Христос воскресе из мертвых, Смертию смерть поправ И сущим во гробех Живот даровав. Примечания (патристический справочник) Для удобства читателя я расположил примечания в алфавитном порядке. Кроме того, к ним добавлено несколько статей, посвященных раннему монашеству (после заметки об Апофтегмах отцов пустынников), арианству (после заметки об Афанасии Александрийском ), монофизитству (после заметки о Максиме Исповеднике ). АВГУСТИН ИППОНСКИЙ (354–430) Отец Церкви, оказавший наибольшее влияние на Запад – и хорошее, и дурное. Сегодня необходимо заново определить его место в великой патриотической симфонии, где труд его оказался стоящим особняком из-за варварских вторжений. Поиски Августина, его мытарства, этапы его обращения, замечательно изложенные в Исповеди, поражают своей современностью. Августин родился в Тагасте (сегодняСук-Ахраз), в Алжире, в семье мелких земельных собственников, изнемогающих под бременем налогов, но стремящихся дать своим детям классическое образование. Итак, Августин изучает, а затем преподает в качестве ритора великую латинскую культуру. Но он не знал греческого языка и с подлинной философией был знаком лишь как самоучка – но гениальный самоучка. Будучи человеком страстным и чувственным, он отвергает христианство своей матери Моники и присоединяется к манихейству, считающему себя гнозисом, наукой о невидимом, метафизически классифицирующей относящееся к областям света и тьмы. В Милане Августин знакомится (в лат. переводе) с Плотиной и глубиной внутреннего экстаза, в котором человек отождествляется с абсолютом Влияние Амвросия, тогдашнего миланского епископа, а также Моники, чтение жития св. Антония, послания Павла, вдруг открывшиеся в непроизвольном напевании ребенка Tolle, lege! (возьми и читай), – Павла, велящего «облечься в Христа», – все это способствовало обращению Августина летом 386 г. Он получает крещение от руки Амвросия в ночь на Пасху 387 г. Вернувшись в Африку, Августин вскоре волею народа (и против своего желания) был избран в помощники епископа Иппоны (ныне Анаба, в Алжире) – сначала в качестве священника, затем – коадъютора. После смерти епископа в 396г. он становится его преемником. Отныне он взваливает на себя «епископское бремя»: учить и защищать народ, охранять африканскую Церковь от ереси. Августину суждено было увидеть закат античного мира: разграбление варварами Рима в 410 г. и варварское нашествие в Северную Африку. Умер Августин в осажденной Иппоне. Но в своем Граде Божием он разработал богословие истории, показывающее неизбежность напряженности между градом земным и градом небесным, и заложил основания христианской культуры.

http://azbyka.ru/otechnik/Olive_Kleman/i...

Для удобства читателя я расположил примечания в алфавитном порядке. Кроме того, к ним добавлено несколько статей, посвященных раннему монашеству (после заметки об Апофтегмах отцов пустынников), арианству (после заметки об Афанасии Александрийском), монофизитству (после заметки о Максиме Исповеднике). АВГУСТИН ИППОНСКИЙ (354—430) Отец Церкви, оказавший наибольшее влияние на Запад — и хорошее, и дурное. Сегодня необходимо заново определить его место в великой патриотической симфонии, где труд его оказался стоящим особняком из–за варварских вторжений. Поиски Августина, его мытарства, этапы его обращения, замечательно изложенные в Исповеди, поражают своей современностью. Августин родился в Тагасте (сегодня — Сук–Ахраз), в Алжире, в семье мелких земельных собственников, изнемогающих под бременем налогов, но стремящихся дать своим детям классическое образование. Итак, Августин изучает, а затем преподает в качестве ритора великую латинскую культуру. Но он не знал греческого языка и с подлинной философией был знаком лишь как самоучка — но гениальный самоучка. Будучи человеком страстным и чувственным, он отвергает христианство своей матери Моники и присоединяется к манихейству, считающему себя гнозисом, наукой о невидимом, метафизически классифицирующей относящееся к областям света и тьмы. В Милане Августин знакомится (в лат. переводе) с Плотиной и глубиной внутреннего экстаза, в котором человек отождествляется с абсолютом Влияние Амвросия, тогдашнего миланского епископа, а также Моники, чтение жития св. Антония, послания Павла, вдруг открывшиеся в непроизвольном напевании ребенка Tolle, lege! (возьми и читай), — Павла, велящего «облечься в Христа», — все это способствовало обращению Августина летом 386 г. Он получает крещение от руки Амвросия в ночь на Пасху 387 г. Вернувшись в Африку, Августин вскоре волею народа (и против своего желания) был избран в помощники епископа Иппоны (ныне Анаба, в Алжире) — сначала в качестве священника, затем — коадъютора. После смерти епископа в 396г. он становится его преемником. Отныне он взваливает на себя «епископское бремя»: учить и защищать народ, охранять африканскую Церковь от ереси. Августину суждено было увидеть закат античного мира: разграбление варварами Рима в 410 г. и варварское нашествие в Северную Африку. Умер Августин в осажденной Иппоне. Но в своем Граде Божием он разработал богословие истории, показывающее неизбежность напряженности между градом земным и градом небесным, и заложил основания христианской культуры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=754...

