Сама византийская традиция будет зависеть вначале от Каппадокии и Антиохии, а потом от Палестины, и до некоторой степени также от Рима (наприм. в календаре). Схема литургических традиций или обрядов: I: Антиохийская традиция а) Сирийско–западная традиция Сиро–антиохийский обряд, к которому принадлежат: — сирийцы–яковиты (служат на сирийском и на арабском языках); — сиро–католики; — индийцы–яковиты (на сирийском и на малаяламском языках); — индийцы–маланкары (католики). Маронитский ( " антиохийский " ) обряд — католики Св. Марона в Ливане; служат на сирийском и на арабском языках). б) Сирийско–Восточная традиция Халдейский или ассирийский обряд: — несториане; — халдеи–католики; — индийцы–малабарцы. в) Малоазиатская традиция Византийский обряд: — греко–католики. Армянский обряд — грегорианцы и католики. II: Александрийская традиция Коптский или египетский (св. Марка Евангелиста) обряд. Эфиопский или абиссинский обряд. III: Римская традиция Римский или латинский обряд. Амвросианский или медиоланский обряд (св. Амвросия). Лионский, галликанский, кельтский и т. д. IV: Галло–испанская традиция Мозарабский или визиготский или испанский обр. (Св. Исидора). " Обряд св. Иринея " . — некоторые французские и американские православные Современная библиография о восточных обрядах M. Arranz. La Liturgia Oriental, «Seminarium», «De Ecclesiis Orientalibus», Sacra Congregatio pro Institutione Catholica, 1987, 240. R. Roberson. Eastern Churches Bibliography Since 1975. «Seminarium», 1987, pp. 380–402. R. Taft. The Byzantine Rite. A Short History. Collegeville, Minnesota, 1992. См. другую библиографию: М. Арранц. «Евхаристия Востока и Запада», стр. 9. См. также: БТ, OCP, OCA, PIO, SC. МАН=И. Мансветов. «Церковный Устав (Типик) и его образование и судьба в Греческой и в Русской Церкви». Москва, 1885. По его мнению, «Типикон не создавал ничего нового относительно содержания служб. Полный Типик явился как результат тех затруднений, которые оказались на практике при отправлении службы.» История Типика, по Мансветову, разделяется на три периода, т. е. периоды образования самого богослужения «часов»: суточный, триодный и месяцесловный. См. строгую рецензию А. Дмитриевского (КДА) к работе Мансветова (МДА) в журнале «Христианское чтение» (СПбДА): 1888, 2, 480–576). Дмитриевский, находившийся тогда в научной командировке в Иерусалиме, признает важность работы Мансветова, но критикует его «неправильный» критический подход к данной теме. Дмитриевский в это время работал над собиранием материалов, изданных в его выдающемся для литургической науки труде:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=111...

Обращаясь к верующим, понтифик, в частности, сказал: «К сожалению, зверства, через которые прошел армянский народ, продолжаются и сегодня. Наших братьев-христиан продолжают убивать, их насильно депортируют. Причиной тому стало безразличие и молчание тех Каинов, которые думают, что это не их дело, что это их совершенно не касается. Между тем, человечество в прошлом веке пережило три неслыханных трагедии. Первый геноцид XX века – Геноцид армян, первого христианского народа. Жертвами этого геноцида также стали сирийские католики, сирийские православные [сиро-яковиты – ред.], ассирийцы, халдеи и греки. Убивали и священников, и женщин и невинных детей...» Папа напомнил и о двух других огромных трагедиях ушедшего века, за которыми стояли нацизм и сталинизм, а также о других массовых уничтожениях людей, имевших место в Камбодже, Руанде, Бурунди, Боснии. «Кажется, что человечество отказывается учиться на своих собственных ошибках, -- посетовал понтифик. – И сегодня есть те, кто пытаются уничтожить своих ближних – при помощи одних и молчаливом соучастии других, остающихся равнодушными зрителями». «Помнить об армянских мучениках необходимо, более того – это наш долг … Скрывать или отрицать зло – это все равно, что оставить кровоточащую рану, не перевязывая ее», -- подчеркнул Франциск. Месса совершалась по латинскому обряду, но в нее были включены некоторые элементы богослужения Армянской Церкви. Литургический хлеб и вино Папе поднесли трое армянских детей  в национальных костюмах. По окончании мессы Папа Франциск обратился с приветствием к присутствовавшим в соборе св. Петра президенту Армении Сержу Саргсяну, Патриарху-Католикосу всех армян Гарегину II, Католикосу Великого Дома Киликийского Араму I и патриарху Армяно-католической Церкви Нерсесу Петросу XIX. В ходе богослужения понтифик также объявил о причислении к сонму учителей Церкви великого армянского святого Григора Нарекаци (ок. 950-1003). Перед провозглашением св. Григора учителем Церкви префект ватиканской конгрегации канонизации святых кардинал Анджело Амато рассказал о жизни и деятельности Нарекаци, подчеркнув, что армяне особо почитают его «Книгу скорбных песнопений», которую в народе называют просто «Нарек». Кардинал напомнил, что в годы Геноцида (1915-16) могила Григора Нарекаци в селении Нарек в Ванской провинции Западной Армении (территория современной Турции) была уничтожена.