[Триерархит; Эсфигменит] (1809, Галлиполи - 12.11.1887, Афон), патриарх Александрийский (21 марта 1869 - 30 мая 1870). О том, где Н. учился, сведений нет, но он считался одним из самых образованных церковных деятелей своего времени. В 1830 г. Н. отправился на Афон, где его приняли послушником, а затем постригли в монахи в мон-ре Эсфигмен , настоятель к-рого, архим. Агафангел, был земляком Н. После того как Н. заболел туберкулезом, его направили на лечение в Смирну. Выздоровев, он проходил послушание в метохах (имениях) своей обители в Молдавском княжестве. В молдав. г. Хуши Н. был рукоположен во иерея; вскоре в сане архимандрита назначен управляющим сначала одним, затем неск. метохами. По названию одного из них - во имя Трех святителей (греч. Τριν Ιεραρχν) - в этот период именовался Триерархитом. В качестве управляющего метохами Н. приходилось решать не только хозяйственные, но и политические вопросы: молдав. власти постоянно стремились ограничить владельческие права вост. церковных учреждений, имея конечной целью полную секуляризацию их имуществ. Особенно сложным положение владельцев метохов стало после Крымской войны, когда они лишились мощного союзника в лице России. В это время афонские мон-ри, имевшие метохи в Молдавском и Валашском княжествах, решили объединить усилия в борьбе за свои права и назначить общего эпитропа (уполномоченного) для защиты своих интересов. В 1856 г. Н. стал афонским эпитропом в Молдавии, затем также в Валахии. В 1860 г. К-польский патриарх Кирилл VII уполномочил его вести от имени Патриархии переговоры по вопросу о монастырском имуществе с правительством объединенных Дунайских княжеств. В 1863 г. Н. совершил поездку в Великобританию, во Францию и в Россию с целью склонить правительства и общественность этих стран на сторону владельцев метохов. Несмотря на то что Н. был представителем Патриархии, его позиция по вопросу о судьбе метохов не совпадала с позицией большинства их владельцев: они категорически отказывались идти на любые уступки, тогда как Н., понимавший, что сохранить прежние владельческие права в полном объеме не удастся, был склонен искать компромисс с молдавскими и валашскими, а затем с румын. властями. Бескомпромиссная позиция большинства восточных церковных учреждений стала одной из причин полной потери ими владельческих прав и доходов с имений в Румынии.

http://pravenc.ru/text/2577621.html

VI. Арсений Мациевич, митрополит Ростовский и его «доношения» (По поводу XXV-ro тома «Истории России» г. Соловьева) «Общественные идеалы не выдумываются и не навязываются; они слагаются сами собою, вырабатываясь постепенно исторической жизнью народа и передаются от одного поколения другому бесчисленными нитями живого предания». Ю. Ф. Самарин 1. Литература исследований об Арсении. – Суждение о нем г. Соловьева. Антисторическая постановка историком вопроса об Арсении О личности Арсения Мациевича и его знаменитом деле у нас писано довольно. Почин разработки этого интересного эпизода в нашей церковной истории принадлежит И. А. Чистовичу , который, на основании документов государственного архива, первый изложил в общих чертах, как биографию Арсения, так и все делопроизводство, возникшее в Св. Синоде по поводу его «доношений». Почтенный ученый ограничился, впрочем, лишь документальным изложением дела, с точки зрения официальных актов, бывших у него под руками. Поэтому труд его вызвал дополнительное изложение фактов и критические замечания известных наших историков: гг. Соловьева, покойного М. П. Погодина, графа М. В. Толстого и других (замечания эти напечатаны в газете «День», где помещено и исследование г. Чистовича). Несколько позже в «Чтениях московского общества истории и древностей» напечатан и самый текст знаменитого первого «доношения» преосвященного Арсения Св. Синоду. Наконец, в прошедшем году, в «Православном Собеседнике» напечатаны «Чтения из русской церковной истории за время царствования Екатерины II» г. Знаменского, в которых почтенный профессор, приобретший в нашей духовной литературе вполне заслуженную известность своими капитальными трудами по истории русской церкви, посвящает несколько глав рассказу о секуляризации церковных и монастырских имуществ при Екатерине II и о «протесте» – как называет он «доношения» Арсения – против этой меры со стороны Ростовского митрополита. Автор Чтений сгруппировал массу фактических подробностей, разбросанных в документальных данных, обнародованных дотоле, и осветил свой оживленный рассказ комментариями со своей точки зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Изменения в политической структуре мн. европ. стран, к-рые