Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАРОХРАНИТЕЛЬНИЦА Дарохранительница из ц. Рождества Богородицы в Суздале. Нач. - 1-я четв. XIII в. (ГВСМЗ) Дарохранительница из ц. Рождества Богородицы в Суздале. Нач. - 1-я четв. XIII в. (ГВСМЗ) [греч. ρτοφριον], один из сосудов священных , постоянно находящийся на св. престоле и предназначенный для хранения запасных Даров Святых . Хотя скопированный с греч. термин   для обозначения Д. встречается в древнерус. источниках уже в XV в. ( Срезневский И. И. Мат-лы для словаря древнерус. языка. СПб., 1893. Т. 1. С. 27), слово «дарохранительница» в РПЦ получило широкое распространение только к кон. XVII в.; в описях имущества храмов и мон-рей XVI - 1-й пол. XVII в. этот термин не встречается (в значении Д. употребляются термины «ковчег», «кивот», «скиния» и др.). Ковчеги (лат. arca) для хранения Св. Даров - первоначально не только в храмах, но также и в домах верующих - известны с III в. (см., напр.: Cypr. Carth. De lapsis. 26). Одной из их древних форм является голубь евхаристический - предание возводит появление такой формы к свт. Василию Великому (сохр. образец VI - сер. VII в.; см.: Evans. H. The Art in Byzantium. N. Y., 2001. P. 38; о ранневизант. Д. в виде голубя см. также: Καλλνικος Ν. Κ. Ο χριστιανικς νας κα τ τελομενα ν ατ. Αλεξανδρεα, 1921. Σ. 234-235). Д. такого типа лиможской работы, вероятно, входила в состав убранства собора Рождества Богоматери в Суздале в домонг. период ( Воронин Н. Н. Зодчество Сев.-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2. С. 39-40. Ил. 20; др. Д. лиможской работы, возможно, также суздальского происхождения, находилась в XIX в. в собрании гр. Салтыкова до 1861; см.: Стерлигова И. А. Визант. мощевик Дмитрия Солунского из Моск. Кремля и его судьба в Др. Руси//Дмитровский собор во Владимире: К 800-летию создания. М., 1997. С. 255-272, 269. Примеч. 4). На Западе с VI в. встречаются упоминания об употреблявшихся в тех же целях turres (букв.- башенка; см.: Greg. Turon. Hist. Franc. X 31. 13; Venant. Fort. Carm. 7. 25).

http://pravenc.ru/text/дарохранительницы...

На уникальной киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» 1643-1676 гг. работы Акима (монограмма «АК») (ДМКДУ - Гончарук В. П., Кабанець П. Дереворит сер. 17 ст. «Родословне древо Киево-Печерського монастиря» як джерело з ucmopiï Печерськоï kahohuзaцiï//Moruляhcьki читання. К., 2000. С. 56-63) и на восходящей к ней иконе «Древо Киево-Печерских святых» 60-х гг. XVII в. (УИХМ) погрудное изображение Г. вместе с др. чудотворцами Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции ( Горстка А. Н. Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича//ПКНО, 1999. М., 2000. С. 301-314). Поясной фронтальный образ святого со сложенными на груди руками и надписью: «П Григорий Чудотвор» - имеется на 8-м клейме на книжной гравюре с изображением прп. Феодосия Киево-Печерского в лаврском издании «Акафистов» (К., 1693. Л. 224б.). На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими святыми, 1724 г., письма игум. Корнилия (Уланова), из Ризоположенского мон-ря в Суздале (ГВСМЗ) Г. изображен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском» справа в 4-м ряду 2-м справа, надпись на нимбе: «Прпд Григорий». Он представлен вполоборота влево, старцем со впалыми щеками и коричневой с проседью бородой, на конце сужающейся, в клобуке и парамане с красным Голгофским крестом, персты десницы сложены для крестного знамения (Искусство земли Владимирской: Кат. выст./ГВСМЗ. М., 2002. С. 83. Кат. 41). В сюжете «Собор Киево-Печерских святых» образ Г. находился, как правило, в левой группе святых (за прп. Антонием Печерским), почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах (образцы см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 621-625. 1505-1518; Т. 4. С. 761-763. 1505а, 1517). На гравюре кон. XVIII - нач. XIX в. (РГБ) его фронтальное изображение 2-м слева в 4-м ряду имеет индивидуальные особенности. Это старец с непокрытой головой, впалыми щеками и небольшой бородой, волосы до плеч разделены на пробор, надпись: «П Григорий чудотворец». На иконе 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР) Г.- крайний слева в 3-м ряду, в небольшом повороте к центру, с маленькой округлой бородкой, голова покрыта схимой. Неясно, какой именно святой с именем Григорий (согласно надписи на нимбе) запечатлен на иконе 2-й пол. XIX в. (частное собрание В. А. Бондаренко) в левой части Ближних пещер, 4-м слева в 5-м ряду, с непокрытой головой (И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко. М., 2003. С. 497-504. Кат. Невозможно из-за отсутствия дополнительных надписей идентифицировать 2 близких по иконографии оглавных образа с именем Григорий на раскрашенной литографии из мастерской А. Абрамова 1883 г. (ГРМ) (крайний справа в 4-м и в 6-м рядах). На хромолитографии 1898 г., изданной Киево-Печерской лаврой (РГБ), Г. изображен в 4-м ряду 3-й справа, надпись на нимбе: «Григорий чуд», погрудно, со склоненной головой, в куколе, у него седая борода, на конце раздвоенная.

