Не позднее сер. IV в. в память о чуде исцеления была построена церковь, называемая «Церковью Расслабленного» или «Церковью Овчей купели» (упом. впервые Петром Ивером в 451, затем Евтихием , Патриархом Александрийским, в 940). Недалеко от купели почиталось также место Рождества Пресв. Богородицы, где была построена церковь, соединенная с купелью. Обе церкви воспринимались паломниками как единый комплекс. Так, Пьяченцы Паломник (570) пишет: «Возвращаясь в город, мы подходим к купели... с пятью портиками, один из которых принадлежит базилике св. Марии» - вероятно, эта церковь была поставлена в портике церкви В. и они могли когда-то образовывать единый комплекс. Церкви были разрушены в эпоху мусульм. господства, но затем восстановлены крестоносцами, причем ц. прав. Анны (построенная вместо «базилики св. Марии»), поставленная к востоку от В., сохранилась до наст. времени (см. ст. Иерусалим , разд. «Церковь прав. Анны»). В «Деяниях франков» (1108) указано, что церковь стояла напротив остатков старой купели и портиков. Остатки В. археологически изучены недостаточно, прежде всего потому, что их раскопки начали очень рано (К. Шик, 1888), сразу после того, как участок В. оказался в руках франц. правительства. Опыта подобной работы еще не было ни у доминиканцев, руководивших ею, ни у др. исследователей. Доминиканцы Библейской и археологической французской школы в Иерусалиме вернулись к этой работе в 1957-1962 гг. под рук. Р. де Во , но также не довели ее до конца. Традиционно с Овчей купелью отождествляют руины у Овчих ворот (ворота св. Стефана), в сев.-вост. углу стены Иерусалима, немного к западу от ц. первомученика Стефана и рядом с ц. прав. Анны. Это было подтверждено находкой в 1866 г. в помещениях под основанием ц. прав. Анны древнего вотива - высеченной из мрамора ноги с греч. надписью-посвящением: «Помпея Луцилия вложила» ( Vincent L. -H. Jérusalem. P., 1926. T. 2: Jérusalem nouvelle. P. 694-695). Вклад, сделанный, вероятно, исцеленной паломницей во II в. по Р. Х., а также обнаружение др. вотивов II-III вв. и открытие подземных помещений того же времени (частью естественных, частью вырубленных в скале; работы Фан дер Флита, 1896) с малыми купальнями, каналами, остатками живописи (в т. ч. роспись сводчатой галереи в помпеянском «красном» стиле) и мозаики, указывают на то, что участок, занятый сейчас ц. прав. Анны и В., был местом святилища рим. эпохи, вероятно в честь Асклепия-Сараписа, с бассейном для омовений. Больные могли ожидать исцеления в ср. стое или при расположенных рядом небольших водоемах (их следы открыты в 60-х гг. XX в.). Первоначальное толкование Л. Венсаном этих остатков как следов древнейшей церкви ( Vincent. Jérusalem nouvelle. P. 717-718), затем застроенной языческим святилищем, в наст. время отвергнуто.

