Псалом 90 Этот псалом в евр. Библии не имеет обозначения имени писателя но по некоторым чертам его содержания можно определенно указать повод и время написания. В Пс.90:1–4 рисуется праведник, живущий только упованием и надеждой на Бога, сохраняющей его от многочисленных врагов, чудесно гибнущих вокруг праведника ( Пс.90:7–8 ). Этому праведнику Господь чудесно удлиняет жизнь ( Пс.90:16 ). Все эти черты приложимы к Езекии, который при нападении ассириян искал помощи только у Бога, погубившего 185 тысяч войска врагов. Жизнь Езекии, как известно, была чудесно продлена на 15 лет. Псалом нужно считать написанным во время царствования Езекии, но кем, неизвестно, может быть и самим царем. Надписание над псалмом у LXX (и в слав. и русской Библиях) должно понимать, поэтому, как указание, что псалом написан в подражание хвалебным песням Давида. Как написанный уже после оказанной Богом помощи благочестивому царю, псалом содержит восхваление праведника, живущего только верой и надеждой на Бога, в которых (вере и надежде) залог спасения от всех мелких и крупных несчастий жизни. Тот, кто живет верой и надеждой на Бога, найдет в Нем защитника, который спасет от всех несчастий и зол жизни (1–6). Даже военные нападения врагов не принесут вреда: враги все погибнут (7–8). Так как ты избрал Бога своим прибежищем, то Он будет охранять Тебя своими Ангелами (9–13). Всякая молитва такого праведника будет услышана Господом, который прославит его и «долготою дней насытит» (14–16). Пс.90:1 .  Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, Пс.90:2 .  говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» «Живущий под кровом Всевышнего» – живущий надеждой на Бога, настолько глубокой, что только от Него одного ищет заступления, тот «под сенью Всемогущего покоится» – будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда иностранец, вступивший в шатер туземца, находил полный в нем покой и защиту. Пс.90:3 .  Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 2 1–5. Просьба Неемии о разрешении отправиться в Иудею. 7–8. Царские письма, данные Неемии. 9–10. Прибытие Неемии в Иерусалим. 11–16. Осмотр Неемией разрушенных стен Иерусалима. 17–16. Решение о восстановлении стен. 19–20. Отношение врагов иудейского народа к предприятию Неемии. Неем.2:1 .  В месяце Нисане, в двадцатый год царя Артаксеркса, было перед ним вино. И я взял вино и подал царю, и, казалось, не был печален перед ним. Неем.2:2 .  Но царь сказал мне: отчего лице у тебя печально; ты не болен, этого нет, а верно печаль на сердце? Я сильно испугался Неем.2:3 .  и сказал царю: да живет царь во веки! Как не быть печальным лицу моему, когда город, дом гробов отцов моих, в запустении, и ворота его сожжены огнем! Неем.2:4 .  И сказал мне царь: чего же ты желаешь? Я помолился Богу небесному Неем.2:5 .  и сказал царю: если царю благоугодно, и если в благоволении раб твой пред лицем твоим, то пошли меня в Иудею, в город, где гробы отцов моих, чтоб я обстроил его. Неем.2:6 .  