http://pravenc.ru/text/166587.html

В приделах хранились иконы XVII-XVIII вв., представлявшие собой фрагменты старинных монастырских иконостасов. На сев. стене Рождественского придела помещался шитый золотом и шелком Владимирский образ Божией Матери - вклад Патриарха Иосифа. Придел в честь свт. Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фотография. 1926 г. (ГВСМЗ) Придел в честь свт. Иоанна Златоуста в Казанском храме. Фотография. 1926 г. (ГВСМЗ) Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XVII в. у юго-зап. угла Успенского собора на средства Патриарха Иосифа была возведена каменная колокольня. Во 2-й пол. XVIII в. на ней находилось 3 больших благовестных колокола и 6 звонных. В 1792 г. верхний ярус был разобран. В 1796 г. над входными воротами мон-ря была устроена новая колокольня, на к-рой к 1900 г. находилось 9 колоколов. Известная с XVII в. паперть собора, устроенная на месте древней галереи, к XIX в. обветшала и была снесена, в 1823 г. была построена новая паперть с 5 килевидными окнами на западе. С юж. стороны паперть была расширена за счет палатки, представляющей собой нижний ярус колокольни. В XIX - нач. XX в. здесь находилась ризница, в сев. части - кладовая. На паперти среди 5 икон «старинного» письма находилась икона мч. Авраамия, некогда служившая доской на гробнице святого (росписи паперти не сохр.). К западу от Успенского собора в нач. XX в. находился храм в честь Казанской иконы Божией Матери (до 1789 во имя свт. Иоанна Златоуста) с сев. приделом во имя свт. Иоанна Златоуста и южным - во имя мч. Авраамия Болгарского. Впервые постройка упоминается как «трапеза камена» в писцовой книге Владимира 1624-1625 гг., впрочем, из текста неясно, идет ли речь о здании столовой палаты или о храме (историки архитектуры усматривают в основных объемах храма помещение 2-столпной трапезной палаты, сооруженной в 1-й пол. XVI в.). Опись сер. XVII в. упоминает «церковь теплую во имя Иоанна Златоустого и трапезу каменные». В 1747-1789 гг. в юж. части мон-ря находилась построенная на средства помещицы Ф. А. Пашковой 2-этажная каменная ц.

