В.М. Скворцов Генри Друммонд и Лев Толстой. (Значение церковных обрядов в религиозной жизни христианина). Мирянин Генри Друммонд – профессор естественных наук Глазговского университета (в Англии). Немногие, вероятно, слыхали это имя и мало кто знаком с его религиозно-нравственными воззрениями. А между тем они таковы, что именно в настоящее время всего уместнее вспомнить о них. Друммонд, как сказано выше, профессор и в будни читает лекции по физике, а по воскресеньям ведет беседы со студентами на нравственные и религиозные темы. Эти его беседы в Англии пользуются громадною популярностью и, будучи отпечатаны, разошлись в 900 тысячах экземпляров. Нашелся добрый человек (С. Долгов), перевел их и на русский язык под заглавием «Самое великое в мире». Брошюрка не большая по объему, но по внутреннему содержанию заслуживает того, чтобы о ней вспомнить, особенно в настоящее время религиозного шатания (книга издана в 1893 г.). Как это ни покажется странным, однако это факт, что Друммонд, хотя иноверец, но многим православным не лишне поучиться у него, «как подобает в дому Божии жити», и особенно тем, которые думают, что они всех и все превзошли и не нуждаются ни в каких наставлениях и пособиях. Это люди, о которых сказал еще апостол Павел: «самолюбцы, величавы, горды, хульницы, предатели, напыщени, имущие образ благочестия, силы же его отвергшиеся» ( 2Тим.3:2–5 ). Но не для таковых пишется сие, а ради тех, которых они могут уловить в «преумножении льстивых словес», – «для душ не утвержденных» ( 2Петр. 2 гл.). В последнее время мы читаем и слышим, что не нужна нам церковная служба, не нужна нам молитва и всякое внешнее выражение одушевляющих нас религиозных чувств, ибо религия христианская есть нечто «отвлеченное». Послушаем, что по этому поводу говорит Друммонд, не богослов, а профессор-естественник. «Религия христианская, говорит он, не есть нечто случайное, загадочное и отвлеченное. Это нечто совершенно последовательное и приобщается нам согласно естественным законам. Никто, проводящий жизнь во сне, не может сделаться истинным христианином.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