И сказал мне царь и царица, которая сидела подле него: сколько времени продлится путь твой, и когда возвратишься? И благоугодно было царю послать меня, после того как я назначил время. Рассказываемое в ст. 1–6 событие произошло в том же году, но на месяц позднее того, о чем говорится в I гл. По церковному счислению кислев был девятым месяцем, а нисан первым; по гражданскому же – кислев был третий месяц, а нисан – седьмой. Очевидно, Неемия пользуется счислением гражданским. Из библейского рассказа не видно, почему, собственно, Неемия обратился с просьбой к царю только через четыре месяца после получения известия о печальном положении дел в Иерусалиме. Возможно, что обязанность виночерпия он исполнял не постоянно, а по очереди с другими, и потому должен был ждать времени, когда ему можно было увидеть царя. С просьбой к царю Неемия обратился во время пира ( " было перед ним вино»; LXX и Сир. читают: «было вино предо мною», νπιον μο), подавая царю чашу с вином. Разговор был начат самим царем, обратившим внимание на то, что Неемия, вопреки обычаям двора ( Есф. 4:2 ), имел печальный вид, хотя и старался скрыть свою печаль. У LXX вместо еврейского: «и, казалось, не был печален перед ним», κα υκ τεπος νπιον ατο, слав.: «и не бе ин пред ним».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Преподобный Макарий Великий также прослеживает связь между смертностью в мире и грехом человека: «…Поставлен он [Адам] господином и царем всех тварей по его пленении пленена уже с ним вместе служащая и покорствующая ему тварь; потому что чрез него воцарилась смерть над всякою душою» [xx] . Святитель Феофан Затворник вторит древним отцам: «Сама тварь быв создана нетленною, по причине грехов человеческих сделалась тленною, ибо и мы из нетленных сделались тленными» [xxi] . Свт. Симеон Солунский пишет: «Смерть есть причина мерзости (μολυσμο) и тления (φθορς), лучше же [сказать], они взаимно порождающие друг друга: через непослушание смерть, через смерть тление, чтобы прекращалось живущее: и до тех пор пока есть тление, будет и смерть. Кроме того, смерть есть скверна и уничтожение естества [xxii] , и из-за этого она гнушаема (βδελυγμνος) [xxiii] и ненавидима (μισητς) Богом» [xxiv] . Здесь подчеркнем важную мысль – как то, что противно замыслу Божию, как то, что разрушает творение рук Его, смерть ненавидима Богом . Поэтому очень сложно себе представить, будто смертный и тленный мир мог быть назван Богом «весьма хорошим»: «И увидел Бог все , что Он создал, и вот, хорошо весьма ( слав.: добра зло; LXX: καλ λαν)» (Быт. 1:31). Преподобный Максим Исповедник в «Трудностях (Амбигвах) к Иоанну» говорит, что смерть являет собой «тление (=порчу, гибель) творения» (φθορ γενσεως) и что после грехопадения тело питается непостоянной, текущей (πιος) пищей, и тем самым естественным образом истлевает (φυσικς φθερεται), будучи вовлеченным в поток (букв.: «развеиваемо потоком» – τ ο διαπνεμενον) вещества. Таким образом, через то, на что надеялся Адам получить жизнь (запретный плод), нам «соблюдается вечно цветущая смерть (ε κμζοντα τν θνατον συνετρησεν)» [xxv] . Далее преподобный Максим поясняет, что первый человек вместо нетленной пищи богообщения, дающей жизнь, избрал тленный плод, приносящий смерть: «Пища же блаженной оной жизни есть Хлеб сходяй с небесе и даяй живот миру, как это сказало о Себе в Евангелиях неложное Слово, Коим не восхотев питаться первый человек по справедливости отпал от божественной жизни и ухватился за иную – родительницу смерти, сообразно которой, приложив к себе образ бессловесных и помрачив преестественную доброту (το μχανον κλλος) [жизни] божественной, предал все естество в пищу смерти. Отчего смерть живет на протяжении всего этого времени, соделав нас своей пищей, а мы не живем никогда, всегда снедаемые ею посредством тления» [xxvi] .