произошли в результате буржуазных революций в кон. XVIII - 1-й пол. XIX в., наполеоновских преобразований (в т. ч. секуляризация церковного имущества, упразднение монашеских орденов, передача образования в ведение светских властей), и установление в ряде стран буржуазно-либеральных правительств, а также изменения, происшедшие в результате научно-технических открытий и изобретений сер. XIX в., усиление секуляризации общества и укрепление влияния политических и идеологических течений, целью к-рых, в числе прочих, была борьба с правами и авторитетом Церкви, диктовали необходимость защиты ее интересов. Папа Римский Пий IX разработал программу, направленную на защиту тезиса о Божественном происхождении авторитета Церкви и борьбу с либерализмом. Этапами этой программы стали провозглашение догмата о непорочном зачатии Девы Марии (булла «Ineffabilis Deus» от 8 дек. 1854) и опубликование «Перечня главнейших заблуждений нашего времени» ( Syllabus ), изданного 8 дек. 1864 г. как приложение к папской энциклике «Quanta cura». «Syllabus» состоял из 10 разделов и 80 параграфов, в к-рых перечислялись осужденные папой доктрины: пантеизм, натурализм, рационализм, индефферентизм, социализм, коммунизм и либерализм. Папа Пий IX категорически выступал за необходимость сохранения светской власти папы и верховенство церковной власти над властью гос-ва, поддерживал принцип нерасторжимости брака, находящегося в ведении Церкви, осудил библейские и церковно-клерикальные об-ва и проч. Осуждение в «Syllabus» мн. значимых явлений XIX в., в т. ч. научных открытий, было необоснованно резким, что настроило против папы большую часть общества (в т. ч. католич.). Догмат о непорочном зачатии уже проповедовался до этого мн. зап. епископами, и его принятие не вызвало сопротивления со стороны епископата и верующих. Однако до этого времени введение новых догматов являлось прерогативой Соборов, поэтому фактически провозглашение этого догмата стало отправной точкой к признанию тезиса о папской непогрешимости.

http://pravenc.ru/text/Ватиканский I ...

Митрополит ростовский Арсений Мацеевич и его указ по поводу пожара в Ярославском успенском соборе 1744 г. Источник При наступлении Нового года мысль человека, посвятившего свои досуги изучению родной старины, невольно обращается к далекому прошлому – к его событиям, лицам, надеждам, страданиям. Перед глазами встают целые исторические картины и воскресают отдельные лица. Одни из этих лиц являются перед вами, как живые, с ярким отпечатком той идеи, которая освещала их историческую деятельность. Наряду с этими живыми и рельефными образами выдвигаются контуры других исторических деятелей – туманные, слабые, подернутые дымкой исторической неопределенности. Перед вами – абрис, схема, идея, но не личность: историческая литература еще не успела воплотить эти контуры в рельефных, строго определенных формах. Действительно, в области истории мы немало встречаем таких деятелей, которые заслуживают, по-видимому, особого внимания и изучения, но на самом деле остаются малоизвестными и как будто забытыми. С именами этих деятелей связано славное прошлое, результаты их деятельности, свидетельства современников, более или менее подробные исторические сведения; но при всем этом имена их все более и более отодвигаются на задний план; а их нравственный облик остается невыясненным, неосвещенным, не заслужившим подробного изучения и живой характеристики. Личность Арсения Мацеевича , митрополита ростовского, относится к числу именно таких деятелей. Уже одно участие Мацеевича в разрешении вопроса о секуляризации церковных имуществ дает нам право сделать это. В прошлом 1902 году исполнился 150-летний юбилей Ярославской духовной семинарии 1 , открытой при непосредственном и деятельном участии Мацеевича, а 28-го февраля прошло 125 лет со времени его кончины. Между тем много ли мы знаем об Арсении? Где мы найдем правдивую оценку его жизни и деятельности, а также подробную и живую характеристику его личности? Первый, кто более свободно поднял завесу, скрывающую личность и деятельность Арсения Мацеевича , был И. С. Аксаков, напечатавший в издаваемой им газете «День» (1862 г. 15,16,25) статью Чистовича. В свое время эта статья обратила на себя внимание по богатству сообщаемых в ней сведений. Затем время от времени появлялись статьи В.С. Иконникова , Н.И. Барсова , И.Я. Морошкина и других 2 . Но все-таки сведения об Арсении пополняются сравнительно мало, и личность его как будто намеренно замалчивалась. В результате получилась историческая неопределенность, на которую я указал выше.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/m...