Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Варсонофий Великий. Икона XX в. [Варсануфий; греч. Βαρσανοφιος] († сер. VI в.), прп. (пам. 6 февр., пам. зап. 11 апр.), подвижник, аскетический писатель. Происходил из Египта. Согласно Д. Читти, имя «Варсонофий», несмотря на сир. аллюзии (сир.  ,    - сын Сенуфа?), является грецизированной формой копт. имени Урсенуф(и) ( ouer1enoufi ). Егип. происхождение В. В. подтверждается также тем, что он мог свободно говорить и писать «по-египетски», т. е. по-коптски (αγυπτιστ - Отв. 55. С. 39/Ep. 55. 8-10; рус. пер. по: Прп. отцев Варсануфия и Иоанна Руководство.../Пер. МДА. М., 1855 и др.; Ep.: Epistula// Neyt. 1997. (SC; 426). Основными источниками для жития В. В. являются: «Церковная история» Евагрия Схоластика (IV 33); «Вопросоответы», или «Ответы», главное сочинение В. В. и аввы Иоанна Пророка (Прозорливца); лат. версия жития В. В., написанного неким Иосифом, именовавшим себя учеником старца (BHL. Р. 150; отр.: ActaSS. Apr. T. 2. P. 22-27, 957). Последняя содержит наиболее подробный материал, но, вероятнее всего, составлена значительно позже, в кон. XII - нач. XIII в., в связи с обретением мощей В. В., перенесенных в Италию, и наряду с подлинными сведениями содержит добавления, относящиеся к др. одноименному подвижнику, к-рый жил позднее ( Βεσελνοβιτς. 1939. Σ. 22). Житие О семье, времени и точном месте рождения В. В. практически ничего неизвестно. По свидетельству историка Евагрия, в сер. VI в. его уже чтили как знаменитого подвижника и чудотворца ( Evagr. Hist. eccl. IV 33. 17-22). Т. о., он род. не ранее 2-й пол. V в. Слова В. В. «я не стал схоластиком… то есть праведником» (Отв. 70/Ep. 139. 11-12) характеризуют не только его смирение, но и могут свидетельствовать, что он не получил высшего светского образования. В юности, согласно лат. версии жития, он отправился паломником в Св. землю, посетил ряд мон-рей, принял постриг от отшельника Маркелла и затем подвизался вместе с ним, а после его смерти нек-рое время был странствующим монахом. Впосл. он поселился в общежительном мон-ре, основанном аввой Серидом, к югу от Газы, несмотря на приглашения игуменов др. мон-рей: «Сколь многие хотели (принять к себе) нас старцев, и искали этого, но не дано им было того, а Бог послал нас к авве Сериду, не искавшему сего, и сделал его искренним нашим чадом» (Отв. 17. C. 13/Ep. 17. 46-49).

http://pravenc.ru/text/376982.html

Дружба: «Живущих с тобою в мире да будет много, а советником твоим — один из тысячи» (Ис. Сир. 6:6). «Верный друг — крепкая защита: кто нашел его, — нашел сокровище» (Ис. Сир. 6:14). «Не оставляй старого друга, ибо новый не может сравниться с ним» (Ис. Сир. 9:12). «Друг не познается в счастьи, а враг не скроется в несчастьи» (Ис. Сир. 12:8). Смотри также: Ек. 4:9-12; 10:8; Ис. Сир. 7:37; 33:6. Здоровье, лечение: Ис. Сир. 30:16; 38:1-12. Истина, ложь, лесть: «Лучше вор, нежели постоянно говорящий ложь, но оба они наследуют погибель» (Ис. Сир. 20:25). «Неприятна похвала в устах грешника, ибо не от Бога послана она» (Ис. Сир. 15:9). «Подвизайся за истину до смерти — и Господь Бог поборет за тебя» (Ис. Сир. 4:32). «Будь тверд в твоем убеждении, и одно да будет твое слово» (Ис. Сир. 5:12). Милостыня: «Чти Господа от имения твоего и от начатков всех доходов твоих, — и наполнятся житницы твои до избытка, и точила твои будут переливаться новым вином» (Прит. 3:9-10; 3:27–28). «Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет» (Прит. 11:24–26). «Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Прит. 16:6). «Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его» (Прит. 19:17). «Вода угасит пламень огня, и милостыня очистит грехи» (Ис. Сир. 3:30). «Не ленись посещать больного, ибо за это ты будешь возлюблен» (Ис. Сир. 7:38). «Не пренебрегай человеком в старости, ибо и мы стареем» (Ис. Сир. 8:7). Смотри также: Прит. 21:13; Ис. Сир. 4:1–8; 4:35; 7:36; 18:15; 34:18–19; 38:16. Многословие: «Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах — слово, сказанное прилично» (Прит. 25:11). «Иной пустослов уязвляет как мечем, а язык мудрых врачует» (Прит. 12:18). «От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» (Прит. 14:23). «И глупец, когда молчит может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным» (Прит. 17:28). «Видал ли ты человека опрометчивого в словах своих? На глупого больше надежды, нежели на него» (Прит. 29:20).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=690...

