Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАПЕР КОРАОН [греч. Κπερ Κορων], греч. название ранневизант. города (совр. дер. Курин, близ Идлиба, Сирия), по к-рому был назван сокрытый там в нач. VII в. и найденный в нач. XX в. клад визант. серебряных изделий, принадлежавших ц. святых Сергия и Иоанна. Это один из самых больших комплектов визант. предметов церковного назначения (всего ок. 55), куда входят богослужебные сосуды и утварь (параферналии), а также ценные пожертвования (тарели и блюда, кубки, тазы и лохани, кружки, зеркало и др.). Вещи приобретены в сир. городках Стума, Хама, Риха и Антиохия в нач. ХХ в. (1908-1910), но могли происходить из одного клада, найденного в 1908 г. в Стуме. Принадлежность предметов ризнице ц. святых Сергия и Иоанна в К. К. установлена по вкладным надписям сер. VI - нач. VII в., имеющимся на предметах. Вещи из клада в К. К. в наст. время хранятся в музеях (Художественный музей Уолтерса, Балтимор; Метрополитен-музей, Нью-Йорк; Дамбартон-Окс, Вашингтон; Британский музей, Лондон; Лувр, Париж; Археологический музей, Стамбул; и др.). В составе клада - чаши (ок. 10, в основном потиры, в т. ч. Антиохийская чаша ), лжицы, кувшины, сита и ковш (киаф) для вина, лекиф, дискосы, рипиды, кадило, процессионные кресты и накладки для них, подставки для ламп, подвесная лампада, пиксиды, дароносица, сосуды для елея, мира и ладана. Предметы относятся к ремесленно-художественной продукции. Они представляют ценность как произведения искусства и свидетельства истории обряда, иконографии и эпиграфики ранней христ. Церкви. Нек-рые из них богато украшены образами святых, а также сюжетными композициями, выполненными в технике гравировки и рельефа (чеканки). Напр., на серебряном потире с надписью о принадлежности церкви в К. К. («Обет Пелагия (сына?) Васиана. Сокровищница св. Сергия в селении Капер Кораон») - ростовые фигуры апостолов и крест, помещенные в арочки (нач. VII в., Художественный музей Уолтерса); на 2 серебряных окладах книги, под арочками на колоннах с сидящими наверху парами павлинов, помещены изображения облаченных в хитоны и гиматии святых в рост, к-рых отождествляют с апостолами Петром (с крестом в руке) и Павлом (с кодексом в руках) (оба 550-600, Метрополитен-музей); на серебряном дискосе с позолотой - композиция «Причащение апостолов» (565-578, Дамбартон-Окс); на тулове серебряного, богато орнаментированного кувшина - композиция «Поклонение волхвов» (VI в., Метрополитен-музей); на серебряной с позолотой рипиде в центре вычеканен херувим (527-565, Дамбартон-Окс). Среди изображений много крестов (в т. ч. на лжицах). На вещах - клейма мастеров.

http://pravenc.ru/text/1470313.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание БЕЛЛИНИ [итал. Bellini], семейство итал. художников XV в., представителей венецианской школы живописи. Якопо Б. Мадонна с Младенцем. Худож. Я. Беллини. Ок. 1450 г. (Галерея Уффици. Флоренция) Мадонна с Младенцем. Худож. Я. Беллини. Ок. 1450 г. (Галерея Уффици. Флоренция) (между 1390 и 1400, Венеция - ок. 1470/71, там же), основатель династии, ученик готического мастера Джентиле да Фабриано. В нач. 20-х гг. XV в. посетил Флоренцию, где познакомился с живописью новой эпохи. Большинство его монументальных работ и портретов не сохранились и известны только по описаниям современников. Наиболее значительные - фреска «Распятие» из кафедрального собора в Вероне (1436, погибла в 1759), циклы больших картин для духовно-благотворительных сообществ - скуол (Скуола ди Сан-Джованни Эванджелиста, Скуола ди Санта-Мария - 50-е гг. XV в., погибли в сер. XVIII в.). В наст. время известны ок. 20 небольших станковых работ и ок. 300 рисунков (Британский музей, Лондон; Лувр, Париж). Для ранних работ Якопо Б. характерно влияние Джентиле да Фабриано (Мадонна с Младенцем, 30-е гг. XV в., Академия Каррара, Бергамо; Мадонна с Младенцем, собр. Канеола, Гадзера; «Алтарь Благовещения», нач. 40-х гг. XV в., ц. Сант-Алессандро, Брешиа), проявляющееся в изысканных линиях одежд, в тяге к броскому орнаменту, в обилии золота в цветовой гамме, составляющее стиль «интернациональной» готики. В композиции «Мадонна с Младенцем и донатором» (ок. 1430, Лувр, Париж) заметен архаичный подход в построении пропорций, изображению Мадонны противопоставлена крошечная фигура донатора. В то же время в рисунках часто видна тонкая светотеневая моделировка форм и рационально выстроенная перспектива («Проповедь св. Иоанна Крестителя, ок. 1430, Лувр). В живописи эти черты проявляются с сер. 40-х гг. XV в. В картине «Мадонна с Младенцем» (1453, музей г. Лос-Анджелес, США) заметно композиционное сходство с рельефом мастера «нового направления» Донателло «Мадонна Пацци», окончательный разрыв с готической традицией характерен для работ «Распятие» (40-е гг. XV в., музей Кастельвеккьо, Верона) и «Св. Иероним в пустыне» (ок. 1460, там же).

