Фрагмент В центральной нижней части средника изображена Царская семья. И, в первую очередь, обращает на себя внимание все та же историческая ошибка. Император, императрица и все члены царской семьи изображены в  стилизованных облачениях, напоминающих облачения русских царей и княжон XVI-XVII веков. Вызывает недоумение, почему царь Николай II и царица Александра изображены на втором плане семифигурной композиции. В иконографических традициях ключевые фигуры святых изображаются в центре, обозначая, тем самым, композиционный и смысловой центр. Возможно, что иконописцы поместили их в глубину композиции с целью избежать некоторых проблем, связанных с детализацией изображения образов. Но, так или иначе, это нарушает существующие иконописные каноны. В последнее время широкое распространение получила икона «Святые Царственные мученики». Икона выполнена в живописной манере письма, если не считать изображения в верхней части иконы двух ангелов, несущих икону «Державной Богоматери», написанную в сугубо иконописной технике. Подобное смешение стилей является невозможным для православной иконы, но, к сожалению, в иконе есть и другие, еще более серьезные противоречия. В древней традиции православной иконописи через надписание святых, а не через портретную схожесть, написанному образу усвояется статус иконы для поклонения и почитания. В данном случае икона надписана как «Царственные мученики». Согласно определению Освященного Архиерейского Собора 2000 года, прославившего Царскую Семью, говорится: «прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских». Слово «страстотерпец» восходит к посланиям апостола Павла (2 Тим 2 : 3, 5; Евр 10, 32), причем в послании к Евреям говорится о стойкости (славянский синоним - терпение) в перенесении страданий. В истории Русской Церкви такими страстотерпцами были святые благоверные князья Борис и Глеб (1015 г.), Игорь Черниговский (1147 г.), Андрей Боголюбский (1174 г.), Михаил Тверской (1319 г.), которые, в строгом смысле, не были мучениками за христианскую веру, но завершили свою жизнь от рук гонителей веры и убийц. Все они своим подвигом страстотерпцев явили высокий образец христианской нравственности, терпения и личного мужества. Тем самым, чтобы не нарушать, пусть и незначительную, но все же разницу в сложившихся понятиях, надписание икон должно жестко следовать определению о канонизации.

http://pravoslavie.ru/1518.html

Славянск-на-Кубани. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Славянске-на-Кубани На берегу реки Протоки в дельте Кубани раскинулся один из городов Краснодарского края, известный как Славянск-на-Кубани. Истокам возникновения населенного пункта, способствовали генуэзские купцы, обосновавшиеся на этой территории еще b XII b. В период Российской Империи, на месте бывшей турецкой крепости Копыл, образовалось казачье поселение, получившее в 1856г. статус станицы и наименование Славянская, присвоенное в честь Славянского гусарского полка, проходившего здесь пограничную службу в 1774–1778 гг. Весной 1958г. станицу, изменив ее название, преобразовали в город Славянск-на-Кубани, который динамично развивается вплоть до настоящего времени. Согласно сложившейся традиции в Кубанской области, глубоко чтимой русскими казаками, на момент основания поселения, при возможности, сразу строилось здание православного храма, изначально часто сооружавшееся небольшим и деревянным. Тем не менее, уже дореволюционные авторы связывали возведение величественных храмов в кубанских станицах с особой казачьей религиозностью. О строительстве старых церквей на Кубани, протоиерей Отец Никита (Гаврильчик), построивший два храма в городе Славянск-на-Кубани и возводящий третий в поселке Совхозный, сказал: «Раньше всю работу делали с особой молитвой, каждый кирпич при строительстве церкви клали с верой в душе, потому и место, где воздвигалось храмовое здание и сам храм, были необыкновенными, намоленными, невероятной силой обладали». С обветшанием прежних церковных построек и увеличением роста населения в поселениях Кубанской области на конец XIX — начало ХХ вв. пришелся пик строительства каменных храмовых зданий, по сути, определивших самобытную стилистику культовых сооружений Краснодарского края. За время существования станицей, в городе Славянске-на-Кубани возвели три храма, первый из них, разобранный в 1936г., был деревянный, освященный в честь Святого великомученика Пантелеймона Целителя и возвышался в центре станицы. В начале ХХ в. началось строительство двух каменных церквей, посвященных Святому Николаю Чудотворцу и православному празднику Успения Пресвятой Богородицы. В годы Великой Отечественной Войны каменное здание храма Святого Николая Чудотворца, находившиеся в центральной части станицы, сильно пострадало, в результате чего, было принято решение его снести. По сведениям протоиерея Отца Никиты (Гаврильчика), на северо-восточной окраине станицы, при сельском погосте, в 1907г. произвели закладку храма в честь Успения Пресвятой Богородицы. Место под строительство храмового здания, выбиралось старейшинами поселения, как особое, расположенное на естественном возвышении рельефа. Сообразно с древним обычаем совершать на кладбищах богослужения, и в настоящее время при кладбищах устраиваются церкви и часовни, — писал выдающийся архитектор Н. В. Покровский.