http://bogoslov.ru/article/6026434

светлана 19 октября 2015, 20:50 когда впервые ездила к Матушке и приложилась к мощам, словно губы обожгло.Подумала, что показалось. Сижу в Автобусе и слышу, как одна паломница рассказывает:приложилась к мощам и такое же ощущение, как у меня. А тут в ноябре 2014 приехали к Матушке с детьми и попали на День рождения Матронушки, даже и не знали,а тут такой праздник!Все, что связано с Матронушкой, не перечесть. Живая она и всем помогает, только просите. Елена 19 октября 2015, 18:55 Елена: Беда всегда приходит неожиданно,что случилось в моей семье до сих пор считаю непонятным.Растили детей, строили дом, сын болел, ходила в храм, молилась за умерших родителей, детей, родных.Неожиданно мужа как будто подменили, страшная ненависть или Божий промысел развели нас в разные города, как выжила один Бог знает. Но всегда чувствовала помощь Божью , Божьей Матери и святых угодников:Батюшки Серафима,Матронушки,и всех святых.По их святым молитвам и живу, поняла,что такие скорби нужны были мне для укрепления в вере. Слав Богу за всё! Надежда 19 октября 2015, 09:54 Добрый день! Слава Богу, что есть такой сайт, где можно поделиться своей радостью или болью. Мы с сыном ездили 17.10.2015г. (в прошлую субботу) в Покровский монастырь к Святой Матронушки. Столько народа я ни когда не видела, очереди были страшные. Прошу простить, но мы согрешили и прошли без очереди. Я не знаю смогли-ли бы мы подойти к мощам Матронушки, если-бы стояли в очереди, но нам очень хотелось подойти к мощам матушки со своими проблемами, а людской поток в монастырь не ослабевал, люди просто " текли рекой " . У сына сейчас очень тяжелое время. Ему 29 лет, не женат, живет со мной (своей квартиры нет), с работы вынужден был уволиться, сейчас заработок непостоянный. Пойти на исповедь не могу его заставить, а вот к Матронушки предложил поехать сам. Я надеюсь, что заступница наша подскажет моему сыну правильный путь. Господи, помилуй нас грешных! Пресвятая мати Матрона, моли бога о нас и помоги нам грешным. Юлия 18 октября 2015, 19:15

http://pravoslavie.ru/86806.html

Слова: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева» — в буквальном смысле относятся, как сказано, к чадородию, о котором святой Псалмопевец упомянул, так как оно у евреев почиталось самым вожделенным благом. В духовном же смысле чрево означает сердце. А мзда плода чревняго есть сыноположение, которое даруется тем, которые блюдут свое сердце от всего неугодного Богу, молясь: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс.50:12); и непрестанно прибегая к Тому, о Ком сказано (Пс. 109: 3–4): «из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается». «Сыновья молодые (оттрясенные — слав. перев.), которые, по вышеприведенному толкованию, относятся к Иудеям, в христианском смысле имеют иное значение, то есть, как говорит Никита Стифат, означают людей изнуренных добровольными подвигами и стрясших с себя ветхого человека покаянием, и чрез то получивших силу поражать мысленно врагов, как стрелами. «Блажен, иже исполнит желание свое от них (Блажен человек, который наполнил ими колчан свой»), то есть блажен, кто будет подражать им, то есть стрясшим с себя ветхого человека: и он получит такую же силу от Бога, и не постыдится, когда будет отвечать мысленным своим врагам во вратех, то есть в дверях сердца своего. 3. Изъяснение слов 127-го псалма Что означают слова в 127-м псалме: «Труды плодов твоих снеси?» (ст. 2) Ответ: Слова эти означают следующее: Кто особенно, с самого начала, проводит жизнь добродетельную, со страхом Божиим и хранением своей совести, согласно заповедям Божиим, тот, в свое время, достигает плодов духа, как говорит апостол: «Плод же духовный есть любы, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5: 22–23). По достижении таких плодов человек-христианин хотя и несет труды и подвиги благочестия по-прежнему, но эти труды для него легки и отрадны, по причине благой надежды, и по причине помощи свыше от благодати Божией. И с другой стороны, кто живет худо и нерадиво, и вопреки заповедям Божиим, тот стяжавает плоды злые, то есть злые привычки и разные душевредные навыки; после чего, если и захочет обратиться к Богу и жить добродетельно, то злые привычки не дают ему полной свободы, а делают всякое к тому препятствие, и потому для такого человека труды благочестия бывают большей частью тяжелы и до времени безотрадны, по причине сомнительной надежды и по причине противодействия злых навыков.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=721...