http://pravenc.ru/text/158882.html

Последнее большое гонение на христиан при имп. Диоклетиане в нач. IV в. началось именно с уничтожения христиан в армии ( Euseb. Hist. eccl. VIII 4). Одним из главных поводов к гонениям был отказ христиан от вменяемого всем гос. служащим Римской империи, в частности офицерам, участия в языческих жертвоприношениях. За этот отказ приняли мученический венец воины мч. Виктор (II в., пам. 11 нояб., пам. зап. 14 мая), Виктор, мч. Марсельский († ок. 290, пам. зап. 21 июля), великомученики Георгий Победоносец († 303, пам. 23 апр.) - один из самых почитаемых христ. святых, покровитель воинов, и Феодор Тирон († ок. 306, пам. 17 февр.), Александр Римский , мч. Дризипарский († нач. IV в., пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта), воины Фиванского легиона (нач. IV в.), мч. Варвар Воин († ок. 362, пам. 6 мая, пам. зап. 14 мая) и мн. др. Среди святых воинов первых веков христианства широко почитаются также мч. Андрей Стратилат († ок. 300, пам. 19 авг.), великомученики Димитрий Солунский († ок. 306, пам. 26 окт.), Феодор Стратилат († 319, пам. 8 февр., 8 июня) и Артемий Антиохийский († 362, пам. 20 окт.), мч. Иоанн Воин (IV в., пам. 30 июля) и др. Жития этих святых повествуют и об их незаурядных воинских подвигах, совершенных с помощью благодати Божией,- их христ. совести не противоречила В. с. в легионах языческих императоров Рима. Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Храм во имя апостолов Петра и Павла в пос. Прохоровка. 1995 г. Архит. Д.С. Соколов Участие христиан в гос., общественно-политической жизни, а следов., и в войнах в большей степени стало необходимо с провозглашением в нач. IV в. христианства гос. религией Римской империи. В этих условиях, по словам протопр. Иоанна Мейендорфа , «все учения о непротивлении насилию, будучи доведены до логического конца, обращаются лицемерием... Если человек не хочет никоим образом принимать участие в военном насилии, то он должен также отказаться и от уплаты налогов, и от участия в выборах. Единственной альтернативой общественному существованию может быть монашество, проповедующее полный уход из общества» (Введение в святоотеческое богословие.

http://pravenc.ru/text/155071.html

VII. В доказательство, что Русское Самодержавие может в более или менее отдаленном будущем рухнуть, ссылаются на конституционные попытки, которые делались у нас с конца XVI столетия, на конституционную агитацию времен Александра II и, вообще, на стремление к ограничению Царской власти, которое не раз обнаруживалось на Руси на деле или на словах. Попытки ограничение Царской власти доказывают непоколебимую устойчивость Русского Самодержавия. Ни одна из этих попыток не удалась, хотя некоторые из них и предпринимались, по-видимому, при самых благоприятных для них обстоятельствах, и даже при поддержке представителей верховной власти, или, по крайней мере, при отсутствии энергичного отпора с их стороны. Вспомним, например, 1730 год, или возведение на престол Василия Шуйского. Несмотря на то, что царь Василий и Анна Иоанновна без всякого сопротивления дали те гарантии, которых от них требовали, эти гарантии были вслед затем быстро устранены и не оставили после себя никаких следов. А между тем, в 1605 и в 1730 году подкапывались под Царскую власть самые влиятельные люди государства. В те же годы, а также в 1598 году, когда избирали на царство Бориса Годунова, и в 1613 году, когда избирали на царство Михаила Федоровича, русские люди, по-видимому, имели возможность навсегда покончить с Самодержавием. И что же? Оно не только было восстановлено, но даже крепло все более и более. История приводит к убеждению, что на Руси могли появляться конституционные замыслы лишь вот в каких случаях: 1) Когда прекращалась прежде царствовавшая династия, и когда стране, поэтому, приходилось избирать нового царя и, вместе с тем, родоначальника будущих царей (1598, 1605 и 1613 гг.). 2) Когда, вследствие отсутствия законов о престолонаследии, представители Царствующего Дома не решались заявлять свои права на престол и предоставляли решение вопроса о престолонаследии олигархам, захватывавшим власть в свои руки (1730 г.). 3) Когда сами Государи утрачивали временно веру в необходимость и правду Самодержавия и подготовляли своими мерами, предположениями и начинаниями конституционные брожения.

http://ruskline.ru/analitika/2017/05/26/...