Тогда, надев на жердь топор, чухны собрались рубить у дерева сук с горящими свечами, думая, что или свечи опадут во время рубки от трясения или саму ветвь с горящими свечами они отсекут от дерева. Но по их дело не сладилось. Свет угас сам собой, когда на ветке от ударов то образовалась вырубка, глубиной перста на два. Сук с рубкой отстоял от земли сажен на две, и рубка на нем была видна. Наш пророк также соединил свое предсказание о суеверным деревом. Он разглашал, что вода к зачатью Предтечи покроет город по сук с зарубкой, а то, пожалуй, и выше дерева. Разговоры между чухнами поддерживали предсказания лжепророка. Население Санкт-Петербурга впало в великое сомнение. Многие начали изыскивать заблаговременно способы к спасению жизни на возвышенных местах около Санкт-Петербурга. Чтобы уничтожить суеверие, царь приказал срубить старое дерево и солдаты преображенского полка, в присутствии царского величества, срубили его, только пень еще в 1725 году существовал, и его приходили смотреть, как редкость. Между тем, пророк был отыскан и посажен в крепость. Так как в назначенный день наводнения не случилось, то пророка строго наказали за ложное предсказание. В то же время, жителям Санкт-Петербурга, собравшимся, по случаю казни пророка, у пня срубленного дерева, государь говорил, чтобы впредь не верили нелепым выдумкам. Однако же, наводнение в 1720 году, по свидетельству современной записи (Архив, ч. I, стр. 112), действительно, было, – видно только не в тот день, на который указывал пророк. В 1720 году, был другой случай, по которому высказалось суеверное настроение тогдашнего народа. Здесь злоумышленники употребили св. веру в орудие обмана. В один воскресный день, богомольцы, собравшись в Троицкую церковь , по своей преимущественной вере к чудотворному образу Казанской Божией Матери, ставили у него свечи и припадали с молитвой. Умильно взирая  к образу, вдруг кто-то заметил, что лик Матери Божией проливает слезы. Весь народ пришел в ужас и смятение. Явились толкователи с объяснением, что-де это явный знак нерасположения Матери Божией к новому городу.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Надо заметить, Адам не справился с Евой, с её природой и змеиным обольщением. Можно себе представить, насколько женские монастыри сложнее мужских. Однако мать Николая, нынешняя игумения Малоярославецкой обители, не только справляется с этой наисложнейшей задачей, но ещё взяла на себя дополнительную ношу- воспитывает детей с искалеченной психикой из сложных семей, невзирая на своё нездоровье. Вы, хулители этой обители, попробуйте взять с улицы или из детдома хотя бы по два таких ребёнка и покажите положительные результаты, каких достигла мать Николая! Мы знаем, кто поднял скандал вокруг монастыря, кто дышит в саркастических произведениях антицерковной псевдопублицистики. Мы знаем, кто это. Это зло, у которого никогда не было недостатка в прислужниках. Зло почивает на лоне гордыни и тщеславия. Родной дом и местопребывание этого зла - Ад, а хозяин его - дьявол. Насельницам же монастыря и матушке-игуменье хочется сказать: «Радуйтесь и веселитесь - к вам пришёл Христос и благодарите святителя Николая, вымолившего вам такую милость: поношения, оплевания, заушения как Христу, идущему на Голгофу». Ибо сказано: «Не ропщи, а терпи и люби». Молитесь за распинателей ваших - и будет вам утешение: быть может, кто-нибудь из них спасётся как сотник Лонгин». Всем нам помоги Господь! И научи быть мудрыми, ибо за всякое слово дадим Там ответ. Не только мы, но и наши дети и весь наш род. Вся эта печатная болтовня вокруг Малоярославецкого монастыря - рассуждения без Бога. А Бога надо знать и понимать. Об этом хорошо сказано не только в Священном Писании и в творениях святых отцов, но и в произведениях мудрых мыслителей, как, например, в «Книге раздумий» И. Ильина. Не пожелавшие познать Бога будут в безумии своём рубить под собой сук - на погибель себе. Сук этот - Церковь Православная. Гибель Её приведёт к царству Содома и Гоморры, как уже было в истории Отечества в 1917 году, перешедшему в страдания 1941 года. Вы к этому стремитесь, господа? Вы к этому призываете свою аудиторию? Архимандрит Георгий (Евдачев), н астоятель Мещовского Свято-Георгиевского монастыря

http://ruskline.ru/analitika/2017/03/24/...

