Митрополит Святогорский Арсений передал участникам конференции благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, а также благословение архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству. Митрополит Арсений поблагодарил игумена ставропигиального Киккского монастыря митрополита Киккского и Тиллирийского Никифора и митрополита Тамасосского и Оринийского Исаию за оказанные гостеприимство и любовь к монашеству. «Мы с особым благоговением вступили на землю Кипра, политую кровью мучеников, слезами исповедников, потом тружеников. Сам воздух здесь содержит молитвенное дыхание Божией Матери, святого праведного Лазаря, друга Божия, святых апостолов и мужей апостольских и многих поколений епископов, монашествующих и благочестивых христиан, которые в разные исторические периоды сохраняли в чистоте каноническое православие... Сейчас внешние силы пытаются повлиять на отношения Церквей, — сказал митрополит Арсений, — но мы верим, что действием Духа Святого Православная Церковь как раньше, так и сейчас поможет нам преодолеть недобрые настроения по отношению к миру церковному. Мы просим молитв за Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и особых молитв за Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, который отстаивает чистоту канонического Православия на Украине. Мы верим, что совместными молитвами и сопереживаниями всех православных Господь даст крепость и благословит " люди своя " миром. Но здесь ключевыми являются слова " людям своим " . Мы приехали, чтобы услышать об опыте кипрского монашества, как быть для Бога своим». Владыка Арсений передал в дар Архиепископу Хризостому икону Владимирской Божией Матери, Покровительницы Русской Православной Церкви, посох и изданную Синодальным отделом по монастырям и монашеству книгу «Слово к монашествующим. Проповеди Святейшего Патриарха Кирилла в монастырях» на греческом языке. В свою очередь, Блаженнейший Хризостом вручил подарки участникам монашеского форума.

http://patriarchia.ru/db/text/5295777.ht...

– Будучи современником первой мировой войны, старец Силуан сильно переживал страдания вовлеченных в нее людей и призывал к молитве о всем мире. В чем суть духовного завещания преподобного? – Настоящий христианин не может молиться только за себя. Он должен сострадать всему человечеству, всему Адаму, как говорил старец. Трагизм всего мира и каждого человека в отдельности, боль всех народов должна стать болью и нашего сердца. Мы – часть всего человечества. Христос сострадает всему человечеству и каждому человеку в отдельности. – Что сделано к юбилею преподобного Силуана в России? – На государственные, церковные и личные средства благотворителей в его родном селе Шовском в Липецкой области восстанавливается храм, где он крестился. Будет установлен памятник святому высотой более четырех метров. С Божией помощью и помощью благочестивых людей из Центра подготовки космонавтов в Шовском был выкуплен дом, в котором родился и вырос преподобный Силуан. Сейчас по благословению архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста, отвечающего за организацию праздничных мероприятий по случаю 1000-летия присутствия русского монашества на Афоне, дом восстанавливают. Там будет музей. Дом большой, метров двадцать в длину, состоит из двух комнат. В одной предполагается восстановить интерьер крестьянской избы XIX века (еще жива правнучатая внучка старца, она рассказала, как все было устроено). В комнате будет находиться метровая икона преподобного Силуана с частичкой мощей как его живое присутствие. А в другой части дома устроим музей, рассказывающий об афонской жизни старца. Там будут представлены копии его рукописей и фотографии. На месте, где стояла келья преподобного Силуана, в его родном селе возвели небольшой храм в его честь и рядом планируем посадить яблоневый сад. В 1904 году он приезжал с Афона в Россию и девять месяцев ожидал здесь воинской службы. Чтобы не жить вместе с мирскими людьми в доме, он построил себе небольшую келью. Возможно, получится организовать паломнический центр, чтобы люди имели возможность переночевать.