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Сирийские христиане хотят создать автономию. Благовест-Инфо Контакты Форум Подписка Расширенный поиск   Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы 22 февраля – 24 марта Выставка «Торжество святого Никиты». Москва 29 февраля – 2 июня Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва 29 февраля – 12 мая Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Март Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 14 марта - 2 июня Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века».Москва 21 марта «Не могу, Господи, жить без Тебя!» Встреча с Фредерикой де Грааф. Москва 24 марта 2024 года Концерт «В минуту жизни трудную». Москва Апрель Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва 1 – 26 апреля VII Международный Великопостный хоровой фестиваль. Москва 6 апреля Лекция Левона Нерсесяна: «Мир, озаренный светом рая: надежда в русской иконе эпохи преп. Сергия Радонежского». Москва 18 – 19 апреля Конференция «Наследие Сергея Аверинцева и современное гуманитарное знание». Москва 16 мая Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Мониторинг СМИ Сирийские христиане хотят создать автономию Их цель — защититься от исламских радикалов 31.07.2012 14:11 Версия для печати Объединение проживающих за пределами Сирии сирийских христиан различных традиций (сиро-яковиты, халдеи, ассирийцы) выпустило декларацию, призывающую к объединению и к созданию автономного региона или даже своего государства на территории Сирии. «Если к власти вместо Башара Асада придет исламистское правительство, это будет катастрофа для всех христиан региона», — объясняют создатели документа свою инициативу. — Нам необходима федеральная структура, чтобы защитить себя, — считает лидер группы христиан Аднан Чаллма. Оппозиция правящему режиму изначально была демократической, но затем она стала превращаться в исламистское движение, поддерживаемое из-за рубежа, утверждают авторы. «Слишком часто на протяжении долгой истории христиан на Востоке массовые избиения сопровождались криками «Аллах акбар», сказано в документе.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Перекочевывая на лето в иран. земли, джаф в то же время владели небольшими пахотными полями в Шахризорской долине, к-рые нерегулярно обрабатывали, и платили дымовую подать правителям Сулеймании; в ведении этого правительства были также 13 таиф курдов ил-и-гаваре. Особое место занимали территориальные объединения ассирийцев. Та их часть, что проживала на территории Мосульского вилайета (в Амадии, Албаке, Махмудии), относилась к категории податных (райяттов), населявшие более сев. районы обозначались как ашираты (собственно племена). Ассирийцы-райятты находились в прямой зависимости от курдских вождей и османских управителей и испытывали более тяжелый фискальный гнет, нежели практически независимые и управлявшиеся собственными владетелями-маликами ашираты, близкие по хозяйственно-культурному типу к соседним племенам курдов. Вместе с тем, поскольку на райяттов распространялась юрисдикция католикосов Церкви Востока (резиденция к-рых с кон. XVII в. располагалась в обл. Хаккяри), они должны были платить налоги и в казну Патриархата. Ассирийцы Сев. Ирака не знали племенного деления и группировались по селам с выборными старостами-мухтарами во главе; их утверждали наместники с правом сбора налога с односельчан. Среди христиан ливы Мосул (группы селений вокруг горы Маклуб с монастырем Мар-Маттай, а также Алкош и Заху) преобладали сиро-яковиты, подавляющее большинство к-рых составляли крестьяне-издольщики, выплачивавшие в гос. казну помимо подушной подати также поземельный налог (ашар). Безземельные сиро-яковиты мигрировали на север, где пополняли число зависимых земледельцев курдских беков. Так, для окрестностей Амадии было характерно чересполосное проживание сиро-яковитов и ассирийцев, признававших над собой неформальную власть шейхов Барзани и Абди. В более выгодном положении находились халдеи, к-рые могли рассчитывать на заступничество католич. мира, особенно Франции (франц. консулы находились в Багдаде и Мосуле). Курдские восстания, поддерживаемые иранскими войсками, представляли постоянную угрозу для И., и лишь в мае 1847 г.

