Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Горазд, епископ Богемский и Мораво-Силезский мая 1879 – †4 сентября 1942 Прославлен Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г., Чехословацкой Православной Церковью 6 сентября 1987 г. Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1988 г. Память празднуется 22 августа/4 сентября (преставление) Из Определений Священного Синода В заседании Священного Синода 27 марта 1988 г. под председательством Патриарха имели суждение о внесении в церковный календарь Русской Православной Церкви имени святого священномученика Горазда, епископа Богемского и Мораво-Силезского. Справка : Преосвященный епископ Богемский и Мораво-Силезский Горазд (Павлик ; †1942) причислен к лику святых Сербской Православной Церковью 17 мая 1961 г. Православная Церковь в Чехословакии 6 сентября 1987 г. совершила прославление в лике святых священномученика Горазда, епископа Чешского, Моравского и Силезского и своим Посланием от 30 ноября 1987 г. известила Поместные Церкви об установлении памяти святого 4 сентября, в день его мученической кончины. Постановили: Включить имя святого священномученика Горазда в Месяцеслов Русской Православной Церкви. Память его праздновать 22 августа по старому стилю (4 сентября по новому стилю), в день мученической кончины святого. Священномученик Горазд (в миру Матей Павлик) родился 26 мая 1879 г. в селе Груба Врбка, в Словацкой Моравии, в семье благочестивых крестьян-католиков. Родители воспитывали будущего святителя в глубоком благочестии, заботясь о его образовании. В годы учения в гимназии в Кромержиже Матей впервые заинтересовался Православием, начал изучать церковнославянский язык. В 1898 г. поступил на католический богословский факультет в Оломоуце, однако Православие все сильнее привлекало его. В 1900 г. он совершил поездку в Киев, желая увидеть своими глазами этот древний центр Русской Церкви и поклониться ее святыням. В 1902 г. в Оломоуце Матей Павлик принял сан католического священника и приступил к приходскому служению.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

4. Суббота. Сщмч. Вавилы, еп. Великой Антиохии. Прор. Боговидца Моисея. Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Иконы Божией Матери, именуемой «Неопалимая Купина». Служба сщмч. Вавилы и прор. Моисея не имеет праздничного знака, совершается вместе с субботней службой Октоиха (А). Приводим также порядок совершения полиелейной службы свт. Иоасафа Белгородского (Б). А. На вечерне кафизма 18-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: священномученика, глас 6-й – 3, и пророка, глас 4-й – 3. «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Восходный степень…», «И ныне» – догматик, глас 4-й: «Иже Тебе ради...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 4-й (мученичны из числа стихир на «Господи, воззвах» – 2-й: «Жертвы одушевленныя…», 3-й: «Честна смерть святых Твоих, Господи...», 4-й: «Имуще дерзновение…»; припевы обычные со стиховны – см. Часослов). «Слава» – священномученика, глас 6-й: «Судищу мучителеву предстоя…», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших: «Молитвами Рождшия Тя, Христе...». По Трисвятом – тропарь священномученика, глас 4-й. «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас 4-й: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь священномученика, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь пророка, глас 2-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Вся паче смысла...». Кафизмы 16-я и 17-я . Малые ектении. Седальны Октоиха. Псалом 50-й. Каноны: В храме Господском, Богородицы и святого – канон священномученика со ирмосом на 6 (ирмосы по дважды), пророка на 4 и Октоиха (мученичный) на 4. Примечание. В книге В. Розанова «Богослужебный Устав Православной Церкви» (с. 176) даны следующие указания для пения канонов в субботу при типе службы двух святых без знака: в храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 4 (ирмосы по дважды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4; в храме Воскресения Христова – канон воскресный рядового гласа (с прошлой Недели) со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), первого святого на 3, второго святого на 3 и Октоиха (мученичный) на 4. Однако следует отметить, что данное мнение В. Розанова не находит подтверждения в богослужебных книгах (в т. ч. и в старопечатной традиции) .

