Хор Мариинского театра (Санкт-Петербург) Художественный руководитель и главный дирижер — Андрей Петренко Хор мальчиков хорового училища им. М.И.Глинки (Санкт-Петербург) Художественный руководитель и дирижер — Василий Грачев Московский синодальный хор Художественный руководитель и дирижер — Алексей Пузаков 16 апреля понедельник 14:00 Москва Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя Волхонка, 15 Торжественное Открытие Хоровой программы I отделение Митрополит Иларион (Алфеев) «Stabat Mater» (для солистов, хора и оркестра) Симфонический оркестр и хор Мариинского театра (Санкт-Петербург) Хор мальчиков хорового училища им. М.И.Глинки (Санкт-Петербург) Дирижер — Валерий Гергиев II отделение Хор Мариинского театра (Санкт-Петербург) Художественный руководитель и главный дирижер — Андрей Петренко Хор мальчиков хорового училища им. М.И.Глинки (Санкт-Петербург) Художественный руководитель и дирижер — Василий Грачев Московский синодальный хор Художественный руководитель и дирижер — Алексей Пузаков 16 апреля понедельник 15:00 Храм священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе Колымажный пер., д.8/4, стр. 1 Храм священномученика Антипы Пергамского на Колымажном дворе 16 апреля понедельник 16:00 Москва Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское — Измайлово — Люблино — Лефортово Усадьба «Коломенское» Выставочно-концертный зал «Атриум» Проспект Андропова, 39 Открытие III Детского Пасхального фестиваля «Русь Певчая» 16 апреля понедельник 19:00 Москва Большой зал консерватории Б. Никитская, 13 Большой зал консерватории С. Прокофьев, Симфония С. Прокофьев, Концерт для фортепиано с оркестром С. Прокофьев, Симфония С. Прокофьев, Фрагменты из балета «Ромео и Джульетта» Александр Торадзе (фортепиано) Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер — Валерий Гергиев 17 апреля вторник 14:00 Москва Храм святителя Николая Мирликийского на Трех Горах Нововаганьковский пер., 9 Хор Мариинского театра (Санкт-Петербург) Художественный руководитель и главный дирижер — Андрей Петренко

http://e-vestnik.ru/db/15_aprelya-9_maya...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 3, 2011 год Путеводитель по великопостным концертам Открывает этот парад национальных традиций хор донских казаков под управлением Петра Худякова (4 марта, Большой зал филармонии). Хор носит оригинальное немецко-русское название Bolshoi Don Kozaken («Казаки Большого Дона»), чему удивляться не стоит: ведь коллектив этот немецкого «разлива» и возник на основе знаменитого эмигрантского казачьего хора Сергея Жарова. Сейчас про тот первый казачий хор в России знают немногие, а в свое время это был коллектив-легенда. Он был основан молодым офицером Сергеем Жаровым в местечке Чилингари (недалеко от Константинополя) для поднятия боевого духа казаков Добровольческой армии Врангеля, эвакуированной в Турцию. Хор пережил годы скитаний, во время которых его участники, продолжая репетировать и выступать, работали то на спичечной фабрике в Болгарии, то на заводе во Франции. И только после прослушивания в одном из влиятельных венских концертных агентств коллектив получил широкую известность. После смерти Жарова в 1985 году хор распался на бессчетное количество групп. Это спровоцировало несколько судебных процессов за право называться Хором донских казаков, но такое право не досталось никому. Хор Bolshoi Don Kozaken, организованный в Германии Петром Худяковым — участником хора Жарова, является одним из наиболее крупных хоров, воспринявших традиции знаменитого коллектива. Кроме казаков, русское хоровое искусство в концертной афише великопостного периода представляют Певческая капелла Санкт-Петербурга, Московский синодальный хор, мужской хор «Древнерусский распев», мужской хор «Оптина пустынь», Академия хорового искусства им. В.С.Попова.Первые два коллектива «соревнуются» в концерте, названном «Исторические традиции русской хоровой школы: старейшие хоры России» (12 марта, Исаакиевский собор).