http://sobory.ru/article/?object=25066

Чтоб Вера во Господа крепла. Живьем же сожженные люди Со временем встанут из пепла.   Страдальцев просветятся лица. Пред ними преклонят колени. А всем человекоубийцам Гореть, не сгорая, в геенне.   СЛАВЯНСКАЯ ТРАГЕДИЯ   Бомбят Славянск со смыслом ритуальным, Чтобы славян не стало на земле. И мне смотреть на это так печально, И я не смею жить навеселе.   Идет война. Животные страдают, Летит нога теленка в облака. И старики, и дети погибают, И аромат похищен у цветка.   Луганск дымится, а у Порошенко Проходит выдвижение во власть. Ликует, ухмыляясь Тимошенко, И мчится на Славянск опять напасть.   Он весь в руинах, нет заводов, фабрик, Разгромлена больница, школы нет. Собака воет с милой кличкой Шарик, И дерево чернеет, что скелет.   Свинцовый град по Украине скачет, Славянск теряет навсегда славян. И каждый стебелек, и листик плачет, И гарью пахнут зори и туман.   День переполнен жуткой черной ночью, И подались живые за водой. А дьявол над бедой людей хохочет, Над нашею славянскою бедой.   А злоба все злодействует и длится. Какой цинизм и варварство, и гнусь! Я за Славянск иду во храм молиться, Да и в домашнем уголке молюсь.   А где-то не стихает блуд и пьянство, В Нормандии у моря свой спектакль. Воспрянь, восстань, родимое славянство! Иначе превратится жизнь в бардак.   Кровавая трагедия тревожит. Попущено за что?  – Один вопрос. И голос старца слышу: «За безбожье». И на Голгофе вновь распят Христос.   Славянский род скудеет и томится, И, верно, неслучайно, неспроста. И снова надо Киеву креститься, Владимир Князь в слезах у Стоп Христа…   ОБЛИЧИТЕЛЬ   Вместо матери Киев стал мачехой. Его взгляд – что холодная сталь. Потому и грустится, и плачется, Потому и на сердце печаль.   Украины напевы глубинные Ранят чуткую душу мою. Мать-Россия отходчива, милая, И стоит на переднем краю.   Объявили войну Православию. Мать-Россия за Веру стоит. Совесть в ней, в христианке, проявится И безсовестных всех победит.   Приснодева за верных заступится, Перед Сыном прольет много слез. И для всех, кто безумием дуется,

http://ruskline.ru/analitika/2022/04/06/...

