Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Б. М. Ледковский. Фотография. 50-60-ее гг. XX в. Борис Михайлович (26.04.1894, пос. Васильево-Ханжоновский Таганрогского окр. обл. Войска Донского - 6.08.1975, Фрипорт, шт. Нью-Йорк, США), регент, духовный композитор. Род. в семье священника (по др. данным - инспектора ДУ) Донской епархии. Вырос в слободе Аграфеновка Таганрогского окр. Получил разностороннее домашнее муз. воспитание, с 14 лет управлял церковным хором в приходе отца. Окончил Новочеркасское ДУ (1909), затем обучался в Ростовском реальном уч-ще коллегии преподавателей. В последние 2 года учебы дирижировал ученическим оркестром, сочинял для него пьесы. В 1914 г. поступил в Московскую консерваторию (класс трубы), выбыл во 2-м полугодии 1914/15 уч. г. Находясь в Москве, Л. испытал большое влияние музыкантов круга Синодального училища церковного пения и Синодального хора , приобщился к Новому направлению в рус. духовной музыке, считал своими учителями М. М. Ипполитова-Иванова и А. Д. Кастальского , сам пел в церковных хорах. В окт. 1916 г. Л. был призван в армию и на правах вольноопределяющегося вступил в 65-й пехотный запасной полк, откуда по болезни выбыл в февр. 1917 г. 17 апр. 1919 г. вступил канониром в 3-й батальон артиллерийской бригады Добровольческой армии, затем служил в Марковской артиллерийской бригаде (в управлении 2-го дивизиона), с 9 мая 1919 по 1 нояб. 1920 г. участвовал во всех ее походах. В качестве разведчика был награжден Георгиевским крестом 4-й степени. 23 авг. 1920 г. произведен в чин подпоручика. В составе Первого армейского корпуса (начальник - ген. А. П. Кутепов) находился в военном лагере близ Галлиполи (ныне Гелиболу, Турция). По нек-рым данным, руководил там одним из церковных хоров. В 1921 г. Л. вместе с русскими военными частями выехал в Болгарию: в Софии управлял хором Свято-Александро-Невского собора (Болгарская Православная Церковь), был помощником хормейстера в Софийском оперном театре. До 9 марта 1926 г. Л. пел в Хоре донских казаков под упр. С. А. Жарова . Переехав в том же году в Париж, возглавил «галлиполийский хор», к-рый пел на службах в ц. прп. Сергия Радонежского при Об-ве галлиполийцев, а также на концертах. Возможно, в 30-х гг. XX в. Л. нек-рое время управлял хором ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Париже.

http://pravenc.ru/text/2463349.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЖАРОВ [англ. Jaroff] Сергей Алексеевич (20.03.1896, г. Макарьев Костромской губ.- 5.10.1985, Лейквуд, шт. Нью-Джерси), рус. хоровой дирижер. Род. в семье купца 2-й гильдии. В 1904 г. был отдан в макарьевское 1-е приходское муж. уч-ще; в 1906 г. поступил в московское Синодальное уч-ще церковного пения, где учился у Н. М. Данилина , А. Д. Кастальского , Н. С. Голованова и др. До 15 лет пел дискантом в московском Синодальном хоре; в 1911 г. участвовал в его заграничной поездке. В 1915-1917 гг. руководил хором при Об-ве трудовой помощи инвалидам мировой войны, с которым пел в церквах и давал концерты в госпиталях. По окончании Синодального училища (20 марта 1917) поступил в Александровское военное училище. Пройдя 2-недельную подготовку, непродолжительное время принимал участие в военных действиях в составе 8-й армии ген. Л. Г. Корнилова. 1 авг. 1917 г. был произведен в прапорщики и в конце сент. прибыл в Бахмут (ныне Артёмовск, Украина) в 25-й запасной полк. По его расформировании вернулся в Макарьев, где 17 марта 1918 г. был зачислен на должность учителя пения в жен. гимназию и руководил хором в одном из храмов. После того как летом 1918 г. гимназия была закрыта, Ж. преподавал пение в городских школах. 14 нояб. 1918 г. он был назначен взводным инструктором при Макарьевском уездном военном комиссариате. В 1919 г. Ж. был призван в Красную Армию, однако в авг. того же года, находясь в Тамбове, попал во время рейда корпуса ген. К. К. Мамонтова в тылы Красной Армии в плен к белым. Был зачислен в состав сформированной Мамонтовым Тульской пехотной дивизии добровольцев. Оказавшись в Новочеркасске, получил назначение в пулеметный полк 3-й Донской казачьей дивизии, где воевал в чине хорунжего. В годы гражданской войны Ж. был регентом в Воскресенском войсковом соборе ст-цы Старочеркасской, а также руководил хором за богослужениями, к-рые совершались по ходу следования войска. 15 нояб. 1920 г. Ж. вместе с дивизией был эвакуирован из Керчи в Турцию и попал в лагерь Чилингир. В 1920 г. к празднику свт. Николая Чудотворца (6/19 дек.) по приказу командира Гундоровского Георгиевского полка ген. А. К. Гусельщикова был собран сводный хор для участия в богослужении. Руководителем хора был назначен Ж.