http://pravoslavie.ru/96624.html

В соответствии с определением Священного Синода Русской Православной Церкви 13 августа в домовом храме Всех Святых, в Земле Российской просиявших Патриаршей резиденции Свято-Данилова монастыря, было совершено наречение архимандрита Лонгина (Корчагина) во епископа Саратовского и Вольского. Чин наречения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Его Святейшеству сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Воронежский и Борисоглебский Сергий, Управляющий делами Московской Патриархии, архиепископы Тверской и Кашинский Виктор, Истринский Арсений, Рязанский и Касимовский Павел, Ярославский и Ростовский Кирилл, епископы Филиппопольский Нифон (Антиохийский Патриархат), Орехово-Зуевский Алексий, Красногорский Савва, Бакинский и Прикаспийский Александр, Дмитровский Александр, Сергиево-Посадский Феогност, Пермский и Соликамский Иринарх. По совершении богослужения новонареченный епископ обратился к Предстоятелю Церкви и его Высокопреосвященным сослужителям со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыко и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Ваши Преосвященства, благословите! Ваше Святейшество! Божиим изволением, по Вашему представлению Священный Синод Русской Православной Церкви определил мне быть епископом Саратовским и Вольским. Я искренне исповедую сейчас перед Вами свою человеческую немощь и свое недостоинство. И сознание этой немощи и недостоинства вместе с пониманием высоты и ответственности архипастырского служения не могут меня не страшить. Но вместе с тем я безусловно верю, что решение Священноначалия в отношении меня служит выражением воли Божией. И поэтому с полной покорностью предаюсь Промыслу Всемогущего и Многомилостивого Господа, Единого Сердцеведца, от Которого не может укрыться ничто, все проницающего и все испытующего. Благодарю Господа за Его милость ко мне, за Его попечение и водительство, которого, оглядывая прожитую мною жизнь, не могу в ней не усматривать. Принятие в сердце благодатного дара веры в Живого Бога, силы, необходимые, чтобы сохранить и возрастить этот дар в том безбожном обществе, которое нас окружало, учеба в Московских Духовных школах и сама жизнь в стенах столь любимой мною обители преподобного Сергия, — все это в отношении меня есть дело неизреченного Божественного милосердия.

http://pravmir.ru/rukopolozhenie-vo-epis...

Как говорили мы выше (с. 46), есть немалая вероятность усвоять заведение богадельни при монастыре самому преподобному Сергию. Заведенная самим преподобным или же спустя некоторое время после него богадельня была поставлена под монастырем, у Пятницкой церкви, при большой Московской дороге (с тою, как нужно думать, целию, чтобы проезжие и прохожие могли подавать милостыню После мужской богадельни, каковою была первоначальная, когда-то, до 1642 года, заведена была женская богадельня, которая была поставлена при той же Московской дороге, близ теперешней Вознесенской В 1746 году обе богадельни сгорели и после сего соединены в одно место, или в одну богадельню, которая была поставлена при большой дороге на каком-то точно неизвестном месте, которое было после признаваемо совершенно неприличным для нее и которое, по всей вероятности, есть то самое место, где мы находим ее в позднейшее время, именно Красногорская площадь. В 1768 году прежняя богадельня (по всей вероятности, построенная из старого леса) пришла в крайнюю ветхость и было поднято дело о постройке новой богадельни, причем, как мы сейчас указали, был возбужден вопрос и об ее перенесении на новое место, по причине совершенного неприличия для нее ее старого места. Скоро ли была построена богадельня и была ли перестроена – не имеем сведений. В 1818 году Московский губернатор писал архиепископу Августину: «на Красногорской торговой площади находится доныне принадлежащая монастырю Святотроицкия Сергиевой лавры ветхая деревяннаго строения богадельня, составляющая собою по ветхости строения и всегдашней неопрятности одно только безобразие». Наместник лавры в своем представлении Августину (как нужно думать, в ответ на его запрос) признавал, что «лаврская богадельня действительно ветха и стоит не на месте», и предлагал построить новую на том месте, где стоит теперь лаврский дом, отдаваемый под трактир. Августин написал на представлении наместника: «по сему исполнить», с чего в 1818 году и началось дело о построении новой богадельни вместо старой, которая, как видно на плане Красногорской площади, находящемся в деле о строении новой богадельни (1817 г., 20), стояла в линию с часовней, саженях в семи-восьми от нее на север. После Августина и после первого его преемника Серафима богадельня была построена при втором его преемнике, Филарете, как мы сказали, в 1822–1823 годах. Это именно есть тот дом, который стоит рядом с посадскими торговыми рядами и который теперь отдается под трактир (а старая богадельня, «по предположению очистки площади», еще до построения и до начала строения новой богадельни была сломана в 1821 г.).

