После кончины Апостолов Петра и Павла Лука покинул Рим и с проповедью прошел Ахайю, Ливию, Египет и Фиваиду. Существует предание, что Евангелист Лука проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мученически скончался в г. Фивы на 85 году жизни во время гонения Домициана. По другому преданию, он скончался мученическою смертию в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Апостол Мощи его перенесены в Константинополь при императоре Константине в половине IV века. Память его празднуется Церковью 18/31 октября. Христианское предание о Пресвятой Деве Марии 351 : Ее рождении 352 , введении во храм 353 , пребывании в нем до 14-летнего возраста. Обручение Ее праведному старцу Иосифу 354 . 6 г. до Р.Х. Иерусалим Иерусалимский храм Краткая историческая справка – о времени Рождества Господа нашего Иисуса Христа: Принятое у нас теперь исчисление “от Рождества Христова” введено в VI веке римском монахом Дионисием, по прозванию Малым, который за основание этого летоисчисления поставил расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754-ом году от основания Рима. Этот расчет, как показали потом тщательные расследования, оказался ошибочным: Дионисий ошибся, по крайней мере, на 5 лет, указав год Рождества Христова позже, чем он был в действительности. Эта Дионисианская эра, назначавшаяся сначала для церковного употребления, с X века сделалась общераспространенной в христианских странах и принята в гражданском летоисчислении, хотя всеми хронологами признается теперь ошибочной. Действительный год Рождества Христова можно определить более точно на основании следующих данных Евангелия: 1 . Время царствования Ирода Великого. Из Мф. 2, 1–18 и Лк. 1, 5 совершенно ясно, что Христос родился еще во время царствования Ирода. Ирод же царствовал с 714 по 750 гг. от основания Рима. В 750 г. он умер за восемь дней перед Пасхою, вскоре после лунного затмения. Но так как, по вычислению астрономов, это затмение происходило в ночь с 13 на 14 марта 750 года и иудейская Пасха в этом году приходилась на 12 апреля, то, следовательно, Ирод умер в начале апреля 750 г. от основания Рима, то есть по крайней мере на четыре года раньше нашей эры.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/rukovod...

После революции началось расхищение имущества монастыря, а сама женская обитель была превращена в «совхоз». Инокиням предложили трудиться на благо Красной армии, вязать чулки и фуфайки — но само же коммунистическое руководство «совхоза» и разворовало мастерские, в которых можно было все это производить. Как могла, Пелагия искала возможности для пропитания насельниц и сохранения жизни обители хотя бы под вывеской «совхоза». Но когда в монастырь прекратили подавать воду и обязали монахинь убирать урожай на полях красноармейцев, мать Пелагия просто отказалась посылать сестер на дополнительный каторжный труд. Так она получила первый лагерный срок — три года, и вместе с ней все поддержавшие ее решение сестры из совета монастыря. Кстати, уже после их осуждения в монастырь была послана комиссия, которая установила невиновность монахинь и даже вскрыла факты происходившего вокруг обители беззакония. После освобождения мать Пелагия вернулась в родной монастырь, который просуществовал еще до 1927 года. В 1937 году, в разгар «ежовщины», инокиню Пелагию снова арестовали. Виновной в контрреволюционной агитации она себя не признала, отвечала следователям уверенно и прямо, за что и получила новый срок — восемь лет Карагандинского лагеря, Карлага. Условия заключения в Казахстане были совершенно нечеловеческие. На 85% потеряв трудоспособность, заключенная Пелагия Тестова по-прежнему использовалась на общих работах. Да еще и получала положительные характеристики: «качество работы хорошее», «нормы выполняет», «взысканий не имеет». В 1941 году пожилой больной монахине отказали в пересмотре дела и в освобождении — и вряд ли сообщили, что в этом же году ее старшая сестра преподобномученица Марфа (Тестова) скончалась в другом пункте Карлага. А 3 ноября 1944 года и сама инокиня Пелагия умерла от изнурения на нарах лагерной больницы.   Священномученик Лаврентий (Князев), епископ Балахнинский, викарий Нижегородской епархии — 6 ноября Викарным называется епископ, который не возглавляет отдельную епархию, а призван помогать правящему епархиальному архиерею. Но на деле епископу Лаврентию пришлось совсем одному управлять всей Нижегородской епархией — правящий архиерей Иоаким (Левицкий) летом 1917 года погиб от рук бандитов.