http://pravenc.ru/text/154985.html

А. В. Назаренко Иконография Наиболее ранние сохранившиеся изображения А. Я. Н. относятся к сер. XVI в. Нек-рые исследователи ( Смирнова, Лаурина, Гордиенко. С. 229) отождествляют с А. Я. Н. всадника в доспехах и шлеме, представленного вместе с вмч. Георгием, блгв. князьями Борисом и Глебом на новгородской иконе сер. XV в. «Знамение от иконы Богородицы» («Битва новгородцев с суздальцами») (НГОМЗ), однако др. подобных изображений А. Я. Н. неизвестно. 2 варианта иконографии святого - в монашеских и княжеских одеждах - появились одновременно. В иконописи до XVIII в. А. Я. Н. изображался как преподобный: на иконе-таблетке «Преподобные Иоанн, Авраамий Ростовский, Александр Невский» сер. XVI в. из собора Св. Софии в Новгороде (НГОМЗ) он представлен в коричневой мантии, серовато-охристом хитоне, на плечах куколь схимы, короткие, слегка вьющиеся волосы и небольшая клинообразная борода тронуты сединой, в левой руке развернутый свиток с текстом: «Братие моя, Бога бойтесь и заповеди Его творите». Святой изображался также с куколем на голове: фреска сер. XVI в. из Благовещенского собора Московского Кремля (рядом с А. Я. Н. представлен вел. кн. Иоанн Калита в монашеском одеянии и с нимбом); житийная икона кон. XVI в. из собора Покрова на Рву (ГИМ); крышка ковчега-мощевика А. Я. Н. кон. XVI - нач. XVII в. (ГММК) - на свитке текст: «По[т]щимся со усердием, взыдем на гору Г[оспо]дню»; икона 1695 г. (ГЭ), являвшаяся крышкой деревянной гробницы святого; икона XVII в. из частного собрания (каталог Recklinghausen. S. 49) с надписью: «Преподобный Александр Невский»; шитые покровы XVII-XVIII вв. (ГВСМЗ, ГРМ). На покрове, происходящем, по-видимому, из собора Рождественского мон-ря во Владимире, выполненном в 70-80-х гг. XVII в. в строгановских мастерских (СПГИАХМЗ), А. Я. Н. представлен с закрытыми глазами, в схиме и мантии; в руках - развернутая хартия с текстом молитвы; короткая борода и усы исполнены темно-красным шелком, что выделяет лик на фоне серебряного и золотного шитья одежд, нимба и фона. Иконописный подлинник рекомендует изображать А. Я. Н. «в схиме, ризы преподобническия, кудерцы видеть маленько ис под схимы, сам плечист телом, риза багор, испод дичь, в руце свиток зажат» (БАН. Строг. 66. Л. 56 об.; кон. XVIII в.).

http://pravenc.ru/text/64418.html

Служба Г. В. опубликована в Трефологионе (М., 1637), в печатные Святцы (М., 1647) включены тропарь и кондак. Наиболее ранний список службы датируется временем ок. 1630 г. (РГБ. Ф. 304. 628), древнейшая нотированная служба содержится в рукописном Стихираре 50-х гг. XVII в. (РГБ. Ф. 379. 64). В «Уставе церковных обрядов московского Успенского собора» (ок. 1643) о праздновании памяти Г. В. говорится: «В 4 день (февр.- А. Г.) празднуют великомученику князю Георгию Всеволодовичу Владимерскому, благовест в лебедь, трезвон средний» (РИБ. Т. 3. Стб. 53). Под 4 февр. имя Г. В. включено в Месяцеслов Симона (Азарьина) (РГБ. МДА. 201. Л. 311, сер. 50-х гг. XVII в.), в Синодик московского Успенского собора (ок. 1684) (ДРВ. М., 17882. Ч. 6. С. 439), а также в «Описание о российских святых» (кон. XVII-XVIII в.). Утвердившееся с XVII в. празднование памяти Г. В. 4 февр. (вместо 4 марта) скорее всего восходит к Степенной книге. В 1889 г., когда отмечалось 700-летие рождения Г. В., Нижегородская епархия ходатайствовала перед Святейшим Синодом о перенесении празднования на 4 марта, однако это привело к тому, что обе даты стали отмечаться в Нижегородской епархии как дни памяти Г. В. В том же году Тверской архиеп. Савва (Тихомиров) благословил праздновать память Г. В. 4 марта в Покровской ц. в с. Боженка Кашинского у. Тверской губ. (по местным преданиям, именно там произошла битва на Сити), ранее в Покровской ц. был освящен придел во имя Г. В. 22 янв. 1645 г. в присутствии патриарха Иосифа и царя Михаила Феодоровича в Успенском соборе состоялось обретение нетленных мощей Г. В., к-рые были перенесены из каменной гробницы, стоявшей в алтаре Благовещенского придела, в серебряную позолоченную раку в центре собора у юж. столпа, изготовленную на средства патриарха. На крышке раки помещалась икона Г. В., изображающая князя в рост под образом Св. Троицы, с мечом в ножнах и с мученическим крестом (ныне в ГТГ). На раке находилась шитая пелена той же иконографии (ныне в ГВСМЗ). Рака XVII в. не сохранилась (переплавлена в окт. 1941). У гробницы Г. В. в XVII в., очевидно, были отмечены случаи исцелений, поскольку в надписи на раке 1645 г. (известна в публикациях XIX в.) и в описании захоронений Успенского собора 80-х гг. XVII в. Г. В. именуется Владимирским и всея России чудотворцем ( Сиренов. Путь к граду Китежу. С. 36, 39). В 1852 г. на средства, пожертвованные от всех сословий Владимира, была изготовлена новая серебряная рака, куда переложили св. мощи князя. В 1888 г. по распоряжению Владимирского архиеп. Феогноста (Лебедева) рака была поставлена между 2 колоннами в середине собора, справа от архиерейского места. При устройстве нового иконостаса в 1768-1774 гг., сопровождавшемся подъемом уровня пола в алтарях и на солее, первоначальный каменный гроб Г. В. оказался засыпанным землей.