http://pravenc.ru/text/673821.html

В VII в. католикос Комитас I Ахцеци составил 36-строфный гимн с алфавитным акростихом в честь св. Рипсимии, близкий по жанру к визант. кондаку. В VIII в. появляются гимнографические произведения, сопоставимые с визант. каноном. Еп. Степаносу Сюнеци принадлежат воскресные «Главные гимны» на 8 гласов (каждый гимн состоит из 10 кцурдов, содержание к-рых связано с одной из библейских песней). Классический арм. карг (сопоставимый с визант. каноном) состоит из 8 кцурдов, каждый из к-рых основан на строке из библейской песни или псалма. Части карга могут исполняться на разные гласы. Известно мн. арм. гимнографов - католикос Ованнес III Одзнеци, кнж. Хосровидухт, мон. Саакадухт, Григор Магистр Пахлавуни, католикос Петрос I Гетадардз, Нерсес Ламбронаци и др. Католикос Нерсес IV Шнорали первым стал использовать для написания гимнов силлабо-тоническое стихосложение. С XIII в. новые произведения этого жанра в состав богослужения уже не включались. С X в. развиваются жанры духовных стихов гандз и таг; их авторы - Григор Нарекаци, Григор III Пахлавуни, еп. Аркел Сюнеци и др. Лит.: Biachini P. Chants liturgiques de l " Église arménienne. Venise, 1877; Conybeare F. C. The Hymnal of the Armenian Church//JThSt. 1906. Vol. 7. P. 285-292; Basralian D. Ausgaben der armenischen Messgesänge. Miami, 1958; Armenische Liturgien: ein Blick auf eine ferne christl. Kultur/Hrsg. E. Renhart, J. Dum-Tragut. Salzburg; Graz, 2001. Сирийская Г. существует в 2 основных вариантах - восточно-сир. (ассирийцы, халдеи, малабары) и западно-сир. (сиро-яковиты, маланкары). Сирийцы-мелькиты пользуются не оригинальной сир. Г., а переводами послеиконоборческих визант. богослужебных книг. Общим основанием для вост. и зап. сирийцев служат литургические традиции Антиохии, Эдессы и Нисибина. К оригинальным жанрам сир. Г. относятся: мадраша - длинные поэмы дидактического содержания, к-рые обычно исполняются с припевами унайа, и мемра метрические гомилии. Наиболее известным и почитаемым во всех сир. Церквах автором мадраша и мемра является прп.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Последнее выражение означает то, что халдеи, хотя живут и вдали от Иудеи, но скоро могут оттуда придти и занять широкие промежуточные пространства, отделяющие Халдею от Иудеи (ср. Ис. 39:3, 5, 26–29 ) 34 . Цель халдейских хождений по широтам земли составляет обладание 35 шатрами 36 и селениями кочевых народов, живших близ Халдеи и Палестины. Обращая внимание на стремление халдеев занимать чужие селения, пророк дает повод думать, что халдеи также постараются занять и иудейские селения, прежде им не принадлежавшие 37 . Пророк становится на ту же точку зрения, какой руководился, некогда, Моисей. Как Моисей предсказывал, что иудеи в награду за исполнение закона сделаются главою других народов и будут беспрепятственно приобретать их имущества и владения, а в наказание за грехи сами будут лишаться своих владений и отдавать их врагам, так и Аввакум предсказывает, что халдеи, за грехи евреев, займут владения не свои, т. е. иудейские. ( Втор 28:12–18, 28–38 ). Из описания халдеев пророком Аввакумом видно, что халдеи в его время еще не овладели Иудеей, они даже далеко от нее были, их владения отделены от Иудеи широтами земли. Так халдеи и их владения описываются только во время Езекии пророком Исаией ( Ис. 39:3 ). Авв. 1:7 Страшен и явлен есть, от него суд его будет, и взятие его от него изыдет. По-русски: Страшен и грозен он; от него самого происходит суд его и власть его. Пророк продолжает характеристику халдеев. Чтобы резче повлиять на беспечных соотечественников, пророк называет халдеев народом страшным 38 , возбуждающим ужас своим появлением в странах врагов (ср. Иер. 6:23 ). Халдеи ужасны для народов, подпадающих их владычеству, по своему необузданному произволу. От них самих происходит суд, т. е. халдеи не знают высших нравственных законов суда, правды и милосердия, а руководятся своей прихотью и произволом. Владычествуя по своему произволу, халдеи гордятся своей славой 39 . В противоположность иудеям, искавшим своего суда и правды у Бога и в Его законе ( Пс. 16:2 ), халдеи всего ищут у себя и в своей прихоти.