Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 170. Д. 2484, 1889 г.; ЦА Нижегородской обл. Ф. 5. Оп. 45. Д. 116. Л. 35, 37; Ф. 152. Оп. 96. Д. 208, 593, 758; Ф. 570. Оп. 556. Д. 201. Л. 8-8 об., 17, 19, 1828 г.; ЦА Нижегородской обл.- 3 (Балахна). Ф. 570. Оп. 559 «А». Д. 310, 950, 966, 982, 999, 1014, 1029, 1060; Оп. 559 «Б». Д. 409. 19; Д. 981. 9. Лит.: Серафим (Чичагов), архим. Летопись Серафимо-Дивеевского мон-ря. СПб., 19032, 1996р. С. XIII, 156, 164-171, 186, 191-192, 216-217, 259, 271-274, 276-277, 287-288, 293-294, 417-425, 732; Житие прп. Елены Дивеевской. [Дивеево,] 2000; Жития преподобных Александры, Марфы и Елены Дивеевских. [Дивеево,] 2001; Обретение св. мощей преподобных жен Дивеевских Александры Первоначальницы, Марфы и Елены//Дивеевский ПЦК, 2001. Дивеево, 2000. С. 98-101, 123-126, 170; Лебединский Л., прот. Ист. описание Дивеевской жен. общины 1839 г.//Нижегородская старина. 2004. Вып. 8. С. 35-40; Беляев С. А. Обретение дивеевских святынь//Прп. Серафим Саровский: Агиография, почитание, иконография. М., 2004. С. 211-222; Записки Н. А. Мотовилова. М., 2005. С. 152; Определение Свящ. Архиерейского Собора РПЦ 3-8 окт. 2004 г.//ПЦК, 2006. М., 2005. С. 10. Свящ. Георгий Павлович Иконография Е. сложилась в Серафимовом Дивеевском мон-ре. Там сохранился предполагаемый портрет святой 2-й четв. XIX в. (?) на холсте, близкий по живописному исполнению к произведениям художников арзамасской школы А. В. Ступина , вероятно копия прижизненного. Е. представлена на темном фоне погрудно, вполоборота вправо, в темной одежде и платке, с характерным округлым лицом и широко посаженными глазами (Прп. Серафим Саровский. 2004. С. 284-285). Прп. Елена Дивеевская. Портрет. 2-я четв. XIX в. (?) (Серафимов Дивеевский Троицкий мон-рь) Прп. Елена Дивеевская. Портрет. 2-я четв. XIX в. (?) (Серафимов Дивеевский Троицкий мон-рь) К 20-м гг. XX в. относится попытка разработать житийную иконографию преподобной: был создан многосюжетный живописный образ святой, близкий по расположению клейм к житийной иконе (хранился у схим.

http://pravenc.ru/text/189741.html

9 мая 1919 г. посетивший В. м. архиеп. Нижегородский Евдоким (Мещерский) поставил в настоятельницы мон. Маргариту, 10 мая 1919 г. совершил иноческий постриг 56 сестер. В 1920 г. в мон-ре проживало 424 чел. В 1921 г. часть зданий занял уездный исполком, в келейные корпуса поселили красноармейцев, штрафников, заводских специалистов. Решением президиума Нижегородского губисполкома от 30 мая 1924 г. В. м. был закрыт, часть насельниц переехала в Дивеевский Серафимов мон-рь , в кельях разместились магазин, аптека, поселили людей. В 1923-1927 гг. были частично разрушены Троицкий и Успенский храмы, полностью Иверская ц., ограда, 3 верхних яруса колокольни, к-рую приспособили под водонапорную башню. Др. постройки были отданы Выксунскому металлургическому техникуму, школе-интернату и др. орг-циям. В 1937-1938 гг. по обвинению в антисоветской деятельности были осуждены и сосланы в ИТЛ бывш. насельницы Е. И. Малютина, А. И. Шевелкина, О. И. Костина, Х. В. Булаева, А. К. Морозова, М. В. Дубовицкая, Л. К. Константинова, Маркеллина и Мария Бауткины. 14 окт. 1992 г. по инициативе свящ. Александра Куликова была зарегистрирована Иверская община, первое богослужение состоялось 25 февр. 1993 г. в бывш. привратном корпусе. В 1995 г. часть зданий В. м. была передана РПЦ. Указом митр. Нижегородского Николая (Кутепова) от 25 окт. 1996 г. первыми насельницами возрождающейся обители стали 3 инокини Дивеевского мон-ря, старшей сестрой - мон. Феофилакта (Левинкова) из Толгского мон-ря . 17 февр. 1997 г. В. м. был официально открыт. В наст. время восстанавливается Троицкий собор, в одном из его приделов совершаются регулярные богослужения, отремонтирован домик прп. Варнавы, 2-этажный корпус. Среди святынь В. м.- частица мощей прп. Варнавы и сохранившаяся Иверская икона Божией Матери. К марту 2005 г. в В. м. проживало 15 сестер и настоятельница мон. Антония (Миронова). Арх.: РГИА. Ф. 799. Оп. 33. Ед. хр. 1006. Л. 32-42, 43 об., 51; ГА Нижегородской обл. Ф. 583 [Иверский Выксунский жен. мон-рь]; Ф. 5. Оп. 1. Ед. хр. 575, 612; Ф. 5. Оп. 49. Ед. хр. 1119; Ф. 2209, следств. дела 10768, 15058, 16567; ЦА Нижегородской обл. Ф. 1016. Оп. 2. Д. 9.