Так, С. А. Плетнева в качестве «постановки проблемы» без колебаний объявляет крымские города вв «городами в Хазарии», выросшими под влиянием чужой культуры и особенно показательную роль в этом плане отводит Херсону, якобы «неоднократно входившему во владение Хазарии», но... до сих пор не обнаруживающему «никаких следов пребывания хазар» 1192 . Это перекликается с мнением А.В. Гадло о том, что карательные акции, направленные Юстинианом II в 710–711 гг. против «Херсона, Боспора и других архонств» создали рецедент для полной оккупации хазарами Крымского полуострова, когда даже в Херсоне появился хазарский чиновник «тудун» 1193 . При этом как-то забывается, что тудун если это был действительно иноземный наместник присутствовал в городе, в κοтοροм явно не было хазарских войск едва ли не в одиночку. Причем находился там до первой большой карательной военно-морской операции Юстиниана и больше не появлялся там после того, как в октябре или ноябре 711 г. был отправлен из Херсона к хагану. Он попросту умер в пути 1194 . «Защищать» же таврику хазары могли бы только от самих себя и никак не от Византии, с которой у них были мирные, союзные отношения и которая давно утвердилась в здешних землях. Ю.М. Могаричев долгое время тоже разделял мнение о хазарском господстве в Крыму до 860 г. и пытался объяснить слабое отражение присутствия хазар в источниках по истории и археологии раннесредневекового Крыма тем, что хазары всё это время не исповедовали иудаизм (sic!) 1195 Дескать, они были здесь, но в то же время как бы и не были. Все это недалеко от заявления Г.Ф. Дебец о находках черепов с очень незначительными монголоидными признаками, которые якобы указывают на «хазарский гарнизон Херсонеса». Как выяснилось, этот казус не может соответствовать действительности, поскольку самые ранние могилы с такими останками датируются не ранее конца X – начала XI в., а скорее, еще позже 1196 . Иногда обращается внимание на штучные находки вещей салтовского круга (керамика, поясные детали) второй половины VIII – первой трети IX в., особенно малочисленные в Херсоне, приводятся уникальные свидетельства греческой эпиграфики относительно освящения местных христианских храмов при хазарах и, возможно, священниками, носившими тюркские имена, но этому предшествует замечание о том, что хазары использовали принцип не прямого управления зависимыми народами и областями, их «наместники либо замыкали на себе вертикаль уже существующих местных администраций, либо служили передаточным звеном между главой местной администрации и своим правителем, но области и народы, находившиеся под юрисдикцией тудуна, всегда сохраняли самоуправление и даже местные обычаи налогообложения» 1197 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Разумеется, перепланировки города уничтожали остатки более ранних времен, расчищавшиеся порой до скального основания 1729 . Между тем сам факт преемственности в планировке кварталов и непрерывности городской застройки в разных районах Херсона не подлежит сомнению 1730 . К примеру, анализ средневековой керамики, полученной из раскопок восточного сектора на месте античного театра, показывает ее непрерывность и, следовательно, наличие в VIII в. 1731 Раннесредневековый слой, как и античные слои, незначительно сохранился и на северном берегу, в XXVIII квартале, недалеко от пересечения XIII поперечной улицы с продольной, но находки монет Феодосия I, Льва I, Юстиниана I, Тиверия Маврикия говорят о том, что перестройки происходили здесь в конце VI – начале VII в. Наиболее поздней, относящейся уже ко времени функционирования нового дома, оказалась монета Константина IV Погоната 670–680 гг., найденная под помещением I 1732 . Уцелевшие подвалы, остатки стен и слои, насыщенные множеством вещей, кухонных остатков, указывают на интенсивную жизнь в этом квартале, который, как и ряд других, оказался разрушен ко второй четверти XI в., судя по наиболее поздним монетам Василия II, найденным в слое строительного мусора. Монументальные постройки, храмы, евктирионы, баптистерии, оратории и мартирии, выстроенные в ранневизантийский период, тоже стояли веками, подвергаясь периодическим ремонтам и переделкам. Столь же регулярно ремонтировались, достраивались оборонительные сооружения, которые неминуемо пришли бы в негодность, развалились без должного ухода уже через несколько десятков лет 1733 . Именно длительное отсутствие слоев разрушений и вообще заметных следов повреждений, переделок или построек раннесредневековых храмов и оборонительных сооружений города после конца VI – начала VII в. позволяет полагать, что если он и испытал в 740 г. и около 900 г. землетрясения, известные по византийским источникам и возможные с точки зрения статистики сейсмических катастроф, их интенсивность на территории Крымского полуострова была незначительной, чего не скажешь о мощном землетрясении 480 г., повредившем крепостную ограду, в частности, фланговую башню Зенона и разрушившем некоторые постройки на северном берегу, а также, видимо, о еще более сильной сейсмической катастрофе, которая вполне могла разразиться в третьей четверти VI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В феврале 1908 г. из средств Великой Княжны Ольги Николаевны на постройку храма были выделены 3000 рублей. Строившаяся в течение двух лет лагерная церковь являлась немного уменьшенной копией полкового храма, сооруженного на Благовещенской площади в Петербурге. Проект лагерной церкви был разработан архитектором Николаем Петровичем Басиным, использовавшим во внешнем оформлении храма те же пропорции и архитектурные элементы, что и в возведённой за 60 лет до этого полковой церкви в Петербурге. В 1909 году постройка храма была закончена, и 10 июля 1909 года, накануне престольного праздника, церковь была торжественно освящена. Светло-жёлтый пятиглавый храм имел один престол - во имя св. благоверной княгини Ольги. Колокола находились в боковых куполах со стороны входа. Со стороны апсиды фасад церкви был украшен большим живописным образос св. Ольги. Богослужения проводились только в летнее время причтом полковой церкви, когда полк находился в лагере. К сожалению, никаких сведений и его внутреннем убранстве обнаружить не удалось. Имевший высоту около трех десятков метров храм был виден не только с любой точки Большого лагеря, но и за несколько верст со стороны Дудергофа. С конца 1917 г. богослужения в храме уже не совершались. Церковь была разобрана, предположительно, в 1930-е годы, во всяком случае, на немецкой аэрофотосъёмке 1941 г. от неё уже нет никаких следов. Инициатор постройки лагерной церкви Гусейн-хан Нахичеванский (мусульманин по вероисповеданию) являлся командиром Лейб-гврдии Конного полка вплоть до его расформирования. После отречения Императора Николая II он отказался присягнуть на верность Временному правительству и остался в Петрограде. В феврале 1919 г. во время красного террора Гусейн-хан Нахичеванский был расстрелян большевиками в Петропавловской крепости. В настоящее время, находящаяся на северной окраине Красного Села бывшая территория этого лагеря обнесена железобетонным забором и занята различными гаражными постройками. Её современный адрес - Красное Село, Стрельнинское шоссе, 50.

