33 . Преподобный Иоанн Калевит 34 . Пресвитер-целитель Мокий 35 . Пресвитер-целитель Сампсон 36 . Чин преподобных отцов Северная ветвь подкупольного креста 1 . Западный склон свода. «Распятие Господне» 2 . Восточный склон свода. «Сошествие во ад» 3 . Северный люнет. «Оплакивание» 4 . Северная подпружная арка. Медальон с архангелом 5 . Северная подпружная арка, западный склон. Пророк Елисей 6 . Северная подпружная арка, восточный склон. Неизвестный первосвященник 7 . «Предательство Иуды» 8 . «Отречение Петра» 9 . «Суд Синедриона» 10 . «Суд Пилата» 11 . «Жены-мироносицы у Гроба Господня» 12 . «Явление воскресшего Христа женам-мироносицам» 13 . Неизвестный столпник 14 . «Воскрешение сына вдовы в Наине» 15 . «Исцеление бесноватых» 16 . «Исцеление больного водянкой» 17 . «Беседа Христа с самаритянкой» 18 . Христос из неизвестной композиции 19 . «Исцеление кровоточивой жены» (фрагмент) 20 . «Христос в доме Симона фарисея» 21 . «Успение Богоматери» 22 . Архангел Гавриил из композиции «Благовещение» 23 . Богоматерь Параклесис (Просительница) 24 . Целитель Иоанн 25 . Целитель Кир 26 . Мученик Сергий 27 . Мученик Вакх 28 . Целитель Пантелеймон (?) 29 . Неизвестный святой 30 . Мученик Евгений 31 . Мученик Мардарий 32 . Мученик Орест 33 . Мученик Авксентий 34 . Мученик Евстратий 35 . Мученик Агафон (?) 36 . Неизвестный мученик 37 . Неизвестный мученик 38 . Чин преподобных отцов Западная ветвь подкупольного креста 1 . Южный склон свода. «Вход Господень в Иерусалим» 2 . Северный склон свода. «Омовение ног» 3 . Западный люнет. «Тайная вечеря» 4 . Западная подпружная арка. Медальон с Богоматерью 5 . Западная подпружная арка, южный склон. Неизвестный пророк 6 . Западная подпружная арка, северный склон. Неизвестный пророк 7 . Неизвестный мученик 8 . Неизвестный мученик 9 . Неизвестный столпник 10 . Столпник Давид Солунский 11 . Преподобный Никон Метаноит 12 . Преподобный Евфросин 13 . «Сошествие Св. Духа на апостолов» 14 . Чин святых мучеников 15 . Целители Косма и Дамиан 16 . Неизвестные св. воины