http://pravenc.ru/text/182199.html

(Мормыль Лев Васильевич; 5.03.1938, ст-ца Архонская близ Орджоникидзе, ныне Владикавказ (Дзауджикау), Сев. Осетия - Алания - 15.09.2009, Сергиев Посад), архим., регент, педагог, автор духовно-муз. сочинений и обработок. Род. в благочестивой казацкой семье, все члены к-рой знали церковные и народные напевы наизусть, отмечали церковные и народные праздники. Дед М. по линии матери Л. Г. Троценко пел в хоре конвоя наместника Кавказа гр. И. И. Воронцова-Дашкова под упр. М. П. Колотилина (1863-1917), затем окончил в Тифлисе консерваторию и стал солистом оперы; после революции 1917 г. управлял хором войск ген. А. И. Деникина в Пятигорске, впосл. был сослан в Сибирь; по возвращении в станицу стал церковным регентом; расстрелян в 1937 г. Отец и дядья М. погибли в годы Великой Отечественной войны. С 7 лет Лев пел на клиросе в станичной церкви, помогая слепым певчим, прислуживал в алтаре. В 1955 г. окончил среднюю школу, в течение года служил псаломщиком в Александро-Невском молитвенном доме своей станицы. В 1956 г. поступил в Ставропольскую ДС (сразу во 2-й класс), где учился церковному пению у В. П. Пестрицкого, регента и знатока обиходных мелодий, придерживавшегося школы К. К. Пигрова, знаменитого регента и хормейстера в предвоенной Одессе. С 1957 г. по благословению архиеп. Антония (Романовского) был псаломщиком и регентом левого хора в Свято-Никольской ц. г. Ессентуки, познакомился с регентом диак. Павлом Звоником ( 1964), чей опыт оказал большое влияние на Льва, положив начало формированию его стиля регентования; впосл. М. многократно включал в репертуар своих хоров сочинения Звоника. В 1959 г. поступил в МДА и уже после 1-го курса стал вести клиросную практику для 1-го класса семинарии; в это время он совершил поездки в Киев и Почаев для изучения пения хоров Киево-Печерской лавры (перед ее закрытием), Владимирского и Андреевского соборов в Киеве и Почаевской лавры. В 1961 г. поступил послушником в братию ТСЛ, начал управлять хором из народа и смешанным хором, позднее стал уставщиком и старшим регентом хора ТСЛ, руководителем объединенного хора ТСЛ и МДАиС. В 1962 г. принял монашеский постриг, в 1963 г. был рукоположен во диакона, в 1964 г.- во иерея. В 1963 г. защитил канд. дис. «Воскресение Христово в изложении русских богословов-апологетов». С 1963 г. преподавал в МДАиС церковный устав, Свящ. Писание ВЗ и НЗ, историю библейской критики НЗ и литургику. В 1968 г. был возведен в сан игумена, в 1971 г.- в сан архимандрита. В 1969-1974 гг. преподаватель регентского класса в МДА. В 1974-1977 гг. благочинный ТСЛ. С 1984 г. доцент, с 1988 г. профессор, с 2004 г. заслуженный профессор МДА. С 1989 г. член Синодальной богослужебной комиссии.