http://foma.ru/datyi-noyabrya.html

Спустя немного времени Алексий устроил и некоторые другие монастыри, как то: Владычный в Серпухове, Благовещенский В Нижнем Новгороде и Цареконстантиновский во Владимире. За несколько лет до своего преставления, св. Алексий воздвигнул в 1365 году монастырь Благовещения Пресвятой Богородицы. В этом монастыре он приготовил себе и гроб, в котором завещал положить себя по смерти; написал завещание и вручил монастырь самому Великому Князю Дмитрию Иоанновичу, призвал к себе преподобного Сергия и дал ему золотой крест с парамандом. Преподобный долго отказывался, говоря, что «от юности моея не был я златоносцем, и в старости хочу в нищете пребывати»; но св. Алексий принудил его принять крест и параманд. «Исполни чадо послушание», говорит Святитель и своими руками возложил крест на преподобного Сергия. После этого он начал говорить, что приближается конец его жизни, и что он желает избрать преемником себе преподобного Сергия, как достойного по жизни пастыря. Сергий, отказываясь от сего предложения, говорил: «Прости меня, Владыко Святый, выше меры моея есть сие». Блаженный Алексий, видя непреклонность Сергия, отпустил его в прежнюю обитель. Предчувствуя конец своей жизни, Святитель Алексий, будучи в глубокой старости, дал знать об этом Великому Князю Дмитрию Иоанновичу. Совершивши Божественную литургию причастившись Св. Христовых Таин, он всем окружающим его преподал мир и благословение, после чего начал читать отходную молитву, но, не успев ещё окончить её, мирно скончался на 85 году своей жизни, 12 февраля 1378 года. Место, где теперь находится Чудов монастырь, говорят, было некогда двором ханских послов, в котором жили приезжавшие на Русь послы ханов. Пользуясь милостию хана, приобретённою исцелением его жены, Св. Алексий избрал это место для своего монастыря и устроил церковь во имя Чуда Архистратига Михаила. Спустя около 60-ти лет по смерти св. Алексия, верх церкви обрушился, но алтарь остался невредимым, так что священнослужители, совершавшие Божественную Литургию, были спасены. Когда копали ров для нового каменного здания, на южной стороне полуразвалившегося храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

   Подробных правил относительно монашеской жизни Антоний не давал своим ученикам; но в общем виде он точно определял те требования, какие они должны были выполнять, чтобы достигнуть высшего нравственного совершенства. Так, он словом и примером собственной жизни заповедовал им: полное отречение от всех земных благ, совершенную преданность воле Божией, молитву, уединенные размышления о Боге и мире духовном, телесный труд и прочее.    Через шесть лет (312 г.) после основания монашеской общины преподобный Антоний, обеспокоиваемый множеством посетителей, удалился из развалин крепости в так называемую внутреннюю пустыню, отстоявшую на три дня пути к востоку от места его последних подвигов, и поселился в одной горной пещере. Только по временам приходил он к оставленной им братии для назидания и укрепления ее в духовной жизни. Но народ нашел его и в новом его уединении, тем более, что Господь сподобил великого подвижника дара чудотворения и прозрения. Люди всех сословий, богатые и бедные, знатные и незнатные, приходили к нему в пустыню, одни — чтобы видеть святого мужа, другие — чтобы получить от него совет, утешение, или исцеление. Приходили к нему даже языческие ученые, привлекаемые его славою, и вступали с ним в споры о вере. Антоний, глубоко изучивший человеческую природу и уединенными размышлениями достигший полного христианского ведения, своими простыми безыскусственными рассуждениями всегда одерживал над ними верх. Слава Антония была так велика, что даже сам император Константин обращался к нему с письмом, в котором называл его отцом и убеждал писать к себе о нуждах. Но Антоний, порвавший все связи с миром, не хотел было даже принять письма и, только по убеждению братии, принял и написал ответное письмо, в котором, верный самому себе, хваля благочестие царя, советовал ему не превозноситься царским званием, так как цари земные имеют над собою Царя Небесного, Иисуса Христа.    В течение своей долговременной отшельнической жизни преподобный Антоний только два раза оставлял свою пустыню и появлялся в мире. В первый раз он приходил в Александрию в 311 году, во время гонения Максимина, чтобы ободрить и утешить страдальцев за веру, а во второй раз — тоже в Александрию в 351 году, чтобы поддержать православных в борьбе с арианами. В последний раз появление в шумном городе уважаемого столетнего пустынника было особенно благодетельно для Церкви; в несколько дней он обратил ко Христу значительное число язычников и еретиков. В последние годы своего пребывания во внутренней пустыне преподобный Антоний встретил там Павла Фивейского, еще прежде него начавшего подвижническую жизнь и, до встречи с ним, не видавшего человеческого лица; по сказаниям житий, Антоний и похоронил Павла. Сам Антоний, проживши в пустыне более 85 лет, мирно скончался в 356 году (105 лет от роду).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3254...