Значение слова «лавра» в этом контексте представляется достаточно темным. Вполне возможно, что первое пришедшее на ум значение этого слова «рынок» при сопоставлении его с арабеким «сук», в данном случае является неприемлемым. Воекресным утром аскеты приносили сюда (в лавру) свое рукоделие, здесь их ждала совместная молитва и трапеза, здесь же они решали все свои дела и вечером того же воекресного дня возвращались в кельи, взяв с собою запас хлеба, воды и материала для рукоделия на всю предстоящую седьмицу. Впрочем, как «лавра», так и «сук» означают, скорее, не открытую площадь, но улочку с выходящими на нее лавками. Вероятно, образ этот в большей степени соответствует географическому своеобразию лавр Харитона, представлявших собою ряд пещер или келий, выходивших на тропу, идущую вдоль ущелья. Вернемся еще раз к Антонию, устроившему свою обитель в далеком оазисе. Арабы, вместе с которыми он добрался до Внутренней Горы, время от времени доставляли ему хлеб, и вскоре о местонахождении преподобного Антония прознали и его ученики. Не желая зависеть от них, он сам стал выращивать хлеб на небольшом клочке плодородной земли, запретив животным тревожить его и разорять его посевы. 84 Здесь мы уже видим картину, характерную для всех рассматриваемых нами монашеских памятников, картину таких отношений с животными, которые говорят о возвращении человека в состояние Адама до грехопадения. Его монахи, находившиеся на «Внешней Горе» Писпир возле Нила, достаточно часто общались с Антонием, самые же докучливые пытались искать его и на Внутренней Горе. Однако подобные путешествия были опасны для малоопытных монахов, и потому Антоний время от времени сам спускался в Писпир, куда стекались многочисленные гости священнослужители, монахи и миряне, приходившие к нему за советом, утешением и исцелением. 85 Палладий рассказывает о том, как Кроний, впоследствии ставший нитрийским пресвитером, в начале своего монашества пять дней ждал случая увидеть святого Антония, узнав, что «он посещает монастырь иногда через десять дней, иногда через двадцать, иногда через пять».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Долго он неутешно плакал. Присутствовавшие, слыша все это, сами плакали и свидетельствуют перед Богом об этом всеобщем покаянном плаче. Тут же батюшка стал вспоминать, как он работал в саду монастырском и видел в каждом цветке и листочке Самого Господа и как было ему радостно жить с Господом. ...Три дня мать Александра не могла с утра вычитать молитвенного правила батюшке, так как батюшка раньше благословил ее печь просфоры. Через некоторое время мать Александра вошла в келью батюшки и посетовала, что он в этот день не приобщился Святых Таин. На это батюшка смиренно ответил: «Да. Не приобщился». В час ночи мать Александра освободилась и спросила у батюшки благословения отдохнуть; он благословил. В три часа ночи она снова вошла в келью батюшки узнать, как он себя чувствует, и видит: батюшка светлый как солнце! Он сказал: «Я уже приобщился». Мать Александра удивилась, так как никто в это время не приходил к батюшке. Видя ее удивление, батюшка и говорит ей: «Приобщился сам, а Чашу чудесным образом принесли!» После этой ночи отец Серафим (Розенберг) каждый раз в 2 часа ночи приходил и приобщал батюшку Святых Таин. ...