http://pravenc.ru/text/164457.html

Единоличные изображения М. Р. или в паре с прп. Онуфрием Великим могли быть связаны с патрональной программой. На боковом поле чудотворной новгородской иконы Божией Матери «Знамение» ок. 1526 г. появилась фигура М. Р. как небесного покровителя нового новгородского архиерея, архиеп. Макария. Если есть подпись, то в ней святой называется только Макарием. Это дополнение новгородской иконы-святыни было связано не только с молением за восстановление церковного управления в Новгороде, но и с поновлением самой чудотворной иконы, выполненным по воле и с участием архиеп. Макария в 1528 г. (окончание этих работ в Воскресенской летописи датировано 20 окт., см.: ПСРЛ. Т. 8. С. 284). Появившиеся на боковых полях лицевой стороны иконы фигуры избранных святых, в т. ч. пара пустынников, преподобных М. Р. и Онуфрия Великого, составили повторяющуюся деталь икон-списков XVI-XVII вв. Они происходят из различных церквей: икона из собора владимирского Рождественского мон-ря, служившая надгробным образом блгв. кн. Александра Невского (сер. XVI в.; ГВСМЗ); икона 2-й пол. XVI - нач. XVII в. (с живописью XIX в.) из новгородской ц. во имя вмч. Никиты; икона кон. XVI в. из Знаменского придела с.-петербургской Входоиерусалимской ц. (ныне в ГРМ); икона 1-й пол. XVII в. из новгородского Юрьева мон-ря; икона посл. четв. XVII в. из новгородской Благовещенской ц. Парные изображения преподобных М. Р. и Онуфрия встречаются также на иконах избранных святых, подбор к-рых исследователи связывают с поминальной тематикой, как, напр., на небольшой иконе из Каргополя (XVI в., ГРМ). В зап. иконографии не сохранилось изображений М. Р. как обнаженного аскета-пустынника. Если борода святого не имеет характерного вида, опознать образ с именем Макарий становится затруднительно. Согласно памятникам зап. и поствизант. иконографии, львы сопровождали М. Р. (характерная деталь, известная из житий различных пустынников, ср. с иконографией прп. Герасима Иорданского, свт. Иеронима) и похоронили его. Композиции, на к-рых М. Р. окружен львами, известны по циклу анахоретов в росписях Кампосанто в Пизе (30-е гг. XIV в., мастер Буонамико Буффальмакко) и поздним иконам. Этот же выразительный образ нашел отражение в произведениях позднего афонского иконописания, как, напр., на иконе, являвшейся «молением» Нектария иеромонаха, сохранившейся в скиту св. Анны (XVIII в.). Небольшого размера икона-пядница представляет святого в монументальном, почти героическом облике, напоминающем о райской поре первого человека Адама, дававшего имена зверям. Старец, тело которого покрыто длинными волосами и бородой, положил обе руки на головы львов, прижавшихся к земле и поднявших к нему головы (эта сцена напоминает симметричные украшения на фасаде здания или на фронтисписе рукописи). Фигура святого выделяется в недрах черной пещеры, к-рая символизирует близкую кончину убеленного сединами старца, а также суровость его подвига.