http://pravenc.ru/text/2562676.html

II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде Александр Константинович Смирнов был младшим братом моего отца, Петра Константиновича, и моим крестным отцом. Семья Смирновых родом из Владимира, где мой дед Константин Петрович обосновался еще в 30-х годах прошлого столетия. До этого Смирновы жили в Суздале, там мой прадед имел свое дело, достаточно обеспечивавшее семью. Мой дед состоял в Московском университете, который должен был покинуть из-за студенческих волнений. Вернувшись во Владимир, он работал в разных городских учреждениях, причем ввиду неуживчивого характера часто менял места службы. Семья обнищала, что отразилось на младшем поколении: оба брата, отец и дядя, должны были с раннего возраста зарабатывать на жизнь семьи (состоявшей, кроме них, из отца, матери Анны Васильевны, урожденной Косткиной, и сестры Ольги) пением в церковных хорах. Петр был на шесть лет старше Александра и успел закончить уездное училище; Саша, родившийся в 1869 году, совсем ребенком попал в певчие. Он полюбил пение и пристрастился слушать архиерейский хор в Рождественском монастыре. Он всегда стоял около правого клироса и обратил на себя внимание другого постоянного посетителя монастыря – Андрея Николаевича Шишкова, будущего управляющего Синодальным хором и училищем, который в ту пору заведовал во Владимире акцизным ведомством. Шишков каждый раз одарял конфетами малолетних певчих с клироса и однажды стал расспрашивать Сашу о его жизни. Тот сказал, что хочет петь в архиерейском хоре. Вскоре он с помощью Шишкова и попал туда. Владимирским архиерейским хором руководил известный регент Ставровский 305 . Пение помогло Саше поступить в духовное училище, что принесло большую радость его родителям, особенно матери. Духовное училище имело интернат, и посещать родительский дом можно было только по праздничным дням. Дальнейшая дорога Александра вела в духовную семинарию. Там дядя подружился с одним из семинаристов постарше, который предложил ему вступить в кружок для изучения запрещенной литературы. Тут у Александра родилось решение посвятить себя не духовному поприщу, а светскому – ехать в Москву и поступать на филологическое отделение Московского университета. К сожалению, этой мечте не суждено было осуществиться: Александр рассчитывал жить у старшего брата Петра, но тот к данному времени уже был отягощен семьей – детей было много (большинство умерло в младенчестве), и все жили на одно жалованье отца, а также на приданое моей матери Екатерины Ивановны, урожденной Шантаровой. Отец служил тогда в Синодальной типографии, а потом в Синодальной конторе в Кремле. Жалованье его было пятьдесят рублей, из них двадцать он платил за очень скромную квартиру в Кудринском переулке, в деревянном двухэтажном домике на четыре семьи. Поневоле пришлось моим родителям отказать Александру.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Н. С. Голованов. Фотография. 1921 г. Николай Семенович (9.01.1891, Москва - 28.08.1953, пос. Николина Гора Московской обл.), рус. дирижер, регент, композитор и пианист-аккомпаниатор. Родители Г.- выходцы из крестьян. В 1900-1909 гг. Г. учился в московском Синодальном уч-ще церковного пения (среди учителей - А. Д. Кастальский , В. С. Орлов , Н. М. Данилин , В. С. Калинников , П. Г. Чесноков ). В 1909-1914 гг. студент Московской консерватории по классу композиции (С. Н. Василенко) и специальной теории (А. А. Ильинский ). В 1909-1911 гг. регент хора при церкви Марфо-Мариинской обители милосердия. В 1910-1918 гг. помощник регента Синодального хора и преподаватель Синодального уч-ща (занятия ученических оркестра и хора, уставное пение и др. предметы); успешно выступал с хором в духовных концертах в Москве, Варшаве и Берлине (регент хора Данилин намеревался в 1917 передать Г. руководство хором). В 1917-1943 гг. постоянный аккомпаниатор певицы А. В. Неждановой (ставшей его женой). В 1919-1936 гг. (с вынужденным перерывом в 1928-1930) был дирижером, а в 1948-1953 гг.- главным дирижером Большого театра. В 1919-1925 и 1937-1948 гг. муз. руководитель оперной студии, организованной К. С. Станиславским. В 1937-1953 гг. главный дирижер и художественный руководитель Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета. В первые годы Великой Отечественной войны Г. создал из оставшихся в Москве музыкантов симфонический оркестр. В это же время отредактировал и исполнил не звучавшие в советское время увертюру «1812 год» и кантату «Москва» П. И. Чайковского и др. произведения патриотической тематики, а также впервые в СССР исполнил Третью симфонию и «Симфонические танцы» С. В. Рахманинова . Г.- 1-й исполнитель ряда значительных сочинений советских композиторов Н. Я. Мясковского, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна и др. Несмотря на то что Г. занимал в советское время значительные посты, он не только сохранял верность Православию (в т. ч. в годы гонений на Церковь), но и подтверждал ее мн. делами: помогал материально архиеп. Трифону (Туркестанову) , с к-рым был знаком еще с детских лет, принимал участие в судьбе Данилина, Чеснокова, сохранил часть Синодальной певч. б-ки, нек-рые архивные раритеты (напр., автограф «Литургии» А. А. Алябьева ), ок. 200 икон и предметов церковного обихода.

