Лк.8:5 . изыде сеяй сеяти семене своегó: и егдá сеяше, óво падé при пути, и попрáно бысть, и птицы небéсныя позобáша é: Лк.8:6 . а другóе падé на кáмени, и прозяб ýсше, Занé не имеяше влáги: Лк.8:7 . и другóе падé посреде тéрния, и возрастé тéрние, и подави é: (вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;) Изыде сеяй сеяти семене своего (вышел сеятель сеять семя свое). Притча о сеятеле и семени – первая притча Христова: образ в ней заимствован от известного всем действия – сеяние семени в поле. Ею изображается проповедание или учение других. Это действие имеет большое сходство с сеянием: 1) как сеятель бросает семя на землю, так проповедник или учитель влагает слово в слух и сердце слушателей; 2) как из семени произрастают растения и плоды, так и от учения происходят в жизни слушателей добрые дела; 3) семя произрастает различно, – хорошо на хорошо приготовленной, худо на худо приготовленной земле; так и учение действует различно: иные слушают и исполняют учение; а иные и слушают, но не принимают, или и принимают, но не исполняют учение. В притче о сеятеле, Господь показал, как трудно устроение царства Христова или церкви Божией среди испорченных грехом людей. Паде при пути (упало при дороге) и пр. т. е. около той дороги, которая идет чрез поле и на которой, как на месте твердом, невозделанном, семя лежало на поверхности и потому легко могло быть поклевано птицами и потоптано прохожими. На к имени, т. е. на места каменистая, где немного было земли, т. е. где лежал только тонкий слой земли на каменистом месте, и потому нельзя было корню углубиться, и от солнца ростки скоро погорели, засохли; почему у еванг. Матфея и Марка здесь прибавлено: когда взошло солнце, семя увяло, и, как не имело корня, засохло. В терние. Под словом терние разумеется сорная трава, которая обыкновенно очень скоро растет и потому заглушает хорошие растения, напр, пшеницу. Можно разуметь и дерево терн, потому что на востоке поля часто разделяются терновою изгородью, и семя, попавшее в землю близ терна, легко может быть заглушено им: терн, разросшись, лишает ростки семени воздуха и света, а корнями своими поглощает все соки в почве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное. Так и написано: «Первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий». Но не духовное прежде, а душевное, потом духовное. Первый человек – из земли, перстный; второй человек – Господь с неба. Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного. Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления. Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою». Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? (1 Кор. 15: 35–55). В этих проникновенных словах святой апостол Павел сравнивает с семенем человеческую плоть, подверженную тлению, – «тело душевное», – которая в воскресении мертвых станет «телом духовным» и облечется в нетление и бессмертие. По мысли апостола, смертные тела христиан – семена будущих нетленных тел. Образ семени здесь прямо увязан с темой тления/нетления, но, в отличие от молитвы, наделен положительным содержанием. В другом значении образ семени использован в евангельской притче о сеятеле: Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, [Господь] возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 8: 5–8).