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

10 . Восточная подпружная арка, южный склон. Неизвестный первосвященник Центральная апсида, нижняя часть 1 . Орнамент на щеке подпружной арки 2 . «Причащение апостолов» («Евхаристия») 3 . Святительский чин 4 . Свв. дьяконы Жертвенник 1 . Конха апсиды. Иоанн Предтеча 2 . «Явление ангела Захарии в храме» 3 . «Наречение имени Иоанна Предтечи» 4 . «Рождество Иоанна Предтечи» 5 . Неизвестная сцена из жития Иоанна Предтечи 6 . «Ангел ведет младенца Иоанна в пустыню» 7 . «Моление Иоанна Предтечи в пустыне» 8 . «Проповедь Иоанна Предтечи» 9 . «Поднесение главы Иоанна Предтечи Иродиаде» 10 . «Усекновение главы Иоанна Предтечи» Дьяконник 1 . Конха апсиды. Архангел Михаил 2 . Архангел Михаил 3 . «Изгнание Адама и Евы из рая» 4 . «Обучение Адама и Евы трудам земным» 5 . «Единоборство Иакова и ангела» 6 . «Лествица Иакова» 7 . «Чудо у источника в Вифезде» 8 . «Жертвоприношение Авраама» 9 . «Явление Троицы Аврааму» Южная ветвь подкупольного креста 1 . Восточный склон свода. «Сретение Господне» 2 . Западный склон свода. «Воскрешение Лазаря» 3 . Южный люнет. «Богоявление Господне» 4 . Южная подпружная арка. Медальон с архангелом 5 . Южная подпружная арка, восточный склон. Неизвестный первосвященник 6 . Южная подпружная арка, западный склон. Неизвестный пророк 7 . «Уверение Фомы» 8 . «Явление Христа апостолам на Тивериадском море» 9 . «Чудесное насыщение пятью хлебами» 10 . «Моление в Гефсиманском саду» 11 . Богоматерь из композиции «Благовещение» 12 . «Рождество Христово» 13 . «Усмирение бури» 14 . «Исцеление тещи Петра» (фрагмент) 15 . «Исцеление сухорукого» (фрагмент) 16 . «Исцеление прокаженных» 17 . «Воскрешение дочери Иаира» 18 . «Исцеление слепорожденного» 19 . «Исцеление расслабленного» 20 . Неизвестный столпник 21 . Христос Элеймон (Милостивый) 22 . Мученик Гурий 23 . Мученик Самон 24 . Дьякон Авив 25 . Мученик Ромил 26 . Мученик Евдоксий 27 . Мученица Стефания (?) 28 . Мученик Макарий 29 . Дьякон Аефал 30 . Святитель Апексим 31 . Пресвитер Иосиф 32 . Преподобный Алексий человек Божий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Над маленьким городком возвышается черная крепость рыцарей святого Иоанна — тех, кого мы знаем сегодня как Мальтийский орден, а за самый край скалы зацепилась церквушка Панагии Спильяни. В полутора километрах к востоку от столицы располагается Лутри — курорт, известный с древности своими целебными источниками. Во внутренней части острова есть местечко Эмборьес. Здесь все утопает в зелени — оливковые и фруктовые деревья, инжир, виноградники. Почти в центре острова, на плоскогорье Лакки находится кратер заснувшего вулкана диаметром 260 м и глубиной 30 м . Воздух вокруг вулкана пропитан серными испарениями, а находиться на дне кратера опасно для жизни — там бьют гейзеры, почва под ногами в некоторых местах раскалена. Тем не менее любители острых ощущений непременно спускаются по лестнице в кратер. Кто-то метко окрестил это путешествие экскурсией в ад — дно вулкана таит в себе необъяснимый для человека ужас. Предприимчивые греки открыли на краю кратера уютную таверну, где можно выпить настоящий кофе, упорно именуемый ими Greek caf é, хотя он явно турецкого происхождения. Назвать этот кофе турецким — значит смертельно обидеть грека. Ненависть к турецким оккупантам, более трехсот лет угнетавшим местное население, у греков в крови. О реальности турецкой угрозы сегодня свидетельствует обязательное присутствие греческих вооруженных сил на всех островах. Кроме пресловутого кофе жажду можно утолить и миндальным молоком— почти забытым в России напитком, представляющим собой миндальный сок, смешанный с водой и сахаром. Панагия Спилиани К храму Успения Божией Матери на острове Нисирос ведет 120 ступеней. Прорубленные в скале, они тугой спиралью закручиваются вокруг скалы. За каждым поворотом ждут небольшие сюрпризы: вот прорубленная в скале пещерка, в которой тайком учили детей греческому языку во времена турецкой оккупации. За стеклом — макет импровизированной школы: монах учит крестьянских детей читать и писать. За следующим поворотом — огромный куст роз, растущих в керамическом горшке, еще один виток ступеней, еще одна дверца, и, наконец, вот он — храм Успения. Сейчас здесь служат в двунадесятые праздники. Был здесь когда-то и пещерный монастырь, но он закрылся в 1983 году — когда умер последний инок. Теперь дорожку, ведущую в глубь скалы, в братские кельи, закрывает кованая дверка.

