В понедельник или вторник первой седмицы после утрени или после часов священник в епитрахили читает в церкви своим прихожанам «Молитвы в начале поста Святыя Четыредесятницы», изложенные в Требнике. В субботу первой седмицы Церковь творит память святого великомученика Феодора Тирона и воспоминает чудесную помощь, оказанную им константинопольским христианам в 362 году при императоре Юлиане Отступнике. Тогда христиане были сохранены великомучеником Феодором от осквернения идоложертвенной кровью в первую седмицу Великого Поста: святой явился архиепископу Евдоксию и повелел христианам употреблять коливо вместо оскверненной на торжище пищи. Этим воспоминанием Церковь внушает верующим, что пост угоден Богу, и что постящиеся находятся под особым покровительством Божиим. Служба святому Феодору Тирону начинается в пятницу с вечерни, соединяющейся с Литургией Преждеосвященных Даров. В конце Литургии по заамвонной молитве поется молебный канон святому Феодору и благословляется коливо в конце молебна. Молебен 400 состоит из чтения 142 псалма, пения «Бог Господь», тропарей, затем читается канон святому Феодору (Апостол и Евангелие не читаются) 401 . На утрене в субботу поется канон в честь святого Феодора, составленный Иоанном, митрополитом Евхаитским. На Литургии в субботу положено читать два Апостола и два Евангелия: дню и святому, а прокимен поется один, 7 гласа: «Возвеселится праведник о Господе». Если в понедельник первой седмицы случится Сретение Господне, храмовый праздник или Обретение главы Иоанна Крестителя, то служба им совершается в Прощеное воскресенье. Если Обретение главы Иоанна Крестителя и храмовый праздник случится в период от вторника до пятницы первой седмицы, то служба Предтечи совершается или в Прощеное воскресенье или в субботу 1 седмицы поста, а храму – в субботу первой седмицы. Первая Неделя Великого Поста называется также Неделей Православия по совершаемому в этот день торжеству Православия, установленному в Греции в первой половине IX века в память о торжестве Православной Церкви над всеми ересями, возмущавшими Церковь , и особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной на VII Вселенском Соборе в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Этот чин составлен в середине IX века святым Мефодием, Патриархом Константинопольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Во многих храмах в пятницы или по воскресеньям совершается умилительный богослужебный обряд, именуемый пассией (от лат. passio – страдание). Он введен в церковное употребление при митрополите Киевском Петре Могиле (XVII в.). Совершается он на повечерии (в пятницу) или за вечерней (в воскресенье) в первую, вторую (часто со второй), третью и четвертую седмицы поста и состоит из чтения Евангелия о Страстях Христовых, пения песнопений Страстной седмицы – «Тебе, одеющагося светом, яко ризою», «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятнаго» и других – и поучения. О пассиях в Церковном уставе не говорится. Чин пассий был впервые помещен в конце Триоди цветной, изданной в 1702 году архимандритом Киево-Печерской Лавры Иоасафом Кроновским. В конце описания чина сказано: «Сия вся воспоминаются по совету, а не по повелению, яже вся под разсуждение Церкви Святыя Православныя подаются». Первая Неделя (воскресенье) Великого поста называется иначе Неделей, или торжеством, Православия. В этот день совершается воспоминание торжества Православия, установленного в Византии в первой половине IX века в память окончательной победы Православной Церкви над всеми еретическими учениями, возмущавшими Церковь, особенно над последней из них – иконоборческой, осужденной Седьмым Вселенским Собором в 787 году. В эту Неделю совершается особое богослужение, называемое чином Православия. Чин этот составлен Мефодием, патриархом Константинопольским (842 – 846). Победа Православия первоначально была отпразднована в первую Неделю Великого поста, и, таким образом, основание празднования в этот день торжества Православия историческое. Чин Православия состоит в основном из молебного пения и совершается в кафедральных соборах после прочтения часов пред литургией или после литургии на средине храма, пред иконами Спасителя и Божией Матери. Вторая седмица и воскресенье Великого поста называются седмицей и Неделей светотворных постов: Церковь молит Господа о благодатном озарении постящихся и кающихся. В богослужении этой седмицы и воскресенья наряду с сокрушением о греховном состоянии человека восхваляется пост как путь к такому внутреннему благодатному озарению.

