Разделы портала «Азбука веры» Каталог православного видео (6+) ( 15  голосов:  4.9 из  5) Предыдущий Следующий Д.Г. Добыкин. Почему Моисей разбил скрижали Завета? Д.Г. Добыкин. «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:18) Лекции доцента Санкт-Петербургской духовной академии, кандидата богословия Дмитрия Георгиевича Добыкина в образовательном центре при храме свт. Николая Чудотворца в г. Павловске. Расшифровка лекции 1. Почему Моисей разбил скрижали Завета? «Исполняй повеления и предписания мои»: почему Моисей разбил скрижали Завета. Понятно, что цитату, которую мы произнесли: «почитай заповеди Мои, предписания Мои» — эта цитата из Книги Второзакония, из одной из древнейших Книг Ветхого Завета, и один вопрос, который встаёт перед любым читателем Священного Писания, читателями Ветхого Завета — это вопрос о том, а вообще какой смысл имеют для нас все эти ветхозаветные заповеди? Понятно, что все мы слышали о десяти заповедях — наверняка не просто о них слышали, но и их слышали. Но ведь кроме десяти заповедей в Законе всего 613 заповедей, и там есть не только «не убей», «не укради», «почитай родителей», но, например, о том, что надо платить десятину, либо приносить жертвы, либо побивать камнями человека, который обижает своих родителей — и так далее. Вот один из важнейших вопросов: вообще, вот эти заповеди — заповеди Ветхого Завета, предписания Ветхого Завета, повеления Божии Ветхого Завета — какое они имеют к нам отношение, и вообще — имеют ли они какой-нибудь смысл для нас сейчас? И чтобы разобраться в ветхозаветных заповедях (а я всё-таки, не забывайте, «ветхозаветник»), для меня важно рассказать о том, что же такое Ветхий Завет и зачем он нужен нам, христианам. Чтобы разобраться в ветхозаветных заповедях, нужно понять следующее — что в любой заповеди есть форма и есть содержание. Но чтобы эти слова имели какой-то смысл, давайте вот о чем поговорим. Когда Бог создавал этот мир, Он создал его не только с физическими законами. Физические законы нам понятны, знакомы: закон притяжения, второе начало термодинамики, и так далее – то, что описывает физика.

http://azbyka.ru/video/tolkovanie-dekalo...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ковчег завета I. НАЗВАНИЕ 1) евр. слово арон обозначает «ящик» или «ларец». Это же слово в Быт.50 употребляется в значении «саркофаг»; 2) «Ковчег завета» Господня [евр. арон берит яхве; Числ. 10:33 ; Втор. 31:26 ; ср. Евр. 9 и т.д.] был назван так потому, что в нем находились две каменные скрижали с Десятью Заповедями, свидетельством Божьего завета с народом Израиля; 3) название «ковчег откровения» ( Исх. 25:16.22 ) также указывает на Божий Закон как на свидетельство Божьей воли; 4) выражения «ковчег Божий» ( 1Цар. 3:3 ; 1Цар. 4:11 ) и «ковчег могущества Твоего» ( 2Пар. 6:41 ; Пс. 131:8 ) говорят о К.З. как о знаке Божьего присутствия. II. УСТРОЙСТВО И МАТЕРИАЛ Ковчег завета, изготовленный по повелению Бога и находившийся в Святом Святых ⇒ скинии , имел длину 2,5 локтя, ширину – 1,5 локтя и высоту – 1,5 локтя. Один локоть «по прежней мере» ( 2Пар. 3:3 ) равнялся 52,5 см. К.З., сделанный из дерева «ситтим» (акация), был «обложен» снаружи и изнутри «чистым золотом» и вверху украшен золотым венцом ( Исх. 25:10–16 ). К.З. стоял на четырех «нижних углах». Внизу, по продольным сторонам ковчега, к стенкам его было прикреплено по два золотых кольца, в которые продевались шесты, также сделанные из дерева «ситтим» и обитые золотом. Длинные шесты (20 локтей) позволяли избежать прикосновения носильщиков к К.З. Так как кольца располагались внизу, во время переноски ковчег возвышался над головами несущих. Согл. Евр. 9:4 , наряду с упомянутыми скрижалями завета в К.З. находились также золотой сосуд с манной и жезл Аарона ( Исх 16 и след.; Числ. 17:10 ; но ср. 3Цар. 8:9 ). К.З. был накрыт ⇒ крышкой . III. ИСТОРИЯ Значение К.З. раскрывается в его истории. Во время странствования израильтян по пустыне священники несли впереди К.