ему отвечали, что шествует Иисус, что присутствием Его привлечено это многолюдство. Тогда слепец начал кричать громким голосом: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя». Те, которые шли впереди Господа, останавливали слепца, приказывая ему молчать; но он еще сильнее кричал: «Сыне Давидов, помилуй мя». Господь остановился, велел привести его к Себе. Слепого позвали. Он сбросил с себя верхнюю одежду и предстал пред Господом. Господь спросил его: «Чего ты хочешь от Меня?» Слепец отвечал: «Господи! Хочу, чтоб Ты даровал мне зрение». Господь сказал: «прозри: вера твоя спасе тя». Слепец прозрел немедленно и пошел вслед Иисуса, славя Бога ( Лк. 18:35–43 ; Мк. 10:46–52 ). В духовном отношении все грешники должны быть признаны слепыми: они точно – слепы. Их называет слепыми Священное Писание ( Мф. 15:14 ); самое дело доказывает слепоту их. Зрение грешников столько извращено и повреждено грехом, что оно со всею справедливостью должно быть признано и названо слепотою. Слепота эта – слепота духа. Слепота эта тем опаснее, что она наиболее признает и проповедует себя удовлетворительнейшим, превосходнейшим зрением. Не видит слепотствующий грешник ни Бога, ни вечности, ни себя, ни назначения, для которого создан человек, ни смерти, ожидающей его и всех человеков, неминуемой ни для него, ни для кого из человеков. Несчастный! Он действует из слепоты своей, действует для погубления себя, действует для одного суетного и временного, гоняется за одними призраками. И приходит забытая им смерть, срывает его с поприща деятельности его, представляет на суд Божий, о котором он никогда не думал, к которому он вовсе не приготовился. Началом возвращения к зрению для слепотствующего грешника служат сознание и исповедание слепоты, оставление деятельности, совершаемой под водительством этой слепоты.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

     Помню, когда я был еще юношей, один опытный священник сказал мне слова, которые я запомнил, наверное, на всю жизнь: «Если ты не научишься быть благодарным, то рискуешь всю оставшуюся жизнь прожить в придуманном, не настоящем мире». Оказывается, неблагодарное сердце лишает человека чувствительности к тому, что он получает, и, напротив, обостряет ощущение потери (пусть и ничтожной), когда таковая случается. Человек сам себя помещает в мир иллюзий. Облагодетельствованный со всех сторон, но не наученный оценивать благодеяния, человек превращается, по сути, в ту пушкинскую старуху, что в посылаемых ей подарках умудрялась увидеть для себя потерю! Жизненный опыт человека неизменно подтверждает, что «похмельем» подобного дурмана иллюзий непременно станет «разбитое корыто». Промысл Божий, изображенный у Пушкина золотой рыбкой, непременно лишит неблагодарного многих Своих даров, посылаемых через людей, и человек, если не одумается, будет обречен и далее жить в придуманном мире, во всех своих бедах и лишениях обвиняя ближнего. Что мы, в общем, и наблюдаем на каждом шагу. Если к таким последствиям неблагодарность приводит в нашей повседневной жизни, то в области духовной, относящейся к нашим взаимоотношениям с Творцом, она может привести к последствиям и вовсе необратимым для вечной жизни человека. Неблагодарность отнимает у него способность к прощению, а значит, лишает и самого человека возможности быть прощенным, что очень хорошо иллюстрирует притча Спасителя о немилосердном должнике (см.: Мф. 18: 23–35). Однако притча эта не только о неблагодарности. Она и о великой силе покаяния, и о смертоносной «тле» – жестокосердии, которое способно нейтрализовать эту силу. Духовный кредит А теперь обо всем по порядку. Даже при первом знакомстве с этим эпизодом бросаются в глаза не только неблагодарность, но и те духовные последствия, которые она порождает: дикая жадность, слепота и, по сути, безумие первого должника. Наиболее ярко это можно рассмотреть, если мы переведем этот случай в современный нам контекст.

http://pravoslavie.ru/115021.html

А.Г. Долженко Скачать epub pdf «Если же око твое будет худо...» В дальнейших Своих словах Спаситель, основываясь на противопоставлении, говорит о людях, чьё тело темно. Продолжая далее Свои поучения в Нагорной проповеди, Иисус Христос сказал: «Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» ( Матф.6:23 ). Как нужно понимать эти слова? В этих словах, как и в предыдущих двух фразах Спаситель мира, Иисус Христос, обращается к аллегории. В качестве примера такой аллегории Спаситель говорит о тьме, которая может окружать человека. Например ночью, или из за слепоты человека. И если духовное око человека омрачено эгоизмом, пристрастием к роскоши, богатству и другими грехами, и через это человек одержим слепотой души к Божественному учению (что выражено словами «око твое будет худо»), то тогда и тело этого человека «будет темно». То есть земная жизнь такого человека будет темной из за совершаемых человеком темных, неверных поступков. И если человек имеет худое духовное око – исповедует ложное философское учение, и под его влиянием совершает неверные, греховные поступки, то и тело его будет темно. Иными словами земная жизнь этого человека будет покрыта непроглядным мраком греха. Такой человек «во тьме ходит, и не знает, куда идет, потому что тьма ослепила ему глаза» ( 1Иоан.2:11 ). Эта духовная тьма ослепляла древних евреев и не давала им поверить в учение Мессии, Иисуса Христа, пришедшего спасти мир от греха. Непостоянство веры в Бога, колебание в уповании на Господа во время жизненных испытаний, говорит нам о том, что мы далеки от Бога и находимся во тьме духовной. Это выгодно злому духу, который искушениями и заблуждениями старается испортить око нашей веры, толкнуть нас в омут лжеучений, чтобы мы не смогли отличить истину от лжи и впали в грех. И если око веры будет испорчено, то есть «око твое будет худо», то мы не в состоянии будем видеть Бога и воспринимать Его Божественные истины. Испорченное духовное зрение не даст нам возможность увидеть опасность и выйти из мрака заблуждений. Слепота души характеризуется закрытостью сердца для Бога и Его учения и открытостью для греха.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/nagorna...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010