http://pravoslavie.ru/20937.html

Как отмечает «Интерфакс», «традиция Великого поста возникла в древней, еще неразделенной, христианской церкви, а сегодня сохранилась в основном у православных» . «Информационное агентство Екатеринбургской епархии» отмечает , что «Великий Пост - важнейший и самым древний из многодневных постов, время исправления, духовного и телесного подвига. Он напоминает нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне; он же вводит нас в Страстную седмицу и затем к радостям Праздника праздников - Светлого Христова Воскресения». «24 февраля, во вторник 1-й седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Великое повечерие с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Богоявленском Кафедральном соборе и обратился с проповедью к прихожанам», - сообщает сайт «Епархия» . В своем слове Предстоятель Русской Православной Церкви сказал: «Великий пост – это совершенно особое время. Святые отцы называли время Великого поста весной духовной . Как весной обновляется природа, так должна обновляться и душа человека в период поста, который готовит нас к великим спасительным дням, когда мы будем вспоминать искупительный подвиг Господа Спасителя нашего Иисуса Христа, Его Крестные страдания за спасение мира, Его искупительный подвиг. Обновлению наших душ способствуют покаянные богослужения Великого поста… Пост – это не только воздержание в пище. Главное – надо поститься духовно... Если мы достойно постом и покаянной молитвой очистим себя от скверны грехов, которые творим словом, делом и помышлением, то воистину чистые сердцем Бога узрим и станем причастниками той ни с чем не сравнимой радости и торжества, которые в Пасхальную ночь вселяет в сердце каждого православного христианина праздник Воскресения Христова». «Великопостное послание к пастве» Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей митрополита Лавра можно прочитать на официальном сайте РПЦЗ. На сайте «Известий» опубликована расшифровка онлайн-конференции с начальником кухни Даниловского монастыря отцом Гермогеном. В начале материала отмечено, что «основной смысл поста - это очищение души человека от грехов, от страстей и духовная подготовка к встрече Пасхи». Далее же в основном речь идет о кулинарных особенностях постной кухни.

http://pravoslavie.ru/4879.html

18 февраля, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл молился за уставным утренним богослужением в Донском ставропигиальном мужском монастыре города Москвы. Затем Святейший Патриарх Кирилл посетил Большой собор Донского монастыря, где поклонился святыням обители — Донской иконе Божией Матери и мощам святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. 19 февраля, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил великопостные богослужения в Троицком и Успенском соборах Свято-Троицкой Сергиевой лавры. В 5.30 утра у раки с честными мощами преподобного Сергия Радонежского в Троицком соборе Предстоятель Русской Православной Церкви возглавил братский молебен ко преподобному и богоносному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому. После братского молебна Святейший Патриарх Кирилл, священноархимандрит Троице-Сергиевой обители, молился в алтаре Троицкого собора при чтении утренних молитв и полунощницы. По окончании полунощницы Предстоятель перешел в Успенский собор, где молился за утреней, часами и изобразительными. Затем в Успенском соборе Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров, затем возглавил молебное пение святому великомученику Феодору Тирону и освятил коливо. 20 февраля, в субботу первой седмицы Великого поста — день памяти святого великомученика Феодора Тирона, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию Иоанна Златоуста в храме преподобного Сергия Радонежского Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря. В дар монастырю Святейший Патриарх передал ковчег с частицей мощей святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и всея Руси. По окончании Божественной литургии Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин освящения главного колокола обители — благовестника «Святитель Петр». 20 февраля Святейший Патриарх Кирилл посетил исторический Московский епархиальный дом в Лиховом переулке, переданный Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету.

http://e-vestnik.ru/church/sluzhenie_pat...