З. как знак присутствия Бога, указывающий направление пути и места остановок ( Числ. 10:33 ). Прежде чем носильщики трогались в путь или останавливались, Моисей взывал к Господу; возможно, эти молитв. обращения стали начальными строчками некоторых псалмов (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Архив И когда [Бог] перестал говорить с Моисеем на горе Синае, дал ему две скрижали откровения, скрижали каменные, на которых написано было перстом Божиим. Исх. 31, 18 Древнееврейское право имеет богооткровенный источник. Когда потомки Авраама вышли из египетского плена, им предстояло начать новую жизнь под Божественным водительством, которое имело великую цель: дать не только избранному народу, но и всему миру Спасителя. Тогда на горе Синай Господь через пророка Моисея дал законы, которые определяли отношения каждого еврея к Богу, своему Творцу и Промыслителю, и между собой во всех областях жизни: нравственной, юридической, общественной, семейной. Законы даны были единожды на весь период Завета — до исполнения времен. Никто не мог их изменить или дополнить. Никакого “законотворчества” не было в Израиле. Бог все творит премудро. Мысль эту св. Давид выразил в двух псалмах: 103-й воспевает совершенство творения природы и животного мира: “Яко возвеличишася дела Твоя, Господи; вся премудростию сотворил еси, исполнися земля твари Твоея” (Пс. 103, 24), а псалом 102-й говорит о премудрости закона, данного Богом людям: “Благослови, душе моя, Господа, и вся внутренняя моя имя святое Его Творяй милостыни Господь, и судьбу [суд] всем обидимым. Сказа пути Своя Моисеови, сыновом Израилевым хотения Своя Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, и правда Его на сынех сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его творити я [их]” (Пс. 102, 1, 6–7, 17). Талмуд возник из потребности применить данные однажды законы к усложняющимся областям личной, семейной и общественной жизни народа. Большинство трактатов Талмуда содержат толкования на различные места Пятикнижия Моисея. Возникли эти многочисленные проблемы по причине несовершенства людей, а не законодательных установлений. Греховная жизнь, исказившая религиозное и нравственное сознание, привела к трудностям в применении простых и ясных законов. От поврежденности грехом происходят ошибки и неправды человеческого суда. Напротив, “боящиеся Господа найдут суд и, как свет, возжгут правосудие” (Сир. 33, 18).

http://pravoslavie.ru/put/070228100001.h...

Собор святых славных и всехвальных апостол 12 На Господи, воззвах: стихиры на 6, Петра и Павла 3, глас 2. Самоподобен: Киими похвальными: Киими похвальными венцы/увязем Петра и Павла,/разделенныя телесы/ и совокупленныя духом,/Богопроповедников первостоятели?/Оваго убо яко апостолов предначальника,/оваго же яко паче инех трудившася,/сих бо воистинну достойно,/безсмертныя славы венцы венчает Христос Бог наш,/имеяй велию милость. Киими песненными добротами/воспоем Петра и Павла?/Богоразумия криле,/прелетевшия концы/ и к Небеси вознесшияся,/руце Евангелия благодати,/нозе истиннаго проповедания,/реки премудрости,/крестныя роги,/имиже демонов бровь Христос низложи,/имеяй велию милость. Киими духовными песньми/похвалим Петра и Павла?/Безбожия заклавшия незатыкаемая уста,/страшныя Духа мечи,/Рима светлая удобрения,/всея вселенныя питатели,/Новаго Завета Богописанная скрижали мысленныя,/яже в Сионе Христос возгласи,/имеяй велию милость. Ины стихиры дванадесятих апостол, глас 4. Подобен: Яко добля: Яко самовидцы и свидетелие Слова воплощения,/ученицы пребогатии, ублажаетеся:/яко молния бо, сияющий миру явистеся/и, яко горы мысленныя, сладость искапаете,/яко приснотекущия реки райския, разделившеся,/языческия церкви Божественными напаяете водами. Яко лучи, блистающии зарями духовными,/в мир весь послани бысте,/чудес действо независтно подающе,/служителие Христовых таин бывше/и Богописанныя скрижали, Божия благодати написанныя/Богонаученнаго закона,/священнотаинницы пребогатии. Рыбарская трость любомудрых шатание/ и витийския струи пречерта,/Богомудрая учения, изображений догматы/ и таин благих ясно изложивше Евангелие,/ и пищи присносущныя причастие,/ и ангельское наслаждение,/и пребывающую славу. Слава, глас 6: Всечестный апостолов приспе праздник Церкви Христове,/ходатайствующий спасение всем нам./Тайно убо восплескавше, к сим рцем:/радуйтеся, светильницы сущим во тьме,/мысленнаго Солнца зари облистающии./Радуйтеся, Петре и Павле,/учений Божественных основания незыблема,/друзи Христовы, сосуди честнии,/приидите посреди нас невидимо,/сподобляюще даров невещественных/ваш праздник восхваляющих песньми.