Ам.8:14 .  которые клянут­ся грехом Самарийским и говорят: «жив бог твой, Дан! и жив путь в Вирсавию!» – Они падут и уже не встанут. Причина предстоящего наказания – служение ложным богам. «Которые клянутся грехом самарийским» (слав. «очищением самарийским»): клятвовыражение почитания (ср. Втор 6.13, 10.20 ; Иер 12.16 ; Ис 48.1 ); грех самарийский – без сомнения Вефильский идол, который в Ос 8.6 называется «тельцом самарийским». «Жив бог твой, Дан! и жив путь (chej derech) в Вирсавию»: Дан и Вирсавия – два пункта незаконного культа, – были в то же время пограничными пунктами страны народа Божия – Дан на севере и Вирсавия на юге. Выражением от Дана до Вирсавии в Библии обозначается вся территория израильской земли. Называя Дан и Вирсавию (а не Вефиль и Галгалу) пророк также желает выразить мысль, что как беззаконие охватило всю страну, так и наказание постигнет ее от края до края. Выражение «жив путь в Вирсавию» необычно, так как формула chej, да живет, у свящ. писателей обыкновенно прилагается к живым существам ( 2Цар 2.27 ; Иов 27.2 ; Быт 42.15–16 ; 1Цар 1.26 ). Некоторые комментаторы полагают, что дорогой в Вирсавию клялись, как арабы клянутся пилигримством в Мекку (Квабенбауер). Другие же ввиду неясности рассматриваемого выражения, представляют корректуры текста его. У LXX выражение переведено; ζ θες σου Βηρσαβε, слав. «жив бог твой Вирсавее». Ввиду этого полагают, что в первоначальном тексте вместо derech (путь) читалось elcha, бог твой (Новак). Но о боге Версавийском нигде не говорится: по 4Цар 23.8 в Вирсавии была только высота, а не идол. Винклер и Гоонакер читают вместо derech сходное по начертанию dodcha. О жертвеннике Дода упоминается в надписи Меши. Дод Вирсавии – божество, считавшееся покровителем города. Проф. Юнгеров, оставляя существующий текст выражения, переводит его: да будет благополучен, да не гибнет путь в Вирсавию. Читать далее Источник: Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета : В 7 т./Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. - Москва : Даръ, 2009./Т. 5: Пророческие книги. - 992 с./Книга пророка Амоса. 210-268 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С 15 ст. апостол переходит к учению о Лице Господа нашего Иисуса Христа, как творце, промыслителе, как совершителе нашего спасения, главе церкви и Примирителе Бога с человеком, что необходимо было сделать апостолу ввиду лжеучения, низводившего Христа на равную степень с ангелами. 15 ст. Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари. Христос, Спаситель наш, есть образ Бога невидимого, т. е. в своем невидимом существе то, что есть и Бог Отец, а потому как Отец есть истинный Бог, так и Христос – Спаситель есть истинный Бог, Он есть Сын Божий, рожденный из существа Бога Отца, т. е. единодушный Отцу, прежде всякой твари, т. е. прежде всего сотворенного, Он вечен. 16 ст. Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано. Будучи рожденным прежде всякой твари, Он Сам есть создатель и творец всего, что мы видим на небе и на земле, всего видимого и невидимого, хотя бы даже это были высшие чины ангельские, все – в Нем имеет причину своего бытия, т. е. Им все создано. И для Него создано, или слав. текст: о Нем создашася, т. е. и именно чрез Него создано. 17 ст. И Он есть прежде всего, и все Им стоит. И что бы мы в своем уме не представили существующим, Он есть прежде всего, т. е. совечен Отцу. И все им стоит, т. е. и все, сотворенное Им, содержит в Своей власти, сохраняет, оберегает и о всем промышляет. 18 ст. И Он есть глава тела Церкви; Он начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство. Будучи Сыном Божиим, единосущным Отцу, Творцом всего видимого и невидимого и промыслителем о мире, Он в деле домостроительства Божия по отношению к человеру есть глава тела Церкви, т. е. как там по отношению к миру Он есть начало всего, т. е. все от Него получило свое бытие, так и здесь Он является главой общества верующих, т. е. восстановителем падшего, греховного человечества и примирителем его с Богом. Он есть начаток, т. е. основатель Церкви, о Нем она живет, движется и существует, и Он есть сам начаток, т. е. первый представитель восстановленного и примиренного с Богом человечества, а от Него, чрез Него, и за Ним уже и все верующие. Первенец из мертвых, перворожден из мертвых. Будучи источником жизни для всего сотворенного, Он имеет жизнь в самом себе, а потому, умерши, воскрес своей силой и явился первым воскресшим из умерших, воскрес, чтобы уже более не умирать, а посему является перворожденным из мертвых. Он есть в некотором роде начаток жатвы, как бы первый плод, принесенный в дар, в жертву Богу, от возрожденного и обновленного человечества. Дабы Ему иметь во всем первенство. Так что Христос, как бы и с какой стороны мы Его не рассматривали, везде и во всем является первым, и как Творец мира, и как Спаситель людей и Глава Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/obshhed...