http://pravoslavie.ru/106684.html

Глава 8 1–3. Служащие Христу женщины. – 4–8. Притча о сеятеле. – 9–18. Толкование притчи. – 19–21. Истинные родственники Христа. – 22–39. Удаление Христа с учениками на восточный берег Геннисаретского моря. – 40–56. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира. Лк.8:1 .  После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, Лк.8:2 .  и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, Лк.8:3 .  и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим. Один евангелист Лука делает замечание о женщинах, которые во время проповеднических путешествий Христа с 12 апостолами служили Ему своим имением. «Мария Магдалина» (см. Мф.27:56 ). «Из которой вышли семь бесов». Это выражение обозначает чрезвычайную силу одержимости бесами: «семь» на языке Священного Писания есть символ полноты (ср. Мф.12:45 ). Согласно И. Вейса, здесь указывается на то, что Мария семь раз в течение своей жизни подвергалась возвращению бесноватости. Что касается довольно распространенного рационалистического взгляда, будто бы Мария была просто крайне распущенная в нравственном отношении женщина, что и обозначил будто бы евангелист своим замечанием, то против такого понимания говорит употребленный и о Марии термин «исцеленная» ( τεθεραπευμναι), который означает чудесное исцеление от действительной, а не мнимой болезни беснования. «Домоправителя Иродова», т.е. по-нашему гофмейстера при дворе Ирода (вероятно, Антипы). Должность эта была видная (ср. Мф.20:8 ). Жены эти служили Христу до самой Его смерти на кресте (см. Лк.24:10 ). «Сусанна» – личность неизвестная. Лк.8:4 .  Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: Лк.8:5 .  вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; Лк.8:6 .  а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Скачать epub pdf 29. 21 неделя по Пятидесятнице О сеятеле. О сеянии слова Божия на поле нашего сердца (Лк. 8:5–15; Мф:13. 1–23; Мк:4. 1–20) «Живо слова Божие и действенно.» ( Евр. 4:12 ). Однажды, братия и сестры, Иисус Христос пришёл на берег Галилейского моря. Окружённый множеством народа, Он сначала учил его сидя у моря ( Мф. 13:1 ). Но когда народ, стекаясь, стал теснить Его, Он сел в лодку и тут пред Его взором открылось зрелище прекрасной палестинской природы. На берегу около лодки большим полукругом, расположился молчаливый, жаждущий слова Божия, народ. Сзади его залегали поля. Ещё дальше виднелись масличные зелёные рощи. А там, на самом горизонте, в лёгкой дымке обрисовывались вершины невысоких гор. Прекрасная природа располагала Спасителя говорить и учить языком этой природы и труда людей, связанных с этой природой. И вот, как бы созерцая пред Собой сеятеля на окружающих полях, Иисус Христос начал учить иносказательно, образно, приточно, наглядно. Из Его Божественных уст полились одна притча за другой (всего 7 притч), связанных единством содержания и темы: поле и зёрна (притчи: 1, 2, 3), поле – сокровище – жемчужина (5, 6). Вот вышел, начал Он первую притчу, сеятель сеять семя своё ( Лк. 8:5 ). И когда сеял, случилось, что иное семя пало при дороге, и было поклёвано птицами ( Мк. 4:4 ), потоптано людьми ( Лк. 8:5 ). Иное упало на каменистую почву и, взойдя, быстро посохло, не имея влаги ( Лк. 8:6 ). Иное угодило в почву с терниями и было заглушено ими ( Лк. 8:7 ). Иное упало на добрую почву и принесло плод в 30, 60, 100 крат ( Мк. 4:8 ). Сказав сие, Христос возгласил: Кто имеет уши слышать, да слышит. Каждый из слушателей Христа имел уши, чтобы слышать Его слова, но не каждый имел внутренний слух, внутреннее разумение смысла этих слов. Ибо, – сказал Христос, – огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат... и не уразумеют сердцем слышанное ( Мф. 13:14 ; Ис. 6:9–10 ). Особенно огрубело сердце у книжников и фарисеев, которые не только не хотели уразуметь слова Христа о Царстве Божием, но и всячески противились этим словам и Самому Учителю, считая, что несть Сей От Бога ( Ин. 9:16 ). Не каждый из слушателей понял, что в притче речь идёт о нём самом, о почве его собственного сердца, в которую Спаситель забрасывал слова-семена Своего учения о спасении, о наступлении на земле Царства Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Толкование Евангелия на каждый день года. Неделя 22-я по Пятидесятнице Лк., 35 зач., 8, 5–15 Сказал Господь такую притчу: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Святые отцы говорят, что научиться читать слово Божие возможно только всей нашей жизнью. Сегодняшнее Евангелие – притча о сеятеле – о том, как мы должны слушать и воспринимать слово Божие. Господь говорит нам самые простые слова: птица летит, цветы цветут, сеятель сеет, рыбак ловит рыбу. Но во всем, оказывается, заключены бездны премудрости, потому что это Бог сотворил и благословил, во всем присутствуют тайны, связанные с Царствием Божиим. И хотя мы неспособны воспринимать мир на такой глубине, как Христос и святые, которые научились от Господа, – как в открытой книге читать Божии тайны, – но слово Божие должно быть нами воспринято так, как оно сказано.