Закрыть itemscope itemtype="" > Оскудение любви к концу света? Разговор с епископом Архангельским и Холмогорским Тихоном 16.09.2005 506 Время на чтение 6 минут Я думаю, вряд ли мы пойдем в церковь, начнем испрашивать совета у духовных отцов, когда в душе - мир, в жизни - порядок. Вот и я приехала в Архангельскую епархию к владыке Тихону в тяжелый момент. На работе сгущаются тучи после зверского нападения на редактора. Как будто злые силы ополчились на нас. В Архангельске по заказу убивают депутата, в Подмосковье - священника... Просто страшно по утрам включать телевизор. Гремят взрывы по всему миру. Льется кровь на необъявленной войне. - Владыка, чем вы-то все можете объяснить? Неужели так наступает конец света? - По мере удаления от Рождества Христова, от проповеди Евангельской мы приближаемся к какому-то пределу жизни на Земле. Люди, верующие в бога, во Христа, помнят его слова о том, что придет время его второго пришествия, когда он будет судить мир, каждого человека в отдельности, отделит праведников от грешников. Как и написано в Священном писании. Тому, что происходит сейчас, не приходится удивляться. Как сказано там же, " придет время, будут различные беды на земле " , " ...то тут, то там будут войны, нестроения в разных местах. Тому надлежит быть. Из-за оскудения любви к людям " . А оскудение любви есть не что иное, как отказ от Евангелия. И в этом мы тоже усматриваем признак приближающегося кризиса. Но мы не имеем права предугадывать сроки и даты. На вопрос апостолов к Спасителю, когда это будет, прозвучал ответ: " Никому не дано знать... только Отец Мой небесный " . Много храмов не бывает - Наш город, построенный в эпоху воинствующего атеизма, имеет в историческом разрезе глубокие духовные корни. Но по иронии судьбы Николо-Корельский монастырь оказался за одним забором с секретным заводом. Прилагаются ли усилия со стороны церкви к тому, чтобы вернуть собор верующим? - Сделано немало. Силами предприятия помещение, которое использовалось для производства, освобождено. Сейчас нужно придать ему соответствующий внешний вид, восстановить купола. Думаю, что предприятие не останется в стороне. Самое главное, что Никольский собор приготовлен к богослужению, там идет молитва, совершается служба. Назначен настоятель храма - отец Александр Шестаков, бывший работник предприятия. Понимая статус предприятия, мы договорились с руководством Севмаша, что это будет заводской храм. Доступ в него будут иметь те, кто работает на предприятии. Такая практика была и до революции. Например, есть храм на территории Путил овского (Кировского) завода. Есть храмы в воинских частях, на режимных объектах.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 71. О делах заступничества или предстательства за усопших (в четырнадцати пунктах) Теперь мы должны рассмотреть вопрос о делах заступничества или предстательства за усопших, имея перед собой следующие четырнадцать пунктов для выяснения: 1) Могут ли заступнические дела, совершаемые одним человеком, быть полезными для других? 2) Можно ли помочь усопшим делами живых людей? 3) Полезны ли для усопших заступнические дела грешников? 4) Полезны ли заступнические дела для тех, кто из совершает? 5) Полезны ли заступнические дела для тех, кто находится в аду? 6) Полезны ли они для находящихся в чистилище? 8) Полезны ли они в каком-либо отношении для тех, которые находятся на небе? 9) Полезны ли для усопших – молитва Церкви, таинство Евхаристии и милостыня? 10) Полезны ли для них индульгенции, даруемые Церковью ? 11) Полезна ли для них заупокойная служба? 12) Являются ли заступнические или «предстательские» дела, совершенные за одного умершего человека, белее полезными для него, чем для других? 13) Являются ли заступнические дела, совершенные за многих лиц, полезными каждому из них столько же, как если бы они были совершены за каждого индивида? 13) Настолько ли полезны общие дела заступничества для тех, за которых не совершается отдельных заступнических дел, насколько полезны отдельные и общие молитвы заступничества для тех, за которых они совершаются или возносятся. Раздел 1. Могут ли заступнические или «предстательские» дела, совершаемые одним человеком, быть полезными другим? То, что заступнические или предстательские дела, совершаемые одним человеком, не могут быть полезны другим, представляется из следующего: Возражение 1. Написано: «Что посеет человек, то и пожнет» ( Гал. 6:7 ). Но этому бы противоречило, если бы один человек пожинал плоды от заступнических дел другого, так как он тогда пожинал бы с чужого сеяния. Поэтому человек не получает никакого плода от заступнических дел других людей. Возражение 2. К Божественной справедливости относится то, что каждый должен получить по своим заслугам. Поэтому сказано: «Ты воздаешь каждому по делам его» ( Пс. 61:13 ). Божественной справедливости невозможно ошибиться, а поэтому невозможно, чтобы человеку была нужна помощь со стороны дел другого человека.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Участницы кощунственной акции в храме ответили на проповедь Патриарха Кирилла 26 марта, 2012. Новостная служба Участницы заявили, что верят «только в силу молитвы, только в силу искусства, только в силу слов, только в силу любви друзей и близких». Они не верят, что можно оставаться христианином «и требовать тюрьмы и свирепого наказания для тех, чья молитва звучит иначе и возносится в неканоническом месте». 26 марта. ПРАВМИР. Участницы феминистской панк-группы «Pussy Riot» ответили на проповедь Патриарха Кирилла, произнесенную в субботу. В ЖЖ группы опубликовано письмо к Предстоятелю, в котором, в частности, говорится: «Горячая и искренняя молитва не может быть глумлением и святотатством — в какой бы форме она ни происходила, а потому нельзя говорить, что мы оскверняли святыню, что мы глумились над святыней», сообщает Интерфакс-Религия . Эпиграфом к нему служит цитата из Евангелия: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное». Напомним, что в субботней проповеди Патриарх Кирилл заявил, что «нет у нас будущего, если мы начинаем глумиться перед великими святынями и если это глумление кому-то ложится на душу как некая доблесть, как некое выражение политического протеста, как некое уместное действие или как безобидная шутка». Он отметил, что участники и организаторы акции «верят в силу пропаганды, в силу лжи и клеветы, в силу Интернета, в силу СМИ, в силу денег и оружия», в то время как православные верят в силу молитвы. В свою очередь участницы группы заявили, что в их «панк-молебне» в храме был упомянут патриарх, поскольку он позволил Церкви «стать орудием в грязных предвыборных интригах». «Вы бесконечно неправы, утверждая в своей проповеди, что мы не верим в силу молитвы — потому как, не веря в силу молитвы и слов, не стали бы мы так отчаянно и горячо молиться в храме, предчувствуя, какие суровые гонения может обрушить на нас и наших близких весь репрессивный аппарат земной власти», — сказано в письме. Участницы заявили, что верят «только в силу молитвы, только в силу искусства, только в силу слов, только в силу любви друзей и близких». Они не верят, что можно оставаться христианином «и требовать тюрьмы и свирепого наказания для тех, чья молитва звучит иначе и возносится в неканоническом месте».

http://pravmir.ru/uchastnicy-koshhunstve...