http://pravenc.ru/text/161071.html

Во время Поместного Собора РПЦ 7-8 июня 1990 г. , избравшего патриарха Московского и всея Руси Алексия II, К. впервые за время эмиграции посетил Россию. Вскоре по решению К. и прихожан ц. во имя прп. Серафима Саровского была закрыта, здание продано, имущество и иконостас храма пожертвованы РПЦ и вывезены в Россию. Иконостас был первоначально установлен в нижнем храме Большого собора Донской иконы Божией Матери московского мон-ря , а с 1998 г.- в храме св. мц. Татианы при МГУ. В 1991 г. К. вновь посетил Россию, участвовал в торжественном перенесении мощей прп. Серафима Саровского из Москвы в Серафимов Дивеевский во имя Св. Троицы жен. мон-рь . Сближение К. с РПЦ, а также критика им непримиримости нек-рых членов Архиерейского Синода РПЦЗ по отношению к РПЦ вызвали недовольство первоиерарха РПЦЗ митр. Восточноамериканского и Нью-Йоркского Виталия (Устинова) . 2 сент. 1991 г. он запретил К. в священнослужении, 11 окт. того же года запрещение было снято, однако вскоре конфликт вновь обострился и К. вышел из юрисдикции РПЦЗ и был принят в клир ПЦА. В 1992 г. по приглашению патриарха Алексия II К. поселился в московском Донском монастыре. Туда же с 1994 г. по благословению патриарха было перенесено печатание ж. «Русское возрождение» (с 2001 г.- альманах). На новом месте К. организовал просветительно-благотворительный кружок имени прп. Серафима Саровского, в ежемесячных встречах к-рого участвовали архиеп. Климент (Капалин , ныне митрополит), прот. Аркадий Шатов (ныне Пантелеимон , еп. Орехово-Зуевский), В. В. Чёрная (с 1994 игум. Серафима, настоятельница Новодевичьего московского в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря ) и др. Вместе с кружковцами К. совершал паломничества к св. местам России. Участвовал в работе семинара «Современные проблемы пастырского служения», организованного в 1995 г. Православным Свято-Тихоновским богословским ин-том (ныне Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ) по инициативе и благословению патриарха Алексия II ( Киселев А., протопр. О призвании на пастырское служение: Выступление на 1-м заседании семинара 27 февр. 1995 г.//Вестник пастырского семинара. М., 1996. 1. С. 16-17; он же. Воспоминания из пастырской практики: Слово на 3-м заседании семинара 3 мая 1995 г.//Там же. С. 46-47). В 1999 г. патриарх посетил К. в Донском мон-ре и по случаю его 90-летия наградил орденом свт. Иннокентия 2-й степени.