http://patriarchia.ru/bu/2022-09-17/

27. Пятница Пятидесятницы. Сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского. Прав. Иоанна Русского, исповедника. Свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (с 29 мая) . Прп. Ферапонта Белоезерского, Можайского. Обретение мощей прп. Нила Столобенского (службу зри 7 декабря) . Прп. Ферапонта Монзенского (службу зри 12 декабря) . Перенесение мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы. Примечание. На этот день с воскресенья, 29 мая, может быть перенесена полиелейная служба свт. Луки, архиеп. Симферопольского (см. Типикон, 25 мая, 2-я Маркова глава). Служба сщмч. Ферапонта, еп. Сардийского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (А) . Приводим также порядок совершения полиелейной службы прав. Иоанна Русского, исповедника, в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (Б) и порядок совершения полиелейной службы свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского (с 29 мая), в соединении со службой попразднства Пятидесятницы (Триоди) (В) . А. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Триоди, глас 4-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 2-й: «Троицу Единосущную...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Триоди, глас 1-й. «Слава, и ныне» – Триоди, глас 6-й: «Утешителя имуще...». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Отпуст: «Иже в видении огненных язык...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 8-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика (общий), глас 4-й: «И нравом причастник...» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября), «И ныне» – тропарь праздника, глас 8-й. Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны Триоди (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: праздника 2-й со ирмосом на 8 (ирмосы по дважды) и священномученика на 4. Библейские песни «Поем Господеви...». Катавасия по 3-й, 6-й, 8-й и 9-й песнях – ирмосы канона Минеи.

http://patriarchia.ru/bu/2023-06-09/

В.И. Марченко Священномученик Аркадий Остальский Скачать epub pdf Священномученик Аркадий (Остальский) , епископ Бежецкий. Дни памяти: Первое воскресение, начиная от 25.01/07.02 – Собор новомучеников и исповедников Российских В неделю перед 26.08/08.09 – Собор Московских святых 09/22.08 – Собор новомучеников и исповедников Соловецких 4-я суббота по Пасхе – Собор новомучеников в Бутово пострадавших 3-я неделя по Пятидесятнице – Собор Санкт-Петербургских святых 16/29.12 – день мученической кончины (1937 г.) Священномученик епископ Аркадий (Остальский Аркадий Иосифович) родился 25 апреля 1888 года в селе Янковцы Житомирского уезда Волынской губернии (по другим сведениям – в селе Скаковка Солотвинской волости Житомирского уезда) в семье священника Иосифа Остальского и супруги его матушки Софии. Вскоре после рождения младенца отца Иосифа перевели служить в Житомир, где маленький Аркадий, будущий святитель, вырос и сформировался как личность. Окончил Волынскую Духовную семинарию. В 1910 году окончил Киевскую Духовную академию. С сентября 1910 года – учитель церковно-приходской школы в селе Цвиль Новоград-Волынского уезда Волынской губернии. В это время он по настоянию родителей женился, хотя с юношеских лет мечтал о монашестве и желал жизнь посвятить служению Богу. 14 сентября 1911 года в соборе города Староконстантинов Волынской губернии рукоположен во иерея. С этого дня служил в Староконстантинове священником на диаконском штате. Сразу после рукоположения отец Аркадий Остальский был назначен помощником епархиального миссионера и на этом поприще проявил себя ревностным и энергичным деятелем. В отчетах излагал свои впечатления от поездок. Суждения относительно сектантов на Волыни опубликованы впоследствии в «Епархиальных Ведомостях». Душа отца Аркадия искала подвига ради Христа, и миссионерство представлялось ему как единственно верное, дарованное ему Богом служение; он был прирожденным миссионером. Проповедовал просто и ясно, так что огонь любви к Богу, горевший в его сердце, воспламенял ревность о благочестии у всех, кто находился рядом. Религиозный опыт не оставался его внутренним, частным делом, но с удивительной ясностью изливался в благодатных словах. Не умея быть равнодушным ко всему, что касалось спасения души и блага Церкви, он увлекал за собой всех, способных слышать Евангельское благовестие и жаждущих реальной жизни во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Ostals...