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Предыстория. Скиния Завета и Иерусалимский храм В современном православном словоупотреблении храмом, или церковью, называется здание, предназначенное для совершения богослужений, таинств и обрядов. Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Тогда же в трудах отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника , храм как здание для молитвы и богослужения получает богословское осмысление. Этому, однако, предшествовала долгая предыстория, начавшаяся в ветхозаветные времена и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I–III вв.). У древних евреев во времена патриархов не было особых зданий для богослужения. Этим евреи отличались от языческих народов, в частности от египтян, у которых существовала широко развитая храмовая архитектура. У евреев были, однако, священные места, связанные с явлениями Бога человеку (см.: Быт. 32:30 ). Такие места могли обозначаться памятниками в виде камня, на который возливали елей (см.: Быт. 28:18–22 ). В местах явлений Божиих устраивались жертвенники (см.: Быт. 12:8, 26:25 ), представлявшие собой груду неотесанных камней для разжигания костра под открытым небом. Жертвенники устраивались также на новоприобретенных участках земли (см.: Быт. 8:20, 33:20 ). После исхода из египетского плена евреи под руководством Моисея, по повелению Божию, строят скинию – переносное святилище (см.: Исх. 26–27 ). Скиния, представлявшая собой походный храм-шатер внушительных размеров, воспринималась как место присутствия Божия (см.: Исх. 25:8 ); именно там совершалось богослужение, приносились жертвы Богу. Скиния располагалась внутри прямоугольного двора площадью 100x50 локтей (см.: Исх. 27:18 ). Двор скинии был окружен столбами – по двадцать с южной и северной сторон, по десять – с западной и восточной (см.: Исх. 27:9–13 ). Точный размер скинии в Библии не указан; по мнению древних толкователей, скиния представляла собой палатку высотой 10 локтей и площадью 30x10 локтей, делившуюся на две части – святилище площадью 20x10 локтей и Святое святых площадью 10х10 локтей. В святилище находились культовые предметы – золотой светильник с семью лампадами (см.: Исх. 25:31–37 ), жертвенник для хлебов предложения (см.: Исх. 25:23–30 ), жертвенник для воскурения фимиама (см.: Исх. 30:1–6 ) и умывальник (см.: Исх. 30:17–21 ). В Святом святых располагался ковчег Завета – деревянный ящик с золотой крышкой (см.: Исх. 25:10–17 ), внутри которого хранились скрижали Завета (см.: 3Цар. 8:9 ); там же были размещены расцветший жезл Ааронов и сосуд с манной (см.: Евр. 9:4 ). Святое святых было отделено от святилища завесой из голубой, пурпурной и червленой шерсти и крученого виссона, висевшей на четырех столбах (см.: Исх. 26:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В начале, в древнем законе, Сам Бог повелел Моисею, ради чести и славы Своей, сотворить в скинии образы, сказав ему: И да сотвориши дщицу злату чисту, и изобразиши на ней образ печати, святыня Господня ( Исх.28:36 ). Господь, повелевая Моисею сотворить образы, сказал не о идолах греческих и языческих богов, но повелел сотворить образы для славы Своей. Потом Господь Бог повелел Моисею сделать кивот завета и двух херувимов, говоря: сотвориши два херувима злата изваянна, и возложиши я от обеих стран очистилища; и ниже: на опонах множество херувимов сотвориши ( Исх.25:18–19 ). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать медного змия: сотвори себе змию (медяну) и положи ю на знамя: и будет, аще угрызет змия человека, всяк угрызенный видев ю, жив будет ( Чис.21:8 ). Затем Господь Бог повелел Моисею сделать две каменные скрижали (таблицы). И рече Господь к Моисею: истеши себе две скрижали каменны якоже и первыя, и взыди ко Мне на гору: и напишу на скрижалех словеса ( Исх.34:1 ). Эти две скрижали, стамну, заключавшую в себе манну, и жезл Ааронов Моисей с великою честию положил в ковчеге. Еще повелел Бог Моисею: и да помажеши (святым елеем) скинию свидения, и кивот скинии свидения, и вся сосуды ея, и олтарь кадильный. И освятиши я и будут святая святых: всяк прикасаяйся им, освятится ( Исх.30 ). Соломон же премудрый сотвори на дверях изваянны херувимы... объятыя златом свешеным на изображение ( 3Цар.6:35 ). Провидев все это, пророк Давид возгласил: Господи, возлюбих благолепие дому Твоего, и место селения славы Твоея ( Пс.25 ). И еще: вниду в дом Твой, поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем ( Пс.5 ). Возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть. Все эти свидетельства не противоречат заповеди данной Богом людям израилевым: слыши, Израилю: Господь Бог наш Господь един есть ( Втор.6 ). Да не будут тебе бози инии пред лицем Моим, да не сотвориши себе кумира, ни всякаго подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах и под землею: да не поклонишися им, ниже послужиши им ( Втор.5:7 и след.). Здесь Бог ясно запрещает делать образы богов греческих и языческих, потому что греки и другие языческие народы, как напр. египтяне, почитали своих истуканов за богов и покланялись им. Но чтобы к сему не привык и народ Божий, Господь Бог строго запретил делать такие подобия. Однако они слили себе тельца в пустыне и вопияли пред ним: се бози твои, Израилю, и сделались идолослужителями. Но Господь не только не запретил делать образы, но и для Своего прославления повелел сделать доску с изображением херувимов, медного змия, и другие украшения, имевшие быть при кивоте. И этих украшений ни Моисей, ни израильтяне не только не уничтожали, но почитали и покланялись им, и в сем случае почитали не дерево и не краски, но Того, в честь и хвалу Которого они были сделаны. §3. Из Нового Завета

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Разделы портала «Азбука веры» Откуда взялись священники Во все времена, во всех религиях были люди, которых в советских учебниках именовали «служителями культа». На самом деле называться они могли по-разному, но главное было то, что эти люди играли роль посредников между человеком и духовными силами, которым он поклонялся. «Служители культа» обращались с молитвой к этим силам и приносили им жертвы. Несмотря на то что священство существовало (и существует) в большинстве религиозных систем, духовные силы, с которыми они имеют дело, – разные. Поэтому очень важно знать, кому приносится жертва, кому именно поклоняется тот или иной народ. В этом отношении православное духовенство не имеет никакой связи с языческими жрецами, шаманами и т. д. Оно признает свое родство со священством ветхозаветного Израиля, потому что священники, которые вместе с пророком Моисеем вели иудеев в землю Обетованную, поклонялись Тому же Богу , Которому поклоняются и христиане – Богу Библии. Священство Ветхого Завета появилось почти за 1500 лет до Р. Х., когда евреи выходили из египетского рабства в землю Обетованную. Тогда, на горе Синай, Бог дал Моисею знаменитые Десять заповедей и еще много других законов, определявших религиозную и гражданскую жизнь Израиля. Отдельная глава касалась места, где израильтяне должны были приносить жертвы Богу, а также людей, которые имели право это делать. Так сначала появилась скиния – походный храм, где хранились скрижали Завета (две каменные доски, на которых Богом были высечены Десять заповедей), и служители скинии. Позже, по образцу этой скинии, царь Соломон построил в Иерусалиме огромный храм. Участвовали в богослужении все израильтяне, но совершать его могли только священники. Причем так же, как и священство новозаветное, ветхозаветное священство было устроено иерархично, однако имело и существенное отличие – оно было наследственным. Для православных христиан связь со священством Ветхого Завета – живая и непосредственная. В православных храмах можно увидеть иконы ветхозаветных первосвященников и священников. Например, с именем ветхозаветного священника Захарии (отца Иоанна Предтечи) и сейчас крестят детей.