http://pravenc.ru/text/2561458.html

Наиболее ранние, происходящие из Г. рукописи датируются кон. XVIII - нач. XIX в. Представитель династии писцов Шитиковых, М. И. Шитиков, в 1832 г. написал Триодь певческую - Постную и Цветную,- орнамент к-рой стал образцовым. Одной из самых часто переписываемых в Г. книг была Обедница (в 4-ю долю листа), с сер. XIX в. содержавшая, как правило, песнопение «Святый Боже» (Агиос о Феос) с напевом позднегреч. традиции, по преданию ведущим начало от митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) . Весьма распространены были Ирмологии (Ирмосы), особенно отличались образцы, выполненные братьями Г. и В. Прокофьевыми из Мисцева: РГБ ОР. Ф. 218. 16 (1865 г.), ГВСМЗ. В-32391 (1877 г.). В 80-х гг. XIX в. в Беливе работали Ф. Г. и М. Г. Батулины, авторы оригиналов для литографированного изд. «Круг церковного древнего знаменного пения» (СПб., 1884-1885. 6 ч.), подготовленного головщиком Морозовского хора И. А. Фортовым и напечатанного А. И. Морозовым. В нач. XX в. потребность в гуслицких рукописях существенно снизилась из-за распространения продукции киевского изд-ва «Знаменное пение». Перепиской книг в это время в Г. занимались И. П. и Ф. И. Добриньковы (Добренькие) в Мисцеве, С. Г. Алексеев в Беливе и М. А. Кашкин в Устьянове, продолжавший свою деятельность в 20-х гг. XX в. Гуслицкие рукописи, за редким исключением все певческие, находятся практически во всех крупных рукописных собраниях, во мн. частных коллекциях и старообрядческих храмовых б-ках. Рукописи, написанные в Г. и там бытовавшие, составляют Гуслицкую коллекцию ИРЛИ (Пушкинский Дом) (44 единицы), Гуслицкое собрание РГБ ОР (Ф. 734, 119 единиц), 62 рукописи XVII-XX вв. гуслицкого происхождения входят в Московскую коллекцию НБ МГУ. Е. А. Агеева Старообрядческое иконописание в Г. В 7 селениях Запонорской вол. с полностью старообрядческим населением: Анциферове, Яковлевской, Елизарове, Костине, Давыдове, Ляхове и Горе - был развит иконописный промысел, возникший, по свидетельствам местных жителей, ок. 1730 г. Основоположниками промысла были анциферовские крестьяне Ф. Евсеев, обучавшийся иконописи в Новгороде, и А. Афанасьев, обучавшийся в Москве. В Анциферове работали 25 иконописцев, в Яковлевской - 28, в др. деревнях - по 4-5 чел.