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Зане, се, аз возставляю халдеи, язык горький и борзый, ходящий по широтам земли, еже наследити селения не своя. По-русски: Ибо вот я подниму халдеев, народ жестокий и необузданный, который ходит по широтам земли, чтобы завладеть не принадлежащими ему селениями. Подготовив слушателей к восприятию своего пророчества, пророк начинает излагать его. Он говорит, подобно другим Ветхозаветным пророкам, от лица Господа. Как муж Богодухновенный и посредник между Богом и людьми, Аввакум отождествляет себя с пославшим его Господом 29 . Господь намерен, говорит пророк, восстановить 30 против иудеев грозных врагов – халдеев. Халдейское царство, находившееся к востоку от Евфрата, считается одним из древнейших азиатских государств. Библейские писатели считают патриархов еврейского народа жителями Халдеи, переселившимися в Ханаанскую землю ( Быт. 11:28–31 ). Халдейское царство, родина Сарры и Авраама, во время их переселения в Ханаан было уже благоустроенным, в нем были города, напр., Ур. ( Быт. 11:28 ). Следовательно, за 18 веков, приблизительно, до Р. X., Халдейское царство уже существовало. Другой древнейший библейский писатель, писатель кн. Иова, упоминает о том, что халдеи во времена Иова, делали набеги на соседние страны ( Иов 1:17 ). Языческая история так же считает Халдейское царство очень древним. В 14 в. до Р. X. Халдейское царство было настолько уже могущественно, что равноправие с ним считалось славным. Ассирийские памятники с гордостью упоминают о договорах Ассирии и Халдеи, как государств равносильных. В последующее время, впрочем, Ассирийское царство одержало верх и поработило Халдею. Но и халдеи, в свою очередь, были главными участниками в разрушении Ниневии, Ассирийской столицы, и виновниками падения Ассирии (ок. 606 г. до Р. X.). После падения Ассирии, халдеи захватили власть над всеми странами, прежде подвластными Ассирии, и завоевали Иудею (ок. 589 г. до Р. X.) 31 . Чтобы устрашить современных беззаконников, пророк описывает халдеев, как народ жестокий 32 и необузданный 33 , ходящий по широтам земли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Второй халдей повторяет то же: «Царевы». Первый, указывая на пещь, говорит: «Видите ли сию пещь, огнем горящу и вельми распалаему?» Второй: «А сия пещь уготовася вам на мучение». Анания: «Видим мы пещь сию, но не ужасаемся, есть бо Бог наш на небеси, Ему же мы служим. Той силен изъяти нас от пещи сия». Азария: «И от рук ваших избавит нас». Мисаил: «А сия пещь будет не нам на мучение, но вам на обличение». Отроки и хор поют пред архиереем стих «И потщися на помощь нашу, яко можеши хотяй». Халдеи развязывают полотенце, которым были связаны отроки; все кланяются архиерею, и отроки отводятся халдеями в пещь. Протодиакон, став на указанном ему месте и обратившись лицом к архиерею, начинает канонаршить седьмую песнь «Благословен еси, Господи, Боже отец наших...», этот, а равно и последующие за сим стихи повторяются за протодиаконом как отроками в пещи, так и всем хором. В это время халдеи с пальмами и трубками в руках ходят кругом пещи и мечут плавучею травою на пещь и под пещь. Когда протодиакон провозглашает: «И распалашеся пламень над пещию...», приготовляют к спуску ангела, и бывает вспышка огня. При словах протодиакона: «Ангел же Господень сниде купно с сущими...» спускают ангела. Слышится гром... все падают: и халдеи, и отроки. Когда же протодиакон продолжает: «Тогда тии трие яко едиными усты пояху...», отроки встают, берут в руки ангела, ходят с ним в пещи кругом три раза и поют: «Благословен еси, Господи, Боже отец наших, препетый и превозносимый вовеки». Халдеи же лежат. Затем отроки кланяются ангелу, и во время их поклона ангел поднимается. При словах протодиакона «Ангели Господни, благословите небеса...» происходит второе снисхождение ангела, обычное поклонение ему отроков и хождение с ним в пещи; затем ангел поднимается, отроки встают, халдеи же продолжают лежать. Протодиакон продолжает: «Благословите, солнце, луна и звезды, благословите, звезды небесныя...», – в это время обычное в третий раз схождение ангела, а во время слов «Благословите, Анания, Азария, Мисаил» ангел поднимается; отроки по обычном поклоне ему встают, встают одновременно с ними и халдеи и стоят с поникшими главами.