http://pravmir.ru/neizvestnaya-greciya/

Эту песнь поет начальник хора – алака. В сельских церквах, где нет хора, ее поет кто-нибудь из диаконов или умеющий петь мирянин. Перед пением ученик, взяв из рук протодиакона крест, передает его начальнику хора. Потом пение повторяется всем хором певцов, с участием литавр, барабанов и прочих инструментов. Как только звуки песнопения смолкнут, на амвон выходит старший священник и, обращаясь к народу, приветствует его словами: «Христос воскресе!» Народ отвечает: – С большой властью и силой! Священник: – Он освободил Адама. Народ: – И связал Сатану. Священник: – Отныне настали для нас радость и веселье! При обмене приветствиями обычая целования у абиссинцев нет. Непосредственно вслед за мелтаном служится литургия. Служба обычно кончается к полуночи. После обедни, как у нас, во всех абиссинских домах начинается разговение. В первый день Пасхи нищие не ходят за подаянием. За неделю или за две до Пасхи каждый нищий должен обойти богатых поселян и собрать все необходимое для пасхального разговения. Так празднуется великий день Христова Воскресения в далекой знойной Африке. Из конца в конец земли – от холодных тундр Камчатки до залитой солнцем Абиссинии – несется радостный гимн Воскресения. И человеческий дух, молитвенно славящий Творца, по всему миру переживает великую радость своего освобождения от уз греха и смерти. Рождество у подножия дымящегося вулкана 461 Я помню три Рождества, которые провел я у подножия великой Ключевской сопки на Камчатке. Два из них слились для меня в одну светлую, яркую картину. Был тихий солнечный день сочельника, белый саван снега сверкал бесчисленными искрами под солнечными лучами. Сопка в эти дни действовала понемногу, вершина ее дымилась, как курящийся факел, потоки лавы тремя ручьями стекали по склону, и глухой подземный шум нарушал тишину. Наступила ночь, опустилась завеса мрака, очи людей поднялись к небесам, ища заветную рождественскую звезду, а на вершине Ключевского вулкана зажглось яркое багровое пламя, и огненные струи четко обозначились на темном фоне. С высоты семнадцать футов они виднелись явственно, как будто рядом, создавая красивейшую, величественную картину. Гул усилился, он наполнял смущением и беспокойством души людей. Чувствовалось наше жалкое ничтожество пред стихийной силой природы, и благоговение пред Творцом всего яснее сознавалось всеми нами. По древнему церковному уставу мы совершали богослужение великого повечерия и утрени в час ночи. Раздался громкий торжественный звон колокола. Этот святой призыв сразу влился в тишину ночи и покорил ее. Ясный, спокойный, он боролся и побеждал стихийный смущающий гул вулкана, как бы показывая нам, что если ничтожны и бессильны пред стихиями природы мы, слабые люди, то, напротив, наш дух – искры Творца, побеждает все, по слову Того, Кто сказал: «Я победил мир».

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Закрыть «Из вулкана русской истории встаёт ангел Херсонеса» Каждая русская эра, каждая империя русских имеет свои великие символы, составляющие Большой имперский стиль 09.03.2023 682 Время на чтение 3 минуты Фото: Из интернет-источников «Грохочет кратер русской истории. Изливает огненную магму. Швыряет в небо раскалённые камни. Чернит лазурь вулканическим пеплом. Из вулкана русской истории в громах, молниях, в ядовитых языках огня, в дивных ослепительных вспышках встаёт ангел Херсонеса. Тот, что накрыл крылами князя Владимира, когда он погрузил стопы в крещальную купель. Тот, что повёл Царя Ивана Васильевича Грозного за Волгу, за Урал, распахнув его Царство до Тихого океана. Тот, что, подобно буре, мчался перед русскими полками на Полтавском поле, а потом в солнечной позолоте уселся на шпиль Петропавловской крепости. Тот ангел, что явился Сталину в туруханской ссылке и сказал ему: " Ты будешь победителем " . И теперь этот ангел всплывает среди дымов и железных туманов, расправляет крылья, как бабочка, вылетающая из кокона русской истории», - пишет в статье «Ангел Херсонеса» известный писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Андреевич Проханов. Статья опубликована на сайте издания. «Ангел Херсонеса знаменует рождение Пятой империи русских. Это не розовый купидон на стенах ампирной ротонды. Не светлоликий, как сказочное бестелесное чудо, ангел рублёвской " Троицы " . Этот ангел — в железных перьях, в танковой броне, в палящем пламени " Солнцепёка " , с глазами, полными орудийных вспышек и кромешных взрывов», - отмечается в статье. «Россия возвращается в историю, откуда её вышвырнули после 1991 года. Это возвращение мучительно, связано с жуткими страданиями, рыданиями, кровью, с болью плечевых суставов, которые сначала вывернули, подымая Россию на дыбу, а теперь, снимая с дыбы, вправили обратно. Снятие с дыбы кажется таким же ужасным, как и возведение на неё», - говорится в статье. «Мы потеряли крейсер " Москва " — символ Черноморского флота. Враги подорвали Крымский мост — эмблему воссоединения Крыма с Россией. Они превратили в руины пригороды Донецка, обстреливают Севастополь, Белгород, Брянск. Безнаказанно по мостам и железным дорогам из Польши движутся на фронт американские и немецкие танки, зенитные установки — вся военная машинерия Запада. Украинские боевые группы просачиваются на территорию России, взрывают линии электропередач, сеют панику в приграничных сёлах. Множатся смятение, раздражение, распри в военных кругах, недопустимые для воюющей армии. Копятся вопросы, на которые нет ответа. Но всё это — окалина, опадающая с раскалённых крыльев божественного ангела. Он встаёт и ведёт за собою народы возрождённой Пятой империи», - отмечается в публикации.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/03/09/iz...