http://pravenc.ru/text/1841125.html

Иногда иноческие общины появлялись при содействии старцев и окормлялись ими. Прп. Серафим Саровский основал Мельничную общину, к-рая слилась с Казанской Дивеевской, в результате образовался Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь (1861); прп. Серафим способствовал расцвету иноческого аскетизма в жен. обители. Прп. Амвросий Оптинский основал сестринскую общину в Шамордине (недалеко от Оптиной пуст.) и духовно окормлял общину. В XIX в. в России наблюдается значительное увеличение числа жен. мон-рей. В Екатеринбургской епархии, напр., в XIX - нач. XX в. возникло 10 жен. обителей. Становление мон-ря от богадельни или общины до офиц. учреждения занимало иногда неск. десятилетий. Жен. мон-ри получали от гос-ва меньшее содержание, чем мужские, но они успешно занимались хозяйством: держали скот, птицу, выращивали овощи, так что могли повысить доходы, вместе с тем широкая благотворительность, к-рую они осуществляли (больницы, приюты для престарелых, сиротские приюты, школы для девочек и др.), требовала много средств. В этих обстоятельствах велика была роль И., которая являлась организатором и управительницей в мон-ре. И. заботилась не только о материальной, но прежде всего о духовной жизни сестер. И. в мон-ре - наставница подвизающихся в нем в деле спасения. Она поддерживает уставной порядок в мон-ре, следит за исполнением молитвенного правила. Монахини выходят из мон-ря только в сопровождении старицы или старших сестер и только по разрешению И. (Трул. 46). И. принимает послушниц в мон-рь. 19-е прав. Вселенского VII Собора , фиксируя нарушения, встречавшиеся в жизни мон-рей, и пресекая их, утверждает, что И., принимающая в монашество «за злато», «да изгонится из монастыря, и да предастся во иный монастырь в послушание». В древней Церкви И. заведовали исповедью и покаянием монахинь своего мон-ря. В Житии тавеннисийской подвижницы прп. Евпраксии говорится, что в мон-ре было постановлено открывать настоятельнице о каждом искушении (PL. 64. Col. 626-627) ( Смирнов.

http://pravenc.ru/text/293527.html

Дивеевский Серафимов во имя Св. Троицы жен. мон-рь, основан около 1861 г., закрыт в 1927 г., возобновлен в 1991 г. Святыни: мощи прп. Серафима Саровского, прп. жен Дивеевских. Настоятельница — игум. Сергия (Конкова). 607320, Нижегородская обл., Дивеевский р-н, с. Дивеево, ул. Советская, 11. Тел./факс: (83243) 4–26–90, 4–28–86 (канцелярия); Макариев Желтоводский во имя Св. Троицы жен. мон-рь, основан как мужской в 1435 г., упразднен в 1868 г., восстановлен как женский в 1882 г., закрыт в 1923 г., возобновлен в 1992 г. Настоятельница — игум. Михаила (Орлова). 606250, Нижегородская обл., Лысковский р-н, пос. Макарьево, ул. Набережная, 1. Тел.: (83149) 2–63–60, 2–18–60; Нижегородский в честь Благовещения Пресв. Богородицы муж. мон-рь, основан в 1221 г., закрыт в 1921 г., возобновлен в 1991 г. На территории мон-ря располагается духовная семинария. Имеет два скита и два подворья. Наместник — игум. Александр (Лукин). 603001, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, 8. Тел.: (8312) 30–07–97; Нижегородский Печерский в честь Вознесения Господня муж. мон-рь, основан между 1328–1330 гг., закрыт в 1924 г., возобновлен в 1994 г. Наместник — игум. Тихон (Затекин). 603063, г. Нижний Новгород, ул. Приволжская слобода, 108. Тел.: (8312) 36–25–79, 36–17–15; Оранская в честь Владимирской иконы Божией Матери муж. пустынь, основана в 1634 г., закрыта после 1924 г., возобновлена в 1993 г. И. о. наместника — иером. Макарий (Смольников). 606125, Нижегородская обл., Богородский р-н, с. Оранки. Тел.: (83170) 4–55–45; Покрова Пресв. Богородицы жен. мон-рь, учрежден в 2006 г. Настоятельница — мон. Варвара (Жукова). Успенский муж. мон-рь, закрыт в 1928 г., возобновлен в 2000 г. Настоятель — игум. Александр (Лукин). 606570, Нижегородская обл., Ковернинский р-н, пос. Выселки. Тел.: (257) 93–2–14. Учебные заведения: Нижегородская духовная семинария, возобновлена в 1993 г. как училище, с 1995 г.— семинария, ректор — еп. Георгий (Данилов). 603001, г. Нижний Новгород, пер. Мельничный, 8. Тел.: (8312) 34–12–80; Нижегородское епархиальное женское духовное училище, открыто в 1995 г.; Выксунское духовное училище, открыто в 1997 г.; курсы катехизаторов при братстве св. блгв. кн. Александра Невского в Нижнем Новгороде; иконописные школы при Благовещенском мон-ре и при братстве св. блгв. кн. Александра Невского; православная гимназия в г. Семенове; православная гимназия в пос. Гнилицы; Православный просветительский центр в честь Николая Чудотворца; курсы сестер милосердия на базе Новгородского медицинского техникума; детский православный центр «Благовест» при Спасском кафедральном соборе; 152 воскресные школы. В епархии проводятся Рождественские дни православной культуры, Серафимовские и Елисаветинские чтения.