http://sobory.ru/article/?object=36254

Наиболее выразительны слои Г. от эпохи среднего бронзового до раннего железного века, а также позднего эллинизма. В эпоху халколита (слой XXVI, ок. 3400-3300 гг. до Р. Х.) отмечено только периодическое посещение местности. Начало раннебронзового века не содержит следов постоянного поселения. Большинство материалов этого времени Макалистер получил в пещерах, в позднее время использовавшихся для погребений; впосл. была открыта еще одна пещера, в ней найдены керамические сосуды для хранения продуктов, каменные сосуды и зернотерки. Этот слой (XXV) соответствует фазе IA раннебронзового века (ок. 3300-3100 гг. до Р. Х.). В фазе II ранней бронзы (ок. 3100-2650 гг. до Р. Х.) обнаружены следы жилых построек по всему холму. В отличие от больших памятников этого времени Г. остается неукрепленным. С конца фазы IIIA ранней бронзы и до фазы IV включительно (ок. 2400-2000 гг. до Р. Х.) в обживании территории наступает перерыв. Средний бронзовый век - эпоха процветания Г. Главные изменения обнаруживаются с конца фазы I (слой XXI, ок. 1900 г. до Р. Х.). Появляются сложные жилые здания с внутренними дворами, хорошо спланированные и построенные, с аккуратно обмазанными полами. Вырубленные в скале емкости заполняла дождевая вода, к-рую специально собирали и отводили по облицованным камнем каналам. Зернохранилища стояли на каменных фундаментах, имели сырцовую надстройку, водонепроницаемые стены и полы. Для этой фазы характерны цистовые гробницы и погребения детей в сосудах. Камни Гезера на месте ханаанского святилища. Ок. 1500 г. до Р. Х. Камни Гезера на месте ханаанского святилища. Ок. 1500 г. до Р. Х. Зенита процветания Г. достиг во II-III фазах среднебронзового периода (слои XXI-XVIII, ок. 1800-1500 гг. до Р. Х.). Появляются первые укрепления (слои XIX-XVIII). Единственные найденные ворота типичны для среднебронзового века. С запада их фланкирует башня - крупнейшая из единовременно возведенных цитаделей периода средней бронзы в Сиро-Палестинском регионе. Обводная стена сложена из больших груботесаных камней. Керамика датирует стену III фазой средней бронзы (1650-1500 гг. до Р. Х.).