http://sedmitza.ru/lib/text/438597/

Со стороны Русской Православной Церкви во встрече участвовали: архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству ; епископ Бронницкий Парамон , наместник Донского ставропигиального монастыря , управляющий Северным и Северо-Западным викариатствами г. Москвы; иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь по межхристианским отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. «Для нас большая радость, что вы прибыли в Россию, — сказал Святейший Патриарх Кирилл, приветствуя делегацию Коптской Церкви. — Я очень положительно оцениваю то, как развиваются отношения между нашими Церквами». Предстоятель Русской Православной Церкви напомнил, что в апреле 2010 года он посещал Египет и встречался с ныне покойным Папой и Патриархом Коптской Церкви Шенудой III, которого лично знал на протяжении многих лет. Уже неоднократно Святейший Патриарх Кирилл встречался с нынешним Предстоятелем Коптской Церкви Папой и Патриархом Тавадросом II. Последняя встреча состоялась совсем недавно — менее месяца назад Предстоятели Русской и Коптской Церквей в рабочей Патриаршей резиденции в Москве имели совместную беседу с Президентом России В.В. Путиным. «Я благодарен вам за гостеприимство, которое вы оказали группе наших монахов, посещавших ваши обители. Решение, которое было принято во время моей встречи с Папой Тавадросом II, связано с необходимостью развивать и углублять наши двусторонние отношения. Мы дали новый импульс двустороннему развитию отношений между нашими Церквами в разных областях», — отметил Святейший Патриарх. «Вы знаете, что сейчас из города Бари, из Италии в Москву привезена часть мощей святителя Николая,  — продолжил Святейший Владыка. —  Может быть, вы уже видели эти очереди людей, которые стоят, чтобы приложиться к мощам. По итогам поездки нашей монашествующей группы в Египет, к вам, возникла одна идея, которой я хотел бы с вами поделиться. Это идея принесения в Россию мощей одного из основателей египетского монашества». 

http://patriarchia.ru/db/text/4937497.ht...

Стали возрождаться скиты: самый большой скит Всесвятский, скит преподобного Александра Свирского на Святом острове, Ильинский и Предтеченский скиты, на дальнем острове Путсаари — скит во имя преподобного Сергия Валаамского. Построили новые скиты: Свято-Владимирский скит и скит в честь святого благоверного князя Александра Невского, Патриаршую пустыньку на острове Байонный. В сентябре этого года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл благословил программу развития скитской и пустыннической жизни Валаамского монастыря. — Все это места для уединенной молитвы или там ведется хозяйственная деятельность? — Нет, скит — это как раз место молитвы. Хозяйственная деятельность у нас осуществляется на ферме монастыря. Там действительно есть большое хозяйство, и сейчас идет реконструкция. Но, естественно, в скитах братия тоже трудятся, любой скит — это место труда и молитвы. — Какое событие в жизни возрождающейся обители Вам запомнилось особенно? — Я почувствовал, что обитель действительно живет и возрождается, когда Святейший Патриарх Алексий II приехал на Валаам, чтобы освятить Спасо-Преображенский собор. Это было очень важным этапом в жизни монастыря, и, честно говоря, когда я сюда приехал, то не очень-то верил, что мы вообще когда-нибудь его восстановим. Пять тысяч квадратных метров росписи были в ужасном состоянии, в некоторых местах верхний слой осыпался до кирпича. В других местах потекла известка и, подобно сталактитам, висела на стенах храма. — Владыка, что же изменилось после освящения собора? — С освящением собора совпало и переселение местных жителей из внутреннего каре, и именно тогда мы почувствовали, что монастырь стал монастырем. Летом мы переживаем наплыв паломников и туристов, и это вносит некую суету в жизнь обители, но зимой живем сугубо монашеской жизнью. — Много ли в монастырь приходит молодых людей? — Да, достаточно много. Во время своего визита на Валаам председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност очень порадовался тому, что около тридцати кандидатов на рукоположение, постриг и вступление в братию прошли собеседование. К сожалению, не все кандидаты смогли быть на беседе. Штормило, и по этой причине люди из дальних скитов не смогли приехать.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3877010...