В первую неделю (воскресение) Великого поста совершается торжество восстановления почитания святых икон при царице Феодоре, а вместе с тем воспоминается то дивное действие, какое оказали на императора Феофила, гонителя святых икон, но перед смертию раскаявшегося, общественное покаяние, молитва и пост. Будучи совершены по нем в первую седмицу Великого поста, они даровали ему от Господа прощение грехов. Когда же восторжествовало православие (в 842 г.) над гонителями икон – иконоборцами, тогда пастыри церковные возблагодарили Бога за водворение мира в Церкви, возгласили многолетие верным членам Церкви и вечную память подвижникам православия и осудили заблуждения еретиков, объявили, что их учение неправославно и что Церковь отлучает их от себя (анафематствует), но что они, вместе с тем, молят Бога об обращении их на путь истины, установили все это совершать ежегодно, составили чин Православия, который в кафедральных соборах совершается перед литургией по прочтении часов или перед окончанием литургии. В субботу второй седмицы Великого поста, подобно тому как потом и в субботы 3 и 4 седмиц, Церковь молится всем святым. Во вторую неделю (воскресение) Великого поста празднуется память св. Григория Паламы , митрополита Солунскою, жившего в XIV веке, который «православия догматы насадил и веры семя умножил добре и постник явился». Таким образом, в предыдущую первую неделю было совершаемо торжество православия, в эту же вторую неделю ублажается защитник православия, который против еретика Варлаама защищал божественность света, которым Господь сиял на Фаворе. В третью неделю Великого поста совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, который для постящихся и сокрушающихся служит среди поста как бы «прохлаждением и укреплением», ибо что может более ободрить нас в духовной скорби, как не представление бесконечной любви Господа, который предал Себя крестной смерти, чтобы спасти нас. Крест Господень возбуждает и укрепляет в нас упование, что за нашими скорбями и болезнями последует прославление. Господь, восшедший на крест, прославился и обещал сокрушающимся, страдающим, несущим крест – прославление.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

С другой стороны, напротив, обратная картина. Во время поста чувства человека не получают своей привычной пищи, их жизнедеятельность останавливается, тело успокаивается, и на свет проявляется душа. Пост является неотъемлемой частью духовной жизни человека, и для него это очень интимно. Поэтому он думает, поймет ли его интервьюер, если назвать настоящую причину поста? Может, легче сказать, что цель поста заключается в том, чтобы просто оздоровиться? И верующий человек может сказать, что соблюдает пост только для того, чтобы просто стать здоровее. Еще один момент (Вы его затронули, рассказывая про Ваш первый опыт поста) — это советское прошлое. На самом деле оно имеет колоссальное значение для страны и для традиции в России. Пост неразрывно связан с великим событием Пасхи. Но занимаясь наблюдениями и проводя исследования, социологи обнаруживают как бы две «пасхи». Одна Пасха — христианская, православная, а другая, если можно ее так назвать — символическая, обрядовая. Ведь даже в советское время красили яйца, пекли куличи, тайно святили их в церкви. То есть все годы, когда Церковь была в гонениях, отдельные составляющие пасхальной традиции не уходили. Митрополит Иларион: У нас тоже есть своя статистика, которая базируется на простых наблюдениях. Как священнослужитель я наблюдаю, что в Великий пост в храме значительно увеличивается число прихожан как на обычной воскресной службе, так и на службах первой седмицы Великого поста. В первые четыре дня Великого поста во всех храмах на повечериях читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Это сложный текст, содержащий в себе разные цитаты из Библии, ссылки на персонажей, о которых многие сейчас и не знают, потому что мы не знаем Библию настолько хорошо, как в те времена, когда писался Великий канон. Но, тем не менее, люди приходят в храм, ибо по опыту прошлых постов им знакомы чувства благодатного переживания во время чтения этого канона. У человека есть потребность в какой-то период года изменить ритм своей жизни, усилить интенсивность духовной жизни. Именно для этого сложился в Церкви Великий пост. Причем Великий пост — установление древнее, и, действительно, он появился как время подготовки к Пасхе, когда верующие готовили себя к встрече с Воскресшим Спасителем. Но Великий пост — это еще и время, которое на языке святых отцов называется духовной весной. И здесь я хотел бы обратить внимание на аспект радости, затронутый Вами, который, в том числе, присутствует и в покаянии. Великопостные службы — покаянные, призывающие человека к плачу, к раскаянию в своих грехах. Но в то же время после них люди из храма выходят радостными. Это та внутренняя радость, которую человек переживает, когда соприкасается с Богом, когда слышит удивительные слова церковных песнопений, и даже физически чувствует какое-то очищение. Это та радость, которую нельзя описать словами и невозможно втиснуть ни в какие рамки социологических опросов.

http://patriarchia.ru/db/text/4011648.ht...