Характерна, для точки зрения Штауденмайера, его полемика с богословом Нитцшом 20 , который толкует Прем.7:22–23 , справедливо указывая, что в этих стихах говорится о «существенных определениях божественного бытия в отношении к миротворению» и что вообще, в кн. Премудрости Соломона соединяются обе тенденции ветхозаветного богословия – бесконечно удалять Бога от мира и бесконечно приближать Его к нему. Штауденмайер возражает, что между Богом и миром не может быть ничего посредствующего, кроме мира тварных божественных идей и что все определения Божии должны определять саму Его природу, а не Его творческие отношения к миру (65–67)… Прекрасный пример упорного нежелания западных богословов понять невозможность ограничивать Бога простотой Его сущности: бытие Божие ни в чем не должно выходить из своей абсолютности и вместе с тем, Бог признается, конечно, Творцом! Как будто выход из абсолютности означал бы для Бога потерю ее! Полнота божественного бытия включает и совершенную надмирность, и действительное соотношение Бога с миром без посредства тварного, каковым является у Штауденмайера идеальный мир или тварная Премудрость. В книге Премудрости сына Сирахова, Штауденмайер находит, прежде всего, учение об абсолютной Премудрости: Она пребывает с Богом ( Сир.1:1 ), но мыслит, творит, содержит, устраивает, ведет и обуславливает тварную Премудрость ( Сир.1:4 , Сир.26:26–27 , Сир.23:29 , Сир.24:3–10 , Сир.40:11 , Сир.40:21–23 ). При этом, тварная Премудрость именно сотворена Богом: прежде всего произошла (κτισται) Премудрость ( Сир.1:4 ); Он (Господь) произвел (κτσεν) ее (Премудрость) и измерил ее, и излил ее на все дела Свои ( Сир.1:8–9 ); прежде века, от начала Он (Создатель) произвел (κτσεν) Меня ( Сир.24:10 ) 21 . Мысль Сираха будто бы та, что Бог , Источник Премудрости, сотворил идеальный мир и вложил его, как Свою живую мысль, в космос; в людях же Его тварная Премудрость есть начало нравственности и религии ( Сир.1:5 , Сир.1:10–23 , Сир.19:18–19 ); во всей твари она есть и начало общности, или космического единства ( Сир 18:1 ) 22 ; она есть и предопределение Божие о частных началах тварного бытия, гармонически и постоянно действующих в твари ( Сир.16:25–28 ) 23 (66–69, 72, 74).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Verhovs...