Славянск. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Троицы Живоначальной Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:Между 1836 и 1840. Год утраты:приблизительно 1972 (разобран; колокольня была разобрана в 1930-е) Адрес: Украина, Донецкая обл., г. Славянск, Соборная пл. Координаты: 48.852809, 37.607457 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты В 1836 году на центральной площади города Славянск Харьковской губ. начинается строительство нового каменного храма, сооружаемого на пожертвования прихожан при значительном участии купца Стефана Киселева. Троицкий собор был освящён в 1840 году, а площадь с того времени станут именовать Соборной. Более 80 лет в стенах собора шла церковная служба, а часы на колокольне отбивали каждый наступивший час. С приходом советской власти службы прекратились, кресты с церкви были сбиты, а колокола сброшены. С северной стороны собора появился памятник Ленину, а в самом здании храма открылся кинотеатр. После перепланировки помещений там дополнительно разместился спортзал и танцевальный зал, в котором играл духовой оркестр. После войны в здании собора открылась библиотека и парикмахерская. Собор был снесен во время реконструкции центральной части города в 1970-х гг. В свое время он был построен на засыпанном болоте – и строители, учитывая зыбкость грунта, заложили фундамент столь мощный, что когда собор разрушали – фундамент строителям так и не поддался. Разрушить его так и не смогли, не помогла и тяжелая техника, от идеи взрывать – отказались. В итоге решили его засыпать, спланировав склоны получившегося холма. С тех пор площадь и стала слегка горбатой. По сей день ходят легенды о существовании под собором нескольких подземных ходов, идущих к зданию нынешнего ДК им. Ленина, в направлении гостиницы «Украина» по улице Шевченко и даже до самого Святогорска.

http://sobory.ru/article/?object=49402

Новый собор начат был, по благословению блаженной памяти Мелетия архиепископа, в 1836 г. и окончен в 1840 г. Такому скорому сооружению сего храма много содействовал значительными пожертвованиями Славянский гражданин, 3 гильдии купец, Стефан Кондратьевич Киселёв. Несмотря на рещительное приуготовление гражданами материалов к построению церкви деревянной, по той причине, что деревянное здание считалось не так коштовитым, он убедил строить каменную церковь, обеспечив граждан определением значительного пожертвования на каменную постройку храма, и дал в том от себя законный акт. Благотворителем сим на устроение храма употреблено 30 266 рублей ассигнациями. Иконостасы храма устроены в главном Троицком общими пожертвованиями граждан, в одном приделе купцом Стефаном Киселёвым, в другом приделе – Петром Акимовычем Фисаковым. С упразднением приходской Введенской церкви, вся утварь – ризница и святые иконы, из Введенской поступили в Троицкую церковь. Здесь замечательна икона Божьей Матери Неопалимой Купины. С нею соединено событие, достопамятное для жителей города Славянска. В 1820 и 1821 г.г. город Славянск был жертвою беспрерывных пожаров. Никто из жителей не имел покоя, видя себя, имущество и самую жизнь свою в опасности. К прекращению такого ужасного бедствия, губернское начальство нарядило в город Славянск комиссию. Все способы, какие кто мог придумать, употреблялись к открытию поджигателя; но всё было тщетно. Пожары продолжались, и злодея не находили. В продолжение сего бедственного времени, одна простая старушка, по прозванию Бельницкая, жившая не в далёком расстоянии от приходской Введенской церкви и первая, как говорят, пострадавшая от пожара, видела сон: «Кто-то, привидясь во сне, говорит ей, ежели напишется образ Божьей Матери Неопалимые Купины и совершенно будет молебствие, то пожары тогда прекратятся». Старушка Бельницкая открыла сон свой бывшему тогда Протоиерею Иакову Костичу, и когда образ был написан живописцем, освящён в церкви, и, после Божественной Литургии, отпето было прде ним молебствие, то в тот же самый день, чрез несколько часов, на случившемся пожаре взята была под караул, по возникшему подозрению, малоумная девка Мавра, которая давно уже подавала подозрение, но не была допрашиваема потому, что никто не мог подумать, чтобы она могла посягать на такое дело.