В Евангелии от Иоанна слово «мир» (церк.-слав. – прим.) встречается много раз. В самом его начале мы слышим о том, что Сын Божий был в мире и мир Его не познал. В этом случае говорится о мире как совокупности всех злых сил, которые действуют в человеческом сообществе и мешают людям познать истинного Бога, просветиться светом истины. Господь, обращаясь к Своему Отцу, говорит: «Слово Твое есть истина» (Ин. 17. 17), и в этой истине Он наставляет Своих учеников. Но мир очень часто бывает глух к словам Божиим. Мир и истина очень часто оказываются несовместимыми, потому что после грехопадения Адама мир живет в соответствии с законом плоти, который царствует в сердце человека. И очень часто люди живут так, что места для Бога в этом человеческом общежитии не остается – они считают себя хозяевами своей жизни, хозяевами мира и не хотят, чтобы кто-то вмешивался в их дела. Это противостояние между Богом и миром, между Божественной истиной и ложью мира сего проходит через все Евангелие. Оно проходит через все диалоги между Спасителем и иудеями, которые не хотели слышать это слово истины и противились ему. Всякое новое слово и поучение Господа вызывало у них отторжение и возмущение. Борьба между добром и злом, между светом и тьмой, между истиной и ложью продолжалась на протяжении всей истории человечества. Она продолжалась и в первом христианском поколении, о чем мы узнаем из книги Деяний апостольских, чтение из которой сегодня слышали. Борьба продолжалась и в последующих поколениях, потому что человеческого ума всегда не хватало для того, чтобы вместить Божественную истину, и добро в людях очень часто соперничало со злом, а враг рода человеческого воздвигал против этого малого стада Господня – общины Его учеников – разнообразные гонения и ереси. Вот и в IV веке, с одной стороны, мы видим, как Церковь выходит из катакомб и после трех столетий практически непрерывных гонений вдруг обретает свободу: начинают повсюду воздвигаться храмы, люди массово обращаются ко Христу и принимают крещение. Но враг рода человеческого не дремлет, и он воздвигает еретика Ария для того, чтобы тот своим лжеучением поколебал Церковь Христову.

http://pravmir.ru/mitropolit-ilarion-luc...