В коллекции Mrss. Lewis и Gibson открытъ S. Scheehmer’oм только один первый лист, содержаиций Сир. 39,15–40.8 ; дальнейшие девять листов той же рукописи, содержащие Сир. 40,9– 49,11 , были найдены Cowley’eм, и Пеиваиег’ом среди рукописей, приобретенных для Бодлеянской оксфордской библиотеки Sayce’oм, – эти десять листов и вошли в издапие Cowley and Neubauer 1897. В том же году S. Schechter нашел среди привезенных им из Каира рукописей еще семь листов того же списка евр. текста книги Иис. с. Сир., содержащие Сир. 30,11 –31, 11; 32.1–33 ,з; 35,9–36,21; 37,27–38,27:49,12–51,30, и кроме того четыре листа другой рукописи того же самаго евр. текста книги Сир.: последние содержат Сир. 3,6–7,29; 11,34–16,26 . В издание Schechmer and Taylor 1899 г. и вошли эти одиннадцать листов. Затем G. Margoliouth среди рукописей, приобретенных для Британского Музея, нашел еще два листа первого списка (он теперь обозначается буквой В), как раз заполнившие два промежутка между ранее найденными листами, именно Сир. 31,12– 32,1 и 36,24–37,26, и напечатал их текст в журнале The Jewish Quarterly Review 1899, ост. 1–33. A в апреле 1900 r. (p. 466–480) в том же журнале были воспроизведены еще два листа второго списка (он обозначается А), заполняющие промежуток в тексте между Сир. 7,29 и 11,34 и открытые Elkan Nathan Adler’oм. Здесь же (р. 456–465) напечатан текст третьего сииска (С), два листа которого открыты Schechmer’oм в каирской коллекции Кэмбриджского университета; последние содержат отдельные стихи и отрывкн Сир. 4, 5, 25, 26 и 36 глав. Из этого третьего списка (С) сохранилось и еще два листа, открытые и обнародованные J. Levi (из библиотеки евр. консистории в Париже, куда были пожертвованы Ротшильдом) и M. Gasmer’oм, – оба из каирской генизы·.первый содержит отрывки из Сир. 6 и 7 гл. и напечатан в Revue des Etudes Juives 1900, jan.-mar. p. 1–30, второй – из Сир. 18, 19, 20, 37 гл., напечатан в Jew. Qu. Review 1900, july p. 688 sqq. Наконец, среди купленных Ротшильдом рукописей J. Levi нашел лист еще четвертого списка текста книги Сираховой (обозначен D), в котором содержится Сир. 36,29–38.1 , и напечатал его в той же книжке Revue des Etudes Juives (p. 1 sqq). Можно надеяться, что при дальнейшем разборе привезенных из Каира сокровищ будут найдены и другие, доселе недостающие части книги, и наука будет обладать полным еврейским, ее текстом. Cp. Encyclopaedia Bibliea Т. К. Cheyne and J. Sutherland Black, Vol. 11 col. 1166.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Смотри также: Притч. 3, 13–26 ; Притч. 4, 5–9 ; Притч. 15, 33 ; Сир. 6, 18 ; Сир. 6, 35 ; Сир. 21, 18 ; Сир. 38, 24 . Надежда на Бога: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» ( Притч. 3, 5–6 ). «Не хвались завтрашним днем, потому что не знаешь, что родит тот день» ( Притч. 27, 1 ). «Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру: суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне, питай меня насущным хлебом, дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал: «кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть и употреблять имя Бога моего всуе» ( Притч. 30, 7–9 ). «Как глина у горшечника в руке его, и все судьбы ее в его произволе, так люди – в руке Сотворившего их, и Он воздает им по суду Своему» ( Сир. 33, 13 ). «Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» ( Притч. 16, 9 ). Смотри также: Притч. 16, 3 ; Еккл. 12, 14 ; Сир. 5, 1 ; Сир. 16, 13 ; Сир. 20, 9 . Покаяние и прощение обид: «Чтобы они познали, что, чем кто согрешает, тем и наказывается» ( Прем. 11, 17 ). «Так праведнику воздается на земле, тем паче нечестивому и грешнику» ( Притч. 11, 31 ). «Ибо семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель» ( Притч. 