http://pravoslavie.ru/3729.html

1. Притча о семени и сеятеле (Мф.13:1–9, 18–23; Мк.4:1–9, 14–20; Лк.8:4–8, 11–15) Однажды Спаситель дневной порой в городе Капернауме, вышел на берег Генисаретского озера, или, как еще называли его, Галилейского моря и начал учить. Где бы ни появлялся Он, везде быстро собирались слушатели в большом числе. И на сей раз собрашася к Нему народи мнози ( Мф.13:2 ). Слушатели теснили Спасителя. Тогда Он вошел в лодку и сел. Народ стоял на берегу. Господь Иисус Христос отверз уста Свои и начал учить притчами. И первою была притча о сеятеле и семени. Какое прекрасное подобие взял теперь Спаситель для выражения Своей Божественной истины! Пред глазами Его Самого и слушателей близ города расстилалось обработанное поле. На нем прозябло уже посеянное зерно. Нивы зеленели. По зелени черною лентою пролегала дорога. Полосы или небольшие участки земли отделялись изгородями из терновника. Среди зелени выдавались бесплодные камни. Все это было пред глазами слушателей. Слышите, начал Он, изыде сеяй сеяти семене своего. «Слушайте: вышел сеятель сеять семя свое» ( Мк.4:3 ; Лк.8:5 ; Мф.13:3 ). Известное дело сеяние должно быть и благовременным и в приготовленную для сего почву. И сеющу ему, ова падоша при пути: (и попрано бысть) и приидоша птицы, и позобаша я. Другая же падоша на каменных (на камени), идеже не имеяху земли многи: и абие прозябóша, зане не имеяху глубины земли. Солнцу же возсиявшу присвянуша: и зане не имеяху корения, изсхоша. Другая же падоша в тернии, и взыде терние, и подави их (и плода не даде). Другая же падоша на земли добрей, и даяху плоды, ово убо сто, ово же шестьдесять, ово же тридесять. Имеяй ушы слышати, да слышит. «И когда он сеял, иное упало при дороге (и было потоптано); и налетели птицы, и поклевали то. Иное упало на места каменистые (на камень), где не много было земли; и скоро взошло, потому что земля была не глубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние, и заглушило его. Иное упало на добрую землю, и принесло плод: одно во стократ, а другое в шестьдесят иное же в тридцать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

К сожалению, реалии нашей жизни таковы, что часто все происходит наоборот, дети из воскресной школы приводят родителей в Храм, или же воцерковление детей и родителей происходит почти одновременно. Глава из новой книги архиепископа Белгородского Иоанна и Марии Городовой «Любовь долготерпит» – Владыка, мы часто получаем письма с вопросами, касающимися религиозного воспитания детей. А вообще, можно ли научить верить? – Вера – это дар, и важно понять, что каждый человек, приходящий в этот мир, рождается с верой. А слово Божье – это семя, брошенное в душу человеческую, и надо создать такие условия, чтобы это семя проросло и дало добрый плод. У нас есть Евангельская притча о сеятеле, рассказанная Христом Своим ученикам: «Вышел сеятель сеять семя свое; и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; А иное упало на камень и взошед засохло, потому что не имело влаги; А иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; А иное упало на добрую землю и взошед принесло плод сторичный» (Лк. 8. 5–8). И дальше Иисус объясняет смысл притчи: сеятель – это Сам Бог, семя – это слово Божье, а почва, в которую это семя падает, – состояние души. Семя, «…упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышавши слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении» (Лк. 8. 12–15). Каждый из нас рождается с верой, он благословляется Богом, но часто среда глушит в нас эту веру, и грех, как болезнь, поражает нашу душу, удаляя от Бога. Как правило, в раннем возрасте ребенок подражает родителям. И когда те живут по Законам Божьим, исполняют заповеди, когда берут с собой ребенка на богослужения, когда большие праздники отмечаются всей семьей и в эти дни все вместе приходят в Храм, когда первая исповедь ребенка становится событием, то вся эта совместная духовная жизнь не только укрепляет семью, она дает возможность ребенку очень естественно воспринять и Бога, и опыт церковной жизни. Поэтому, если спрашивают, с чего надо начинать религиозное воспитание детей, можно ответить – с родителей. Воспитание начинается с молитвы женщины о будущем ребенке, с ее участия в Таинствах, с отношения будущего отца к ней, его молитвы.

http://pravmir.ru/budte-kak-deti-religio...