Дух Святой – «грядущая Отчая Божественная самовластная Сила» 615 , «Всесильный сияющий Свет, исходящий от нерожденного Света» 616 , «исходящий от Отца и чрез Сына пришедший» 617 – «просветил учеников, явил их посвященными в тайны неба» 618 , весь мир просветил и научил почитать Святую Троицу 619 , «для всех открыл смысл Христова домостроительства» 620 . «Дух Святой есть... Жизнь и животворящий Свет и Податель Света, Самоблагий и Источник благости. Им Отец узнается и Сын прославляется и от всех познается» 621 . «Дух Святой – Свет, Жизнь и живой, мысленный Источник. Он – Дух Премудрости, Дух разумения, благой, правый, мысленный, владычественный, очищающий прегрешения. Он – Бог, совершающий обожение человека. Он – Огонь, исходящий из Огня. Он – говорящий, действующий, раздающий дарования. Через Него увенчались все пророки и божественные апостолы с мучениками. Это явление необычное для слуха и созерцания. Это – Огонь, разделяющийся для сообщения дарований» 622 . Святой Дух приводит в бытие («осуществует») и оживотворяет всю тварь: в Нем все живет и движется: «вся бо созданная яко Бог сый укрепляет, соблюдает во Отце Сыном же» 623 . Святым Духом подается глубина дарований, богатство славы, боговедения и премудрости. Им подается всем источник божественных сокровищ, святость, обновление, обожение, разум, мир, благословение и блаженство, ибо Он есть Жизнь, Свет, Ум, Радость, Любовь , и Благость 624 . «Вся подает Дух Святый: точит (источает) пророчествия, священники совершает, некнижныя мудрости научи, рыбари богословцы показа, весь собирает собор церковный» 625 . Дух Святой всех призвал к единению в едином Теле Христовой Церкви 626 . Духом Святым мы получаем научение ведения Святой Троицы и поклонения Ей. «Все преклоняют колена перед Утешителем, Сыном Отца и сродным Отцу (слав. «Отцу срасленному»), ибо все увидели в троическом Лице Существо истиннонеприступное, вневременное, единое, когда засияла светом благодать Духа» 627 . Единому Триипостасному Богу «поклоняющеся, вси глаголем: Святый Боже, вся содеявый Сыном, содейством Святаго Духа; Святый Крепкий, имже Отца познахом, и Дух Святый прииде в мир; Святый Безсмертный, Утешительный Душе, от Отца исходяй и в Сыне почиваяй: Троице Святая, слава Тебе» 628 .

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

1–2 стт. Интересно, что в 1м стихе употребляются сразу два относительно редких имени Бога: Элйон («Всевышний») и Шаддай (в Синодальном переводе – «Всемогущий»). Стих 1 содержит два синонимичных выражения: «Живущий под кровом Всевышнего под сению Всемогущего покоится». Здесь говорится, что  тот, кто живет надеждой на Бога, будет пользоваться Его кровом, защитой. Сравнение взято из обычая древневосточного гостеприимства, когда гость или странник, вступивший в шатер местного жителя, находил в нем полный покой и защиту. 3–8 стт. Как бы ни были разнообразны, многочисленны и велики бедствия, угрожающие этому праведнику, Господь от всех их избавит его. Он избавит его от «сети ловца» – вообще от всякой опасности, причиняемой хитростью; «от гибельной язвы» (слав, «от словесе мятежна») – от всего, что доставляет вред, гибель. Господь будет защищать его с такой же заботой, с какой птица принимает под крылья своих птенцов, где они чувствуют себя в полной безопасности («под крыльями Его будешь безопасен»). «Ужасы ночи» – скрытые тайные нападения под покровом темноты; «от стрелы, летящей днем» – от нападений явных; от «язвы, ходящей во мраке» – от действий, скрывающихся во тьме – происков, интриг; «от сряща» (слав. Библ.) – случайного недуга; от «заразы, опустошающей в полдень» (слав. «беса полуденного») – от действий южного суховея, иссушающего всякую растительность. Если бы на праведника напали бесчисленные враги, то и они погибнут; эта мысль достигается употреблением круглых чисел: «тысячи и десятки тысяч». 10–16 стт. «Не приключится тебе зло и язва не приблизится к жилищу твоему» – бедствие не коснется ни личности праведника, ни его жилища. Господь пошлет Ангела-хранителя, который как бы на руках будет переносить его через опасности. Не причинят ему вреда ни аспид и василиск (виды ядовитых змей), ни лев и дракон (возможно, удав). За то, что праведник любит Господа, Он всегда услышит его. Господь исполнит его «долготою дней», т.е. продлит его жизнь. Одна из самых известных цитат из этого псалма в Новом Завете: Пс. 90:11 цитируется в Мф. 4:6 ; Лк. 4:10 .

http://azbyka.ru/molitvoslov/psalom-90.h...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010