Друг друга тяготы носите: жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечева (+ВИДЕО) …Когда он называл свой приход семьей, в этих словах не было преувеличения. Этим людям выпали страшные испытания, им пришлось постоять друг за друга и за свою веру. Составители книги считают неслучайным то, что она вышла в свет именно сейчас, в непростое для Церкви время. 15 сентября, 2012 …Когда он называл свой приход семьей, в этих словах не было преувеличения. Этим людям выпали страшные испытания, им пришлось постоять друг за друга и за свою веру. Составители книги считают неслучайным то, что она вышла в свет именно сейчас, в непростое для Церкви время. Презентация новой книги о священномученике Сергии Мечеве прошла 14 сентября в культурном центре «Покровские ворота» неподалеку от храма Святителя Николая в Кленниках, где нес свое пастырское служение о. Сергий. Когда он называл свой приход семьей, в этих словах не было преувеличения. Этим людям выпали страшные испытания, им пришлось постоять друг за друга и за свою веру. Составители книги считают неслучайным то, что она вышла в свет именно сейчас, в непростое для Церкви время. Двухтомник «Друг друга тяготы носите: жизнь и пастырский подвиг священномученика Сергия Мечева» выпущен в этом году издательством Свято-Тихоновского гуманитарного университета и представляет собой попытку собрать и систематизировать материалы, связанные с жизнью и подвигом одного из самых замечательных пастырей русской Церкви ХХ века, священномученика Сергия Мечева (1892 -1942). Отец Сергий стал священником в годы начинающихся гонений, он продолжил дело своего отца, святого праведного Алексея Мечева, приняв от него руководство общиной храма на Маросейке. Издание, подготовленное совместно с храмом Святителя Николая в Кленниках, посвящено 120-летию со дня рождения отца Сергия Мечева и 70-летию его мученической кончины. На презентацию двухтомника собрались те, кто принимал участие в его подготовке, священники и прихожане удивительного московского храма на Маросейке.