Искушение Молитва во время искушения К молитве во время искушений заповедуют нам прибегать св. отцы, опытные наставники наши в благочестии. Преподобного авву Моисея один брат спрашивал: «Что делать человеку, когда нападает на него искушение, или вражеский помысл?» Старец отвечал ему: «Тогда человек должен со слезами умолять благость Божию о помощи; и он скоро успокоится, если будет просить разумно. Ибо писание говорит: Господь мне помощник и не убоюсь, что сотворит мне человек» ( Пс.117:6 ) («Достопамятные сказания о подвижничестве святых отцов», стр. 160, § 16). И преподобный Пимен Великий о борьбе с искусительными помыслами говорит: «Это дело подобно тому, как если бы у человека в левой руке был огонь, а в правой – чаша с водою. Если запылает огонь, то он берет из чаши воду и гасить огонь. Огонь –это внушения врага, а вода – усердная молитва пред Богом» (там же, стр. 218, § 146). Господь не оставляет человека во время его искушения Антоний Великий после одной из страшных своих браней с духами был удостоен необычайного света, который тотчас же разогнал его искусителей. Подвижник жалобно произнес при этом: «Господи! где же Ты был доселе?» И услышал ответ: «Я был здесь, но желал видеть твое мужество» («Четьи-Минеи», 17 января). Осторожность, с какою святые избегали искушений ко греху Когда преподобный Исаак фивейский входил в церковь , то старался избегать всяких встреч. Когда же оканчивалась служба, то, как будто гонимый огнем, спешил уйти в келью. Часто после службы раздавали братии сухари и по чаше вина, но Исаак не брал никогда – не потому, чтобы отвергал благословение братии, но чтобы удержать то же безмолвие, какое соблюдал во время службы. Однажды братья, пришедшие посетить его в болезни, спросили: «Авва Исаак! почему ты после службы бегаешь от братии?» Он отвечал: «Я не братии бегаю, но козней демонских. Если кто с зажженным светильником долго будет стоять на открытом воздухе, светильник погаснет: так, если и мы, просветившись Св. Духом во время святого приношения, долго будем вне келии, ум наш омрачится» («Достопамятные сказания о подвигах святых и блаженных отцов», стр. 97:2). Как нужно поступать при искушениях?

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В грозовом 1812-м Михаил Лебедев Лебедев М.Н. В грозовом 1812-м : Исторический роман-хроника из эпохи Отечественной войны 1812 года. — М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2012. — 528 с. — (Серия «Библиотека духовной прозы»). В числе героев романа как прославленные участники Отечественной войны 1812 года, так и вымышленные персонажи — православные русские люди. В 1898 г. книга была издана впервые под названием «За Богом молитва, за царем служба не пропадут». Писатель Михаил Лебедев Имя его ныне не слишком популярно, между тем жизнь — интересна и поучительна, а книги заслуживают того, чтобы о них знали всё новые поколения читателей. Родился Михаил Николаевич в 1877 году на Русском Севере — в селе Межадор Усть-Сысольского уезда Вологодской губернии. Но вся жизнь его, русского по происхождению, прошла среди немногочисленного и самобытного народа коми, в селе Корткерос, что на реке Вычегде, притоке Северной Двины, в сорока верстах от Сыктывкара. Село Корткерос — живописнейшее, в переводе на русский значит — Северная гора. Неподалеку от него дремучий лес Кортьяг (Железный бор), чудесное озеро Кортты (Железное) и неспешливая речка Кортвис (Железная). Девственная, не тронутая рукой человека краса… Писать Михаил Лебедев начал рано, в тринадцать лет, причем почти все написанное им до революции — на русском языке. Это и целомудренно-чистая, поэтичная, напоенная любовью к святому Православию, к народу нашему история из времен Отечественной войны 1812 года «За Богом молитва, за царем служба не пропадает» (1898); и сказовая повесть «Последние дни Перми Великой» (1907); и таинственная (аж дух захватывает!) повесть «Среди медведей» (1914). Человек активный, деятельный, он не замыкается в далеком лесном краю, активно сотрудничает с крупнейшими российскими издателями — И. Д. Сытиным, П. П. Сойкиным. А. А.Каспари, Н. К. Михайловским. Он — желанный гость в редакциях лучших журналов той поры — «Сын Отечества», «Русский паломник», «Северный край», «Волгарь», «Досуг и дело». После Октября 1917-го жизнь Лебедева резко изменилась. В круговороте революционной поры люди нередко меняют род занятий, да и сам бытовой уклад становится иным, новым. Михаила Николаевича избирают секретарем комбеда (комитета бедноты), а потом и секретарем народного суда. Но литературная деятельность его не прекращается, хотя и претерпевает изменения: пишет он теперь по преимуществу на языке коренного народа — коми, обнаруживая дар не только прозаика-повествователя, но и поэта. На материале легенд и сказаний ставшего родным ему народа Михаил Николаевич создает поэмы «Корт-Айка» («Железный свекор», 1928), «Ягморт» («Лесной человек», 1928), «Юрка» (1928), «Повтом зон» («Бесстрашный парень», 1929). Эти поэмы-сказки вобрали в себя все лучшее из фольклора народа коми, обогатили и развили его сюжеты, его поэтику.