http://azbyka.ru/svyashhenniki-kto-oni-o...

Толкование на Апостол из послания Апостола Павла к Евреям, читаемый в пятую неделю Великого поста (Евр.9:11–14) Все, что ни имел Ветхий Завет, было знаменованием и прообразованием того, что произошло в Новом Завете. Богоглаголивый Павел воспоминает первую и вторую Скинию, светильник седмисвечный, предложение хлебов, завесу разделяющую две Скинии, златую кадильницу, ковчег завета, и в нем содержащееся, как-то: златой сосуд с манною, жезл Ааронов прозябший и скрижали завета, над киотом еще Херувимов славы, и осеняемое ими очистилище ( Евр.9:1–5 ): но не изъяснил, каких вещей Нового Завета были оные знаменованием и прообразованием, а сказал только сие, что настоящее время не позволяет говорить об оных подробно: « о нихже не лет ныне глаголати подробну » ( Евр.9:5 ). Сие же сказал целию имея своею то, чтобы говорить о Священстве, и особенно о Архиерее, и чтобы показав, что Архиерей законный образ был Иисуса Христа, тем самим превознести принесенную Им жертву, которая отверзла спасительный вход в противообразная Святая Святых. Предрасполагаясь к тому, во-первых, говорит, что во вторую Скинию, то есть в знаменовательная Святая Святых единожды в год входил един Архиерей « не без крове » ( Лев.16:15 ), потому что кропил очистилище кровию закалаемого козла, и что сим вшествием единого Архиерея в образовательная Святая Святых означал Дух Святой, что доколе Скиния оная состояла, дотоле путь в истинная Святая Святых не был открыт ( Евр.9:8 ): во-вторых, учит, что приносимые в законе дары и жертвы, как знаменовательные, не могли успокоить совесть приносящих оные ( Евр.9:9 ), сказав сие о прообразованиях, представляет и Самого прообразуемого Христа, и то, что совершено Им, начиная так. Евр.9:11–12 . Братия, Христос пришед Архиерей грядущих благ большею и совершеннейшею Скиниею нерукотворенною, сиречь не сея твари, ни кровию козлею ниже телчею, но Своею кровию вниде единою во Святая, вечное искупление обретый. « Пришед », сказал, а не быв, дабы представить, что не был Он Архиереем прежде нежели пришел в мир, но соделался Архиереем пришедши в мир и вочеловечившись.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Вторая мимра против иудеев Молитва " Отче наш " на сирийском языке. Напечатана с использованием шрифта Сирто Вторая мимра против иудеев посвящена спору с иудеями касательно соблюдения предписаний закона, обрезания и субботы. Этой теме посвящено много поизведений сирийской полемической литературы (Афраата, св. Ефрема Сирина, Иакова Саругского, Филоксена Маббогского, Сергия Стилита, Дионисия бар Цалибхи). Издатель текста мимры Стенли Казан пытается показать существование традиции сирийской полемической литературы против иудеев. Появление подобного рода литературы, по мнению С. Казана, обусловлено близким сосуществованием христиан с иудеями и прецедентами иудейского прозелитизма среди христиан; а также - это особенно ярко проявлялось в первые века христианства - случаями потребления христианами ритуальной пищи иудеев, соблюдения предписаний иудейского закона, участия в иудейских праздниках, использования амулетов, приобретенных у еврейских знахарей (в качестве параллели в греко-язычной части империи можно привести Восемь бесед против иудеев св. Иоанна Златоуста). Исаак Антиохийский показывает отмену и ненужность закона с помощью того, что известно иудеям, а именно с помощью книг Ветхого Завета (этим, наверное, объясняется отсутствие ссылок на Евангелия). Определяя значимость того или иного события, человека, он противопоставляет христианский взгляд на мир и историю - иудейскому. Центр мировой истории для иудея имеет точное местоположение - это