http://old.aquaviva.ru/archive/2011/3/86...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАФАНАИЛ (Бачкало Никита Яковлевич; 15.09.1866, с. Сорокотяга Таращанского у. Киевской губ. (ныне Жашковский р-н, Черкасская обл., Украина) - ?), иером., регент, композитор. Род. в семье верующих крестьян. В 16 лет убежал из дома в Киево-Печерскую лавру, где стал послушником и пел на клиросе. Через 4 года перешел из мон-ря в Киевский архиерейский хор, откуда в преддверии празднования 900-летия Крещения Руси он был принят в хор С. В. Васильева в Москве (см. в ст. Васильевы , регенты и хоросодержатели), вскоре перешел в Синодальный хор , где пел в течение 7 месяцев. В 1887 г. стал певчим Исаакиевского собора в С.-Петербурге. Будучи послушником на подворье Александрова Свирского мон-ря в С.-Петербурге, 3 года занимался на частных курсах пения у проф. О. Ф. Сеффери, а затем для постановки голоса поступил в консерваторию, где полгода учился у проф. С. И. Габеля. В то же время овладел навыками игры на фортепиано и скрипке. В 1890 г. он начал выступать в концертах; пел в операх в Панаевском театре (основан В. И. Панаевым в сер. 80-х гг. XIX в.). Стал известен как певец в С.-Петербурге и за его пределами. В Ревеле вместе с др. артистами участвовал в концертах и пел в операх. С Панаевским театром отправился в 2-годичное турне по Финляндии, Польше, Эстляндии и Курляндии. После неудачного сватовства к дочери банкира и страшного видения только что скончавшегося отца он решил оставить мир и снова уйти в мон-рь. 27 марта 1895 г. прибыл в ТСЛ, где стал помощником регента правого клироса Троицкого собора. Через 8 месяцев его определили в число послушников лавры. 28 нояб. 1897 г. официально зачислен в число братии «по увольнении гражданским начальством», 13 дек. принял монашеский постриг с именем Нафанаил в честь ап. Нафанаила (Варфоломея). 10 марта 1898 г. Н. переведен в подведомственную лавре, вновь восстановленную Смоленской иконы Божией Матери Зосимову мужскую пустынь , где организовал хор из братии. В то же время он начал писать духовно-муз. произведения, получившие распространение под названием «напев Зосимовой пустыни». 7 июня 1898 г. Н. был рукоположен во иеродиакона, 11 февр. 1900 г.- во иеромонаха. Предположительно в 1903 г. Н. познакомился с директором Синодального хора В. С. Орловым , посещал занятия в Синодальном училище церковного пения в свободное от послушаний в пустыни время. Н. получил свидетельство об обучении (РГАЛИ. Ф. 662. Оп. 1. Д. 39). 23 авг. 1904 г. он подал прошение о переводе в лавру «по причине расстроенного здоровья», и 3 сент. это прошение было удовлетворено Духовным собором лавры.

http://pravenc.ru/text/2564770.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie В храме иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Ордынке исполнили «Всенощную» Рахманинова 29 марта 2014 года митрополит Волоколамский Иларион совершил Всенощное бдение в храме в честь иконы «Всех скорбящих Радость», что на Большой Ордынке в Москве. За богослужением звучали песнопения «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова, которое исполнил Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова. В богослужении также принял участие Хор колледжа Винчестер из Великобритании (руководитель и дирижер -  Малькольм Арчер). По окончании службы митрополит Иларион обратился к верующим. В архипастырском слове Владыка отметил, что Московский Синодальный хор  продолжает сложившуюся в этом храме еще в эпоху гонений на Церковь традицию исполнения за Всенощным бдением музыки великого русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова: «Для того, чтобы понять значимость этого произведения, которое гораздо чаще исполняется в концертных залах, чем в храмах, мы должны вспомнить, что оно было написано в 1915 году, за два года до Октябрьской революции, когда уже шла война, когда устои всего нашего общества были расшатаны и многие открыто подвергали поруганию и осмеянию Святую Церковь. Достаточно вспомнить о деятельности нашего великого писателя Льва Николаевича Толстого, который на протяжении нескольких десятилетий публично хулил Православную Церковь, ее Таинства, чем немало способствовал тому, что и в простом народе, и в среде интеллигенции оскудевала и истощалась православная вера, что народ постепенно подготовился внутренне к произошедшей в 1917 году катастрофе, переломившей историю нашего Отечества пополам, сказавшейся на миллионах человеческих судеб. И кто знает, какой была бы наша страна, если бы не эти трагические события.