http://pravoslavie.ru/57823.html

Православную общину оштрафовали на 10 тыс руб за молитву в парке «Торфянка» 20 августа, 2015. Новостная служба В полиции приравняли исполнение молитвы к молебну, который не был согласован 20 августа. ПРАВМИР. Полиция оштрафовала организаторов праздника Преображения Господня, который прошел в парке «Торфянка», на 10 тысяч рублей. Во время праздника была исполнена молитва «Царю Небесный», что полиция расценила как молебен. «В начале праздника было сказано несколько приветственных слов и было предложено по русской православной благочестивой традиции помолиться. Пропели «Царю Небесный». Дальше начался праздник, угощение пирожками, выступления фольклорных групп», — рассказала Правмиру организатор праздника. В конце праздника полицейский вручил организаторам протокол и квитанцию на 10 тысяч рублей. Молитву полиция расценила как молебен, а праздник был заявлен как гражданское публичное мероприятие, пояснил собеседник Правмира, отметив, что организаторы будут оспаривать штраф. Ранее сообщалось, что в парке «Торфянка» существует противостояние между православной общественностью и местными жителями из-за строительства там храма. В конце июля Епархиальный совет Московской городской епархии обратился со специальным заявлениям, в котором говорится о готовности Московской городской епархии рассмотреть возможность возведения храма в честь Казанской иконы Божией Матери в парке «Торфянка» в другом месте. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 6 июля, 2015 7 июля, 2015 31 июля, 2015 4 апреля, 2024 24 декабря, 2023 2 ноября, 2023 13 сентября, 2023 5 июля, 2023 25 января, 2023 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/pravoslavnuyu-obshhinu...

Участники круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» подвели итоги работы 26 июля 2019 г. 12:37 25 июля 2019 года в Санкт-Петербурге прошел второй день работы круглого стола «Богослужение и молитва как средоточие жизни монашеского братства» . Он начался с дискуссии по теме «Время молитве и время трудам: организация распорядка жизни братии в современных монастырях». В президиуме присутствовали председатель комиссии Межсоборного присутствия по организации жизни монастырей и монашества митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий ,  митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , епископ Солнечногорский Алексий ,  настоятельница Константино-Еленинского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии игумения Илариона (Феоктистова). Вел дискуссию митрополит Нижегородский Георгий. Митрополит Смоленский Исидор представил собранию доклад «О формировании " богослужебного сознания " монашествующих». Одной из центральных тем, затронутых владыкой, стала неразрывная связь монастырского богослужения с духовной жизнью подвижников. «Именно в кельях монахов мы можем увидеть зарождение и развитие монастырского богослужения, — отметил архипастырь. — И ныне, говоря о содержательной стороне жизни монаха, мы вновь возвращаемся из храма в келью. Невозможно со всей серьезностью подходить к богослужению, не имея твердой основы в правиле келейном. Более того, то духовное сокровище, которое инок износит из храма, должно быть приумножено им в своей частной молитве, о чем прямо сказано в Положении о монастырях и монашествующих: " Во время пребывания в келье монашествующие призваны хранить и развивать молитвенный настрой, созданный общей церковной молитвой " . Это развитие и стремление к более глубокому погружению в молитву есть наиважнейший столп, на котором строится духовное здание новоначального. Таким образом, богослужение неразрывно связано с духовной жизнью подвижника. Последняя немыслима без первого, как и первое без последней. Так, церковная служба является важнейшей частью мистической жизни инока, которая глубоко укоренена в литургическом опыте, переживаемом в богослужении».

http://patriarchia.ru/db/text/5477991.ht...