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Непокоренное монашество 17.11.2014 422 Время на чтение 8 минут В те времена монастыри закрывались одни за другим, правительство устраивало в них заводы и сумасшедшие дома, монахи искали подработку или уходили в мир... Нет, это не ленинские и не сталинские гонения, это «благословенная» екатерининская эпоха. Мнение о том, что православная российская держава всегда благоволила Русской Церкви, - не более чем миф. На самом же деле все куда сложнее и драматичнее. Историк Алексей Беглов рассказывает о плодах екатерининской секуляризации. История болезни Как ученому и как преподавателю, мне периодически приходится сталкиваться с двумя диаметрально противоположными оценками русского Православия в Синодальную эпоху, то есть в XVIII-XIX веках. Одна позиция сводится к тому, что никакой подлинной духовной жизни тогда в Церкви, по сути, и не было, а было одно лишь угождение светской власти, что Церковь превратилась (либо ее превратили) в некое оруэлловское «Министерство правды». Вторая позиция, напротив, провозглашает тот период временем величайшего духовного расцвета, временем великих святых - преподобного Серафима Саровского, святителя Игнатия (Брянчанинова), оптинских старцев, и не видит в нем никакого трагизма. Как это обычно и бывает, в каждой позиции есть своя правда, но правда частичная. Реальная история куда более сложна, противоречива, многопланова. Наиболее ярко эта сложность выразилась в событиях второй половины XVIII - начала XIX веков. Речь идет о так называемой секуляризации церковных земель, которую провело правительство Екатерины Второй. Напомню, что Церкви (то есть архиерейским кафедрам и монастырям) принадлежало довольно много сельскохозяйственных земель, сёл и деревень. Такое положение дел складывалось веками - князья и бояре в завещаниях отписывали свое имущество тому или иному монастырю, чтобы там вечно молились за усопшего. Хорошо это или плохо - вопрос другой (и тут во все времена были разные оценки), но факт, что так сложилось Разумеется, государственная власть издавна хотела воспользоваться этими землями в своих целях - вопрос о секуляризации церковной собственности вставал еще при Иване Третьем, в начале XVI века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/n...

митр. Гурий (Гроссу) Глава 1 Нямецко-Секульская лавра. Секуляризация церковных имений в Молдавии. Разбойническая Комиссия. Бегство иноков из монастырей Нямцу и Секу. Молдавская лавра «Нямну » основана в 1367 году; соборный храм ее устроен господарем молдавским Стефаном Великим в 1497 году, как свидетельствует об этом и надпись над дверями храма, которую мы имели возможность видеть летом 1904 года. Нямецкая молдавская лавра имела для Молдавии такое же значение, какое имели Киево-Печерская и Свято-Троицкая лавры для России. В течение пяти столетий Нямецкая лавра служила источником религиозно-нравственного просвещения для православных молдаван. В ней воспиталось множество иноков, из которых многие были епископами и митрополитами Молдавской церкви. Устроенная в Нямецкой лавре типография снабжала богослужебными и религиозно-нравственными книгами (лучшего издания) приходские церкви Молдавии, и в том числе Бессарабии, составлявшей до 1812 года часть Молдавии. Соответственно этому духовно-просветительному значению своему, Нямецкая лавра обладала большими богатствами, заключавшимися в громадных земельных поместьях, находившихся как по ту, так и по сю сторону Прута, значит и в Бессарабии, и большим количеством движимости, т.е. скота и прочего добра. В 50-х и 60-х годах XIX столетия над православною церковью Молдавии вообще, и древним, знаменитым в истории Молдавии монастырем Нямцу и вместе с ним Секу, имевшим с 1790 года одно общее управление с Нямцу, разразились грозные события, в связи с которыми находится основание Ново-Нямецкого монастыря в России, в Бессарабии. События эти подчинение Молдавской православной церкви в лице духовенства светскому правительству страны и секуляризация монастырских имений. Подчинение церкви светскому правительству состоит в том, что светские лица, министры и их подчиненные, стали распоряжаться епископскими кафедрами и настоятельскими местами (раздавать их по своему произволу, даже без ведома митрополита), и церковным имуществом, распорядителем которого должен, и может быть только епископ, митрополит. А секуляризация имений, это есть отчуждение имений церквей и монастырей в пользу государства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Собор Успения Пресв. Богородицы в Куртя-де-Арджеш. XVI в., 1875–1885 гг. В нач. 60-х гг. XIX в. правительство предприняло ряд мер по секуляризации церковного имущества (подробнее см. в ст. Молдавская митрополия К-польского Патриархата). В рамках государственной и церковной реформ была провозглашена автокефалия РумПЦ. По инициативе Порты в апр.