http://pravenc.ru/text/77914.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ [Каролингский ренессанс; англ. Carolingian Renaissance; нем. Karolingische Renaissance; франц. renaissance carolingienne], период культурного подъема в Зап. Европе в кон. VIII - кон. IX в., в правление франк. королей и императоров из династии Каролингов . В основе К. в. лежал интерес к дохрист. и раннехрист. наследию Древнего Рима . К. в. было непосредственно связано с политикой кор. Карла Великого , направленной на повышение образовательного уровня франк. духовенства, и проявилось в развитии литературы, философии, богословия, охватывало изобразительное искусство и архитектуру, в меньшей степени музыку. Карл Великий. 2-я пол. IX в. (Лувр, Париж) Карл Великий. 2-я пол. IX в. (Лувр, Париж) Идею «возрождения до Возрождения» выдвинул в 1-й трети XIX в. франц. историк лит-ры Ж. Ж. Ампер; согласно его т. зр., до эпохи итал. Ренессанса было еще 2 средневек. возрождения - Каролингское и т. н. ренессанс XII в. Широкое распространение термин «Каролингское возрождение» получил в 1-й пол. XX в., когда началось системное исследование культурного подъема IX в. (Э. Патцельт, П. Леманн, Ф. Л. Гансхоф). В сер.- 2-й пол. ХХ в. К. в. стали рассматривать в контексте общей истории культуры раннесредневек. Европы и трактовать как естественный этап ее эволюции (Г. фон Фихтенау, П. Рише, П. Шрамм, Д. Тромпф). Постепенно в оценке культурных реформ каролингской эпохи особое значение стали придавать их религиозной составляющей (В. Ульманн, К. Ф. Морриссон, Й. Флеккенштайн). Т. о., культурный подъем IX в. исследователи связывали прежде всего с христианизацией и укреплением Церкви. Историки отмечали такие черты К. в., как кумулятивность, способность собирать, концентрировать и транслировать духовное (прежде всего литературное) наследие предшествующих эпох (Ж. Ле Гофф). Современные исследователи (Дж. Контрени, Р. Мак-Киттерик) предпочитают говорить о неоднозначности культурных процессов IX в. Они считают, что основной целью франк. правителей являлось укрепление христианства на подвластных территориях. Отечественные исследователи, в целом позитивно оценивая культурные процессы IX в. во Франкском гос-ве, видят в них прежде всего возрождение лат. словесности, а главные достижения эпохи связывают с появлением оригинальной лат. лит-ры (М. Л. Гаспаров, М. Л. Андреев, Б. И. Ярхо).