Перед смертью батюшка сказал: «Я теперь все распределил; теперь только осталось снять епитимью с тех, на кого я наложил». На другой день все предстали, о которых он говорил. Одного духовного сына из Ленинграда мать Александра спросила, как он явился вдруг к батюшке. Тот ответил: «Не знаю, как сюда попал, и не знаю, как отсюда попаду». Сняв со всех епитимью, батюшка сказал: «Ну, теперь я спокойно отойду”». Старец перед кончиной «На вопрос духовных чад своих, на кого он их покидает, батюшка ответил: «На Матерь Божию!» – и наставлял всех любить друг друга, прощать всем обиды, так как ненависть хотя бы к одному человеку ведет к смертному греху; и надо так прощать, чтобы человек осязательно знал, что ты простил его. Говорил, что за дары монастырю Матерь Божия сторицей воздаст, а кто монастырское расхищает – вещами или деньгами, – тому нет прощения от Господа. Образно сказал еще: «Кто на каком суку сидит – такой сук и подтачивает; сук упадет – и сам с суком тоже». Не будут прощены грехи тому, кто свою братию поносит и расточает монастырское добро. Затем сказал матери Александре: «Ничего не бери монастырского; ты скоро после меня отойдешь ко Господу – приобретай больше Духа Святаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отпилив сук, кощунники потрясенно ахнули: на срезе проявился лик Божией Матери Тогда активисты не остановились в своем рвении, принявшись пилить мученическое тело березы частями. Но, отпилив сук, деятели потрясенно ахнули: на срезе проявился лик иконы Божией Матери «Умиление». Только после этого были прекращены терзания дерева. Стоит красавица и по сей день. Когда мы гладили ее черно-белый ствол, с тонких окончаний плакучих веток уже свисали молодые, свежие сережки. Мягенькие, они тоже легко доставались рукой. Поклонились мы и святым могилам, расположенным восточнее Свято-Троицкого храма, на пути к Канавке. Годы жизни блаженной Паши Саровской, указанные на кресте, впечатляют: 1795–1915. Почитаемая многими еще при жизни, обладавшая даром прозорливости и предрекавшая в иносказательной, аллегорической форме события и судьбы, во время странствий по саровским лесам до прихода в монастырь знаменитая блаженная «имела вид Марии Египетской. Худая, высокая, совсем сожженная солнцем и потому черная, страшная, носила в то время короткие волосы… босая, в мужской рубашке, свитке, расстегнутой на груди, с обнаженными руками… она приходила в монастырь и наводила страх на всех, не знающих ее». А впоследствии, располнев в монастыре, одевалась в несколько сарафанов сразу, на голове носила старушечий чепец и крестьянский платок. Именно она в 1903 году, на торжествах прославления преподобного Серафима, вручила письмо 70-летней давности от преподобного Серафима Императору Николаю Александровичу – «Царю, который приедет в Дивеево». Серо-голубенький домик, где инокиня принимала Помазанника Божия, расположен в непосредственной близи от обители и хорошо был виден нам сквозь еще голые кусты и чугунную воздушную монастырскую ограду. Рассказывают, что при подготовке ко встрече Паша попросила вынести из домика мебель и застелить пол коврами: новость для адресата должна была оказаться сокрушительной. Действительно, в послании говорилось о трагической судьбе России и Царской Семьи. Царь Николай сильно восскорбел по прочтении письма. Это откровение было тяжелым, но, как показало время, оно помогло Семье достойно выдержать тяжкие испытания и сподобиться неувядаемого венца славы в Царствии Небесном.