…(Эта роспись. – Прим. ред.) сочеталась с полосатой кладкой стен верхних этажей и подкупольных барабанов… В целом роспись киевского Софийского собора отмечена… стилистическим единством и представляет собою один из самых ранних этапов в развитии древнерусского монументального искусства. НИКОЛАЙ ИОСИФОВИЧ КРЕСАЛЬНЫЙ (1912 –1978) – директор Государственного архитектурно-исторического заповедника «Софийский музей» в 1949 –1966 гг. Кандидат архитектуры. В.Д. Сарабьянов. Спасо-Преображенский собор мирожского монастыря 64 «Повествовательному» характеру интерьера собора способствует и нерасчлененность внутренних стен, отсутствие лопаток и пилонов, что необычно для древнерусской или византийской архитектуры этого времени. Легко обозреваемые почти из любой точки храма стены и своды собора мыслятся как раскрытая книга, страницы которой требуют наполнения соответствующим содержанием. Схема росписи собора Купол 1 . Христос из композиции «Вознесение» 2 . Ангелы из композиции «Вознесение» 3 . Богоматерь из композиции «Вознесение» 4 . Архангелы из композиции «Вознесение» 5 . Апостолы из композиции «Вознесение» 6 . Иоанн Предтеча из композиции «Вознесение» 7 . Фигуры 16 пророков в простенках окон барабана Паруса 1 . Северо-восточный парус. Евангелист Матфей 2 . Юго-восточный парус. Евангелист Иоанн 3 . Юго-западный парус. Евангелист Марк 4 . Северо-западный парус. Евангелист Лука 5 . Иоаким 6 . Спас Нерукотворный на убрусе (Св. Мандилион) 7 . Анна 8 . Спас Нерукотворный на чрепии (Св. Керамидион) Центральная апсида 1 . Свод вимы. Преображение Господне 2 . Северный склон свода вимы. Деталь композиции «Преображение Господне» («Восхождение на Фавор») 3 . Южный склон свода вимы. Деталь композиции «Преображение Господне» («Нисхождение с Фавора») 4 . Конха апсиды. Этимасия 5 . Конха апсиды. Христос из Деисуса 6 . Конха апсиды. Богоматерь из Деисуса 7 . Конха апсиды. Иоанн Предтеча из Деисуса 8 . Восточная подпружная арка. Медальон с Христом Эммануилом 9 . Восточная подпружная арка, северный склон. Неизвестный первосвященник