http://pravenc.ru/text/168422.html

мантия коричневая и черный клобук, у Ф.- мантия черная, клобук коричневый, руки в молении, у М.- левая приложена к груди; надписи в нимбах: «    » и «    » (см.: Иконы Владимира и Суздаля/ГВСМЗ. М., 20082. С. 528-533. Кат. 111). Вариант подобного извода с меньшим количеством святых представлен на иконе «Богоматерь Печерская, с избранными Печерскими святыми» (1786, собрание Ф. Р. Комарова) - М. изображен в левой группе святых, 1-м в 5-м ряду, голова не покрыта. В Выговской пуст. появился особый извод композиции «Собор русских святых». Погрудный образ М. включен в левую группу преподобных на иконах: кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК), 1814 г. письма П. Тимофеева из бывш. собрания ЦАМ СПбДА (2-й ряд, 4-й от центра) (ГРМ; см.: Образы и символы. 2008. С. 82-85. Кат. 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 452-453) и сер.- 2-й пол. XIX в. из моленной в дер. М. Горка (ныне Концегорье) Виноградовского р-на Архангельской обл.) (ГРМ; см.: Образы и символы. 2008. С. 72-73. Кат. 62). Прп. Феофил Печерский, плачущий над сосудом. Картина. XIX в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Прп. Феофил Печерский, плачущий над сосудом. Картина. XIX в. (Ближние пещеры Киево-Печерской лавры) Наиболее распространенным вариантом композиции «Собор Киево-Печерских святых», известным в гравюрах, в иконописи, а также во множестве литографий, является извод, в котором представлены 2 группы святых, почивающих в Ближних и Дальних пещерах, которые фланкируют изображения в центре Киево-Печерской иконы Успения Пресв. Богородицы и Великой лаврской церкви. М. представлен в левой группе чудотворцев Ближних пещер, стоящих за прп. Антонием Киево-Печерским. На гравюрах, начиная с произведений Иосифа Гошемского (кон. XVII - нач. XVIII в.), В. Белецкого (1751), М. Н. Нехорошевского (XVIII в.), Иоанна Кончаковского (1771, 1774), Герасима Проценко (1821) и др. (РНБ, ГМИИ и др.), М., как правило, изображается в центре 4-го ряда старцем, в куколе или клобуке. Так же и на иконах, напр.: 2-й пол. XVIII в. из Киево-Печерской лавры (НКПИКЗ; см.: Правосл. икона России, Украины, Беларуси: Кат. выст. М., 2008. С. 116-117); посл. трети XVIII в. (1771 (?), ИркОХМ; см.: Иркутские иконы: Кат./ИркОХМ; сост.: Т. А. Крючкова. М., 1991. С. 62. Кат. 28); 1-й трети XIX в. (КБМЗ); 1-й пол. XIX в. предположительно из мастерской Киево-Печерской лавры (ЦМиАР; см.: Алёхина и др. 2006. С. 33. Кат. 61); сер. XIX в. из мастерской Киево-Печерской лавры (Троицкий собор Успенского жен. монастыря в Александрове); посл. четв. XIX в. (ц. Воздвижения Креста в Женеве, Швейцария); на большом эмалевом образе 3-й четв. XIX в. (Нововалаамский мон-рь в Финляндии) и др. Примеры изображения М. того же извода в печатной графике: раскрашенные гравюры 1-й четв. XIX в. (РГБ; см.: Алёхина и др. 2006. С. 63. Кат. 121) и 1-й трети XIX в. (ГЛМ), цветные литографии мастерской Киево-Печерской лавры 1893 г. (ГЛМ) и 1894 г. (РГБ; см.: Алёхина и др. 2006. С. 64. Кат. 135).

http://pravenc.ru/text/2562276.html

(день кончины), 4 июля (день обретения мощей), 22 февр. (память перенесения мощей в 1657) и в 9-е воскресенье после Пасхи (по случаю переложения мощей в 1823 в новую раку), при последнем празднестве совершался крестный ход вокруг мон-ря. Библиотека обители (82 книги) впервые упоминается в описи степенных монастырей 1635-1636 гг. Согласно описи 1660 г., в ней насчитывалось 302 книги, в т. ч. 170 рукописных. Среди прочих в б-ке хранились пергаменные рукописи XIV в. (Псалтирь «знаменная» (т. е. нотированная), «Лествица» и «Стихараль»), старопечатные книги (9 изданий «литовской печати», в т. ч. 3 экз. Библии, изд. И. Фёдоровым в 1581 в Остроге (одна из них ныне: ГВСМЗ. В-5637/6), Библия, изд. Ф. Скориной в Праге (ГВСМЗ. В-28458), «Грамматика» архиеп. Мелетия (Смотрицкого) и др.). С кон. XVII в. собрание книг сокращалось, рукописи расхищались, в XIX в. нек-рые из них попадали в б-ки коллекционеров гр. А. С. Уварова , И. Н. Царского , М. П. Погодина и др. В 1886 г. во Владимире было учреждено древлехранилище, в к-рое из б-ки Е. м. поступило более 20 рукописей и старопечатных книг. К нач. XXI в. в фондах ГВСМЗ хранились всего 43 книги, принадлежавшие Е. м. (из них 16 книг поступили не из монастыря непосредственно, а из древлехранилища), в т. ч. 24 печатные XV-XVIII вв. и 19 рукописных: Иерусалимский Патерик (1-я пол. XV в.; ГВСМЗ. В-5636/48), Слова свт. Иоанна Златоуста (сер. XV в.; ГВСМЗ. В-5636/18), Кормчая (1-я пол. XVI в.; ГВСМЗ. В-5636/399), Житие Зосимы и Савватия Соловецких (2-я пол. XVI в.; ГВСМЗ. В-5636/52), Евангелие (XVI в.; ГВСМЗ. В-6300/523), Сборники Слов свт. Григория Богослова (сер. XVI в.; ГВСМЗ. В-5636/24, 60), Толкование на Псалтирь в переводе прп. Максима Грека (сер. XVII в.; ГВСМЗ. В-5636/51) и др. Памятной именной медалью и дипломом было отмечено участие Е. м. во Всемирной выставке 1867 г. в Париже. Награды были присуждены мон-рю выставочной «Комиссией по отделу истории труда» за серию рисунков, «снятых в 1866 г. с рукописных книг и священных предметов искусства», хранившихся в обители.