-мае 1864 г. была созвана конференция 7 европ. держав, на к-рой в т. ч. обсуждался вопрос о румын. преклоненных (т. е. принадлежащих зарубежным церковным центрам) мон-рях. Правительство Румынии выводило их из собственности обителей на Св. земле и на Синае (по статистике на 1855 г., преклоненные мон-ри Молдавской митрополии владели 215 имениями, 101 из которых принадлежали храму Гроба Господня, 87 - мон-рям Афона, 12 - мон-рям Синая, 5 - К-польской Патриархии, 3 - Александрийской Патриархии, 2 - Антиохийской Патриархии, 5 - др. греч. мон-рям) и проводило секуляризацию церковного имущества ( P curariu. 1997. Vol. 3. P. 117). Для контрибуции греч. стороне и св. местам, терявшим свои владения в Румынии, было решено создать специальную кассу для уплаты долга за мон-ри, а также комиссию, которая определила бы список имущества мон-рей со всеми доходами и долгами. Сумма компенсации была определена в 102 млн, затем увеличилась до 150 млн, однако греч. монахи не соглашались, требуя 200 млн. К этому времени их перестали поддерживать представители Великобритании, России и Порты, и тогда румын. правительство не заплатило ничего, считая вопрос закрытым. В результате секуляризации монастырских владений в собственности гос-ва оказалось ок. 1/4 территории Румынии (22% - на территории Молдавской митрополии). Согласно Аграрному закону от 26 авг. 1864 г., к-рый наделил землей крестьян, церкви также получали наделы; в Молдавской митрополии - в размере 8 фалчий (ок. 12 га). Согласно Закону о коммунах (31 марта 1864), каждая коммуна (село) должна была самостоятельно заботится о «культе» (т. е. о церкви или церквах) и содержать клир. В реальности закон не соблюдался и материальное положение сельского клира оставалось тяжелым. В лучшем положении оказались церкви, принадлежавшие монастырям. После того как они вошли в гос. собственность, их стали называть государственными церквами, и для них были предусмотрены выплаты из бюджета на зарплату священникам и на содержание зданий церквей. В 1867 г. в Молдавской митрополии таких церквей было 185 с клиром из 238 священников.

http://pravenc.ru/text/2564050.html

ЧАСТЬ I. НА ПОРОГЕ ФИЛОСОФИИ ГЛАВА I. ДО ЭПОХИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО § 1–2. Введение. Распространение Христианства на Западе и в России – § 3–5. Основа русской религиозности. (Аскетизм, иконопочитание, юродство) – § 6–9. Развитие философской мысли в рамках религиозного сознания. Русское иночество, монастыри. Идея «священной миссии» власти. Спор о церковных имуществах – § 10–11. Связь раскола с идеей третьего Рима, старообрядчество 1 . Мы уже упомянули выше, что до XVIII в. мы не находим в России никаких самостоятельных трудов или набросков философского характера, – и в этом смысле история русской философии должна начинать свое исследование лишь с XVIII в. Однако было бы крупной ошибкой думать, что до этого времени русские люди обходились без философии, не жили философскими запросами. В действительности мы находим разнообразные, хотя и отрывочные следы этого пробуждения философских интересов, – но только они все укладывались в рамки религиозного мировоззрения и потому не выводили работу ума на путь независимой и самостоятельной философской мысли. «Секуляризация» философии, отделение её от религиозного сознания произошло в России значительно позднее, чем в Западной Европе, – а главное совсем по иному. В известном смысле эта секуляризация происходила уже в недрах самого церковного сознания, а также и вне его, – но во всяком случае не в противопоставлении себя ему, не в борьбе с Церковью (как было на Западе). – Многочисленные «сборники», в таком обилии распространявшиеся в древней России, постоянно заключали в себе отрывки из философских построений Отцов Церкви, а также и античных философов. Как ни отрывочны были эти материалы, они всё же не скользили по поверхности, – об этом красноречиво свидетельствует обилие сохранившихся списков тех сборников, в которых особенно выдвигались философские вопросы 7 . Христианство пришло в Россию не только как религия, но и как мировоззрение, во всем объеме его содержания, охватывающего самые различные темы. Надо при этом отметить и то обстоятельство, что из Византии и из славянских земель к нам проникало много и внехристианского или апокрифического материала.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zenkov...