http://pravenc.ru/text/1681119.html

Symbolum//Ibid. N 528; ср.: Thom. Aquin. Sum. th. I 36. 2). Такой подход конкретизируется в пневматологических формулировках, отличных от изложенного Вселенским II Собором (381) православного догмата. В рамках вероучительной триадологии К. особое значение приобретает евангельское представление о Св. Духе как о Духе Отца и Сына (Patris est Filiique Spiritus - Humani generis (an. 557): [Послание папы Пелагия I]// Denzinger. Enchiridion. N 441; ср.: Гал 4. 6), которое переносится также в имманентный контекст (ср.: ККЦ. 248; Dominum et vivificantem. 10 (an. 1986): [Энциклика папы Иоанна Павла II]//AAS. 1986. Vol. 78. P. 819). Начиная с сер. I тыс. внутритроичное исхождение (processio) Св. Духа мыслится как двойное - от Отца и Сына, что зафиксировано через различные формулы в нек-рых зап. исповеданиях веры, в решениях ряда Толедских (589, 633, 638, 675, 693; см. ст. Толедские Соборы (VI-VIII вв.) ), Фриульского (796/7), Ахенского (809) и др. Соборов: «a Patre et Filio», «simul ab utrisque», «ex Patre Filioque» и др. (см.: Denzinger. Enchiridion. N 75, 470, 485, 490, 527, 568, 617; Decretum Aquisgranense de processione spiritus sancti a patre et filio/Hrsg. H. Willjung//MGH. Conc. 1998. T. 2. Suppl. 2. Das Konzil von Aachen 809. S. 237-249). Признанное Римскими папами как догматически верное, это учение было рецепиировано католич. Церковью и нашло выражение в нормативном литургическом (в лат. мессе) использовании Filioque в Никео-Константинопольском Символе веры (Credo), окончательно санкционированным папой Бенедиктом VIII в 1014 г. (см.: Oberdorfer. 2001. S. 165-166; Gemeinhardt. 2002. S. 313-316; Siecienski. 2010. P. 87-110; ср.: ККЦ. 247). Filioque. Сер. XV в. Фрагмент алтаря «Св. Троица со св. Агриколой и заказчиком» из Булбона, Франция. Неизвестный художник (Лувр, Париж) Filioque. Сер. XV в. Фрагмент алтаря «Св. Троица со св. Агриколой и заказчиком» из Булбона, Франция. Неизвестный художник (Лувр, Париж) Эксплицитно подтверждая идею о вечном сущностном и субсистентном (subsistens) происхождении Св.

http://pravenc.ru/text/1683907.html

М. была обнаружена в нач. XVII в. в Палестрине (древний г. Пренесте) за городским форумом, предположительно на месте античного святилища Фортуны Примигении (Перворожденной). Она украшала нишу грота, устроенного в одном из залов нижней части святилища. Напротив была расположена др. выдолбленная в скале ниша, возможно являвшаяся нимфеоном и содержавшая изображение Фортуны. Художник, создавший это грандиозное «полотно», полное мелких деталей и подробностей (напр., изображения экзотических животных, храмов, нилометра), либо был хорошо знаком с историческими реалиями егип. жизни, либо точно скопировал какой-то несохранившийся образец. Образцы М. в технике opus vermiculatum времени республиканского и императорского Рима находятся в ряде музеев мира (Музеи Ватикана, Рим; Гос. музей, Берлин; Римско-германский музей, Кёльн; Музей Лувр, Париж; Музей Бардо, Тунис; Археологический музей, Сус, Тунис; in situ - Пафос, Кипр; Пьяцца-Армерина, Сицилия; в Сирии, Палестине и т. д.). Помимо напольных М., выполненных в технике opus tesselatum, в рим. время создавались настенные М. Их многочисленные примеры найдены в Геркулануме и Помпеях. Ими украшены стены, ниши, своды и даже архитектурные элементы (колонны) частных и общественных зданий (напр., фонтанов, гротов и нимфеумов). Изображения на них могут быть как абстрактными, так и сюжетными и фигуративными. В самых ранних М. (сер. I в. до Р. Х.) используются природные материалы: пемза, камни вулканического происхождения, морские раковины различной формы, перламутр. Тессеры из белого мрамора, как правило, формируют фон М.; кроме того, для его поверхности применяют силикат меди темно-синего цвета (т. н. синий египетский), к-рым окрашивают небольшие кусочки материала, а также цементную основу М. Лучшим примером может служить нимфеум т. н. дома Цицерона в Формии (2-я четв. I в. до Р. Х.). В изображении преобладают геометрические мотивы. Параллельно с природными материалами в кон. I в. до Р. Х. в настенных мозаиках, преимущественно в Италии, стали использовать стекло (осколки, нерегулярные тессеры).

