Сербские торжества в Косово и Метохии (версия для печати)/Православие.Ru Сербские торжества в Косово и Метохии Православие.Ru , 30 июня 2004 г. 28 июня 2004 г., Грачаница 28 июня в Косово и Метохии, как и во всей Сербии, прошли традиционные торжества, посвященные дню памяти Косовской битвы. Именно в этот день 615 лет назад, в 1389 года, состоялась знаменитое сражение между сербскими войсками под предводительством князя Лазаря и османскими под предводительством султана Мурада и его сына Баязида. В этот день Православная Церковь совершает память святого Витта, и поэтому в сербскую традицию он вошел под названием Видовдан. В этот день Сербский Патриарх Павел совершил Божественную литургию в монастыре Грачаница, а также отслужил на Газиместане парастас в память всех сербских воинов. Предстоятелю сослужили несколько сербских архиереев. Торжества в Грачанице В своей беседе после поминовения всех героев, «которые честно пострадали, защищая отечество, от битвы на Косово и до наших дней» Предстоятель Сербской Церкви подчеркнул, что «Видовдан и святой князь Лазарь благодаря непреходящим ценностям, за которые они положили свои жизни находятся сейчас в глубине памяти и сердца всего нашего народа». - Это и сейчас должно быть для нас примером и путем, которым нужно идти, чтобы мы защищали свободу, помня о том, что она необходима всем, – сказал Патриарх Павел. - Пусть будет слава всем нашим покойникам, пострадавшим до сегодняшнего дня, мученикам и новомученникам, и чтобы Господь помог нам, чтобы и мы выстояли на Его пути, не взирая на все трудности, - сказал глава Сербской Православной Церкви. На Газиместане На Газиместане и в Грачанице Патриарху Павлу сослужили епископы: Рашко-призренский Артемий (Радосавльевич), бывший Захолмско-герцеговинский епископ Афанасий (Евтич), Липлянский Феодосий (Шибалич), а также духовенство Рашко-призренской, Захолмско-герцеговинской и Жичской епархий. В своей беседе на литургии в Грачанице владыка Артемий призвал косовских сербов оставаться в своих домах, «крепко держаться своих святынь, могил своих предков и святой земли Косово и Метохии», потому что без Косово для сербов нет и православия и сербского государства. По словам владыки Артемия, благодаря евангельским добродетелям, по которым он жил и готовности положить свою жизнь и пролить кровь за непреходящие ценности, святой князь Лазарь и сейчас является вождем сербского народа, а тем более тех, кто остается в Косово и Метохии на протяжении последних пяти лет в совершенно ненормальных условиях жизни, которые тяжелее, чем во времена турецкого рабства.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Письмо епископа Захолмско-Герцеговинского Афанасия президенту США Биллу Клинтону HTML-koд для вставки на сайт или в блог: Письмо епископа Захолмско-Герцеговинского Афанасия президенту США Биллу Клинтону Господин Президент, мы знаем что Вы заняты важными делами мировой политики , новым мировым порядком, некой великой справедливостью... Но мы маленькие люди спрашиваем: может ли великая справедливость осуществиться без исправления несправедливости по отношению к маленьким людям? Господину Вильяму Клинтону, Президенту США по случаю посещения Боснии и Герцеговины, накануне Рождества 1997 Уважаемый Господин Президент, Вы прибыли в многострадальную землю Боснии и Герцеговины, чтобы перед Рождеством навестить Ваших американских солдат. Желаю Вам и им счастливого Рождества, дня рождения Спасителя мира и всех людей, и счастливого скорого возвращения домой. Желаю мира и любви всем людям и народам, всем детям Божиим. Простите, что это письмо-напоминание, возможно, омрачит Вам на миг рождественскую радость. Ради несправедливости учиненной по отношению к нам и одной нашей святыне посвященной Матери Христа. Речь идет о нашем православном монастыре Завала на Поповом поле в Герцеговине, который по мирному соглашению в Дейтоне достался сербскому энтитету - Республике Сербской и таким образом остался в непосредственном доступе для нас, как православного епископа этого края, и нашего народа. К сожалению, на картах, которые после Дейтона подписаны в Париже изменена линия разграничения и Завала предоставлена хорватам (римо-католикам) в Федерации Боснии и Герцеговине. Помимо этого еще и наше село Завала, с преобладающим сербским населением, и сербские села Чвальина, Дврсница и Чаваш, половина села Марева Лют, как и свыше тысячи гектаров плодородной обрабатываемой земли нижнего Попова Поля. Об этом, Господин Президент, мы сразу после Парижа писали Вам через Его Святейшество Патриарха Сербского Павла (2.1.1996.). До сегодняшнего дня мы не получили никакого ответа. Когда 31 мая 1997 г. Ваш министр иностранных дел г-жа Мадлен Олбрайт посетила Патриарха Павла в Сербской Патриархии в Белграде, ей была вручена копия этого письма-обращения к Вам помимо напоминания об этом содержащегося в письме, которое ей передал Патриарх. И на это до сих пор не было никакого ответа.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Благоприятный момент для сближения В мае 2001 года Священный Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви на своем рабочем заседании принял решение об образовании и восстановлении Будимлянско-Никшичской епархии, расположенной на севере Черногории. Тогда же администратором епархии был назначен викарный епископ Будимлянский Иоанникий (Мичович). Спустя год на очередном заседании Собора в мае 2002 года владыка Иоанникий был назначен правящим епископом Будимлянско-Никшичским с резиденцией в монастыре Джурджеви Ступови (Георгиевы Столбы) в г. Беране. Владыка Иоанникий любезно согласился рассказать нам о жизни епархии и своем служении.      - Владыка, в начале нашего разговора скажите, пожалуйства, несколько слов об устройстве и истории Сербской Православной Церкви на территории Черногории? Христианство присутствует на территории Черногории еще с ранних веков своего существования. На Приморье и здесь на севере Черногории в долине Лима есть много древних храмов, но только со времени правления династии Неманичей, прп. Симеона Мироточивого и особенно со свт. Саввы церковная жизнь приобрела здесь свою полную форму. Святой Савва основал на территории Черногории две епархии. В то же время на территории сегодняшней Черногории их больше. Если говорить о епархиях, чьи кафедры расположены непосредственно в Черногории, то это Черногорско-Приморская митрополия и наша Будимлянско-Никшичская епархия. Это древние, как мы говорим, святосаввские епархии, которые связаны с Черногорией своими центрами, а древняя Хумская (сегодняшняя Захолмско-Герцеговинская) и Милешевская епархии захватывают некоторые западные районы Черногории. - Это вообще характерно для Сербской Церкви, что границы епархий не совпадают с современными административными границами? Эти древние границы епархий, вероятно, были связаны в определенной степени с административным делением во времена правления Неманичей, и мы продолжаем, насколько возможно, сохранять эти епархиальные границы, чтобы это не было забыто. Это, естественно, имеет свои основания и смысл. Сербская Церковь всегда хранила память о временах Неманичей, когда мы действительно достигли и в церковном и в государственном отношении пика своего развития. Позднее, когда настали тяжелые времена и 500-летнее турецкое рабство, мы хранили эту память и благодаря этой памяти позднее и восстановили и восстанавливаем до сих пор церковную жизнь. Наша Будимлянско-Никшичская епархия жила полнокровной жизнью до середины XVII века, когда турки насильно упразднили ее, а с митрополита Паисия живого содрали кожу на воротах монастыря Джурджеви Ступови. Он почитается у нас как священномученик в то время как принятие решения о его канонизации нам еще предстоит.

http://pravoslavie.ru/40727.html