http://pravoslavie.ru/112124.html

16, 29; [Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.] 10, 5, 31. [цифры написаны ошибочно, стихи не соответствуют теме.– п. С. П.] Рим. 3, 21 ; [ Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,] Рим. 1, 16 ; [ Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.] Ин. 20, 31 ; [Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его. ] Пс . 118, 5–6, 33–35, 113; [ О, если бы направлялись пути мои к соблюдению уставов Твоих! 6 Тогда я не постыдился бы, взирая на все заповеди Твои: 33 Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. 34 Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем. 35 Поставь меня на стезю заповедей Твоих, ибо я возжелал ее. 113 Вымыслы человеческие ненавижу, а закон Твой люблю.] Деян. 20, 27–31 . [ ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. 28 Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею. 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада; 30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.] Деян. 1, 1 . [ Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала]. 1925 года января 26 дня был вместе с о. Мих[аилом] Ан[дреевичем] Окуньковым в д[еревне] Феодоровке. Сперва беседовали по разным вопросам с исполнителем Мих[аилом] Афанасьев[ичем] Капитоновым, у него жена сектантка, а сам колеблющийся. Сект[анты:] Иван Феодор[ович] Сук[аев ?], Василий Иванович Сук[аев] (курит), Тимофей Ив[анович] Аверьянов. Прав[ославные]: Егор Афанасьевич Иванов, Иван Иванович Андрианов. Беседовали о Т[аинстве] Причащения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

Ответ. Я очень счастлив, что Хун Сук будет танцевать на сцене Кировского театра. Мне хорошо известны традиции высокого артистизма, которые издавна характеризуют русский балет и в особенности труппы Кировского и Большого театров. У Хун Сук крупное дарование, и она напряженно работает над своим мастерством. Она уже давно мечтает выступить в Советском Союзе, и это ее первая возможность. Но веха в творческой карьере моей невестки одновременно и важный момент в развитии моих личных контактов с Советским Союзом» 377 . Интересы семей Горбачевых и Мунов совпали: супруга президента СССР – страстная любительница балета, внучка Михаила Сергеевича и Раисы Максимовны была отдана в Ленинградское хореографическое училище им. А. Вагановой. (Примечательно, что балетное искусство поддерживают и мормоны: их балетная труппа «Ballet West» – третья по величине в США.) «Проблемы культуры издавна меня интересуют, – признается Мун. – Несколько лет назад я основал труппу „Юниверсал баллет». Ныне она имеет свою школу в Вашингтоне. Этот проект был кульминационной точкой целого ряда других культурных начинаний, которые я осуществлял в течение последних двадцати лет, и в частности, около десяти лет назад я подключился к делам Симфонического оркестра города Нью-Йорка, а также принимал участие в создании международного хора „Певцы „Новая надежда», некоторых других музыкальных групп, оркестров и ансамблей» 378 . Но главное детище Муна в области балета – это корейский детский танцевальный ансамбль «Маленькие ангелы». К 1989 году он выступил более чем в 60 странах мира, более трехсот раз – по телевидению. По словам Муна, «труппа состоит из детей, потому что дети, как никто другой, выражают дух мира. Даже самые циничные люди перед ними отбрасывают привычные маски и становятся способными почувствовать чистоту и любовь, к которым стремятся все человеческие существа» 379 . И вот «детский крестовый поход» начат. В Москве «Маленькие ангелы» дали концерт на сцене московского ТЮЗа, который транслировался по Первой программе телевидения.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Итак, сочетание организационных норм и психологических методов с религиозными убеждениями смолоду достаточно прочно прикрепляет мунистов к Церкви Объединения, несмотря даже на тяжесть их повседневной жизни, а амбициозное желание (даже не вполне осознаваемое) стать «старшими» членами ещё укрепляет эту связь. Иерархическому устроению Церкви Объединения соответствует и её организационная структура. Ассоциация Святого Духа за объединение мирового христианства, формально возглавляемая не самим Муном, а его ближайшими учениками (первым президентом её был Хё Вон Ю – компилятор книги «Божественный Принцип»), имеет свои отделения в 136 странах. В больших государствах церковь делится на регионы, в которых ещё могут выделяться отдельные города. Помимо географических центров в ЦО существуют также и офисы, призванные координировать деятельность Движения в самых различных сферах – от финансовой до подготовки церемоний Благословения, и от организации внешних проектов до обеспечения достойного приёма членам Истинной Семьи. Каждым отделением церкви руководит центральная личность, подчинённая лидеру более крупного подразделения. Примером административного устройства Церкви Объединения может служить церковь в республиках бывшего СССР. Поскольку сам Сан Мён Мун не может, по не вполне ясным причинам, навещать своих последователей в этих странах, его полноправным представителем здесь является доктор Джун Хо Сук, официально называемый президентом Церкви Объединения в России, СНГ и странах Балтии, а также в Монголии и Китае (кроме того, он продолжает курировать церковь в Америке). Истинную Мать замещает, соответственно, его жена. История жизни г-на Сука не оставляет сомнений в его преданности Муну. Его мать, Уон Бок Че, преподаватель и декан по делам управления из университета Эвха (Ифа) была послана в Церковь Объединения для возвращения ушедших туда студенток, но, вместо этого, сама присоединилась к группе Муна и скоро оставила свою дружную и счастливую семью, так что сын не видел её в течение десяти лет. Он заболел и стал религиозен, после чего стал искать Церковь Объединения и, ещё не встретив там мать, уже присоединился к ЦО. Вскоре он был благословлён и в настоящее время г-н Сук является одним из наиболее влиятельных лидеров АСД-ОМХ, по крайней мере, в странах Запада.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/munizm-v...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010