http://pravmir.ru/prezentaciya-knigi-dru...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 5 июля 2024 года 22. Пятница. Сщмч. Евсевия, еп. Самосатского. Прп. Варлаама Хутынского (переходящее празднование в 1ю пятницу Петрова поста; службу зри 6 ноября) . Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (со 2й Недели по Пятидесятнице) . Аллилуия. Табынской иконы Божией Матери (переходящее празднование в 9ю пятницу по Пасхе) . По Уставу, совершается аллилуйная служба (сщмч. Евсевия, еп. Самосатского) (Б) . По благословению настоятеля, может совершаться служба с «Бог Господь» (служба сщмч. Евсевия, еп. Самосатского, не имеет праздничного знака, совершается вместе со службой Октоиха) (А) . Приводим также порядок совершения славословной службы прп. Варлаама Хутынского в соединении со службой Октоиха (В) . На этот день (со 2й Недели по Пятидесятнице) может быть перенесена полиелейная служба Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших (см.: Минея-Май. Ч. 3. С. 387–408) (Г) . А. На вечерне кафизма 15я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: Октоиха, глас 8й – 3, и священномученика, глас тот же – 3. «Слава, и ныне» – Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Агница Агнца яко виде…». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры Октоиха, глас 8й. «Слава, и ныне» Крестобогородичен Октоиха, глас тот же: «Юница Нескверная…». По Трисвятом – тропарь священномученика (общий), глас 4й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября). «Слава, и ныне» – Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». На утрене на «Бог Господь» тропарь священномученика (общий), глас 4й: «И нравом причастник…» (см. в Минее общей, гл. 16, л. 91 об.; ср.: Типикон, 3 сентября) (дважды). «Слава, и ныне» Крестобогородичен по гласу тропаря, от меньших: «Дево Пренепорочная…». Кафизмы 19я и 20я. Малых ектений нет. Седальны Октоиха. Псалом 50й. Каноны: Октоиха 1й со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), 2й на 4 и священномученика на 4.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Августа 23 (5 сентября) Священномученик Иоанн (Восторгов) Составитель священник Афанасий Гумеров Священномученик Иоанн родился 30 января 1864 года в станице Кавказская Кубанской области. Отец его, священник Иоанн Восторгов , был сыном магистра богословия, профессора Владимирской Духовной семинарии Александра Восторгова, мать звали Татьяной Ксенофонтовной. В марте 1868 года семья переехала в станицу Ново-Александровская 28 . Здесь прошло детство и отрочество Иоанна. О рано умершем отце протоиерей Иоанн вспоминал как о добром и мягком человеке, пользовавшемся большой любовью прихожан. Посетив в 1908 году родную станицу и совершив Божественную литургию, протоиерей Иоанн в проповеди вспомнил свое детство: «Смиряюсь перед Божиим Промыслом, что вывел меня из этой когда-то глухой и заброшенной станицы, из горького сиротства и нищеты на широкий путь жизни и службы Богу, Царю и родному народу, – слезы благоговейного смирения невольно льются из очей пред Богом моего детства и отрочества. Стою перед вами и не стыжусь признать и благодарно исповедать, что здесь, среди простого верующего народа… заложены были мне в душу первые и самые сильные чувства преданности Богу, Царю и нашему русскому царству, – те чувства, которыми дышали тогда здесь все от мала до велика: не стыжусь я признать и поведать трепетную благодарность этому народу, во дни сиротства моего и лишений спасшему мне жизнь и укрывшему от голода и гибели». Иоанн Восторгов по окончании в 1887 году Ставропольской Духовной семинарии по первому разряду (под первым номером, со званием студента) был определен 15 августа того же года надзирателем в Ставропольское Духовное училище, а 30 сентября назначен штатным учителем русского и церковнославянского языков в то же училище. К 1887 году относится и самое раннее дошедшее до нас сочинение Иоанна Восторгова – «Раскольническая австрийская иерархия с точки зрения церковных канонов». Эта работа, посвященная опровержению мнения старообрядцевраскольников о канонической законности белокриницкой иерархии, показывает, как рано определились церковно-апологетические устремления будущего блестящего защитника Церкви от различных противоцерковных течений. Заметны в ней и зачатки дарований, так ярко проявившиеся в последующие годы: глубокое понимание предмета, убедительность аргументации, ясность слога.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Тихон Архангельский, Исповедница Хиония Архангельская июня 1875 – †4/17 октября 1937 апреля 1883 – †4/22 декабря 1945 Священномученик Тихон Архангельский прославлен Юбилейным собором 2000 г. 215 Исповедница Хиония Архангельская прославлена в 2001 г. Память празднуется 4/17 октября и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Из определений Священного Синода В заседании Священного Синода 22 февраля 2001 года под председательством ПАТРИАРХА Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию за истекший со времени последнего заседания Священного Синода срок и касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Постановили: 1 . Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2 . Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века следующие имена: от Московской епархии: Хионии Архангельской (1883 – 22 декабря 1945) 3 . Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ Священномученик Тихон Архангельский родился 1 июня 1875 г. в селе Попово Тамбовской губернии в семье потомственного священника Иоанна Архангельского. Он был старшим из троих детей. Когда ему исполнилось семь лет, скончался его отец; мать умерла ещё раньше. Детей взял на воспитание дядя, тоже священник, а затем их воспитывала его дочь, вышедшая замуж за священника, – такое приданое получила она от отца: троих сирот. В 1893 г. Тихон Архангельский поступил в Тамбовскую семинарию, которую окончил в 1899 г. В сентябре этого же года он был определён в псаломщики, а в феврале следующего, 1900 г. женился на дочери священника Иоанна Димитриева, Хионии; можно предположить, что они были знакомы с ранних лет, потому что жили в одних и тех же местах. 5 марта 1900 г. Тихон Иоаннович был рукоположен во диакона, а 19 марта – во иерея, клирика монастырско-приходской церкви во имя святого Димитрия Солунского при женском монастыре в селе Троекурове, где в своё время служили его дед и дядя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Священномученик Григорий Раевский: Команда спасается, но капитан должен погибнуть У подъезда стояла машина для перевозки заключенных. Они остановились вдали, на противоположной стороне улицы, и видели, как из подъезда в сопровождении конвоя вышел о. Григорий. Он не глядел на другую сторону улицы, не оглядывался по сторонам и не увидел их. Это стало последним свиданием. 29 сентября, 2012 У подъезда стояла машина для перевозки заключенных. Они остановились вдали, на противоположной стороне улицы, и видели, как из подъезда в сопровождении конвоя вышел о. Григорий. Он не глядел на другую сторону улицы, не оглядывался по сторонам и не увидел их. Это стало последним свиданием. 29 сентября (16 сентября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Григория Раевского. Отец Григорий – один из многих русских священников, оболганных лжесвидетелями и осужденных по 58 – «политической» – статье. 75 лет назад, 29 сентября 1937 года он был расстрелян в тюрьме г. Твери. Обсудить конституцию Летом 1936 года благочинный Завидовского района Тверской епархии протоиерей Сергий Мазуров получил указание от председателя областной комиссии по культам. Нужно было в кратчайший срок собрать духовенство благочиния и обсудить проект сталинской конституции. Несмотря на то, что циркуляр благочинного был разослан по всем приходам, из местных священников на собрание пришли только двое, и те не знали, по какому поводу совещание. Это были клирики Успенского храма в селе Завидово – протоиерей Григорий Раевский и протоиерей Николай Дмитров. Выяснив, что именно позвали его обсуждать, о. Григорий от обсуждения отказался, сказав, что поскольку он лишен, как священник, гражданских прав, то и обсуждать проект конституции не может. На этом собрание трех священников закончилось, и никто бы о нем не вспомнил, если бы через год власти не организовали очередные гонения на Церковь . 30 июля 1937 года отец Григорий Раевский был в лесу, собирал грибы и ягоды. В это время в дом к нему явились сотрудники НКВД. По возвращении домой он увидел следы обыска. «Первый контрреволюционер»