Возглавив отдаленную епархию, П. не утратил связей с Москвой, регулярно ее посещал по царским указам. На Соборах 60-х гг. XVII в. было закреплено указом требование постоянного присутствия при патриархе «чередных» архиереев для решения насущных задач церковного управления. П. во исполнение указа трижды был вызван на чередное служение; в 1-й раз оно длилось почти год - с 1 февр. 1682 по 3 янв. 1683 г. (Там же. С. 217, 277, 233). 24-25 июня 1682 г. П. принял участие в чине венчания на царство Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича - вместе с др. архиереями принимал царское платье (ДАИ. Т. 9. С. 39). Второе служение состоялось весной 1686 г. и длилось более года, П. вернулся в Тобольск 20 марта 1687 г. (ПСРЛ. Т. 36. С. 172,173,175-176), 3-е и последнее должно было иметь место в 1692 г. П. был вызван в Москву, но умер в пути. Сибирская кафедра была одной из самых сложных в управлении: конфликты духовных властей со светскими завершались чаще всего не в пользу Церкви. Так, у митр. Симеона (1651-1664) был затяжной конфликт с тобольскими воеводами, недостаточная поддержка действий владыки в Москве стала причиной его поражения. При П. ситуация изменилась, чему немало способствовало его недавнее придворное прошлое. За короткий срок 3 местных воеводы оказались в тюрьме на архиерейском дворе за неуважение к владыке и непристойный образ жизни. Во всех случаях П. получил поддержку из Москвы. В 1680/81 г. по государевой грамоте на архиерейский двор «привожен был и головою отдан» тобольский воевода стольник М. В. Приклонский. 6 янв. 1681 г. П. отлучил его от Церкви «за презорство и гордость, и за неистовое его житие, и блудодеяние, и за неистовые и поносные речи» (Там же. С. 172). Отлучение не было снято до конца жизни Приклонского; вернувшись в Москву в 1692 г., он не был удостоен царской аудиенции и патриаршего благословения. Впосл. Приклонский принял монашество, стал схимником, но так и скончался под отлучением П. В 1684/85 г. по царской грамоте был посажен в архиерейскую тюрьму якутский воевода стольник И. В. Приклонский за «архиерейский понос» (Там же. С. 175), Тюменский воевода Т. Г. Ртищев в том же году был выдан П., но «умолил», «и простил его архиерей» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2578475.html

Житие Е. было написано по заказу некоего Симеона патриархом К-польским св. Мефодием, по его утверждению, 40 дней спустя после кончины святого на о-ве Св. Андрея. Согласно Житию святых Давида, Симеона и Георгия, Е. скончался в возрасте 80 лет, тогда как в Житии Е. говорится о кончине на 77-м году жизни, поэтому в справочных изданиях есть расхождения относительно года смерти Е.: напр., в ΘΗΕ назван 824 год. По сведениям, приводимым прп. Никодимом Святогорцем, мощи Е. хранятся в г. Анхиал (ныне Поморие, Болгария). Похвальное слово Е. было написано Митрофаном Монахом (BHG, N 2146). Е. принадлежит трактат «Об избрании епископов», сохранившийся под именем «Евфимия Сардского святейшего». В зап. мартирологах память Е. по неизвестной причине помещена под 11 марта (MartRom. P. 93). Ист.: BHG, N 2145-2146; ActaSS. Mart. T. 2. Col. 73-75; SynCP. Col. 345; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 2. Σ. 411-414; Gouillard J. La vie d " Euthyme de Sardes († 831)//TM. 1987. Vol. 10. P. 1-101 (c франц. пер.); Fedalto. Hierarchia. T. 1. Col. 179; ЖСв. Дек. С. 749-751. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 523; Pargoire J. Saint Euthyme et Jean de Sardes//EO. T. 5. 1901-1902. P. 157-161; Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 82-83; Εθμιος//ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1033; ODB. Vol. 2. Col. 756; Gordini G. D. Eutimio//BiblSS. Vol. 5. Col. 334-335; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 144-145; PMBZ, N 1838. Д. Е. Афиногенов Гимнография Память Е. отмечается в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 160) без богослужебного последования. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию Студийского устава , память Е. не содержится. В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 358-359) 26 дек. совершается агрипния (всенощное бдение), состоящая из евергетидской паннихис и утрени. В этот день соединяются последования Рождества Христова, прав. Иосифа и Е., к-рому посвящен только канон 4-го гласа на утрене (не отменяется и в случае совпадения 26 дек. с воскресным днем). Согласно указаниям Мессинского Типикона 1131 г. ( Arranz. Typicon. P. 85), канон Е. поется на полунощнице.