http://mospat.ru/ru/news/51622/

Вступительная статья I. Директора и регенты Степан Васильевич Смоленский Синодальный хор и училище церковного пения (июнь 1889 – май 1901) Прокурор А. Н. Шишков Синодальный хор Прокурор князь А. А. Ширинский-Шихматов год] А. В. Преображенский К кончине С. В. Смоленского А. В. Никольский. С. В. Смоленский и его роль в новом направлении русской церковной музыки А. В. Никольский С. В. Смоленский и его последнее учительство Василий Сергеевич Орлов Н. Д. Кашкин. Воспоминания о В. С. Орлове В. М. Металлов. Воспоминания о В. С. Орлове С. Н. Кругликов. Регент-мастер А. В. Никольский. Василий Сергеевич Орлов (регент и директор Синодального хора) Семен Николаевич Кругликов Из переписки Н. А. Римского-Корсакова и С. Н. Кругликова А. В. Никольский. Семен Николаевич Кругликов Александр Дмитриевич Кастальский А. Д. Кастальский. О моей музыкальной карьере и мои мысли о церковной музыке Из воспоминаний о последних годах Церковное пение и Московское Синодальное училище Заграничные письма Из писем 1917–1918 годов А. П. Смирнов Памяти А. Д. Кастальского А. В. Никольский А. Д. Кастальский как композитор и как исследователь народно-русской песни II. Педагоги и воспитатели Александр Константинович Смирнов А. П. Смирнов. О моем дяде А. К. Смирнов. Из воспоминаний (1893–1902) А. К. Смирнов. Пребывание Московского Синодального хора за границей Николай Николаевич Сокольский Письма к жене 1911 года III. Ученики и певчие Главы из автобиографической повести «История моей жизни» Александр Васильевич Никольский Из переписки с К. И. Балашевой Музыкальные заметки 1894 год 1895 год Алексей Алексеевич Сергеев Как я стал музыкантом (главы из воспоминаний) Николай Семенович Голованов Записная книжка ученика IV класса Московского Синодального училища церковного пения Николая Голованова 1903/04 учебный год 1 апреля (четверг) 2 апреля (пятница) Сергей Алексеевич Жаров Главы из воспоминаний Сергей Дмитриевич Кученков Воспоминания Александр Петрович Смирнов Воспоминания о Синодальном училище и хоре Николай Данилин Всенощная Рахманинова Николай Голованов Великий архидиакон Церковный календарь Синодального хора Василий Иванович Воздвиженский, Николай Сергеевич Ермонский Воспоминания о московском Большом Успенском соборе Сергей Александрович Шумский Материалы для разработки темы «Московское Синодальное училище и возрождение национальной духовной музыки» Влияние музыки Кастальского на исполнителей «Шестопсалмие» из Всенощного бдения Рахманинова О Рождественских ирмосах  

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Миссия своего «я», вооруженная афонским хором 11.03.2013 Рубрика: Общество Метки: Андрей Микита , Борис Гребенщиков , оратория “Семь песен о Боге” Прочитал на РИА «Новости» такой анонс. Поэт и музыкант Борис Гребенщиков и композитор Андрей Микита создали ораторию “Семь песен о Боге” для солистов, нескольких хоров (из более чем 100 человек) и симфонического оркестра. “В исполнении оратории участвуют: Российский национальный оркестр, Государственный академический русский хор имени А.В. Свешникова, Московский Синодальный хор, афонский хор “Филафонитэ”, солисты Наира Асатрян и Станислав Мостовой”, – сообщил РИА Новости художественный руководитель проекта, дирижер, заслуженный артист России Алексей Пузаков. Премьера состоится 20 ноября 2012 года в 19 часов в Большом зале Московской консерватории. “Семь песен о Боге” – это история поисков современным человеком своей идентичности, цели жизни, история обретения веры и постижения истины. В состав оратории вошли песни Гребенщикова “Господу видней”, “Обещанный день”, “Серебро Господа моего”, “Ещё один раз”, “Сокол”, “Дубровский”, “День радости”. Микита переработал их в жанре оратории, чтобы раскрыть преемственность музыкального и литературного творчества автора в исторической перспективе искусства как средства самовыражения и молитвы. “Цель проекта – расширить круг ценителей классической музыки, сформировать поле русской музыкальной идентичности, которая может проявлять себя в разных формах выражения, но имеет единый корень. Это попытка кристаллизации культурно-исторической общности, называемой “Русский мир”, – пояснил Пузаков. По его словам, пилотный релиз песни “Сокол” в ораториальной версии собрал около 40 тысяч просмотров в интернете, что для классической музыки является очень высоким результатом. Путешествие Бориса Гребенщикова по Афону и его активное включение в церковно-благотворительную деятельность в Греции и в России, а также многолетнее творчество Андрея Микиты в сфере духовной музыки позволило проекту получить одобрение иерархов Русской православной церкви.

http://moral.ru/миссия-своего-я-вооружен...