Те статистические данные, которые я сейчас приведу, в значительной своей части свидетельствуют о многих и усердных трудах владыки митрополита Ювеналия, которому хотел бы еще раз выразить глубокую благодарность. В настоящее время в Московской митрополии, состоящей из пяти епархий, действуют 1220 приходских храмов. Кроме того, имеются 822 приписных храма и 8 подворий. Действуют 10 мужских и 12 женских монастырей. В митрополии совершают служение 1536 пресвитеров и 125 диаконов. Причиной преобразования Московской епархии в Московскую митрополию, объединяющую пять самостоятельных епархий, стала необходимость обеспечить дальнейшее поступательное развитие религиозной жизни в густонаселенном подмосковном регионе. Кроме того, активизация церковной деятельности по всем направлениям требует более интенсивного и регулярного участия архипастырей в тех многообразных процессах, которые происходят ныне на местах. Московская митрополия в своей деятельности опирается на Положение о митрополиях Русской Православной Церкви, принятое Священным Синодом в 2011 году. Главой митрополии является Патриарх Московский и всея Руси, обязанности которого по управлению митрополией осуществляет наместник митрополит Крутицкий и Коломенский Павел, имя которого должно возноситься во всех храмах и монастырях митрополии после имени Патриарха по формуле: «И господина нашего Патриаршего наместника митрополита Крутицкого и Коломенского Павла». Просил бы, чтобы именно такая формула и присутствовала во время богослужения при поминовении этого иерарха. На ближайшем Архиерейском Соборе в Устав Русской Православной Церкви будут внесены соответствующие поправки, касающиеся церковной жизни Подмосковья. Каждая из пяти епархий, входящих в состав митрополии — а это Коломенская, Балашихинская, Одинцовская, Подольская и Сергиево-Посадская, — является самостоятельной, управляемой своим Преосвященным. Общие направления деятельности всех пяти епархий определяются главой митрополии и возглавляемым им Архиерейским советом, секретарем которого является архиепископ Подольский и Люберецкий Аксий. Со времени учреждения Московской митрополии прошло 7 заседаний совета, последнее — 30 ноября 2023 года.

http://patriarchia.ru/db/text/6104417.ht...

— У поездок в Византию, говорят, какой-то особый статус? — Совершенно верно. По благословению Святейшего Патриарха, паломнические группы в Византию сейчас всегда возглавляют архиереи, что придает поездкам особый статус. Это показывает серьезность наших намерений в развитии этих маршрутов, обеспечивает особый уровень приема церковными и светскими властями, заставляет наших турецких партнеров прорабатывать на высшем уровне все организационные вопросы и вопросы безопасности. Немаловажно и то, что присутствие русских архиереев вызывает интерес прессы и общественности, тема русского паломничества приобретает высокий официальный статус в Турции. Ну и самое главное: разрешение совершать богослужения архиерею получить значительно проще, чем простому священнику. — Чтобы молиться у святынь, нужно разрешение? — Конечно. Получение разрешения — очень непростой и многоступенчатый процесс. Этот вопрос согласовывает как  Константинопольский Патриархат , так и различные светские структуры, если речь идет о храме, который имеет статус музея, например. И в разных областях страны своя бюрократия, которую надо преодолеть. — Сколько уже таких «архиерейских» групп побывало в Византии? — Наша группа была пятой. Ранее Турцию посетили с группами духовенства и паломников митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий , митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл , епископ Бобруйский и Быховский Серафим ,  митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир . Я всем сердцем братски благодарю каждого из них за колоссальный вклад в наше общецерковное дело. — Ваша поездка была самой обширной по географии? — Да, действительно. Я, как ответственный за направление, счел своим долгом посетить все места, которые мы предлагаем нашим паломникам. В обычный маршрут не входит и половина мест, где нам довелось побывать. Это получилось очень напряженно по количеству перемещений, но мне надо было воочию убедиться, что у нас организационно отработаны все места посещений. Но главной моей целью было исследовать и подготовить как можно больше возможностей для совершения богослужений в дальнейшем. Например, следующим после нас в Турцию поедет архиепископ Сергиево-Посадский Феогност , и владыка высказал пожелание совершать Литургию каждый день. Мы должны быть готовы предоставлять такие возможности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1670320...