24, 16 ). «Не медли обратиться к Господу, и не откладывай со дня на день» ( Сир. 5, 8 ). «Во всех делах твоих помни о конце твоем, и вовек не согрешишь» ( Сир. 7, 39 ). «Не укоряй человека, обращающегося от греха: помни, что все мы находимся под эпитимиями» ( Сир. 8, 6 ). «Человек грешный уклоняется от обличения и находит извинение, согласно желанию своему» ( Сир. 32, 19 ). «Нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы; поэтому не на всякое слово, которое говорят, обращай внимание, чтобы не услышать тебе раба твоего, когда он злословит тебя; ибо сердце твое знает много случаев, когда и сам ты злословил других» ( Еккл. 7, 20–22 ). Пьянство: «У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза? У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного. Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты» ( Притч. 23, 29–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Если сравнивать книгу Сираха с библейской литературой Премудрости и с литературой мудрости языческого мира, то книга Сираха занимает некое среднее положение: «В целом книга отражает процесс консолидации еврейской мудрости перед лицом греко-римского язычества» 66 . В книге Сираха не найти высоких религиозных размышлений о законе, избранничестве, загробной жизни и спасении. Всё содержание книги направлено на тихую повседневную жизнь, обретение мудрости, которая помогает человеку приобрести счастье, комфорт и богатство. «Отказ от включения Сираха в иудейский канон объясняется тем, что она, по мнению раввинов, выражает мизантропию и эпикуреизм» 67 . То есть, большая часть содержания книги Сираха напоминает литературу мудрости стран Древнего Востока. Но, несмотря на практическую человеческую направленность, книга несёт учение о человеческой жизни, исключительно в свете веры в Бога. Более того, вся человеческая жизнь, судьба, счастье или страдание – всё поставлено в прямую зависимость от веры в Бога. «Начало премудрости – жить в страхе Божием… Полнота премудрости – жизнь в страхе Божием… венец премудрости – страх Господень, она производит мир, благополучие и здоровье» ( Сир.1:15,18 ). Источником мудрости у Сираха также является Бог: «Всякая премудрость – от Господа и с Ним она вовек» ( Сир.1:1 ). И без исполнения закона, без праведной жизни, стяжание мудрости невозможно: «Всякая мудрость есть страх Господень, и во всякой мудрости – исполнение закона» ( Сир.19:18 ). Внимание автора, прежде всего, сосредоточено на семье. Основой благополучия и счастья семьи, по мнению Сираха, является разумное и богобоязненное поведение её главы. Поэтому, давая советы и наставления, автор обращается, в первую очередь, к отцу семейства. От членов семьи, безусловно, требуется полное подчинение её главе. Родители, особенно отец, должны заботиться о воспитании детей: в сыновьях, прежде всего, необходимо воспитывать послушание и почтительность ( Сир.30:1–13 ), в дочерях – целомудрие ( Сир.42:10–11 ). Нет смысла радоваться «множеству негодных детей», потому что «лучше один праведник, нежели тысяча грешников» ( Сир.16:1–5 ). Муж и жена должны жить в согласии между собой ( Сир.25:2 ). Верная и стыдливая жена является высшей наградой для мужа, его «счастливой долей» ( Сир.26:3 ), «опорой спокойствия его» ( Сир.36:26, 7:21, 26:1–4, 16–23, 36:23–29 ); злая, бесстыдная, пьяница, напротив, вызывает отвращение и невыносима для всей семьи ( Сир.25:15–29, 26:7–10 ). Раба нужно держать в строгости, но не слишком обременять и поступать с ним, «как с братом» ( Сир.33:25–33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Еф.6:2–3 : «Почитай отца твоего и мать… и будешь долголетен на земле». Сир.3:18 : «Сколько ты велик, столько смиряйся, и найдешь благодать у Господа» (ср. Прит.3:34 ). Иак.4:6 : «…посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать»; Лк:1:30,48,49,52: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога… призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды; что сотворил Мне величие Сильный… и вознес смиренных». Сир.3:23 : «При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься…». Мф.6:34 : «Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы». Сир.3:24 : «ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их». Рим.12:16 : «…не мечтайте о себе» (ср. Еккл.7:29 : «...