В Екатеринбургской епархии совершат молебен на месте обнаружения человеческих эмбрионов Екатеринбург, 31 июля 2012 г. Пресс-служба Екатеринбургской епархии распространила сообщение о проведении на месте обнаружения человеческих эмбрионов рядом с трассой Нижний Тагил - Екатеринбург в Свердловской области специального богослужения, которое состоится утром 3 августа, передаёт Синодальный информационный Отдел. «3 августа в 10:00 на месте обнаружения останков перед иконой Вифлеемских младенцев будет совершена молитва о невинно убиенных. На богослужение соберутся священнослужители и участники пролайф-движения из Екатеринбурга, Москвы и других городов», – сообщается в пресс-релизе Екатеринбургской епархии. «Ужасаясь тем, что так можно было поступить с человеческими останками, нельзя не обращать внимания на первопричину такого отношения. Сначала этим детям было отказано в праве называться людьми, затем – в праве на жизнь и на погребение», – сказано в сообщении. В пресс-службе Екатеринбургской епархии подчеркивают, что найденные под Невьянском тела представляют собой не биологический материал, не медицинские отходы, а именно останки 248-ми крошечных младенцев, не родившихся на свет. «Сколько бы ни прятали мы убийство за словами " аборт " , " прерывание беременности " , сколько бы ни называли живых детей " плодами " и " эмбрионами " – суть дела от этого не меняется. Задуматься и одуматься нас заставляют такие вопиющие случаи, как этот. Может быть, эти дети уже после своей смерти сумеют удержать чьих-то матерей и отцов от непоправимых шагов и помогут сохранить жизни многих людей», – выражают надежду в Екатеринбургской епархии. В совершении молитвы по нерожденным детям также примут участие организаторы международного автопробега «От океана до океана»: руководитель медико-просветительского центра «Жизнь» протоиерей Максим Обухов и президент благотворительного Фонда защиты семьи, материнства и детства Алексей Комаровский. По благословению митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла возглавит молебен руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии протоиерей Евгений Попиченко.

http://pravoslavie.ru/55195.html

Опубликовано послание Патриарха Алексия в связи с принесением в Россию десницы святого Иоанна Предтечи Москва, 2 июня 2006 г. Пресс-служба Московского Патриархата опубликовало послание Патриарха Алексия в связи с принесением в Россию десницы святого Иоанна Предтечи. Текст послания приводится ниже: Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви в связи с принесением в Россию святых мощей — десницы святого Иоанна Предтечи из Сербии (Черногории) «Крестителю Христов, обнови души наши покаянием, яко вторым Крещением, очисти нас, грехами оскверненных, и понуди внити в Царствие Небесное» (Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну) Возлюбленные о Господе архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, благочестивые миряне, дорогие братья и сестры! Ныне сердца наши преисполняются чувством радости и благодарения Богу, ибо по Его щедрой милости великая святыня явилась в пределах Православной Руси — честная десница Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, о котором в Священном Писании сказано: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него» (Ин. 1, 6-7). По словам Блаженного Августина, епископа Ипонийского, он «всех превосходит, пред всеми имеет преимущество; всяк, кто токмо рожден от жены, ниже Иоанна». Из Евангелия и жития великого Пророка известно, что он был сыном священника Захарии и праведной Елисаветы, родственницы Девы Марии. Родился святой Иоанн шестью месяцами ранее Иисуса Христа. С молодости исполненный благодати Святого Духа, он ушел в пустыню, дабы строгим постом, богомыслием и молитвой приготовить себя к пророческому служению. В возрасте около 30 лет он вышел на проповедь покаяния на берег реки Иордана, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя мира. По словам церковных песнопений, святой Иоанн был «светлою утреннею звездою», которая предвозвещала пришествие в мир Солнца Правды — Христа, Спасителя мира. Посему Церковь именует его Предтечей, который пришел приготовить путь Господу. Именно он первым засвидетельствовал о пришествии на землю Единородного Сына Божия. Он сподобился крестить Иисуса Христа в водах Иордана и подтвердил таинственное явление Пресвятой Троицы в день Крещения.

http://pravoslavie.ru/17599.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010