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Книга Исхода описывает постоянное маловерие, малодушие и колебания людей. То нет воды, то не хватает пищи, то кажется, что все люди погибают в этих диких, бесплодных, безжизненных местах. Но, наконец, они достигают Синайской горы. Голая, подобная лунному ландшафту, скалистая гора. Она колеблется! И громы над ней, и молнии! Описано нечто, подобное извержению вулкана. Советский астроном и историк Николай Морозов считал, что там действительно было извержение вулкана, и люди приняли его за явление Бога. Но в таком случае когда погибли Помпея и Геркуланум, должна была родиться еще одна религия, так же и во многих других случаях. Но почему–то ничего такого не произошло. Бог говорит Моисею: «Поднимись ко Мне; но народ не должен восходить». Моисей поднимается на гору, на ее уступы. Что там происходило, мы не знаем. Это, конечно, закрыто для нас. Мистиков всех времен как магнитом притягивало к этой тайне. Ибо сказано, что «Моисей вошел во мрак, туда, где Бог». Образ Божественного мрака присутствует и у Мейстера Экхарта, у Григория Паламы, и у многих других мистиков. Григорий Нисский, философ и писатель IV века, автор книги «Жизнь Моисея», особенно внимательно останавливается на этом священном «мраке». Мы никогда не сможем узнать, что происходило на этой горе. Это остается тайной. Но Моисей возвращается оттуда с заповедями, заповедями для людей, которые еще вчера были рабами! Какие же это заповеди? Что он принес? Какие–то особые ритуалы, сложные обычаи, причудливые и странные знаки и церемонии? Ведь так было на всем Востоке, да и на Западе: древняя Энеида в то время была полна всем этим. Не забывайте, что описываемые события хронологически происходили одновременно с Троянской войной, во времена Ахилла и Гектора. Так вот, Моисей приносит две каменных доски, на которых начертаны десять «слов» («слов» значит «речений»). Именно поэтому в научный обиход вошел термин «Декалог» — заповеди Моисея являются декалогом, по–церковнославянски «десятословием». Конечно, вы все о них слышали или знаете.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=734...

Монастырь Стеля В непосредственной близости от центра Тырговиште находится мон-рь Стеля, основанный во 2-й пол. XVI в. греч. купцом Стелей. Впервые упомянут в грамоте 1582 г. В 1636-1637 и 1644-1645 гг. молдав. господарь Василе Лупу в знак примирения с валашским господарем Матеем I Басарабом перестроил мон-рь, а Матей I построил церковь в Совеже в Молдавском княжестве, в к-рой был похоронен его отец. Воскресенская ц. мон-ря была построена по образцу церкви Трех святителей в Яссах. Молдав. господарь возвел также монастырские стены, игуменский дом и кельи. От прежних построек сохранилась только колокольня. В архитектуре церкви декоративные элементы, типичные для молдав. зодчества, сочетаются с валашскими. Архидиак. Павел Алеппский назвал церковь «величественной и высокой» и отметил, что иконостас «русской работы». Позже он описал осаду мон-ря турками и татарами, в результате к-рой мон-рь был сожжен, в т. ч. полностью был утрачен иконостас. Обитель пришла в упадок и стала преклоненной бухарестской церкви во имя свт. Георгия Нового, которая в свою очередь была преклонена иерусалимскому Гроба Господня (Воскресения Христова) храму . С кон. XVIII в. до 1840 г. в Стеле функционировала греч. школа. В 1832 г. мон-рь посетил рус. ген. П. Д. Киселёв, к-рый отметил его бедность. После секуляризационных реформ Кузы церковь мон-ря стала приходской, др. строения были использованы для разных нужд. Восстановительные работы в церкви проводились в 1865-1876, 1879, 1943-1947 гг. Фрагментарно сохранились росписи. Мон-рь открыт с 1990 г. Подвизаются 7 монахов, настоятель - протосинкелл Викентий (Багу). Мон-рь Буня (Вулкана) в 20 км от Тырговиште расположен на холме Вулкана. Он был основан в 1654 г. Буней Грэдиштяну как скит. Обитель неоднократно поновлялась и реставрировалась (1785, 1789, 1880, 1976). Статус мон-ря скит получил в 1992 г. Рядом с древней Архангельской ц. в 1988-2001 гг. была построена ц. во имя прп. Марии Египетской и вмч. Пантелеимона. В 2003 г. было начато строительство нового келейного корпуса. Община состоит из 8 монахов, настоятель - протосинкелл Зосима (Петру-Власе).