http://pravenc.ru/text/165275.html

Юбилей композитора А. Д. Кастальского Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 18 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 48, 2007 Одна из важных и интересных сторон в жизни Регентской школы — это проведение различных музыкальных вечеров. Такие вечера являются дополнительной формой образования, они дополняют учебную программу, способствуя развитию творческого начала у учащихся. Вечера обычно приурочены к датам, связанным с жизнью композиторов, их юбилеям. Наряду с этим в Школе проходят тематические вечера, которые определяются интересами самих учащихся, например, к колокольному звону и др. Есть вечера, которые стали уже традиционными — это День памяти святых Жен Мироносиц, а также выпускные вечера смешанных хоров. В программе таких вечеров всегда участвуют несколько хоровых составов, а для кого-то выступление на вечере становится дебютом в качестве регента. Программа вечеров наряду с хоровыми произведениями включает ансамблевые и сольные номера или исполнение инструментальной музыки. Канвой вечера служит литературная композиция из повествования и стихов. Важной составляющей вечеров, всегда весьма индивидуальной, является художественное оформление аудитории, импровизированной сцены, зрительного зала, благодаря чему создается творческая уютная атмосфера. В последнее время в Регентской школе состоялись вечера, посвященные жизни и творчеству композиторов П. Г. Чес­нокова, М. И. Глинки, А. А. Ар­­хангельского, отца Сергия Трубачева. В 2006 году в музыкальном мире отмечался юбилей: 150 лет со дня рождения замечательного композитора А. Д. Кас­тальского. Эта тема нашла отражение в жизни Школы. Александр Дмитриевич Кастальский (16/28. XI. 1856, Москва — †17. XII. 1926) родился в семье священника Димитрия (†1891), последние годы своей жизни бывшего настоятелем Казанского собора на Красной площади. Будущий композитор закончил Московскую консерваторию, был учеником П. И. Чай­ков­ского, С. И. Танеева. С 1910 года был директором Московского синодального училища, пре­образованного в 1918 году в Московскую народную хоровую академию. Деятельность А. Д. Кас­тальского по управлению хором Синодального училища многогранна и необычайно активна. В музыкально-певческом отношении созданный им коллектив, как и Придворная Певческая капелла в Петербурге, считался лучшим церковным хором в России. В период его директорства в Синодальном хоре сформировался стиль московской школы духовного хорового творчества. С 1922 года А. Д. Кастальский был профессором Московской консерватории, деканом дирижерско-хорового отделения и заведующим кафедрой народной музыки. Среди учеников А. Д. Кас­тальского можно назвать Д. С. Василь­ева-Буглая, А. А. Давиден­ко, Н. Голованова и др.

http://pravmir.ru/yubiley-kompozitora-a-...