Бог сотворил человека правым, а люди пустились во многие помыслы». Сир.3:26–27 : «упорное сердце напоследок потерпит зло: упорное сердце будет обременено скорбями...». Рим.2:5 : «Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева...». Сир.3:30 : «…милостыня очистит грехи». Мф.5:7 : «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (ср. Дан.4:27 : «...искупи грехи… милосердием к бедным...»). Сир.4:7 : «...пред высшим наклоняй твою голову». Рим.13:7 : «Итак отдавайте всякому должное: кому… честь, честь». Сир.4:23 : «Наблюдай время...». Рим.13:11 : «Так поступайте, зная время...». Сир.4:23 : «…храни себя от зла». 1Фес.5:22 : «Удерживайтесь от всякого рода зла». Сир.4:30 : «Не стыдись исповедывать грехи твои…». 1Ин.1:9 : «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши...». Сир.4:32 : «Подвизайся за истину до смерти...». Откр.2:10 : «Будь верен до смерти…»; 12:11: «Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти». Сир.4:33; 5:13 : «Не будь скор языком твоим… Будь скор к слушанию». Иак.1:19 : «…всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова...».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Sch. ставит не =единство, или =единое нечто, как в 13-м ст., но именно: согласие, concordiam, . 1871 Греч. и Вульг.: возшед, αναβας, но в Сир: (сказано), что восшел. LXX: αναβας, ανεβης, ανεβη. 1874 Сир. Арм. и Вульг. и др. мн. приб.: πρωτον (слав.), но мн. древн. кодд. перев. и отцы не читают. 1879 Толкование соотв. Сирскому переводу, Греч. и Вульг.: εν τη κυβια των ανθρωπων, εν πανουργια προς την μεθοδιαν της πλανης: в обмане людей, в лукавстве (хитрости) к коварству обольщения. 1881 per omnem gustum, –Греч. δια πασης αφης: чрез всякий сустав, сочленение, по всем сочленениям (ср. Сир.), соприкосновениям (осязанием Слав.), связям – της επιχορηγιας=укрепления, дарования, снабжения, вспомоществования, услужения, Русск.: посредством всяких, взаимно скрепляющих, связей. Вульг.: посредством всякого соединения услужения (вспомоществования); Сир. Вальт.: чрез все (или во всех) сочленения соответственно дару, который дается в мере… 1888 αποθεσθε, как нек. (ср. Сир. Эфиоп. Вальт. и Гот.); – др. чт.: αποθεσθαι, (слав.) – код. L опуск.: την προτ. αν. – прежний образ жизни. 1893 Греч. и Вульг.: κατα θεον, – Сир.: в () Боге, – у св. Ефр.: secundum divinitatem – по Божеству=θεον без члена, по Божью, сообразно Божеству, Божескому. 1902 Так Сир., Греч. и Вульг.: λαλουντες εαυτοις (разночт.: εαυτους и αυτοις) Слав.: глаголюще себе, Русск.: назидая самих себя=εαυτους… 1904 Чит. или: υποτασσεσθωσαν, как Вульг. и Арм., или: υποτασσεσθε, как Сир. (Слав. Русск.), – но в др. совсем не читается. 1909 Так Сир. Sch. и р. в тексте, Арм. и Вульг., др. приб. του αιωνος, как Сир. р. – Ефр. ed. Rom. ib.: του αιωνος, опуская σκοτους. 1917 «Christianae Orthodoxae Theologiae in Academia Kiewiensis adornatae et propositae» Vol. I–III. Lipsiae 1782. 1920 См. буквальное повторение этих слов у Бретшнейдера (наш, текст к 7-му примечанию на стр. 14-й) и в Cathechismus Palatinus. Pars II, art. IX (в нашем примечании 2-м на стр. 15-й). 1934 «И мы того (Киприана) писанием подвигшесь, тщахомся достигнути вашея (страны), яко да пастыра узрим».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Здесь, очевидно, вспоминается чудесное услаждение вод Мерры ( Исх.15:23–25 ), но изложено это событие так обоюдно, что как будто не Божественное чудо, а «целебная сила» дерева произвела перемену во вкусе воды, хотя, с другой стороны, отсюда еще далеко до вывода Ейхгорна, будто Сирах старается «рационалистически» излагать библейские события и удалять чудеса. Напротив, в 44–49 главах Сирах точно воспроизводит древние библейские повествования о чудесах (напр., Сир.46:5–7:21, 23; 48:2–11:24 …). Встречаются и моральные воззрения, отличные от канонических писаний. Так, в Сир.12:1–7 читаем: «давай доброму и благочестивому и не давай грешнику». Слишком практично! В Сир.25:9–10 : «девять помышлений похвалил я в сердце моем: это – человек при жизни видящий падение врагов». – Не так учили богодухновенные писатели (ср. Иов.31:29 ; Притч.25:22–23 ). В Сир.30:6 : «благоразумный отец утешается при смерти мыслию о том, что в мудром своем сыне оставил мстителя врагам своим». Сир.30:17 : «лучше смерть, нежели горестная жизнь». Сир.31:24 : «если ты обременил себя яствами, то встань из-за стола и отдохни». Не таковы советы Приточника-Соломона. В Сир.31:32 : «что за жизнь без вина»?.. Еще: «горький да будет плач (над умершим)… по достоинству его, день или два для избежания осуждения, и тогда утешься от печали» (38:17). На показ печаль! Опять и опять видны идеалы жизни иные, чем у канонических писателей. Слишком мелочные советы: «если что выдаешь (прислуге или жене), выдавай весом и по записи» ( Сир.42:6–7 )… Но указывая некоторые «недоумения» в обозреваемой книге, православный богослов должен обратить внимание на то, что в общем все содержание книги, весь ее тон и характер, способ изложения, взгляды и суждения автора чрезвычайно ценны для всякого читателя по своей сердечности, умилительности, поучительности. Следуя мудрым советам и указаниям автора (напр. Сир.42:2 ), и современный христианский читатель его книги, как древний еврей, не ошибется в своих поступках и будет вызывать у благоразумных людей себе не порицание, а полное одобрение и подражание. Начертываемые Сирахом правила жизни, а равно и общие его нравственно-философские принципы остаются и доселе вполне применимыми и полезными в жизни и теоретических воззрениях; нельзя сказать, чтобы они «устарели» и негодны для нашего времени, так как основаны на вечных канонических откровенных воззрениях. Возвышенный «гимн Творцу» ( Сир.42:15–43:36 ) очень близок к каноническим псалмам: сияющее солнце смотрит на все, и все дело его полно славы Господней… Он проникает в бездну и сердце и видит все изгибы их…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Потрудился бедный при недостатках в жизни - и в покое остается скудным» - Сир 31. 3-4) со словами о бесцельности труда богатого в Е. к. (см., напр.: Еккл 5. 12, 14-16); здесь очевиден разный подход к одной и той же проблеме. В то же время и Екклесиаст, и Иисус Сирах призывают человека к радости и устранению от излишней заботы о будущем («Не предавайся печали... и не мучь себя своею мнительностью; веселье сердца - жизнь человека, и радость мужа - долгоденствие» - Сир 30. 22-23; ср.: Еккл 5. 17-19). Не следует медлить делать добрые дела, поскольку после смерти такой возможности у человека уже не будет: «Помни, что смерть не медлит... прежде, нежели умрешь, делай добро другу...» (Сир 14. 12-13; ср.: Еккл 9. 10). В обеих книгах говорится о непознаваемости для людей дел Господних и о непрочности действующего общественного устройства: «...дивны дела Господа, и сокровенны дела Его между людьми. Многие из властелинов сидели на земле, тот же, о ком не думали, носил венец» (Сир 11. 4-5; ср., напр.: Еккл 10. 6). В похожих выражениях говорится о некоем безымянном мудреце у Сираха («Мудрый муж поучает народ свой, и плоды знания его верны» - Сир 37. 26) и о Екклесиасте в Е. к. («Кроме того, что Екклесиаст был мудр, он учил еще народ знанию... и слова истины написаны им верно» - Еккл 12. 9-10). Существенное отличие Книги премудрости Иисуса, сына Сирахова, от Е. к. состоит в отношении к будущему. Екклесиаст недвусмысленно говорит о невозможности для человека предвидеть будущее, в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, восхваляется прор. Исаия за то, что «он провидел отдаленное будущее... до века возвещал он будущее и сокровенное, прежде нежели оно исполнилось» (Сир 48. 27-28). Всякий человек должен «наблюдать время» (ср.: Сир 4. 23), причем мудрецу известно подходящее время для всякого дела: «Мудрый человек будет молчать до времени; а тщеславный и безрассудный не будет ждать времени» (Сир 20. 7). Иисус, сын Сираха, определенно говорит о достижимости мудрости в результате многолетних занятий («Сын мой! от юности твоей предайся учению, и до седин твоих найдешь мудрость» - Сир 6.

http://pravenc.ru/text/189649.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010