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Халдеи поклонялись звездам и различным предметам вселенной. В каждом городе был свой особый бог, хотя культ его и не исключал поклонения другим богам. Далее и семейство Авраама стало уже заражаться заблуждениями тех семитических племен, к которым оно принадлежало по своему происхождению, и хотя еще не совсем оставило истинного богопоклонения, однако и ему угрожала в этом опасность. Об этом свидетельствует Сам Господь устами Иисуса Навина: «За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама, и отец Нахора, и служили иным богам. Но Я взял отца вашего, Авраама, из-за реки, и водил его по всей земле Ханаанской» ( Нав.24:2–3 ). В Мугейре открыты развалины храма, воздвигнутого в честь бога Сина еще раньше Авраама. Там, без сомнения, Фарра и другие предки евреев и совершали идолопоклоиство, в котором укорял их Иисус Навин. Тоже самое сообщил Олоферну об иудейском народе и Ахиор, говоря: «Этот народ происходит от халдеев. Прежде они поселились в Месопотамии, потому что не хотели служить богам отцов своих, которые были в земле Халдейской и уклонились от пути предков своих, и начали поклоняться Богу неба, Богу, Которого они познали, и халдеи выгнали их от лица богов своих, и они бежали в Месопотамию, и долго там обитали. Но Бог их сказал, чтобы они вышли из места переселения, и шли в землю Ханаанскую» ( Иудиф.5:6–9 ). Даже признавая Бога Авраамова ( Быт.24:50–51, 31:29–42 ), Лаван, сын Нахора, держал у себя терафимов, которые были похищены Рахилью ( Быт.13:19, 30:35 ). Господь таким образом взял Авраама из дома отца, чтобы сохранить его от идолопоклонства, начинавшего проникать и в среду его семейства. Одно раввинское предание рассказывает, что Авраам за то, что он отказался воздать богопоклонение Огню, которому покланялись халдеи, был ввергнут в раскаленную печь, от пламени которой он чудесно спасся; между тем как его брат, Аран, погиб там. Бл. Иероним и Августин принимали это предание. Св. Ефрем Сирин рассказывает, что Авраам, будучи еще юношей, поджег храм, где халдеи покланялись идолу Каинану; Аран прибежал, чтобы спасти идола от пламени, но сам был пожран огнем, вследствие чего халдеи стали требовать смерти поджигателя; тогда Фарра и должен был бежать из страны вместе с своим семейством.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Скачать epub pdf События во втором столетии четвертого тысячелетия Церковная история Серух в 130 год своей жизни родил Нахора, а также потом и других сыновей и дочерей ( Быт. 11,22–23 ). По Кедринову сказанию, местом пребывания Серуха была Халдейская земля и город, называемый Ур. Слово сие «ур» означает «огонь», так как жители того города, будучи идолопоклонниками, огонь считали богом и хранили его неугасимым; потому-то и город их был прозван огнем – Ур. Некоторые полагают, что Серух будто бы первый изобрел идолов и что с него началось идолопоклонство. Но это не верно. Ибо идолопоклонство началось с царя ассирийского Нина, как было сказано прежде. Что же касается Серуха, то он был первым из рода праотцев Христовых, который принял изобретенных язычниками идолов и сам научился их делать и продавать, и было это рукоделие его средством, благодаря которому он питался вместе со своим домом. Делая же идолов для продажи, он стал и почитать их наравне с язычниками и повредил нечестием сим своим домашним, ибо тому же рукоделию он научил своего сына Нахора, а Нахор потом научил своего сына Фарру, отца Авраамова. Как халдеи считали своим богом огонь, так египтяне обоготворяли воду и почитали ее в идоле, называемом Канопос, во имя которого в земле Египетской создан был и город Каноп, при устье впадающей в море реки Нила. Когда же Египет покорен был (во дни Семирамиды) ассирийцами, они же и халдеи, то возник спор между халдейскими и египетскими жрецами об их богах. Халдеи утверждали, что их бог огонь есть самый сильный бог из всех богов, ибо огонь не только пожирает деревянных богов, но и каменных сокрушает своею силою, а медных, серебряных и золотых расплавляет. Поэтому египтяне сделали великий сосуд наподобие идола Канопоса, по всему его телу дыры малые и частые провертели, залили их воском и смолою и наполнили идола водою. Когда же халдеи хотели показать силу своего всепожирающего бога огня на идоле Канопосе, они разложили вокруг последнего огонь для того, чтобы сжечь идола. Однако воск со смолою тотчас растаяли, вышла дождем из идола вода и кругом погасила огонь. Тогда египтяне восторжествовали, крича: «Наш бог более силен, чем ваш, ибо одолел вашего бога!» И халдеи были постыжены.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010