http://sedmitza.ru/text/788384.html

Из сохранившихся подробных отчетов еп. Ювеналия известно, что он регулярно объезжал П. в., совершал богослужения на приходах и в Абабковском во имя святителя Николая и великомученика Георгия Победоносца женском монастыре , Дальнедавыдовском в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» жен. мон-ре, Кутузовском Богородицком жен. мон-ре, Серафимовом Дивеевском во имя Святой Троицы женском монастыре и в Выксунском в честь Иверской иконы Божией Матери женском монастыре . В этих жен. обителях он совершал монашеские постриги, в 1921 г. с целью их сохранения способствовал регистрации при них приходов из мирян и учреждению монашеских сельскохозяйственных артелей. Еп. Ювеналий управлял П. в. до весны 1922 г. (с июня или с авг. 1922 епископ Ардатовский), когда по благословению патриарха свт. Тихона на Павловскую кафедру был определен настоятель нижегородского Преображенского кафедрального собора прот. Александр Похвалинский. Последний подал архиеп. Евдокиму прошение о наречении его во епископа без монашеского пострига и с оставлением мирского имени. Он принял рясофор и 9(12?) июля 1922 г. в Н. Новгороде был хиротонисан во епископа Павловского уклонившимся к тому времени в обновленчество архиеп. Евдокимом, Печерским еп. Варнавой (Беляевым) и Лукояновским еп. Поликарпом (Тихонравовым). 30 июля 1922 г. еп. Александр (Похвалинский) в с. Бор (с 1927 поселок, с 1938 город Горьковской (ныне Нижегородской) обл.) участвовал в хиротонии архим. Павла (Волкова) во единоверческого епископа Керженского, викария Нижегородской епархии. 25 авг. 1923 г. еп. Александр возвратился из обновленческого раскола в каноническую Церковь. Патриарх свт. Тихон подтвердил законность его архиерейской хиротонии и оставил на Павловской кафедре. После кончины первосвятителя еп. Александр присутствовал на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви 12 апреля 1925 года и в числе 60 архиереев в тот же день подписал акт о передаче высшей церковной власти Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому) как патриаршему местоблюстителю. 9 окт. 1929 г. еп. Александр был переведен на Богородскую викарную кафедру Нижегородской епархии (см. ст. Богородское викариатство ), в его юрисдикцию вошло большинство приходов Павловской епископии. В дальнейшем П. в. не замещалось.

http://pravenc.ru/text/2578624.html

В кон. окт. 1922 г. З. был арестован вместе с клиром Покровского собора по обвинению в сокрытии церковных ценностей. Находился в тамбовской тюрьме в строгой изоляции. Приговорен революционным трибуналом к 6 годам тюремного заключения. В 1923 г. был возведен в сан архиепископа, о чем узнал, находясь в Александровском централе (близ Иркутска), где отбывал наказание. В связи с амнистией срок заключения был сокращен до 4 лет. Досрочно освобожден в нач. 1924 г. по ходатайству Патриарха Тихона. Приезд З. в Тамбов вызвал массовое возвращение правосл. приходов из обновленчества в Патриаршую Церковь. По требованию местных властей З. выехал из Тамбова в Москву. Участвовал в Архиерейском совещании РПЦ 12 апр. 1925 г. Подал прошение об увольнении на покой Патриаршему Местоблюстителю Крутицкому митр. сщмч. Петру (Полянскому). В апр. 1926 г. выслан из Москвы. Проживал в Серафимовом Дивеевском во имя Св. Троицы жен. мон-ре , к-рый продолжал существовать после офиц. закрытия как трудовая артель. 21 сент. 1927 г. при изгнании властями монашеской общины из Дивеевского мон-ря арестован вместе с Дмитровским архиеп. сщмч. Серафимом (Звездинским) и отправлен в Н. Новгород. 8 окт. освобожден из тюрьмы, доставлен в Москву, затем выслан в Муром, куда прибыл 15 окт. 1927 г. Устраивал на дому богослужения, на к-рых присутствовали дивеевские инокини, поселившиеся в Муроме после закрытия мон-ря. Негативно встретил «Декларацию» 1927 г. Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси) и повторно подал прошение об увольнении на покой. При этом не признавал возможным осуждать митр. Сергия, с к-рым, по его признанию, имел прекрасные личные отношения. По нек-рым данным, З. принадлежал к мечёвской группе «непоминающих» . Весной 1930 г. встречался в Муроме с архиеп. Серафимом (Звездинским). 26 апр. 1932 г. задержан (официально арест был оформлен 27 апр.) в Муроме вместе с большой группой монахинь и послушниц, с к-рыми проходил по следствию. Содержался в тюрьме ОГПУ в Н.