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-gr...

Августа 27 (9 сентября) Священномученик Иоанн (Смирнов) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Иоанн родился 20 марта 1873 года в селе Высоком Михайловского уезда Рязанской губернии в семье псаломщика Алексия Смирнова, все пятеро сыновей которого стали священниками. Иван Алексеевич окончил Рязанскую Духовную семинарию и в 1904 году был рукоположен во священника к Зарайскому Никольскому собору. В Зарайске отец Иоанн поселился с семьей в деревянном доме на территории городского кремля. В соборе в то время находилась знаменитая чудотворная икона Николы Зарайского. Прославленная многочисленными чудесами, она привлекала к себе множество богомольцев со всех концов России. В храм стекались щедрые пожертвования благодарных почитателей великого угодника Божия. Здесь хранились старинные рукописные и старопечатные богослужебные книги, серебряная и золотая утварь – вклады великих князей, знатных воевод и бояр. В теплое время года отец Иоанн служил в летнем Никольском соборе, в холодное – в зимнем Иоанно-Предтеченском храме. На торжественные богослужения собиралось до тысячи богомольцев. Отец Иоанн, явивший себя ревностным пастырем, был назначен настоятелем Никольского собора, возведен в сан протоиерея, назначен благочинным церквей Зарайского округа и награжден в 1930 году митрой. В 1922 году из церквей города были изъяты многие ценные вещи и иконы. Некоторые из них тогда удалось спасти от уничтожения. По предложению директора краеведческого музея и члена церковного совета И. П. Перлова часть драгоценной церковной утвари и древние рукописные и печатные книги были переданы на хранение в музей. В 1928 году по распоряжению властей были закрыты Никольский собор и Иоанно-Предтеченская церковь . Протоиерей Иоанн был назначен служить в Спасо-Преображенскую церковь в том же городе и стал хлопотать об открытии собора, начав сбор подписей верующих под ходатайством об оставлении собора в качестве действующей церкви. Власти эти хлопоты священника и прихожан представили в обвинительном заключении таким образом: «В Коломенский окружной отдел ОГПУ поступили сведения о том, что группировка церковников, бывших людей и торговцев распространяла среди населения города и деревни контрреволюционные слухи о скорой гибели советской власти и подготовляла массовое выступление против закрытия собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010