http://pravenc.ru/text/187665.html

Отец Ириней ревновал к большим подвигам и стремился духом на пустынное, уединенное жительство. Он был безразличен к каким бы то ни было отличиям, повышениям и преимуществам. Но подвижническая жизнь не могла укрыться от глаз опытного настоятеля обители игумена Дамаскина, и он предложил отцу Иринею принять священный сан. По своему нелицемерному смирению и убеждению в своем недостоинстве, старец отказался. Но твердо помня, что при пострижении в монашество дал обет полного послушания, совершенного отречения от своей воли отец Ириней спросил игумена Дамаскина, не прогневал ли он Бога своим отказом, как бы изъявляя собственную волю. Помолившись, отец игумен ответил: «Да, священство – великое дело. Приняв священство, надо быть житием как Ангелу, а человек немощен. Оставайся простым монахом». В 1857 году при основании Предтеченского скита отец Ириней первым поселился в нем. По благословению игумена Дамаскина принял великий подвиг – молчание. Отец Ириней отличался словоохотливостью, и потому этот подвиг был для него труден. Через 14 лет, испытав послушание молчальника, чтобы тот не возгордился, отец Дамаскин сказал ему: «Недостоин ты такой великий подвиг нести, говори опять, как и обычно». 13 августа 1870 года отец Иреней был пострижен в схиму с наречением имени Иоанна в честь Предтечи Господня, небесного покровителя скита. По свидетельству ученика старца, впоследствии валаамского игумена Гавриила, прожившего с ним в скиту шесть лет, подвиги его были необычны, труды – превосходящие человеческие силы, молитва – непрестанная. Молиться отец Иоанн любил больше в церкви, говоря, что там он чувствует себя как на Фаворе с Господом. После богослужения он, невзирая на погоду, шел в холодную верхнюю церковь и клал поклоны перед Распятием, стоявшем на Горнем месте, так что на что на полу постепенно образовались следы. Многие из братии и из мирских людей приходили к схимонаху Иоанну за духовным советом и утешением. Он никогда не был суров с людьми, всегда приветлив и с готовностью со всеми делился богатством своего чистого любвеобильного сердца и духовной опытностью. Тридцать лет жизни в Предтеченском скиту и тридцать лет – в монастыре сказались на здоровье отца Иоанна. Сначала старец был переведен на жительство в Коневский скит, а вскоре в 1872 году – в монастырскую больницу. В воскресенье 7 августа в 9 часов утра, в начале поздней литургии старец тихо и мирно предал душу свою Господу, сохраняя полное сознание до последней минуты жизни. Скончался он на 85-м году. Схимонах Иоанн погребен на братском кладбище.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В 1978 году епископ Димитрий стал первым правящим архиереем новообразованной Епархии Юга (англ. Diocese of the South) с центром в основанном самим еп. Димитрием кафедральном Соборе Преподобного Серафима Саровского в г. Далласе. Под руководством епископа Димитрия, количество приходов выросло в несколько раз и составило на 2005 год более 60 церквей и миссий. В 1993 году возведен в сан архиепископа. 4 сентября 2008 года, после ухода на покой митрополита Германа, как старейший по хиротонии архиерей, временно стал во главе Православной Церкви в Америке как Местоблюститель кафедры Митрополита всея Америки и Канады (англ. Locum Tenens of the Metropolitan See). Исполнял обязанности первоиерарха ПЦА до избрания нового предстоятеля Церкви на Всеамериканском поместном соборе в г. Питтсбурге 12 ноября 2008 года. В марте 2009 года 85-летний архиепископ обратился с прошением к Священному Синоду об увольнении на покой с 31 марта 2009 года, в связи с преклонным возрастом. Священный Синод удовлетворил прошение старейшего иерарха ПЦА вместе с пожеланием ему долгих лет жизни. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/skonchalsya-arxiepisko...