Василий Сергеевич (25.01. 1857, с. Никольское (Ржавки) Московского у. и губ. (ныне в составе Зеленоградского адм. окр. г. Москвы) - 10.11.1907, Москва), регент Синодального хора , преподаватель и директор Синодального училища церковного пения . Род. в семье дьячка Никольской ц. В детстве с отцом и 3 братьями пел на церковных службах. После учебы в сельской школе Василий был отправлен отцом в 1865 г. в Москву в Заиконоспасское ДУ, к-рое он был вынужден вскоре оставить, т. к. отец потерял место псаломщика и не мог оплачивать его обучение. Нек-рое время пел в частных московских хорах С. Г. Котова и В. Н. Постникова. Благодаря отличному муз. слуху и неординарному голосу О. в 1870 г. поступил малолетним певчим в Синодальный хор и начал учиться в 4-классном ДУ при хоре: изучал церковное пение у регента хора В. И. Зверева , игру на скрипке у артиста оркестра Большого театра У. Поля и теорию музыки у профессора Московской консерватории Н. Д. Кашкина . Окончил уч-ще летом 1874 г. По свидетельству Кашкина, О. отличался примерным поведением и учился на отлично, окончил курс 1-м учеником, что давало ему право поступления в ДС. Однако Московская и Вифанская духовные семинарии отказали ему в приеме из-за превышения допустимого возраста. Благодаря ходатайству синодального начальства О. зимой 1874/75 г. поступил в Московскую консерваторию в класс гобоя проф. К. Ф. Эзера. Среди преподавателей О. были Н. Г. Рубинштейн (оркестр), П. И. Чайковский (гармония), Кашкин (история музыки), Н. А. Губерт (муз. формы), П. А. Шостаковский, П. Т. Конев (фортепиано), С. И. Танеев (инструментовка), прот. Димитрий Разумовский (история церковного пения). На последнем курсе консерватории О. собрал из рабочих типографии А. И. Мамонтова любительский хор, к-рый исполнил 1-е духовно-муз. сочинение Чайковского - Литургию св. Иоанна Златоуста, что было оценено присутствовавшим автором и слушателями как многообещающее начало хоровой деятельности. В 1879-1882 гг. преподавал в Московском реальном уч-ще. В 1880 г. окончил консерваторию, получив диплом свободного художника. В том же году женился на Е. Н. Лакиер. Преподавал церковное и хоровое (светское) пение в московском Елизаветинском уч-ще (1880-1898), Усачёвско-Чернявском (1886-1899) и Екатерининском ордена св. Екатерины (1884-1894) училищах, в 5-й муж. гимназии (1882-1884, 1893-1899). В 1881 г. получил аттестат 1-го разряда от Придворной певческой капеллы.

http://pravenc.ru/text/2581543.html

Архив Пн В канун празднования Входа Господня в Иерусалим Святейший Патриарх Кирилл совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя 20 апреля 2019 г. 20:51 20 апреля 2019 года, в канун Недели 6-й Великого поста (ваий), празднования Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. Его Святейшеству сослужили: митрополит Истринский Арсений , первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; митрополит Сингапурский и Юго-Восточно-Азиатский Сергий , Патриарший экзарх Юго-Восточной Азии; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон , председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению ; епископ Воскресенский Дионисий , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии; епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний ; епископ Зеленоградский Савва , заместитель управляющего делами Московской Патриархии; протопресвитер Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь Храма Христа Спасителя; архимандрит Стефан (Привалов) , избранный во епископа Клинского, викария Патриарха Московского и всея Руси, председатель  Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами ; московское духовенство.  Богослужебные песнопения исполнили Патриарший хор Храма Христа Спасителя под управлением И.Б. Толкачева и Камерный хор Храма Христа Спасителя под управлением С.Н. Соколовской.  На телеканале «Союз» шла прямая трансляция Патриаршего богослужения. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви совершил традиционное освящение вербных и пальмовых ветвей (ваий). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла за усердное служение Святой Церкви ряд клириков храмов Московской городской епархии к празднику Святой Пасхи 2019 года были удостоены права ношения камилавки: иерей Александр Алешин, настоятель храма Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса) в Кусково г.

http://patriarchia.ru/db/text/5416568.ht...