Владимир Русак Скачать epub pdf Монастыри и подвижники Война со Швецией, длившаяся 21 год, принесла стране множество раненых и изувеченных. Петр I указал монастырям открыть у себя госпитали. Указом предписывалось: “Иноки должны принимать в монастыри больных солдат или уволенных от службы и неспособных к работе, а равно и других бедных; для них должны быть выстроены больницы”. Коллегия Экономии следила за выполнением этого указа. В 1721 году было издано распоряжение при приходских церквах завести богадельни. В 1723 году предписано было в храмах собирать подаяние в два кошелька, один – в пользу именно богаделен. Особенно строго это требование соблюдалось при Анне Иоанновне. Ревностью пастырей богадельни просуществовали довольно долго. При Елисавете кошельковые и свечные деньги должны были идти на бедных и училища. При Петре I усилились меры по уменьшению монастырей и монахов. Монастырскими штатами при нем число монашествующих было сильно ограничено. Пострижение было допущено только на свободные (вакантные) места, и не иначе, как после трехлетнего искуса. Мужчин дозволено постригать не ранее 30, а женщин – 50–60 лет. Новые монастыри разрешалось строить только с разрешения Синода и самого государя. Малые монастыри велено было сводить вместе, а церкви их обращать в приходские. Многие монастыри упразднялись и сами вследствие недостатка средств после отобрания их имений в ведомство Монастырского Приказа. Для улучшения внутренней жизни монастырей при Петре монашествующим был закрыт свободный выход из обителей, запрещено странствование, в монастырях ввели строгий общежительный устав с лишением всех монашествующих прав частной собственности и права делать завещания: имущество после их смерти поступало в монастырь, а имущество монастырского начальства – в Синод. В 1724 году вышел длинный Указ царя о монашестве под названием “Объявление”, в котором подробно был выяснен его взгляд на сам институт монашества и его желание сделать его полезным для общества. Простых, неученых монахов предполагалось занять на монастырских землях и разными ремеслами, монахинь – рукоделиями. Других, избранных монахов готовить к высшим церковным должностям посредством ученых занятий, для чего завести в обителях школы и ученые братства. Настоятели обязаны были давать присягу не держать в монастырях затворников и “ханжей” и не распложать “суеверий”. На места настоятелей назначать только людей, известных правительству, преимущественно из Александро-Невского монастыря в Петербурге, который должен был стать образцом для всех других монастырей. Петр обогатил и благоустроил его.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Владимир Русак Скачать epub pdf Отречение императора Николая II от престола Явление иконы Божией Матери “Державная”. Государственная власть царской Императорской России была органически соединена с властью Православной Российской Церкви. Чин Коронации и Миропомазания Государя представлял собой своеобразный чин “венчания на брак” царя и народа, взаимно дававшие обет верности и согласия “нести тяготы друг друга”. После такого “брака” царь и народ становились одним государственным “телом”, взаимоответственным перед Богом. Естественно, что Церковь , венчавшая царя с народом, никак не могла быть отделена от государства. Царь – Помазанник Божий, помазующая его на царство Церковь и венчанный Церковью с царем народ представляли собой неслиянное, но и не раздельное целостное триединство Православно-Самодержавно-Народного строя Российского государства. Такое триединство емко выражалось известной формулой национально-исторической сущности России: “Православие, Самодержавие, Народность”. В годы лихолетья, нашествия внешних или внутренних врагов эта формула трансформировалась в священный лозунг: “За веру, царя и отечество”. Исходя из сказанного, ясно, какой величайшей исторической (и еще более: мистической) трагедией в жизни России было отречение государя императора Николая II от престола 2 марта 1917 года. Шульгины и Гучковы, Родзянки и Марковы, им же несть числа, горластые политиканы, которым в сущности наплевать было на Россию, своей откровенной политикой развала Империи, вынудили мягкосердечного царя совершить этот шаг на скорую погибель страны и... самих себя тоже. “Уверены ли вы, что это (т. е. отречение) послужит благу России?” – спросил император тех, кто якобы от имени всего народа требовал его отречения. Получив утвердительный ответ, он немедленно подписал акт отречения. Эта самоотверженная жертва, как мы уже знаем, не принесла умиротворения. За страшные грехи своего народа Помазанник заплатил мученичеством личным и всей своей семьи, включая царицу, четверых девушек-дочерей и наследника Престола малолетнего Алексея Николаевича, расстрелянных 17 июля 1918 года в Екатеринбурге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010