6 июня 1907 года в Онуфриевской церкви города Анапы (Сухумская епархия) он обвенчался с учительницей тамошнего трехклассного училища Марией Александровной Лушниковой (1878–1976) – дочерью анапского 2-й гильдии купца 9 . Несколько лет посещал в качестве платного вольнослушателя Синодальное Училище Церковного пения 10 и 29 января 1913 года сдал экзамен на звание регента частного хора. В свидетельстве от 9 февраля того же года, выданном училищным Наблюдательным Советом, говорится, что он «выдержал испытания по всем установленным программой... теоретическим и вспомогательным предметам: теории музыки, сольфеджио, игре на фортепиано и скрипке, чтению партитуры, церковному пению, управлению хором, методике начального обучения пению, знанию церковного устава, истории церковного пения в России – с общей оценкой по всем предметам – «хорошо». В обзоре московских церковных хоров за 1913–1914 годы 11 среди второстепенных коллективов упомянут, видимо, и его хор, но как «хор Шмелева (? – С.Г.) в храме [Великомученика] Никиты за Москва-рекой» 12 , который «по своему характеру приближался к хору Иванищева (что в Сергиевской церкви на Дмитровке), но во многом и уступал ему из-за недостаточности средств». Позднее Яков Александрович управлял хором в Троицкой церкви на Грязях у Покровских ворот и в Казанской церкви у Калужских ворот (ныне здесь, на Октябрьской площади, недавно выстроена часовня). В период массового закрытия церквей Яков Александрович, вероятнее всего, потерял работу и вынужден был искать место школьного учителя пения. Для этого требовался документ о светском образовании. В 1920 году Я.А.Чмелев окончил музыкально-инструкторские курсы при «Худож. П(едагогическом?)/отд(еле?) МОНО» 13 . Кроме того, он вступил в Ленинградское Общество драматических и музыкальных писателей (Драмсоюз), где мог получать хоть какое-то вспомоществование и как композитор. 30 марта 1925 года Я.А.Чмелев подал соответствующее заявление, в котором указан его тогдашний адрес: Москва, Щипок, 12 (то есть школа N 35), перечислив при этом только свои духовные произведения 14 (возможно, других у него в то время еще не было):

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

  Церковь Миссия своего «я», вооруженная афонским хором Протоиерей Владимир Переслегин   Прочитал на РИА «Новости» такой анонс. Поэт и музыкант Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита создали ораторию “Семь песен о Боге” для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. “В исполнении оратории участвуют: Российский национальный оркестр, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, Московский Синодальный хор, афонский хор “Филафонитэ”, солисты Наира Асатрян и Станислав Мостовой”, – сообщил РИА Новости художественный руководитель проекта, дирижер, заслуженный артист России Алексей Пузаков. Премьера состоится 20 ноября 2012 года в 19 часов в Большом зале Московской консерватории. “Семь песен о Боге” – это история поисков современным человеком своей идентичности, цели жизни, история обретения веры и постижения истины. В состав оратории вошли песни Гребенщикова “Господу видней”, “Обещанный день”, “Серебро Господа моего”, “Ещё один раз”, “Сокол”, “Дубровский”, “День радости”. Микита переработал их в жанре оратории, чтобы раскрыть преемственность музыкального и литературного творчества автора в исторической перспективе искусства как средства самовыражения и молитвы. “Цель проекта – расширить круг ценителей классической музыки, сформировать поле русской музыкальной идентичности, которая может проявлять себя в разных формах выражения, но имеет единый корень. Это попытка кристаллизации культурно-исторической общности, называемой “Русский мир”, – пояснил Пузаков. По его словам, пилотный релиз песни “Сокол” в ораториальной версии собрал около 40 тысяч просмотров в интернете, что для классической музыки является очень высоким результатом. Путешествие Бориса Гребенщикова по Афону и его активное включение в церковно-благотворительную деятельность в Греции и в России, а также многолетнее творчество Андрея Микиты в сфере духовной музыки позволило проекту получить одобрение иерархов Русской православной церкви. Жанр оратории сформировался в XVII веке. “Использовать его для современного проекта позволила глубокая и образная религиозная поэзия Гребенщикова, его искренние музыкальные темы, понятные широкой публике и имеющие корни в интонациях русского романса, канта петровской эпохи, и, как выяснилось в процессе работы, – знаменного распева”, – отметил художественный руководитель проекта.