http://pravenc.ru/text/2563936.html

Лит.: Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951; она же. Арабы у границ Византии и Ирана в IV-VI вв. М.; Л., 1964. С. 256, 258; она же. Хроника псевдо-Дионисия Тельмахрского о Южной Аравии// она же. Ближний Восток. Византия. Славяне. Л., 1976. С. 117-130; P é rier J. Arethas (1)//DHGE. T. 3. Col. 1650-1653; Esbroek M. van. L " Éthiopie à l " époque de Justinien: S. Arethas de Negra  n et S. Athanase de Clysma//IV Congresso Intern. di Studi Etiopici (Roma, 10-15 aprile 1972). R., 1974. T. 1 (ser. storica). P. 117-139; Hannick Ch. Maximos Holobolos in der kirchenslavischen homiletischen Literatur. W., 1981. S. 134. N 171; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 54. С. А. Французов, О. В. Лосева, А. Ю. Никифорова Иконография. Обычно А. изображается старцем с седой остроконечной бородой средней длины, разделенной на неск. завитков, с седыми волосами или с залысинами на голове, в традиц. для мучеников одеянии - хитоне и плаще, с крестом в правой руке. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в. (Ч. 3. § 10. 16), описан как «старец с остроконечною бородою», в др. месте сказано: «Святой Арефа с бывшими с ним был усечен мечом. Он стар, а прочие различны видом» (Ч. 3. § 22. Октябрь. 24); в Большаковском подлиннике, XVIII в., указано: «Арефа сед, власы аки Андрея апостола, брада доле Николины, в доспехе пернатом, рукава испод киноварь, нагавицы черны, на левом плече риза багор лазорь пробелен, в левой руке меч в ножнах, а в правой руке держит со крестом свиток против сердца, а в нем писано: Господи Иисусе Христе, сотвори милость поминающим мучение наше и оставление грехов подаждь» ( Большаков. С. 41-42). Изображения А. сохранились на триптихе слоновой кости, X в. (Палаццо Венеция. Рим); в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 135, 976-1025 гг.) - представлено мученичество святого; на фреске в крипте кафоликона мон-ря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; Арбавильском триптихе слоновой кости, сер. XI в. (Лувр); триптихе слоновой кости, XI-XII вв. (Ватикан); в трапезной мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос, кон. XII в.; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг.; на фреске в храме Успения Богородицы в Протате на Афоне, нач. XIV в.; в ц. свт. Афанасия Великого (Мусакос) в Кастории (Греция), 1384-1385 гг.; в греко-груз. рукописи (РНБ. О. I. 58. Л. 83, XV в.) и др.

http://pravenc.ru/text/75906.html

Е. встречаются с кон. X в.: на фресках Дирекли-килисе в Каппадокии (976-1025) и на миниатюрах из имп. минологиев, напр. в сцене успения прп. Алексия, человека Божия (ГИМ. Син. греч. 183. Л. 211r). В памятниках кон. X - нач. XI в. известны изображения святителей без Е.: К-польского патриарха Никифора с круглой иконой Христа на левой руке на миниатюре «Собор иконоборцев 815 г.» из Хлудовской Псалтири (ГИМ. Хлуд. 129д. Л. 23v); Василия Великого на створке иконы с изображениями ап. Фаддея и царя Авгаря, принимающего Мандилион, и святых (сер. X в., монастырь вмц. Екатерины на Синае); Николая Чудотворца на иконе «Святые Зосима и Никола» (X в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае); Иоанна Златоуста, Климента Александрийского, Василия Великого и Григория Богослова на внешних створках т. н. Арбавильского триптиха (сер. X в., Лувр). Изображение Е. с простейшим орнаментом появилось в портретных образах святителей в XI в.: на фигуре свт. Ермолая, вычеканенной на визант. медной вотивной пластине (нач. XI в., Дамбартон-Окс, Вашингтон), св. Иоанна Милостивого в облачении патриарха Александрийского на левом поле иконы «Деисус, со святыми на полях» и свт. Николая, архиеп. Мирликийского, на иконе «Деисус, со свт. Николаем Чудотворцем» (обе XI в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае), на святителях в алтаре храма на миниатюре из Изборника Святослава (ГИМ. Син. 1043 [Син. 31д]. Л. 3, 1073 г.), на священниках, изображенных на миниатюре из Феодоровской Псалтири 1066 г. со сценой перенесения мощей 40 Севастийских мучеников (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 81v), на свт. Василии Великом на фресках алтаря Св. Софии в Охриде, Македония (сер. XI в.). С XI в. Е. присутствует в сценах рукоположения во иерея в житийном цикле свт. Николая Чудотворца ( Walter. 1982. P. 20; напр., на псковской иконе «Свт. Николай в житии» (2-я пол. XIV в., ГТГ)). В рукописях сер.- 3-й четв. XII в. Е. на иереях и святителях может отсутствовать: напр., на миниатюре из Хроники Иоанна Скилицы (Юж. Италия (Палермо), 1150-1175, Matrit. gr. 2) c композицией «Патриарх Николай крестит сына имп. Льва VI» (Fol. 112r (b)).