Десять лет со дня кончины отца Матфея — знаковая дата не только для Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Московской духовной академии, но и для Русской Православной Церкви. В преддверии этой даты в Издательстве Московской духовной академии вышла книга о прославленном регенте " Пою Богу моему дондеже есмь " . Проводимая ныне конференция — достойное подтверждение тому, что имя архимандрита Матфея и его дело продолжают жить в стенах Обители преподобного аввы Сергия, Московской духовной академии и наших сердцах. Его яркое и временное служение здесь на земле имеет вечное измерение. Всеми силами своей богатой души, всю жизнь прославлявшей Господа, он стяжал и земную, и небесную славу по Божиему обетованию: " Я прославлю прославляющих Меня " (1 Цар. 2:30). Всех нас в этом зале собрала любовь к отцу Матфею. И то, что мы сейчас услышим и увидим, — это дар благодарной памяти о нем». В рамках конференции были показаны фрагменты выступления хора под руководством отца Матфея (Мормыля). С докладами о деятельности отца Матфея выступили: В заключение участники пропели «Вечную память» великому регенту Свято-Троицкой Сергиевой лавры и заслуженному профессору Московской духовной академии. В этот же день в фойе Большого актового зала Московской духовной академии состоялось открытие выставки «Всероссийский регент архимандрит Матфей (Мормыль)», организатором которой вступил Музей МДА. Среди экспонатов — фотографии из личного архива отца Матфея и запасников музея, книги из библиотеки приснопамятного архимандрита, а также личные вещи: скрипка и нотный блокнот, камертон, губная гармонь, четки. 15 сентября, в 10-ю годовщину кончины отца Матфея, Божественную литургию в Успенском соборе лавры возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност . Ему сослужили наместник Троице-Сергиевой лавры епископ Сергиево-Посадский Парамон , ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим, братия обители в священном сане, а также гости в священном сане, знавшие отца Матфея при жизни. Многие из них учились у него и пели в братском хоре лавры под его руководством.

http://patriarchia.ru/db/text/5499969.ht...

Северный и южный фасады также акцентированы вратами, оформленными двухколонными портиками. Восточная часть завершается полукруглой апсидой, равной по высоте основному объему здания. Храм имеет 5 куполов - центральный и четыре, расположенные по углам основного объема здания, расположены башенки–звонницы с легкими, крытыми поталью и от этого буквально «звенящими» маковками. Шестым куполом храма является купол колокольни, форма которого отвечает форме центрального купола. В пяти куполах, венчающих храм (исключая центральный), расположены 11 колоколов, созданных из сложного сплава меди, серебра и т.п. весом от 6 кг до 1,5 тонн, которые дают полную гамму звуков. Автором эскизов и одним из непосредственных исполнителей росписей храма стал заслуженный художник России Владимир Павлов.Одной из значительных работ стали росписи сводов галерей, Аванзала и Белого зала храма Христа Спасителя, выполненные в соавторстве с Анной Павловой, также заслуженным художником России и с группой мастеров. В 2000 году в Тагилстроевском районе Нижнего Тагила началось строительство храма во имя Святого Преподобного Сергия Радонежского. Чин закладки церковного здания совершил Святейший Патриарх Алексий II, 25 сентября 2000 года, в ходе Первосвятительского визита на Урал. Церковь возводилась рядом с гигантом отечественной металлургии - Нижне-Тагильским металлургическим комбинатом. Строительные работы вело предприятие «Тагилстрой». Спустя четыре года новопостроенный каменный красавец храм вознес в небеса свои золотые купола и кресты. 22 октября 2004 чин Великого освящения Свято-Сергиевской церкви совершили три иерарха Русской Православной Церкви: архиепископ Екатеринбургский и Верхотурский Викентий; епископ Сергиево-Посадский Феогност, епископ Брянский и Севский Феофилакт. Храм в Нижнем Тагиле стал первым в Екатеринбургской епархии приходским храмом в честь преподобного Сергия, отца русского монашества. Источник: сайт Екатеринбургской епархии  и Православная газета   Комментарии и обсуждение Огромное спасибо за фотографии. Я жила по адресу  ул.Металлургов, 28 с 1955 по 1968 год т.е. я родилась и выросла на месте где сейчас стоит храм. Вы не можете себе представить какие чувства меня переполняют, значит не совсем грешная, если на этом месте даже поставлен ХРАМ! 

http://sobory.ru/article/?object=10738

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010