принятие Моисеем Скрижалей Завета. Вся последующая история расходится концентрическими кругами от этого момента, следуя за появляющимися книгами: за Торой следуют Пророки, за ними Писания, затем Мишна и Гемара, где каждая последующая толкует предыдущие. Таким образом, история предстает как развертывание и прояснение во времени смысла синайского законодательства. Христианство же размыкает этот ,,круг " : история им воспринимается как прямая, идущая от сотворения мира до дня Страшного Суда. Но на этой прямой есть особые вехи, главнейшая из которых - боговоплощение и спасительные деяния Иисуса Христа. Этот исторический промежуток отличается от всего предыдущего времени своей неповторимостью и вневременной значимостью, заключающейся в пересечении и соединении того, чему пересекаться и соединяться неестественно (после грехопадения), в чуде: схождении Бога в мир, принятии ,,зрака " раба и крестной смерти за него. Этот промежуток отмечен присутствием внеисторического, ибо все домостроительство спасения, являясь историческим фактом (а, значит, и обладая присущей ему единичности и завершенности), в тоже время имеет место в вечности, где оно уже было предрешено на Предвечном Совете Троицы. Эта внеисторичность и значительность определяют собой появление предображений домостроительства в ветхозаветной истории (этим также может определяться значимость того или иного события).

http://pravoslavie.ru/1550.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Пояс Богородицы: история и чудеса уникальной святыни 4 мин., 13.09.2023 Годичный круг великих (двунадесятых) православных праздников начинается и замыкается торжествами, посвященными Пресвятой Богородице: от ее Рождества — через Покров, Введение и Благовещение — до Успения. И последний день церковного года — 13 сентября (31 августа по старому стилю) — тоже посвящен Божией Матери: в этот день Церковь отмечает праздник с загадочным для современного человека названием — Положение честного пояса Пресвятой Богородицы. Кому нужно почитание святынь Первые поколения христиан не нуждались в реликвиях. Они не сохранили даже Крест Господень и никак особо не почитали святыни Иерусалима. И когда в 70 году, во время Первой Иудейской войны, возникла реальная опасность, христиане просто переселились в другие места. А ортодоксальные иудеи остались в городе — потому что это был город Храма, и их отношение к святости этого места было другим. Впрочем, почитание святынь закреплено в самом библейском тексте. Хотя изначально почитание Бога не требовало предметной формы. Но когда Моисей спустился с Синая со скрижалями Завета, он увидел, что весь народ, за исключением рода Левия, впал в грех идолопоклонства, заменив «беспредметного» Бога золотым тельцом. И тогда пророк снова поднялся на гору, и Господь, снизойдя к слабости человеческой, «опредметил» культ — раз люди на данном этапе не готовы почитать Его без формы и привязки к чему-то конкретному, хотя бы к точке на карте. Читайте также: Народ и его Закон. История дарования скрижалей Так появился Ковчег Завета, в который поместили сперва скрижали, потом жезл Аарона, потом сосуд с манной… А еще возникла священная скиния, которой даже касаться было нельзя никому, кроме левитов. И все это нужно было не Богу, а человеку. И с христианскими реликвиями та же картина. Ведь и по Воскресении Христовом люди все еще ищут какой-то простой и понятной формы поклонения Тому, Кто не имеет формы. Хотя, конечно, ни одна реликвия не сравнится с Телом и Кровью Христовыми, преподающимся в каждом храме. Странные праздники церковного календаря

http://foma.ru/pojas-bogorodicy-istorija...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010