К пастырско-назидательным работам относятся: 1 . «Великий пост» протопресвитера Александра Шмемана . 2 . «Пасха. Светлое Христово Воскресение» митрополита Вениамина (Федченкова). 3 . «Великий пост» протоиерея Григория Дьяченко . Протопресвитер Александр Шмеман (1921–1982) – доктор богословия, декан Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке. В 1981 г. в Париже вышла книга прот. Александра «Великий пост». Она состоит из введения «Великий Пост и путь к Пасхе» и пяти глав: «Приготовление к Посту»; «Великопостные богослужения»; «Литургия Преждеосвященных Даров»; «Постное странствие»; «Великий Пост в нашей жизни». Объяснение смысла поста прот. Александром основано главным образом на великопостных службах. Исследованию Постной Триоди в книге «Великий пост» посвящено 6 страниц. Основным принципом изложения является порядок и характер богослужения в Великий пост , последовательное описание его неделя за неделей. Прот. Александр Шмеман говорит о посте как о странствовании, путешествии, паломничестве, пути, ведущем к Пасхе, которая и является конечной целью поста. Митрополит Вениамин (Федченков) (1880–1961) – в эмиграции – архиепископ Алеутский и Северо-Американский. Заявленная книга, вышедшая отдельным изданием в 2007 году, представляет собой раздел с таким же названием из сборника «Царство Святой Троицы». Великому посту посвящена одна глава (11 страниц). Сам митрополит Вениамин говорит, что он не писал «сочинение на соискание ученой степени», но прежде всего, его интересовало живое отношение «к переживаниям праздника» 2 . В его книге отсутствует строгая систематичность в исследовании Постной Триоди, а песнопения, которые он использует, только иллюстрируют его мысли о цели и характере Поста и его связи с Пасхой. Протоиерей Григорий Дьяченко (1850–1903) – церковный писатель, магистр богословия. Книга «Великий пост» представляет собой десятый отдел из труда «Общедоступные беседы о богослужении Православной Церк- ви». Объем книги – 406 страниц. Она рассказывает о богослужении Великого поста, его порядке, содержании, об особенностях церковных служб каждой великопостной седмицы и Недели, о смысле песнопений Святой четыредесятницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

И хлеб, добываемый в поте лица Адамом, был непростым. Ведь первые люди стали и объектами диавольского воздействия. Познав добро и зло, человек оказался открыт плотским грехам, потерял он и Божию благодать, питавшую его лучше любого хлеба. Люди не теряли надежду на Божие милосердие - и обетование Господне исполнилось через воплощение Сына Божия. Казалось, прошли эпохи, но мало поменялось в человеческой жизни. Уже искупленный Голгофской жертвой Христа, человек вновь и вновь впадает в грехи, становясь изгнанником из обители Отца Небесного. Бог дает каждому испытать эту трагедию, но Он не оставляет людей. Силу противодействия греху, возвращение в Отчии объятия каждый может почерпнуть в Таинствах Церкви. Время Великого поста есть тот период, когда можно пересмотреть всю свою жизнь, научившись тем добродетелям, о которых в обычные дни человек забывает.Эта новая жизнь должна быть направлена на созидание, укрепление и творчество. Дай Бог, чтобы этот Великий пост стал для каждого шагом, поворотом хотя бы, в сторону Творца! Чтобы время поста было достойным временем, проведенным нами в приготовлении к великому празднику Воскресения Христова - тому дню, когда человек был возвращен к достоинству Божию, возвращен в рай! Дай Бог, чтобы нам, пройдя дни поста, почувствовать своей душе и жизни перемены - и ощутить через них перемены и в жизни всех нас, всего общества! Приглашаю в дни первой седмицы поста, помимо подвигов воздержания, посещать храм - в эти дни мы будем читать Великий канон преподобного Андрея Критского - и укреплять свою душу молитвой и доброделанием " . Прощёное воскресенье имеет свое название по Чину прощения. Архиерей или настоятель храма  по окончании вечерни с  поклоном испрашивает прощения у своего клира и прихожан, и те отвечают ему также поклоном. После чего все, по одному, подходят к архиерею или настоятелю и священнослужителям, а затем и друг ко другу, прося  друг у друга прощение. Вечером 26 февраля Преосвященнейший Игнатий совершил вечерню с Чином прощения, прочитал молитву на Великий пост и также обратился с архиерейским напутствием на путь поста к выборжцам:

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

Далее митрополит Иларион обратился к собравшимся с архипастырским словом. «Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Елисей! Дорогие отцы, братья и сестры! Прежде всего хотел бы всем вам передать сердечные благопожелания и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, который многократно в бытность свою митрополитом и председателем Отдела внешних церковных связей приезжал в Великобританию, посещал этот святой храм и совершал здесь богослужения. Завершается первая неделя Великого поста, которая для многих из нас была временем духовного сосредоточения, молитвы и трезвения. Так случилось, что в этом году я впервые более чем за 25 лет своего священнослужения нахожусь на первой неделе Великого поста не в храме, где несу свое служение, а по благословению Священноначалия провожу эти дни в путешествии. Среди различных торжественных церемоний, ответственных встреч и мероприятий я находил прибежище в храмах Московского Патриархата — сначала в храме святой великомученицы Екатерины в Риме, где читал Великий канон во вторник и среду этой седмицы, а сейчас здесь, в Успенском соборе, где мы совершили утреню в день памяти сорока мучеников Севастийских. Я благодарю Вас, владыка Елисей, за приглашение вновь посетить этот храм, дорогой для моего сердца, и совершить здесь богослужение в святые дни первой седмицы Великого поста. В Евангельском чтении, которое мы только что слышали, есть важные слова Спасителя: «В терпении вашем стяжите души ваши» (Лк. 21:19). Терпение — это качество, которого многим из нас очень не хватает. Мы часто бываем нетерпеливы, потому что желаем, чтобы какие-то вещи случались быстрее или иным образом, чем это происходит на самом деле. Очень часто случается так, что мы совершаем какие-то действия или говорим какие-то слова и бываем уверены в своей правоте, но почему-то люди видят и слышат нас по-другому. Мы посылаем окружающим какой-то сигнал, а в сознании людей он преломляется как-то иначе, по-другому. Иной раз мы бываем очень нетерпеливы: нам кажется, что должна восторжествовать справедливость и нас должны понять, принять, а между тем этого не происходит. Тогда мы пытаемся доказать свою правоту, ведь кажется, что вся проблема в том, что нас неправильно услышали, недопоняли и сигнал, который мы посылали, оказался искажен какими-либо посторонними шумами, поэтому просто нужно донести его до адресата. А между тем очень часто бывает так, что просто время еще не пришло для того, что мы хотим сделать и сказать, чего мы хотим достичь.

http://patriarchia.ru/db/text/2866153.ht...

Антифон (греч. «противогласие») – песнопения, взятые большей частью из ветхозаветных книг и исполняемые попеременно двумя хорами, стоящими друг против друга (как правило, на правом и левом клиросах храма). В сущности, антифон – это не форма богослужебных песнопений, как тропарь, кондак, стихира, а, скорее, способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Антифоны возвещают, главным образом, пришествие Сына Божия на землю и все дела Его; антифоны на двунадесятые Господские праздники содержат объяснение празднуемого события. Антифоны на литургии состоят из трех частей и поются три раза в честь Святой Троицы. Богородичны – стихиры, тропари и каноны в честь Божией Матери. Великий пост – многодневный пост перед праздником Пасхи. Великий пост составляют: пост святой Четыредесятницы и пост Страстной седмицы. Пост Четыредесятницы длится сорок дней – в воспоминание сорокадневного поста Господа Иисуса Христа перед выходом Его на общественное служение (см.: Мф. 4:1–11 ; Мк. 1:12–13 ; Лк. 4:1–13 ). Великий пост начинается с понедельника после недели сыропустной, или прощеного воскресенья. Каждая седмица поста называется по порядку следования: первой, второй, третьей и т.д. седмицей Великого поста и заканчивается неделей (то есть воскресеньем), посвященной особому воспоминанию (см. об этом: Четыредесятница). После шести недель Четыредесятницы следует Страстная седмица, посвященная воспоминанию страданий (страстей) Господа. Она начинается после праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербного воскресенья). Каждый из дней Страстной седмицы посвящен особому воспоминанию и называется великим: великий понедельник, великий вторник и т.д. Великим этот пост называется как по продолжительности его, так и по степени воздержания, молитвенного напряжения и покаяния. Великий пост установлен Церковью для достойного покаяния, обновления единения верующих с Богом и приготовления к празднику праздников – Пасхе Христовой. Величание – краткое песнопение, в котором прославляется празднуемое событие или лицо. Величание поется на полиелее, самой торжественной части праздничного всенощного бдения и многократно повторяется со стихами избранного псалма (то есть сборного, составленного из стихов разных псалмов), пока совершается каждение храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010