http://moral.ru/oratoria.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАРИН Зарин [Зорин] Дмитрий Иванович (17.10.1862? - 20.02.1925, Москва), учитель пения, хоровой дирижер, автор методических пособий по школьному церковному и светскому пению, общественный деятель. Отец З. Иоанн был настоятелем ц. мч. Иоанна Воина на Якиманке. Окончил МДС в 1883 г. Работал в ряде учебных заведениий Москвы: с 1884 г.- учителем пения в 1-й московской муж. гимназии; с 1890 г. в 4-й московской муж. гимназии занимался с детским хором мальчиков (60 чел.), участвовал в благотворительных концертах в пользу неимущих учеников, проводил бесплатные литературно-муз. вечера; с 1892 г. был регентом хора, смотрителем и надзирателем за воспитанниками пансиона; с 1899 г. преподавал церковное пение в Мариинском епархиальном жен. уч-ще, жен. гимназии Е. Е. Констан, учительской жен. семинарии П. И. Чепелевской. В 1910 г. вел хоровой класс в Народной консерватории (по Остоженскому округу). Был регентом в ц. святых Бориса и Глеба у Арбатских ворот. Преподавал в 3-й женской гимназии. Неоднократно выступал как дирижер сводного хора учащихся начальных школ Москвы (1902-1916). В 1900 г. З. получил диплом члена-сотрудника Наблюдательного совета при Московском Синодальном уч-ще церковного пения. С 1902 г. состоял членом Об-ва любителей церковного пения в Москве и выступал с хором этого об-ва. З. составил неск. учебных пособий по школьному церковному и светскому пению, известных основательностью и детальностью разработки. В «Музыкальной хрестоматии для уроков хорового пения» (М., 1895), цель к-рой - обучить детей многоголосию (до 3 голосов), в качестве муз. материала используются народные песни (русские, украинские, сербские, испанские, итальянские, персидские, финские) и фрагменты из произведений рус. и зарубежных композиторов. В работе «Хоровое пение в средних учебных заведениях Министерства народного просвещения» (М., 1904) З. предлагал ввести повсеместное преподавание пения в учебных заведениях и представил курс из 200 уроков.

http://pravenc.ru/text/182633.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла М. А. Лисицын. Фотография. Ок. 1900 г. Михаил Александрович (13.12.1872, г. Духовщина Смоленской губ.- 3.06.1918, Петроград?), прот., рус. духовный писатель, муз. критик, церковный композитор. Род. в семье диакона. Рано проявил муз. способности. Окончил городское училище в Духовщине, затем ДУ в Смоленске, в это время пел в архиерейском хоре, в 4-м классе училища стал регентом ученического хора, в период обучения в Смоленской ДС был регентом семинарского хора. В 1888-1889 гг. занимался теорией музыки с помощником инспектора С. Я. Воробьёвым, ранее учившимся в Бесплатной муз. школе под рук. М. А. Балакирева и Н. А. Римского-Корсакова и иногда дирижировавшим семинарским хором. Поступил в КДА (1893), где также руководил хором, одновременно занимался в муз. школе С. М. Блуменфельда, пел в хоре этого учебного заведения. В 1897 г. защитил канд. дис. «Церковный Устав в Русской Церкви с принятия христианства по XVI век включительно: Критико-библиографический очерк», написанную под рук. проф. А. А. Дмитриевского (см.: Извлеч. из ж. Совета КДА за 1896/1897 г. С. 211-216; Сове. 1968. С. 68). В Киеве преподавал теорию музыки на курсах Киевского религиозно-просветительского об-ва и на курсах для учителей и учительниц одноклассных школ (1897-1898). С кон. 90-х гг. XIX в. Л. жил в С.-Петербурге, преподавал богословие в Военно-медицинской академии, в 1898-1902 гг. являлся священником приюта (гимназии и реального уч-ща) принца Петра Георгиевича Ольденбургского, с 1904 г. был настоятелем (с 1908 протоиерей) ц. Рождества Иоанна Предтечи при Пажеском корпусе и законоучителем в нем. В 1902 г. познакомился с С. В. Панченко , советы к-рого оказали влияние на становление Л. как композитора; в этом же году опубликовано 1-е муз. сочинение Л.- Херувимская демественная. В 1895-1915 гг. работал постоянным обозревателем ж. «Музыка и пение». Неоднократно был членом комиссий, организованных Синодом для составления программ по преподаванию пения в духовных и церковных школах. В нач. 1900-х гг. принимал участие в религиозно-философских собраниях наряду с Д. С. Мережковским , В. В. Розановым и др. В 1903 г. окончил курс наук в С.-Петербургском археологическом ин-те. В 1910-1911 гг. Императорская АН поручила Дмитриевскому и Л. подготовить критическое издание Студийско-Алексиевского Устава XII в. 330 Синодальной б-ки (ныне в ГИМ) по рукописи с разночтениями из др. списков, к-рое, однако, не было осуществлено (см.: Карабинов. 1916. С. 331; Пентковский. Устав. С. 37).

http://pravenc.ru/text/2110556.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010