http://pravenc.ru/text/161901.html

Во-первых , расследование 90-х годов не до конца выяснило обстоятельства расстрела и захоронения. Например, предполагаемые останки цесаревича Алексея и его сестры Марии были найдены лишь в 2007 году. Гипотеза Генпрокуратуры 90-х годов о том, что тела детей императора были сожжены, впоследствии лишь укрепила позиции скептиков. Существует даже версия, что в огне были уничтожены все тела расстрелянных. Кроме того, отсутствие детальной реконструкции расстрела позволило выдвинуть альтернативные объяснения случившегося. Например, секретарь Патриаршей комиссии по изучению результатов экспертизы останков царской семьи митрополит Псковский и Порховский (ранее епископ Егорьевский) Тихон (Шевкунов) в 2017 году предположил , что убийство царской семьи носило ритуальный характер. Во-вторых, уровень и методика генетической экспертизы 90-х годов оставляли возможность усомниться в ее выводах. Например, по мнению некоторых исследователей , часть генетических материалов была «загрязнены» ДНК нескольких человек. Кроме того, для сравнения с ДНК, извлеченной из останков, выбирались довольно дальние родственники расстрелянных Романовых. Именно поэтому при расследовании последнего уголовного дела – 2015 года – потребовалась эксгумация Александра IIIотца Николая II и деда его детей. Не было ясности со знаменитой раной на черепе Николая II: во время его путешествия в Японию в 1891 году местный полицейский напал на российского наследника и ударил его саблей по голове. Многие скептики предполагали, что на найденных в Екатеринбурге останках нет следов от этой травмы. Опровергнуть это удалось лишь в 2017 году. В-третьих , состав правительственной комиссии 90-х годов, сделавшей первое заключение о подлинности останков, был сомнительным. – Во главе правительственной комиссии был поставлен вице-премьер Борис Ефимович Немцов. Кто такой Немцов? Он эксперт? Нет! Он историк? Нет! Он в этом не разбирался. Мне кажется, это была серьезная ошибка, допущенная руководством страны – Черномырдиным, он принимал решение, в согласии с президентом Ельциным, – сформулировал претензии к ней профессор Николо-Угрешской православной духовной семинарии, доктор исторических наук Владимир Лавров.

http://pravmir.ru/sk-podtverdil-podlinno...