http://sobory.ru/article/?object=49402

28 мая 1858 г. Славянск Собираясь оставить Славянск, чтобы продолжать мое странствие в Крым, решаюсь написать о нем хотя бы несколько слов. Разлука делает более нас снисходительными и потому, покидая навсегда место, где протекло однако до пяти недель жизни, с невольным упреком спрашиваешь сам себя: неужели месяц времени, приблизивший нас к вечности, не оставил никакого впечатления? Так оно осталось и было мирно; здешний летний приют мой напомнил мне Останкино. Но я не в Славянске, а только близ него, в трех верстах, в уединенном хуторе Потемкиных, на весьма поэтическом по названию Макатихи, но не лишенном поэзии по своей гористой местности, где есть и леса. Отсюда открывается мне Славянск, во всей красоте своей, на дне глубокой долины, как бы в ущелье, а вокруг него необозримая степь, назнаменованная курганами, памятью мимотекших орд. И утро и вечер любуюсь с моего балкона живописной картиной сего мирного городка, который напоминает мне восточные. Белая, высокая колокольня его собора представляется издали как бы тонкий минарет, а низкие домики промежду садов довершают восточный характер города; особенно хороша эта картина, когда сбегает с нее ранний золотистый туман или когда румянит ее вечернее солнце. Вот все, что могу сказать издали о Славянске, а вблизи он не занимателен. Не спрашивай же меня также, почему зовут его Славянском? Местные славянофилы, довольствуясь одним звучным именем, не любят доходить до его источника и, беспечно купаясь в соляных водах своего озера, мало думают о старине. Я слышал однако, что озеро и само место назывались прежде Тор, и только в начале нынешнего столетия прослыло Славянском, вероятно, по старой памяти славяно-сербских поселений в сих местах. Церковь времен Елисаветы еще доселе стоит на месте старого Тора, но мне отселе ее не видно, она ближе к водам, в глубине оврага. Опишу вам местность моего хутора, которая заслуживает внимания. Уединенный домик, весьма удобный для сельского жилища, стоит в полугоре; небольшая слобода Макатихи спускается по зеленому наклону вдоль дороги к Славянску; с правой стороны глубокий овраг с малым прудом, густо поросший лесом, который теперь благоухает цветущими липами; позади дома маленький вишневый сад, а налево высокий ветряной млин – эта неизменная печать всех малороссийских усадьб; кругом та же необозримая зеленая степь, которая составляет везде горизонт Украины. Но есть в окрестности довольно лесов по глубоким балкам, в которых можно найти много приятных прогулок.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

583 и др. (в разных местах статьи того же автора: «Значение до-никейского канонического права»); 4) в «Прибавлениях к Творениям св. Отцов» часть 43 (за 1889 г. вып. I и II), стр. 170235, 476496, 514523 – в статьях Заозерского: «Об источниках права православной русской церкви» и «Об VIII книге Апостольских уставов»; 5) – в соч. професс. И. С. Бердникова : «Дополнение к краткому курсу церковного права православной греко-российской церкви. Казань 1889 г.», стр. 321323. г) Восемьдесят пять правил Апостольских, преданных через Климента. Текст их находится в известной «Книге правил св. апостолов, св. соборов вселенских и поместных и св. отец». На греческ. и славянск. она издана в С.-Петербурге 1839 г.; на славянск. С.-Петерб. 1843 г.; на греческ. и славянск. с толкованиями эта книга издана в 1876 г. редакцией московского журн. «Чтения в обществе любителей духовного просвещения». Русск. исследования об апостольских правилах: 1) в журн. «Христианское Чтение» за 1841 г. ч. III, стр. 456471; 2) в журн. «Чтения в общ. любит. духовн. просвещения», за 1882 г. в разных местах вышеуказанных статей Заозерского; 3) в журн. «Прибавления к творениям св. отцов» часть 43 (=за 1889 г. вып. II), стр. 497514 (в вышеупомянутой статье Заозерского «Об VIII книге Апостольских Уставов»), – в курсах церковного права: 4) у архим. Иоанна: «Опыт курса церковного законоведения» Спб. 1851 г., т. I, стр. 122136; 5) у Η. К. Соколова: «Из лекций по церковному праву. Москва 1874 г, стр. 94118 (печатались приложением к жури. «Православное Обозрение» за 1874 и 1875 гг.; об апостольск. правилах см. 1874 г., май, июнь); 6) у Лашкарева: «Право церковное. Киев 1886 г.», стр. 118128; 7) у Суворова: «Курс церковного права», т. I, Ярославль 1890 г., стр. 218223 (печатался во «Временнике Демидовского юридического лицея», см. книгу 50-ю); 8) у И. С. Бердникова в соч. «Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви. Казань 1888 г.», стр. 1417; 9) в сочинениях: Неволина «Полное собрание сочинений» т, VI, Спб. 1859 г., стр. 395396; 10) у прот. А. B. Горского: «История Евангельская и церкви апостольской» Москва, 1883 г., стр. 648665 (печаталась в «Прибавлениях к творениям св. Отцов» за 18801883 г.; об апостольских правилах см. 1883 г., ч. 31, стр. 391395); 11) в сочинении: «Правила св. Апостол с толкованиями» вып. 1-й, стр. 512 (печаталось особым счетом страниц в приложении к журналу: «Чтения в обществе любит. духовн. просвещения» за 1875 год); 12) отдельное сочинение Ивана Стратилатова: «Древность и важность Апостольских правил (с приложением самих апостольских правил)». С.-Петербург 1865 г. 228 стр. 8°.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Gusev/...