http://pravenc.ru/text/199817.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАЛО-ДИВЕЕВСКИЙ ВО ИМЯ ПРЕПОДОБНОГО СЕРАФИМА САРОВСКОГО ЖЕНСКИЙ МОАСТЫРЬ Мало-Дивеевский Серафимовский жен. мон-рь. Фотография. 2012 г. Мало-Дивеевский Серафимовский жен. мон-рь. Фотография. 2012 г. (Сарапульской и Можгинской епархии Удмуртской митрополии), находится в с. Норья Малопургинского р-на Удмуртии. Основан решением Свящ. Синода от 10 окт. 1996 г. Первоначально монастырь, именовавшийся Мало-Серафимовским, располагался при деревянной ц. во имя св. кн. Александра Невского с. Русский Пычас Можгинского р-на Удмуртии. Храм был освящен 25 мая 1890 г., закрыт в 1941 г., открыт 1 июня 1945 г. Сестры проживали в деревянных домах, расположенных рядом с церковью. Имелось подсобное хозяйство. 2 янв. 1998 г. в мон-ре был впервые совершен монашеский постриг 14 насельниц, 4 янв. состоялось торжественное открытие мон-ря. 15 янв. того же года крестным ходом, к-рый возглавил Ижевский и Удмуртский архиеп. Николай (Шкрумко) , из кафедрального собора св. Александра Невского г. Ижевска в М.-Д. м. была перенесена икона прп. Серафима Саровского с частицей его мощей, ставшая главной святыней обители. 6. Мало-Дивеевский мон-рь Петропавловский храм. 1889–1893 гг. Архит. В. М. Дружинин. Фотография. 2012 г. MA_645 215 6. Мало-Дивеевский мон-рь Петропавловский храм. 1889–1893 гг. Архит. В. М. Дружинин. Фотография. 2012 г. MA_645 215 26 дек. 2003 г. Синод постановил перевести монастырь из с. Русский Пычас в с. Норья, где на территории храма во имя апостолов Петра и Павла (1889-1893) началось строительство келейного корпуса и подсобных помещений. Приход с. Б. Норья был открыт по определению Синода от 30 июля 1841 г., деревянный Петропавловский храм построен в 1843 г. 17 марта 1869 г. при нем учреждено церковноприходское попечительство. В 1889 г. на проценты с капитала елабужского купца Ф. Г. Чернова было начато возведение каменного храма, главный престол которого освящен во имя апостолов Петра и Павла (18 нояб. 1893), левый - в честь Покрова Пресв. Богородицы (23 сент. 1897), правый - в честь Богоявления (кон. 90-х гг. XIX в.). Четверик храма завершен горкой кокошников с пятиглавием, к основному объему храма примыкают приделы, также завершенные горками кокошников с одной главкой, трапезная, обширная апсида и шатровая колокольня. В 1940 г. указом Президиума Верховного Совета УАССР Петропавловская ц. была закрыта и переоборудована под клуб. Основанием для закрытия власти сочли «неспособность прихожан провести капитальный ремонт арендуемого храма, представляющего государственное достояние». В 1991 г. церковь была возвращена верующим, отреставрирована. В 2003 г. у местных жителей были выкуплены земли около храма, на к-рых построены 2-этажный кирпичный корпус с домовой ц. во имя равноап. Марии Магдалины (2006), ограда, устроены гостиница, трапезная для паломников, хозяйственные службы.