Находясь в заключении в Твери, М.Грек написал «Словеса сии в темнице затворен и скорбя, ими же себя утешаше и утверждаше в терпении» (Сочин., II, 452– 453), вменяя себе в заслугу перевод Псалтири «от беседы еллинской на беседу шумящего вещания русского и иных многих книг, красотой истины утвердив, как долг с лихвой, и мног талант воздав за причиненные скорби» и т. д. Акакий из волоколамских монахов, но не брат Иосифа как думает Макарий, (VI, 276; см. К.Невоструев , Разбор книги Хрущова, стр. 13). Еп. Акакий был в Москве и участвовал в служении, по случаю приезда новгор. архиеп. Макария в 1535 г. (П. С. Р. лет., VI, 295), следов. уже в правление Елены, но едва ли облегчение участи Максима могло состояться при м. Данииле, до конца сохранившего неприязнь к нему (см. ниже). В хронографе гр. Толстого о Максиме читаем: «и ослабу улучи от еп. Акакия, по благословению митр. Иоасафа; к церкви хождение и св. таин причащения» (Карамз., VII, пр. 345; о последнем см. еще ниже). Это вероятнее, но последнее с ограничением, как увидим дальше. М. Иоасаф был почитателем сочинений М.Грека и еп. Акакий мог теперь безбоязненно принять участие в нем. После этого М.Грек находился в чести у епископа Акакия, так что разделял с ним иногда общую трапезу и ел из одного арфема (блюда 1928 ); хотя это вызвало неудовольствие на Акакия в Москве и требование ограничить свободный выход Максима 1929 . По словам сказания, Акакий мало учен был грамоте и потому охотно пользовался наставлениями Максима. М.Грек и впоследствии называл его боголюбивым епископом и своим промысленником 1930 . Как видно, добросердечие не всегда мирится с ученостью. Об этом гуманном отношении Акакия свидетельствует уже сам Максим в письме к брату Григорию (диакон при епископе), когда он (Максим) находился на покое в Троицкой лавре: «Жаловал государь и успокоил меня всяким довольством много лет, пожаловал бы и до конца поберег, да и ему было бы совершенное возмездие от Господа. Скажи, пожалуй, без боязни святителю сей склад и челобитье низкое.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Flav. De bell. II 17. 2; согласно раввинистической традиции (Гиттин 56а), этим человеком был Захария бен Авкулус). Нежелание принимать жертвоприношения язычников привело к расколу внутри иерусалимского священства. Его единство нарушалось и происходившими в стране процессами эллинизации и социального расслоения. Неск. богатейших родов, пользовавшихся значительным политическим авторитетом, практически отстранили от служения в храме др. священников. Священническая аристократия поддерживала отношения с Римом, поскольку именно рим. власти были гарантами их благополучия. Кроме того, будучи чуждыми мессианских чаяний, они понимали, что конфронтация с Римом может оказаться не просто разрушительной, но гибельной для евреев, и потому всячески старались противостоять революционным настроениям в народе. Во главе «партии мира» стояли царь Агриппа II Ирод и первосвящ. Ханания. Однако прекращение жертвоприношений за рим. императора означало офиц. разрыв с Римом, а следов., превращало священство в повстанцев. В результате противостояния этих 2 группировок Иерусалим оказался втянутым в гражданскую войну: сторонники Элиезера бен Ханании заняли храм и нижнюю часть города, а сторонники союза с Римом - верхнюю ( Ios. Flav. De bell. II 17. 5). В 66 г., в разгар противостояния между аристократией, сикариями и оккупировавшим храм священством, в город вошел Менахем со своими людьми и, по-видимому, возглавил восстание (Ibid. 17. 8). Его господство, однако, продолжалось недолго. Скоро Менахем был убит сторонниками «партии мира», а его последователи бежали и скрылись в Масаде вместе с Элиезером бен Яиром (Ibid. 17. 9). Сикарии, заняв Масаду, оставались там до конца восстания и погибли в 73 г. (Ibid. VII 8-10). По-видимому, часть сикариев смогла бежать в Египет (ап. Павла однажды спутали с египтянином, «который перед сими днями произвел возмущение и вывел в пустыню четыре тысячи человек разбойников (σικαρων)» - Деян 21. 38). Иосиф Флавий сообщает, что последние из оставшихся сикариев приняли участие в восстании в Киренаике ( Ios.

http://pravenc.ru/text/199785.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010