Славянск. Церковь Воскресения Христова. Свято-Воскресенская церковь Карта и ближайшие объекты Типовой деревянный храм был построен в 1775 году на живописном берегу соленого Вейсова озера. В XIX веке деревянная церковь обветшала и на месте неё был возведён каменный храм. Главный престол был освящен в честь Воскресения Христова, правый - во имя святителя Николая Чудотворца, левый - в честь Тихвинской иконы Божией Матери. К 1904 году в приходе находилось 2635 человек, в том числе население деревень Ивановки (Прокоповки), Карповки (Погореловой), Семеновки (Женеевки). Действовали церковно-приходская школа, попечительство. По штату при церкви было положено состоять двум священникам, диакону и двум псаломщикам. В начале XX века в храме останавливался и служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. С установлением в Славянске советской власти храм был закрыт. Его купола и колокольня разобраны. В помещении церкви власти устроили продуктовый склад и зернохранилище, позже здесь был открыт клуб. Возможность открыть храм появилась в годы Великой Отечественной войны. Первые богослужения после открытия храма здесь проводили монахи Святогорской обители. С началом 1990-х годов началось возрождение храма. Были заново отстроены купола и колокольня, в храм вернулись многие старинные иконы. Утром 19 июня 2014 года церковь была обстреляна артиллерией украинской армии: один снаряд пролетел в полуметре от купола, второй разорвался на дороге рядом с территорией храма (южный фасад побило осколками), третий разорвал центральный газопровод возле озера. Осколком снаряда убило церковного сторожа. http://drevo-info.ru/articles/27424.html Свято-Воскресенский храм является самым старым храмом в городе Славянск, Донецкой области, известный тем, что здесь проводил литургии святой праведный Иоанн Кронштадтский. Каменный Воскресенский храм, освящённый в 1775 году, построен был преимущественно заботами и иждивением секунд-майора Стефана Сергеевича Таранова-Белозёрова на берегу Старо-Майданного (бывшего Вейсова) озера. Первое деревянное здание вскоре обветшало и уже в следующем XIX веке на пожертвования местных жителей был построен новый каменный храм, который мы видим и сегодня.