http://pravenc.ru/text/2561736.html

"/> "/> Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Память прп. Александры Дивеевской и Собор Дивеевских святых 26 июня - день памяти преп. Александры Дивеевской, основательницы Дивеевского монастыря. С 2008 г. по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 27 июня стал днём празднования Собора Дивеевских святых.   Преп. Александра Дивеевская Статья из т. 1 «Православной энциклопедии», с.545-546 Александра Дивеевская (Мельгунова Агафия Семёновна; † 13.06.1789), прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых), схим., первоначальница Дивеевского Серафимова мон-ря. Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском у. Сохранилось описание внешности А. Д.: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг. Нек-рое время жила во Флоровском киевском мон-ре. Сподобилась явления Божией Матери, повелевшей ей стать первоначальницей нового, 4-го, удела Божией Матери на земле. По совету старцев А. Д. скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Ок. 1760 г. по пути в Саровскую пуст. А. Д. остановилась в с. Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. А. Д. обратилась к саровским старцам, к-рые посоветовали ей всецело предаться воле Божией. А. Д. поселилась в дер. Осиновке. Через 3 года заболела и умерла ее 10-летняя дочь, А. Д. отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным. Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома свящ. Василия Дертева, и с 4 послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.

http://sedmitza.ru/text/1268351.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (СЕРАФИМО-АЛЕКСЕЕВСКИЙ) БАХАРЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ (СЕРАФИМО-АЛЕКСЕЕВСКИЙ) БАХАРЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пермской и Соликамской епархии), расположен в дер. Бахаревке в черте г. Перми. 1863-1921 гг. В 1863 г. купеческая вдова Н. К. Бахарева в память о супруге устроила в своей деревне жен. общину, к-рую возглавила уроженка г. Перми послушница Серафимова Дивеевского мон-ря Феодосия Норина. К 1879 г. в общине проживало 40 насельниц. Сестры занимались хозяйством, золотошвейными работами, устроили небольшой кирпичный завод. На богослужения ходили в приходский деревенский храм Покрова Пресв. Богородицы. В 1877 г. община была причислена к Кунгурскому во имя св. Иоанна Предтечи жен. мон-рю , а в 1879 г. к Успенской общине (см. Пермский в честь Успения Пресв. Богородицы жен. мон-рь ), но из-за конфликта между Нориной и начальницей Успенской общины Бахаревская община была закрыта. Насельник Белогорского во имя свт. Николая Чудотворца муж. мон-ря иером. Серафим (Кузнецов), впосл. окормлявший сестер К. м., считал, что община была упразднена «по козням и проискам исконного врага к святому делу - диавола через людей, подпавших под его прелестную, коварную уловку». Впосл. Норина проживала в К. м., приняв схиму с именем Феофания. Крестный ход на Белую гору в Казанском Бахаревском мон-ре Крестный ход на Белую гору в Казанском Бахаревском мон-ре В 1888 г. в дер. Бахаревой (Бахаревке) была открыта жен. богадельня с отделением для малолетних сирот. Под богадельню выделялась казенная земля в стороне от деревни у р. Медведки, где впосл. и находился монастырь. В 1875 г. на средства пермского купца В. Н. Бахарева в богадельне была построена и 1 окт. 1875 г. освящена каменная ц. в честь Покрова Пресв. Богородицы с колокольней и оградой. Сестрам оказывали покровительство и духовную поддержку настоятель Белогорского монастыря архим. прмч. Варлаам (Коноплёв) и иером. Серафим (Кузнецов). В 1908 г. иером. Серафим направил в Святейший Синод ходатайство об организации в Бахаревке монастыря, «с посвящением воспоминанию радостного для всей России рождения» наследника престола цесаревича Алексея Николаевича и о строительстве в новой обители храма в честь Казанской иконы Божией Матери. 16 февр. 1908 г. Пермский еп. Никанор (Надеждин) направил в Синод представление с просьбой об открытии в дер. Бахаревой жен. мон-ря. «Ввиду того что во всем Пермском уезде не имеется ни одного монастыря и для религиозно-нравственного просвещения окрестного населения учреждение монастыря, как показателя примерной христианской жизни вблизи г. Перми, будет весьма желательно»,- писал отец Серафим. Временной строительницей обители стала родная мать иером. Серафима мон. Анастасия (Кузнецова).

http://pravenc.ru/text/Казанской иконы ...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010