«Петь с чувством предстояния перед Богом» Беседа с Алексеем Пузаковым, руководителем Московского синодального хора С 9 по 23 января 2011 года в Светлановском зале Московского международного дома музыки пройдет I Московский Рождественский фестиваль духовной музыки. На фестивале выступят шесть хоровых коллективов, творчество которых, являясь свидетельством вечных христианских ценностей, снискало всемирную славу, в том числе и мужской хор Московского Сретенского монастыря, который представит свою программу 19 января 2011 года. Какие задачи призван решить Рождественский фестиваль, как складывалась его программа, каковы исторические судьбы, перспективы духовной музыки и церковных хоров – об этом беседа с одним из организаторов фестиваля, заслуженным артистом России, руководителем Московского Синодального хора Алексеем Пузаковым. – Алексей, расскажите, немного о себе. Какой храм для вас был первым? – Первый храм, в который я пришел сознательно, был храм Всех скорбящих Радость, что на Большой Ордынке. Это был 1982 год. Меня привел туда отец – на службу двенадцати Страстных Евангелий, вечером, в Великий четверг. Мне было 16 лет, до этого в церковь я заходил случайно и совсем ненадолго. Например, когда мы иногда с родителями ездили в какие-то путешествия: на экскурсии в Суздаль, в Троице-Сергиеву лавру. Но это был своего рода туризм, имевший целью общее культурное развитие. Крещен я тогда не был, мои родители тоже еще не приблизились к живому участию в жизни Русской Православной Церкви. Но вот как раз к 1982 году мой отец начал читать Евангелие и духовную литературу. И стал потихоньку приобщать и меня к их красоте, а главное – к совершенно новой для меня жизни. Та служба двенадцати Страстных Евангелий явилась своеобразным, очень ярким введением в эту новую жизнь, в незнакомый, таинственный мир – мир духовного пения, необыкновенной полноты и красоты христианской веры. Надо сказать, что тогда в храме Всех скорбящих Радость пел знаменитый хор под управлением Николая Васильевича Матвеева, о котором я позже еще скажу.

http://pravoslavie.ru/44010.html

Предстоятель Русской Церкви совершил совершил визит в Коломну В воскресенье 13 сентября, в день праздника Положения честного пояса Пресвятой Богородицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Архангело-Михайловском храме в Коломне, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, архиепископ Можайский Григорий, епископ Илиан (Востряков), епископ Видновский Тихон, епископ Серпуховской Роман, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, благочинные всех округов Московской епархии и многочисленное духовенство. За Литургией Святейший Патриарх Кирилл совершил хиротонию иеродиакона Елеазара (Самсонова) во иеромонаха. За богослужением пели хор Московской епархии, составленный из учащихся Коломенской духовной семинарии, и женский хор насельниц Свято-Троицкого Ново-Голутвина монастыря. На Литургии молились мэр Коломны В.И. Шувалов, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, представители греческой Ассоциации региональной прессы. Богослужение транслировалось на большом экране, который был установлен рядом с храмом. По окончании Литургии к Его Святейшеству обратился митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, который поблагодарил Предстоятеля за совершенное богослужение и поздравил Святейшего Патриарха с первым официальным визитом в Московскую епархию. Митрополит Ювеналий подарил Его Святейшеству образ Спасителя. Затем ко всем присутствующим с Первосвятительским словом обратился Святейший Патриарх Кирилл. На память о совершенном богослужении Предстоятель Русской Церкви передал в дар храму икону Пресвятой Богородицы, а всем присутствующим были розданы иконки Архангела Михаила. Храм Архангела Михаила в Коломне был основан в середине XIV в. Деревянная церковь находилась к западу от Коломенского кремля. К XVI в. здесь существовали уже два храма: в честь Чуда Архангела Михаила в Хонех и в честь Собора Архистратига Михаила. С тех пор ворота кремля стали называться Михайловскими, а местность вокруг храмов — Михайловской слободой. В 1930-е годы храм был закрыт. Здесь располагался склад, а с 1936 г. (до 2006) — краеведческий музей. Структура летнего храма была полностью искажена. Убранство и реликвии утрачены. В 2006-08 гг. храм был отреставрирован, 28 мая 2007 года, в день Святого Духа, в возрожденном храме была совершена первая Божественная литургия.

http://pravoslavie.ru/31906.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010