Последние годы патриаршества провел в К-поле, оставив на Александрийской кафедре местоблюстителя. В К-поле К. участвовал в обсуждении важных церковно-политических проблем. В 1860, 1863 и 1871 гг. был одним из 3 кандидатов на К-польский Патриарший престол. В 1860 г. К. принимал участие в обсуждении 4 патриархами просьбы сирийских униатов о воссоединении с Антиохийской Православной Церковью. При К. активно обсуждался вопрос о союзе правосл. и копт. Церквей. Еп. Порфирий (Успенский) , с которым К. встречался в К-поле, свидетельствовал о его намерении уступить Александрийский престол копт. патриарху Кириллу IV при условии принятия копт. духовенством всех чинопоследований и канонических постановлений Грекоправославной Церкви. Однако этому замыслу не суждено было осуществиться, т. к. в 1861 г. Кирилл IV скончался. В том же году К. отрекся от престола по состоянию здоровья. Последние годы жизни провел в Митилини, где получил звание почетного гражданина. К. был одним из инициаторов строительства храма сщмч. Ферапонта, занимался вопросами образования и здравоохранения. Совершил паломничество в Иерусалим, бывал на родине. Во время землетрясений 1867 г. на Лесбосе и 1881 г. на Хиосе принимал активное участие в организации помощи пострадавшим. Ист.: Порфирий (Успенский). Алекс. Патриархия. 1898. Т. 1. С. CXV-CXVI; Соколов И. И. Избрание Александрийских патриархов в XVIII-XIX вв. Пг., 1916. С. 189-202; он же. Александрийские документы, относящиеся к истории Православной Церкви в Египте в XVIII и XIX ст.//ППС. 1916. Т. 21. Вып. 2(62). С. 1-86. Лит.: Κλεμβροτος Ε. Γ. Καλλνικος Μητροπολτης Μυτιλνης μετπειτα Πατριρχης Αλεξανδρεας (1800-1889): Μελτη στορικ. Μυτιλνη, 1934; Τσαροχας Α. Ι. Ο Πατριρχης Αλεξανδρεας Καλλνικος Κυπαρσσης (1800-1889): Συμβολ στον βο και στο ργο του. Σκοτνα, 2011. О. Н. А. Рубрики: Ключевые слова: АВИЛИЙ (ок. 84/85 - ок. 95 или 98) еп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. греч. 22 февр., копт. 29 авг.) АГРИППИН [Агриппа], 10-й еп. (Патриарх) Александрийский (в 167-179/180), преемник св. Келандиона, св. (пам. копт. 30 янв.)

http://pravenc.ru/text/1320031.html

Жители скоро раскаялись и, поняв свой грех и невинность святителя, просили у него прощения. Кроткий епископ простил их, но возвратиться на кафедру, по старости лет и по любви к уединению, не захотел. На берегу озера Неро святитель Иаков поставил себе келью и построил небольшую церковь в честь Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы, положив начало Зачатьевскому Иаковлевскому монастырю. Скончался преосвященный Иаков здесь же 27 ноября 1392 года. Тело его было погребено в созданной им обители. Мощи святителя Иакова, ранее почивавшие под спудом, впоследствии были поставлены в новом храме пред иконостасом у северных дверей. Святитель Иаков канонизирован в 1549 году. Литература: Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Русские святые, чтимые всею Церковию или местно: Опыт описания жизни их. – 3-е изд. – СПб., 1882, т. 3. – С. 467–469. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 12 т. – СПб., 1864–1886, т. 4. – С. 195, 252. Муравьев А. Н. Жития святых Российской Церкви, также иверских и славянских: в 12 т. – СПб., 1855–1858, 12 т. – С. 370. Толстой М. В. Древние святыни Ростова Великого. – 2-е изд. – М., 1860. – С. 25, 49, 54, прим.С. 17. Голубинский E. Е. История канонизации святых в Русской Церкви. – 2-е изд. – М., 1903. – С. 85, 103. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 331. Барсуков Η. П. Источники русской агиографии. – СПб., 1882. – С. 238–239. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. – М., 1877, (прим.). – С. 49. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 922–923. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1417.459 Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святителя Димитрия Ростовского с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых: в 12 т. и 2 т. доп. – М., 1903–1911; 1908; 1916; ноябрь. – С. 748–749.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010