http://sobory.ru/article/?object=20051

Талант см. Дарование. Терние (синоним – «терновый венец»). «Тернием венчавается Бог, землю всю украшей цветы, и раны приемлет, и терпит поношение долготерпеливно, и багряницу поругания носит, и терпит вся Бог сый, и страждет своею плотию» (тропарь пятой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великий Четверток). Трапеза духовная см. Вечеря. Хлеб (синоним – «пища небесная») – евхаристический образ Христа, восходит к установительным словам Христа во время Тайной Вечери ( Мф.26:26–29 ). «Хлеб сый животворящий, снел еси Иисусе с Симоном фарисеем, да блудница приобрящет некупимую благодать Твою, истощанием мира» (тропарь девятой песни трипеснца Андрея Критского , В.Вторник, повечерие). «Великое таинство Твоего вочеловечения, на вечери совозлежащу Тебе учеником Твоим человеколюбче, открыв рекл еси: ядите Хлеб животный верою, пиите и Кровь излиянную, от богоребренного заколения» (тропарь девятой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). «Хлеб благословив, хлеб сый небесный, благодарив Отцу Родителю, приемый, и чашу учеником давал еси: приимите, ядите, вопия, сие есть Тело Мое, и Кровь нетленныя жизни» (тропарь девятой песни трипеснца Андрея Критского , повечерие, Великая Среда). Храм – обиталище Духа Святого, храм телесный ( Ин.3:19–21 ). 1) Дева Мария. «Всевиновная и подательная жизни, безмерная мудрость Божия, созда храм себе от честныя неискусомужныя Матери: в храм бо телесно оболкийся, славно прославися Христос Бог наш» (тропарь первой песни, утреня, Великий Четверток). 2) Плоть человека. «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче, утренюет бо дух мой ко Храму Святому Твоему, храм носяй телесный весь осквернен: но яко щедр очисти благоутробною Твоею милостию» (песнопение, которое поётся на богослужении утрени Недель Великого Поста). Чертог (синоним – «горница») – символическое место пребывания Бога, восходит к притче о девах мудрых, ожидавших с возжёнными светильниками Жениха-Христа и вошедшими с Ним в брачный чертог ( Мф.25:1–13 ). «Час душе конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай окаянная, бодрствую щи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова» (кондак канона, утреня, Великий Вторник).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Иосиф (синоним – «Рахилин сын») – сын патриарха Иакова (синаксарь Великого Понедельника), прообраз невинного страдания и смирения Христова. «Образ владычен подписуя Иосиф, в ров ввержен бывает, продается от сродник, вся терпит приснопамятный, во образ поистине Христов» (тропарь первой песни трипеснец Андрея Критского , повечерие, Неделя Ваий). " Прежде Рахилина сына плакаше всяк иже в дому, Сына Девыя рыдаху ученик лик с Материю» (тропарь второй статии, утреня, Великая Суббота). Иосиф благообразный – Иосиф Аримафейский ( Мф.27:57–60 ), выкупивший тело Иисуса и погребший его; образ Иосифа – это образ преданности Христу. " Благообразный Иосиф с древа снем пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи» (тропарь, вечерня, Великий Пяток). Иуда (синоним – «рождение Ехиднов») – символ сребролюбия и предательства ( Мф.26:14–25, 47–49; 27:1–5 ). " Рождение Ехиднов воистинну Иуда, ядших манну в пустыни, и ропщущих на Питателя: еще бо брашну сущу во устех их клеветаху на Богу неблагодарнии: и сей злочестивый, небесный хлеб во устех носяй, на Спаса предательство содела. О нрава несытнаго, и дерзости безчеловечныя! Питающаго продает, и егоже люблеше владыку, предаяше на смерть: воистинну онех Сын беззаконный, и с ними пагубу наследова. Пощади, Господи, души наша от таковаго безчеловечества, едине в долготерпении неизреченный» (славник, вечерня, Великий Четверток). «Волцы и сети путие треокаяннаго безумнаго Иуды» (из тропаря третьей статии, утреня, Великая Суббота). Иудеи см. евреи. Книжники (синоним – «фарисеи») – образ книжников встречается неоднократно в Священном Писании ( Мф.23:1–14 ); в гимнографических текстах символ просвещённого лицемерия. «Тече глаголя Иуда беззаконным книжником: что мне хощете дати, и аз вам предам Его, среди же совещавающих Сам стоял еси невидимо совещаваемый: Сердцеведче, пощади души наша» (второй антифон, утреня, Великий Пяток). Крест (синонимы – «древо», «древо крестное») 626 – орудие казни; крест, на котором был распят Христос и им искупил род человеческий, поэтому может символизировать наше упование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010