http://pravenc.ru/text/190057.html

мавзолее Санта-Констанца (2-я пол. IV в.), в сцене «Сретение» на мозаиках Санта-Мария-Маджоре, или золотого, как на мозаиках рим. базилики Санта-Пуденциана (нач. V в.) и в сцене «Поклонение волхвов» в Санта-Мария-Маджоре, в капелле Сант-Акуилино, в баптистерии Сан-Джованни-ин-Фонте, Неаполь (3-я четв. V в.). Т. н. крещатый Н. (с перекрестьем на фоне) впервые встречается примерно с сер. V в. (рельеф слоновой кости «Христос с 12 апостолами», 2-я четв.- сер. V в., Лувр, Париж), часто перекрестье украшено изображениями драгоценных камней (мозаики ц. Осиос Давид в Фессалонике, 2-я пол. V в., Архиепископской капеллы в Равенне, рубеж V и VI вв., базилики Сант-Аполлинаре-Нуово). Эта деталь будет воспроизводиться в значительно более поздних по времени памятниках (икона «Спас Нерукотворный», кон. XIII - нач. XIV в., ГТГ). В средневек. христ. искусстве Востока и Запада т. н. крещатый Н.- обязательный атрибут изображений Христа, указание на Его крестные муки. Между тем в раннее время в изображении Н. Христа допускалась большая вариативность. Позднее в визант. и древнерус. искусстве по сторонам перекрестья внутри Н. будут помещать греч. буквы Ο, Ω и Ν, образующие имя Господа «Сущий», в русском варианте - слав. буквы       Квадратный Н. впервые встречается в росписях синагоги Дура-Европос, Сирия (ок. 250, Национальный музей, Дамаск), в изображениях пророков Моисея, Авраама, Ездры. Здесь он используется, вероятно, для того, чтобы подчеркнуть историчность и подлинность представленных персонажей, отцов иудаизма. Примеры квадратного Н. в христ. искусстве - на мозаиках мон-ря вмц. Екатерины на Синае (VI в.), где в медальонах посреди апостолов и пророков помещены фигуры 2 донаторов: диак. Иоанна и игум. Лонгина с белыми прямоугольными Н. Персонажи с квадратными Н. изображены на мозаиках VII в. в базилике вмч. Димитрия в Фессалонике - здесь св. патрон церкви представлен с 2 неизвестными, к-рым он положил руки на плечи. Предположительно один из них - епископ, а второй - епарх (правитель) Фессалоники, они восстанавливали базилику после пожара 620 г.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