http://pravenc.ru/text/187637.html

С 1886 г. в помещении под Христорождественской (крестовой) ц. располагалось древлехранилище братства св. Александра Невского, где находились памятники церковного искусства, рукописи, старопечатные книги. В древлехранилище поступило большое количество предметов из ризницы В. Р. м.: 2 серебряных вызолоченных блюда для освящения хлебов работы западноевроп. мастеров XVII в. (ныне в ГВСМЗ), 2 серебряных дискоса нач. XVII в. - вклад Ростовского митр. Ионы (Думина) (ныне в ГВСМЗ), серебряное с позолотой кадило в виде одноглавого храма - вклад 1663 г. царя Алексея Михайловича (ныне в ГВСМЗ), 5 напрестольных крестов XVII в.- вклады царя Михаила Феодоровича, Патриарха Филарета, семьи М.Я. Черкасского, а также Н.И. Акинфова и стольника Ф.В. Шилова, серебряная вызолоченная панагия XII в. с образом вмч. Димитрия Солунского, украшенная жемчугом и «червчатыми» камнями (ныне в ГВСМЗ), богато украшенная панагия с Нерукотворным образом Спасителя - вклад Веррийского митр. Аверкия 1631 г., деревянный потир XVII в. с живописными изображениями Спасителя, Божией Матери и Иоанна Крестителя, а также восьмиконечного креста с орудиями Страстей Христовых, позолоченные рипиды - вклад 1590 г. Вологодского архиеп. Ионы (Думина), серебряная с позолотой водосвятная чаша - поминальный вклад 1600 г. кн. И. Шуйского. Среди памятников шитья примечательны шелковая пелена с изображением св. Александра Невского, вышитым золотом и серебром, - вклад 1612/13 г. Прасковьи Соловой, 2-й супруги царевича Иоанна Иоанновича (ныне в ГВСМЗ), покров на гробницу Александра Невского сер. XVII в. (ныне в ГРМ), покров 70-90-х гг. XVII в. работы строгановской мастерской г. Сольвычегодска (ныне в СПГИАХМЗ), покров, изготовленный в московской мастерской боярыни А. П. Бутурлиной,- ее поминальный вклад в мон-рь 1710 г. (ныне в ГРМ). В сев. линии ограды В. Р. м. над св. вратами находилась шатровая ц. во имя св. кн. Александра Невского, устроенная, по-видимому, бывш. Ростовским митр. Ионой (Думиным) в 1607 г.; к 1797 г. Александро-Невская ц. была упразднена. В 1694-1695 гг. при больничных кельях на юж. стороне мон-ря была построена ц. во имя св. Иоанна Предтечи на средства москвича И.Ф. Евстигнеева, похороненного под алтарем храма; позднее храм не упоминается. Ц. во имя мучеников Фотия и Аникиты появилась в обители в сер. XVIII в., стояла к северу или к востоку от собора, однако, возможно, существовала ранее, т. к. на плане мон-ря 1715 г. в этом месте обозначен некий малый храм. В 1763 г. церковь упоминалась как «неслужащая», в 1800 г. разобрана. В ризнице В. Р. м. хранились написанные на железе иконы Вседержителя и Благовещения Божией Матери из этого храма.

http://sobory.ru/article/?object=02747

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010