http://pravenc.ru/text/2564344.html

Один из великих сицилийских отцов – преподобный Василий, в миру Виталий, оставивший после себя долгую и благодарную память. Будущий святой родился на рубеже IX-X столетий в скромном местечке Кастроново. Сицилией тогда уже правили мусульмане: после первых погромов, они дали христианам определенную автономию, обложив их при этом тяжелыми налогами. Виталий вырос в благочестивой семье византийцев. С детства он зачитывался подвигами отцов-пустынников, решив при первой возможности встать на эту узкую стезю. В то время по всему острову славилась обитель в честь св. Филиппа в Аджире, недалеко от вулкана Этна. Ее Виталий и избрал для начала своего монашеского послушания. Отцы благосклонно приняли ревностного послушника, после пострига получившего имя Василий, в честь Отца Церкви, преподобного Василия Великого (и с сохранением первой буквы мирского имени). После пятилетнего срока его отправили, как это было принято у сицилийских иноков, в паломничество к гробницам первоверховных апостолов в Риме. После жизни в Риме Василий (однако многие его продолжали звать Виталий) не стал возвращаться на Сицилию под иго мусульман, но все-таки обосновался на Итальянском Юге, поселившись в калабрийских землях. Сицилийские насельники настойчиво призывали его вернуться в родную обитель, и на краткое время он вновь оказался у подножья вулкана Этна, но, вероятно ему стали слишком очевидными унижения от агарян, и он вновь покинул родной остров. Виталий в течении последующих лет обошел все главные монастыри Калабрии и Лукании, возлюбив особенно Меркурион, который справедливо называли итальянским Афоном. Во многие обители его звали ради наставлений как опытного христианина, жившего под мусульманами, – как от них уберечься, избежать преследований и набегов. Инок всегда призывал к спасительной силе молитвы и ради этого основывал, где мог, новые церкви и обители, посвящая их св. Василию Великому. Как и другие греческие насельники в Италии, он ревностно следовал киновийному уставу св. Василия – поэтому спустя века латиняне неточно стали всех греческих монахов прозывать «василианами», а когда Римско-Католическая Церковь устроила и свой собственный Орден св. Василия и заимела василиан-католиков, путаница эта еще усилилась…

http://radonezh.ru/2023/05/02/siciliyski...

– Плач , горько раздающийся на улицах, прежде оглашаемых безумной музыкой и смехом беспечно живущих людей. – Голод , который сменит изобилие в бывшем торговом центре мира. – И финал всех бедствий: будет сожжена огнем , как и ранее было сказано, что десять царей «сожгут ее в огне» (17,16). Вся краса «царицы» обратится в пепел и руины. Так будет наказана превозносившая себя великая блудница, потому что силен Господь Бог, судящий ее. Никогда не забывай, человек, что силен Бог, имеющий судить тебя. Когда ты будешь себя чувствовать наиболее прочно, в один день ты потеряешь все. Ничего не утверждая, предположительно ход событий мы можем себе представить так. Под знаменем Вавилона, столицы северного народа, собирается множество народов мира. Они вместе с народами царей восточных переходят высохший Евфрат и идут войной на Израиль, где в великой битве Армагеддон находят себе могилу. Так пожирает их антихрист, восседающий в иерусалимском храме. А десять царей, верных антихристу, идут на город Вавилон и уничтожают его дотла. И когда поднимается дым от огня, уничтожившего Вавилон, то восплачут люди о гибели великого города. Особым мистическим ужасом веет от катастроф, уничтожающих великие цивилизации. История знает такие события, как гибель первого мира в водах всемирного потопа, как разрушение Иерусалима Навуходоносором (587 г. до Р. Х.), а позднее римлянами (70 г. по Р. Х.), как гибель Помпеи от извержения вулкана Везувия (79 г.), как падение Рима (476 г.) и падение Константинополя (1453 г.), как атомные грибы над Хиросимой и Нагасаки (1945 г.). Все это – как бы содрогания вулкана, который всю силу своего извержения обрушит на Вавилон антихристова царства. Далее Иоанн описывает плач над Вавилоном. Ст. 9–10 – плач царей; ст. 11–17 – плач торговцев; ст. 17–19 – плач мореплавателей. И своеобразным заключительным аккордом этого плача станет ликование небес (ст. 20). Плач царей 18 .9–10 И восплачут и возрыдают о ней цари земные, блудодействовавшие и роскошествовавшие с нею, когда увидят дым от пожара ее, стоя издали от страха мучений ее и говоря: горе, горе тебе, великий город Вавилон, город крепкий! ибо в один час пришел суд твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010