406, Музей сокровищ собора, Аоста), консул Анастасий на диптихе Анастасия (517, Национальная б-ка, Париж; Н. в виде раскрытой раковины). С Н. вокруг головы представляли персонификации солнца (лучистый Н.) и луны (рим. мозаика кон. II в. в Эль-Джеме, Тунис; напольные мозаики III в. римские виллы Орб-Босеаз в Орбе, Швейцария; серебряный диск III в., Британский музей, Лондон; мозаика III - нач. IV в. на своде языческого т. н. мавзолея Юлиев под собором ап. Петра в Ватикане), изображали Нептуна (напольная мозаика кон. II в. «Триумф Нептуна», Музей Бардо, Тунис), Диану (напольная мозаика из Карфагена со сценами охоты и жертвоприношения, Музей Бардо, Тунис, V в.), феникса (напольная мозаика III в., Лувр, Париж; роспись Греческой капеллы в катакомбах Присциллы, Рим, ок. сер. III в.), а также персонификации времен года (свод кубикулы Времен года в катакомбах Марцеллина и Петра, Рим, кон. III - нач. IV в.; Н. голубого цвета), аллегории красоты, великолепия, музыки и проч. (роспись потолка имп. дворца в Трире, ранний IV в., Музей диоцеза, Трир). В христ. искусстве с самого раннего времени Н. был принадлежностью Христа. Он мог быть простым, в виде графической обводки вокруг головы, без дополнительных элементов (костяная пластина со сценой «Вознесение», ок. 400, Национальный музей Баварии, Мюнхен; рельефы слоновой кости «Распятие», ок. 420, Британский музей, Лондон), а также содержать хризму («Христос с апостолами Петром и Павлом» на своде в катакомбах святых Марцеллина и Петра в Риме, 2-я пол. IV в.), греч. буквы Α и Ω, указывающие на Его предвечную природу, или крест («Сретение» и «Поклонение волхвов» на мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре, 432-440). Иногда разные элементы могли соединяться: напр., в росписи кубикулы Льва в катакомбах Коммодиллы (375-380) по сторонам простого Н. помещены буквы Α и Ω, на мозаике «Христос с апостолами» капеллы Сант-Акуилино базилики Сан-Лоренцо в Милане (ок. 400) совмещены хризма и буквы. Н. Христа мог быть различного цвета, напр. «небесного» зеленовато-голубого, как на мозаике «Воскрешение Лазаря» в катакомбах Домитиллы (366-384), в росписи свода кубикулы Льва в катакомбах Коммодиллы, в композициях «Traditio Legis» и «Traditio Clavium» в рим.

http://pravenc.ru/text/2577657.html

Ок. 1742 г. до Р. Х. в границах прежнего царства М. возникло т. н. царство Хана, к-рое существовало до нач. XI в. до Р. Х. История царства известна плохо, его название (Хана) засвидетельствовано только с XV в. до Р. Х. Независимое существование царства прерывалось периодами господства Вавилонии , Митанни и Ассирии . Согласно одной из гипотез, столицей «царства Хана» был город М. Раскопки М. ведутся франц. археологической экспедицией под рук. А. Парро (с 1933), Ж. К. Маргерона (с 1979) и П. Бюттерлена (с 2005). С 2011 г. памятник подвергается разграблению и разрушению. Архитектурный ансамбль включает городские укрепления, жилые дома, культовые сооружения (крупнейшее из них - храм Иштар III тыс. до Р. Х.) и 3 дворца разных эпох. Среди них выделяется «новый» дворец нач. II тыс. до Р. Х. общей площадью 2,5 га - один из крупнейших дворцовых комплексов древней Месопотамии, включавший более 300 помещений, часть из к-рых образовывали 2-й этаж, и внутренние дворы. На руинах дворца в XIV-IV вв. до Р. Х. сложился обширный некрополь с богатыми захоронениями. Поселения на территории, занимаемой теллем, существовали до III в. по Р. Х., однако слои, датируемые после 1759 г. до Р. Х., мало изучены и частично уничтожены эрозией. В окрестностях М. существовала развитая система ирригационных сооружений. Предметы, найденные при раскопках М., находятся в Лувре (Франция), в музеях Дамаска, Халеба и Дайр-эз-Заура (Сирия). Среди находок - высокохудожественные ювелирные изделия, статуи правителей и вельмож (Ишки-Мари, Эбих-Иль, Ур-Нанше и др.), божеств («богиня с изливающимся кубком» и др.) и животных. Особое место среди произведений искусства занимают не знающие аналогов в Месопотамии III-II тыс. до Р. Х. стенные росписи, в т. ч. знаменитая «Сцена инвеституры». Таблица царя Зимри-Лима. Ок. сер. XVIII в. до Р. Х. (Лувр, Париж) Таблица царя Зимри-Лима. Ок. сер. XVIII в. до Р. Х. (Лувр, Париж) При раскопках М. было обнаружено более 20 тыс. клинописных табличек. Наиболее ранние из них - неск. десятков адм.

http://pravenc.ru/text/2561990.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010