Мы заасфальтировали свою душу и пустили над ней колючую проволоку А сами думаем: «Вот, слово Божие не прорастает» 28 октября, 2018 А сами думаем: «Вот, слово Божие не прорастает» «Не нужно ждать, что Христос придет и в нашу землю, и в нашу пустыню, насеет семена. Земля должна сниматься с места и двигаться ко Христу. Каждый из нас должен сниматься с места и ко Христу идти» – проповедь протоиерея Александра Абрамова в неделю 22-ю по Пятидесятнице. Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потóм приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Лк. 8: 5—15 Протоиерей Александр Абрамов Вот о чем хотелось бы мне сказать сегодня. Каждый день, и каждый воскресный день в том числе, Церковь приводит нам на память тех или иных святых — иногда большее их число, иногда меньшее. И в течение года перед нами проходит череда этих людей, нам представлена как бы палитра угодного Богу Его творения. И жизнь их проходит перед нами, и подвиг.

http://pravmir.ru/myi-zaasfaltirovali-sv...

Неделя 20-я по Пятидесятнице Сегодняшнее евангельское чтение вновь и вновь свидетельствует о милосердии Господа Иисуса Христа и Его всемогущей силе. Чудо воскрешения дочери Иаира: девица! встань ( Лк. 8:54 ). И по слову Господа умершая встает, и дают ей есть. И другое чудо: исцеление кровоточивой женщины, 12 лет болевшей и истратившей на врачей все свои средства. Она лишь прикоснулась к краю одежды Господа с верой и выздоровела. И можно думать: «Как хорошо было жить в те времена, когда Господь пребывал на земле с людьми. Можно было просто подойти, попросить и получить желаемое. Достаточно было лишь прикоснуться к краю Его одежды, чтобы исцелиться от самой тяжелой болезни. Ведь и сейчас сколько больных, особенно тех, у кого душа болит – кровоточит, иногда, быть может, долгие годы. Вот если бы жить во времена земной жизни Спасителя!» Братие и сестры! Христос Спаситель был, есть и будет. И теперь мы можем подойти к Господу в своей молитве, услышать слово Его в Священном Писании и не только прикоснуться к Господу, но даже и принять Его к себе в Таинстве Святого Причащения. И теперь мы бываем свидетелями всемогущей силы и милосердия Божия. Только нужна искренняя вера и доверие к Господу, желание не только получать что-либо от Него, но и жить с Ним и по Его святой воле. Сей святой храм и да укрепляет и да освящает нашу повседневную жизнь христианскую. Мир и любовь да будут с вами! Аминь. Притча о сеятеле. (Лк. 8:5–15) Неделя 31-я по Пятидесятнице Вышел сеятель сеять, и когда он сеял, то семена падали на разную почву. Одни упали при дороге, и их потоптали прохожие и поклевали птицы. Другие упали на камень, взошли, но быстро увяли, потому что не было влаги. Третьи упали среди сорной травы, которая заглушила семя. Наконец, четвертые упали на хорошую землю и принесли сторичный плод. Ученики спросили Господа, что значит эта притча? И Господь объяснил. Семя – это слово Божие, учение Христово. Различная почва – это различные души человеческие. Семя, упавшее при дороге, – это люди, которые услышали слово Божие и не удержали его для жизни. Семя, упавшее на каменистую почву, – это люди, которые услышали слово Божие, с радостью приняли его, но не имеют корня, постоянства и при искушениях отпадают от учения Христова. Семя, упавшее в сорную траву, – это люди, которые слушают слово Божие, но разные житейские заботы отвлекают их от Господа. И, наконец, семя, упавшее на добрую землю, – это люди, которые слушают слово Божие, хранят его с терпением и, осуществляя его в жизни, приносят плоды христианской жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Кстати, в этом кроется одна из причин того, что воспринять Церковь вне всевозможных внешних симуляторов современному человеку оказывается непросто. Мы привыкли жить и мыслить категориями, разделяющими нас по культурным, национальным, социальным и политическим признакам, в то время как Церковь – это место, где все складывается воедино. Люди же яростно не желают объединиться и возлюбить друг друга, потому искажены грехом. Человеческая природа тяготеет к индивидуализму, каждый стремится быть «сам по себе». И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу (Лк. 22: 31). Этот евангельский образ, как всегда, не случаен! Ведь что такое пшеница? Маленькое твердое зерно, наглухо отделенное от своих собратьев. Сатане не составит ни малейшего труда исклевать их по одному… С другой стороны, Христос так говорит о зернах: Вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они, видя, не видят и, слыша, не разумеют. Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! (Лк. 8: 5-15).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010